Руководитель: В.Мартынов, Москва

Отчет о горном походе 4 к.с. по С.Осетии в июле 2011 г. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

6.7. Перевал Шести.

Категория сложности – 2А, высота – 3700 метров.

Расположен в районе Суган, соединяет долины рек Рцывашки и Псыгансу, ведет с ледн.Сев.Суган на ледн.В.Рцывашки.

Подъём на пер. Шести по закрытому леднику в связках (фото № 63, 64). Ледник пологий, широкий, в первую треть пути ледник закрыт, оставшиеся две трети части пути он открыт. Трещин нет. Крутизна ледника около 5 градусов. По леднику шли напрямую к осыпям, выводящим на седловину пер. Шести. На осыпях нами было затрачено 35 минут пути. Ходовое время от начала подъёма на перевал до седловины перевала составило 1 час 25 минут. Седловина перевала – это широкое плато в виде средней осыпи (фото № 68). Тур по центру плата, рядом с озером. Вода в ручье. Есть места под три палатки с ветрозащитными стенками (фото № 65). В стороне встречали и другие хорошие места под палатки. Дойдя, до седловины перевала, нас застала непогода, пошёл дождь, видимость 100 – 200 метров. Первые два часа пережидали непогоду под полиэтиленом, надеясь, что она улучшится и выйдем. В 13.30 наша команда могла не успеть спустится до темноты, поэтому было принято решение ставить палатки и дожидаться следующего дня. Дождь шел днём, вечером и ночью.

24.07.2010

День 15

утро: сильный ветер/облачно/дождь

обед: облачно/местами дождь

вечер: облачно/местами дождь

Днёвка

0,0

0 м

0 часов 00 минут

Дежурный проснулся в 04.30 утра, шёл дождь, начался сильный ветер, ветрозащитные стенки почти не помогали. Стали пережидать, надеясь улучшения погоды. Но до вечера улучшения так и не дождались.

25.07.2010

День 16

утро: ясно/сильный ветер

обед: ясно

вечер: ясно

пер. Шести – дол. Рцывашки

1,3

-525 м

+100 м

7 часов 00 минут

Ночью появился очень сильный ветер (стоять на ногах было сложно). Одну из палаток порвало и согнуло дуги, так что четвертому участнику пришлось перебраться в нашу тройку. Вторую палатку тоже постоянно складывало, но она устояла до утра. Утром ветер чуть ослабел, погода при этом была ясная, так что наша команда позавтракала, собрала вещи и в 10.20 стали спускаться с пер. Шести (фото № 66). Чуть ниже седловины ветра уже не было. Крутой сильно разорванный ледопад спускается к леднику Восточные Рцывашки. Правый край ледопада ограничен вертикальным скальным «зеркалом», и там обнажились участки бараньих лбов. Спуск проходит двумя вариантами. Первый вариант спуска проходит на границе скал и льда (фото № 76). Он считается более простым и быстрым. Второй вариант проходит по центру ледопада, он меньше обстреливается льдом, но сложен для ориентирования большим количеством трещин, а также более продолжителен по времени, количество провешенных веревок также будет больше. Идем по первому варианту. Первую веревку закрепляем на станции при помощи ледобуров (фото № 69). Последний участник снимает снаряжение ледобурами - самовывертами. Пройдя первую веревку, оказываемся на границе льда и снега. Крепим веревки так же на станциях при помощи ледобуров и спускаемся по условному кулуару (фото № 70). Пройдя в сумме две веревки оказываемся на полке под вертикальным ледовым сбросом откуда, судя по обломкам, постоянно что то летит. Нижняя часть второй веревки (примерно 7-9 метров) представляет, вертикальный участок, скал и льда, и на подъем сложна в преодолении. Работаем быстро, т.к. кулуар собирает в себя все то, что сыпется со скал и ледника. Провесив третью веревку, оказываемся под вертикальными скалами на небольшой ледовой полке, где можно перевести дыхание двум трем участникам, т.к. это место не обстреливается. Провесив четвертую веревку, оказываемся над вертикальным участком. Пятой веревкой проходим вертикальный участок, как выяснилось его продолжительность около 20 метров. Выходим на скальную полку. Отсюда, как показала разведка, есть два пути. Один путь так же далее по кулуару крутизной 40 градусов, является более простым. Но эта часть кулуара собирает огромное количество прилетающих ледовых осколков и ледовых глыб. В течение 40 минут наблюдений, не проходило и трех минут, что бы по кулуару не пролетали ледовые осколки и глыбы с огромной скоростью, представляющую смертельную опасность в случае попадания. Поэтому был выбран второй путь спуска по скалам, где висела готовая петля, но мы повесили свою петлю (фото № 71). Скалы почти вертикальные, где то 80 градусов, высотой 50 метров (фото № 73). Поскольку у нас были только 40 метровые веревки, пришлось надвязывать вторую веревку. А чтобы сдернуть веревки, последнему участнику пришлось продернуть веревку в месте надвязки, а оттуда, применить навыки скалолаза, и слезть с нижней страховкой (около 7 метров по высоте). Техническая часть спуска на этом закончилась. В среднем крутизна склона составляла 30-45 градусов. Все веревки, за исключением последней, крепились на станциях при помощи ледобуров. Последний участник снимал оборудование при помощи ледобуров-самовывертов. Ходовое время от седловины перевала до пологой части ленника составило 6 часов 00 минут. В связках уходим к средней части закрытого ледника, поскольку она более пологая (фото № 74). Нижняя часть ледника имела крутизну 20 градусов. Трещин не наблюдалось. Выходим на моренные валы, снимаем системы. На протяжении всего спуска с пер. Шести хорошо просматривается путь подъема на пер. Гаспаротто (фото № 72, 67) и пер. Рцывашки. Ходовое время от седловины перевала до моренных валов составило 30 минут.

