Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU


Всего отзывов: 1 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00


Автор: Павел Павлович Захаров, Москва

КНИППЕР ЛЕВ КОНСТАНТИНОВИЧ:
музыкант, альпинист, разведчик?!


(Фото 1934 года)
Книппер Лев Константинович (1898, Тифлис — 1974, Москва). Видный советский композитор. Заслуженный деятель искусств Бурятской АССР (1958) и РСФСР (1968), Народный артист РСФСР (1974). Лауреат 2-х Сталинских премий (1946, 1949). Его музыкальное творчество неоднократно отмечалось премиями, новыми званиями и музыкальными должностями со стороны правительства РСФСР, а затем и СССР.

Как ни странно – в его судьбе соединились несовместимые явления: по своей специальности он был композитором, дирижером и музыкантом, а в своей затененной стороне – был агентом НКВД и советской контрразведки.
Вообще биография советского композитора Льва Константиновича Книппера весьма напоминает остросюжетный роман. Причем, каких либо особых напряжений с его личной стороны для этого и не происходило. Просто так шла его жизнь. Так эта жизнь привлекала его к различным ее сторонам и не требовала особых усилий для их исполнения. С малых лет Лева Книппер был причастен к жизни культурной элиты России. Его тетя, О. Л. Книппер-Чехова, была знаменитой Народной артисткой СССР и женой великого русского писателя Антона Павловича Чехова. Так получилось, что своих детей от этого брака не было и, тетя Оля заботилась о племяннике, как о родном сыне. Благодаря этому юноша, получил отличное музыкальное образование. Более того – активное окружение писательской и музыкальной элиты, которое постоянно влияло на просвещение маленького Левы, играло свою положительную роль в его просвещении.

Ольга Леонардовна Книппер-Чехова – тетя Левы Книппера Антон Павлович Чехов – муж Ольги Леонардовны

После революции 1917 года, 19-летний Лев Книппер оказался в числе первых патриотов, вступивших в Добровольческую армию Корнилова. Лев Книппер прошел весь ее тяжелейший боевой путь, вплоть до последних сражений за Крым. Георгиевский кавалер Книппер с остатками войск Врангеля в 1920 году оказался на чужбине. Как и все его товарищи по иммиграции, Книппер бедствовал, испытывая на себе предательство своей верности со стороны союзников (французов и англичан), столь честно и благородно хранимую воинами-белогвардейцами. Все это довольно скоро сказалось на его мировоззрении. Он во многом разочаровался, на многое стал смотреть иначе, тосковал по Родине, не скрывая всего этого в своих разговорах с товарищами по оружию и письмах на Родину. В 1922 году Книппер вернулся в Москву и вскоре был завербован НКВД. Успешно налаживал контакты с российской эмиграцией в Германии.

После возвращения на Родину, Лев Книппер стал талантливым композитором. Ему принадлежит песня «Полюшко-поле», которую выдающийся американский дирижер Л. Стоковский назвал «лучшей песней XX века». (Музыка - Л.Книппер, слова - В. Гусев. Лучшее исполнение песни «Полюшко – поле» - хор им. Александрова). Многие годы к дирижерскому пульту Московского концертного зала им. Чайковского выходил высокий, стройный дирижер в строгом черном фраке, в петлице которого синел значок «Альпинист СССР» - это был Л.К.Книппер.

1948 год. Л.К.Книппер на репетиции оркестра у дирижерского пульта.

В те и более поздние времена не было принято, чтобы артисты, дикторы и чтецы выходили на сцену с какими то ни было наградами на пиджаке или фраке. Лев Книппер мужественно отвергал различные нападки своего руководства по этому поводу – «… не Вы меня награждали этим знаком и не Вам снимать его с моего фрака…».
После возвращения на Родину Лев Константинович много времени и сил уделял просветительской работе в частях Красной Армии. Он создавал армейские оркестры, писал походную музыку, проводил семинары и преподавал основы музыкальной грамоты слушателям военных учебных заведений. Эта сторона его деятельности способствовала многократным поездкам по стране и воинским гарнизонам, где его всегда встречали благодарные воины-слушатели.

1936 год. Л.К. Книппер во время одной из инспекционных поездок в части Красной Армии на Перекопе.

В силу своего обаяния, броской артистической внешности, высокой культуре образования и поведения, Лев Книппер стал вести успешную агентурную работу. Он завербовал даже собственную сестру, Ольгу Константиновну Чехову, которая, живя в Германии, сумела стать кинозвездой европейского уровня.

