Руководитель: А.Кривонос, Москва

Отчет о горном походе 2 к.с. по Ц.Кавказу в июле 2012 г. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

Перевал Солдат.

В 9:20 подошли к сравнительно крутому склону морены (Фото. 49). Поднялись на гребень и далее двигались по нему (Фото. 50). Панорама верховий ручья Орсдон показана на Фото. 52.

Гребень упёрся в отвесную вертикальную скалу (Фото. 51). Поднимались прямо вдоль скалы. Здесь что-то вроде тропинки, идти было легко. Затем подошли к перевальному взлёту. Он был покрыт снегом. Надели кошки и пошли под углом к склону с постепенным набором высоты (Фото. 53). Снег держал хорошо.

В 11:05 поднялись на перевал Солдат. Высота 3709 м.

Сделали перевальные фотографии (Фото. 54 и 55). Из перевального тура извлекли контрольную записку от 21.07.2012 группы турклуба «Вестра» под руководством Виданова Виталия – руководителя нашей туршколы базового уровня. Оставили свою контрольную записку.

В 11:37 начали спуск с перевала. Напуганные полученным второго дня SMS-сообщением Виталия Виданова о нехорошем спуске с перевала Солдат, начали спускаться в кошках. Склон был покрыт мелкой осыпью (Фото. 56). Льда под осыпью не обнаружилось. Сняли кошки. Спускались плотной группой, закладывая виражи, чтобы не спускать камни друг на друга.

В 12:37 закончили спуск с перевального взлёта. Высота 3420 м. Сбросили 289 м. Далее спускались по морене ледника № 420.

В 13:15 встали на обед. Высота 3131 м.

В 15:00 вышли с места обеда. Продолжили спуск. Перебродили несколько ручьёв.

В 16:30, между двух ручьёв, истоков ручья Ахсу, достигли нижней точки спуска 2848 м и начали подъём на перевал Рцывашки. Поднялись на гребень второй по ходу движения морены (Фото. 57). Здесь проходит хорошо набитая тропа (Фото. 58), промаркированная турами. Погода испортилась, временами всё застилал туман. Но потеряться на такой тропе было практически невозможно. При движении между частями группы поддерживали радиосвязь.

В 18:10 поднялись на ровные площадки на высоте 3250 м, пригодные для ночёвки. Однако в этом в этом месте не оказалось воды. Все ручьи были пересохшими. Продолжили поиски места для ночёвки и воды.

В 19:10 определились с местом ночёвки. Высота 3260. Воду нашли под камнями в 300 м в сторону перевала Рцывашки.

Через спутниковую систему связи отправили SMS в координационный центр турклуба «Вестра» и группе руководителя нашей туршколы Виданова Виталия о прохождении перевала Солдат.

25 июля 2012 года. Среда. 11 день пути. Перевал Рцывашки.

Подъём дежурных в 5:00. Общий подъём и завтрак в 5:50.

Выход с места ночёвки на перевал Рцывашки в 7:35.

Перевал Рцывашки.

По крупным и средним камням поднялись на морену (Фото. 59). Некоторое время шли по морене. Сделали привал. Затем подошли к склону с очень неприятной подвижной осыпью мелкого и среднего размера. Поднимались так, чтобы не сбросить камни на товарищей (Фото. 60). После осыпи подошли к скалам, по которым в некоторых местах пришлось карабкаться (Фото. 61). Направление движения определяли по фотографиям перевала из отчётов групп, ранее прошедших этот перевал. После скал нам открылся «прямой коридор» на перевал Рцывашки – проход с равномерным подъёмом между скальных стенок (Фото. 62 и 63).

В 9:30 поднялись на перевал Рцывашки. Высота 3592 м. Сделали перевальные фотографии (Фото. 64 и 65). Из перевального тура извлекли контрольную записку от 22.07.2012 группы турклуба «Вестра» под руководством Виданова Виталия – руководителя нашей туршколы базового уровня. Оставили свою контрольную записку.

