Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Руководитель: А.Кривонос, Москва

Отчет о горном походе 2 к.с. по Ц.Кавказу в июле 2012 г. Часть 1

О Т Ч Ё Т
о горном учебно-тренировочном туристском походе
второй категории сложности
по Северному Кавказу (Дигория, Суган),
совершённом группой туристов турклуба «Вестра» (город Москва)
в период с 15 по 26 июля 2012 года

Маршрутная книжка № 1/3-206

Руководитель группы Кривонос А.В., a_krivonos@mail.ru

Справочные сведения (Паспорт спортивного похода) 1. Проводящая организация

Поход был организован и проведён в рамках горной школы базового уровня турклуба «Вестра» (город Москва) 2011 – 2012 годов. Руководитель похода – Кривонос Андрей Владимирович, начальник школы – Виданов Виталий Леонидович, завуч школы – Жигулёвцева Елена Юрьевна.

2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив
(место проведения)

Поход проходил в Российской Федерации, в Республике Северная Осетия (Алания) и в Кабардино-Балкарской Республике. Географический район – Северный Кавказ, горные районы Дигория и Суган.

3. Общие справочные сведения о маршруте и группе

Вид туризма

Категория сложности

Протяжённость

активной части

Продолжительность

Сроки проведения

похода

похода, км

общая

ходовых дней

горный

вторая

125,2

12

12

с 15 по 26 июля 2012 года

Первоначально – группа из девяти человек, закончили маршрут семь человек.

Маршрутная книжка: 1/3-206.

4. Подробная нитка маршрута

Город Владикавказ, переезд до пос. Дзинага – подъём по р. Бартуйдон – ледник Бартуй (№ 353) – пер. Короткий 1А – спуск по р. Гебидон – спуск по р. Харес (Урух) до пос. Ахсау – подъём по р. Белагидон – ледник Белаг Южный (№ 371в) – пер. Белаг Центральный 1Б – спуск по леднику Айхва Восточный (№ 378г) – подъём по леднику Айхва Западный (№ 378в) – пер. Загадок 1Б – спуск по р. Галдоридон, затем по р. Айхвадон до р. Харес (Урух) – подъём по р. Харес (Урух), далее по р. Орсдон – пер. Солдат 1Б – долина р. Ахсу – подъём на ледник № 421 – пер. Рцывашки 1Б – спуск по леднику Рцывашки (№ 395), затем по р. Рцывашки (Ишкерты) до пос. Верхняя Балкария, переезд до города Нальчик.


Фрагмент номенклатурного листа К-38-1 (1:500000)


Фрагмент листа туристской карты-схемы В. Ляпина K-38-40-А (1:50000)


Фрагмент листа туристской карты-схемы В. Ляпина K-38-39-Б (1:50000)


Фрагмент листа туристской карты-схемы В. Ляпина K-38-27-Г (1:50000)

5. Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута

п/п


Вид

препят-ствия

Кате-гория

труд-ности

Высота (по GPS),

м

Географии-ческие координаты (взятые в походе по GPS),

WGS 84

Характеристика препятствия

Путь прохождения

1

Перевал Короткий

3190

42050'48,0228”N

43036’49,7808”E

Ориентация: запад – восток.

Соединяет: истоки ручья Гебидон – ледник Бартуй (№ 353).

Перевальный взлёт с обеих сторон осыпной, осыпь среднего размера и средней устойчивости.

Подъём с востока, со стороны ледника Бартуй (№ 353). Спуск на запад в сторону истоков р. Гебидон. Подъём и спуск не «в лоб», чтобы не спускать камни на других участников группы.


п/п


Вид

препят-ствия

Кате-гория

труд-ности

Высота (по GPS),

м

Географии-ческие координаты (взятые в походе по GPS),

WGS 84

Характеристика препятствия

Путь прохождения

2

Перевал Белаг Цент-ральный

3755

42057’0,7452”N

43034’36,9624”E

Ориентация: северо-запад – юго-восток.

Соединяет: ледник Айхва Восточный (№ 378г) – ледник Белаг Южный (№ 371в).

Категорийность: 1Б*, по результатам прохождения – 1Б.

С юго-востока – снежник, до короткого, сравнительно пологого перевального взлёта: осыпи среднего размера.

С северо-запада высота перевального взлёта около 290 м по вертикали. Склон покрыт твёрдым фирном. Использовать для организации станций ледобуры или ледорубы при нашем прохождении не представлялось возможным. Возможна организация станций на выступах скал. В нижней части крутизна склона перевального взлёта менее 300. В средней части, крутизна склона приблизительно 350. В верхней части, около 2-х верёвок, крутизна перевального взлёта около 400. В этом месте лёд покрыт слоем камней. После 11 часов утра, когда солнце освещает северо-западный кулуар перевала, перевал становится потенциально камнеопасным.

Подъём с юго-востока, со стороны ледника Белаг Южный (№ 371в) пешком без затруднений.

Спуск на северо-восток, в сторону ледник Айхва Восточный (№ 378г). Провесили шесть верёвок. Спуск в кошках. После окончания перевального взлёта спуск по леднику до морены в кошках и в связках.

3

Перевал Загадок

3636

42056’30,6744”N

43033’51,8472”E

Ориентация: север – юг.

Соединяет: ледник Айхва Западный (№ 378в) – истоки ручья Галдоридон.

С северной стороны – сравнительно пологий ледник Айхва Западный. В начале перевального взлёта – ледовая трещина («берг»). Высота перевального взлёта – 2 верёвки. Крутизна перевального взлёта приблизительно 450.

С южной стороны высота перевального взлёта более 180 м по вертикали. Здесь перевальный взлёт представляет собой мелкую подвижную осыпь. Крутизна склона приблизительно 350.

