Руководитель: А.Никоноров, Москва

Отчет о горном походе 6 к.с. по Тянь-Шаню летом 2011 г. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

Лед. Сев. Инельчек

День 6

31.07.2011

Погода плохая, дождь со снегом.

Ледник Северный Иныльчек является одним из наиболее интересных и впечатляющих в районе и в то же время самым труднодоступным, попасть на него можно лишь преодолев перевалы в хр. Сарыджазском или Тенгри-Таг сложностью от 3А до 3Б, или обойдя оз. Мерцбахера, что также довольно непросто. Ледник занимает большую часть 38 километровой долины между хребтами Тенгри-Таг и Сарыджазским. По мнению гляциологов (М. Демченко, Г. Авсюк и др.), 400-500 лет назад Сев. Иныльчек сливался с Южным, однако затем произошло отделение и постепенное отступление языка Сев. Иныльчека. Так образовалось оз. Мерцбахера (200-250 лет назад), а затем и Верхнее озеро. Процесс отступления продолжается и сегодня, причем идет довольно интенсивно.

Современная протяженность ледника около 28 км, из которых 9 км приходится на зону "мертвого льда", движение которого почти полностью отсутствует, и 19 км - на "живую" часть. Средний продольный уклон ледника - 3-4 град. Абсолютная высота конца языка - 3400 м. Высота фирновой линии на поверхности ледника 4500-4550 м. Мощность льда в "мертвой части", по оценке гляциологов, достигает 100 м, в "живой" части - 300 м. Ширина ледника от 1,3 до 2,0 км. Площадь - 86 кв. км.

Ледник С. Иныльчек берет начало в циркоподобном фирновом бассейне, образованном северными склонами хр. Тенгри-Таг (к востоку от Хан-Тенгри), южными склонами Сарыджазского хребта (к востоку от п. Казахстан) и замыкающим их отрезком Меридионального хребта. Лед. С. Иныльчек имеет более 30 притоков, однако, они весьма невелики - самые крупные (северные - ледники Одиннадцати, Краснова южные - ледники Суходольского, Гусева не превышают 4-6 км. Поэтому главный поток Сев. Иныльчека формируется льдом, выходящим из основного фирнового бассейна. Лед же боковых притоков слагает лишь неширокие полосы вдоль бортов долины и в большинстве случаев выклинивается невдалеке от места впадения притоков.

Ледник С. Иныльчек довольно труден для передвижения. Нижняя часть ледника на протяжении 10-12 км покрыта сплошным моренным чехлом и отличается чрезвычайной неровностью и беспорядочностью рельефа. Отдельные ледовые холмы достигают высоты 20-30 м. Во впадинах нередки озера с чистой водой. Выше лед. Михайлова появляются отдельные моренные гряды и полосы открытого льда - как правило, также весьма неровные. Лишь выше лед. Краснова Сев. Иныльчек становится ровнее, а еще через несколько километров вся средняя часть переходит в широкое пологое снежное поле.

Наиболее приемлемый путь в нижней и средней части дед. С. Иныльчек идет по его правому рантклюфту по границе ледника со склонами Сарыджазского хребта. Мы вышли на Сев. Иныльчек в его левой (орографически) части, за устьем лед. Шекланова. Первые 2 км шли по левой стороне ледника, практически по его границе со склонами хр. Тенгри-Таг. Затем мы пересекли ледник немного наискось и вышли в правый рантклюфт в районе ручья с пер. Томичей. Далее - по рантклюфту и карману ледника до ручья с ледника под в. 5145 м. За ручьем борт долины становится более пологим, на нем появляются террасы, идти по которым удобно почти до лед. Одиннадцати. Однако эти террасы изредка перемежаются довольно крутыми осыпными и конгломератными склонами, требующими аккуратного и внимательного движения.

В район лед. Одиннадцати и выше удобно идти по пологим ледовым ветвям лед. Сев. Иныльчек. Напротив устья лед. Одиннадцати на правобережной морене лед. Сев. Иныльчек в 2011 году находились два МАЛа, организованные киргизской турфирмой "Тянь-Шань тревел" (Владимир Бирюков) и казахской под рук. Казбека Валиева. Мы размещались в киргизском лагере.
В целом прохождение ледника Сев. Иныльчек до МАЛа технической сложности не представляет.

Подъем в 4-30. Выход в 6-35.

