Автор: Юрий Кошеленко, Ростов-на-Дону

Лхотзе Средняя - Русский восьмитысячник

Вершинная башня Лхотзе Средней, 8414 м.

Когда смотришь на карту района Эвереста, изданную National Geographic Magasine в 1988 году, эту волшебную проекцию высшей полярной области Земного Шара, испытываешь превосходное чувство эстетической созерцательности. Взгляд неторопливо скользит по линиям хребтов, складкам отмывки, горизонталям, точкам предельных высот. Не преследуя особой цели, внимание постепенно концентрируется в центре карты, где изображены Эверест и массив Лхотзе. Эверест, Южная Предвершина, Южное Седло, Главная Лхотзе, Лхотзе Шар,и чувствуешь себя исследователем. Точек, обозначающих высоты выше 8000, не так уж много. Между двумя поименованными вершинами Лхотзе есть высота 8414 метров, что это, просто отметка в гребне? На фото, сделанном с вершины Эвереста, ясно видна явно выраженная Вершина с крутой северо-восточной стеной. Она, словно одна из игл Французских Альп, поражает своей остроконечной заточенностью, блистая острыми гранями карнизов. До последнего времени эта вершина - Лхотзе Средняя - значилась в книге рекордов Гиннеса как наивысшая точка Планеты, на которую не ступала нога человека.

Из истории освоения Гималаев и Каракорума нам известно, что всего в мире существует четырнадцать восьмитысячников, и первой людям позволила подняться на свою вершину Анапурна , впрочем, взяв за это хорошую цену. Но горные массивы- это не Египетские пирамиды, часто гора венчается не одной вершиной, а несколькими. Больше всего - пять вершин у Канченжаги, и на каждую первовосходители поднимались отдельно. 25-ой в этом списке гималайских гигантов стала К-2 Западная, на которую в 1982 году взошли японцы. По данным выдающегося альпиниста нашего времени Райнхольда Месснера, горный массив Лхотзе включает в себя три явно выраженных вершины: Лхотзе Главную (8501 м.), Лхотзе Восточную (8414 м.) и Лхотзе Шар (8386 м.). Лхотзе Восточная имеет еще другое название - Лхотзе Средняя - 26 -я вершина в списке Месснера.

На пики массива Лхотзе существует только один относительно не сложный маршрут - классический путь по С-З стене на Главную вершину. Все остальные, проложенные с южной стороны горы, представляют значительную сложность. Самый впечатляющий из них - пройденный русской командой в 1990 г. по южной стене на Главную вершину.

Мои представления о Лхотзе в значительной мере были сформированы воспоминаниями моего друга и тренера Александра Погорелова, участвовавшего в первопрохождении 1990 года на Лхотзе по директу Южной стены. Ему не довелось взойти на вершину, как Каратаеву и Бершову в финале экспедиции, но именно группа, в которой он был руководителем, первая была близка к успеху.

Погорелов, Туркевич, Копейко и Хитриков первыми достигли тогда в 1990 г.отметки 8350 м. Провесив за 4 дня наиболее сложный участок маршрута с 7600 до 8100, дальше они двигались в альпийском стиле практически без запасов пищи и бивачного снаряжения, имея с собой только две веревки и один короткий ледоруб. Группа провела три ночевки выше 8000 метров без кислорода. Вторая ночевка на 8200 у них была просто в снежной яме. Копая траншею в пустом снеге крутого ажурного гребня, они всем своим существом стремились достичь вершины, планируя спуск по кулуару Райсса. Мне крепко вошло в сознание: гребни Лхотзе выше 8 тысяч - это изнурительный труд в траншее из пустого снега и бесконечное пространство, полностью состоящее из риска сорваться с одним из карнизов кинжально острого гребня. Тем более это было нанизано на вполне конкретные переживания, когда в составе команды, которой руководил тот же Погорелов, мы попали в аналогичный рельеф (гребни из пустого снега) на ЮЮЗ стене пика Хан-Тенгри (6995), лидирующий дважды срывался, повисая на страховке. Тогда, в 1990 году на южной стене Лхотзе им чудом удалось спуститься, они провели больше10 дней на стене, выполнив наиболее значительный объем сложной технической работы. Приблизительно нечто подобное я ожидал и от Лхотзе Средней.

На Лхотзе Среднюю за последние 5 лет пытались взойти 7 экспедиций: 5 русских (включая нашу), испанская и корейская (2001 г.).

Успех экспедиции этого года прежде всего обусловлен правильным выбором маршрута, сильным составом горовосходителей из разных городов России и хоршим финансированием предпринимателя-мецената из Москвы.

До этого никто не решался взойти на Среднюю по Канчунгской стене массива, хотя теоретически эта линия была известна, поскольку ее предлагал еще Владимир Башкиров в 1997 году, главный идеолог первовосхождения на Лхотзе Среднюю.( Володя погиб на спуске с главной вершины, после неудачной попытки траверса всего массива Лхотзе с запада на восток).

Первоначально мы планировали и пытались выйти на стену с Южного седла, но большая опасность попасть в лавину остановила нас. Сменив нашу группу в лагере на седле, группа Тимофеева приняла решение подниматься сначала по северному гребню, ведущему на Главную вершину Лхотзе. Впоследствии, ипользуя их заброску (8080-8100) , Глебу Соколову и мне удалось найти правильный путь через сераки и карнизы северного гребня Лхоцзе на Канчунгскую стену, что существенным образом переломило ситуацию, вселив уверенность во всех участников восхождения. Увидев стену вблизи, мы с Глебом поняли, что первовосхождение по намеченному пути - реально!

Дальше наша группа продвинуться не смогла из-за состояния снега, который буквально уплывал в некоторых местах из-под ног. Опасность схода лавины, резко испортившаяся погода и плохое самочувствие Юрия Ермачека принудили нас спуститься.

16 мая, за две недели до окончания экспедиции министерство туризма Непала наконец выдало нам официальное разрешение на Лхотзе Среднюю, в базовый лагерь для этого прибыл зам. министра.

Мой прогноз, что вершины можно достичь за 2-3 дня хорошей погоды полностью оправдался. 23 мая группа в составе: Тимофеев, Виноградский, Болотов, Кузнецов продолжив нашу нить (21-22 мая они закончили траверс склонов СВ стены), преодолев ряд технически сложных участков общей протяженность около 1000 метров, и достигла района вершины к 15 часам местного времени, состояние снега показалось им слишком опасным, чтобы подниматься на вершинный гриб Лхотзе. 24 мая в 12-00 тройка: Кошеленко, Жилин, Соколов все же рискнула улучшить результат, пройдя заключительные головокружительные 100 метров предвершинного ажурного гребня и ступив на высшую точку - вершинный гриб Лхотзе Средней 8414 м.

Photo G. Sokolov: Y. Koshelenko, last steps to The Summit.

Позже, 27 мая в 11-00, по закрепленным обеими группами перилам на вершину взошли Яночкин и Володин. Погода к тому времени была уже нестабильной, и им во многих местах пришлось пробивать маршрут заново. Из 12 человек спортивного состава экспедиции на вершину Лхотзе Средней поднялись 9 человек: Алексей Болотов, Петр Кузнецов, Евгений Виноградский, Сергей Тимофеев, Юрий Кошеленко, Николай Жилин, Глеб Соколов, Владимир Яночкин, Виктор Володин. Восхождение совершалось с использованием дополнительного кислорода с высоты 8000 м. Так окончилась пятилетняя история попыток первовосхождения на эту одну из неприступнейших вершин Гималаев.

Кварц, яшма и честный путь на Рорайму