Подъём с севера по ледник Айхва Западный (№ 378в) в кошках и в связках. На перевальном взлёте провесили 2 перильные верёвки.

Спуск на юг к истокам ручья Галдоридон по осыпи «лифтовым» методом, плотной группой.

4

Перевал Солдат

3709

42057’9,0540”N

43025’46,7940”E

Ориентация: запад – восток.

Соединяет: истоки ручья Ахсу – истоки ручья Орсдон.

Категорийность: 1А*, по результатам прохождения – 1Б.

С востока ярко выраженный перевальный взлёт отсутствует. При нашем прохождении в верхней части имелся некрутой снежник.

С запада перевальный взлёт – мелкая подвижная осыпь. Высота перевального взлёта с запада около 290 м по вертикали.

Подъём с востока, со стороны истоков ручья Орсдон пешком без затруднений. По снежнику – в кошках.

Спуск на запад к истокам ручья Ахсу по осыпи «лифтовым» методом, плотной группой.


п/п


Вид

препят-ствия

Кате-гория

труд-ности

Высота (по GPS),

м

Географии-ческие координаты (взятые в походе по GPS),

WGS 84

Характеристика препятствия

Путь прохождения

5

Перевал Рцываш-ки

3592

42058’29,6508”N

43025’0,1344”E

Ориентация: север – юг.

Соединяет: ледник Рцывашки (№ 395) – истоки ручья Ахсу.

С юга имеется участок мелкой подвижной осыпи и небольшой скальный участок.

С севера – пологий ледник.

Подъём с юга, со стороны истоков ручья Ахсу. По мелкой осыпи – по одному. Несложное лазание по скалам.

Спуск на север в сторону ледника Рцывашки (№ 395) В кошках и в связках.

6. Сведения о руководителе и участниках

№ п/п

Фамилия, имя,

отчество

Горно-туристский опыт

Обязанности в группе, средство сплава

1

Кривонос

Андрей Владимирович

1 ГУ, 2 ГУ, 4 ГУ,

5 ГУ, 6 ВР

руководитель

2

Сыроквашина Екатерина Николаевна

1 ГУ, 2 ГУ, 3 ГУ,

1 ГР

зам. руководителя, штурман, фотограф

3

Крылов

Михаил Михайлович

ПВД

реммастер

4

Зайцева

Полина Владимировна

ПВД

эколог, финансист

5

Иванова

Галина Андреевна

н/к с препятствиями 1А, не подтверждённый справками

фотограф,

завпит (завхоз) – после акклиматизационного кольца

6

Агафонов

Сергей Евгеньевич

н/к с препятствиями 1А

снаряженец

7

Чурусов

Максим Анатольевич

н/к с препятствиями 1А

хронометрист-летописец

8

Дивногорцев Роман

Сергеевич

ПВД

медик

9

Крейчман Виктория Андреевна

ПВД

завпит (завхоз)

Участники под номерами 8 и 9 Дивногорцев Роман и Крейчман Виктория сошли с маршрута после акклиматизационного кольца.

7. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов

Отчет хранится в библиотеке Московского городского клуба туристов по адресу, гор. Москва, ул. Александра Солженицына, дом 17.

В походе сделано около 1500 цифровых фотографий, имеются фрагменты цифровой видеозаписи.

8. Поход рассмотрен МКК

Поход рассмотрен МКК Федерации спортивного туризма – объединения туристов Москвы (ФСТ-ОТМ), код 177-00-56666252.

Содержание отчета 1. Общая идея похода, особенности, новизна

Поход являлся учебно-тренировочным походом горной школы базового уровня турклуба «Вестра» (город Москва) 2011 – 2012 годов. Одновременно в одном районе проводились учебно-тренировочные походы второй категории сложности трёх отделений названной горной туршколы (этот поход, поход под руководством начальник школы Виданова Виталия Леонидовича и поход отделения завуча школы Жигулёвцевой Елены Юрьевны под руководством Бушуева Юрия Леонидовича). Между отделениями было организовано взаимодействие в соответствии с «Графиком взаимодействия отделений горной школы при проведении УТП». Кроме этого, в те же сроки в том же районе проводился спортивный поход первой категории сложности группы турклуба «Вестра» под руководством Макарова Алексея Владимировича. Через координационный центр турклуба «Вестра» группы, участвующие в учебно-тренировочных походах и в спортивном походе, оповещались о взаимном месте нахождения и могли, в случае необходимости, принять участие в поисково-спасательных мероприятиях.

Республика Северная Осетия (Алания) и Кабардино-Балкарская Республика, горные районы Дигория и Суган были выбраны как хорошая альтернатива горному району Приэльбрусье, в котором недавно закончилась контртеррористическая операция и посещение которого вызывало опасения. Дигория и Суган очень интересные для горных туристов районы, имеют перевалы разной категории трудности, что позволяет построить маршруты от первой до пятой категорий сложности.

Названные районы очень красивы, на реках и ручьях имеется большое количество водопадов.

В последнее время, в связи с всеобщим потеплением и связанным с этим таянием ледников, целый ряд перевалов, в том числе и в районах Дигория и Суган, несколько изменились, зачастую в сторону усложнения. Описания перевалов и оценка их сложности, сделанные ранее, несколько лет назад, уже не соответствуют действительности. Поэтому прохождение некоторых перевалов несёт в себе определённый элемент новизны.

