Руководитель: Е.Лебедев, Москва

Отчет о горном походе 1 с эл. 2 к.с. по Архызу летом 2012 г. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

2 июля

Подъем в 7:00. Обсуждаем планы на сегодня. Несколько участников спускаются к лагерю пострадавшего и сопровождающих, чтобы отнести им продуктов и снаряжения на ближайшие несколько дней. Остальные отдыхают в лагере до обеда. Обедаем в 12:15. Тем временем снег заканчивается, небо немного проясняется, поэтому принимаем решение пройти пер. Федосеева сегодня после обеда.

Выходим в 13:20, идем налево (по ходу) от лагеря (Фото 7), а потом вверх по тропе. Окрестности заволакивает туманом, к счастью, тропа промаркирована турами, и в тумане они, хоть и с трудом, но обнаруживаются. Без туров идти по тропе было бы трудно – все вокруг засыпано снегом. Подъём пологий (~15°). Через две ходки подошли к перевальному взлёту. Вследствие недавних снегопадов перевал снежный (обычно, по описаниям, он осыпной). Поднимаемся, вырубая ступени. В самом крутом месте перевального взлета крутизна склона составляет 20-25°. Перевальный взлёт проходим за 50 мин. В 15:20 на перевале. На перевале находится большая тренога, которая может служить ориентиром.

В 15.40 начинаем спуск с перевала. Подступает плотный туман, видимость не более 20м, что сильно затрудняет ориентирование. Сначала идем траверсом осыпного склона налево, в сторону предполагаемого расположения пер. Агур Южн., по еле-еле заметной под снегом тропе, но вскоре упираемся в скалы на гребне явно выше перевала. Поэтому, вернувшись метров на 100, спускаемся по осыпному распадку крутизной около 20 градусов.

Расчет ходового времени

От Лунной поляны до нижней границы леса

0:30

От нижней до верхней границы леса

1:00

От границы леса до начала ключевого участка

1:25

Ключевой участок (склон под скальным “зубом”)

1:10

От места лагеря до начала перевального взлета

Подъем на перевал

0:55

Спуск с пер. Федосеева до цирка

0:40

5.2.3 Перевал Агур Северный (1А)

43° 35'39.43" с.ш.

41°11'10.08" в.д.

ос

р. Зап. Агур - р. Южн. Агур

Снята записка

Группы туристов клуба “Вершина” г. Белгород-Днестровский (Украина), м/кн № 41/12 под рук. Лехаи С.А. от 2012-06-24

Идем в сплошном тумане по относительно пологой части цирка, слева от нас - крутые склоны отрога, который нам надо пересечь. Местами идем по осыпи, местами приходится тропить. Ищем на склоне (слева от нас) намек на расположение перевала Агур Южный. Проходим мимо узкого скально-осыпного кулуара, верхняя часть которого теряется в тумане. Удобного места для подъема нигде не видно. Наконец нам повезло: на несколько секунд ветер относит туман, и мы видим прекрасный пологий, широкий осыпной склон, выводящий на какую-то седловину в нашем гребне (Фото 8).

Фото 8. Восточная сторона перевала Агур Северный. Вид на северо-запад

Чем ближе мы подходим, тем больше наша уверенность в том, что седловина - пер. Агур Северный, а нужный нам перевал Агур Южный мы в тумане прошли. Уверенность подкрепляет вид скалы слева по ходу от седловины, она очень похожа на скалу, которая, судя по фотографиям в отчетах, разделяет пер. Агур Сев. и Агур Ю. – со стороны северной седловины она является вертикальной. Примерно за полчаса преодолеваем взлет – присыпанный снегом осыпной крутизной около 15-20°. В 17:30 мы на перевале. Высота 2996м. В записке не специфицируется, Южная это или Северная седловина, но нам уже ясно – это пер. Агур Северный.

Спуск с перевала представляет собой некрутой осыпной склон, в нашем случае покрытый достаточно толстым слоем снега (Фото 9). В тумане мы забираем сильно влево, поскольку выбираем путь наощупь и пытаемся идти по склону наименьшей крутизны. Скорее всего, быстрее можно спуститься с перевала прямо вниз. Спускаемся до ложбины, с одной стороны от которой – гребень с перевалами Агур, с другой - невысокий осыпной гребень. Ставим лагерь здесь же, поскольку время уже 18:20 и видимость все еще около 20м – искать что-то лучшее будет сложно.

Фото 9. Спуск с пер. Агур Северный в д.р. Зап. Агур

Как после показала разведка, до воды в жидком состоянии – ближайшего озера – 350 м вниз по долине. Частично берем воду оттуда, частично топим снег. Единственный недостаток найденной стоянки – останки горного козла неподалеку, наполовину присыпанные снегом. Подарок для зоолога, но в угоду впечатлительным девушкам закапываем его снегом почти полностью.

Подход под пер. Агур Сев

Подъем на Агур Сев

Спуск до места лагеря

0:40

Фото 10. Панорама верхней части долины р. Зап. Агур. Вил с пер. Мылгвал на юго-восток

5.2.4 Перевал Мылгвал (1А)

43°35'52.23" с.ш.

41°10'22.45" в.д.

