Автор: Александр Иутинский, г. Иркутск

Сказка гор и озёр. Дневник туриады "Долина Вулканов"

Читайте на Mountain.RUстатьи Александра Иутинского:
Там, где рождаются реки ...
Отчет о пешем походе 3 к.с. работников Иркутского авиационного завода-филиала ОАО «НПК «ИРКУТ». Тункинские гольцы
Как и у всех людей, побывавших в красивейших и загадочных местах на нашей планете, у меня появилось желание поделиться своими впечатлениями о двухнедельном путешествии по реке Сенце и в Долину Вулканов в Восточном Саяне.

В рамках летней туриады “Долина Вулканов – 2005” проводимой Центром детско-юношеского туризма и краеведения участвовало две группы с авиазавода. В планах туриады было посещение источников Халун-Ухан, Хойто-Гол, Чойган, восхождение на пик Топографов и конечно же цель туриады – Долина потухших вулканов с восхождением на вулканы Перетолчина и Кропоткина.

Маршрут: урочище Сенцин-Тала - источники Хойто-Гол - источники Чойган - пик Топографов - источники Хойто-Гол - Долина Вулканов - река Жомболок - перевал Дэдэ-Хутэл - урочище Сенцин-Тала.

5 июля, вторник
Подъезд к началу маршрута: урочище Сенцин-Тала.

Выезд из Иркутска был назначен на рано утром из Сютура, где собрались более ста человек – участников туриады. Возраст участников составлял от 9 до 55 лет. Туриада получила статус международной, так как в ней участвовали туристы из Англии, Германии, Белоруссии, множества регионов России и Иркутской области. После раздачи фирменной символики и недолгого ожидания автобусов, туриада двинулась в путь. А путь наш был очень долог и лежал в сторону посёлка Орлик Окинского района Республики Бурятия. По пути перед посёлком Култук наш старый ЛАЗ неожиданно сломался и мы ждали около двух часов пока его отремонтируют. За посёлком Култук после Шивыркуйского подьёма начала прорисовываться панорама Тункинской долины.

Здание администрации посёлка Монды
После обеда в посёлке Кырен мы выехали дальше и вскоре в районе посёлка Монды на фоне синего неба начала выделяться знакомая не понаслышке высочайшая вершина Восточного Саяна – гора Мунку-Сардык. Далее за КПП “Белый Иркут” начался незнакомый участок грунтовой дороги, который шёл по красивому ущелью реки Чёрный Иркут и дальше через Окинский перевал в посёлок Орлик, куда мы приехали поздно вечером. Водитель, узнав как выехать на Сенцу поехал дальше. Переехав не столь давно построенный мост через реку Ока (здесь раньше ходил паром) и реку Сенца, автобус уперся в крутой подьём на гору, на которую водитель не рискнул заехать. Прождав здесь полтора часа, за нами уже в темноте приехали ПАЗы из головной группы, которые перевезли всех постепенно в полночь до урочища Сенцин-Тала, хотя должны были довезти до улуса Шаснур. Здесь был разбит первый лагерь туриады.

6 июля, среда
Урочище Сенцин-Тала – река Хадарус.

Гольцы на Сенце
Проснувшись рано утром и после завтрака загрузив заброски в грузовик мы вышли на маршрут. Дорога шла вдоль левого берега реки Сенца мимо немногочисленных улусов и летников.

Периодически останавливаясь на привал, в районе полудня в излучине на берегу реки мы решили устроить обед. Далее после летника дорога пошла по лесу, очень много комаров, клещей нет. Навстречу попадаются машины высокой проходимости – другие здесь не пройдут . Позже после высохшего болота в сумерках встало серьёзное препятствие – река Хадарус. Ниже по течению стоял человек для подстраховки. Благополучно перейдя эту реку, мы пришли на место второй ночёвки. Здесь весь вечер до полуночи играла гитара, заглушая шум реки и разнося песни по округе.

7 июля, четверг
Река Хадарус – стрелка трёх рек, истоков реки Сенца.

На источниках Хойто-Гол
Ночь была тёплой и после сбора лагеря мы вышли дальше. Дорога здесь ушла от реки и шла вдоль хребта лесом. В полдень неожиданно для себя открыли горячий радоновый источник Халун-Ухан, искупавшись в котором и отдохнув, мы пошли дальше и к вечеру вышли к истокам реки Сенца – слиянию трёх рек. Вечером была планёрка, на которой решено было что туриада делится на три группы: одна идёт на источники Хойто-Гол, вторая на Чойганские источники, а третья с Чойгана идёт на пик Топографов. Все три встречаются на источниках Хойто-Гол в условленный срок.