2. Варианты подъезда и отъезда
и другая полезная информация

В случае если маршрут начинается из долины реки Харес (Урух) или её притоков, в том числе, как в нашем случае, от посёлка Дзинага, добраться до начала маршрута из центральной части России удобнее всего следующим образом. До города Владикавказ – поездом, от Владикавказа – на заказанном автотранспорте. Дорога по долине реки Харес (Урух) проходима для любого автомобильного транспорта, поэтому на группу среднего размера удобнее всего заказывать микроавтобус, например «Газель». Нами на каждую группу туршколы был заказан такой автотранспорт из Владикавказа, который встретил нас на вокзале и довёз до места начала активной части маршрута.

Группа закончила маршрут в посёлке Верхняя Балкария Кабардино-Балкарской Республики. От этого посёлка до города Нальчик три раза в день ходят рейсовые автобусы: в районе 6 утра, в 9:30 и в районе 16 часов. С каждого из нас за проезд с учётом провоза багажа взяли по 200 рублей. Считаем это вариант отъезда с места окончания маршрута довольно удобным. Специально заказывать автотранспорт от Верхней Балкарии, по нашему мнению, не имеет смысла. От Нальчика до населённых пунктов центральной России можно добраться поездом.

От спортбазы «Таймази» («Таганрогская») по воскресеньям ходит автобус до города Ростов-на-Дону.

Для путешествий в районе Дигория необходимо оформление пропуска в погранзону. Для всех отделений туршколы оформление пропусков в погранзону производилось «централизованно» через ту же турфирму, которая предоставляла автотранспорт. Затраты при этом составили по 100 рублей с человека, но преимущество такого варианта по сравнению с бесплатным вариантом оформления пропусков непосредственно в пограничной службе Российской Федерации очевидны. Во-первых, при отправке документов непосредственно в соответствующее отделение пограничной службы по факсу или по электронной почте нет уверенности в том, что документы будут своевременно приняты к рассмотрению и пропуска будут выписаны в необходимый срок. Во?вторых, получить пропуска в отделении пограничной службы можно только в рабочие дни в рабочее время. При прибытии туристской группы в район похода в выходной или нерабочий праздничный день, либо ночью, необходимо дождаться начала работы пограничной службы и потерять на этом своё время. Мы прибыли во Владикавказ в воскресенье утром и могли бы потерять на получении пропуска целые сутки.

В долине реки Харес (Урух) вплоть до базы отдыха Автодор была мобильная связь оператора Мегафон. Также мобильная связь оператора Мегафон появилась при выходе с маршрута в посёлке Верхняя Балкария. По ущельям ручьёв Караугом, Бартуйдон и Белагидон, на пройденных во время похода перевалах, в долине реки Харес (Урух) в районе водопада у устья ручьёв Галдаридон, Айхвадон и выше по реке Харес (Урух), в верховьях ручья Ахсу, а также в ущелье ручья Рцывашки мобильная связь отсутствовала.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Районы, по которым проходил маршрут, являются обжитыми. Все ущелья и долины – часто посещаемы. Поэтому аварийные выходы с маршрута не должны представлять больших трудностей. В случае необходимости, из любой точки маршрута можно «налегке» (без груза) добраться до места, где можно попросить помощи, не более чем за день. Также за день, максимум – за два, можно аварийно выйти с любого места маршрута.

Как запасные варианты были заявлены:

– перевал Авсанау (н/к, 3011 м) как запасной вариант перевалу Короткий (1А, 3190 м)

– перевал Айхва (1Б, 3573 м) как запасной вариант перевалам Белаг Центральный (1Б, 3755 м) и Загадок (1Б, 3636 м)

– выход вниз по ручью Аксу, затем по ручью Карксу и вниз по долине реки Черек Балкарский как запасной вариант перевалу Рцывашки (1Б, 3592 м).

Группа прошла маршрут основным заявленным вариантом.

4. Изменения маршрута, состава группы и их причины

Маршрут был пройден группой по основному заявленному варианту.

После акклиматизационного кольца с маршрута сошли Дивногорцев Роман и Крейчман Виктория. О сходе с маршрута Дивногорцева и Крейчман было сообщено в МКК ФСТ-ОТМ председателю горной комиссии Деянову Рамилю с помощью SMS.

Сошедшие с маршрута ребята прожили несколько дней на спортбазе «Таймази» («Таганрогская») и затем уехали автобусом до города Ростов-на-Дону, а оттуда в Москву.


5. График движения

День пути

Дата

Участок пути

Протя-жен-ность, км*

Н,

м

?H,

м

Чистое ходовое время, часы

Определяющие и предопределяющие препятствия на участке

Метеоусловия

1

15.07

Автотранспорт гор. Владикавказ – посёлок Дзинага

Подъём по ущелью ручья Бартуйдон до высоты 1864 м

135

6,4

~500

1483

1864

+ ~1000

+381

3:30

2:00

Переменная облачность, без осадков.

t 16:00 = +20°C.

2

16.07

Подъём по ущелью ручья Бартуйдон до высоты 2424 м

Акклиматизационный подъём и спуск, учебное занятие

3,8

1864

2424

2660

+560

+–236

2:45

Солнечно.

t 7:30 = +12°C,

t 12:30 = +20°C.

3

17.07

Подъём по леднику Бартуй (№ 353) – пер. Короткий

Спуск к истокам ручья Гебидон до высоты 2845 м

4,7

1,6

2424

3190

2845

+766

–345

2:40

2:20

Перевал Короткий, 1А, 3190 м

Солнечно.

t 8:00 = +16°C,

t 12:00 = +28°C.

Пасмурно.

t 15:40 = +13°C, дождь,

t 17:40 = +11°C, сильный дождь, град.

4

18.07

Спуск по ущелью ручья Гебидон до реки Харес (Урух)

Спуск по долине реки Харес (Урух) до поворота дороги на турбазу Дзинага

8,3

11,7

2845

1720

1351

–1125

–369

3:55

2:50

Солнечно.

t 8:00 = +12°C,

t 14:00 = +25°C.

