Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Руководитель: Д.В.Осин

Отчет о горном походе 5 к.с. по Памиру летом 2010 г.

ОТЧЕТ

о горном походе 5 к.с. по Центральному Памиру

проведенном т/к МГУ со 18 июля по 11 августа 2010 года

Руководитель: Осин Д. В.

Е-mail: denis.osin@gmail.com

Маршрутная книжка № 1/3-503

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Район: Центральный Памир

Продолжительность активной части: 18 июля - 11 августа 2010 года (25 дней).

Нитка маршрута: р. Абдукагор - заброска на лед. Абдукагор (рад.) - лед. Географического общества - заброска на лед. Красноармейский (рад.) - пер. Кашал-Аяк (4280, 2А) - лед. Федченко - лед. Елены Розмирович - пер. Шмидта (4910, 2Б) - лед. Красноармейский - пер. Красноармейский (5300, 2Б+) - лед. Академии Наук - пер. Космонавта Добровольского (5650, 3А) - лед. Федченко - пер. Абдукагор (5050, 2А) - лед. Абдукагор - пер. Ребро (5520, 3А) - лед. Федченко - пер. О. Хайяма+пер. Зимовщиков (6170, 2Б) - лед. Грум-Гржимайло - пер. Бартанг (5350, 2Б) - лед. Башурвдара - пер. Оптимальный (4800, 1Б) - р. Хабарвивхац - к. Совноб.

Общая протяженность - 207 км

Протяженность с однократным учетом частков, пройденных челноком и в радиальных выходах, - 170 км

Количество препятствий - 9

из них

3А - 2

2Б - 4

2А - 2

1Б - 1

Количество участников: 6


СОСТАВ ГРУППЫ

ФИО

Год рождения

Туристский опыт

Должность

Альберт Евгений Александрович

1989

Ц. Тянь-Шань 4у

медик

Бровко Олег Олегович

1985

Памиро-Алай 4у

Дымов Андрей Викторович

1988

Ц. Тянь-Шань 4у

Осин Денис Валентинович

1974

Памир 6у

Ц. Тянь-Шань 5р

руководитель

Орлов Сергей Владимирович

1981

Ц. Тянь-Шань 4у

Кавказ 3р

снаряженец

Попова Светлана Викторовна

1985

Ц.Тянь-Шань 4у

Памиро-Алай 4у

завхоз

ГРАФИК МАРШРУТА

Список обозначений и сокращений:

L - протяженность участка

dh - перепад высот

hmax- максимальная высота

hночевки - высота ночевки

л., п. - левый, правый

ЧХВ - чистое ходовое время

День

Участок пути

L

км

dh

м

hmax

м

hноч

м

ЧХВ

1

Место впадения р. Равак в р. Абдукагор - подъем вдоль р. Абдукагор (челнок)

2 х 3

+50

2550

2550

1:15

2

Подъем до моста через р. Абдукагор (челнок) -

Организация заброски №1 в кармане л. морены лед. Географического общества - морена л. борта лед. Медвежий

3х3

9

+50

+450

3050

3050

4:20

3

Занос заброски №2 в карман прав. морены лед. Абдукагор.

9x2

±800

3850

3850

6:35

4

Спуск к мосту через р. Абдукагор - лед. Географического общества.

9

4

-450

+200

3050

2800

6:05

5

Подъем до стрелки лед. Географического Общества и лед.Красноармейский - рад. заброска № 3 на лед. Красноармейский - подход под ледопад на лед. ГО

8

3х2

3

+380

±170

+120

3350

3300

7:05

6

Пер. Кашалаяк (2Б) - лед. Федченко.

11

+980

-200

4280

4080

7:20

7

лед. Е. Розмирович - подход под пер. Шмидта.

13

+620

4700

4700

4:35

8

Пер. Шмидта (2Б) - спуск на лед. Красноармейский

6

+210

-1350

4910

3560

5:20

9

Дневка, взятие заброски № 3 (рад.)

2х2

-/+150

3560

3560

0:55

10

Подход под пер. Красноармейский.

6

+940

4500

4500

5:50

11

Подъем на пер. Красноармейский (2Б+)

2

+800

5300

5300

3:30

12

Спуск с пер. Красноармейский - лед.Академии Наук - подход под пер. Космонавта Добровольского

9

-580

5300

4720

5:15

13

Отсидка в непогоду

14

Подъем на ребро пер. Космонавта Добровольского

2

+480

5200

5200

8:30

15

Пер. Космонавта Добровольского (3А) - лед. Выс. Танымас - пер. Абдукагор (2А)

8

+450

-650

5650

5000

9:15

16

Спуск с пер. Абдукагор - заброска №2 (рад.) - стрелка лед. Абдукагор и лед. Обвалов

6

4х2

2

-1050

-/+100

+50

5000

4000

5:10

17

Дневка

18

Подъем на ребро пер. Ребро

2

+700

4700

4700

4:00

19

Подъем до верхнего бергшрунда пер. Ребро

1

-500

+600

5250

5250

6:15

20

Спасработы (поиски улетевшего рюкзака)

21

Пер. Ребро (3А) - лед. Федченко - подход под пер. О. Хайяма.