Группа Сергея Рохлецова отделяется и идёт своим маршрутом. После планёрки ещё долго играла гитара, настраивая на спокойный сон.

8 – 12 июля
Стрелка трёх рек – перевал Чойган - минеральные источники Чойган – пик Топографов – минеральные источники Хойто-Гол.

После ранних утренних сборов мы вышли дальше, предстояла переправа через реку Хойто-Гол. С вечера было сказано, что через неё есть хорошая переправа. На деле переправой оказалось тонкое дерево, лежащее через русло реки. Также выше можно было переправиться по воде через реку, там глубина оказалась по пояс. Я решил перейти посуху и вовремя перехода по скользкому бревну, у меня подскользнулась нога и я упал в глубокую протоку реки. Сверху меня придавило тяжелым рюкзаком и понесло по дну реки, из-за чего я и не мог выбраться, хотел уже скидывать рюкзак, но там были все вещи. Постепенно, я все-же выгреб к крутому берегу и схватившись за какие-то корни, вылез на берег. Меня пронесло по реке около тридцати метров. Моя ошибка заключалась в том, что я с вечера не разведал переправу и не переправился на другой берег, чтобы сухим спокойно продолжить маршрут. Стояло холодное промозглое утро, и я пошёл обратно к костру – нужно было обсохнуть и переодеться.

Около часа нам потребовалось, чтобы вся группа оказалась по ту сторону реки. Участники просто засыпали вопросами руководителя – «Почему же мы с вечера не преодолели брод?». Конкретного мы ответа так и не получили. Однако, благодаря сухой погоде многие быстро забыли о намоченных кроссовках. Мы шли по хорошо наезженной дороге, которая ведёт к самому подножью перевала Чойган-Дабан. Туриада буквально растянулась в двухкилометровый караван. По пути мы продолжали знакомиться между собой. Немного забегая вперёд, к концу третьего дня я уже имел представление о многих участниках туриады. А какая там природа! Какая растительность! Я помню, мы проходили небольшое очаровательное озеро, у которого мне удалось сделать красивые фотографии.

По дороге можно было встретить разнообразные растения, которые характерны только для этой местности. Стоит отметить то, как нам повезло с погодой – целый день стояла тридцатиградусная жара. На перевале нам навстречу попались два бурята, которые рассказали нам о местном обычае – каждому путнику необходимо было принести во рту небольшой камень из ближайшего ручья и положить его в общую груду таких же камней. И всё это для того, чтобы на протяжении всего маршрута нам сопутствовала удача. Все с радостью выполнили этот обычай, правда как позже оказалось, это была обычная туристская шутка. Кстати перевал Чойган-Дабан – это граница между республикой Бурятии и Тувой.

К вечеру мы спустились с перевала и разбили лагерь на Чойганских источниках. Следующий день был посвящён отдыху. Такой день на туристском сленге называется «дневка».

Чойган – минеральные источники, их около 30 выходят на поверхность в верхнем течении реки Аржан-Хем, которая берёт начало у подножья массива пика Топографов. Температура воды в источниках от +18 градусов по Цельсию до +40. Отложения солей от источников образовали среди тайги плоскую поверхность площадью около 150 м2. Источники гидрокарбонатные, углекислые. Здесь имеются самодельные ванны. Запомнилось принятие ванн и одно из запоминающихся блюд на ужин – оленина, которую приобретали за свой счёт участники туриады у местных оленеводов – тувинцев, которые занимаются земледелием и оленеводством.

На следующее утро туриада направилась в сторону знаменитого пика Топографов. В верховьях Аржан-Хема нам пришлось буквально прокладывать новую тропу в глубоком снегу. Несмотря на холодный ветер и дождь, где-то в 14 часов мы были на вершине некатегорийного перевала Пятиозёрный (ещё его называют перевалом Хэлгин от названия реки, верховья которой находятся по ту сторону перевала). Ночёвку сделали как раз на истоках р. Хэлгин, у подножья пика Топографов.

11 июля 2005 года наша группа в составе 17 человек поднялась на вершину.

Очень хочется отметить изменчивую погоду, которая за те 4 часа изменилась несколько раз. После недолгого пребывания на пике нам предстоял ещё час продолжительного спуска. Если верить приборам GPS, то разница высот от подножья до вершины составляет около километра.

