Авторы Игорь и Лариса Ширяевы

Непальские дневники. Легендарный Cho La Pass. Часть 1

Перевал Cho La Pass (5368 м) – легендарное место среди путешественников по Гималаям, идущих к базовому лагерю Эвереста. Легендарное не потому, что об этих камнях и снегах сложено много местных древних легенд. Нет, легенды о духах, прячущихся под каждым камнем, конечно, существуют. Но основная причина не в этом.

Cho La Pass овеян легендами не столько древними и местными, сколько современными и туристическими. Регулярно на Cho La Pass пропадают люди: туристы, треккеры, альпинисты… Их ищут какой-то разумный срок и, как правило, не находят. Частые камнепады, большое количество расщелин в сыпучих больших камнях, ледник на спуске с перевала Cho La Pass в поселок Дзонгла, отвесные ущелья по бокам перевала и небольшое, но опасное озерко прямо под перегибом перевала в верхней его точке, – все это предоставляет идущему через Cho La Pass путнику огромное количество возможностей навернуться так, что костей не соберешь. Одно неловкое движение – и ты летишь, но совсем не как птица…

Учитывая сложный рельеф местности, поиск упавшего человека превращается в проблему, а нахождение в редкую случайность. Добавим к этому горную болезнь, кислородное голодание, слабость, одышку, нарушение координации. А вообще, страшно даже представить, что испытывают люди со множеством открытых переломов, лежащие где-нибудь в ущелье между камней на высоте более 5-ти км, сходящие с ума от боли, и медленно угасающие без какой-либо надежды на то, что их найдут и помогут. Добро пожаловать, на Cho La Pass, дорогие наши читатели…

Вот он «великий и ужасный» Cho La Pass – темная седловина по центру фотографии, как раз между двумя заснеженными пиками. Вроде бы совсем не страшно.

В конце февраля этого года в районе перевала Cho La Pass пропал наш соотечественник Игорь Дашкин. Его искали. Энтузиасты из России собрали деньги, оплатили поисковые работы. Сами слетали в Непал и прошли весь трек, заглядывая буквально под каждый камень. Оплатили работу вертолета. Игоря Дашкина не нашли. И уже вряд ли найдут. Вот здесь небольшой ресурс, посвященный некоторым пропавшим на непальских треках в Гималаях. На самом деле пропавших людей намного больше.

Cho La Pass похож на гибкие песочные часы, перекинутые через бельевую веревку. Седловина перевала и является самой узкой частью этих песочных часов. Cho La Pass кажется не очень сложным перевалом. Но есть несколько «но». Подъем со стороны поселка Драгнаг происходит по довольно крутой сыпучке из крупных валунов. Камнепады здесь не редкость. В районе седловины находится узкая тропа-полка, справа от которой почти отвесный склон, а внизу острые камни и ледниковое озеро, на дне которого, надо думать, лежит немало мертвых тел. Спуск к Дзонгла, хотя и не очень крут, но проходит по скользкой поверхности ледника среди расщелин. Все вполне проходимо, если не ухудшилась погода, если внезапно не выпало много снега, если не посыпались камни, если эти камни не увлекли тебя в ущелье, если не подвернул ногу, если не нарушилась координация от горной болезни, если не стало плохо с сердцем от высоты… Список этих «если» немаленький.

Через Cho La Pass ходят, в том числе, на гору Аби, называемую также Chola Peak, высотой более 6 тысяч метров (по разным данным от 6043 м до 6103 м). Насколько мы знаем, данных об успешном покорении горы Аби пока нет. Восходители были вынуждены возвращаться, не дойдя до вершины. Вполне вероятно, что гора до сих пор официально (в альпинистском смысле) не покорена. Хотя местные, возможно, туда поднимались.

Вот она, гора Аби (Chola Peak), на фото ниже. Снято нами со стороны Гокьйо с ледника Нгозумба.

А вот так (см. фото ниже) гора Аби (Cholo Peak) выглядит перед самым восхождением на перевал Cho La Pass со стороны поселка Драгнаг. Левый заснеженный пик. Справа находится Kangchung Peak, тоже шеститысячник.

Рано утром мы начинаем наш трудный путь из поселка Драгнаг через Cho La Pass в поселок Дзонгла. Обратной дороги нет. Мы поползем вверх по сыпучке из крупных валунов, по которой спускаться намного трудней, чем подниматься. Поэтому если вышел на штурм перевала, то спускаться обратно нет смысла. Только вверх, как бы ни было тяжело!

Вы даже не представляете, какую радость для души представляют собой эти скромные растения-пушистики на высоте около 5-ти км! Намного большую, чем самые прекрасные розы в московском цветочном магазине!

На фото ниже ГлавЕжж в левой части фотографии. Чисто для масштаба. :-)

Погода отличная, чего не скажешь о самочувствии. Ну, хотя бы погода…

Из-за бугра выглядывает шеститысячник Kangchung Peak. Cho La Pass, который нам сегодня придется перевалить, примерно на 700 м ниже.

Дорога к перевалу идет по морене – каменным валунам. Иногда эти валуны среднего размера и не качаются под ногами, а иногда они очень большие и опасно качаются. По пути к перевалу несколько плавных подъемов и спусков, прежде чем начнется самый крутой подъем на перевал. Пока дошел, уже устал от горняшки. На солнце жарко, в тени холодно.

На фото ниже виден перевал из-за морены. Вон он левее вверху.

Весь этот каменный хлам частично притащен ледниками, а частично насыпался сверху с близлежащих вершин и склонов. Все это периодически звучит: шуршит и стучит. В этот момент меньше всего боишься горных духов, а остерегаешься либо летящего сверху камня, либо поехавшего под ногами крупного валуна.

На фото ниже виден плавный подход к перевалу. Пока еще просто пологий склон на подходе к Cho La Pass. Горняшка, слабость и одышка, острые камни вблизи и прекрасные заснеженные вершины Гималаев вокруг. Очередной раз замечаем, что горы похожи на актеров в театре, которые, взявшись за руки, вышли раскланяться к публике. Для масштаба на фото ниже «публика» - ГлавЕжж и наш вождь Сергей Гутиев.

Часто присаживаемся отдохнуть. Хорошо замаскировался – не сразу от камня отличишь.

Места здесь не сказать, чтобы безлюдные. Туристы и альпинисты, носильщики и просто местные жители, - все пытаются пройти через узкую горловину песочных часов Cho La Pass, чтобы попасть в другой район Гималаев. Другой доступной тропы рядом нет. Это самая простая. Иногда непогода на многие дни и даже недели отрезает районы друг от друга, и тогда все ждут. Когда-нибудь тропа снова станет проходимой.

Время тянется, мы все бредем и бредем. Вспоминаются усталые красноармейцы на походе из советских фильмов. Иногда кажется, что Cho La Pass даже не приблизился. Учимся терпению и мужеству. Гималаи – хорошая школа.

Люди настолько маленькие, по сравнению с этими горами, что их почти не видно на фоне камней. Так… словно блохи на теле огромной собаки.

За этим невзрачным поворотом (на фото ниже) начнется крутая стенка из крупных валунов. Штурм Cho La Pass.

Ну, выдохнули! Направо и вверх. С момента начала подъема на стенку Cho La Pass для нас обратной дороги не существует.