Руководитель: М.Голубев, Москва

Продолжение. Часть 2 здесь

ЭТАП 3

Карта 3 этапа похода

Пер. Семёрка, радиально с юга (2А, 4080)

10 августа

Ночью и с утра дождь. По его окончании собираем мокрые палатки и выходим лишь в 13 часов. По грунтовой дороге, затем прекрасной тропе поднимаемся по правому берегу Долры до моста через нее (от места ночевки 1,5 ч ЧХВ). Почти сразу за мостом пограничники (краткая проверка документов и пожелание счастливого пути) и развилка: вправо по ходу тропа под Ушбу, прямо – в верховья Долры. Далее хорошая тропа на левом борту долины высоко над рекой выводит к слиянию рек Долра и Квиш. От моста 2 часа ЧХВ. На всем очень и очень большом протяжении тропы от моста до слияния нет ни одного ровного места, пригодного для ночевки. Бивуак возможен только рядом с пограничниками у развилки троп, и на слиянии Квиша и Долры.

Палатки ставим немного выше слияния Долры и Квиша на ровной травянистой полянке. Вода в Долре приемлемо мутная, можно её пить и на ней готовить.

11 августа

В наших планах – подняться на ледник Долра и при наличии времени пройти пер. Долра-Хевай, после которого по леднику Сев. Квиш и долине Квиш завершить кольцо и спуститься обратно в Мазери.

По левому берегу реки Долра по пологим травянистым склонам поднимаемся в верховья Долры.

Фото 82. Ригель л. Долра оказался непроходим. Бродим Долру через отдельные потоки

Выход на ледник Долра оказался невозможен: насколько-либо разумного прохода по скалам вообще нет (Фото 82), решаем хотя бы подняться на перевал Семерка с ледника Сев. Квиш.

Истоки р. Долра пересекаем ближе к стене лбов, где у реки несколько рукавов (Фото 82). Во второй половине дня даже отдельные рукава представляют собой довольно мощные потоки.

Далее по правому берегу Долры спускаемся обратно к ее слиянию с Квишем. По пути замечаем, что, как и описано в книге «Приэльбрусье, Лекзыр, Адырсу/Алексеев А. А., Гранильщиков Ю. В., Ифраимов В. Ю. и др. Сост. Гранильщиков Ю. В.» (http://prielbrusie.narod.ru/library/prielblekz/index16.html) выше небольшого каньона есть лавинный мост через р.Долру (р.Бечо), но подходы к нему с обеих сторон круты и опасны.

Немного выше слияния Долры и Квиша у чистого ручья ставим лагерь. (после дождей ручей может стать мутным)

Из долины Квиш прекрасный вид на Ушбу:

Фото 83. Великая и ужасная Ушба из дол. Квиш

Фото 84. Великая и ужасная Ушба из дол. Квиш на закате

12 августа

По левому берегу Квиша, в основном по старой тропе, доходим за 1 час до слияния потоков с южного и юго-западного ледников Квиш с потоком с западного с северного ледников Квиш (см. карту выше). Ушба встает почти в полный рост, красота.

Фото 85. Долина Квиш

Фото 86. Ушба из дол. Квиш

Фото 87. Ледник Юж. Квиш по пути к Северному

Сворачиваем вправо по ходу, тропа теряется. Доходим до следующего слияния потоков – с западного и северного Квиша.

Далее наиболее простой путь на л. С.Квиш – обойти слева скальный выступ вдоль потока с л.Зап.Квиш, выйти на гребень левобережной морены л. С. Квиш и по нему – на плато ледника выше ледопада.

Но поток с ледника Сев. Квиш перейти даже в первой половине дня было совершенно нереально. Идем к языку л.С.Квиш искать обход реки по льду.

По бараньим лбам серпантинами выходим на короткий ровный участок льда, за которым громоздится ледопад (Фото 88). От первого слияния рек 1,5 часа.

Фото 88. Проход к правобережной морене л.С.Квиш. Фиолетовым обозначены провешенные перила

По ровному льду пытаемся выйти на правый борт долины, но там оказывается очень крутой участок льда протяженностью, возможно больше 50 м, а нам нужно найти наиболее простой путь, по которому еще возвращаться. Идем вверх, лед становится все круче. Приходится вешать перила на льду крутизной в среднем 20-25 град., местами до 40: три веревки, примерно как они показаны на Фото 88. В итоге выходим на ровный лед перед следующим взлетом. Отсюда можно выйти на осыпь правого борта. По ней забираемся на гребень правобережной морены и идем далее верх по нему (Фото 89, 90).

Фото 89. Выход после веревок зигзагом на тропу на гребне правобережной морены

Фото 90. Выход после веревок зигзагом на тропу на гребне правобережной морены

Возможно, есть проход на плато ледника С.Квиш по левому борту (Фото 91), но этот вариант требует разведки или информации от прошедших там.