Пик Топографов (высота 3044 м) – главная вершина массива, известного под названием Чарм-Тайга. На его северных и восточных склонах расположено 8 ледников, питающих р.Хэлгин и притоки р.Бий-Хем. Все ледники спускаются до высоты 2500 метров. В целом – этот район самый крупный центр современного оледенения всей горной системы Восточного Саяна.

Восхождение на пик требовало от нас осторожности и альпинистской сноровки, но всё же несчастный случай произошёл.

На следующий день мы преодолели перевал у озера Болдоктой-Нур и спустились вдоль реки Даргыл. У устья реки, на так называемой «стрелке», нам пришлось преодолеть сразу 3 брода подряд – через реки Даргыл, Дунда-Гол и Хойто-Гол. Небо разъяснило, установился ясный солнечный день. По хорошей лесной дороге мы поднимались всё выше к источникам Хойто-Гол. Внизу в распадке, бежала шумя среди зелени горной тайги река Хойто-Гол, в которую выше вливались целебные воды с источников. Ближе к вечеру мы были на минеральных источниках Хойто-Гол.

13 июля 2005, среда
Дневка на минеральных источниках Хойто-Гол.

Небо разъяснило, установился ясный солнечный день. По хорошей лесной дороге мы поднимались всё выше к источникам Хойто-Гол. Внизу в распадке, бежала шумя среди зелени горной тайги река Хойто-Гол, в которую вливались целебные воды с источников.

Йога источников Хойто-Гол
Источники Хойто-Гол оказались местом отдыха местных жителей, неким местным диким курортом. Хотя диким его можно назвать уже с натяжкой, так как здесь присутствуют элементы цивилизации: есть баня, стоят хорошие домики с печками. Пройдя выше по дороге, мы обнаружили столовую, где продают необходимые продукты, выпекают хлеб, также есть медпункт , где за деньги есть необходимые медикаменты. Выше тропа привела нас на сами источники. Питьевые источники неприятны на вкус, в нос бьёт резкий запах сероводорода.

Рядом построены деревянные ванны, укрытые в небольших домиках – “банях”. С недавних пор, по словам старейшего курортолога Бурятии Веры Саденовны, температура воды в них стала падать, она связывает это с тем, что когда-то в минеральных ваннах оттаивали погибших туристов-альпинистов, замёрзших в неестественных позах, чтобы придать им подобающее положение. Но это видимо местная легенда, не связанная с действительностью. Если подняться выше по тропе в гору и выйти к ручью Аршан, то попадешь на верхний самый горячий источник, бьющий из под валунов на берегу.

Вода по деревянным желобам течёт в построенную здесь “ванну-баню”.По местной легенде сюда ходит принимать горячую ванну медведь, купаясь в вырытой запруде. Ниже также есть большой деревянный бассейн с минеральной водой, куда стекает вода с минеральных источников. Принятие водных процедур расслабляет, дарит жизненную энергию, избавляет от болячек приобретенных раньше, исцеляет и дарит здоровье.

14 июля, четверг
Переход от источников Хойто-Гол через перевал Черби до подножия вулкана Перетолчина.

Река Аршан
Яркое, утреннее солнце озарило окрестные горы, пробудив нас ото сна. Лагерь потихоньку просыпался, закопошился как муравейник. На девять утра был назначен выход. А дойти нам надо было сегодня до Долины вулканов. И вот в назначенное время туриада под руководством мастера спорта международного класса Л.Е. Стрелюка и опытнейшего гида-проводника Л. Штаровой двинулась по дальнейшему маршруту.

Тропа от источников поднималась всё выше и выше к альпийским лугам, открывая перспективу окрестных гор, завораживающих своим величием и великолепием снежных вершин, играющих бликами в лучах солнца. И тут после переправы через ручей Аршан тропа взяла круто вверх, начался серьёзный подьём на перевал Черби.

Панорамный вид с перевала Черби
Этот подьём не дал нам расслабиться, но зато с самого перевала перед нами открылся потрясающий вид на долину истоков реки Сенца, знаменитую вершину пик Топографов (3044 м) и панораму окрестных гор.

Пройдя довольно широкое перевальное плато, которое было раскрашено многоцветьем красок цветущих жарков, эдельвейсов и других цветов, от которых рябило в глазах, мы подошли к спуску с перевала.

Снежный карниз над озером под
перевалом Черби
Здесь ещё лежал снег, слева над открывшимся взору озером – истоком реки Барун-Хадарус висел снежный карниз. Судя по фотографиям Сергея Рохлецова, который прошел здесь со своей группой перед нами, это озеро было покрыто льдом.