7

+270

-320

+200

5520

5400

7:35

22

Пер. О. Хайяма +пер. Зимовщиков (2Б) -

ю. цирк пер. Зимовщиков

8

+770

-370

6170

5800

8:10

23

Спуск на лед. Грум-Гжимайло - пер. Бартанг (2Б) - верхний цирк лед. Башурвдара

10

-500

+100

-650

5350

4700

6:45

24

Пер. Оптимальный (1Б) - р. Хавраздара

16

+100

-1350

±150

-150

4800

3300

7:30

25

Спуск в к. Совноб.

14

-500

3300

2800

5:15

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

«Левый» и «правый» всегда означают «орографически левый» и «орографически правый», если явно не указано обратное. Группа использовала веревки длиной 50 метров. Ходовое время везде указано чистое, без учета времени привалов. Технические участки проходились без остановок, поэтому для них чистое ходовое время совпадает с общим временем работы. Километраж измерен по карте 1:100000 с коэффициентом 1,1-1,2 в зависимости от рельефа.

Заезд: г. Душанбе - пос. Поймазар - р. Равак (левый приток р. Абдукагор в 5 км ниже моста у лед. Географического Общества)

Учитывая плачевное состояние местного автопарка, на заезд из Душанбе в пос. Поймазар необходимо закладывать не менее полутора суток. По дороге приходится регистрироваться в местном отделении КГБ в Ванче, что также накладывает свои ограничения. Пропуска и регистрацию иы оформляли через фирму «Альп-Навруз», (руководитель - Рано Умаровна Сабирова). Оперативность оформления - выше всяких похвал, все документы мы получили в день прилета после обеда.

Эта же фирма помогла нам с поисками машины. Следует, однако, заметить, что пользоваться услугами «Альп-Навруза» для поисков транспорта не имеет никакого смысла. Как выяснилось позже, фирма накручивает цену почти на 50%, но никакой ответственности за доставку группы в нужное место не несет, т.к. ни водитель ни машина не имеют к фирме никакого отношения. Т.е. фирма выступает лишь посредником. Надежды на то, что машина, найденная фирмой, по крайней мере не развалится по дороге, также не оправдались. Таким образом, проще и дешевле договариваться непосредственно с водителями.

Качество памирского тракта почти на всем протяжении его таджикского участка колеблется между плохим и очень плохим. Покрытие на большей части отсутствует, многие участки переметены камнепадами и разрушены селями. Однако на тракте работают китайцы, которые уже привели часть дороги в приемлемый вид. Работают они быстро как говорит наш водитель, «китайцы, все собака съели, все ишак съели, сам работает как ишак». Так что есть надежда, что ситуация изменится в ближайщем будущем. Хотя дорогу здесь недостаточно построить, надо ее еще и постоянно поддерживать...

Наш заезд продолжался двое суток: мы выехали из Душанбе вечером 16-го июля и приехали в Поймазар в середине дня 18-го (почти все утро 18-го мы провели в Ванче, чиня сломавшийся задний мост). В принципе, в первой половине дня машина может пройти почти до моста через р. Абдукагор у языка лед. Географического общества. Дорога идет по орографически левому берегу реки и прекрасно известна местным жителям.

Из-за поломки мы оказались в Поймазаре только в 2 часа дня и нам удалось доехать лишь до р. Равак - левого притока Абдукагора примерно в 5 км ниже моста. Мост через Равак разрушен, а уровень воды в реке уже слишком высок для переезда вброд. Решаем начинать маршрут отсюда.

Долина р. Абдукагор

У языка лед. Географического общества дорога по мосту переходит на правый берег Абдукагора. Ее остатки прослеживаются вплоть до бывшего поселка геологов перед лед. Медвежий. Здесь дорога теряется.

В 2010 году язык лед. Медвежий доходил практически до р. Абдукагор. Для его пересечения пришлось набрать почти 100 м, двигаясь вверх по долине Медвежьего, т.к. найти простой проход на уровне дороги вдоль Абдукагора нам не удалось. На моренах у левого борта Медвежьего имеются неплохие места для стоянки.

От лед. Медвежий тропа (а кое-где и остатки дороги) по-прежнему идет по правому берегу Абдукагора, а затем поднимается довольно высоко на правый борт долины. Здесь тропа местами теряется. Некоторую сложность также представляет преодоление конгломератных каньонов правых притоков Абдукагора. В районе ручья, стекающего с лед. Шумный, находится хорошее место для стоянки здесь мы оставляем заброску. Выше этого места тропа практически отсутствует подниматься вдоль лед. Абдукагорский удобно в кармане правой боковой морены, а местами и по ее гребню.

Приведенный ниже хронометраж движения по долине р. Абдукагор собран из дней 1-4 и 16.

