Люди и горы > Люди >

Источник и фото SCARPA

Ликбез. Ски альпинизм или ски тур

Интервью с председателем комитета по ски-альпинизму Юрием Кургановым

Справка: Юрий Курганов родился 01.05.1980 г. в городе Магнитогорске, детство провел в городе Тырныауз (Кавказ).
Мастер спорта по ски-альпинизму, КМС по горным лыжам.
Действующий чемпион России, обладатель кубка России 2011 года.
Входит в состав сборной России по ски-альпинизму с 2008 года, становился чемпионом России в 2011 году, многократный призер Чемпионатов России, Кубков России и многих других соревнований (в том числе с участием спортсменов других стран).

Чемпионы России Юрий Курганов и Вячеслав Курчаков

Причины, чтобы заняться ски туром или ски-альпинизмом? Во-первых, это такой вид активного отдыха, который не подразумевает какой-то серьезной подготовки и доступен практически каждому.
Элементарно имея начальный уровень горнолыжной подготовки, выбираешь склоны, снег, по которому можешь кататься (глубокий или подготовленные трассы). Выбираешь, куда тебе интересно, и двигаешься.

Ски тур – это свобода выбора и никаких ограничений по возрасту. В Европе очень популярный вид спорта, как поход выходного дня, вся семья собралась, от малышей до дедушек-бабушек, разновозрастной группой они могут пройти один и тот же маршрут, который им нравится. Прошлись на лыжах пешком, потом спустились на лыжах, получили удовольствие.

Здесь легче выбрать нагрузку, даже чем в беге. Человек, поднимаясь в гору, себя не перегрузит, умышленно совершая какие-то подвиги, можно идти ровно настолько, насколько хочешь идти, и в любой момент можно развернуться.
Таких обязательных целей, чтобы дойти до куда-то, нет.
Насколько сил хватает, настолько себя нагружаешь.
Можно сачкануть где-то, позагорать.
Доступный, без ограничений по возрасту и физической подготовке.
Нужно уметь спускаться, иметь начальный уровень горнолыжной подготовки.
Можно приезжать на оборудованные трассы и ходить по пологим склонам.

Если пытаться дальше двигаться в этом направлении: совершенствуем свою горнолыжную подготовку и вперед на склоны посложнее.

Что касается спорта, людям свойственно соревноваться.
Если посмотреть на лидеров мирового ски-альпинизма, они соревнуются не только в ски-альпинизме, они очень разносторонние, кто-то занимается мультигонками, кто-то скай-раннингом, кто-то лыжными гонками, обычно они очень активные люди в разных видах спорта.

Если заниматься ски-альпинизмом как спортом, в прицеле на соревнования международного уровня или главные российские старты (Чемпионат России), то тренировки должны быть соответствующие, нагрузки, серьезная физическая подготовка. Если рассматривать соревнования ниже рангом, то - в России, на данный момент - вид спорта довольно молодой, серьёзной конкуренции нет. Чтобы начать соревноваться, можно не так сильно тренироваться, как, скажем, в лыжных гонках, чтобы добиться результатов. Пока еще халява. Немного потренировавшись, можно очень близко подтянуться к лидерам, а если уделять этому чуть больше времени, то и в лидеры попасть.

Как обычно бывает? Талантливый спортсмен выделяется,
и его очень трудно догнать.
А здесь пока можно без таланта просто трудолюбием,
тренировками, упорством, достигать результатов.

Традиционно у нас сложились места, где занимаются ски-альпинизмом.
Это Хибины, Мурманская область, Кировск, Мончегорск.
Кстати, первые соревнования всероссийские проходили там, Кубок и Чемпионат России.
В Хибинах очень много людей ходят на ски туре, поэтому логично было именно в этом регионе начинать.

После первых соревнований в это движение влился Магнитогорск, челябинская область, потом потихоньку-потихоньку Камчатка, и сейчас уже Камчатка занимает лидирующие позиции. Раньше мы ее в расчет не брали, ну что там, Камчатка… сейчас они серьезно взялись за тренировочный процесс.

То есть места, где есть горы, даже необязательно большие, здесь, в районе Магнитогорска (Уральский хребет), перепады высот до 500 метров, достаточные, чтобы заниматься ски-туром, ски-альпинизмом, соревноваться.
В Хибинах уже повыше горы.
На Камчатке – идеальные условия, долго лежит снег.
Кавказ – отдельная история, круглый год можно заниматься. Действующие спортсмены любят на Кавказ ездить тренироваться, интересно там.