Высокогорное озеро под перевалом
Аршан
И им, также как и нам открылась неописуемая панорама гор и озёр, достойная кисти художника. Такие виды встретишь наверное только в Саянах, они поражают своей красотой, дикостью и обособленностью. Здесь ещё остались места, где не ступала нога человека – затерянный мир.

А тропа уводила нас всё дальше и дальше, открывая затерянные уголки Восточного Саяна. И вот впереди на фоне лавовой долины начал прорисовываться своими очертаниями вулкан Перетолчина. Здесь мы решили остановиться на обед с видом на вулкан. После обеда мы ускорили шаг, так как с юга ползли грозовые тучи, и тут слева неожиданно открылся красивый обширный цирк, изрезанный гребнями пиков, на которых лежали шапки снега. Ниже в цирке в окружении гор протянулись цепью два высокогорных озера Тухурен-Нур, из которых вытекал один из истоков реки Барун-Хадарус. Здесь нас застал сильный проливной дождь, который подгонял нас до очередного лагеря туриады. Лагерем оказалась большая поляна в гольцовой зоне у водопада недалеко от подножия вулкана Перетолчина, поросшая круглолистовой карликовой берёзкой, которая сгодилась на дрова, так как оказалось, что в округе дров нет, необходимо брать с собой газ.

После ужина была назначена планёрка, на которой мне как и другим руководителям групп было сказано, что завтра до трёх часов дня будет днёвка, а потом дальнейший переход по лавовой долине пади Хи-Гол.

15 июля, пятница
Днёвка в Долине Вулканов.

Пик в долине Хи-Гол
Холодное, хмурое пасмурное утро, не предвещало ничего хорошего, шёл дождь. По плану сегодня было восхождение на вулканы. Но так как сегодня до трёх часов мы не успевали взойти на вулканы, то решили подняться на обзорную точку, с которой было видно вулканы и лавовую долину. Поднявшись туда перед нами предстал почти марсианский пейзаж – огромное, вспаханное вулканами, лавовое поле, ограниченное со всех сторон острыми заснеженными пиками гор, за которые цеплялись облака в борьбе с ветром. Вскоре ветер начал разгонять тучи и вскоре среди облаков начало проглядывать солнце. Но время подходило к трём часам, нужно было сворачивать лагерь и продолжать движение по маршруту, как тут выяснилось, что руководитель туриады, в связи с тем, что почти никто не поднялся на вулканы, решил изменить своё решение, дав желающим возможность совершить восхождение. Времени до вечера было достаточно и мы решили совершить восхождение на вулканы и посетить красивый водопад.

Вулкан Перетолчина
Издали вулкан Перетолчина напоминает широкий усечённый конус трапецеевидной формы, заросший лесом.

Кратер вулкана Перетолчина
Поднявшись по крутой тропе мы попали на край кратера вулкана, спустившись в жерло которого я представил себе картину, которая происходила здесь во время извержения вулканов всего несколько тысяч лет назад. Море пепла, огня и лавовая река, растекающаяся по долине, сжигая всё на своём пути. Создаётся ощущение какой-то сюрреальности, как будто ты попал в другой мир. С этого вулкана открывается прекрасный вид на лавовую долину и вулкан Кропоткина. Тропа от вулкана Перетолчина к вулкану Кропоткина идёт по выжженной земле мимо вулкана Старый, она отмечена турами из лавы среди глубоких разломов земной коры и ям, кое-где заполненных водой и поросших баданом и диким ревенем, от которого почему то стоит неимоверная горечь во рту.

Вулкан Кропоткина
Подходя к вулкану Кропоткина мы услышали шум водопада, на который всё же решили сходить. Яркие и теплые, дарящие надежду, солнечные лучи просачивались на землю сквозь листву деревьев. Здесь у водопада смешались лиственница и ель. Зеленые и мощные они выделялись на склонах, контрастируя с искрящимся белым снегом на вершинах гор. Реки и ручьи сбегали с горных вершин, прокладывая себе путь среди потоков лавы и теряясь в них. Здесь, направо, среди оголенных скал шумел водопад. А там, слева, раскинулся луг со множеством диких цветов, раскрашенных во все цвета радуги. Такой представилась мне картина возле водопада.