Ольга Константиновна Книппер-Чехова, сестра Льва Константиновича

В 1930 годы поклонниками ее таланта стали сам Адольф Гитлер и всемогущий Гиммлер. Фюрер лично приглашал Ольгу Константиновну Чехову на все важные государственные торжества, причем всегда сажал ее рядом с собой. Во время визита в Германию В. М. Молотова, первой в ряду других высоких гостей приема, он первой представил ему артистку Книпепер-Чехову. Ее авторитет в стране был необыкновенным, к ней за помощью обращались многие высокопоставленные чиновники и военные, отчаявшись решить свои проблемы обычным способом. Ольга Константиновна была вхожа в высшие круги нацистской Германии – все это помогало ей передавать в Москву бесценную информацию.

Адольф Гитлер и «женщина с загадочной судьбой» - Ольга Константиновна Книппер-Чехова

Прожив в Германии шестьдесят лет, в последние годы жизни Ольга Константиновна почему-то начала боятся возвращения в Россию и, никогда не вспоминала о том, что делала в годы войны… Ее тайна так и осталась до сих пор нераскрытой. После войны в ряде статей и книг утверждалось, что Чехова была агентом советской разведки и участвовала в подготовке покушения на Гитлера.

Но мало кому было известно, что Лев Константинович Книппер – композитор и племянник знаменитой актрисы МХАТа (жены А.П.Чехова) Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой и брат знаменитой уже европейской актрисы Ольги Константиновны, человек с примечательной джентльменской фигурой, любитель сигар - мог войти в историю другим, совсем не музыкальным путем. «В октябре 1941 года, - вспоминал в свое время Павел Судоплатов (глава советской разведки), - Москве грозила серьезная опасность со стороны вплотную подошедших к ее границам германских войск. Москва буквально опустела, столь массовой была эвакуация и бегство ее жителей. Руководитель НКВД Лаврентий Берия приказал организовать разведывательную сеть в городе на случай захвата его немцами. Эта угроза была очевидной. По распоряжению И.Сталина в Москве были созданы три независимые друг от друга разведывательные сети...». Одна из них представляла собою «… автономную группу, которая должна была уничтожить Гитлера и его высшее окружение, если бы они появились в Москве после ее взятия».

Сталин поручил Берии разработать весьма разветвленный план по «встрече» немцев в Москве, так как предполагалось, что Москва может быть сдана немцам и во главе этого подполья должны были встать люди, которых оставляли специально в Москве как, якобы, людей симпатизировавших нацистам. И во главе должен был встать известный альпинист и композитор Лев Константинович Книппер, которому поручалось сыграть роль бургомистра оккупированной Москвы.
В квартире Книппера, что была в доме на Гоголевском бульваре, был организован склад его подпольной группы. Для маскировки большого количества разнообразного снаряжения, оружия и боеприпасов, в большой квартире был срочно сделан «косметический» ремонт. Все стены квартиры старинной постройки были внутри обложены еще одной стеной, а в образовавшихся пустотах складывались нужные припасы. Для таких же целей был слегка опущен потолок во всех помещениях этой квартиры. Л.К. Книппер добровольно принял на себя руководство крупной, глубоко законспирированной подпольной сети, получившей задание на уничтожение верховного командования немецкой армии и чиновников оккупационной администрации. Конспиративность членов этой группы была настолько серьезна, что ни один из ее членов не знал ни о числе входивших в нее подпольщиков, ни их имен и фамилий, они не знали способов контакта друг с другом – все это было сосредоточено в руках Книппера.
Лев Константинович должен был разыграть роль перебежчика. Расчет строился на том, что брат немецкой актрисы Ольги Чеховой, известной во всем Рейхе и обласканной фюрером, не вызовет подозрения к себе со стороны нацистских органов безопасности. В задачу Ольги Чеховой входила организация его встречи с Гитлером, во время которой Лев Книппер, жертвуя собой, должен был взорвать фюрера и его окружение.

Но если говорить с каким то налетом юмора, то факт разгрома немецких войск под Москвой, послужил спасением жизни самому германскому фюреру.

Во всем многообразии облика Льва Константиновича Книппера следует особо выделить еще одну черту его характера. Будучи до мозга костей профессионалом в своей основной профессии, он уважал это качество в других, и, прежде всего в своих коллегах - будь то композиторы или исполнители. Точно также уважал он мастерство в любой области, восхищался искусством альпиниста-спортсмена или инструктора-педагога, умельцем, сделавшим необычайную блесну, актером, блистательно сыгравшим роль в новом спектакле. Во всем многообразии явлений он отмечал качество мастерства, но вместе с тем видел и его направленность, конечную цель. Этим руководствовался он и в своей творческой работе на протяжении всей своей многообразной жизни.

