Автор: Олег Колтунов, Санкт-Петербург.

Латок 1 (7145м). Неприступная северная сторона. Попытка восхождения 2012 года

Перед поездкой в район Латков 1,2 и Огре 1,2 (или Baintha Brakk) с севера (ледник Chogtoi), у нас была только одна информация, – до 2012г здесь не было совершено ни одного успешного восхождения на любую из этих доминирующих гор.
Изучение нашего объекта Латок 1 указывало, что попыток было много, мы их насчитали по различным обрывочным данным около 25.
Наиболее успешное было в 1978, где команда поднялась по правому северному ребру до высоты порядка 7000м.
В сумме их попытка заняла 26 дней.
Изучение предпринятых попыток показывало, что для успеха нужно было либо использовать потенциально опасные нитки для быстрого прохождения и с надеждой на хорошую продолжительную погоду, либо использовать длинное относительно безопасное ребро, по которому и была совершена попытка 1978г.
Изучая различные фотографии, наш выбор нитки маршрута остановился на линии, которая практически идет по середине стены по системе не ярковыраженных контрфорсов к заметному внутреннему углу.
Такой маршрут выглядел вполне безопасным, коротким, и, главное, выводящим сразу на вершину.
Кроме того, нам казалась, что на нем возможен легкий стиль, без платформ и злостного ИТО.
Подход к базовому лагерю проходится спокойно с тремя ночевками.

вдоль ледника Panmah

”бодрый портер”

На второй ночевке.

Еда пытается сбежать.

На третьей ночевке, последний зеленый островок наших “портеров”

По леднику Chogtoi

Сначала один день по пути в направлении К2, затем путь на К2 уходит направо через Dumordo River, нам прямо. Мы двигались еще день до начала ледника Panmah, а затем было два небольших перехода до начала ледника Chogtoi и далее по нему до базового лагеря, который расположен на леднике в основании скального отрога напротив северной стены Латока 1.

Латок 1 во всей красе. Ранний рассвет. Вид с базового лагеря.

Латок 1. Утро, около 8. Звенит!

Вершина в 48-кратном увеличении.

Латок 1. После пары дней непогоды.

Через базовый лагерь Chogtoi glacer проходит треккинговый маршрут, и мы рассчитывали, что это не позволит нам быть «совсем покинутыми». Мы прибыли в базовый лагерь 29 июля. Там, кроме трекеров, оказались команда болгаров (и мы были ими очень тепло встречены) и лагерь американцев.
Такая заселенность заставила нас хорошенько попотеть – нам пришлось организовывать собственное место для лагеря.
Болгары обрабатывали Огре 1, но их осадный стиль или отсутствие в должный момент решимости не позволили совершить совершение.
В американском лагере был один Джош Вартон (Josh Wharton), он как раз был покинут пару дней назад своим напарником после неудачной попытки на Латок 1. Причина - crispy and sugar snow, снег не позволяющий организовать надежную страховку и быстрое передвижение.
Джош Вартон сообщил нам, что он уже здесь третий раз, живет где-то по два-три месяца, мечтает о Латок 1, и, что по его подсчетам, на него совершено около 45 попыток.
Сейчас он остался здесь, чтобы подождать своих друзей (это - Kyle Dempster, Hayden Kennedy), которые совершают восхождения в районе вершин K6, K7, где мы были за два года до этого со Славой Ивановым.
Джош планирует после их прибытия восхождение на Огре 1.
За это восхождение они теперь номинированы Золотым Ледорубом, к сожалению, за исключением Джоша – ему стало плохо в последнем лагере на 6900.

Джош поведал нам некоторую информацию об этом районе. По его наблюдениям, здесь еще никогда не было окон хорошей погоды больше трех-четырех дней. Про наш предполагаемый маршрут он примерно сказал следующее: “Если вас не убьет в середине – то он будет лучшим”.
Рассказал нам свои варианты попыток, в том числе и секретный, который мы пока оставим за ним).
Четкого месяца, когда, по его понятию, здесь следует совершать восхождение, он определить не смог.
Приезжаешь в июне, акклиматизируешься и до конца сентября ждешь своего звездного часа.
На вопрос, что же является причиной для совершения восхождения, он ответил: “основное - УДАЧА”. Мы не стали спорить.

В результате наблюдений за время акклиматизации мы убедились, что действительно, в случае плохой погоды в верхнем внутреннем углу набирается достаточное количество снега, чтобы свести на нет безопасное прохождение средней части нашего маршрута.
Сначала нам казалось, что по нашей нитке будут проходить лишь небольшие пылевые лавинки, но после того как мы увидели, что там может произойти, если два-три дня идет сильный снег, то наши мечты о первоначальном маршруте расстаяли.

Во время акклиматизации мы сходили посмотреть на северную стену Огре 1.
Затем поднялись и переночевали на относительно простой видовой вершине с высотой около 6000 м.
По местному названию, данному Джошем, это было гора, расположенная за “Третьей сестрой”. Мы назвали между собой ее – отцом трех сестер.

На акклиматизацию, за “Третью сестру”. Слева направо сестры – 1,2,3.

подход на акклиматизационную вершину.

ночевка с видом на Лотки. Высота около 5900м.

Вдали справа – плавник К2.

На “Отце”. Около 6000м.

Вид в долину Chogtoi, из которой мы заходили. Справа острая вершинка Третьей сестры.

Вид с севера-востока двух красавцев, слева Огре 2, справа Огре 1.

