Очерки, фотографии, описания маршрутов - всё это Вы найдёте в разделе Горы Мира
Горы в фотографиях >

Автор: Кирилл Спирин, СПб

Фотоотчет: Базовый лагерь Эвереста и озера Гокио, перевалы Ренджо Ла и Чо Ла

Предлагаю вашему вниманию небольшой фоторепортаж с "неклассического" маршрута к Эвересту: через перевалы Ренджо Ла и Чо Ла, с посещением озер Гокио, ну и, конечно же, самого базового лагеря Эвереста.

Для большинства людей треккинг в районе Сагарматхи начинается с запоминающейся на всю жизнь посадки в аэропорту Лукла. Фотография тут ничего не передаст, каждый должен пережить это самостоятельно :)

После Луклы для желающих увидеть самую высокую вершину планеты все земные дороги ведут в Намче Базар - ставшее уже богемным местечко, полудеревню-полугород, приютившийся на высоте около 3500 метров над уровнем моря:

Путь до Намче из Луклы занимает от 1 до 3 дней (смотря как идти), тропа петляет с одного берега реки на другой по навесным мостикам по типу этого (если сильно увеличить фото, то на мосту можно будет разглядеть людей):

Высота 3500 метров - дело не шуточное, поэтому в Намче имеет смысл подзадержимся на пару ночей, чтобы закрепить этот высотный порог перед грядущими упражнениями :) Благо, что тут есть куда сходить для лучшей акклиматизации. Чуть выше, на высоте 3700 метров, расположились деревеньки Кхунде и Кумджунг, где проживают шерпы:

В хорошую погоду отсюда видны пики Кантега, Тамсерку и массив Кусум-Кангуру (на фото слева направо):

а также Ама Даблам (слева на фото):

В каждом из местных поселений (и в самом Намче, а также в Кхунде и в Кумджунге) есть буддистские храмы-гомпы, которые в настоящее время открыты для посетителей. Монахи, выходящие из гомпы в Кумджунге:

Кстати, в этом храме за небольшое пожертвование вам покажут скальп йети :) А если подняться еще выше, на 4200 м, то открываются красивые виды в сторону хребта Конде:

Даже яки и буйволы поднимаются сюда поглазеть на снежные вершины, а уж они-то знают толк:

Это вид в сторону Луклы, откуда мы с вами пришли:

А вверх по этой долине (река Бхоти Коши) нам предстоит идти дальше:

Следующее место после Намче, где мы сделаем остановку, это деревенька Таме. Чтобы попасть в нее, надо перейти по мосту через узкий скальный каньон. Прилегающие скалы украшены живописью местных умельцев:

Монастырь в Таме:

Загоны для скота в окрестностях Таме:

Из Таме также видны пики Ама Даблам, Кантега и Тамсерку:

Неподалеку от Таме находится отличная видовая вершинка высотой около 5350 метров (Сандер Пик). Это редкое место, откуда можно видеть сразу 4 восьмитысячника (по центру на фото - Джомолунгма и Лхотце, чуть правее от них - Макалу, в левой части снимка - Чо Ойю):

Направо - опять Ама Даблам, Кантега, Тамсерку и Кусум Кангуру:

Наш дальнейший путь после Таме пролегает в местечко Лумде (4400 м), которое даже деревенькой сложно назвать (три кола, три двора), но виды красивые:

Из Лумде нам предстоит подняться на перевал Ренджо Ла (5360 м). Выход ранний, по темноте, только сонные яки с припущенной инеем шерстью встречаются по пути:

Наградой за труды и терпение - вид с перевала:

Эверест и Лхотце - вверху справа на фото, а внизу справа - одно из озер Гокио (Дуд Покхари), к которому и лежит наш дальнейший путь:

На берегу озера приютился поселок Гокио:

Всего насчитывается 6 озер Гокио. Дуд Покхари - третье снизу, а выше по долине спрятались еще три озера, прогулка к которым занимает почти целый день.

Четвертое озеро:

Самое верхнее, шестое озеро расположилось у подножия восьмитысячника Чо Ойю, на высоте 5200 метров:

Путь к озерам проходит вдоль боковой морены ледника Нгозумба, одного из наиболее мощных в этом районе (ледник - это серое покрытое камнями поле, проходящее по кадру слева направо, масштабы можно представить только увидев это вживую):

Еще один радиальный выход из Гокио (серия "смотреть обязательно") - это подъем на видовую вершинку Гокио Ри (5360 м), откуда открываются достойные внимания картинки.

Особенно хороши лежащие внизу озера.

На рассвете:

Рассветы тут случаются разные:

После прогулок по окрестностям Гокио нас ждет очередное испытание - перевал Чо Ла. Сначала делаем подход в местечко Драгнак, пересекая ледник Нгозумба:

А на следующее утро нашему взору предстает и сам перевал. Издалека смотрится более чем внушительно, но не пугайтесь, это обычный оптический обман при рассматривании подъема "прямо в лоб": на самом деле все не так страшно и круто, как кажется:

Покорячившись по каменным осыпям, поднимаемся на перевальную седловину. Это вид назад:

А это вид вперед, на ледник, который нужно пересечь:

Навстречу поднимаются братья по разуму (мы с вами, естественно, идем по нестандартному варианту с противоположной стороны):

Как вы уже догадались по предыдущим фото, чтобы спуститься на ледник, нам придется преодолеть небольшой скальный участок:

Пройдя ледник и вкусив очередную порцию каменных осыпей, мы попадаем в красивую долину с бирюзовым озером Чола Тцо:

Внизу долину увенчивает уже знакомая нам красавица Ама Даблам, а справа нависает впечатляющий Аракам Тсе:

Коль скоро мы с вами забрели в эти края, то придется заглянуть и в легендарный базовый лагерь Эвереста, откуда в высокий сезон сотни альпинистов устремляются на штурм вершины. Лагерь расположился на леднике у границы ледопада Кхумбу:

Так он выглядит вблизи:

Сам Эверест из базового лагеря не виден, но не огорчайтесь: из Горак Шепа, где находятся ближайшие лоджи для ночлега, есть возможность подняться на близлежащий "холм" Кала-Патар (5500 м) и взглянуть еще раз на Сагарматху с более близкого расстояния, а также на впечатляющие ледники Нуптце:

А это обслуживающий персонал в базовом лагере - местные шерпы:

Посмотрели - пора и в обратный путь. По дороге бросаем еще один взгляд в сторону перевала Чо Ла, красивая все-таки ведет к нему долина:

Прощальный взгляд на Ама Даблам, Конде Ри, Табоче, Чолатце и Аракам Тсе:

И, пока самолет, пыхтя, уносит нас в шумный Катманду, начинаем строить планы следующей поездки в Непал, ведь это неизлечимо :)

Красота!

Спасибо за прекрасные фото. Очень захотелось увидеть все это вживую