Надели кошки, связались в связки. Спуск с перевала начали в 10:20. Движение по боковому языку ледника Рцывашки (№ 395) изображено на Фото. 66 и 67. Пересекли ледник, затем держались ближе к скалам, у правого края ледника. Здесь трещин почти не было. Затем вышли на камни, лежащие поверх ледника. Сняли кошки, развязали связки. Спустились по камням к главному языку ледника Рцывашки (№ 395). Снова надели кошки и связались в связки. Пересекли главный язык ледника и в 11:45 вышли на его краевую морену. Сделали привал, сняли кошки и обвязки. Высота 3265 м.

Путь спуска с перевала Рцывашки прорисован на Фото. 68.

В 12:30 продолжили спуск по морене.

В 13:15 встали на обед на зелёной лужайке на правом берегу реки Рцывашки. Высота 3066 м. По правому борту ущелья наблюдали перевал Осыпной.

Вышли с места обеда в 14:55. Спускались по долине реки Рцывашки (Ишкерты), по правому берегу, по тропе в режиме 60?70/10-15. В 16:00 – 16:30 прошли небольшой каньон. Высота 1545 – 2445 м. В 18:05 прошли летник, охраняемый собаками. Высота 1941 м. В 19 часов прошли ещё один летник и недалеко от него в 19:05 перешли по мосту на левый берег реки. Высота 1624 м.

В 20 часов спустились к развалинам села Ишканты («пригород» посёлка Верхняя Балкария, Фото. 69). Родника, указанного на туристской карте-схеме В. Ляпина не обнаружили.

В 20:24, уже в сумерках, спустились к берегу реки Ишкерты в урочище Чегет-Эль, недалеко от впадения Ишкерты в реку Черек Балкарский, и встали на ночёвку. Высота 1217 м.

Отправили SMS в координационный центр турклуба «Вестра» и группе руководителя нашей туршколы Виданова Виталия о прохождении перевала Рцывашки.

26 июля 2012 года. Четверг. 12 день пути.

Подъём дежурных в 6:00. Общий подъём и завтрак в 6:50.

Выход с места ночёвки в 8:05. В 8:45 пришли на центральную площадь посёлка Верхняя Балкария. Уехали в город Нальчик на рейсовом автобусе в 9:30.

В 12 часов приехали в Нальчик.

Позвонили в координационный центр турклуба «Вестра» и сообщили, что поход успешно завершён, группа прибыла в город Нальчик. Отправили SMS в МКК ФСТ-ОТМ председателю горной комиссии Деянову Рамилю об успешном окончании маршрута. Позвонили в поисково-спасательный отряд МЧС города Владикавказа, в котором зарегистрировались при выходе на маршрут, и сообщили, что поход успешно завершён.

На этом поход был закончен, и участники группы разделились по интересам.

7. Потенциально опасные участки
(препятствия, явления) на маршруте

Потенциальную опасность на маршруте имеют все препятствия и явления, которые свойственны любому горному маршруту второй категории сложности. Это и камнепады на скальных перевалах, и сами осыпные перевалы с крутыми склонами и «живыми» камнями разного размера, и трещины на ледниках, как открытые, так и закрытые. Кроме этого опасность представляли скальные сбросы («бараньи лбы») при спуске со скальных перевалов. Эти скальные сбросы иногда плохо различимы при движении вниз по осыпи, а выход на них сверху может привести к печальным последствиям.

Траверс гладких отполированных скал – «бараньих лбов» – также представляет собой потенциальную опасность, особенно если эти скалы мокрые: от дождя или от стекающей по ним воды.

При организации мест для ночёвок особое внимание обращалось на обеспечение безопасности, особенно с точки зрения камнеопасности выбранного места. Исключались возможные места для стоянок у песчаных и конгломератных склонов, с которых в случае сильного ночного дождя могут сойти сели. Обращалось внимание и на то, чтобы места для палаток не оказывались в низменных местах, рядом с ручьями и речками: всего несколько часов дождя могут превратить небольшой горный ручёк в бурный поток и палатки окажутся затопленными.