Протестировали снаряжение фирмы RedFox, ботинки Zamberlan, - поделились критическими замечаниями, но в целом, остались очень довольны. Действительно, палатка, одежда, рюкзак, ботинки предназначены для работы в реальных экстремальных условиях.
После просмотров горы при разных освещениях, мы окончательно определились с новой предполагаемой ниткой нашего маршрута: через один из центральных кулуаров в середине горы, с последующим выходом вправо на ребро, затем, придерживаясь ребра до вершинного гребня, по которому налево на вершину.

Выход на ребро, по которому далее до вершинного гребня.
Нитка до пройденной точки нашего маршрута.

Пришло время выжидания окна хорошей погоды для старта. Американцы к этому времени уже пришли в лагерь.
Мы вместе с ними обмениваемся наилучшими прогнозами погоды, а также мнениями, что прогнозам верить нельзя, иногда разминаем мозг шахматами.
В целом, погода стояла умерено плохая, без особой видимости, но и без сильного снегопада.
Наконец, выждав день относительно хорошей погоды и получив более-менее утешительный прогноз на ближайшие дни, мы решили на следующий день, 14 августа, стартовать.
По нашим оценкам нам как раз должно хватить времени, чтобы выйти на гребень.
Мы вышли в 2:00, шли достаточно бодро к намеченной ночевке, но к 12 началась портиться погода, а с 13 повалил снег.
Мы спрятались под защитой немного нависающего скального выступа, где вынуждены были организовать бивуак и провести еще 2 дня, в течение которых непрерывно шел снег.
Это был реальный вызов нашему настрою, все неприятности пролетали мимо нас, но стекающая вода и окружающая снежная пыль не делали наш «отдых» комфортным.

Старт. Подъем по большому кулуару.

Первая ночевка. Под прикрытием скального отрога.

Надо отметить, что если бы у нас не было некоторого снаряжения, предоставленного фирмой Red Fox, которое действительно приближается к грани фантастики, а именно, гортексовых штанов, курток и палатки, то, наверное, вопрос о дальнейшем восхождении был бы закрыт.
Американцы нам потом так и сказали, что после того, как вы решили продолжать восхождение, и наступила хорошая погода, то они уже почти не сомневались в нашем успехе.

Мало того, что отсидка на месте отняла у нас сил, так мы еще вынуждены были двигаться довольно медленно.
Наступившая хорошая погода ограничивала время выхода на маршрут. Стена в нашем месте освещалась где-то до 12, и раньше выходить было опасно. Так продолжалось до выхода на гребень.

По ледовым речкам.

align="center" Сидячая ночевка на ноже.

Кроме того, неприятной неожиданностью оказалось то, что хороших мест для ночевок – нет.
С виду, по фотографии, в бинокль, тебе кажется, что можно устроиться в одном, ну или в другом месте, а в реальности, есть только острые узкие крутые снежно-ледовые ножи, крутой лед или стрёмные наддувы.
За время восхождения нам приходилось два раза ночевать, сидя на таких ножах, по двое, напротив друг друга, чтобы посередине готовить еду.
Для получения площадки сантиметров 80, приходилось срубать снежно-ледовый нож метра на два.
То же самое происходит и на гребне. Он не является чередой полочек и стенок – это крутые скально-леденые кулуары, уходящие вправо и влево, а посередине крутые наддувы из «сахарного» снега, с которыми вообще не хочется связываться.

В точке перевала через ребро. Единственное место, где можно было чуточку расслабиться.

Вид на Отца (посередине) и Трех Сестер (справа).

Так выглядит северная стена Латка 1.

После выхода на гребень, где нам удалось организовать на огромном наддуве хорошую ночевку, мы вынуждены были уйти вправо. Такой путь смотрелся логичнее, и, затем, мы там даже встретили несколько оставленных петель.

Путь по обледенелым скалам и речкам справа от ребра.

Утро, после еще одной сидячей ночевки на ноже.

Справа от ребра.

Преодоление 90-градусных сосульчатых стенок.

Неудачное место для ночевки. Еще чуть-чуть и карниз, на который мы возлагали надежды, рухает вместе с Славой.

Самая высокая, достигнутая нами точка.

В результате, на восьмой день мы достигли высоты около 6200м, на которой нам удалось организовать более-менее лежачую ночевку с отличным видом и большими перспективами!
Но, к сожалению, на следующий день Руслан заболел, мы стали прикидывать наши шансы, посмотрели на погоду, пообщались с доктором… и, увы, вынуждены были в ночь на следующий день начать спускаться.

Валера выдает диагноз Руслану

Лед наверху – зимний.
В этот печальный день радость вносили только отличный неповторимый вид.

Наша комфортная ночевка.

На фоне Огре1.

Когда еще можно так расслабиться, а Фомс?

Готовимся к спуску.

Несколько прощальных фотографий.

Мы спустились откуда-то ровно сверху!? Даже не верится.

Нитка подъема до ребра.

Основная линия маршрута.

Спасибо, всем кто поддерживал нас! И конечно – УДАЧИ!
Сборная команда Санкт-Петербурга планирует ехать в этом году в этот район!

Отдельная благодарность нашим спонсорам:
• Компании ООО НПК «ГеоПолимер» и лично генеральному директору Мелихову Дмитрию Владимировичу
• ГК «Морион» и лично генеральному директору Батурину Игорю Юрьевичу
• Компании ООО ремонтно-монтажный трест «Стройконтакт» и лично генеральному директору Фомину Олегу Николаевичу
• Компанию Red Fox – производителя экипировки для экстремальных видов спорта
• Производителю специального снаряжения для технического альпинизма krukonogi.com и лично Андрея Варваркина