Участок пути

ЧХВ

Р. Равак - мост через р. Абдукагор

1:00

Мост через р. Абдукагор - лед. Медвежий

1:50/1:40

Пересечение языка лед. Медвежий

0:40

Л. борт лед. Медвежий - база геологов «Дальнее» (вверх с заброской/вниз налегке)

0:35/0:30

База «Дальнее» - руч. Шумный (вверх с заброской/вниз налегке)

3:35/1:55

Руч. Шумный - карман п. морены лед. Абдукагорский у поворота ледника на с.-в. на высоте около 4000м (вниз налегке/вверх с заброской)

0:50/1:10

Лед. Географического Общества и пер. Кашал-Аяк (4280, 2А)

Перевал Кашал-Аяк соединяет верховья лед. Географического общества с лед. Кашалаяк (и, в конечном итоге, со средним течением лед. Федченко). Перевал снежно-ледовый, категория сложности - 2А* (по факту - 2А). Ориентация взлета со стороны лед. Географического общества юго-западная, со стороны лед. Кашал-Аяк взлет как таковой практически отсутствует. Категория сложности перевала определяется ледопадом на лед. Географического общества. Описание дается от моста через р. Абдукагор.

От моста поднимаемся к заброске, оставленной в кармане морены левого борта лед. Географического общества. По карману можно подняться несколько сотен метров вдоль ледника, однако дальше морена уходит вверх и карман кончается. На самом деле, карман продолжается за отрогом левого борта долины, но путь через отрог смотрится не очень привлекательно. Рантклюфт между мореной и ледником также выглядит неудобным. Пересекаем его и поднимаемся на ледник.

Лед. Географического общества в нижней части представляет из себя довольно сильно пересеченную зачехленную ледовую помойку. Скорость передвижения с тяжелыми рюкзаками по такому рельефу не превышает 1-2 километров в час. Поднимаемся вверх по леднику одновременно пересекая его по направлению к правому борту в надежде найти более приемлемый путь. Примерно через 3 км от языка ледник становится ровнее, а еще через километр в его правой трети мы находим более или менее ровный «проспект», где и останавливаемся на ночевку.

Найденный нами «проспект» - участок относительно ровного и чистого льда в правой части ледника - тянется почти до места впадения лед. Красноармейский, на который нам необходимо отнести заброску. В районе стрелки лед. Красноармейский и лед. Географического общества находится очередная ледовая помойка. Ближе к правому борту долины Красноармейского она кажется совсем неприятной, поэтому пересекаем ее ниже места слияния ледников и выходим в карман левой морены лед. Красноармейский. Около километра продолжаем движение по карману, а затем выходим на лед. Красноармейский и оставляем заброску у большого камня на осыпной гряде в центре ледника. Технических трудностей на этом участке нет, однако пересечение лед. Географического общества довольно утомительно.

Выше места впадения Красноармейского лед. Географического общества снова становится зачехленным и изрезанным, однако с вершины одного из ледовых холмов видно, что примерно в 1000-1500 м выше слияния левая часть ледника Географического общества снова выравнивается. Продолжаем путь в этом направлении и, действительно, вскоре снова выходим выходим на ровный лед. Отсюда уже хорошо просматривается достаточно простой путь к ледопаду пер. Кашал-Аяк. Останавливаемся на ночевку.

Ледопад пер. Кашал-Аяк состоит из двух ступеней (Ф.1). Во время нашего прохождения закрытый ледник начинался практически от начала ледопада. Первую ступень обходим в связках у правого борта, при преодолении одного из разломов используем попеременную страховку через ледобур (использовано 2 точки страховки). Ступень заканчивается относительно ровным плато с трещинами.

Вторая ступень ледопада выглядит гораздо серьезней. Здесь можно либо продолжать движение у правого борта, либо пересечь плато, подняться на отрог вершины 4256 и обойти ледопад с востока. В наших условиях второй путь явно проще (Ф.2).

Пересекаем плато в связках и подходим к снежному кулуару, ведущему на отрог вершины 4256. На подходе к кулуару преодолеваем короткую ледовую ступень крутизной 25-30°. Кулуар имеет среднюю крутизну около 30°, подъем по нему не сложен. По снежному склону отрога выходим на пологое плато восточнее вершины 4256, которое примерно через 2 км выводит на перевал.

Перевал - огромное снежное поле, установить точное местонахождение седловины невозможно, тура нет. Спуск в сторону лед. Кашал-Аяк и далее на лед. Федченко проходит по простым пологим снежным.

Участок пути

ЧХВ

Мост через р. Абдукагор - карман л. морены лед. Географического общества - выход на ледник

0:40

До «проспекта» в правой трети ледника

3:00

По «проспекту» до траверза лед. Красноармейский

2:00

Радиальный занос заброски на лед. Красноармейский

2:40

Подъем до начала ледопада

3:55

Обход первой ступени

1:15

Пересечение срединного плато и выход на отрог в. 4256

1:45

До перевала Кашал-Аяк (условно)

1:20

Спуск до лед. Федченко

1:30

Всего (без учета заноса заброски)

15:25

Лед. Елены Розмирович и пер. Шмидта (4910, 2Б)

Пер. Шмидта соединяет верховья лед. Е. Розмирович со средним течением лед. Комсомолец. Ориентация склонов - запад-восток. Перевал снежно-ледовый, двусторонний. Определяющая сторона - западная. Описание дается от стоянки у л. борта лед. Федченко на слиянии с лед. Кашал-Аяк.