ос-ск

4.2.5

Вост. исток р. Кяфар - р. Зап. Агур

каски

Прохождение

2012-07-03 с востока. Описание дается от лагеря в д.р. Зап. Агур до оз. Лазурное

Снята записка

Группа самодеятельных туристов (Дмитрий П. и Штыров А.), г. Москва от 2012-07-02

3 июля

Долина Зап. Агура замкнута с юга хребтом Абишира-Ахуба, с востока – отрогом с перевалами Агур, с запада – хребтом Черные Скалы с пер. Мылгвал и Кяфар. В верховьях долины находится несколько небольших озер. Наш лагерь расположился в 400 м (по горизонтали) выше озер между осыпными валами.

От места лагеря выходим в 8:05. Погода наладилась, ясно и солнечно. Движемся на северо-запад по направлению к верхнему озеру (Фото 11). За осыпным валом открывается вид на пер. Мылгвал. Путь к нему хорошо просматривается и проходит по осыпным холмам практически без набора или сброса высоты (Фото 10, Фото 11). Справа по ходу движения открывается вид на озера.

Фото 11. Путь к пер. Мылгвал от лагеря. Вид от места лагеря на северо-запад

Взлет пер. Мылгвал короткий (~30м) и некрутой, снежный (Фото 12). Подъем не представляет сложности. Непосредственно под перевалом небольшое озеро.

Фото 12. Путь подъема на пер. Мылгвал и озеро под перевалом. Вид из долины р. Зап. Агур на северо-запад

На перевал поднимаемся за одну ходку от лагеря за 40 мин. Седловина широкая, осыпная (Фото 13), протяженная в том числе в направлении запад-восток. Тур расположен в её восточной части. Высота 2825 м.

Фото 13. Седловина пер. Мылгвал. Вид с южной части седловины на северо-восток

Спуск начинаем в 9:00. Под перевалом 2 группы озер – верхние (большое (иногда называемое Подскальное) и маленькое) и нижние (одно из них носит название Провальное) (на карте каждая из групп озер обозначена как одно озеро). Верхние находятся непосредственно под перевальным взлетом. Путь спуска к ним проходит по правой части перевального взлета по средней осыпи. Левая часть взлета круто обрывается скальными выходами к верхнему озеру (Фото 14). Осыпной склон, по которому проходит спуск к озеру Подскальное, имеет небольшую протяженность, однако достаточно крут (до 30°, Фото 15) и передвижение по нему требует определенной личной техники. У нашей новичковой группы спуск занял 40 мин.

Фото 14. Путь спуска с пер. Мылгвал к первому озеру. Вид на юго-восток

Фото 15. Осыпной склон на спуске с пер. Мылгвал над первым озером. Вид на северо-восток

Долина восточного истока р. Кяфар с озером Кяфар с юга замкнута скалами хребта Абишира-Ахуба, с востока – хребтом Черные скалы и с запада – коротким отрогом хр. Абишира-Ахуба, в котором расположены пер. Семнадцати Южный и Северный. Под перевалами Семнадцати находится оз. Лазурное и малое озеро немного выше.

На пути к нижним озерам под пер. Мылгвал преодолеваем вторую ступень спуска – мелкоосыпной склон крутизной до 30° (Фото 16). У нижних озер много хороших мест для стоянки.

Фото 16. Вторая ступень на спуске с пер. Мылгвал и нижнее озеро. Вид из долины оз. Кяфар на юго-восток

Дальнейший путь к озеру Лазурное и пер. Семнадцати хорошо просматривается (Фото 17). Он проходит по травянистому гребню, отделяющему верхнюю часть долины от оз. Кяфар (Фото 18). У приметного скалистого гребня в центральной части долины вынужденно сбрасываем и снова набираем высоту – траверс его крутого северного склона выглядит непростым. Вниз движемся по некрутому травянисто-осыпному склону (Фото 19), вверх – по травянистому склону вдоль ручья по направлению к небольшому снежнику (Фото 20).

Фото 17. Нижние озера под пер. Мылгвал и путь к оз. Лазурное. Вид от второй ступени спуска с пер. Мылгвал на запад

Фото 18. Панорама долины оз. Кяфар. Вид от травянистых холмов над оз. Кяфар на запад и северо-запад

Фото 19. Подъем к оз. Лазурное вдоль ручья. Вид от снежника у верхней части склона на восток

Фото 20. Подъем к оз. Лазурное вдоль ручья. Вид от травянистых холмов над оз. Кяфар на запад

Дальнейший путь к озеру не представляет сложности. В спустившемся густом тумане по камням пересекаем вытекающий из оз. Лазурное ручей на левый берег и движемся вдоль него с небольшим набором высоты. Северный берег озера травянистый, пологий, здесь много мест для стоянки. Мы останавливаемся на обед в 12:10 на первой встретившейся нам площадке, имеющей пологий выход к озеру. Путь от верхнего озера под пер. Мылгвал до оз. Лазурное занял 2 часа. Южный берег озера крутой, поднимается к скалистому отрогу.

Расчет ходового времени

От места ночевки до пер. Мылгвал

0:40

От пер. Мылгвал до верхних озер под перевалом

От верхних озер под перевалом до оз. Лазурное

2:00

Фото 21. Путь от пер. Мылгвал к оз. Лазурное. Вид с пер. Семнадцати Южн. на восток

Прохождение связки перевалов Федосеева-Агур (Северный или (чаще) Южный)-Мылгвал (в сумме 1А) является несложным и весьма популярным элементом новичковых походов. В нашем случае прохождение затруднялось и существенно замедлялось туманом, однако в хорошую погоду сложностей с ориентированием возникнуть не должно и всю связку можно легко пройти за один ходовой день.

