Люди и горы > Люди >

Автор: Олег Ушаков, Москва

Лёха!

Заранее попрошу вас отнестись снисходительно к этому, непрофессиональному, с альпинистской точки зрения, тексту.

Жизнь свела нас с альпинизмом однажды, в 2007 году, и совсем ненадолго. Но мне не понадобилось много времени, чтобы проникнутся этими людьми, их взглядом на жизнь, их внутренней свободой, и влюбится во всё это. И пусть теперь я сторонний наблюдатель, и та экспедиция на К2 так и осталась для меня первой и последней, или как говорят друзья альпинисты - крайней, это уже не так важно. Один уголок во мне остался занят, и я счастлив что это именно так.

Пишу потому, что очень захотелось поделится с вами мыслями о нашем друге. С теми кто его знал близко, понаслышке, и с теми, кто совсем не знал. Потому, что Лёша – это особенный, выдающийся человек. Такие люди как он заслуживают, чтобы их помнили, и о них говорили.

Личность! Характер, соревновательный дух, и бесстрашие граничащее с бесшабашностью. Он один из тех, кто будет гнуть свою линию до конца, и не важно кто перед ним. Ему невозможно навязать чужую волю. Или победит, или проиграет, но лицом к лицу, не зная компромиссов. Будет идти до конца, не отступит. Будет идти до конца…

Помню как попросил его научить меня лазать с ледорубами. Шел, наверное, второй месяц экспедиции. У четверки «Урал» был день отдыха после сложного выхода. Тогда каждый выход был, чем дальше, тем сложнее. Он без второго слова: – идем! Нашли огромную трещину, метров 30-40 в глубину. По крайней мере мне так казалось. Леха за несколько минут засверлил все что нужно, база, страховки, повесил веревку. Что-то показал мне, и перед тем как я успел открыть рот, он уже нырнул в эту трещину. Проверить. В этом он весь, все у него всегда быстро. Вылез, закрепил мне страховку, дал ледорубы:
- Одевай кошки. Спускайся.
- Как спускайся? А как лезть, что делать?
- Поймешь, это просто. Три точки опоры. Две ноги – рука. Две руки – нога.
В этом он весь, все у него всегда просто. Вылезал я долго. Началось все с того, что что уже через минуту икры и предплечья готовы были взорваться:
- Лёха не получается, вытягивай меня.
- Что значит вытягивай, давай лезь сам.
- Да не могу я. Устал уже.
- Все устали. Я тебя вытягивать не буду, вылезай как хочешь.
Спасибо я ему сказал совсем скоро, потому что срываясь и болтаясь на веревке, кусая и бодая лёд, я получил неописуемое удовольствие, когда вылез наверх. И отдохнув, через 10-15 минут, попросил его повторить. Понравилось…

Вы прекрасно знаете о его спортивных достижениях, но сейчас не хочется говорить об этом, вспоминать золотые топоры и прочее.

Знаете почему? Потому, что для него это не было целью. Нет, не так. Наверняка награды имели значение, как часть успеха, как всеобщее признание. Но он не был тщеславным. И кайфовал Леха не от этого, а от процесса. От каждого дня, от каждого события, действия, будь то очередной выход, баня или песни под гитару в базовом лагере, перенос палатки на новое место, или просто интересный разговор. И конечно, - от момента восхождения. Он любил жизнь во всех ее проявлениях. И, казалось, всегда и во всем отдавал себя без остатка, как в песне «Машины времени» - «Костёр».

Он не мог сидеть на месте, порой попахивало даже какой-то мятежностью. В этом смысле они отлично дополняли друг друга с Гешей Кириевским, рассудительным и уравновешенным. И еще одно, Лёха всегда хотел быть первым. Непримиримый дух лидера и победителя. Он брался за самое сложное, остальное ему не интересно. Новые восхождения, новые задачи, новые преодоления. Задачи – преодоления. Решение задач, преодоление себя…

Очень важно найти себя в жизни, и быть уверенным, что занимаешься правильным делом. И в процентном соотношении таких людей немного, даже среди счастливых, здоровых, благополучных и успешных. Насколько я его узнал, и понял, у Лёши Болотова не было этих сомнений. Он альпинист. Он знал, что это его призвание, он был счастлив в том, что делал, и именно в горах чувствовал себя комфортно. Это была его стихия.

Мои соболезнования Свете, детям, родным и друзьям.

Яркий, эмоциональный, горячий, храбрый, интересный человек, и сильнейший высотник. Лёха! Таким я тебя запомнил.

Олег Ушаков

Памяти Алексея Болотова

Сняли тело Алексея Болотова

Алексей Болотов. Погиб

Экспедиция Дениса Урубко и Алексея Болотова по центру ЮЗ стены Эвереста. Страница Экспедиции

Полностью согласен

Ему действительно нравилось ходить горы, понтов и тщеславия не было