Путь по лед Федченко и Е. Розмирович к восточному цирку пер. Шмидта несложен. Лед. Федченко в этом месте открытый, лед. Е. Розмирович закрытый. Перед выходом в верхний цирк на лед. Е. Розмирович находится небольшой ледопад, который легко обходится по центру и в левой части ледника (Ф.3). В цирке пер. Шмидта останавливаемся на ночевку.

Вид на восточный склон пер. Шмидта и путь нашего подъема показаны на фото Ф.4 и Ф.5. Высота перевального взлета около 100-150 м. Непосредственно под седловиной склон подрезан бергшрундом, поэтому мы поднимаемся правее по ходу. Склон здесь снежный, крутизной от 20° в нижней, до 45-50° в верхней части. В верхней части провешиваем 60м перил (Ф.6). Склон выводит на широкую снежную полку, по которой траверсом выходим на перевал.

С запада перевальный взлет также снежный, крутизной до 30° (Ф.7). Спуск не представляет сложности и выводит на относительно ровный закрытый ледник. По леднику в связках быстро доходим до начала ледопада, который и является препятствием, определяющим категорию сложности перевала. В ледопаде спускаемся сначала по центру, а затем уходим налево и пытаемся найти путь у левого борта. Однако, ни простого, ни даже просто приемлемого спуска здесь нет: ледопад нашинкован «кубиками», огромные трещины идут в двух перпендикулярных направлениях, мостов практически нет.

Приходится возвращаться назад к центру ледопада. Отсюда продолжаем спуск, забирая вправо по снежно-ледовому склону крутизной до 30°. Через некоторое время путь преграждает широкая поперечная трещина. Попытка обойти ее справа приводит на верх стены огромного продольного разлома, тянущегося у правого борта ледника. Спускаемся на дно разлома по льду крутизной около 60°, провесив 70м перил (Ф.8). Дальнейший путь - в связках по дну разлома а затем по относительно пологому и ровному ледовому склону, спускающемуся на лед. Красноармейский (Ф.9).

Участок пути

ЧХВ

Л.б. лед. Федченко у слияния с лед. Кашал-Аяк - лед. Е. Розмирович

1:15

Подъем на верхнее плато лед. Е. Розмирович

3:20

Пересечение верх. плато (подход под взлет пер. Шмидта)

0:15

Подъем на седловину

1:30

Спуск по с перевала на ледник

0:15

Спуск по леднику до начала ледопада

0:50

Спуск по центру ледопада

0:15

Поиски пути у левого борта

0:50

Продолжение спуска по центру и выход к продольному разлому у правого борта ледника

0:45

Спуск на дно разлома

0:40

Спуск на лед. Красноармейский

0:20

Всего

10:15

Пер. Красноармейский (2Б+, 5300)

Перевал соединяет верхний цирк лед. Красноармейский с лед. Академии Наук. Перевал снежно-ледовый, ориентация склонов - юго-запад - северо-восток, определяющая сторона юго-западная. Категория перевала - 2Б* (по факту - сложная 2Б). Описание дается от стоянки на лед. Красноармейский у места впадения ледника, стекающего из-под перевалов Шмидта.

От стоянки поднимаемся по лед. Красноармейский, придерживаясь центральной морены. У поворота ледника на восток - ледопад. Поднимаемся в связках по ледовым полкам и склонам крутизной до 30° (наш путь показан на фото Ф.10). Подъем выводит на плато, по которому подходим под взлет пер. Красноармейский и останавливаемся на ночевку.

Подъем на перевал начинается еще одним ледопадом (Ф.11). Проходим его в связках по ледовым полкам крутизной от 20 до 45°, начиная от цетра и постепенно смещаясь вправо. Ледопад выводит на небольшое плато, переметенное лавинными выносами. Пересекаем его и подходим к подъемному кулуару.

Кулуар фирновый, крутизной от 30 до 45°, с перепадом высот около 600м. В нижней части - засыпанный снегом бергшрунд, переходим его по мосту с перильной страховкой. В кулуаре видны многочисленные следы схода камней и небольших лавин. Несмотря на довольно ранний выход (в 3:20 утра), становится понятно, что провесить этот кулуар перилами до начала камнепадов мы, скорее всего не успеем: погода стоит очень теплая, регулярные камнепады и лавины начинают сходить в 9-10 часов утра. Однако подниматься по дну кулуара оказывается довольно удобно: фирн прекрасно держит, а кое-где даже образует небольшие ступеньки. По возможности быстро поднимаемся на перевал без навески перил. Идти безопаснее всего по правой по ходу части кулуара судя по следам, основная масса камней идет в углублении левее.

На седловину выходим в 8:10 утра, и вовремя: через час в кулуар уходит первый камень, а часов в 10 утра - весьма впечатляющий камнепад с левого борта. Во время нашего подъема погода постепенно портится и в момент выхода на седловину наползает туман и начинается густой снег, видимость не превышает 5-10 м. Решаем переждать непогоду, однако она продолжается до самого вечера. Ночуем на седловине.