5.2.5 Перевал Семнадцати Южн. (1Б)

43°36'30.59" с.ш.

41° 7'27.61" в.д.

ос-сн

Соединяет

Зап. и вост. истоки р. Кяфар

Необходимое снаряжение

каски, ледорубы, при малом количестве снега – страховочные системы и веревка

Прохождение

2012-07-03 с востока. Описание дается от оз. Лазурное до оз. 2767 под пер. Речепста Верхн.

Снята записка

Группы туристов т/к “Романтик” г. Одесса (Украина) под рук. Гнатовского А.Ю. от 2012-06-26

Перевалы Семнадцати Южный и Северный расположены в коротком отроге хребта Абишира-Ахуба в непосредственной близости друг от друга. С восточной стороны оба перевала хорошо видны из долины озера Кяфар (Фото 17, Фото 18). С востока пер. Семнадцати Сев. явно сложнее пер. Семнадцати Южн., может потребоваться несколько веревок (Фото 22).

Фото 22. Перевал Семнадцати Сев. Вид от сев. берега оз. Лазурное на запад

Подъем на оба перевала начинается от оз. Лазурное. Выходим от места обеда в 13:20. Движемся по плохо заметным тропам по травянистому склону северного берега озера, пересекая осыпные выходы (характер и крутизну склона можно оценить по Фото 22). Обойдя небольшие скальные выходы снизу, поднимаемся на перемычку между оз. Лазурное и небольшим озером над ним (Фото 23). На перемычке – много ровных площадок, прекрасное место для лагеря.

Фото 23. Озера под пер. Семнадцати. Вид от первой ступени подъема на пер. Семнадцати Южн. на восток

Подъем на пер. Семнадцати Южн. можно условно разделить на 3 этапа (Фото 24).

Фото 24. Путь подъема на пер. Семнадцати Южн. Вид от места обеда на северном берегу оз. Лазурное на запад

Первая ступень – крутой (в верхней части до 35°) склон, осыпной в нижней и травянисто-осыпной с участками подвижной мелкой осыпи в верхней части (Фото 25). Склон камнеопасен! Необходимо передвижение плотной группой. Подъем на эту ступень нам дался тяжело из-за её большой протяженности и крутизны и занял 1:10 чхв.

Фото 25. Первая ступень подъема на пер. Семнадцати Южн.

Вторая ступень представляет собой пологий (до 15°) снежный склон с моренными выходами (Фото 26). Ступень преодолеваем за 0:30 чхв.

Фото 26. Вторая ступень подъема на пер. Семнадцати Южн. Вид от третьей ступени на восток

Ключевой участок подъема на перевал – подъем со второй на третью ступень. Ступени разделены скальными сбросами, сужающимися к окончанию второй ступени (Фото 24). Классический вариант подъема включает переход между ступенями именно в этой, наиболее узкой, части. По-видимому, снежник под этим участком в снежный год доходит непосредственно до третьей ступени, и тогда подъем на перевал можно осуществить по нему, не прибегая к применению веревочной техники. Наша разведка показала, что снежник до третьей ступени не доходит и упирается в осыпной с выходами скал склон достаточно большой крутизны (до 50°). Для безопасности решаем провесить здесь веревку (Фото 27, Фото 28). Крепим её на скальном выходе. Для преодоления сложного участка хватает около 30м веревки.

Фото 27. Ключевой участок подъема на пер. Семнадцати Южн. - подъем со второй на третью ступень

Фото 28. Веревка на ключевом участке подъема на пер. Семнадцати Южн.

На скалах орографически левее мест для безопасного закрепления веревки, равно как и мест для безопасного подъема свободным лазанием мы не нашли. Всей группой в 17 человек по одному коридору поднимаемся достаточно продолжительное время.

Третья ступень – некрутой травянисто-осыпной (Фото 29), а в верхней части – снежный (Фото 30) склон. Подъем со второй на третью ступень и преодоление третьей ступени в сумме заняли 1:50.

Фото 29. Третья ступень подъема на пер. Семнадцати Южн.

Фото 30. Заключительный участок подъема на пер. Семнадцати Южн. Вид от перевального тура на восток

Группа собралась на перевале в 18:35. Седловина скально-снежно-осыпная, с востока и запада обрамлена снежниками. Высота 3014м.

Спуск начинаем в 18:50. На небольшом расстоянии к западу от перевального тура открывается панорама с видом на путь спуска и в. Речепста (Фото 31). Западная сторона перевала не является определяющей, имеет категорию не более н/к – 1А, и её преодоление технически значительно проще преодоления восточной. Спуск проходит по пологим травянисто-осыпным валам по направлению к двум небольшим озерам (на карте озера 2884) под перевалом (Фото 32). От озер движемся правым бортом вытекающего из них ручья по направлению к оз. 2769 под перевалом Речепста Восточный (Фото 33, Фото 34). На берегу озера в 19:50 останавливаемся на ночлег. Высота по GPS 2779м. Весь спуск занял 0:40 чхв.