Пришло время, и Лев Книппер сам серьёзно увлекся альпинизмом. Первый раз в горы он попал в 1929 году. В 1930 году совершает восхождение на Восточную вершину Эльбруса. Его записки в те годы лежали в турах на многих вершинах Приэльбрусья. Как всегда бывает у увлекающихся натур, и в этом деле он быстро достиг определенных успехов. Ему крупно повезло с учителями и наставниками. В то время в Московской консерватории спорт и альпинизм в частности, преподавал известнейший человек – Анатолий Аркадьевич Харлампиев, родной брат Георгия Харлампиева, студента Консерватории и уже довольно известного альпиниста страны. Чтобы быть поближе к горам и главное – к людям, с которыми Книппер уже стал своим по духу и настроению, он окончил школу инструкторов. Командиром отделения в школе, наставником и новым товарищем стал для него Георгий Васильевич Одноблюдов. После школы Книппер несколько сезонов работал инструктором в альплагере «Рот-Фронт», в котором начальником учебной части был все тот же Георгий Одноблюдов.

1946 год – год создания «Горной серенады», посвященной друзьям-альпинистам. Л.Книппер на отдыхе в походе в горах Приэльбрусья.

Лев Книппер любил совершать восхождения. И любой свободный день-два в своей инструкторской работе, он посвящал очередному восхождению. Его не волновали категории трудности пройденных маршрутов – ему был важен сам процесс совершения восхождения и люди, с которыми он его совершал. До войны он успел поработать инструктором в альплагерях «Локомотив» и «Большевик». В Турции в хребте Эребус, совершил восхождение на Демавенд. На Московских Воробьевых горах (Ленинские горы) каждую неделю его могли видеть на горнолыжных трассах или участником соревнований. Война застала Л.К. Книппера в Баксане, когда он совершал очередной учебный поход с отделением и готовился совершить восхождения на вершины пик Щуровского, Чатын и Малую Ушбу.
Во время Великой Отечественной Войны Л.К.Книппер выполнял сложнейшие подпольные задания в тылу врага.
Начало Великой Отечественной Войны остановило дальнейшее развитие альплагеря «Рот-Фронт». В годы Отечественной войны, Георгий Одноблюдов с оружием в руках защищал родной Кавказ и свое детище - альплагерь в Баксане. После окончания боевых действий он снова возглавил учебную часть лагеря, собрав вокруг себя «старичков» и молодежь. Настойчивость и энергия альпинистов (теперь уже членов нового спортивного общества «Большевик»), позволили в короткий срок восстановить из руин свой альпинистский лагерь.
И снова коллектив инструкторов лагеря пополнился новыми фамилиями новых инструкторов: старшим инструктором стал кинорежиссер Лев Саков, выполнил нормы мастера спорта кинооператор из Ленинграда старший инструктор Владимир Кабанов, снова вернулся «к родным пенатам» мастер фотографии и заслуженный мастер спорта А.Сидоренко и конечно – лауреат Сталинской премии композитор Лев Книппер.

1948 год - Л.К.Книппер в альплагере «Большевик»

Большой мастер советской музыки, достойный соратник крупнейших советских композиторов, Лев Книппер создал 20 симфоний и более 500 различных музыкальных произведений. В 1949 году Л.К. Книппер был повторно удостоен Сталинской премии. В этот день друзья альпинисты поздравляли его в альплагере «Рот-Фронт», которым он посвятил «Песнь альпинистов».
Трудно перечислить все, созданное композитором, который трудился изо дня в день и не мыслил иначе свою творческую жизнь. И в этом он был достоин своего незабвенного учителя, выдающегося советского композитора и педагога Николая Яковлевича Мясковского.

1974 год. Последнее прижизненное фото Льва Константиновича Книппера.

П.П.Захаров (по материалам публикаций Л.К.Книппера, С.Цветкова, Адриана Блумфильда, книги К.Залесского «Империя Сталина», газеты «Телеграф», сайта в Интернете: http://dic.academic.ru, blagodatni.ru. Фото: личного архива Книпперов, архива альпклуба СПб и Интернет сети).


Отзывы (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00
Сортировать по: дате рейтингу

Песня

Уважаемый Павел Павлович, было очень интересно. Спасибо. Особенно упоминание песни Полюшко-поле. Нашим классным руководителем был ветеран войны, замечательный человек Виктор Федорович Федотов. От него мы узнали многое о ВОВ в том числе и эту песню
 

Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100