Руководитель: Л.Смирнов, Москва

Отчет о горном походе 3 к.с. по З.Кавказу летом 2012 г. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

3. Итоги, выводы, рекомендации

Поход проходил в удивительно красивых районах Западного Кавказа – Узунколе, Гвандре, Учкулане, Дауте и Домбае.

В походе принимали участие воспитанники Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах. Данный поход явился учебно-тренировочным итогом занятий и тренировок в течение текущего года и предшествующих лет.

Совместно с нашим походом проходил поход 1 кат.сложности группы под руководством Валеры Шепелева и Марины Королевой, в котором также принимали участие воспитанники Дворца.

Еще в Москве, заранее, были согласованы маршруты походов, поэтому мы вместе ехали (туда и обратно) в поезде, заезжали в район, выезжали из района, организовывали заброску, встречались на общих дневках и на маршруте т.е. как говорится в школах по туризму – «осуществляли взаимодействие». Марина Королева, как профессиональный врач осуществляла постоянный медицинский «патронаж». Все это способствовало спокойному прохождению нашего мероприятия.

Нашей группой был пройден маршрут третьей категории сложности

Изначально группа заявляла следующий основной маршрут:

а\л «Узункол» – р.Кичкинекол – пер. Доломиты Южные (1А) –стоянки «аэродром» на р. Чунгур-Джар – л-к Чунгур-Джар – пер. Техника Безопасности (1Б, радиально) – пер. Подарок (2А) – л-к Сев.-Зап. Талычхан – р. Талычхан – р. Чиринкол – р. Уллу-Кам (Кубань) – р. Узункол – а\л «Узункол» – р. Мырды – пер. Беляева (1Б) – р. Джалпакол – р. Гондарай – т/б «Глобус» – р. Махар –пер. Миронова (2А) – р. Кичи-Муруджу – р.Гоначхир – р. Теберда – пос. Домбай – а/л «Алибек» – р.Алибек – Турье озеро – л-к Двуязычный – пер. Джаловчат (1Б) – зеленая гостиница – пер. Алибек (1А) – р. Алибек – а/л «Алибек» – пос. Домбай.

Пройденный маршрут выглядит следующим образом:

а\л «Узункол» – р.Кичкинекол – пер. Доломиты Южные (1А) –стоянки «аэродром» на р. Чунгур-Джар – л-к Чунгур-Джар – пер. Техника Безопасности (1Б, радиально) – пер. Подарок (2А) – л-к Сев.-Зап. Талычхан – р. Талычхан – р. Чиринкол – р. Уллу-Кам (Кубань) – р. Узункол – а\л «Узункол» – р. Мырды – пер. Беляева (1Б) – р. Джалпакол – р. Гондарай – т/б «Глобус» –– р. Махар –пер. Миронова (2А) – р. Кичи-Муруджу – р.Гоначхир – р. Теберда – пос. Домбай – а/л «Алибек» – р.Алибек – Турье озеро – р. Алибек – а/л «Алибек» – пос. Домбай

За 25 лет горных походов – ни на Кавказе, ни в других горных районах не помню, чтобы было столько дождливых дней, причем дождь довольно часто был не просто дождем, а ливнем, причем продолжавшимся несколько часов подряд.

При такой погоде, вернее сказать, непогоде, нам почти удалось полностью пройти заявленный маршрут, однако непогода все-таки не позволила нам пройти завершающее кольцо из перевалов Джаловчат (1Б) и Алибек (1А). В конце похода мы полтора дня просидели в палатках под проливным дождем на Турьем озере и вернулись обратно в Домбай.

Запас ходовых дней нам немного увеличили обратные билеты (мы смогли купить их на 22 августа, а не на 20 августа, как планировали), что позволило при необходимости расслабляться после напряженной работы на маршруте и спокойно, без спешки. закончить поход.

Перевалы – Подарок и Миронова (оба 2А кат. сл. по классификатору) оказались сложнее, чем предполагалось (см. техническое описание перевалов). Значительное уменьшение снежного покрова привело к тому, что снежные склоны частично или полностью превратились в ледовые, что усложнило прохождение перевалов. В настоящее время сложность перевалов Подарок и Миронова соответствует 2А* категории сложности.

Однако, несмотря на непогоду и тяготы похода, команда достойно, героически прошла весь маршрут и готова к новым свершениям в следующем году.

Остальные выводы и рекомендации даны в тексте технического описания перевалов.

4. Перечень туровых записок, снятых при прохождении перевалов

№№

п. п.

Наименование перевалов, вершин

Перечень записок

Пер. Доломиты Южные (1А)

Группа туристов г. Харькова под руководством Красникова В.Н.. от 01.08. 2012г.

Пер. Техника Безопасности (ТБ) (1Б)

Группа туристов г. Рязани под руководством Титов П.. от 27.07.2012

Пер. Подарок (2А)

Группа Московского клуба туристов «Вестра» Руководитель Репетей А. от 04.08.2012 г м/кн. № 27\3-305.

Пер Беляева (1Б)

Группа туристов г. Харькова под руководством Слипушенко С.В.. от 04.08.2012 г.

Пер. Миронова (2А)

Группа туристов КРОО СТК 2Вертикаль2 (г. Краснодар). от 7.08.2012 г. Фамилия руководителя написана неразборчиво - Аир, или Огир А.П.

5.Литература

1. “Высокогорные перевалы” (Перечень классифицированных перевалов), М., изд-во “Прест”, редактор А. Джулий, 2001г.,

2. В.В Арсенин «От Маруха до Эльбруса», М., Издатель И.В. Балабанов, 2003г.