Фото 31. Панорама от точки в 50м западнее пер. Семнадцати Южн. на запад

Фото 32. Первый участок спуска с пер. Семнадцати Южн. Вид от озер 2884 под перевалом на юго-восток

Фото 33. Панорама от точки на спуске с пер. Семнадцати Южн. на запад

Фото 34. Путь спуска с пер. Семнадцати Южн. и начало подъема на пер. Речепста. Вид с подъема на пер. Речепста на восток

Расчет ходового времени

От оз. Лазурное до перемычки между озерами

0:15

От перемычки между озерами до начала второй ступени

1:10

Вторая ступень

0:30

Подъем на третью ступень и третья ступень

1:50

От седловины перевала до оз. 2767

0:40

При подготовке маршрута довелось прочитать множество горячих обсуждений категории перевала. Обычно её обозначают 1А*. По-видимому, это соответствует действительности, но категорию 1А перевал может иметь только до сезона, то есть в конце весны – самом начале лета, или в снежный год, когда снежный покров настолько большой, что есть переходы по снежному склону со второй на третью ступень. В остальное время, в том числе по факту нашего прохождения, перевал – 1Б, причем не самая простая, так как для подъема на третью ступень однозначно нужно использовать страховку. Помимо этого, первая ступень подъема на перевал сильно камнеопасна. В целом перевал можно включать в нитки походов 1 к.с., но лишь при очень хорошей технической и физической подготовке группы.

5.2.6 Перевал Речепста (1А)

43°36'54.43"С

41° 6'10.77"В

ос-ск

4.1.8

р. Кяфар - р. Речепста

не требуется

Прохождение

2012-07-04 только подъем с северной стороны. Описание дается от оз.2769 до седловины перевала.

Снята записка

Группы туристов т/к “Романтик” г. Одесса (Украина) под рук. Гнатовского А.Ю. от 2012-06-25

4 июля

Вышли из лагеря около озера 2769 в 8.30 утра. Разделились с группой Кикоть: они отправились на пер. Кынхара, а наша группа – на перевал Речепста. Подъем на перевал проходит по некрутому (до 10°) травянистому склону, начинающемуся у западного берега большего из озер 2769 (Фото 35) и не представляет технической сложности. Путь подъема хорошо виден на панорамных снимках от спуска с пер. Семнадцати (Фото 31, Фото 33).

Фото 35. Подъем на пер. Речепста. Вид от перемычки между озерами 2769 на запад

В 8.53 достигли перевала Речепста, подъем от места ночлега занял 23 мин. Седловина широкая, травянистая (Фото 36). Высота по GPS 2890м.

Фото 36. Седловина пер. Речепста. Вид от начала подъема на восточный гребень в. Речепста на восток

От оз. 2769 до пер. Речепста

0:25

Подъем на перевал от озер 2769 не дотягивает по категории до 1А, такую категорию будет иметь только подъем из долины западного истока р. Кяфар, и, возможно, спуск по юго-западному склону (Фото 37).

Фото 37. Южный склон пер. Речепста (предположительно). Вид от тропы на правом берегу р. Речепста на север. Фото сделано 2012-06-07 группой Кикоть

5.2.7 Траверс южного склона вершины Речепста (1Б)

ск-ос

Необходимое снаряжение

каски, ледорубы или треккинговые палки

Прохождение

2012-07-04 с востока (от пер. Речепста) на запад (до пер. Чилик Ложный). Описание дается от седловины пер. Речепста до седловины пер. Чилик

Снята записка

С перевала идем по хребту в сторону вер. Речепста, погода начинает портиться. Склон по-прежнему травянистый, крутизной до 15°. При приближении к вер. Речепста начинается мелкая и средняя осыпь (Фото 38, Фото 39).

Фото 38. Восточный гребень в. Речепста на начальном участке подъема. Вид на запад

Фото 39. Восточный гребень в. Речепста на начальном участке подъема. Вид на восток

На высоте 3085 м. в 10:00 делаем привал для очередного сеанса связи с группой Кикоть. Здесь небольшое выполаживание – последнее на пути к вершине (Фото 40). Приблизительно пятьюдесятью метрами выше этой точки передвижение по гребню становится сложным – увеличивается крутизна и приходится преодолевать участки скал.

Фото 40. Последнее пологое место на подъеме по вост. гребню в. Речепста, высота 3095м. Вид на запад

Поэтому выходим на южный склон в. Речепста и начинаем его траверс. Склон крутой (до 30°), осыпной с выходами скал (Фото 41). Необходимо выбирать путь по склону, изменяя высоту (иногда значительно, до ±50м по высоте) для обхода выходов скал. В наших условиях плотного тумана эта задача решалась сложно. Кроме того, наше передвижение затруднялось нестаявшим снегом и начавшимся дождем, из-за которых склон вдобавок стал скользким. Для организации привалов склон также очень не удобен, т.к. нет ровных площадок.

Фото 41. Характер южного склона в. Речепста

Передвижение облегчается только на заключительном этапе траверса, на подходе к западному гребню в. Речепста. Крутизна уменьшается (до 25°), позади остаются выходы скал (Фото 42). Движемся по направлению к седловине восточнее в. 3043,9 (Фото 42, Фото 43, Фото 44) по среднеосыпному склону. В своем отчете о походе 2011 года (1) Новосёлов назвал эту седловину “пер. Чилик Ложный”. На подходе к перевалу обнаруживаются звериные тропы, идущие траверсом хребта. Эти тропы далее косым траверсом южных склонов в. 3043,9 уходят вниз по направлению к оз. 2625.