Не смотря на то, что район похода во время его проведения являлся достаточно спокойным, некриминогенным, соблюдать осторожность при общении с местным населением никогда не бывает лишней. Мы старались вообще избегать каких-либо контактов.

Учитывая, что район похода заселён в основном лицами мусульманского вероисповедания, необходимо учитывать их традиции и обычаи, не оскорблять их чувств. В этой связи, при спуске в долины и ущелья, где возможна встреча с местным населением, а тем более в населённых пунктах, участницы туристской группы носили скромную одежду, не оголяли ног и живота: не надевали шорты, короткие юбки, короткие майки («топики»).

При проведении разведок в горах, а также при выходе в населённые пункты не допускалось одиночное хождение. Тем более это не допускалось участницами туристской группы.

8. Перечень наиболее интересных природных,
исторических и других объектов (занятий) на маршруте

Наиболее интересные природные объекты на маршруте:

– озеро Маскутицад в кармане марены ледника Бартуй

– долина ручья Белагидон – одна из самых чистых в Дигории

– группа гигантских валунов «Семь братьев», расположенная в верхней части Белагидонского ущелья. Размер самой крупной глыбы 8 х 12 метров

– панорама на Главный Кавказский хребет со стоянок выше ледника Белаг

– вид с перевала Загадок. Виден Главный Кавказский хребет от пика Гезе-Тау на западе до высшей точки Дигории – пика Уилпата (4646 м)

– водопады в долинах рек Гебидон, Белагидон, Айхвадон, Орсдон

– долина реки Харес (Урух) – главная и очень красивая водная артерия Дигории

– крупнейшее болото в Кавказских горах Чифандзар, расположенное в пойме реки Харес (Урух) после впадения ручья Орсдон

– долина реки Рцывашки.

Кроме красот природы, в Северной Осетии много исторических памятников. По пути нашего маршрута, возле селений Куссу, Стур-Дигора, Ахсау и Верхняя Балкария мы видели средневековые башни (Фото. 69). Башни изначально строились как оборонительное, боевое, а иногда и жилое строение. Помимо военного значения при набегах захватчиков, многие башни в Северной Осетии появились как предмет тщеславия и средство защиты от кровной мести. Родовые башни почитались как святыни, потому что они считались местом обитания святого духа. Родовые башни были оплотом и гарантом целостности и продолжительности рода, фамилии. В башнях сконцентрировалась энергия и сила осетинских фамилий, недаром им посвящались легенды, песни, предания. Роль башен в Осетии была настолько важной, что со временем они стали объектами культа.

Ещё хочется сказать про кулинарные достопримечательности. Это осетинские пироги (очень похожи на кавказские хичины). Они делаются из дрожжевого теста с разными начинками: картофель, мясо, сыр, листья свеклы, тыква, ягоды, капуста, черемша. В культуре Осетии пироги играют особую роль. Их пекут на праздники, свадьбы, поминки и по будням. Во всех случаях, кроме траурных, на стол кладут три пирога. Форма пирогов обычно круглая, около 30 – 35 см в диаметре. Нижний корж – земля, средний – небо, верхний – солнце. На поминки вместо трёх на стол подают два коржа. Считается, что для умершего человека солнца уже нет.

9. Дополнительные сведения о походе 9.2. Особенности общественного снаряжения

В походе использовался спутниковый телефон системы Thuraya марки XT c SIM-картой Thuraya на тариф ECO. Использование SIM-картой Thuraya с тарифом ECO экономически выгоднее, нежели использование спутникового телефона Thuraya с SIM-картами Билайн, МТС или Мегафон. Минусом этого тарифа является то, что он не позволяет иметь голосовую связь на территории России. Однако, при желании, спутниковый телефон может работать с SIM-картой любого оператора мобильной связи, при условии, что тариф этой SIM-карты поддерживает международный роуминг.

