Руководитель: А.Нечаев, Новосибирск

Отчет о горном походе 2 к.с. по Алтаю в июле 2012 г. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

20 июля.

ЧХВ 10 часов, S=5км. Задача на сегодня – дойти до р. Кураган. Однако эта задача не была выполнена в связи с ухудшением состояния Женьки и резким снижением темпа движения. В этот день я и Алла сопровождали Женьку. До переправы через Ешту двигались вместе, ожидая подхода Женьки, который часто останавливался, буквально через 200 метров. После переправы Ольга, Иван и Николай ушли вперед, и будут ожидать нас в месте впадения р. Ешту в р. Кураган. Мы остались с Женькой и потихоньку двигались вниз.

Надо сказать, что никакой тропы не было. Пробираться приходилось в густой березке, которая яростно цеплялась за одежду и царапала открытые ноги и руки. К 16 часам добрались до озерка, что в 2,5 км от места стоянке. Устроили обед. После обеда пошли дальше. До слияния осталось 4 км. Женька вообще практически не шел. Что делать? Часть группы ушла вперед. Мы должны их догнать и транспортировать Женьку к Курагану. Принимаю решение оставить Женьку в точке на 500 метров ниже озерка и догнать группу. Затем вернуться за ним и доставить на Кураган. Там возможно придется вызывать спасателей или идти на кордон за егерями для оказания помощи. Женька согласен. Фиксирую точку остановки Женьки на навигаторе, оставляя Женьке необходимое снаряжение, мы пошли вниз.

Казалось бы, 4 км мы пройдем часа за 2, но дело оказалось значительно сложнее. Спускаясь, вниз мы обнаружили избу охотников. От нее тропа шла на другую сторону реки. Но есть ли внизу мост через Ешту, мы не знали, поэтому продолжили движение по правой стороне реки. При этом пришлось лезть вверх на склон долины. Попытка спуститься вниз натыкалась на обрывы склона. Так мы двигались траверсом по склону. Уже стемнело, как мы пришли к первому ручью. Он круто уходил вниз. Время около 23 часов. Надо останавливаться на ночевку. Но где?

Вокруг склон, заросший лесом. Выбирать не приходилось, и мы залезли на склон ручья и между деревьев еле-еле установили палатку. Костер не разводили. Где остальная часть группы мы не знали. В данном случае, необходимо ждать на Курагане, пока все не соберутся. Приходиться сказать: "Ешт твою клешь!"

Ф107

Ф108

Ф109

Ф110

Ф107 стоянка на р. Ешту. Ф108-Ф109 изба охотников на р. Ешту. Ф110 стоянка на склоне

21 июля.

ЧХВ 5 часов, S=3км. Наутро подъем в 6 часов в 7-00 вышли. Есть не стали. Надо спешить. Стали спускаться вниз по ручью, в надежде быстро выйти к месту слияния. Но спустившись ниже на 100 метров по высоте, стала видна Ешту в глубоком каньоне. Нам его не пройти. Надо идти к следующему ручью дальше. Там менее круто, как видно на карте. Это 1 км траверса склона. Доходим до ручья. Да, здесь можно спуститься. Начинаем спуск прямо по ручью, затем переходим на склон, заросший деревьями. Наконец, через часа 2, спустились вниз к р. Иолдо выше по течению устья р. Ешту. Идем вниз в надежде найти наших ребят. Уже перешли Ешту - никого нет. И вдруг мы увидели на высоком шесте тельняшку и там записка: «мы ниже в конце островка». Спустя 10 минут на стоянке ребят. Они ждут нас.

Оказывается, они вышли к переправе через Ешту и перешли на другой берег, где была тропа, ведущая вниз, и около 20-00 были на стоянке. В этом был риск остаться на другой стороне в случае, если бы река была бурная, а моста не было, что часто бывает на алтайских горных реках. Но ребятам повезло!

Объясняю ситуацию с Женькой. Надо срочно идти за ним. Без лишних разговоров Иван и Николай, взяв мой навигатор, отправляются за Женькой на 4 км обратно. Трек их пути "Спас Женьки"- http://yadi.sk/d/X8jqM5Dz0BWWY.