Расклад времени на прохождение перевала Шести.

Подъём от разветления ледника Суган до седловины перевала Шести

- 1 час 25 минут

Спуск от седловины перевала Шести до пологой части ледника

- 6 часов 00 минут

Спуск от пологой части ледника до моренных валов долины Рцывашки

- 0 часов 30 минут

Протяжённость участка

- 2,3 км

6.8. Перевал Гаспаротто

Категория сложности – 2Б, высота – 3860 метров.

Расположен в Суганском хребте в плече вер.Гюльчи, ведет с ледника Ах-су(р.Ах-су) на ледник Рцывашки (р.Рцывашки).

Подъем к верхним ночевкам, под ледником пер. Гаспаротто, проходил по мелкой слежавшийся осыпи, крутизной 15 градусов. Верхние ночевки представляют ровное плато средней осыпи, где есть два готовых места под палатки, а также имеется возможность обустроить и большие количество мест под палатки. Ходовое время от ледника Рцывашки до ночевок под ледником пер. Гаспаротто составило 30 минут.

26.07.2010

День 17

дол. Рцывашки – пер. Гаспаротто – дол. Ахсу

6,6

+685 м

-1000 м

7 часов 35 минут

Выход в 07.35. С мест стоянок поднимаемся на гребень правобережной морены, откуда хорошо просматривается, нижняя часть подъёма на пер. Гаспаротто (фото № 75). Поднимаемся по гребню правобережной морены, пока не уперлись в скалы. Ходовое время от мест ночевок 20 минут. Отсюда хорошо виден пер. Рцывашки (фото № 77). Далее выходим на правую часть закрытого ледника в связках. В нижней части встречалось большое количество трещин шириной 0,5 - 1 метр. Трещины проходили по снежным, смерзшимся мостам. Поскольку нижняя часть ледника была частично открыта, то шли в кошках. Крутизна склонов была 20 – 25 градусов. Движение по леднику в нижней части проходило вдоль скал, с которых летели камни. Постепенно трещин становилась меньше, а крутизна склонов уменьшалась до 15 градусов. В центральной части ледника доходим до широкой трещины (шириной около 7 метров), которая идет от одного до другого края ледника. Она основательно засыпана снегом. Выше трещины крутизна склона резко увеличилась, поэтому траверсируем склон к центральной части. Дальнейшее движение осуществляем по центру ледника. Здесь встречается множество трещин, которые проходятся по снежным мостам. Крутизна склона в зоне разрывов ледника около 20 градусов с дальнейшим выполаживанием до 10 градусов (фото № 78). Далее движение по ровному снежному плату под склонами вершины Гюльчи. Подходим под взлёт, который представляет собой среднюю осыпь крутизной 15 – 20 градусов, около 70 метров по высоте (фото № 79). В 11.50 выходим на седловину пер. Гаспаротто (фото № 80). Ходовое время от мест ночевок до седловины перевала составило 3 часа 10 минут. Седловина пер. Гаспаротто является длинной, но не широкой. На седловине имеются 3-4 места под палатки, на мелкой, слежавшейся осыпи. Воду можно брать из ручья от тающего снежника. На седловине ветрено, спасали только ветрозащитные стенки. Группа обедает на перевале. В 14.00 начинаем спуск с перевала по узкому камнеопасному кулуару слева по ходу движения (фото № 81). Кулуар имеет тонкий слой льда (примерно 10 – 15 см), что добавляет сложности при организации перил. В итоге в кулуаре провесили