И снова треккинг по леднику. Идем по Инелчеку, ледник дерьмо, одна рвань, двигаться сложно. Движемся ближе к ор лев борту ледника. Иногда попадаются ручьи, мы их перепрыгиваем, и небольшие речки, переходим по мостикам или набрасываем камней для переправы. Начинается дождь со снегом, ветер с порывами. Встаем на обед в 11-40, приходится ставить палатку, хотя по расстоянию всего 5,4 км. Сидим гототовим обед, ждем пока распогодится.

Выход с обеда в 14-30. Идем до 17-30. С неба льет дождь со снегом, дует пронизывающий ветер. Мест под палатки нет, приходится найти наименее мокрые места на леднике и поставиться там. Все замерзли и желают только одного -- залезть побыстрее внутрь палаток и выпить чего-нибудь согревающего. Вскоре жизнь налаживается, но внутри все равно мокро, все отсырело. Ночь проходит беспокойно.

Время: 8 х

Расстояние: 8,4 км.

Высота: 3350 - 3600 м.

День 7

01.08.2011

Лед. Сев. Инельчек

Погода плохая, дождь со снегом. После обеда появляется солнце.

Подъем дежурного в 4-30. Выход в 7-30.

Идем держась ближе к ор лев берегу ледника. Много разломов (фото 7.1). Утром приходится переправляться через большую реку, закидывая ее камнями, вечером через такую же уже по ледовому мосту. На обед встаем в 11.40. Выходим в 13.56. Здесь уже меньше ледовых рек, ледник начинает заморениваться и становится заметно суше. Встаем на ночевку в 17.40 на траверсе лед. Краснова и начинаем готовить ужин. У нас нет запасного дня и нам приходится готовить еду из остатков раскладки. С надеждой ждем, что завтра доберемся до заброски и отожремся.

Расстояние: 9 км.

Высота: 3600 - 3800 м.

День 8

02.08.2011

Лед. Сев. Инельчек - МАЛ Сев. Инельчек.

Погода хорошая, солнечно.

Выход в 6-35.

Идем держась ор пр стороны ледника. Он заметно выполаживается, начинается много ледовых холмов, сверху присыпанных мелкой сыпухой. Скорость движения немного возрастает. В 11-56 выйдя из-за очередного холма, мы увидели палатки МАЛа. Радости не было предела. Спускаемся вниз, находим Мишу Кузьмина, который отдает нам наши баулы. Ставим палатки и идем в гости к Мише, где нас ждет радушный прием. Потом пакуем продукты и снова идем в гости. Веселье затягивается до поздней ночи. Вот такая неожиданная полудневка.

Расстояние: 5 км.

Высота: 3800 - 4050 м.

Пер. Опасный

День 9

03.08.2011

МАЛ Сев. Инельчек - лед. Краснова

Погода солнечная.

Выход в 7-36. Сначала идем метров 500 по ровному леднику, когда начинаются ледовые трещины, перебираемся ближе к ор пр берегу ледника и идем примерно километр по осыпным холмам. Выйдя на траверс пика Семенова спускаемся в моренный карман и идем то по нему, то забираясь немного выше на склон. Ледник Краснова пустил без проблем, вылезли на ор лев морену и начали движение вверх (фото 9.1). Через 200 метров переходим на срединную морену. В 11-45 встаем на обед.

С обеда выходим в 13-40 и, пройдя километр, встаем на ночевку в 14-20. Дальше смысла идти нет, так как затемно пройти две ступени ледопада Краснова не удастся, а ночевать в зоне трещин не хочется. Чистим горелки, тренируемся с биперами, ужинаем. Отбой в 19-00.

Время: 6 хч

Расстояние: 6,3 км.

Высота: 4050 - 3800 - 4050 м.

День 10

04.08.2011

Лед. Краснова

Погода солнечная.

Общий подъем в 5-30. Выход в 7-00. Идем вверх по фирну. Очень быстро набрали высоту и вышли посередине на первую ступень ледопада. (фото 10.1) Ледник под нами начал потрескивать. Одели обвязки и продолжили движение в связках (фото 10.2). Идти тяжело, приходится тропить глубокий снег. Доходим до скал второй ступени и начинаем обходить его слева пхд. (фото 10.3) В 12-00 начинаем готовить обед на скальной полке. Приходится топить снег, так как жидкой воды нет. Высота 4540.