Утром следующего дня все по-прежнему в тумане, но видимость улучшается до нескольких десятков, а в короткие промежутки и до сотен метров. Решаем спускаться. Спуск в связках в левой части склона не представляет сложности, средняя крутзна - 20-30° лишь в одном месте навешиваем около 25 м перил через локальный снежный «сброс» крутизной около 45°. Несколько раз используем попеременную страховку для преодоления подозрительных трещин, занесенных снегом. Весьма вероятно, что в хорошую погоду весь северо-восточный перевальный взлет проходим в связках с одновременной страховкой из-за ограниченной видимости мы не пытались найти оптимальный путь, а просто шли вниз по линии падения воды.

Спуск выводит на закрытый и относительно ровный ледник. Видимость опять ухудшается, дальнейший путь продолжаем по компасу в направлении лед. Академии Наук. После выхода на лед. Академии Наук погода чуть улучшается.

Путь по лед. Академии Наук до ребра пер. Добровольского не представляет сложности. В какой-то момент (при прохождении т.н. пер. Академии Наук) название ледника меняется на Медвежий, однако считать это плато отдельным препятствием не очень логично.

Участок пути

ЧХВ

Лед. Красноармейский у места впадения ледника, стекающего из-под перевалов Шмидта - нижний ледопад лед. Красноармейский

3:40

Подъем по ледопаду

0:45

Пересечение плато до верхнего ледопада

1:40

Прохождение ледопада

1:00

Подъем на седловину

2:20

Спуск на лед. Академии Наук

3:15

Подход под ребро пер. Космонавта Добровольского

2:10

Всего

14:50

Пер. Космонавта Добровольского (5650, 3А)

Перевал соединяет лед. Медвежий с лед. Высокий Танымас. Перевал в основном снежно-ледовый, ориентация склонов - север-юг. Определяющая сторона - северная. Описание дается от плато лед. Медвежий.

Перевальный взлет с северной стороны представляет из себя крутой лавиноопасный склон с огромными карнизами. Поэтому стандартный путь подъема проходит по ребру вершины 5700, расположенной чуть западнее перевала. К сожалению, погода не позволила нам сделать хорошие снимки перевала. Ниже мы приводим фогографию взятую из отчета [2] (наш путь через ледопад отличается от нарисованного).

Существует два примерно равноценных варианта подъема на ребро: с востока (т.е. непосредственно из цирка перевала) и с запада, с плато-полки, тянущегося вдоль склонов хребта Высокий Танымас и обрывающегося в сторону лед. Медвежий в районе ребра крутыми сбросами и ледопадом. Мы выбираем второй путь (описание первого варианта можно найти в отчете [1]). Путь обхода ледопада траверсом левого по ходу склона, нарисованный на фотографии, в наших условиях довольно опасен: на склоне много снега и видны многочисленные следы лавин.

Решаем проходить ледопад по центру. Путь не очень сложен, однако отдельные участки требуют перильной страховки. В общей сложности провешиваем 5 участков перил длиной от 15 до 35 м по крутым (до 70°) ледовым склонам и снежным мостам (Ф.12). В целом ледопад достаточно безопасен, интересен, и вполне может быть рекомендован для прохождения.

Наш путь после прохождения ледопада более или менее совпадает с нарисованным на фотографии, приведенной ниже. Западный склон ребра вершины 5700 в нижней части снежный, крутизной 20-30°. В верхней части склон становится круче (до 40-45°), местами появляется лед. В верхней части склона провешиваем 320 м перил до рантклюфта под скалами, а затем еще 100 м косым траверсом до пологой площадки на ребре. Здесь удобное место для лагеря, останавливаемся на ночевку.

Дальнейший подъем почти до вершины 5700 идет по ребру. Пологие участки с глубоким рыхлым снегом чередуются с короткими крутыми взлетами и чисто ледовыми склонами. Приходится несколько раз одевать и снимать снегоступы. На пути до скал у в. 5700 провешиваем 2 участка перил по 25 м по фирновому склону крутизной 35-50° и снежному склону переходящему в короткую почти вертикальную стенку.


Выходить с ребра на перевальную седловину можно либо через в. 5700, либо траверсом ее северного склона. Выбираем второй путь, провешиваем около 150 м перил траверсом по снегу и льду вдоль скал, а затем по обледенелым скальным полочкам (крепление перил на ледорубах и ледобурах) крутизна склона варьируется от 30 до 50°. С перевальной седловины на север свисает огромный карниз (Ф.13), однако у скал в. 5700 он почти сходит на нет. Здесь мы и выходим на перевал (Ф.14).

Седловина снежная, с выходами скал. С перевала открываются прекрасные виды: на северо-западе виден пики Корженевской и Коммунизма (Ф.16), на юго-востоке - вершины в верховьх лед. Федченко (Ф.17). Тура не находим и строим свой в западной части седловины.

Спуск с перевала на юг проходит по снежному склону крутизной 30-40°, пересеченному бергшрундом. Весь спуск проходим в связках, сначала траверсом влево по ходу, где бергшрунд засыпан снегом, а затем вниз бергшрунд перепрыгиваем с попеременной страховкой. Дальнейший путь по лед. Высокий Танымас не представляет сложности ледопад перед спуском на лед. Федченко обходится слева по ходу. Спуск выводит почти на пер. Абдукагор.