две веревки. Крутизна кулуара составляла 25 – 30 градусов. Далее кулуар значительно расширяется и проходится по осыпи примерно 100 метров по высоте, крутизной 25 градусов. Дойдя до жандарма, начинается снежный спуск, крутизной 25 – 35 градусов (фото № 82). Отсюда провешиваем 5 веревок (по 40 метров) на ледорубах до выполаживание склона (фото № 83). Последний участник с нижней страховкой. Следующие 100 метров по высоте спускаемся по снежнику крутизной 20 градусов, выводящему на пологую часть ледника Ахсу. Ходовое время от седловины перевала до закрытого ледника Ахсу 2 часа 05 минут. Ледник – закрытый, широкий, сильно разорван, большое количество трещин, множество надежных мостов через трещины (фото № 84). Шли в связках, по левому краю ледника, как наименее разорванной части ледника. Ближе к нижней части ледника, уходим в центральную часть (фото № 85). Перед сбросами на широкой, пологой части открытого ледника, ушли в рандклюфт с левой части долины. В рандклюфте спускаемся вдоль левобережной морены, до места, где можно на неё подняться (обозначено турами) (фото № 86, 87). Ходовое время от седловины перевала до левобережной морены составило 3 часа 15 минут. Через 40 минут ходового времени спускаемся с морены на пологие зеленые поля дол. Ахсу. Не доходя 700 метров до коша, встали на ночевку на зеленой поляне. Ходовое время от седловины перевала до места ночевки 4 часа 25 минут.

27.07.2010

День 18

дол. Ахсу – дол. Карасу

26,1

-1565

9 часов 30 минут

Выход 11.15. До слияния рек, перешли речку Ахсу на правый берег долины Ахсу. Отсюда идем по тропе. Через 30 минут ходового времени дошли до коша, где гостеприимный пастух угостил айраном и лепёшками. От коша до дол. Карасу идем по пастушьей тропе. Далее тропа раздваивается, одна уходит ниже вдоль речки, вторая не теряя высоты, траверсирует склоны. Примерно через 1,5 км пути от коша тропа теряется. После развалин коша постепенно опускаемся к речке и дальше двигаемся по тропе ведущей вдоль речки. Пересекаем речку, преградившую нам путь по камням. Далее по скотогонным полям. Постепенно долина сужается и переходит в каньон, тропа забирается несколько выше каньона и расширяется до автомобильной дороги (фото № 88). В 13.50 дошли до погранзаставы. Проверка документов, сверка карт, обед. Мы забираем нашу заброску, предназначенную на последний перевал, и в 15.00 продолжаем спуск с долины, по уже хорошей автомобильной дороге (фото № 89). Через 45 минут ходового времени дошли до минерального источника. Ещё через 35 минут ходового времени наш путь преграждает речка Ортозюрек. Моста нет, часть команды перепрыгивает речку по мелким камням, в 100 метров ниже дороги, а часть поднимается выше дороги (100 метров), и прыгает с одного крупного камня на другой через речку. Отмечу, что первый вариант требует очень хороших навыков ловкости. А второй психологически неприятен, так как расстояние прыжка весьма приличное. В дальнейшем по пути в пос. Верхняя Балкария нам встречались несколько рек, которые не представляли серьезных проблем для преодоления. Пройдя заброшенную погранзаставу, зона заповедника заканчивается и мы ставим палатки.