Выходим с обеда в 13-30. Сразу же за поворотом находим ровную площадку для обеда и вытекающий сверху ручей. Жаль, что мы не дошли сюда всего 100 метров. Проходим цепочку ледовых сераков, очень глубокий снег, иногда доходящий до пояса (фото 10.4). Идем в связках, так как могут попасться трещины, засыпанные снегом. Наконец выходим в цирк ледника. Снега становится гораздо меньше, но зато появляются широкие трещины, между которыми приходится маневрировать. Проходим 800 метров и в 17-00 становимся на ночевку на снегу. Утаптываем места под палатки и ставимся. До перевала около 400 метров. (фото цирка перевала). Высота 4700 метров. Весь оставшийся вечер наблюдаем сход лавин со склона пика Семенова. Сегодня у Сергея день рождения, поэтому ему был подарен торт из гейнера со снегом, украшенный аскорбинками.

Расстояние: 3 км.

Высота: 4050 - 4750 м.

День 11

05.08.2011

Лед. Краснова - пер. Опасный - лед. Семенова

Погода солнечная, во второй половине дня гроза, снег.

Перевал Опасный

классификатор: 5200 м

GPS: 5050 м

сн-лд

42?17'14" N, 80?06'23" E

западнее пика Семенова

Описание дается

Необходимое снаряжение

веревки, ледобуры, ледорубы, личное снаряжение

Перевал Опасный (3А, 5200) расположен западнее пика Семенова (5816) и соединяет верховья лед.Семенова - лед.С.Иныльчек.

Подъем дежурного в 4-30, общий подъем в 5-30. Выход в 7-00. Быстро по фирну доходим до перевального взлета (фото 11.1). Решаем обойти его слева пхд и выйти на снежную полку, и по ней пройти до перевала. Через 20 минут выйдя на полку, увидели, что она прорезана широкой ледовой трещиной. Решаем набрать вверх на вершинку слева от перевала и по ее склону спуститься на перевал. Вешаем 160 метров веревки на подъем почти до вершины, 60 метров на траверс в сторону перевала и 80 метров дюльфера на перевал. Дальнейшее движение в связках до седловины сложности не представляет. (фото 11.2) В 13-00 мы на седловине. Она представляет собой широкое снежное поле шириной около 100 м. Тура нет. Погода солнечная, ветра нет. Отдыхаем, фотографируемся. С перевала хорошо видна панорама ледников Семенова, Баянкольского, Терскей, Тенгри-Таг. (фото 11.3).

Спуск с перевала возможен двумя путями. Движение по отходящему на северо-запад снежно-ледовому гребню. Второй вариант прямо вниз по покрытому снегом склону до ледовых сбросов, траверс над ледовыми сбросами влево пхд и спуск на лед. Семенова между локальными сбросами. Выбираем первый вариант, так как нам кажется на гребне должно быть меньше снега.

Начинаем спуск с перевала примерно в 14-00. Спускаемся по снежному гребню (крутизна 40 град). Идем в связках с одновременной страховкой. Снизу наползают облака, начинается снег. Примерно через 400 метров по высоте контрфорс начинает выполаживаться (крутизна 35-30 град), снег становится глубже. Выходим на закрытый ледник, много трещин, но мосты надежные. Идем в направлении пер. ЛКТ, траверсируя склон пика Семенова В 17-30 встаем на ночевку на леднике, так как погода начинает ухудшаться. Ночью гроза

Выводы и рекомендации

Перевал Опасный (3А, 5150) представляет собой наверное самый безопасный перевал 3А в этом хребте. С ледника Семенова подъем не представляет никакой сложности и проходится без провешивания веревок. Спуск в сторону лед. Инельчек проходится с провешиванием 3-4 простых 80 м веревок с точками на снегу и дальнейшего движения в связках через 2 ступени ледопада Краснова. Рекомендуется в качестве перевала 3А для походов 5-6 кс.

Расстояние: 4 км.

Высота: 4750 - 5150 - 5050 - 4400 м.

Пер. ЛКТ

День 12

06.08.2011

Лед. Семёнова - пер. ЛКТ - лед. Одиннадцати

Погода пасмурная, во второй половине дня солнечная.

Перевал ЛКТ (Лениского клуба туристов г. Москвы)

классификатор: 5250 м

GPS: 5090 м

лд-сн-ск

3.6

42?16'57" N, 80?08'08" E

Расположен

лед.Семенова - лед.Одиннадцати (лед.С.Иныльчек)

Описание дается от лед.Семенова до лед. Сев. Инельчек

веревки, ледобуры, ледорубы, скальное снаряжение, личное снаряжение

Перевал ЛКТ (Ленинского клуба туристов г.Москвы) расположен в хребте Сарыджаз между пиком Семёнова (5816) и западной вершиной пика Одиннадцати (5437) и ведёт из Ю. В. цирка ледника Семёнова на ледник Одиннадцати. Ориентация склонов - се­вер-юг, характер склонов - с севера -снежно-ледовый, с юга - скально-осыпной, снежный.