Участок пути

ЧХВ

По лед. Медвежий и пологим склонам до начала технической части ледопада

0:35

Прохождение ледопада

2:55

По плато до места начала подъема по з. склону ребра в. 5700

0:20

Подъем на ребро

4:40

Подъем по ребру до скал в. 5700

4:30

Траверс сев. склона в. 5700 и выход на перевал

2:00

Спуск на лед. Высокий Танымас

0:30

Спуск на лед. Федченко - пер. Абдукагор

1:10

Всего

16:40

Пер. Абдукагор (5050, 2А)

Перевал соединяет лед. Федченко с лед. Абдукагорский. Со стороны лед. Федченко взлет практически отсутствует, определяющим препятствием при прохождении перевала является спуск на юго-запад, на лед. Абдукагорский описание этого спуска дается от седловины перевала.

Седловина пер. Абдукагорский - огромное ровное снежное плато. Спуск на юго-запад начинаем сначала по центру, затем уходим к правому борту ледника и со второй попытки по ледовым полкам и разломам спускаемся в правый рантклюфт. Дальнейший спуск по рантклюфту, моренам и осыпным склонам до кармана правой боковой морены лед. Абдукагорский вполне очевиден.

В кармане много отличных мест для стоянки. Здесь мы обедаем, радиально ходим за заброской, а затем пересекаем ледник Абдукагорский и встаем на ночевку на песчанных площадках у места впадения лед. Каскадный (под пер. Ребро). Место это очень удобно, есть ручей достаточно глубокий для купания. Видны остатки лагерей предыдущих экспедиций, на камнях и выходах скал несколько памятных табличек.

Участок пути

ЧХВ

Спуск с седловины до кармана правой боковой морены лед. Абдукагорский

2:10

Пересечение лед. Абдукагорский до площадок у места впадения лед. Каскадный

1:00

Всего

2:10

Пер. Ребро (5520, 3А)

Перевал соединяет лед. Каскадный с северной мульдой в верховьях лед. Федченко. Перевал снежно-ледовый, ориентация - запад-восток, определяющая сторона западная. Описание дается от площадок на слиянии лед. Абдукагорский с лед. Каскадный.

Наш путь подъема на пер. Ребро с запада показан на фото (Ф.17). Общий перепад высот западного склона - около полутора километров. Его нижняя часть снежная, крутизной до 20-30°. Постепенно склон становится круче и превращается в широкий снежно-ледовый кулуар. Техническая часть подъема начинается у перегораживающего кулуар ледового сброса, который обходится слева по ходу через узкую горловину. Безопасное прохождение этого места возможно только в утренние часы. В наших условиях из-за очень теплой погоды камнепады и лавины начинали сходить уже в 10-11 часов утра. Поэтому выходим еще в темноте, в 3:45.

Путь до горловины и не представляет технической сложности. Выше этого места кулуар ограничен скальным ребром слева по ходу, и ледовым «горбом», берущим начало от сброса, справа. Возможны два пути: по кулуару или по ледовому «горбу». По сложности эти пути различаются не очень заметно: крутизна здесь увеличивается до 35-50° и страховка требуется в любом случае. Однако второй вариант значительно безопаснее, т.к. в кулуар регулярно сходят камнепады и лавины с левого по ходу склона.

Следует однако заметить, что даже путь по «горбу» не гарантирует безопасности во второй половине дня. В наших же условиях безопасно пройти подъем за один день было попросту невозможно. Поэтому непосредсвенно перед горловиной мы уходим на левый по ходу борт кулуара и после короткой разведки по снежному а затем скально-осыпному склону поднимаемся на верх скального ребра. По ребру проходим еще около 100 м по простым скалам и глубокому снегу и выходим на небольшую ровную площадку, которую мы заметили еще с лед. Абдукагорский. В 9:10 утра останавливаемся на ночлег. От лагеря провешиваем спусковую веревку (50 м по снегу и обледенелым скалам) в кулуар на завтра

В общем-то у нас и так не было особых иллюзий по поводу возможности дальнейшего подъема в этот день. Но то, что началось под нами через пару часов, только подтвердило правильность нашего решения: начиная с 11 утра, небольшие лавинки, камни, и куски льда летели по кулуару и близлежащим склонам практически непрерывно. Наша же площадка на ребре была вполне безопасна.

На следующий день снова ранний выход. От места стоянки спускаемся обратно в кулуар, пересекаем его и начинаем подъем по «горбу» справа по ходу от кулуара. Отсюда до верхнего бергшрунда провешиваем около 570м перил.

Верхний бергшрунд представляет собой довольно широкий разлом, верхняя часть долинной стенки разлома - широкая ровная полка, на которой которого есть удобное и безопасное место для стоянки. Увы нам приходится им воспользоваться: на предпоследней веревке вниз улетает рюкзак одного из участников (оторвалась стропа, за которую рюкзак был пристрахован к станции). Время в этот момент уже подходило к 11 утра, безопасный период закончился, и спускаться за рюкзаком решили на следующий день. Как оказалось, рюкзак улетел чуть ниже горловины и разорвался от ударов о скалы по пути как это ни удивительно, но найти удалось практически все, кроме нескольких непринципиальных мелочей. «Спасательная операция» заняла почти весь ходовой день (точнее, «ходовую ночь», с 1:40 до 11:20 утра). Поэтому подъем группа продолжила только на следующий день после спасения рюкзака.