Пасмурно, туман.

t 19:00 = +14°C.

5

19.07

Спуск по долине реки Харес (Урух) до посёлка Ахсау

Подъём вверх по ручью Белагидон до стоянок у водопада

5,9

13,5

1351

1325

2502

–26

+1177

1:10

6:40

Пасмурно, туман,

мелкий дождь.

t 7:30 = +13°C,

t 13:40 = +12°C,

t 19:00 = +10°C

6

20.07

Подъём по ручью Белагидон, затем по леднику Белаг Южный (№ 371в) до высоты 3578 м

Учебное занятие,

разведка перевала Белаг Центральный

7,0

2502

3578

+1076

4:10

Пасмурно, туман.

t 7:30 = +10°C,

t 12:30 = +16°C.

Ясно, внизу небольшая облачность.

t 19:40 = +15°C

7

21.07

Подъём на перевал Белаг Центральный

Спуск с перевала Белаг Центральный на серединную морену ледников Айхва Западный (№ 378в) и Айхва Восточный (№ 378г)

0,9

2,2

3578

3755

3072

+177

–683

0:35

7:40

Перевал Белаг Центральный, 1Б,

3755 м

Ясно.

t 5:50 = +3°C.

t 15:10 = +15°C.

Переменная облачность,

t 17:50 = +10°C.

8

22.07

Подъём на перевал Загадок

Спуск до водопадов при впадении в реку Харес (Урух) ручьёв Галдоридон и Айхвадон

2,7

6,0

3072

3636

2152

+564

–1484

4:00

3:40

Перевал Загадок, 1Б, 3636 м

Ясно, ветрено.

t 6:10 = +7°C.

Солнечно.

t 12:00 = +12°C,

t 14:30 = +22°C,

t 18:10 = +21°C,

9

23.07

Подъём вверх по реке Харес (Урух) до морен ледника Доппах (№ 364)

15,1

2152

3180

+1028

7:10

Солнечно.

t 8:10 = +25°C,

t 14:30 = +29°C,

t 20:30 = +8°C,

10

24.07

Подъём на перевал Солдат

Спуск с перевала Солдат к истокам ручья Ахсу

Подъём к перевалу Рцывашки

3,6

4,2

1,5

3180

3709

2848

3260

+529

–861

+412

2:55

2:55

1:25

Перевал Солдат, 1Б, 3709 м

Солнечно.

t 6:00 = +4°C.

Переменная облачность,

t 14:00 = +15°C.

Пасмурно,

мелкий дождь, туман,

t 19:30 = +8°C,

11

25.07

Подъём на перевал Рцывашки

Спуск с перевала Рцывашки по леднику Рцывашки (№ 395), затем по р. Рцывашки (Ишкерты) до пос. Верхняя Балкария

1,5

21,8

3260

3592

1217

+332

–2375

1:50

7:30

Перевал Рцывашки, 1Б, 3592 м

Солнечно.

t 5:50 = +3°C,

t 13:30 = +19°C,

Облачно.

t 20:50 = +22°C,

12

26.07

Переход от места ночёвки до остановки автобуса

Автотранспорт посёлок Верхняя Балкария – гор. Нальчик

2,8

72

1217

1185

~400

–32

– ~785

0:40

2:30

Солнечно

t 7:30 = +22°C,

Итого активным способом передвижения:

125,2

67:50

* - расстояния активной части похода измерены при помощи программы OziExplorer по «привязанным» отсканированным туристским картам масштаба 1:50000 с использованием точек, «взятых» на местности прибором спутниковой навигации GPS с учётом коэффициента 1,2.

6. Техническое описание прохождения группой маршрута

15 июля 2012 года. Воскресенье. 1 день пути.

В 9:20 прибыли на поезде во Владикавказ. Некоторое время ушло на решение организационных вопросов с принимающей турфирмой. Получили от представителя турфирмы оформленные пропуска в погранзону. Отправили SMS в МКК ФСТ-ОТМ председателю горной комиссии Деянову Рамилю о выходе группы на маршрут. Загрузились в микроавтобус и в 9:50 выехали из города.

Заехали в подразделение МЧС города Владикавказа и зарегистрировались там.

В 14:20 прибыли в посёлок Ахсау, где в частном доме оставили первую заброску. Вторую заброску передали группе под руководством начальник нашей горной туршколы Виданова Виталия для доставки её вместе с их заброской на спортбазу «Таймази» («Таганрогская»).

В 15 часов прибыли в посёлок Дзинага. Отметились на погранзаставе. По мосту перешли на левую сторону ручья Караугом и встали на обед. Высота 1483 м.

В 16:50 вышли с места обеда. Поднимались вверх по ущелью ручья Бартуйдон (Фото. 2).

Вначале шли по грунтовой дороге, которая закончилась у ограды выпаса, затем – по топе, уходящей в ущелье ручья Караугом. Где-то проскочили поворот на тропу, ведущую в ущелье Бартуйдона. Возвращаться назад не хотелось и чтобы выйти на тропу пришлось набирать «в лоб» приблизительно 50 метров по высоте через высокую траву и кустарник. Дальше двигались по хорошо набитой тропе (Фото. 1). Встретили пограничный патруль. Военные знали о нашем присутствии в этом районе (видимо, им сообщили с погранзаставы) и вопросов у них к нам не возникло.

Чем дальше, тем тропа становилась всё менее хоженой. При выходе на заболоченные участки, покрытые высокой травой, а также при проходе через разросшийся кустарник, тропа терялась. В некоторых местах тропа прижата ручьём Бартуйдон к склону (Фото. 3).