Фото 42. Заключительный участок траверса южн. склона в. Речепста. Вид на запад

Фото 43. Заключительный участок траверса южн. склона в. Речепста и пер. Чилик Ложный. Вид на запад

Фото 44. Заключительный участок траверса южн. склона в. Речепста и пер. Чилик Ложный. Вид от в. 3043,9 на восток

Траверс заканчиваем на пер. Чилик Ложный, на седловину выходим в 11:45. Высота 3013м. Траверс до седловины от пер. Речепста занял 2:15 чхв.

Дальнейший путь к пер. Чилик лежит через в. 3043, 9. Подъем на вершину проходит по пологому травянисто-осыпному склону. На вершине обнаружили сложенное из камней убежище с невысокими стенками, в котором может разместиться человек. Сооружение, возможно, военного назначения.

Движемся далее по хребту до пер. Чилик. Гребень тавянисто-мелкоосыпной, на подходе к перевалу – скально-осыпной (Фото 45). Передвижение по нему не представляет сложности – гребень некрутой, к тому же, на нем встречаются участки тропы.

Фото 45. Скально-осыпной гребень на спуске к пер. Чилик от в. 3043, 9. Вид на юго-запад

От пер. Чилик Ложный до пер. Чилик дошли за 25 мин. чхв.

От пер. Речепста до пер. Чилик Ложный

2:15

От пер. Чилик Ложный до пер. Чилик через в. 3043, 9

0:25

С описанного траверса в хорошую погоду должны открываться красивые виды на южную часть района. Однако траверс до пер. Чилик Ложный – сложноват для новичковых групп. Мы рекомендуем включать его в нитки походов сильных групп не менее 2 к.с.

5.2.8 Перевал Чилик (1А)

ос

4.1.7

р. Чилик - р. Речепста

Каски

2012-07-04 только на спуск на юг в сторону пер. Ацгара

Снята записка

Группы туристов т/к “Пилигрим”, г. Молодечно (Белоруссия) под рук. Высоцкой И.Ф., м/к 247-П-12 от 2012-07-03

Седловина перевала неширокая, осыпная. Высота по GPS приблизительно 2890м.

Северный склон – крутой, осыпной с участками снежников (Фото 46).

Фото 46. Северный склон пер. Чилик. Вид от спуска с в. 3043,9 на запад

На южный склон с седловины перевала уходит тропа. Склон некрутой, травянистый (Фото 47). Сначала тропа идет траверсом влево около 20м по высоте, затем поворачивает пологим траверсом направо и более направления не меняет. Пройдя вблизи небольших снежников, тропа выводит непосредственно на пер. Ацгара, не спускаясь к оз. 2625.

Фото 47. Верховья р. Речепста и южн. склон пер. Чилик. Вид от слияния образующих р. Речепста ручьев на север

5.2.9 Перевал Ацгара (н/к)

н/к

43°37'16.42"С

41° 3'26.35"В

тр-ос

4.1.6

4.1.Основной хребет

(перемычка между Абиширой-Ахубой и Загеданским хребтом)

р. Верхн. Ацгара - р. Речепста

Каски, ледорубы

Прохождение

2012-07-04 с востока со стороны пер. Чилик. Описание дается от пер. Чилик до д.р. Ацгара Верхняя

Снята записка

Путь от пер. Чилик до пер. Ацгара занял 0:30 чхв. Восточный склон пер. Ацгара – травянистый, пологий. Седловина перевала и путь к ней хорошо просматривается с пер. Чилик (Фото 48).

Фото 48. Верховья р. Речепста и пер. Ацгара. Вид с пер. Чилик на юго-запад

С западной стороны на пер. Ацгара – снежник, шириной во всю седловину. Высота снежника – 3-4 метра. С обоих концов снежник упирается в скалистые склоны, поэтому принимаем решение спускаться непосредственно по снежнику. К сожалению, снег оказывается плотным, ступени в нем не бьются. Первым, поскользнувшись, съезжает вниз руководитель, за ним – еще два участника. Оставшиеся участники спускают по снежнику сначала рюкзаки (их ловят у основания снежника), а затем только спускаются сами.

От снежника вниз по некрутому травянистому склону уходит конная тропа (Фото 49). С перевала также видны тропы, идущие от него направо траверсом Абиширы-Ахубы. Крутой участок спуска заканчивается у следующего снежника, далее идем по пологой травянистой поляне правым бортом ручья.

Фото 49. Пер. Ацгара с запада

В том месте, где крутизна склона несколько увеличивается, в 13:50 устраиваем обед. От места обеда выходим в 15:35. Обходя скальный выступ слева, спускаемся в долину р. Ацгара Верхняя по травянистому склону вдоль ручья (Фото 50) и выходим на небольшое плато с озерцом посередине (высота 2490м).

Фото 50. Заключительный участок спуска с пер. Ацгара. Поворот налево, в сторону пер. Ацгара Верхний. Вид от спуска с пер. Ацгара на северо-запад

Траверс от пер. Чилик до пер. Ацгара

0:30

От пер. Ацгара до места обеда на спуске с перевала

0:25

Единственную сложность при прохождении перевала представляет снежник на его западной стороне в том случае, если его размеры, как в нашем случае, не позволяют обойти его с одной из сторон. Поэтому в списке необходимого снаряжения обязательно должен быть ледоруб.