Подъемдежурного в 4-00, общий подъем в 4-45. Выход в 6-00. Идем в сторону перевала ЛКТ по лед. Семенова, стараясь оставить ледопад слева. Погода ветреная, идет мелкий снег, видимость плохая. Смерзшийся фирн держит хорошо, но с восходом снег начинает активно таять и скоро приходится начинать тропить (глубина снега до 25 см). В 9-00 выходим к понижению перевального взлета. Перед нами снежный наддув, прорубаем его, вешаем перила для группы. В 9-50 вылезаем наверх. Погода становится лучше, выглядывает солнце. Вешаем веревку перил на перевальный взлет. Далее идем в связках по узкому снежному гребешку, идущему в сторону пика Одиннадцати. В 10-50 вся группа собирается на перевале (фото 12.1). Седловина перевала представляет собой неширокое снежное поле, обрывающееся на юг ледовым сбросом, и прорезанное трещинами. На седловине возможна ночёвка, воды нет. По описанию первопроходцев тур находится с южной стороны перевала на скалах, однако несмотря на все усилия, мы его не можем найти.С седловины просматриваются склоны хр. Тенгри-Таг в районе пика Хан-Тенг­ри. На север видна панорама постепенно понижающихся отрогов хр. Терекей-Алатау и Меридионального.

Спуск начинаем в 11-25. Первую станцию делаем на ледовой проушине (очень гнилой лёд) и ледорубе, с намерением выйти на скальный контрофорс. Вешаем 80 метров до полосы льда, крутизна 45 град. Крайний спускается, оставляя расходник в проушине. Вторая веревка 80 метров до контрофорса (станция на ледобуре, для крайнего ледовая проушина). Со скал сильно сыпет! Один камень попадает Ивану в ухо, идет кровь, но он не смотря на боль организует станцию (фото 12.2). Вешаем еще 3*80 метров веревки по гребню контрофорса до осыпного склона. Крепление веревок на скальных крючьях, два из которых приходится оставить, так как скалы сильно разрушены и крепить больше не на чем. Далее спускаемся с самостраховской ледорубом 100 метров по осыпному склону (крутизна 25-30 град) и выходим на снежный склон. В 17-45 здесь собирается вся группа (фото 12.3). Связываемся в связки и продолжаем движение вниз. Переходим два бергшрунда по снежным мостам с попеременной страховкой и далее опять снежному склону (крутизна 30 град). Идем, заби­рая влево к склонам пика Одиннадцати (15 град). За 30 мин проходим через разорванный ледник сквозь лабиринт трещин и в 18-45 встаем на ночевку в кармане морены на подготовленных площадках недалеко от маленького озера (фото 12.4).

Только залезаем в палатку и начинаем готовить ужин, как происходит ледовый обвал со склона пика Семенова. Огромное облако снежной крошки долетает до нас, ударная волна сотрясает палатку и несколько минут в воздухе кружат огромные снежные хлопья.

Выводы и рекомендации

Перевал ЛКТ соответствует категории 3А. Для его прохождения приходится применять весь арсенал технических приемов -- движение в связках, с попеременной страховкой, навеска перил и спуск по ним на скальном, снежном и ледовом склонах. По нашим сведениям мы прошли перевал ЛКТ второй раз после первопрохождения его Ярошевским А.Э. (Москва) в 1988 году. Однозначно можно утверждать, что проходить его со стороны лед. Сев. Инельчек в настоящее время является не только нецелесообразным, но и крайне опасным занятием, и лучше ходить только в обратную сторону. За последние годы он начал сильно таять и летящие с него камни представляют серьезную угрозу безопасности. На спуске в нашу команду попало два камня, причем один из нанес травму лица, а второй попал сверху в каску. И это не считая многих других пролетевших мимо. Для большей скорости лучше использовать 80-метровые веревки, так как скалы на пути спуска сильно разрушены и крайне сложно найти надежные точки для станции.

Расстояние: 5 км.

Высота: 5100 - 4400 м.

День 13

07.08.2011

Лед. Сев. Инельчек

Погода пасмурная, во второй половине дня солнечная.