Я, Алла и Ольга остаемся в лагере. Остаток дня прошел в тревоге за успех спасработ.

И только к 22 часам уже в темноте они вернулись, светя фонариками, с Женькой.

Обсудив ситуацию и самочувствие Женьки, а также его желание сойти с маршрута и уйти по Курагану в Катанду соглашаемся с ним. Мы же, дойдя до егерей заповедника, просим их организовать помощь лошадьми. Забегая вперед, стало известно, что Женька отдохнул на Курагане 1,5 дня, потом его подвезли егеря 1 день, остальной путь прошел с группой из Барнаула и вернулся в Новосибирск. Состояние нормализовалось.

Таким образом, правильный путь по р. Ешту трек 2- http://yadi.sk/d/b4LbKE-X0BUxp . Наш путь с Аллой трек 1- http://yadi.sk/d/k4AdtWLS0BV5d.

Ф111

Ф112

Ф114

Ф115

Ф116

Ф117

Ф118

Ф111-Ф112 стоянка на р.Кураган. Ф114-Ф115 р. Кураган и р. Ешту. Ф116 склон нашего спуска. Ф117 стрелка указатель. Ф118 ожидание Женьки.

5. р.Кураган-р.иолдо-кордон "Казиниха"-р.абиак-цирк пер. кураган

22 июля.

ЧХВ 10 часов, S=13 км. Продолжаем поход. Дальнейший путь лежит к перевалу Кураган (примеч.: в классификаторе "Иолдо"). Утром попрощались с Женькой - его состояние позволяло ему дойти до с. Катанда. А мы отправились по маршруту. Через 4,5 км дошли до моста через реку Кара-Айры (Осиновка). Переходим мост и вступаем на территорию Катунского заповедника, о чем говорят предупреждающие плакаты. Идем дальше, по пути смотрим разрешающие знаки для костра, но их нет. Очевидно, оборудованный привал есть на кордоне. Тропа отличная. Все деревья поперек тропы, спилены. Идти легко. К 15 часам подошли к мосту через р. Хазиниха и попадаем на кордон. Инспектор проверил пропуска и сказал, что есть оборудованное место для костра. Тропа далее идет по другому берегу р. Иолдо. Здесь же есть мост на другую сторону. Следующая стоянка на р. Абиак. Выше стоянки есть мост через р. Абиак и тропа, которая ведет к тропе на пер. Кураган, что есть на карте. Отлично. Поговорили насчет Женьки, оказалось, что у инспекторов пересмена и буквально завтра сменяемый инспектор уезжает на лошади в Катанду. Обещал помочь Женьки. Обедаем и через час уходим дальше. К 21 часу приходим на стоянку на р. Абиак.

Ф119

Ф132

Ф133

Ф134

Ф119 прощанье с Женькой. Удачи!!!!. Ф120 р. Иолдо. Ф121-Ф122 р. Осиновка и мост через нее.

Ф123 знак заповедника. Ф124-Ф127 мост и р. Осиновка. Ф128 Александр во всеоружии.

Ф129-Ф133 мост и кордон на р. Хазиниха. Ф134 стоянка на р.Абиак.

23 июля.

ЧХВ 9 часов, S=11 км. Задача на сегодня – подойти к цирку пер. Кураган.

Утром в соответствии с объяснениями инспектора кордона уходим по тропе вверх по р. Абиак до моста. Он оказался недалеко. Новый мост, а ниже старый мост. Переходим по мосту и с набором высоты идем по тропе, постепенно приближаясь к р. С. Иолдо. Темп движения стал значительно выше. Тропа вышла на реку и сразу значительно ухудшилась. Пошли морены одна за другой. Перед пер. Джаламо река повернула направо. Долина сильно заболочена разливами. Переходим на правую сторону (по ходу) и там оказалась сносная тропа по берегу реки. Приближаемся к подъему в цирк пер. Кураган, где я намечал остановиться на стоянку. И вдруг на противоположном склоне метров в 100 по высоте замечаем крупного светло-бурого медведя. Надо спасаться! Мы все пятеро меньше его. Но медведь что-то ищет в зарослях березки и ему не до нас. Тем не менее, принимаю решение подниматься в цирк перевала, что мы и сделали, уходя от мишки. Около 19 часов мы в цирке перевала. Устанавливаем палатки. Вода есть. Солнце светит. Перевал рядом.