5.2.10 Перевал Ацгара Верхний (1А)

43°36'54.42" с.ш.

41° 2'20.57"в.д.

тр-ос

(Загеданский хребет)

р. Верхн. Ацгара - р. Пхия

каски

Прохождение

2012-07-05 с севера. Описание дается от д.р. Ацгара Верхняя до седловины перевала

Снята записка

От небольшого плато с озерцом движемся в сторону пер. Ацгара Верхний (Фото 51). Поднимаемся к озеру 2572 под перевалом по некрутому (до 15°) травянистому склону, местами поросшему рододендронами (Фото 52). На берегу озера в 16:00 ставим лагерь (высота по GPS 2587м).

Фото 51. На пути к пер. Ацгара Верхн. Вид от небольшого озерца в верховьях д.р. Ацгара Верхн. на северо-восток

Фото 52. Путь подъема на пер. Ацгара Верхн. Вид со склона на спуске с пер. Ацгара на юго-запад

5 июля

“В лоб” на перевал ведет крутой травянисто-осыпной склон, подъем по нему сложен. Поэтому подъем на перевал начинают по травянистому склону орографически левее седловины, затем траверсом выходят на перевал (Фото 52, Фото 53).

Фото 53. Путь подъема на пер. Ацгара Верхн. от оз. 2572. Панорама от места ночевки на озере на запад

С места ночевки выходим в 7:10. Движемся северным берегом озера с постепенным набором высоты. Преодолеваем некрутой (до 15°) травянистый склон, затем начинаем траверс на перевал. Траверс проходит по пологому травянисто-осыпному склону (Фото 54) между двумя снежниками. Здесь попадаются участки тропы.

Фото 54. Заключительный участок подъема на пер. Ацгара Верхн. Вид на восток

На седловину поднимаемся за 35 мин. Высота 2736м. Седловина явно не выражена, протяженна с запада на восток (Фото 55). Тур на седловине мы не нашли, сложили свой. Тем не менее, по словам участников группы Кикоть, прошедших здесь на следующий день, тур на перевале все-таки есть, он находится приблизительно в 50 метрах западнее нашего.

Фото 55. Седловина пер. Ацгара Верхн. Вид на восток

Южная сторона перевала – травянистый склон. Насколько можно судить, его крутизна лежит в пределах 25° (Фото 56).

Фото 56. Южный склон пер. Ацгара Верхн. Вид с траверса на пер. Речепста-Пхия на северо-запад

Расчет ходового времени

От оз. 2572 до пер. Ацгара Верхн.

0:35

5.2.11 Перевал Речепста-Пхия (н/к)

н/к

р. Пхия - р. Речепста

Не требуется

Прохождение

2012-07-05 с запада траверсом от пер. Ацгара Верхний. Описание дается от седловины пер. Ацгара Верхний до слияния истоков р. Речепста

Снята записка

1. Экспедиции 1й горно-строительной компании в сопровождении ЧОП “Энергия”, г. Санкт-Петербург, от 2012-06-27

2. Группы туристов т/к “Горизонт”, Полтавская обл. (Украина) под рук. Пуха В., м/к 18/2гор от 2011-07-16

С перевала Ацгара Верхний идет тропа к перевалу Речепста-Пхия траверсом Загеданского хребта (Фото 57). По этой тропе доходим до перевала Речепста-Пхия за 20 минут. На заключительном участке траверса преодолеваем травянистый перевальный взлет крутизной до 25° (Фото 58). Видны тропы, спускающиеся на запад от перевала в долину Пхии.

Фото 57. Тропа от пер. Ацгара Верхний на пер. Речепста-Пхия траверсом Загеданского хребта. Вид от пер. Ацгара Верхний на восток

Фото 58. Западный перевальный взлет пер. Речепста-Пхия. Вид с тропы на траверсе от пер. Ацгара Верхний на пер. Речепста-Пхия на восток

Седловина достаточно широкая, травянисто-осыпная с запада, с востока на седловине лежит снежник (Фото 59). Высота 2795м. На седловине два тура, один пустой, ближе к её нижней точке, другой, с запиской, – выше, в её северной части.

Фото 59. Седловина пер. Речепста-Пхия. Вид от северной стороны седловины на юг

С перевала выходим в 8:35. Снежник переходим в его узком месте и движемся по невысокому отрогу, начинающемуся сразу от перевала немного севернее нижней точки седловины (Фото 60, Фото 61). К востоку от перевала расположена пологая травянистая долина, на которой берут начало многочисленные ручьи-истоки р. Речепста. Вниз по долине идут многочисленные тропы и тропки. Думая, что все они рано или поздно приведут вниз, к реке, не заботимся поиском верной тропы, и напрасно. Выбранная нами тропа выводит нас на траверс склона хребта с юга от долины (Фото 62). Приходится сбрасывать высоту к реке по достаточно крутому травянистому склону (Фото 63). Мы рекомендуем выбирать путь спуска ближе к центру долины.

Фото 60. Верховья р. Речепста и начало спуска с пер. Речепста-Пхия. Вид с пер. Речепста-Пхия на восток

Фото 61. Начало спуска с пер. Речепста-Пхия. Вид на запад

Фото 62. Верховья р. Речепста и заключительный участок спуска с пер. Речепста-Пхия. Вид на восток

Фото 63. Спуск к слиянию ручья из оз. 2625 и ручьев из-под пер. Речепста-Пхия. Вид от слияния на запад

К слиянию ручьев, образующих р. Речепста, выходим за 0:45 чхв, высота 2530м.