С утра подъем в 8-00. Решаем отказаться из-за нехватки времени от прохождения пер. Одиннадцати и Волкова и спускаться в МАЛ. Оттуда сразу идти на перевал плечо Хан-Тенгри Зап. с радиальным восхождением на вершину. В 10-00 выходим вниз. Путь по леднику трудности не представляет. В 10-40 начинаем ставить палатки в МАле. Остаток дня занимаемся перепаковкой продуктов, отдыхом и приготовлением в очередной раз еды. Погода в обед начинается портиться, идет снег. К вечеру опять распогоживается. Ночью наблюдаем изумительное тянь-шаньское небо с миллиардами звезд, раскиданными по небу. Настроение команды бодрое.

Время:0,5 хч

Расстояние: 3.5 км.

Высота: 4400 - 4050 м.

Пер. Хан-Тенгри Зап. седло, п. Хан-Тенгри

День 14

08.08.2011

Лед. Сев. Инельчек - пер. Хан-Тенгри Зап. седло (3Б,5800)

Перевал Хан-Тенгри Зап. седло

классификатор: 6000 м

GPS: 5850 м

лд-ск

4.8

42?13'00" N, 80?09'00" E

Расположен

лед.С.Иныльчек - лед.Семеновского (лед.Ю.Иныльчек)

Описание дается от лед.Сев. Инельчек до лед. Юж. Инельчек

веревки, ледобуры, ледорубы, скальное снаряжение, личное снаряжение

Перевал Западное седло Хан-Тенгри располо­жен в хребте Тенгри-Таг на участке между пиком Хан-Тенгри (6995) и пиком Чапаева (6371) и соединяет ледники Хан-Тенгри с севера и Семеновского с юга (фото 14.1). Ориентация склонов - север-юг. С севера путь подъёма проходит по снежно-ледовому и скальному гребню и по снежно-ледовому склону. С юга перевал снежно-ледовый, с ледопадами на л. Семеновского. Перевал имеет принципиальное значение, т. к. это единственный относительно безо­пасный путь, связывающий верховья ледников Сев. и Ю. Иныльчек. Путь на перевал совпа­дает с популярным альпинистским маршрутом на Хан-Тенгри. В настоящее время каждый год весь маршрут провешивается перилами альпинистами казахского МАЛа. В целом состояние веревок хорошее, хотя встречаются участки старых, изношенных и перетертых перил. Новые веревки вешаются поверх старых. Однако нельзя обманываться кажущейся простой маршрута и полагаться на большое количество альпинистов, которые рядом. В любом случае надо быть готовым к продолжению движения в связках или к провеске своих перил и иметь соответствующее личное и общественное снаряжение.

Утромвыходим после обеда, так вчера выпало много снега и нам не хочется тропить. Оставляем это удовольствие другим группам. Выходим в 12-00. За 30 минут пересекаем ледник Сев. Инельчек. Характер ледника ровный, уклон 3-5 град. Единственная сложность на пути -- мощные реки, текущие в ледовых желобах -- переходим по доскам, уложенным альпинистами МАЛа. Выходим к подножию ребра пика 6200.Одеваем кошки и выходим на тропу. Крутизна снежного склона 25-30 град. В обе стороны снует много альпинистов. Встретившийся бергшрунд проходим по снежным мостам. Через 145 мин выходим на снежный гребень ниже первых скал. С восточной сто­роны гребня перед первым мощным разломом имеется небольшая мульда, подпертая коротким отрогом, на "вершинке" которого есть достаточно комфортные площадки на камнях. Воды нет. Много готовых площадок, поэтому сразу организуем лагерь. С места ночёвки отлично просматривается вся северная стена Хан-Тенгри, открывается панорама хр. Сарыджазский, ви­ден ледник Сев. Иныльчек до самых верховий. Готовим ужин. Отбой в 19-00.

Расстояние: 2.2 км.

Высота: 4450 м.

День 15

09.08.2011

Подъем на пер. Хан-Тенгри Зап. седло (3Б,6000) (лагерь 1 (высота 4450) - лагерь 2 (5450))

Погода утром солнечная, вечером снег, штормовой ветер.