По полке уходим налево по ходу, здесь разлом почти сходит на нет. Преодолеваем короткую (3-4м) верхнюю стенку бергшрунда и продолжаем подъем по снежно-ледовому склону крутизной до 40° (около 200 м перил). В верхней части склон выполаживается и вскоре выводит на перевал. Тур находится на скалах в северной части седловины.

Спуск с перевала на лед. Федченко проходит по пологим снежным склонам и не представляет никакой сложности.

Участок пути

ЧХВ

Подъем от стоянки на слиянии лед. Абдукагорский с лед. Каскадный до места ночевки на ребре (с учетом времени разведки - 45 мин)

3:40

Спуск обратно в кулуар и подъем до верхнего бергшрунда

6:35

Подъем на седловину

3:00

Спуск в северную мульду лед. Федченко

0:50

Всего

13:00

Связка пер. О. Хайяма+пер. Зимовщиков (6170, 2Б)

Пер. О. Хайяма соединяет верховья лед. Федченко с его правым притоком, лед. Витковского. Пер. Зимовщиков соединяет лед. Витковского с лед. Грум-Гржимайло. Оба перевала довольно просты технически. С учетом высоты, категория сложности связки - 2Б это отражает только тот факт, что прохождение связки в походах 3 к.с., т.е. с опытом лишь перевалов 1Б, не рекомендуется.

Спуск с пер. О. Хайяма выводит прямо на седловину пер. Зимовщиков. Западный взлет пер. О. Хайяма (со стороны лед. Федченко) и южный взлет пер. Зимовщиков (со стороны пер. Грум-Гржимайло) примерно равноценны по сложности (точнее, по простоте). Описание дается от северной мульды лед. Федченко.

Во время нашего перехода по лед. Федченко от северной мульды до цирка пер. О. Хайяма видимость практически отсутствовала, поэтому большую часть пути мы проделали по компасу. Ледник ровный, закрытый, практически без трещин. У входа в цирк перевалов О. Хайяма и Паустовского имеется небольшой ледопадный участок, который обходится слева по ходу. Перед ледопадом останавливаемся на ночевку. Вечером погода улучшилась и мы имели возможность полюбоваться прекрасной панорамой массива п. Революции (Ф. 19).

Взлет пер. О. Хайяма со стороны лед. Федченко - снежное ребро крутизной 20-30°, в средней части пересеченное глубокой трещиной (Ф.20). Трещину проходим по снежному мосту, провесив около 20м перил. Остальной подъем не представляет сложности.

Во время нашего выхода на седловину погода снова испортилась. Начался снег, видимость ухудшилась, задул сильный ветер. Сила ветра на седловине была такова, что для сохранения вертикального положения даже с рюкзаком приходилось прикладывать существенные усилия. Седловина снежная, с выходами скал. Несколько попыток найти тур не увенчались успехом, а погода не располагала к их продолжению.

Дальнейший спуск на пер. Зимовщиков мы прошли в основном ориентируясь по компасу и градиенту склона. Лишь за пару сотен метров до седловины пер. Зимовщиков видимость улучшилась и мы смогли просмотреть спуск на лед. Грум-Гржимайло.

Перевал Зимовщиков - большое и более или менее ровное плато, обрывающееся на лед. Грум-Гржимайло снежным склоном и ледовыми сбросами. Седловина расположена ближе к восточному краю плато, тур находится на скалах у седловины. Спуск с седловины на юг - короткий снежный склон крутизной до 30-40°, подрезанный бергшрундом. Спускаемся в связках, через бергшрунд перепрыгиваем со страховкой. В южном цирке перевала останавливаемся на ночлег. Спуск отсюда на лед. Грум-Гржимайло не представляет сложности.

Пер. Бартанг (5350, 2Б) + пер. Оптимальный (4800, 1Б) и

спуск в к. Совноб

Перевал Бартанг соединяет лед. Грум-Гржимайло с западной ветвью лед. Башурвдара. Перевал снежно-ледовый, ориентация - северо-запад - юго-восток, определяющая сторона юго-восточная. Пер. Оптимальный технически несложен и используется для обхода ледопада в месте слияния западной и восточной ветвей лед. Башурвдара. Ориентация склонов - север-юг. Описание связки дается от лед. Грум-Гржимайло.

Подъем на пер. Бартанг со стороны лед. Грум-Гржимайло проходит по пологим (до 20°) снежным склонам (Ф.21). Седловина снежная с выходами скал, на которых расположен тур.

Спуск начинаем из широкого рантклюфта под скалами. Провешиваем 200 м перил по снежно-ледовому склону крутизной до 45° до бергшрунда (Ф.22). Крепление первой веревки на скальных крючьях на скалах седловины, остальных - на ледорубах и ледобурах. От бергшрунда спускаемся в связках на лед. Башурвдара.