Башкирия. Турбаза «Березки» Горнолыжный курорт «Металлург»

Если говорить не о географических местах, где горы расположены, а где найти компанию, чтобы получить возможность попробовать или дальше пытаться двигаться, то до недавнего времени секции и клубы были привязаны к географическим точкам, за исключением Москвы.
В Москве компания была и остается, занимаются, в основном, на выездах, и тренировки, и соревнования. Тем не менее, даже в Москве находят возможность организовывать соревнования. Очень многих это удивляет, язвят, что за ски-альпинизм, подчеркивая слово альпинизм, где нет гор?

Ски-альпинизм, в моем понимании, это не столько альпинизм, сколько лыжная составляющая. Если дословно ски-маунтееринг перевести, я не силен в английском, но, по-моему, это будет означать горные лыжи или лыже-восходительство, что-то вот такое.
То есть на первом месте лыжи, а не альпинизм.

Международные федерации постоянно ищут способы, как бы ски-альпинизм стал интереснее и придумывают соревнования.
На данный момент есть пять видов дисциплин, гонок, которые проводятся международной федерацией альпинизма.

Индивидуальная гонка, или марафон, не марафон, будем говорить, набор высоты, от полутора до двух тысяч метров. Спортсмен бежит дистанцию от старта до финиша, несколько подъемов, несколько спусков.

Вторая дисциплина – командная гонка, все то же самое, но немного больше перепад, немного длиннее дистанция. Проходят вдвоем, в связке.

Третья дисциплина – вертикальная гонка. Соревнования на скорость подъема на лыжах. Старт внизу, на подготовленных склонах, на горнолыжных трассах, финиш наверху.
Кто быстрее на камусах, на лыжах, забежит на гору.

Следующая дисциплина – эстафета. Изначально была запланирована как соревнования в технических приемах, чтобы в соревнованиях присутствовали технические элементы, перестежки, приклеивание камусов, подготовка снаряжения к спуску или подъему.
Довольно короткая гонка, общий набор высоты, проходимый каждым участником команды, составляет около 150 метров.
В 10 раз меньше, чем индивидуальная гонка.
Вся гонка проходит на глазах у зрителей.
Команда, если говорить про международные соревнования, от трех до четырех человек.
В России мы допускаем от двух до четырех человек, в зависимости от количества участников.

Совсем недавно, два или три года назад, ввели дисциплину спринт.
Еще короче гонка, где каждый участник отвечает сам за себя.
Очень короткая.
Принцип – квалификация по коротенькой трассе, включающей в себя подъем и спуск. Прохождение участка пешком, спуск напоминает горнолыжный, проходит по вешкам, также как и горнолыжная трасса, и небольшой участок передвижения на лыжах без камусов, в горку, коньковым ходом.
Прохождение дистанции занимает, по правилам, около трех минут.
По итогам квалификации отбирается 16 спортсменов, которые бегут дальше.
Набор высоты в спринте «подняться-спуститься-пройти какой-то участок пешком» вместе занимает три минуты, в правилах оговорено «не больше трех минут», чтобы не затягивать гонку.
В течение одного дня проводят квалификацию, полуфиналы, финал.

В Москве это легко осуществимо.
Второй год подряд проводят Чемпионат Москвы. Трассы вписываются в рамки спринта, по параметрам, но немножко в другом виде проходит квалификация.
Это и называется ски-альпинизм, лыжный спорт, без технически сложных элементов восхождения.

Заняться ски-альпинизмом довольно просто (умея кататься на горных лыжах), общество скитуристов довольно большое и разбросано по всей стране, интернет доступен практически везде. С этого года задумали создать свой сайт, сейчас он в стадии разработки, есть странички Вконтакте и в Facebook

Если человек заинтересовался, как, где попробовать заняться ски туром, элементарно можно зайти на страничку, оставить сообщение, там довольно часто появляются разные люди, имеющие отношение к ски-туру, которые могут либо дать контакты ближайшие, где можно найти компанию, либо сами могут помочь, и посоветовать с приобретением снаряжения, где и какое покупать, и с местами прохождения тренировок.

В Москве некоторые клубы проводят организованные тренировки для всех желающих. Раньше в Петербурге проводилось что-то наподобие такого, нечасто, два-три раза за сезон тренировки - семинары, собирались люди, смотрели на снаряжение, учились им пользоваться. В Питере устраивал это Костя Бекетов.
В Москве Сергей Романов проводит похожие семинары, Вячеслав Курчаков тоже, по мере возможностей.

В этом году разработали программу развития ски-альпинизма, один из пунктов как раз включает в себя проведение тренировок, семинаров, лекций, чтобы люди были проинформированы о том, что можно получить абсолютно бесплатно консультации и даже тренировки обучающие.
Поставили такую задачу, чтобы в регионах эти лекции проводились. Понемножечку начинаем это делать.

