Руководитель: Д.Гозак, Киев

Отчет о горном походе 2-3 к.с. по Сванетии (Грузия) летом 2010. Часть 1

ОТЧЕТ

о прохождении горного туристического путешествия второй (с элементами 3й) к. с. по Сванетии (Грузии) пройденном с 29 июля по 11 августа 2010 года

Маршрутная книжка № 60/10 Руководитель группы: Гозак Дмитрий Чеславович Маршрутно-квалификационная комиссия Киевской областной федерации спортивного туризма рассмотрела отчет и решила, что путешествие может быть зачислено всем участникам и руководителю. Маршрут имеет вторую категорию сложности с элементами третьей.
Киев 2010

Отчет о горном туристском спортивном походе третей категории сложности по Сванетии (Центральный Кавказ), совершенном с 29 июля по 11 августа 2010 года

Руководитель группы: Гозак Д.Ч.

Адрес руководителя: l888@ukr.net

Длина маршрута — 106.7км

Максимально набранная высота — 3826 м

Выпускающая организация - МКК Киевского областного клуба туристов

Нитка пройденного маршрута: пос. Местия – устье р. Мурквам – Лекзырский крест – пер. Башиль (2А,3445) – пер. Нюрмиш (2А,3603) – в.Бангурьян (1Б,3826) – ледн. Мурквам – пер. Нюрмиш (2А,3603) – пос. Жабеши - пос. Местия – пос. Латали - р.Лайлачала – пик 3117м (1Б,3128, пик Фотосессий) – гребень Лайлы – пер. Чижди (н/к,3085) – р.Лезгаратюбе – пос. Лезгара

2. Состав группы

1987

хронометрист

3. Общая смысловая идея похода

Определяющим фактором при выборе района похода было желание уйти от традиционных маршрутов на Кавказе со стороны Росси и посетить Грузинский Кавказ, как более благополучный и спокойный регион. Кроме того, группа была крайне заинтересована в культурной программе и посещению морского побережья (Черное море) по окончанию спортивной части похода.

4. Район похода, описание района путешествия

Поход проходил в Сванетии - самой высокогорной и изолированной части Грузии на ее северо-западе. Она в плотную прилегает к главному кавказскому хребту и находится в верховьях ущелья реки Ингури. Сванские поселения, как и сама Сванетия, оставляют неизгладимое, ошеломляющее, захватывающее дух впечатление. Глубокие и широкие ущелья, дремучие леса, заснеженные горы и парящие вершины Ушба, Тетнульд, Шхара, Шхельда.... Это край альпинистов. Сваны и сами прекрасные скалолазы. Суровы поселения сванов, состоящие из высоких башен, с бойницами окнами просматривающие все округу, дороги тропинки.

Верхняя Сванетия (груз. Земо-Сванети) - высокогорная долина в верхнем течении реки Ингури, расположена между 42°48\' и 43°15\' сев. широты и между 59°30\' и 61°00\' вост. долготы и занимает площадь 3154 км?.

С севера и востока Верхнюю Сванетию окаймляет Главный Кавказский хребет с вершинами Шхельда, Ушба, Тетнульди и др., по которому проходит граница Грузии с Россией (Кабардино-Балкария).

С юга высится Сванетский хребет, который примыкает непосредственно к Главному Кавказскому хребту и замыкает Верхнюю Сванетию с востока.

Нижняя Сванетия (груз. Квемо-Сванети) - долина в верхнем течении реки Цхенисцкали и её притока Хеледула.

С севера Нижнюю Сванетию отделяет Сванетский хребет от Верхней. С юго-запада Эгрисский хребет отделяет район от Мегрелии, а Лечхумский хребет отделяет его от Лечхуми на юге и Рачи на востоке.

5. Варианты подъезда и отъезда

Мы летели самолетом в Тбилиси (Грузинские авиалинии, Аэросвит), затем поездом в Зугдиди, билеты можно бронировать за 12 дней до отправления. При коллективном заказе - за 18. Для коллективного заказа требовалось отправить факс с указанием имен пассажиров. Из Зугдиди нанятым микроавтобусом в Местию.

Из Украины самолеты также летают в Батуми и Кутаиси.

6. Аварийные выходы и запасные варианты

Т.к. путешествие планировалось в достаточно цивилизованной части Грузии, то в случае необходимости аварийные завершения маршрута планировалось по пути подъема.