Путь к пер. Оптимальный вполне очевиден (Ф.23). Подъем на седловину и спуск - снежный и снежно-осыпной (Ф.24) склоны крутизной до 30°, технической сложности не представляют. Перевал Оптимальный выводит в висячую долину, спуск из нее к лед. Башурвдара проходит нериятному конгломератному склону вдоль каньона одного из текущих здесь ручьев.

Спускаемся вдоль лед. Башурвдара по льду и моренам у правого борта. Вскоре долина расширяется. К р. Хабарвивхац, вытекающей из одноименного ледника, подходим во второй половине дня. Уровень воды уже довольно высок и безопасного брода не видно. Поднимаемся около километра вверх по течению до лед. Хабарвивхац и обходим реку по леднику.

Дальнейший спуск в к. Совноб проходит по тропе по правому берегу р. Хабарвивхац. Тропа местами теряется, в одном месте нам приходится провесить около 20 м перил по конгломератному склону для пересечения каньона, прорезанного правым притоком р. Хабарвивхац. Но в целом путь несложен и вполне очевиден. Перед выходом в долину Кудары тропа поворачивает направо, траверсирует отрог и спускается в к. Совноб с северо-востока (Ф.25).

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Для всех участников, кроме руководителя, этот поход был первой пятеркой и первым опытом в «больших горах». Получение такого опыта и было нашей основной задачей. Пройденный нами маршрут достаточно стандартен, имеет техническую сложность близкую к минимальной для похода 5 к.с., и вполне может быть рекомендован (как частично, так и полностью) группам со схожими целями.

Ниже мы приводим выводы и рекомендации по каждому из пройденных перевалов.

Пер. Кашал-Аяк. В наших условиях сложность перевала не превышала 2А, однако сложность ледопадного участка вполне может увеличиться. Таким образом, реальная категория перевала, по-видимому, 2А*. Нижняя часть лед. Географического общества зачехлена и ее прохождение довольно утомительно. Тем не менее, из-за относительно небольшой высоты перевал вполне может быть рекомендован для прохождения в походах 4 к.с. и выше в период акклиматизации.

Пер. Шмидта Ю.- вполне стандартная и довольно интересная 2Б в наших условиях. Основную сложность представляют поиски прохода в ледопаде со стороны лед. Красноармейский. Наш путь спуска, по-видимому, близок к идеальному при менее удачном выборе пути сложность перевала может оказаться близкой к 3А. Следует также иметь в виду, что ледовая обстановка быстро меняется. Таким образом, перевал не рекомендуется для прохождения в походах ниже 5 к.с.

Пер. Красноармейский на наш взгляд несколько сложнее 2Б, но все же не дотягивает до стандартной 3А. Основную сложность представляет перевальный взлет со стороны лед. Красноармейский - длинный камнеопасный (а потенциально и лавиноопасный) фирновый кулуар с перепадом высот около 600м и крутизной 30-40°. Проходить этот кулуар необходимо в утренние часы и максимально быстро. Мы прошли кулуар на подъем без навески перил, однако в иных условиях и при наличии в группе участников с невысоким уровнем личной техники это может оказаться проблематичным. Перевал не рекомендуется для прохождения в походах ниже 5 к.с.

Пер. Космонавта Добровольского - красивая высотно-техническая 3А, при прохождении через ребро п. 5700 относительно безопасен.

Пер. Абдукагор вполне соответствует 2А к.с. Основной (и единственной) сложностью является прохождение ледопада лед. Абдукагор.

Пер. Ребро - очень красивая и достаточно сложная высотно-техническая 3А. Кулуар со стороны лед. Каскадный во второй половине дня довольно опасен, в него попадают многочисленные камнепады и лавины с правого борта. Рекомендуется двигаться по снежно-ледовому лбу орографически левее кулуара: здесь местами немного круче, но значительно безопаснее. При прохождении этого участка на подъем также имеет смысл делать промежуточную ночевку на ребре. Это позволяет пройти весь подъем в ночные и утренние часы и обеспечивает достаточную безопасность даже в неблагополучные годы.

Связка пер. О. Хайяма + пер. Зимовщиков относится скорее к высотному классу, техническая сложность минимальна. С учетом высоты, вполне соответствует 2Б к.с.

Пер. Бартанг соответствует 2Б к.с. В снежные годы спуск на юг может быть лавиноопасен, однако в наших условиях лавинная опасность отсутствовала.

Пер. Оптимальный соответствует 1Б к.с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[1] А. Волкова, Отчет о горном походе 5 к.с. по Центральному Памиру, http://www.activeclub.com.ua/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=10743

[2] Ю.Г. Егоров, Отчет о горном туристском путешествии 5 к.с. по Ц. Памиру, отчет №2625 в библиотеке МГЦТК (доступен также на http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=31116&page=1)

[3] В.Мартынов, Отчет о горном походе 6 к.с. по Памиру в августе 2011 г, http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=

[4] Г. Сальников, Отчет о горном походе 6 к.с. в районе Северо-Западного Памира, 2004г. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=84

ФОТОГРАФИИ



























Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2020 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100