Для фиксации мест стоянок и препятствий использовался прибор спутниковой навигации GPS «Magellan» Triton-400. Особенностью этого прибора является возможность загрузки в него растровых карт, например, отсканированных карт Генерального штаба. GPS имеет брызгозащитное исполнение.

Для координации действий группы при прохождении маршрута использовались радиостанции Motorola типа TLKR-T3, имеющие 8 каналов и работающие от 3-х элементов питания типа AAA. Дальности приема вполне хватало. Иногда приходилось переходить на другой канал, чтобы не мешали переговоры других групп и альпинистов. Радиостанции лёгкие, простые, с минимальным набором функций, но вполне функциональные. Защищены от небольших ударов и брызг (небольшого дождя).

Для экономии топлива (газа) и сокращения времени приготовления пищи нами использовалась асбестовая ткань, которой накрывались котелки и горелки во время приготовления.

9.3. Особенности погодных условий

Поход приходил при переменной погоде. Были туман и дождь, однако дней с хорошей солнечной погодой было больше. В целом можно сказать, что с погодой повезло.

10. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Группа успешно прошла маршрут по основному заявленному варианту. К сожалению, двое участников сошли с маршрута после акклиматизационного кольца. Вывод из этого – больше внимания уделять физической подготовке. Остальные участки оказались вполне готовы к маршруту второй категории сложности, хотя для некоторых этот поход был первым горным походом. Лекционные занятия и практические тренировки в рамках школы горной подготовки базового уровня, проводимые на протяжении восьми месяцев с ноября по июнь, позволили достичь такого результата.

Поскольку поход был учебно-тренировочным, достаточно много внимания уделялось занятиям со слушателями. Был полностью выполнен учебный план школы базового уровня. Все запланированные тренировки были проведены.

В рамках учебно-тренировочного похода было организовано и постоянно осуществлялось взаимодействие между отделениями. У каждого отделения был спутниковый телефон, с помощью которого почти каждый день группы узнавали о взаимном местоположении. К сожалению, из-за объективных причин, не удалось провести запланированные совместные снежно-ледовые занятия. Однако эти занятия были успешно проведены отдельно в каждой из групп. Двигаясь по маршруту, наше отделение «сняло» с двух перевалов контрольных записки группы Виданова Виталия, что также явилось формой взаимодействия между отделениями.

Горные районы Дигория и Суган очень красивы, имеют препятствия для походов от первой до пятой категории трудности, доступны и в настоящий момент некриминогенны. Поэтому эти районы могут быть рекомендованы всем любителям гор.

Отчет подготовлен

Отчёт подготовлен Кривоносом А.В. при активном участии Сыроквашиной Е.Н.

При подготовке отчёта использовались данные хронометража, выполненные во время похода Чурусовым М.А.

Также в целях хронометража использовались данные, полученные с цифровых фотоаппаратов и прибора спутниковой навигации GPS.

В отчёте использованы фотографии Сыроквашиной Е.Н., Ивановой Г.А. и Чурусовым М.А.

Подготовка панорамных фотографий, прорисовка путей подъёмов, спусков, а также указание вершин и перевалов Сыроквашиной Е.Н.

Литература

1. Отчет о горном походе 3 к.с. по Северной Осетии и Кабардино-Балкарии (Центральный Кавказ), 2008. Руководитель: Голубев Михаил Владимирович. Турклуб МГУ. http://caucatalog.narod.ru/os2008_3/os2008_3.html#chapter31

2. Отчет о горном походе 2 к.с. по Дигории, июнь 2011. Руководитель: Коноваленко Федор. Турклуб МГТУ им. Н.Э. Баумана.

3. Отчет о горном походе 3 к.с. по Ц. Кавказу (КБР и С. Осетия) летом 2010 г. Руководитель: В. Виданов, Москва, горный клуб «Вестра».