Шли в режиме: 30 минут движение, 10 минут привал (30/10). При движении поддерживали радиосвязь между впередиидущими и замыкающими.

В 19:30 встали на ночёвку на галечном берегу. Высота 1864 м. Через спутниковую систему связи Thuraya отправили SMS в координационный центр турклуба «Вестра» о своем местоположении.

16 июля 2012 года. Понедельник. 2 день пути.

Подъём дежурных в 6:00. Общий подъём и завтрак в 7:00.

В 8:30 вышли с места ночёвки. Шли в режиме 40/15. Движение координировалось при помощи радиосвязи.

После прохождения через селевой след потеряли тропу. Некоторое время потратили на её поиски. Далее тропа проходила сквозь лесные заросли. Когда вышли из зоны леса, двигаться стало легче.

На высоте 2147 возможна ночёвка рядом с рекой, есть ровные площадки.

В 12:15 встали на обед на высоте 2424 м в непосредственной близости от окончания ледника Бартуй (№ 353) (Фото. 4).

В связи с ухудшением самочувствия некоторых участников было принято решение в этот день выше не подниматься, провести акклиматизационный подъём без рюкзаков вверх по «бараньим лбам» и запланированное учебное занятие по теме «Техника передвижения по травянистым и осыпным склонам». Начали занятие в 14:40. В 16:50 вернулись к месту стоянки. Во время выхода поднялись до высоты 2660 м.

17 июля 2012 года. Вторник. 3 день пути. Перевал Короткий.

Подъём дежурных в 6:00. Общий подъём и завтрак в 7:00.

Вышли с места ночёвки в 8:20.

Поднимались на «бараньи лбы» по тропе, разведанной накануне. Подъём логичен, тропа легко угадывается, а выше – промаркирована турами из камней. Путь подъёма по «бараньим лбам» показан на Фото. 5.

После окончания «бараньих лбов», следуя описаниям маршрута, пошли по центральной морене. Движение было затруднено большими камнями. Видимо, лучше двигаться по левому (орографически) моренному карману. Панорама, сделанная со срединной морены ледника Бартуй (№ 353), показана на Фото 6.

Двигались в режиме 40-45/10-15. Среди огромных камней координировали движение при помощи радиосвязи.

Спустились в левый (орографически) карман морены (Фото. 7) и в 11:45 встали на обед у ледникового озера Маскутицад. Высота 2835 м. Здесь хорошее место для ночёвки.

Нашлись желающие освежиться в ледяной воде :-)

Перевал Короткий.

В 14:00 вышли с места обеда на перевал Короткий. Сперва подъём проходил по травянистому склону: вид склона – справа на Фото. 7, подъём по склону на Фото. 8. Шли в режиме 20/10. Панорама, сделанная при подъёме на перевал Короткий, приведена на Фото. 9. Путь подъёма на перевал Короткий показан на Фото. 10.

В 15 часов погода начала портиться, пошёл мелкий дождь.

В 15:40 поднялись на перевал Короткий. Высота 3190 м. Погода совсем испортилась: дождь, град. Сфотографировались на перевале (Фото. 11 и 12). Сняли контрольную записку от 11.07.2012 группы турклуба «Вестра» под руководством Коноваленко Ф.Д., маршрутная книжка 27/3?304. Оставили свою контрольную записку.

В 16:10 начали спуск с перевала. Спуск по средней осыпи (Фото. 13). Шли по склону так, чтобы участники не оказывались один над другим и не спускали камни на товарищей. Затем спуск по снежнику (Фото. 14), впередиидущий тропил, остальные шли след в след. После ещё одного участка осыпи вышли к истокам ручья Гебидон. Несколько раз пришлось переходить ручьи-рукава вброд.

Встали на ночёвку в 17:40 на оборудованных площадках. Место ночёвки отмечено на Фото. 14. Высота 2845 м. Через спутниковую связь отправили SMS в координационный центр турклуба «Вестра» о прохождении перевала Короткий.

18 июля 2012 года. Среда. 4 день пути.

Подъём в 7:00. Просушка вещей на солнце. Выход с места ночёвки в 9:20.

Спускались по правому борту центральной морены по средней устойчивой осыпи. Шли в режиме 45/10. Затем вышли на хорошо набитую тропу. Тропа проходит между скальными сбросами («бараньими лбами»). Здесь двигаться без этой тропы, пожалуй, невозможно.

Ручей Гебидон образует в ущелье целый каскад водопадов (Фото. 15 – 16). После очередных «бараньих лбов» выли на ровную площадку (имя точки GPS «WP0015»), сделали привал. Высота 2243 м. Здесь можно поставить палатки.

После привала в начавшейся зоне леса потеряли тропу и упёрлись в обрыв. Отсюда открывается вид на многоступенчатый водопад (Фото. 17). Произвели разведку, нашли тропу. Она проходит ближе к правому борту ущелья. Продолжили спуск. По мере движения поддерживали радиосвязь между частями группы.

Вышли на пикет пограничников, которые заявили, что дожидаются нас здесь со вчерашнего дня. Они действительно были осведомлены о составе группы и её руководителе. После проверки документов продолжили спуск.

В 13:25, сразу после перехода по мостику на левый берег Гебидона, встали на обед.

Вышли с обеда в 15:05. Скоро пришли к месту, где лес вырублен, работает тяжёлая техника, разравнивает площадку для строительства, видимо, новой турбазы. Дальше шли по новой грунтовой дороге и в 15:40 вошли на территорию базы отдыха «Автодор». Здесь Роман Дивногорцев и Виктория Крейчман решили сойти с маршрута. Ребята отправились вверх по реке Харес (Урух) в сторону спортбазы «Таймази» («Таганрогская»), где находилась вторая заброска нашей группы, в которой были и их вещи.