Ф135

Ф143

Ф144

Ф145

Ф135-Ф137 р. Абиак и мосты через нее. Ф138 тропа вдоль р.Иолдо. Ф139 на привале.

Ф140 долина р. С.Иолдо. Ф141 цирк перевала Кураган. Ф142 цветы к палатке. Ф143-Ф145 закат в дол. р. С.Иолдо

6. цирк пер. кураган-пер.кураган,1А,2600-пер.иолдо-айры з.1а,2700-оз. дарашколь

24 июля.

ЧХВ 9 часов, S=8,5 км. Задача на сегодня - взять связку перевалов 1А и подойти к началу оз. Дарашколь. Однако, как оказалось, движение по левому берегу оз. Дарашколь идет практически без тропы среди зарослей березки. Поэтому потребовалось 1, 5 дня на преодоление этого отрезка маршрута. Итак, мы находимся в цирке перевала Кураган. Он находиться в правой части перекрывающего путь хребта. Двигаемся к моренному валу и по нему подходим к небольшому перевальному взлету. Поднимаемся, и мы на перевале Кураган. Здесь тоже видим таблицу с предупреждающей надписью о зоне Катунского заповедника.

Здесь следует заметить, что граница заповедника, отмеченного на сайте этого заповедника, проходит не по р. С.Иолдо, а по следующему притоку Иолдо. Вполне возможно, что граница заповедника менялась, а таблицу еще не убрали.

Перевал Иолдо-Айры З. виден с перевала. Но, не зная точно, где он расположен, найти его трудно, т.к. понижений в хребте достаточно много. Но у меня в навигаторе координаты перевала записаны, и он точно показывает его расположение. Путь к нему ведет по гребню морены сначала вниз, затем наверх. И вот мы на перевале Иолдо Айры З. Время 11 часов. Мы в Кураганском отроге Катунского хребта. Прямо с перевала вниз уходит ледник. Трещин не видно. После отдыха начинаем спуск по леднику к реке, вытекающей с ледника Иолдо, в правой нижней части. Поскольку маршрут в дальнейшем проходит по левому берегу оз. Дарашколь и Кучерлинского для исключения брода р. Кучерла, необходимо идти также по левому берегу речки. Путь несложный, есть наметки тропы.

К 13 часам мы выходим к скальному сбросу, где речка образует водопад. Открывается вид на озеро Дарашколь. Погода немного портится, идет мелкий прерывистый дождь. Белуха и Корона Алтая покрыты облаками. Левый берег озера представляет каскад бараньих лбов, круто спадающих с одного уровня на другой. Внизу в долине озера сплошная березка, прохождение которой без тропы весьма трудоемко. Надежда, что там все-таки есть тропа.

Ф146

Ф157

Ф158

Ф159

Ф146-Ф147 на перевале Кураган. Ф148 вид на пер.Иолдо-Айры З. с пер.Кураган. Ф149-Ф150 на перевале Иолдо-Айры З. Ф151-Ф153 ледник Иолдо. Ф154-Ф156 цветы при спуске. Ф157 на привале. Ф158-Ф159 первый вид на оз. Дарашколь

Иван и Ольга, согласно договоренности остаются на озере «погулять» до водопада Кони-Айры и прочее. Я Алла и Николай по маршруту, после прохождения Кучерлинского озера уходим через перевал Аккем к Белухе. Но сроки поджимают. С Женькой и на Еште мы потеряли несколько дней и при любой раскладке на эту часть маршрута времени не остается. И после Кучерлы необходимо идти домой.

Быстроходы Иван и Ольга уходят вперед, спускаясь вниз. Мы идем за ними. Перед нами водопад. Бурлящие потоки воды, превращаясь в брызги, завораживают… Можно смотреть бесконечно - ибо каждую секунду форма потока меняется и никогда не повторяется. Спускаемся на уровень ниже и идем по сериям бараньих лбов с островами кедров, между которыми березка и еще раз березка… Доходим до начала озера. Иван и Ольга пропали из вида. Но мы их догоним на стоянке в конце озера. Пройдя еще метров 200 вдоль озера на очередном "бараньим" острове с кедрами перекур. Надвигаются темные облака - предвестники дождя. Решаем прекратить путь и ставим палатки. Пошел сильный дождь, который пережидаем в палатках. Стоянка.