4. Отчет о горном походе 4 к.с., 1988. Руководитель: Мордасов Б.В. Московский Авиационный институт. http://morpol.narod.ru/image/Digoria/Otchet_.html

5. Отчет о горном походе 3 к.с. по Центральному Кавказу, 2004. Руководитель: Уткин Олег Юрьевич. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=127

6. Отчет о горном походе 4 к.с. по Ц. Кавказу, июль 2010. Руководитель: Вереникин А. Турклуб МГТУ им. Н.Э. Баумана. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=5032

7. Отчет о горном походе 6 к.с. по Ц. Кавказу, 2005. Руководитель: Радивончик М.П., г. Мозырь, Гомель. http://tlib.ru/doc.aspx?id=37765&page=29

8. Отчет о горном походе 1 к.с. по Сев. Осетии, 2009. Руководитель: Дубникова Анна. Турклуб "Плющиха". http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=5027&code=1

Фотографии

Фото 1. Движение группы по тропе по ущелью ручья Бартуйдон.

Фото 2. Ущелье ручья Бартуйдон. Вдали видно окончание ледника Бартуй (№ 353)

Фото 3. Тропа вдоль ручья Бартуйдон проходит прижим.

Фото 4. Вид с места ночёвки 16-17.07.2012 на ледник Бартуй (№ 353).

Фото 5. Путь подъёма по «бараньим лбам» на ледник Бартуй (№ 353).

Фото 6. Панорама со срединной морены ледника Бартуй (№ 353).

Фото 7. Озеро Маскутицад в левом кармане морены ледника Бартуй (№ 353).

Фото 9. Панорама при подъёме на перевал Короткий, 1А, со стороны ледника Бартуй (№ 353).

Фото 10. Путь подъёма на перевал Короткий, 1А со стороны ледника Бартуй (№ 353).

Фото 11. На перевале Короткий, 1А. Вид в сторону ледника Гебивцек (№ 355).

Фото 13. Спуск с перевала Короткий в долину ручья Гебидон по осыпи.

Фото 14. Спуск с перевала Короткий в долину ручья Гебидон по снежнику.

Фото 15. Ущелье ручья Гебидон, каскад водопадов.

Фото 16. Ущелье ручья Гебидон, каскад водопадов.

Фото 17. Многоступенчатый водопад на ручье Гебидон.

Фото 18. Спуск вниз по долине реки Харес (Урух).

Фото 20. Подъём к леднику Белаг Южный (№ 371в).

Фото 21. Панорама с морены ледника Белаг Южный (№ 371в).

Фото 22. Панорама с ледника Белаг Южный (№ 371в), с места ночёвки 20-21.07.2012.

Фото 23. Место ночёвки на леднике Белаг Южный (№ 371в) 20-21.07.2012.

Фото 24. Снежно-ледовое занятие группы на леднике Белаг Южный.

Фото 25. Подъём на перевал Белаг Центральный.

Фото 26. Подъём на перевал Белаг Центральный.

Фото 27. На перевале Белаг Центральный. Вид в сторону ледника Айхва Вост. (№ 378г).

Фото 29. Спуск с перевала Белаг Центральный. Первая верёвка.

Фото 30. Спуск с перевала Белаг Центральный. Пятая и шестая верёвки.

Фото 31. Путь спуска с перевала Белаг Центральный.

Фото 32. Вид на перевал Белаг Центральный со стороны ледника Айхва Вост. (№ 378г).

Фото 33. Подъём на перевал Загадок по ледн. Айхва Зап. (№ 378в), присыпанному камнями.

Фото 34. Подъём на перевал Загадок в связках по леднику Айхва Западный (№ 378в).

Фото 35. Перевал Загадок. Лидер проходит первую верёвку.

Фото 36. Перевал Загадок. Прохождение лидером 2-й и участником 1-ой верёвок.

Фото 37. На перевале Загадок, 1Б. Вид на юг в сторону долины реки Харес (Урух).

Фото 38. На перевале Загадок, 1Б. Вид на восток в сторону горы Айхва.

Фото 39. Перевальный взлёт перевала Загадок с юга, со стороны истоков ручья Галдоридон.

Фото 40. Перевал Загадок с юга. Путь спуска.