Попрощавшись с товарищами, продолжили спуск вниз по реке Харес (Урух). Шли по дороге (Фото. 18).

Встали на ночёвку в 19:10 на полке у реки недалеко от ответвления дороги на мост к турбазе Дзинага. Погода начала портиться, к вечеру опустился туман.

Позвонили в координационный центр турклуба «Вестра» и отправили SMS в МКК ФСТ?ОТМ председателю горной комиссии Деянову Рамилю о сходе с маршрута Дивногорцева Романа и Крейчман Виктории.

Позвонили в поисково-спасательный отряд МЧС города Владикавказа, в котором зарегистрировались при выходе на маршрут, и сообщили, что поход походит нормально.

19 июля 2012 года. Четверг. 5 день пути.

Подъём дежурных в 6:00. Общий подъём и завтрак в 6:50.

Вышли с места ночёвки в 8:05. Туман, мелкий дождь. В 9:15 пришли в посёлок Ахсау. Забрали заброску.

В 9:45 начали подъём по дороге вверх по ручью Белагидон. Шли в режиме 45/10. Встретили украинскую группу. Они шли маршрут 5 к.с. и спускались с перевала Кедрина, 2А. Встали на обед в 13:10 у впадения ручья Уазадон в ручей Белагидон.

Вышли с места обеда в 14:35. Туман сгустился. Недалеко от хижины рядом с устьем ручья Элья дорога заканчивается и начинается хорошо набитая тропа. Старались не растягиваться, чтобы не потеряться в тумане. Поддерживали радиосвязь.

Встали на ночёвку в 19:20 на расчищенных стоянках недалеко от водопада. В тумане водопада не видно.

20 июля 2012 года. Пятница. 6 день пути.

Подъём дежурных в 6:00. Общий подъём и завтрак в 7:10.

С утра снова туман. Водопад нам так и не показался L Но мы сфотографировались на фоне его шума J (Фото. 19).

Вышли с места стоянки в 8:35. В тумане было тяжело ориентироваться и выйти на тропу, круто поджимающуюся через «бараньи лбы» рядом с водопадом. Затем вышли на осыпь среднего размера и потеряли тропу. По-видимому, из-за тумана пошли не в тот кулуар, и пришлось подниматься по «живой» осыпи. После прохождения кулуара произвели разведку и вышли на промаркированную тропу. Поднимались по средней осыпи с небольшим набором высоты. Туман стал постепенно рассеиваться.

Сделали 3 перехода и в 11:40 встали на обед у огромного камня. Здесь тропа переходит на другой берег ручья.

Вышли с обеда в 13 часов. Туман совсем рассеялся, солнечно. Вид подъёма к леднику Белаг Южный (№ 371в) приведёна на Фото. 20. Поднялись на морену ледника Белаг Южный (№ 371в), сделали привал, сняли панораму (Фото. 21).

В 15:10 часов преодолели крутой подъём по осыпи среднего размера и оказались на сравнительно ровных площадках, пригодных для ночлега. Высота 3578 м.

Панорама с этого места ночёвки приведена на Фото. 22 (панорама сделана наутро следующего дня). Место ночёвки на леднике Белаг Южный (№ 371в) показано на Фото. 23.

Провели снежно-ледовое занятие со слушателями отделения (Фото. 24). Одновременно с этим произвели разведку перевала Белаг Центральный и провесили две верёвки на спуск с определяющей категорию трудности стороны.

Через спутниковую систему связи отправили SMS в координационный центр турклуба «Вестра» и группе руководителя нашей туршколы Виданова Виталия о своём местоположении.

21 июля 2012 года. Суббота. 7 день пути. Перевал Белаг Центральный.

Общий подъём всех участников в 5:00. Завтрак в 6:00.

Перевал Белаг Центральный.

Выход с места ночёвки в 7:20. Учли результаты разведки предыдущего дня и не стали подниматься по осыпям. Сразу надели кошки и поднимались по леднику (Фото. 25 и 26). Уклон небольшой. Сняли кошки и преодолели перевальный взлёт по осыпи среднего размера (видна на Фото. 26).

Были на перевале в 7:55. Сперва поднялись в точку, отмеченную как перевал на карте (имя точки GPS «WP0029»). Здесь спуск с перевала практически вертикальный. Перешли по гребню 80 м на северо-восток. Здесь сложен перевальный тур. Высота 3755 м. Отсюда спуск проходит по кулуару с крутизной около 400. Сделали перевальные фотографии (Фото. 27 и 28). В туре была обнаружена контрольная записка от 09.08.2011 группы туристов из Ульяновска, Самары и Владикавказа под руководством Борисова А. (Ульяновск). Оставили свою контрольную записку.

Спуск с перевала начали в 8:05. В качестве станции использовали петлю, наброшенную на прочный выступ скалы. Накануне были провешены 2 верёвки на спуск. Верёвки были связаны между собой, середина второй верёвки была закреплена на станции, сделанной аналогично верхней, из петли на выступе скалы. Необходимость сращивания верёвок была вызвана тем, что ключевой участок склона, на котором лёд был покрыт слоем камней, оказался протяжённее длины одной верёвки, а организовать вторую станцию на этом участке не представлялось возможным. Спускались в кошках. Спуск участника по первой верёвке запечатлён не Фото. 29. Спустившиеся на третью станцию в конце второй верёвки оказывались в зоне, в которую не попадали камни от идущих следом товарищей.

Координацию спуска производили при помощи радиосвязи.

Далее был склон из плотного фирна чуть меньшей крутизны, чем в верхней части (приблизительно 350). Часть участников спускалась на индивидуальной технике. Некоторым участникам спускаться по такому склону без страховки показалось страшно. Поэтому были провешены перильные верёвки.