Вечером мигаем фонариком и получаем ответ с конца озера. Это Иван и Ольга. Все нормально.

Ф160

Ф161

Ф162

Ф163

Ф160-Ф162 водопад в начале озера. Ф163 стоянке на «бараньем» острове.

25 июля.

ЧХВ 3 часов, S=0,5 км. Утром после завтрака продолжаем путь и к часам к 12 мы в конце озера, где нас встречают Иван и Ольга. Полудневка. Отдыхаем, фотографируем виды озера. Иван разведает переход на ту сторону озера, но слишком много воды и мощный поток. Завтра будут искать переход в нижнем течении Иолдо-Айры.

Ф164

Ф176

Ф177

Ф178

Ф164-Ф166 виды оз. Дарашколь с его начала. Ф167 стоянка в конце озера. Полудневка. Ф168-Ф169 виды оз. Дарашколь с левого берега с разного уровня высоты. Ф170-Ф173 вид на г.Корона Алтая. Ф174-Ф177 закат на оз.Дарашколь. Ф178 закладка.

7. оз дарашколь-оз.Кучерлинское- ур.Елань (тюнгур)

26 июля.

ЧХВ 8 час, S=8 км. Прощаемся с оз. Дарашколь и уходим домой. Ольга и Иван остаются на озере. Идем по левой стороне орографически. Через 1 км достигаем первого красивого водопада. Еще 1, 5 часа хода-второй каскад водопадов на р. Иолдо Айры. Здесь есть тропа. Стараемся не терять ее, т.к. везде заросли березки. Подходим к спуску на Кучерлу и в 15-00 мы на Кучерле. Обедаем. Идем дальше. Тропа идет по краю склона, на прижимах забирается наверх. Пройдя от начала озера порядка километра, остановились на стоянку. Место неудобное, в лесу на склоне. Это вторая ночевка у нас с Аллой на склоне. Мы уже привыкли, но Николаю это в новинку. Он долго ищет место для своей 3-х местной палатки.

Ф179

Ф188

Ф189

Ф190

Ф179-Ф181 первый водопад на Иолдо Айры. Ф182-Ф184 второй водопад на Иолдо Айры.

Ф185 привал. Ф187-Ф89 р. Кучерла. Спустились. Ф190 стоянка на склоне в лесу.

26 июля.

ЧХВ 8 час, S=10 км. Продолжаем обход Кучерлинского озера. По пути натыкаемся на заросли смородины. К 12 часам подходим к середине озера у места впадения р. Кульдора. К 14 часам походим к базе на конце озера. В кафе базы обедаем. Затем переходим р. Кучерлу по мосту. Привал. После отдыха уходим через отрог к р. Текелюшка. На Текелюшке в 18 часов. Становимся на стоянку.

27 июля.

ЧХВ 8 час, S=18 км. Последний день похода. Задача на сегодня пройти 18 км до ур. Елань, откуда можно уехать на транспорте до Тюнгура. В 16-30 мы в урочище Елань, откуда уезжаем до турбазы Зеленый Дом. Заказываем баню и утром на Газеле уезжаем в Бийск, затем на поезде в Новосибирск. Поход закончен. Мы дома.

Ф191

Ф200

Ф201

Ф202

Ф191-Ф192 смородина! Ф193 Кучерлинское озеро.

Ф194 след от р. Кульдора. Ф195 на базе Кучерла. Ф196 мост через р. Кучерла. Ф197-Ф198 Кучерлинское озеро. Ф199 стоянка на р. Текелюшка. Ф200 петроглифы. Ф201-Ф202 урочище Елань. Конец похода.

8. выводы

При получении пропуска по заповеднику, уточнить проходит ли нитка маршрута по его территории. Есть разночтения в границе, опубликованной на сайте заповедника и фактической. Например, р. С. Иолдо не входит в границы заповедника с сайта, однако на пер. Кураган стоит предупреждающий знак о входе в зону заповедника.