В настоящее время подъем по гребню к плато 5500 сложности не представляет, так как по склону идет хорошо набитая тропа и практически все ключевые участки провешены веревками альпинистами казахского МАЛа. Веревки обновляются каждый год, и в целом их состояние вполне хорошее, однако старые не снимаются, так что тут надо из целого пучка выбрать новые. Путь подъема пролегает по снежному склону (снег глубиной 25-30 см), выводящему к скальному выходу. Крутизна машрута в верхней части достигает 60 град.Гребень довольно острый и в сторону ледника Хан-Тенгри имеет снежный карниз, поэтому приближаться к нему нельзя. После прохождения 2/3 гребня только на перильной страховке, выходим на участок с более глубоким снегом. На плече вершины .6200, бивуак на фирновом поле. Высота 5400 м.

Подъем в 7 часов. Выход в 9-00. Прямо от площадок - перила, веревки под снегом (фото 15.1). Много старых веревок (фото 15.2). Периодически нас обгоняют группы альпинистов, идущих налегке наверх. Крутизна от 50 до 90 гр. В основ­ном движение вдоль нитки перил, с подстраховкой за них (не нагружая). Нагружаем только при прохождении скальных поясов (по 100 м, 2 основных пояса). Выходим в 16-00 на снежное плече второго лагеря. Снега примерно 25-30 см. Подходим к палаткам и ставим свои в снежных ямах, оставшихся от предыдущих владельцев. Высота 5490 м. В воздухе появляются заряды мокрого снега, темнеет, резко холодает. Во время установки второй палатки, несмотря на то, что она была растянута на ледорубах и ее держали два человека, сильный порыв ветра вырвал ее из рук и унес вниз по склону. Ледорубы упали через 50 метров ниже по склону и их удалось найти. Невероятные порывы ветра длились примерно 40-50 минут. Лагерь устоял только благодаря тому, что все палатки стоят в глубоких ямах. В течении этого времени мы боролись за сохранение оставшейся палатки. Через 40 минут ветер стих до тех величин, что стало можно передвигаться.

Запрашиваем по рации Алексея, где он и как у него дела. Получаем ответ, что он находится в районе второго скального пояса и ему требуется помощь. Ветер застал его на перилах. Утеплившись Сергей и Саша, выходят ему навстречу. Оставшиеся начинают кипятить чай.

За 20 минут доходим до него. Сразу понимаем, что придется оказывать помощь. Быстро достаем пуховку из рюкзака, варежки. Ураган налетел столь неожиданно и был столь мощным, что он не решился раскрыть рюкзак и достать рукавицы и пуховку опасаясь, что ветер унесет все вещи. Сергей берет рюкзак и начинает с ним идти наверх, Саша остается сопровождать Алексея. Ветер был такой силы, что приходилось после нескольких шагов, останавливаться и делать передышку. Около 17-00 все наконец собрались в палатке. Алексею была оказана первая помощь, руки обработаны. К этому времени в палатке был готов горячий чай. Алексею дали горячее питье и оказали первую помощь.

Поскольку палатку у нас унесло то, мы устроились ночевать в одной из свободных палаток. Ночь прошла беспокойно. За тонкими стенками палатки бушевала стихия.

Высота: 4450 - 5490 м.

День 16

10.08.2011

Подъем на пер. Хан-Тенгри Зап. седло (3Б,6000) (лагерь 2 (высота 4450) - лагерь 3 (6000))

Погода пасмурная, снег.

Алексей, Сергей.

Утром произвели повторный осмотр пострадавшего. Диагноз -- обморожение рук второй степени (пузыри, наполненные прозрачной жидкостью). Ясное дело с такими травмами возможен только один путь -- вниз, в стационар, в больницу. После небольшого совещания было принято непопулярное решение прекратить поход. Однако троим ребятам разрешили все-таки сходить радиально на Хан-Тенгри, благо подготовка, формальный опыт и снаряжение позволяли это сделать. Алексей в сопровождении Сергея должен был спускаться обратно в МАЛ. Связались по спутниковому телефону с Алексеем Ярошевским в Москве, объяснили сложившуюся ситуацию, он дал добро на такой вариант. Также попросили помощи в организации эвакуации вертолетом. Ярошевский связался со страховой компанией РОСНО в Москве, с Владимиром Бирюковым в Бишкеке. Также вышли на связь с МАЛом и получили согласие от Михаила Кузьмина на взаимодействие оставшихся ребят с группой клиентов МАЛа и под контролем Михаила. Примерно через час пришло подтверждение из МАЛа о том, что вертолет будет оплачен страховой и прилетит завтра. В это время группа делила снаряжение и продукты на две группы.