Третья и четвёртые верёвки были также провешены с помощью петель на скальных выступах. Ни ввинтить в фирн склона ледобуры, ни организовать станцию на ледорубах не удалось. Эти верёвки не сдёргивались, а были сброшены замыкающим. Замыкающий прошёл третью и четвёртую верёвки на индивидуальной технике по скалам правого борта.

Пятая и шестая верёвки были соединены и закреплены на пятой станции, сделанной из петли. Спуск участника по пятоё и шестой верёвке заснят на Фото. 30.

После этого склон стал не таким крутым и все участники преодолели последующий спуск используя индивидуальную технику. Ледовая трещина («берг») в конце спуска была хорошо видна. Она была забита снегом и её прохождение проблемы не составило.

Путь спуска с перевала Белаг Центральный показан на Фото. 31. Вид на перевал Белаг Центральный со стороны ледника Айхва Восточный (№ 378г) приведён на Фото. 32.

В14:00 вся группа спустилась на относительно пологий участок ледника (имя точки GPS «WP0031»). Высота в этой точке 3466 м. Значит, с перевала спустились на 289 м. Дальше по леднику до морены шли в связках.

В 14:24 встали на обед на морене. Одновременно с обедом произвели разведку пути дальнейшего спуска. Во время обеда видели сравнительно большое стадо горных козлов, которые резвились на склоне.

Вышли с обеда в 15:40. Спускались по правому краю морены. Разведка показала, что взбираться на гребень морены смысла нет, затем пришлось бы спускаться по крутому склону, на котором под камнями был лёд. Дальше морена упиралась в скальные сбросы – «бараньи лбы», по которым текла вода. Перешли по «бараньим лбам» на другой гребень морены, который плавно спускался вниз. Небольшой отрезок пути под камнями был мокрый лёд. Дальше путь проходил по морене, состоящей из камней средней величины.

Преодолев небольшой пологий снежник, вышли к нижнему началу морены, которая является серединной для сросшихся в этом месте ледников Айхва Западный (№ 378в) и Айхва Восточный (№ 378г).

В 17:00 встали на ночёвку на кем-то уже расчищенных площадках. Высота 3072 м.

Через спутниковую систему связи отправили SMS в координационный центр турклуба «Вестра» и группе руководителя нашей туршколы Виданова Виталия о прохождении перевала Белаг Центральный.

22 июля 2012 года. Воскресенье. 8 день пути. Перевал Загадок.

Подъём дежурных в 5:00. Общий подъём и завтрак в 6:00.

Выход с места ночёвки в 7:15.

Перевал Загадок.

Вначале был подъём по серединной морене ледников Айхва Западный (№ 378в) и Айхва Восточный (№ 378г). Далее шли по правому (орографически) краю ледника Айхва Западный (№ 378в). Здесь он был присыпан камнями (Фото. 33).

В 8:30, когда «посыпка» из камней закончилась, надели кошки и связались в связки (Фото. 34). В 9:30 подошли к перевальному взлёту. В нижней части перевального взлёта имелась ледовая трещина («берг») (Фото. 35). «Берг» можно было обойти справа по ходу подъёма, пройдя между ним и частью другой ледовой трещины несколько выше первой (видно на Фото. 35 и 36). Крутизна перевального взлёта была приблизительно 450. Преодоление перевального взлёта без провешивания перильных верёвок руководителю группы показалось рискованным, поскольку при срыве участника он мог оказаться в ледовой трещине.

Лидер с нижней страховкой поднялся до скал (Фото. 35) и организовал там станцию на ледорубе. Эта станция всё время своего существования была нагружена вестом участника. Другой лидер с нижней страховкой, организованной на первой станции, без рюкзака (Фото. 36) поднялся на перевал Загадок и организовал там вторую станцию из петли, наброшенной на прочный выступ скалы. Дальше все остальные участники группы поднялись на перевал Загадок по организованным перилам.

В процессе организации перил и при подъёме участников на перевал координация действий производилась при помощи радиосвязи.

Вся группа поднялась на перевал Загадок в 11:40 часов. Высота 3636 м. Сделали перевальные фотографии (Фото. 37 и 38). Сняли контрольную записку от 04.08.2011 группы турклуба «Сокол» город Таганрог под руководством Котельникова Н.Ю. Оставили свою контрольную записку. Разобрали снаряжение и верёвки.

Спуск с перевала Загадок начали в 12:15. Отошли от перевального тура метров 60 на восток. Здесь начало спуска более пологое. Перевальный взлёт перевала Загадок с юга, со стороны истоков ручья Галдоридон, представляет собой мелкую подвижную осыпь (Фото. 39). Крутизна склона приблизительно 350. Двигались плотной группой, «лифтовым» методом, чтобы не спустить камни друг на друга. Постоянно держались под углом к линии стока воды, «выписывали» как бы серпантин. Старались обходить большие камни, чтобы не вызвать огромный камнепад. Мелкие камнепады возникали постоянно. Обходили скальные сбросы («бараньи лбы»), торчащие из-под осыпи. Вид перевального взлёта перевала Загадок снизу с прорисованным путём спуска показан на фотографиях 40 и 41.

Окончили спуск с перевального взлёта в 12:50. Высота 3452 м. Таким образом, высота перевального взлёта перевала Загадок с юга составляет более 180 м.

Далее шли по снежникам и по моренам. Сделали привал на зелёной травке в точке, в которой есть расчищенные места для стоянок (имя точки GPS «WP0040»), недалеко есть вода. Высота 3092 м.

Встали на обед в 14:15 рядом с бурным истоком ручья Галдоридон, который недалеко от этого места вырвался на поверхность из-под земли. Высота 2928 м.