После посещения водопада, мы пошли на вулкан Кропоткина, который зеленел кедровым стлаником издали. Тропа от водопада взяла вправо и вплотную подвела к самому вулкану. На него из-за недостатка времени мы решили не подниматься, так как уже день приближался к закату, и нужно было возвращаться в лагерь. Темнело и под шум водопада, который рядом низвергал свои потоки, лагерь начал засыпать. Над нами простиралось бескрайнее ночное небо, расцвеченное мириадами звёзд и падающих метеоров.

16 июля, суббота
Переход по долине пади Хи-Гол вдоль лавового поля до озера Бурсагай-Нур (р. Жомболок).

Утром подул ветер, разгоняя чёрные тучи и вскоре начало проглядывать солнце, как бы провожая нас в дальнейший путь. И вот, перевалив через седловину – правый край вулкана Перетолчина с соседней вершиной, мы оказались на тропе, которая повела нас по лавовой долине пади Хи-Гол. Падь Хи-Гол представляет уникальную лавовую долину (глубина окаменелого слоя доходит до 150 м), окружённую заснеженными пиками гор, кое-где встречаются нерастаявшие снежники, с которых, а также со склонов гор берут начало немногочисленные ручьи и речушки, теряющиеся в нагромождениях лавовых потоков.

Место гибели Перетолчина
На пути нам попался старый деревянный крест, который как оказалось отмечает место гибели С.П. Перетолчина, с которым связана целая история.

Название вулкана Перетолчина связано с историей таинственной смерти в этом месте известного иркутского ученого и исследователя Сергея Павловича Перетолчина.

Уроженец Надеждинского прииска в Бодайбинском округе, Перетолчин был настоящим патриотом родного края, исследованию природы которого он посвятил свою жизнь.

Мунку-Сардык, главная вершина Восточного Саяна, красивое, большое и самое глубокое озеро Монголии - Хубсугул, хребет Хамар-Дабан, Тункинские Белки, графитовый рудник Алибера в верховьях Боготола... - вот неполный перечень его исследовательских экспедиций.

Вот как описывает обстоятельства его загадочной смерти в районе одного из молодых потухших вулканов С.В. Обручев:
«В 1914 году Сергей Павлович поехал в Восточный Саян четырнадцатый раз. Его сопровождали наблюдатель метеорологической станции Окинского караула Сергей Михайлович Толстой и местный проводник Ефим Безотчества.

Табличка с данными о гибели Перетолчина
Ближайшей целью был северо-восточный кратер. В то время вулканы у бурят не имели отдельных названий, оба вместе именовались Албанай-Болок. Переход к вулканам был непрост: предстояло пересечь широкое поле лавы, изрезанной глубокими трещинами, покрытыми мхом, а потому незаметными и опасными.

Из первого стана, оставив проводника с поклажей, Перетолчин с Толстым вышли на разведку, налегке и с одной лошадью. Затем Толстой остался на лаве, а Перетолчин вернулся в стан за второй лошадью и поклажей. В тот же вечер он вышел в путь с Ефимом. Но лошадь провалилась в трещину, и на следующее утро Перетолчин отправился к кратеру один, без лошади, тяжело нагруженный. С того момента его никто не видел.

Толстой ждал Перетолчина три дня, поднялся на кратер, затем возвратился в Окинский караул другой дорогой. День спустя в караул вернулся и Ефим и там узнал, что Перетолчин не пришел на стоянку Толстого.

Поиски Перетолчина, предпринятые в то лето, ни к чему не привели. Многое оказалось непонятным в процессе расследования - почему Толстой вернулся другой дорогой, не выяснив, пошел ли Перетолчин для условленной встречи на кратер? Почему проводник не убедился, что Перетолчин дошел до кратера, а поспешил вернуться? Кроме того, во время поисков вблизи вулкана убили большого медведя. Много сомнений вызывала и личность Толстого, который, по словам родового старосты, был «чужак, тяжелого характера и презрительно относился к местным жителям».

Лишь через год останки Сергея Павловича были найдены недалеко от северо-восточного кратера. Целыми оказались личные вещи, в ногах стояла фотокамера, подготовленная к съемке...»