28.07.2010

День 19

дол. Карасу – пос. Верхняя Балкария

7,2

-195

1 час 20 минут

Выход 05.00. За 40 минут ходового времени дошли до погранзаставы. Ещё через 40 минут ходового времени дошли до автобусной остановки, где стали ждать утренний автобус.

Расклад времени на прохождение перевала Гаспаротто.

Подъём от моренных валов дол. Рцывашки до места ночевки

- 0 часов 30 минут

Подъём от места ночевки до седловины пер. Гаспаротто

- 3 часа 10 минут

Спуск от седловины перевала Гаспаротто до пологой части ледника

- 2 часа 05 минут

Спуск от пологой части ледника до травянистых ровных площадок

- 2 часа 20 минут

Масса ед. в гр.

Всего в граммах

Бивачное

Палатка 3-х местная «Sinto»

шт

Палатка 3-х местная «TheNorthFasе»

Газовая горелка «Kovea»

Расходы на 1 чел. руб

Расходы на группу 4 чел.

Дорога

Москва – г.Нальчик (поезд)

2000

Нальчик – пос.Дзинага (микроавтобус)

пос. Верхняя Балкария – г.Нальчик (автобус)

г.Нальчик – г.Минеральные воды (автомобиль)

Г.Минеральные воды – Москва (самолёт)

Продукты на-19 дней

Страховка

ВСЕГО: человек\группа

Заключение

Группа туристов СТК «Траст-М» г. Долгопрудного в количестве 4 человек прошла горный маршрут четвертой категории сложности по Центральному Кавказу, в районе Осетия с 10 июля по 29 июля 2011. Поход проходил от «Школы горного туризма» специализированного уровня. Основной задачей было освоение практических знаний, приобретенных во время учебного процесса в «Школе горного туризма».

При выборе района проведения маршрута делался акцент на удобство организации и проведения школы. Основные плюсы выбранного маршрута, заключались в удобных способах подъездов и выездов, коротких подходах к месту проведения тренировок. Кроме того, в данном районе находится все необходимое, для проведения в короткие сроки, как учебного процесса, так и в случае необходимости осуществления спасательных работ. Запланированный маршрут, который прошла группа, соответствует заявленной, четвертой категории сложности. В итоге было пройдено восемь перевалов, из них три – 2Б, четыре – 2А, и один 1Б. Средняя высота перевалов составляет 3400-4860 метров.

В течение года велась усиленная подготовка по прохождению маршрута четвертой категории сложности. Занятия осуществлялись в разное время года. В зимний период тренировки проводились на склонах Москвы-реки, в районе Филёвского парка. В мае и июне, в карьере, у деревни Полушкино, а также около поселка Барсуки Тульской области. В процессе тренировок осваивались приёмы прохождения снежных и скальных маршрутов, работа с верёвкой. Что касается ледовой техники, то эту тренировку проводили на леднике Кароугом и на замерзших прудах в районе Филевского парка. Все участники команды на протяжении года участвовали в соревнованиях, таких как: пешеходная дистанция 3-его класса под Сергиевом Посадом в сентябре, пешеходная дистанция 2-ого класса в Битцевском парке в октябре, горная дистанция 3-его класса в Полушкино в мае, пешеходная дистанция 2-ого класса в июне.

До места начала нашего маршрута, мы ехали на поезде из г.Москвы до г. Нальчика, затем на микроавтобусе до пос. Дзинага. Заканчивался маршрут в пос. Верхняя Балкария, оттуда на автобусе доезжали до г. Нальчика, из г. Нальчика на автомобиле в г. Минеральные воды и далее до г. Москвы на самолёте.

В течение всего похода было много дождливых дней – примерно половина, приходилось ловить промежутки без дождя или ходить под ним. Ночные температуры не опускались ниже нуля градусов.

В процессе маршрута, команда показала себя организованной, сплочённой и задорной. В группе были тёплые, доброжелательные отношения и взаимовыручка. Все участники смогли преодолеть сложности похода, четвертой категории. Физический и моральный потенциал нашей группы был высоким, даже при прохождении сложных участков маршрута.

При подготовке маршрута были использованы Интернет ресурсы.