В 10-00 Сергей и Алексей начали спуск вниз.Пострадавший не мог работать полноценно руками, поэтому приходилось помогать на точках с перестежкой. Вниз шло много народу, вчера совершивших восхождение. Ветра не было, однако шел сильный снег, засыпавший большими белыми хлопьями тропу. В 16-00 достигли первого лагеря на 4400 и продолжили спуск дальше. На ледник Сев. Инельчек вышли около 18-00. Однако сразу прийти в МАЛ не смогли из-за густого тумана, переходящего в снегопад. На спуске с ребра нас догнало несколько гидов с клиентами, они предложили свою помощь, но мы от нее гордо отказались. Гиды ушли и мы двинулись в направлении лагеря. Это была ошибка. Ледник, простой для ориентирования при ясной погоде, превратился в ледяное бескрайнее поле при отсутствии GPSa или компаса. Пришлось набраться терпения и отсиживаться на леднике под камушком пока не похолодает и туман не уйдет вниз.

В 23-00 туман опустился и мы увидели фонарь на мачте в МАЛе (спасибо Мише за него). Однако туда мы смогли попасть только в час ночи, когда смогли найти мостик через ледовую реку. Еще около полутора часов нас отпаивали чаем с медом и бутербродами. В свободной палатке нам постелили все нашедшиеся свободные коврики и мы провалились в сон.

Саша, Иван, Семен

Выход из лагеря наверх на пик 6200 в 11-00 (фото 16.1). Вначале 400 метров перил по снегу - склон 40 градусов. И гребешок. Затем выход на скалы и далее подъем по крутым скалам (до 90гр) затекшим льдом. 850 метров. После скал небольшое выположение и еще метров 300 по снегу 45-50гр, до вер­шины Петьки. Последние 100м перил нет. Спуск в сторону седловины - снежный склон до 45 гр. (глубокий снег), слева карнизы, справа ледовые сбросы. Иногда стоят вешки (обходить справа). Наиболее узкое место - мах 5 метров ширины доступные для прохода. На седловине фирн и лед (фото 16.2). Пещеры расположены ниже по склону на 150 метров, в сторону юга. 2-е пещеры, помече­ны вешкой. Ночевка в пещерах. Высота 5830 м.

Расстояние: км.

Высота: 5490 - 6200 - 5830 м.

День 17

11.08.2011

Саша, Иван, Семен

Подъем на пик Хан-Тенгри (3А, 6997 м) (рад)

Погода солнечная.

Подъем в 3-30, выход в 5-30. Вначале 750 м идем без связок по седловине, движение по снегу и разрушенным скалам, крутизна до 40 град (фото 17.1). Затем выход на скалы и начало перил (6060 м) и далее подъем по крутым скалам (крутизна до 70 град) затекшим льдом. Через 500 м площадки для ночевок (высота 6400). Прямо от площадок перила, веревки под снегом. Много старых веревок. Склон снег, несколько крутых скальных поясов - перед входом в кулуар и на выходе. Крутизна от 50 до 80 град. В основном движение вдоль нитки перил, с подстраховкой на них (не нагружая). Нагрузка только при прохождении скальных поясов. На участках снежных склонов - тропежка по колено и выше. Выше кулуара - две веревки по скалам и далее по снегу до вершины. Склон до 50 град. Участок в виде снежного гребешка. Часть перил невозможно достать из-под снега. На вершине Саша и Семен в 13-30. Спуск по пути подъема, в пещерах в 17-00. Ночевка в пещерах. Высота 5830 м.

Расстояние: км.

Высота: 5830 - 6997 - 5830 м.

Алексей, Сергей.

МАЛ на лед. Сев. Инельчек - Каракол - Бишкек.

Погода солнечная.

Утром проснулись около 9-00 от ярких лучей солнца проникающих через тонкие стенки палатки. Позавтракали.

С утра из лагеря видим вертолет казахского МЧС. Оказывается во время бурана с ночевки на седловине унесло ветром казахского гида. Все понимали о крайней малой вероятности нахождения человека, но вертолет летал…

В 12-00 за нами прилетел вертолет и в 13-00 мы были в Караколе (фото 17.2). Елена Калашникова вызвала нам такси и в 15-00 мы выехали в Бишкек, так как лечиться в местной больнице не хотелось. В 23-00 мы приехали в клинику "МЕДИ", там Алексею обработали раны и наложили стерильные повязки на руки.

День 18

12.08.2011

Саша, Иван, Семен

Спуск с пер. Хан-Тенгри Зап. седло (3Б, 6000)

Погода солнечная.