При разработке нитки маршрута учитывать возможные изменения маршрута по ходу похода и иметь информацию по таким изменениям. (Ешту?).

9. описание перевалов

Перевал Куйгук, 1А. 2520. Исток р. Куйгук - р. Акчан.

Координаты GPS:N49 57.657 E85 55.467

Стоянки. Много стоянок на оз. Куйгук. От озера до перевала 3,5 км. Подъем с 2033м до 2520м 433 м. Время подхода 2 часа.

Озеро обходится правой стороной по ходу. Затем выходят на левую часть морены. Перевал находиться в левой части цирка. По хребту морены подход к перевальному взлету.

Склон: курум из плоских камней, заросший травой. Крутизна около 30 град. Высота около 50 м.

Седловина узкая, около 2 м.

Куйгук 1

Куйгук 2

Куйгук 3

Куйгук 4

Куйгук 5

На фото: Куйгук 1-подход от озера, Куйгук 2- морена подхода с р. Куйгук, Куйгук 3- перевальный взлет, Куйгук 4- седловина, Куйгук 5- путь спуска в дол Акчан.

Спуск в дол. р. Акчан: кулуар спуска находится в центре седловины, крутой в начальном этапе и 5 метровой 70 градусной стенкой. Скальная стенка преодолевается без рюкзаков. Рюкзаки спускают на веревке. Далее спуск серпантином по куруму средней величины не представляет трудности. Ниже 100 метров находиться поляна с ручьем, удобная для обеда или стоянки, если не спускаться к озеру Акчан и идти на оз. В. Акчан.

Перевал Суровый , 1Б. 2750. Исток дол. р. Акчан - р. Ешту. Скально-осыпной.

Координаты GPS:N49 56.787 E85 57.752

Стоянки. Достаточно мест с ровными камнями возле оз. В.Акчан. До пер. Суровый 600 м. Он рядом и прекрасно виден.

Подъем со стороны Акчан. Поднимаемся по крупному куруму. Необходимо подниматься по левому краю, затем по полке перейти к правому кулуару, который ведет на перевал. Выход на перевал по кулуару около 20 метров, скальный, местами с большой крутизной. Можно провесить страховочную веревку с перевала. Путь по правому краю, с гладкими бараньими лбами, опасен и может привести к срыву. Хотя в итоге приводит на ту же полку.

Перевал представляет собой большое плато. С него открывается вид на массив Белухи З. Внизу красивое озеро Ала Аскир в окружении ряда маленьких озер. Вид долины Ешту не уступает известной дол. 7 озер на Аккеме.

Спуск в дол. р. Ешту. Спуск находиться в левой части перевального плато по серпантинной дорожке среди курума. Внизу склона травянистое плоское место, где можно сделать стоянку. Вода есть. Дров нет. Дрова находятся в дол. р. Ешту в 1 км от конца оз. Ала Аскир.

Суровый 1 с Акчан

Суровый 2 с Ешту

Перевал Кураган (Иолдо), 1А. 2700. Исток р. С. Иолдо - р. Ю. Иолдо

Координаты GPS:N49 48.279 E86 16.352

Стоянки. В дол. р. С.Иолдо, в цирке перевала. Вода есть, дров нет.

Подъем с р. С. Иолдо по руслу ручья из цирка перевала. Затем выходят на правую часть морены в цирке перевала. По хребту морены простой подход к перевальному взлету.

Склон: курум. Крутизна около 30 град. Высота около 50 м.

Седловина широкая.

Перевал Кураган (Иолдо) с р. С.Иолдо

Перевал Иолдо Айры З, 1А. 2760. Исток р. Ю. Иолдо - лед. Иолдо – Айры

Координаты GPS:49°48'13"N 86°17'5"E

Стоянки. В дол. р. Ю.Иолдо, в цирке перевала.

Подъем с пер. Кураган по морене. По хребту морены простой подход к перевальному взлету.

Склон: курум. Крутизна около 30 град. Высота около 50 м.

Седловина широкая. Спуск по открытому леднику к оз. Дарашколь.