От пер. Ацгара Верхн. до пер. Речепста-Пхия

От пер. Речепста-Пхия до слияния ручьев, образующих р. Речепста

5.2.12 Долина р. Речепста

Так как левый берег р. Речепста явно положе правого и по описаниям известно, что реку можно легко перейти ниже по течению, у слияния ручьев из-под пер. Речепста-Пхия и оз. 2625 переходим на левый берег. Река здесь не шире ручья и легко перепрыгивается.

Движемся по пологому травянистому берегу реки без тропы. В принципе возможно движение и по правому берегу, но его достаточно крутые травянистые склоны могут доставить неприятности, особенно в дождливую погоду. Через некоторое время выходим к кошу в верхней части долины (Фото 64, Фото 65). Почти сразу за кошем есть брод через реку (река здесь тоже легко перепрыгивается по камням) и начинается тропа по правому берегу.

Фото 64. Верхняя часть долины р. Речепста. Вид на юг с южного склона в. Речепста

Фото 65. Начало спуска по долине р. Речепста. Вид на восток

Далее тропа идет почти без сброса высоты, забираясь на травянистый гребень правого борта долины (Фото 66). Тропа явная и мы теряем её только через 0:55 чхв у оврага (точка 43°35'57.00"с.ш., 41° 5'36.00"в.д.), на правом берегу которого стоит остов какого-то строения. Упершись в овраг, тропа ветвится – одна ветвь уходит к строению и далее мельчает и теряется в зарослях травы, вторая уходит вверх по склону. Памятуя о совете МКК не бояться выбирать на этом участке тропу повыше, начинаем подниматься по второй ветви, однако приблизительно через 50м она тоже теряется. Движемся далее траверсом травянистого склона без тропы, однако через некоторое время замечаем её несколько ниже по склону и снова на нее возвращаемся.

Фото 66. Средняя часть д.р. Речепста. Вид на юг с южного склона в. Речепста

Долина постепенно поворачивает на юг, тропа также поворачивает и идет траверсом травянистых склонов (Фото 67). Через некоторое время склон выполаживается и явная тропа исчезает. Руководствуясь показаниями GPS, движемся вниз от одного малозаметного участка тропы до другого по направлению к зоне леса. На опушке леса в 11:50 устраиваем обед. Воды здесь нет, так как обед “сухой”, нам хватает той, что несем с собой в бутылках.

Фото 67. Тропа по правому берегу р. Речепста после поворота долины. Вид на юг

Выходим от места обеда в 12:50. Движемся вниз в лесной зоне. Отлавливая едва заметные участки троп, через некоторое время натыкаемся на достаточно крупную и уже не теряем её до самой дороги. Пройдя через лес, тропа выходит на травянистый склон и достаточно круто спускается вниз к слиянию р. Речепста и ручья, вдоль которого, согласно карте, должна идти тропа на пер. Пхия. Вдоль этого ручья идет дорога, которая затем поворачивает на юг и идет сначала правым, затем левым берегом р. Речепста. Насколько далеко к пер. Пхия ведет дорога – нам неизвестно.

К дороге от места обеда спускаемся приблизительно за 0:30 чхв. Путь по правому берегу р. Речепста после поворота долины на юг схематично указан на Фото 68.

Фото 68. Приблизительный путь по правому берегу р. Речепста перед спуском к реке. Вид на северо-северо-запад от дороги

Дорога пересекает р. Речепста по (атомобильному) мосту и далее идет по левому берегу реки, а после слияния с р. Дукка продолжается на восток вдоль образованной слиянием р. Архыз. До слияния доходим приблизительно за 0:30 чхв.

Расчет ходового времени

От слияния ручьев, образующих р. Речепста, до коша

0:20

От коша до остова строения (места потери тропы)

0:35

От остова строения до места обеда на границе леса

0:50

От места обеда до дороги

По дороге до р. Дукка

5.2.13 Долина р. Дукка

Схема расположения переправ через реки Архыз, Дукка, Большая Дукка и Малая Дукка у их слияния приведена на Рис. 5.

Рис. 5. Схема расположения дорог и переправ в узле Архыз - Дукка - Темиркулак - Малая Дукка - Большая Дукка.

У слияния р. Речепста и р. Дукка через р. Архыз есть основательный автомобильный мост (на схеме Мост 1, Фото 69), выдерживающий в том числе грузовые автомобили.

Фото 69. Мост через р. Архыз у слияния р. Дукка и р. Речепста (мост 1). Вид с левого берега

Дорога пару сотен метров идет по правому берегу р. Дукка, затем переходит на левый по мосту (Мост 2, Фото 70). Мы ожидали увидеть этот мост сломанным, однако в этом году его обновили. Мы наблюдали, как мост преодолевали легковые автомобили, грузовые переезжают реку вброд вблизи моста.

Фото 70. Мост через р. Дукка у слияния с р. Речепста (мост 2). Вид с левого берега

Перейдя реку Дукка по этому мосту, находим приблизительно в 500 метрах выше него удобное место для организации лагеря на берегу р. Дукка. Ставим лагерь в 14:40 через 0:15 чхв от слияния Речепсты и Дукки. Высота 1806м.