7. График движения

4.1

Тропа, морены

День – ясно, вечером – небольшой кратковременный дождь, ночью - пасмурно

м.н.- озеро у восточной ветви ледопада Лекзыр

5.8

5.9

Закрытый ледник, травянистые склоны

Солнечно, легкая облачность

м.н. – пер. Нюрмиш (2А,3603)

6.3

10.8

Тропа

Солнечно, легкая облачность

м.н.- гребень пика Фотосессий (1Б,3117м)

2.3

7.3

Скально-травянистые склоны, тропа

8. Техническое описание маршрута, фотографии

День 1, 29 июля

Мы стартовали из Местии. (дом Идриса Хергиани, N43 03.702 E42 45.18, 1470 м) На небольшой грузовой машине с открытым кузовом нас подбросили до погранзаставы, что у места впадения правого притока, выходящего из ледника Чалаат. Дорога до заставы тянется по левому берегу реки (тут и далее имеется в виду орографическое лево и право), и пересекает несколько ручьев. Весной, похоже, вода здесь сильно поднимается, и некоторые участки этой дороги затапливает.

Ф.1. Со Звиадом Хергиани

Через зону леса до ледника Лекзыр когда-то была пробита туртропа союзного значения, по ней ходило до десятка групп в день. Нынче же тропа подзаросла и следы ее просматриваются лишь местами. Хорошо сохранилась маркировка на камнях.

Пройдя снежник (отмечен на карте), мы спустились почти к самой речке и двигались так до самой стоянки. Местами шли по крупным камням. Я не заметил как мы пересекали первые три левых притока, указанные на карте.

Стоянка была организована в нескольких десятках метров перед широким и бурным левым притоком, берущим начало из ледника Мурквам (см. карту) (N43 07.467 E42 45.73, 1879 м – переправа) Перейти его вброд в нижней части нельзя. Двое туристов из Польши перед нами, похоже, преодолели его значительно выше по течению. Мы же для тренировки решили организовать навесную переправу. Чтобы не тратить время на следующий день, навели ее в этот же вечер: перебросили веревку с закрепленным на конце ледорубом.

Ф2. Переправа через р . Мурквам

Место для стоянки неплохое. В нескольких метрах над рекой, в скалах есть уютная треугольная расщелина, в которой можно прятаться от ветра. Часть группы ночевала в ней под тентом. Палатки можно поставить на камнях выше, в 20-50 метрах над уровнем реки. Дрова есть, но не много.

Погода целый день и всю ночь ясная. Вечером небольшой дождь.

День 2, 30 июля

Переправляться начали в 6:40, закончили в 7:40. Завтрак на правом берегу потока с Мурквама, потребовал еще около часа. Веревку не снимали, поскольку собирались совершить кольцо и возвращаться той же дорогой.

Пересекши приток, мы вновь обнаружили на камнях маркеры упомянутой выше туртропы. Сама тропа здесь совсем заросла. Мы стали с трудом пробираться через густое криволесье, примерно параллельно речке, в 20-50 метрах от нее. Через 70-100 м от переправы мы пересекли первый вал. Еще через 20-30 м вышли на второй моренный вал (расположен под острым углом к реке и направлен вверх по долине). Второй вал имеет высоту в 2-3 м и криволесьем не зарос. На нем мы обнаружили туры (каменные башенки, отмечающие хорошую дорогу). По валу действительно удобно двигаться, но мы пройдя метров 30 по нему были вынуждены сойти к реке, поскольку там нас ожидала другая, большая часть группы.

Из этого района можно наблюдать на противоположном (правом) берегу два больших снежника. Примерно напротив верхнего, криволесье заканчивается и сменяется просто высокой травой.

Затем следует еще один участок криволесья, который мы обошли выше по склону. Прошли под бараньими лбами и снова спустились к речке, в узкое ущелье с крутыми скалистыми берегами.

Ф.3. Ворота Лекзыра

Обеденный привал в 12:30. Для привала здесь место хорошее, но палатки ставить негде - местность усеяна крупными камнями, так как находится у скальных ворот Лекзыра.

Движение продолжили в 14:20. Продолжая двигаться левым берегом реки Местиячала. Выше по ущелью мы обнаружили группу мелких (до 0.5 метра глубиной) озер с практически стоячей водой. В них очень приятно купаться, поскольку вода теплая.

Ф.4. У начала ледника Лекзыр

Со времен составления карты южная ветвь ледника Лекзыр существенно растаяла. Современная граница примерно отмечена на карте.

До места стоянки мы по-прежнему держались левой стороны ущелья. В средней части ледника нам удалось обнаружить промоину с потоком воды и избежать топления льда. Правда, пришлось поработать ледорубом, чтобы до воды добраться.

Ф.5. Вид западной ветви Лекзыра с места ночевки

С утра и весь день ясно. Под вечер начали собираться тучи. Вечером, на месте стоянки (N43 08.862 E42 45.88, 2220 м), только мы стали доставать палатки, начался дождь средней силы (заметный, но еще не ливень) и продлился минут 15-20. Ночью облачно. Следующее утро ясное.