Фото 91. Возможный проход по левому борту через лбы?

Гребень морены выводит на осыпи и пологие бараньи лбы. В районе озерца есть площадки (Фото 92).

Фото 92. Донгуз-Орун отражается в озерце у последних по высоте хороших площадок перед плато л.С.Квиш

От озерца по осыпям выходим на обширное плато открытого ледника С.Квиш (Фото 93).

Фото 93. Выход на плато л.С.Квиш

Открывается массив Накры и Донгуз-Оруна (Фото 94).

Фото 94. Накратау, Донгуз-Орун и пер. Семерка с юга

Палатки ставим за перевалом Ледешт Спортивный, на моренах у правого борта ледника (Фото 95). От окончания последней веревки около 1,5 ч ЧХВ.

Фото 95. Место ночевки у л. Квиш и схематичный путь под пер. Семерка

13 августа

Погода пасмурная, но этот день – последний в графике, завтра надо спускаться в Мазери. Пытаемся сходить на пер. Семерка с юга (Фото 95, 96, 97, 98).

Фото 96. Схематичный путь под пер. Семерка

Фото 97. Схематичный путь под пер. Семерка

Фото 98. Южный перевальный взлет пер. Семерка. Не дошли одной веревки из-за непогоды

Путь проиллюстрирован на фото выше.

Когда подошли к перевальному взлету, погода совсем испортилась. Взлет выше верхнего снежного плато представляет собой в нижней части снежный склон крутизной около 20 град., затем, выше бергшрунда, ледовый протяженностью 100 м и крутизной 30 град., выводящий на ск.-ос. участок 10-20 м. Мы поднимались, как обозначено на Фото 98. На фото не видно, но бергшрунд уходил влево вплоть до ск.-ос. склона, и перейти его там негде. А выше еще и живые камни на льду, регулярно сыпавшиеся. Потому пришлось обходить бергшрунд справа и лезть по льду. Когда провесили первую веревку, погода испортилась окончательно – видимость 30 м, пурга, отдаленные раскаты грома. Снимаем веревку и возвращаемся в лагерь (в зоне обхода трещин - по следам, благо их не успело занести).

Итого, на сам перевал мы не залезли, но учитывая, что провешена веревка на подъем/спуск и 3+3 веревки в ледопаде л.С.Квиш, в общем мероприятие можно оценить как 2А радиальное.

14 августа

Спускаемся по пути подъем к ручью выше слияния Долры и Квиша.

15 августа

Утром бродим Долру (вода иногда захлестывает до бедра) и по тропе левого берега Долры по пути подъема возвращаемся в Мазери.

Маршрутка, о которой договорились несколько дней назад, оказлась где-то по пути в Тбилиси :). Пришлось искать на месте в Мазери. Точнее, первые же встреченные нами жители, узнав о нашей проблеме, обзвонили знакомых, имеющих маршрутку, и нашли водителя из Местии, готового за 175 лари довезти до Зугдиди.

Из Зугдиди ночным поездом (22 или 23 часа) доезжаем до Тбилиси (6-7 утра).

16 августа

Транспорт в Степанцминду (Фото 99), затем КПП Верхний Ларc, Владикавказ, поезд. Подробно описано в соответствующем разделе в начале отчета.

Фото 99. Троицкая церковь (Гергетис Цминда Самеба) в Степанцминде (Казбеги) на фоне Казбека

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Грузия, и в частности, Сванетия – безопасная, гостеприимная страна. Об этом мы читали и ранее, а теперь убедились на собственном опыте. Можно смело делать походы в горах Грузии, за исключением районов, непосредственно граничащих с Абхазией и Южной Осетией, по понятным причинам.

2. Хотя в последние годы в Сванетии стали немало ходить горные походы, в основном группы из Украины, состояние не пробитых специально троп всё еще удручающее. Также нет многих мостов, указанных на картах. Поэтому при планировании маршрутов по долинам, про которые отсутствует свежая информация, нужно закладывать много времени на лесные и высоколуговые участки. Рекомендуем уточнять информацию у местных знающих людей, например, Авган Навериани, Заур Чартолани.

3. Реки Сванетии очень полноводны. Учитывая отсутствие мостов, требуется особое внимание уделить подготовке группы к переправам.

4. К югу от ГКХ больше осадков, чем к северу. Потому дополнительное время надо закладывать и на пережидание непогоды.

5. Нужно планировать места ночевок в известных местах. Вне их скорее всего придется выравнивать площадки, и это еще +1-1,5 часа времени.

6. Помимо Местии, магазинов практически нет, лишь небольшие «магазинчики» в частных домах, с небольшим ассортиментом. Например, шоколада в долине Долры купить не удалось. Но с сыром, вином, чачей проблем нет :).