То есть, для начала, как минимум, надо найти возможность попробовать пользоваться снаряжением. Хорошо, когда есть рядом друзья, у которых есть скитуровское снаряжение, которые могут дать попробовать походить на нем.
Если друзей таких нет, мы пытаемся организовать пункты проката в горнолыжных центрах страны, наводим контакты, пишем письма, чтобы горнолыжные центры, помимо горнолыжного и сноубордического снаряжения, в прокате имели снаряжение скитуровское.
Популярность этого вида отдыха набирает свои обороты, потихонечку, медленно, но уже начинает расти.

Если посмотреть на Европу, то там очень много народу занимается ски-туром, я думаю, мы другим путем не пойдем, у нас тоже будет популярный вид спорта, вид активного отдыха, снаряжение в прокат будет востребовано.

И третье, если человек может себе позволить по своим доходам приобрести это снаряжение и найти возможность встретиться с человеком, который ему поможет с техникой.

Главное, конечно, купить скитуровские ботинки, если сразу не хватает денег на полный комплект. Ботинки - это важно. Лыжи можно приобрести позже.

Ведь чем отличается скитуровский набор от горнолыжного или, скажем, лыжного? Если сравнивать с горнолыжным, то скитур - это, прежде всего, возможность передвигаться наверх. Если посмотреть со стороны, очень напоминает горные лыжи, но если взять в руки, то скитуровское снаряжение на порядок легче, вес отличается.
И возможность передвижения наверх. В горных лыжах пятка постоянно закреплена, и мы спускаемся на лыжах. Здесь, чтобы передвигаться наверх, пятка от лыжи должна быть свободной. Передвижение осуществляется как на обычных лыжах, равнинных.

Если говорить в чем отличие от равнинных лыж, то может быть, немножечко тяжелее. Но сейчас эта разница практически нивелирована.
На обычных равнинных лыжах довольно сложно совершать спуски по горнолыжным склонам, довольно хрупкие и нет металлических кантов.

Скитуровское снаряжение как раз предусматривает возможность спусков по любым склонам, и по ледяным склонам, жестким, и по целине. Конечно, производители лыжного снаряжения предлагают разные лыжи, пошире – для целинного катания, поуже – для гонок. Довольно разное снаряжение, но объединяет их одно, наличие, как и у горных лыж, металлических кантов, и малый вес, что позволяет без особых нагрузок передвигаться на лыжах.

Если человек умеет спускаться на горных лыжах, то подниматься наверх научится быстро. Движение на лыжах наверх очень приближено к нашей обычной ходьбе, никаких особых премудростей в технике нет, надел лыжи и идешь наверх, учиться ничему особо не надо. Человек легко схватывает это и понимает, что от него требуется.

Технические моменты заключаются в том, как правильно приклеить камус, как его отклеить, куда убрать, как за ним ухаживать, чтобы он не намокал, не портился, не пачкался.
И как во время передвижения преодолевать препятствия, если вдруг уперлись в крутой склон, который напрямую не пройти. Передвижение дальше происходит траверсом, а каждый траверс заканчивается очень острым углом, практически под углом 180 градусов надо развернуться и в обратную сторону идти наверх.

Есть нюансы в передвижениях по различного вида снегу, но они не настолько технически сложные, чтобы на них неделю убивать времени, - всё это за день-за два можно объяснить, азы, а дальше развиваться самостоятельно. Когда-то мы так и начинали, в Европе нам показали некоторые элементы, разворот на траверсе, действия с камусами, как его почистить, если он замерз, зная эти хитрости, самостоятельно обучались.
Попался снег, по которому раньше не ходили, помучился на нем минут десять и понял, как идти дальше.

Если есть товарищ, который может помочь тебе советом, тут еще проще, за один день всё освоишь. Единственно, за день не встретишь всех разновидностей снега, а так, чтобы начать получать от ски тура удовольствие - поднялся на гору, спустился - времени на обучение достаточно день, два, может быть, три.

Выбор места для первой поездки… Географически, так, чтобы сказать: «Вот супер для скитура!» Не знаю, дело вкуса, кому что больше нравится, какая должна быть инфраструктура, где кто себя комфортно чувствует, а склоны, если говорить о России, в принципе, везде есть.

KAMCHATKA RACE. Наши первые международные соревнования по ски-альпинизму

Кировск. Кубок России по ски-альпинизму глазами чемпионки

СКИ-АЛЬПИНИЗМ - СПОРТ

Чемпионат России по ски-альпинизму. Итоги

Аннеси. CISM 2013. 2-е Всемирные Зимние Армейские Игры.

Интервью с тренером российской сборной Вооруженных Сил по ски-альпинизму Александром Томащуком

Эльбрус. Заключительный этап кубка России по ски-альпинизму.
Интервью с победителями и призёрами индивидуальной гонки