Фото 41. Путь спуска с перевала Загадок.

Фото 42. Фотография у водопада слившихся ручьёв Галдоридон и Айхвадон.

Фото 43. Заросшая травой терраса в долине реки Харес (Урух).

Фото 44. Долина ручья Орсдон. Виден водопад и перевал Солдат.

Фото 45. Верхние террасы, заросшие травой, в долине ручья Орсдон.

Фото 46. Вид на водопад на ручье Орсдон.

Фото 47. На фоне водопада на ручье Орсдон.

Фото 48. Подъём от водопада на ручье Орсдон вдоль его левого притока.

Фото 49. Подъём на перевал Солдат. Впереди – подъём на гребень морены.

Фото 50. Подъём на перевал Солдат. Привал при подъёме по гребню морены.

Фото 51. Подъём на перевал Солдат. Окончание гребня, приближение к скалам.

Фото 52. Панорама верховьев ручья Орсдон с гребня морены при подъёме на перевал Солдат.

Фото 53. Подъём на перевал Солдат по снежнику.

Фото 55. На перевале Солдат. Вид в сторону истоков ручья Ахсу.

Фото 56. Спуск с перевала Солдат в сторону истоков ручья Ахсу.

Фото 57. Подъём на перевал Рцывашки. Тропа проходит по гребню второй (дальней) морены.

Фото 58. Подъём на перевал Рцывашки. Движение по тропе по гребню морены.

Фото 59. Подъём на перевал Рцывашки. Выход на морену.

Фото 60. Подъём на перевал Рцывашки. Неприятная осыпь.

Фото 61. Подъём на перевал Рцывашки. Скалы.

Фото 62. Подъём на перевал Рцывашки. «Прямой коридор» на перевал.

Фото 63. Подъём на перевал Рцывашки. «Прямой коридор» на перевал.

Фото 64. Перевал Рцывашки, 1Б. Вид на юг в сторону истоков ручья Ахсу.

Фото 66. Спуск с перевала Рцывашки, 1Б, по леднику Рцывашки (№ 395) в связках.

Фото 67. Спуск с перевала Рцывашки. Вид на перевал Рцывашки с ледника Рцывашки.

Фото 68. Путь спуска с перевала Рцывашки, 1Б.

Фото 69. Древняя осетинская башня в развалинах села Ишканты.

Перевал Белаг Центральный:

По своему опыту прохождения (он, правда, относится к 1986 году) я очень не рекомендую спуск по пройденному варианту перевала Белаг Центральный. Такой вариант - крутой и, главное, очень опасный. В сужение нижней части кулуара (на спуске перед нижним расширением снежно-ледового склона) постоянно сходят камни со скал справа (слева ор.) от сужения - см. фото 32 (при спуске - слева орографически). Это сужение - очень опасное место, - все падающие со склонов разрушенных скал камни уходят в кулуар ниже и в это сужение, периодически его простреливая (особенно во второй половине дня). Мы тоже прошли этот вариант в 1986 году, но через полчаса после спуска (уже на привале ниже снежника) наблюдали, как огромный кусок скалы буквально "пропахал" сужение как раз в том месте, где у нас была станция, и где собиралось на спуске до 4 человек. Из этого, да и с того, что там с этих скал постоянно падали камни во время нашего спуска, мы заключили, что такой вариант спуска - неоправданно опасный. Рекомендуем его не проходить. В то же время прохождение перевала по "левому" на фото 32 кулуару (правому орографически - за скалой, разделяющей эти расщелины перевала) казалось значительно проще и безопаснее. В середине похода мы встретили группу Г.Н.Худницкого, которая тоже собиралась проходить этот перевал и проинформировали ее об опасности спуска по "левому (ор.) кулуару. По его отзыву после похода они по правому (Ор. или "левому на фото 32) спустились с перевала всего за полчаса - быстро и безопасно. Поэтому я рекомендую этот вариант спуска, а предложенный - неоправданно опасный. А так отчёт и поход хорошие, - ставлю 5.