День 3, 31 июля

По восточной ветви ледника Лекзыр мы направились в сторону перевала Башиль. Держимся левой части долины. Рельеф - крупные камни, так что быстро двигаться не получается. Выйдя на саму восточную ветвь, мы поначалу так же держались левой стороны. Как и указано на карте, левая часть покрыта поверхностной мореной, что слегка затрудняет движение. Поэтому вскоре мы перешли на правую часть, преодолев ручей посереди ледника.

Долго фотографировались возле водопада, что на правом берегу ущелья. Обед напротив ледника Марьянна. До обеда сделали 7 переходов по 20 мин.

Всю восточную ветвь можно условно разбить на верхнюю и нижнюю части, разделенные ледопадом. Нижняя часть полога, почти вся открыта, без трещин и легко проходима. Ледопад перекрывает долину не полностью. Справа от ледопада присутствует поверхностная морена (переходящая выше в моренный гребень). Еще правее склон закрыт снегом. Поднявшись по снегу метров на 60–100 по высоте (в связках) мы перешли на морену. Между моренным гребнем и ледопадом мы обнаружили достаточно ровный участок с небольшим озером с почти стоячей водой. Это очень удобное место для стоянки (N43 09.550 E42 49.641, 2941 м). Рядом присутствует несколько оборудованных мест для палаток, и еще несколько мы оборудовали сами. Отсюда открывается великолепный вид на долину, склоны гор и ледопад.

Ф.6. Восточная ветвь ледника Лекзыр

Ф.7. Ночевки на озере

День 4, 01 августа

Выход в 7:30. По моренному гребню поднялись до верхней части ветви ледника. Ледник пологий, закрытый. Трещины, но не широкие (можно перешагнуть). Движение по леднику в связках.

Ф.8. Верховья восточного Лекзыра

Ф.9. Верховья восточного Лекзыра

Подъем на перевал траверсом с правой стороны. Обед на перевале (N43 08.789 E42 51.931, 3445 м) около 14:00 (+/-1 час). Перевал – широкая снежная седловина. Прекрасно виден Тетнульд. Полудневка.

Ф.10. Пер. Башиль, Тот, массив Светгар с верхнего плато восточного Лекзыра

Ф.11. Пер. Башиль, Тот, массив Светгар с верхнего плато восточного Лекзыра

День 5, 02 августа

Выход в 8:20. Спуск начинаем левее центра. Присутствуют трещины, одну из которых приходится обходить по правой стороне. После выполаживания закрытый ледник плавно переходит в ледопад.

У края плато (обрыв с ледопадом) идем у правого борта и выходим на камни, затем еще около 50 м траверсом вправо и попадаем на крутые травянистые склоны. Можно спуститься и без страховки, но безопаснее 1 веревка перил (N43 07.698 E42 52.423 , 2929 м). Используем базу из основной веревки, обнаруженную вокруг одного из больших камней. Ниже, на когломератном склоне вешаем еще 10м перил. Ниже бараньи лбы и сыпухи

Ф.12. Скоро перевал

Ф.13. На пер. Башиль, позади Тетнульд

Далее спускаемся на снежник, по нему пересекаем речку и выходим в долину ледника Дзинал.

В этом районе (выход в долину ледника Дзинал с перевала Башиль) многочисленные ручьи местами образуют довольно большие вымоины, где вода течет медленно и успевает немножко прогреться. Это отличное место для отдыха и купания, в чем мы убедились на собственном опыте.

Направляемся на ледник Твибер, идя правыми пологими травянистыми склонами долины. Ледник Твибер тоже существенно подтаял (по сравнению с картой) и теперь он заканчивается чуть ниже слияния с ледником Дзинал. Переход на ледник Твибер в районе ледопада с Тота по коротким крутым завалам образованных льдом и покрытых песком и мелкими камнями. Местами толщина осыпного слоя уменьшается до 10 см и менее, поэтому, следует спускаться в кошках.

Ф.14. на перевале Башиль

Ф.15. На верхнем плато южного склона пер. Башиль

Ф.16. Веревка спортспуска в обход ледопада

Ф.17. Веревка спортспуска в обход ледопада

Ф.18. Обход ледопада южного склона пер.Башиль

Ф.19. Вид на ледник Зер в месте выхода на ледник Дзинал

Ф.20. пер. Асмаши с востока

Ф.21. пер. Тот с юга

На правый борт долины переходим у языка ледн. Твибер над гротом с бурным потоком.

Пройдя от ледника вниз по долине около 1 км пересекаем речку, вытекающую из ледника Сери (Зер на других картах). Переход по снежному мосту: речка слишком бурная, чтобы переходить вброд. Еще на метров 100 ниже находим отличное место для стоянки. (N43 06.580 E42 51.943, 2283 м). Тут небольшое, слабопроточное озеро (метров 10 х 20 и 0.5-1.5 глубиной). Вода холодная. Присутствуют участки зеленой травы (приятно видеть). Удалось найти несколько веток (видно, принесли лавины) и разжечь костер.