Вышли с обеда в 16:05. Недолго спускались прямо по мелкому каменистому руслу ручья-истока Галдоридона. Затем ушли на левый склон ущелья.

Ущелье ручья Галдоридон имеет в некоторых местах скальные борта и спускается к реке Харес (Урух) ступенями. Тропы вдоль ручья Галдоридон до реки Харес (Урух) нет. Поэтому через невысокий травянистый хребет перешли из ущелья ручья Галдоридон в ущелье ручья Айхвадон, вдоль которого имеется неплохая тропа.

В 16:40 сделали 10 минутный привал, подождали отставших участников группы.

На заболоченном участке тропа была потеряна. Для поиска тропы использовали GPS, ориентируясь на тропу, обозначенную на туристской карте-схеме В. Ляпина. Такой способ дал хороший результат, что свидетельствует о достаточной точности карт-схем В. Ляпина и их относительно хорошей привязке по географическим координатам.

В 17:55 пришли к месту стоянки на высоком правом берегу реки Харес (Урух) у водопада, которым слившиеся ручьи Галдоридон и Айхвадон обрушиваются в сторону реки Харес (Урух). Сфотографировались у водопада (Фото. 42).

Часть группы занялась гигиеной под водопадом. Другая часть группы сходила на спортбазу «Таймази» («Таганрогская») за второй заброской. Вернулись «засланцы» поздно, в 21:30.

Через спутниковую систему связи отправили SMS в координационный центр турклуба «Вестра» и группе руководителя нашей туршколы Виданова Виталия о прохождении перевала Загадок. Получили невнятное сообщение группы Виданова Виталия о неприятном спуске с перевала Солдат.

23 июля 2012 года. Понедельник. 9 день пути.

Подъём дежурных в 7:00. Общий подъём и завтрак в 8:00.

К нам «нагрянули» пограничники. Проверили документы и пропуск в пограничную зону.

Вышли с места стоянки в 9:30. Сперва шли по дороге вверх по долине реки Харес (Урух). Затем, дойдя до каких-то развалин, дорога закончилась и началась тропа. На развилке выбрали тропу, которая уходила вверх и вправо по ходу движения на правый борт долины. Левая тропа проходила по заболоченной пойме реки Харес (Урух) и мы её ещё долго видели.

В 10:40 сделали 10 минутный привал у огромных камней, наблюдая каньон ручья Каронкаги. Затем тропа шла совсем с малым набором высоты по заросшим высокой травой террасам левого берега реки Харес (Урух) (Фото. 43). Здесь много развалин жилищ. Возможно, кошей, а возможно и старых аулов. В высокой траве развалины плохо видны и некоторые участники налетали на камни и спотыкались о них. В траве было много не ярко выраженных троп. Как затем выяснилось, это вольно пасущиеся лошади тропят травяные заросли.

В 12:30 подошли к бурному левому притоку реки Харес (Урух) (имя точки GPS «WP0047»). Высота в этом месте 2412 м. Устроили занятие по переправам. Переправлялись по двое и по трое, держась за плечи друг друга. Выше переброженного притока ручей Орсдон, в долине которого мы оказались, проходит в скальном каньоне. Для того чтобы выйти на тропу, проходящую выше по склону, стали набирать высоту. Со склона была хорошо видна долина ручья Орсдон (Фото. 44), высокий водопад, которым падает этот ручей, и перевал Солдат, на который мы шли.

Поднялись на 377 м от переправы через бурный ручей и в 13:50 устроили обед у небольшого ручья на высоте 2789 м недалеко от стоянок, отмеченных на карте как «ноч. поляна Нахашбита».

Вышли с места обеда в 15:40. Сперва двигались по тропе. Тропа местами терялась среди высокой травы (Фото. 45). Затем обнаружилось, что селевыми потоками тропу размыло. Идти стало очень неудобно. Пришлось несколько раз сбрасывать и набирать приблизительно по 40 – 60 м высоты. Наконец вышли на относительно ровное пространство перед водопадом (Фото. 46). Традиционно сфотографировались на фоне водопада (Фото. 47).

В 17:10 подошли к водопаду. Высота 2786 м. Двое разведчиков переправились через бурный левый приток ручья Орсдон и разведали тропу, которая отмечена на туристской карте-схеме В. Ляпина, как поднимающаяся параллельно ручью Орсдон рядом с водопадом. Эта тропа действительно имеет место быть. Но это скорее козлиная тропа. В некоторых местах она проходит вплотную к отвесной скале, имеет ширину около полуметра, по ней стекает сочащаяся по скалам вода, а с другой стороны тропа нависает над пропастью. Идти по такой тропе с рюкзаками без страховки руководителю группы показалось рискованным. Поэтому, закончив разведку, было принято решение идти в обход: вверх по левому бурному притоку ручья Орсдон. Вдоль этого ручья имелась неплохо набитая тропа, промаркированная турами (Фото. 48).

В 19:05 поднялись к истокам ручья на высоту 3151 м, набрав тем самым 365 м, и вышли на морену ледника Доппах (№ 364). Пересекли морену (лабиринт между огромных камней) и в 19:45 встали на ночёвку на ровных песчаных площадках у ручья. Высота 3180 м.

24 июля 2012 года. Вторник. 10 день пути. Перевал Солдат.

Подъём дежурных в 5:00. Общий подъём и завтрак в 6:00.

Выход с места ночёвки в 7:30. Двигались к перевалу Солдат. Местность сильно пересечённая. Несколько раз пришлось набирать и сбрасывать высоту. Форсировали бурный ручей, показанный на туристской карте-схеме В. Ляпина как пересыхающий.

Часть 2 >>>>>>>>>>>>


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2019 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100