Начало спуска в 11-00. От пещер траверс вправо на 150 метров, отсюда перила 50 м вниз - фирн (крут 45-50 гр), внизу бергшрунд, перепад 1,5 м. Под бергшрундом площадки для палаток. От них спуск вниз по леднику. Снег, связки, снегоступы. Крутизна 25-30 град. Ночевки выше начала ледопада, на снегу между трещин. Воды нет. Высота 5490 м.

Расстояние: км.

Высота: 5830 - 6997 - 5830 м.

Бишкек

День провели в больнице. Состояние пострадавшего стабилизировалось. Через интернет покупали билеты. Удалось купить на 14 августа.

День 19

13.08.2011

Спуск с пер. Хан-Тенгри Зап. седло (3Б, 5800) - МАЛ Юж. Инельчек

Иван, Семен и Саша.

Подъем в 3-00, выход в 4-00. 200 метров по правой части склона - снежный желоб крутизной 30-35 град. Движение в связках со снегоступами. Затем обход ледопада справа по склону - траверс над бергшрундом, 200 м. Склон до 50 град. Кошки, попеременно. Затем спуск вниз в правый рантклюфт и движение по нему к центру ледника. Далее движение по центру ледника с выбором пути между разломами, снег, фирн, лед. Местами сбросы до 45 град. Всего от лагеря 2 (5300 м) до устья лед. Семеновского (4300 м) - 4 км по разорванному леднику, тропы нет, вешек тоже. Затем 8 км спуск по лед Юж. Инельчек до МАЛа, вначале закрытый ледник, трещины, движение по центру. Уклон 10-15 град. Последний километр ледник открытый, много промоин. Перед лагерем очень большая промоина со сложным переходом. Лагерь в устье лед. Звездочка. Ночевка на морене, палатки на деревянных щитах (фото 19.1). Высота 4060 м.

Высота: 5830 - 4060 м.

Бишкек

Продолжаем находиться в клинике.

Выезд из района

День 20

14.08.2011

МАЛ Юж. Инельчек - оз. Иссык-Куль

Иван, Семен и Саша на вертолете добираются до Мойдаара и оттуда на микроавтобусе до оз. Иссык-куль, где селятся в одном из санаториев на побережье.

Бишкек – Москва

Рано утром выезжаюм в аэропорт Манас и на рейсе SEQ148 вылетаем в Москву, где через 4 часа попадаем в объятия родных. Поход закончен. Ура!

День 21

15.08.2011

Оз. Иссык-Куль

Ребята отдыхают на озере. Сергей из Москвы покупает билет Саше на 17 августа. Иван и Семен добираются в Ижевск через Алма-Ату на поезде.

День 22

16.08.2011

Бишкек

Иван, Семен и Саша приезжают в Бишкек. Иван и Семен выезжают Алма-Ату.

День 23

17.08.2011

Бишкек, Алма-Ата

Иван, Семен садятся в поезд до Ижевска. Саша вылетает из аэропорта в Москву. Поход закончен. Ура!

Выводы и рекомендации

1. Район Хан-Тенгри характеризуется очень резкой сменой погоды. Надо быть крайне осторожным при восхождении на вершину. Также в районе оправдано включение в список снаряжения снегоступов из-за большого количество выпадающего снега.

2. Ледники Инельчек и Сев. Инельчек сильно разорваны, вследствие чего движение по ним крайне затруднено. Поэтому движение по ним крайне не рекомендуется, особенно вверх. Единственной пользой от их прохождения может быть только акклиматизация, да и то она крайне сомнительна.

3. Прохождение перевалов Броненосец и Мирошкина с юга на север крайне изнуряющее занятие из-за мелкой сыпухи. Рекомендуется прохождение по-физически более простому пути с севера на юг.

Список литературы

25. http://www.mountain.ru/expeditions/tian_shan/salnikov97/ts97-t1.htm

Фотоальбом

Красивые фото

Спасибо за впечатляющие фото. Предлагаю виртуально побродить по горным системам [url=http://turistbook.ru/?p=224]Пиренеи [/url] [url=http://turdnevnikzima.ru/?p=432]Лепонтинские Альпы[/url], [url=http://turistleto.ru/?p=4765]Родопы [/url][url=http://bookokeania.ru/?p=426]вулкан Таупо[/url]

по перевалу ЛКТ

В 2005г. перевал ЛКТ проходила группа (5 к.с) Сарычева Дмитрия из г. Томск. Так же с лед. Семенова. Отчет не делали т.к. маршрут полностью не прошли.