Разгрузив рюкзаки и оставив в лагере двух человек, выходим по дороге назад и далее к Лунной поляне за заброской. На дороге работает техника, мы решили, что дорогу расширяют, вырубая лес там, где он близко к ней подходит. Забрав заброску и встретившись с тремя участниками, которые ждали нас здесь после спасработ первого дня, возвращаемся в лагерь в 17:50.

6 июля

На следующий день выходим после (запланированной) полудневки в 13:15 и движемся по дороге вверх. Немного выше впадения в реку Дукка реки Темиркулак дорога разветвляется, и одна ветвь через мост (Мост 3, Фото 71) уходит на правый берег р. Дукка.

Фото 71. Мост через р. Дукка у слияния Большой и Малой Дукки (мост 3). Вид с правого берега

После следующей развилки одна ветвь дороги, перейдя вброд Малую Дукку, уходит вверх по левому берегу Большой Дукки, другая – поднимается вдоль левого берега Малой Дукки.

До слияния Большой и Малой Дукки от места лагеря доходим за 0:30 чхв.

От слияния р. Речепста и р. Дукка до слияния р. Большая Дукка и р. Малая Дукка

5.2.14 Долина р. Малая Дукка

Поворачиваем на дорогу, идущую левым берегом реки Малая Дукка. В нижней части долины река сильно извилистая, на берегу видны ровные места, подходящие для организации ночевки.

Приблизительно через 0:25 чхв дорога выводит к кошу на два строения. У коша дорога превращается в тропу, долина плавно поворачивает на юго-запад. Отсюда уже виден отрог, разделяющий западный и восточный истоки р. Малая Дукка (Фото 72).

Фото 72. Вид вверх по д.р. Малая Дукка от коша

Тропа очень хорошо набита и вскоре выводит к первому уступу в долине – небольшому увеличению крутизны склона (Фото 73). В этом месте лес правого берега подходит к реке. Перед подъемом видны неплохие ночевки. Где-то здесь мы и должны остановиться по плану, но времени еще мало, отдохнувшая группа горит энтузиазмом, и мы решаем подняться под перевал уже сегодня.

Фото 73. Первый подъем в верхней части долины р. Малая Дукка. Вид вверх по долине

Малая Дукка образуется слиянием двух истоков – восточного и западного – ручьев, вытекающих из озер в двух приподнятых над долиной цирках, разделенных отрогом. Озера носят название Аркасарских, их 4 – два восточных и два западных.

После первого подъема долина снова выполаживается (Фото 74). Видны пути подъема в оба цирка. По описаниям мы знаем, что тропа уходит в западный цирк, а в нужный нам восточный можно попасть траверсом оконечности разделяющего цирки отрога. Поэтому продолжаем путь по тропе. Она достаточно круто поднимается к западным озерам по левому берегу ручья по лесистому склону (Фото 75). Останавливаемся на привал на выполаживании у края цирка, высота 2365м. Западных озер отсюда не видно, к нижнему нужно пройти еще несколько сотен метров. От нижнего озера можно по тропе подняться к верхнему.

Фото 74. Верхняя часть д.р. Малая Дукка. Вид с траверса северо-восточной оконечности разделяющего истоки Малой Дукки отрога вниз по долине

Фото 75. Верхняя часть д.р. Малая Дукка, подъем в западный цирк и траверс оконечности отрога. Вид на юг, вверх по долине

Стоит отметить, что тропа в западный цирк очень хорошо набита, по ней к озерам ходят ПВД-туристы и отдыхающие, по дороге мы встретили несколько групп людей без рюкзаков.

От места привала начинаем траверс отрога в восточный цирк (Фото 76). Ручей переходим на правый берег и пересекаем осыпной выход в поисках тропы. После осыпи тропу находим, она достаточно уверенно читается на склоне. Дальнейший траверс идет по тропе по травяным склонам крутизной до 20°. На заключительном участке траверса тропа поворачивает немного на восток и проходит по зарослям рододендронов.

Фото 76. Путь от западных к восточным аркасарским озерам траверсом оконечности отрога. Вид от точки немного восточнее северной оконечности нижнего восточного озера на запад

Тропа выводит к северной оконечности нижнего восточного озера, высота 2427м. Здесь есть несколько площадок под палатки, однако из долины дует мощный ветер и мы решаем поискать место для ночевки повыше. Такое место находим над южным краем озера (Фото 77) достаточно далеко от воды, но прикрытое от ветра невысоким холмом.

Фото 77. Панорама висячей долины восточных аркасарских озер. Вид с пер. 2600 на северо-запад

От слияния р. Большая Дукка и р. Малая Дукка до коша

0:20

От коша до начала подъема в западный цирк Аркасарских озер

Подъем в западный цирк

0:35

Траверс оконечности отрога до нижнего восточного Аркасарского озера

0:30

От северной оконечности нижнего восточного озера до места ночевки над южной оконечностью

0:10

Часть 3 >>>>>>>>>>>>

Вопрос по категорийности

Формально на "двойку" не хватает километража. Если, как положено, измерить по километровке и умножить на горный коэффициент, получался 101 км, то есть еле-еле за порог "единички".

Вопрос о категорийности.

Почему у вас поход 1 к.с., а не 2 к.с., если на 2-ю к.с. необходимо перевалов 1 1А и 2 1Б? Вы спокойно могли регистрировать его как 2 к.с., несмотря на большее количество перевалов 1А.