Река Саган-Шулута
Далее тропа ушла вправо, в соседнюю долину, которая также была вся в нагромождениях застывшей лавы. Перед этим нам встретилась развилка с указывающей красной табличкой “Участок ВВС”, на что многие подумали, что здесь расположено стрельбище для отработки целей самолётов, выпускаемых нашим заводом. Указатель показывал налево, но нам надо было направо. А тропа всё шла по лавовым потокам, периодически заходя в лесную зону и теряясь в зарослях ивняка и карликовой берёзки. Хорошо, что среди нас были профессионалы своего дела спасатели МЧС А.Казайчук и А.Вирюжский, которые приходили на помощь в сложной ситуации, пригождались рации и спутниковые телефоны. Одной из таких ситуаций было осложнение с ногой у участницы нашей группы Н. Кузнецовой – сказался старый перелом, сильно опухла нога да так, что Наталья Юрьевна не могла идти. И тут ей на помощь пришли спасатели, разгрузив её рюкзак, что после отдыха придало ей новых сил и возможность не спеша дойти до очередного лагеря туриады. Я же с Игорем Головановым ушёл вперёд, так как уже вечерело и нужно было дойти до места, разбить лагерь и сварить ужин засветло.

Долина реки Жомболок, залитая лавой
И тут перед нами предстало очередное препятствие – пересечение без тропы полей застывших лавовых потоков. Представляется страшная картина , если вообразить, что творилось здесь всего несколько тысяч лет назад. Вздыбленные горы лавы, глубокие ямы и провалы, живой подвижный лавовый туф встречаются на пути и сильно мешают идти. На переходах между глубокими лавовыми ямами и трещинами есть большой риск сорваться и свернуть себе шею. А лавовый туф как наждачка резал подошвы наших ног, но мы упорно продвигались к цели и вскоре вышли к противоположному краю лавового потока. Здесь оказалась хорошая тропа, которая вскоре вывела нас к красивейшему горному озеру Бурсагай-Нур. На противоположном берегу уже виднелся очередной лагерь туриады.

Прийдя на место и сварив ужин я начал ждать Н. Кузнецову, но её всё не было, я уже хотел отправляться на поиски, но тут уже в сумерках она подошла к костру. Уставшая и измотанная, как и многие из нас, после ужина она легла отдыхать.

Сегодняшний день стал для многих испытанием на прочность, ведь прошли 27 километров по сильно пересечённой местности с переходом лавового поля и все выдержали его. Противоположный берег озарился красивым багровым закатом, отражавшимся в волнистой глади озера, которая колебалась от дуновения ветерка. Стояло спокойствие и умиротворение, шум листвы ласкал слух, светила яркая луна на фоне мерцающих звёзд, природа уснула, словно говоря и нам тоже спать.

17 июля, воскресенье
Переход от озера Бурсагай-Нур до р. Сенца через перевал Дэдэ-Хутэл.

Ночью пошёл дождь, то усиливающийся, то прекращающийся. Собрав лагерь мы вышли дальше. Предстояла переправ через реку, здесь стояли люди, переобуваясь. Перейдя вброд по пояс эту реку мы углубились в лес и вскоре вышли на очередную серьёзную реку, которую бродить не пришлось – тропа шла левым берегом вдоль хребта, мимо открывшихся взору озёр Олон-Нур, с взгромоздившимся на ними красивым пиком, словно завершающим штрихом мазка художника. Завораживающая и впечатляющая картина. Из этих озёр вытекает стремительная река Жомболок, через которую перекинуты мостики в продолжении тропы к перевалу Дэдэ-Хутел. Перейдя через большой луг мы вышли к подьёму на перевал, высота его более полутора тысяч метров. Перевал представляет из себя невысокий залесенный перевал с небольшим набором высоты. С него берут начало две речки, на одной из которых ещё лежал лёд, покрытый снегом, так что нам не пришлось переходить её вброд – своеобразный ледяной мостик. Вскоре тропа после очередного увала за озерком начала спускаться ниже и вскоре справа, шумя и играя среди камней, побежала речка Дэдэ-Хутел. Но ниже тропа взяла левее и спустя некоторое время вывела нас в долину реки Сенца, с горы открылся великолепный вид. Дальше тропа вышла на дорогу, по которой мы шли в начале нашего путешествия. Немного пройдя по этой дороге, мы вышли к летнику – здесь на берегу озерка расположился предпоследний лагерь туриады.

18 июля, понедельник
Переход вдоль левого берега реки Сенца до урочища Сенцин-Тала.

Утром, после завтрака по хорошей просёлочной дороге туриада двинулась дальше вдоль левого берега реки Сенца к урочищу Сенцин-Тала.

Як хайнук
Со всех сторон открывались живописные места: река Сенца, гладь множества озёр и отроги гор. Мы шли в своё удовольствие, часто отдыхая и созерцая эти прекрасные места. Остановились на обед на берегу Сенцы возле улуса Шаснур на фоне горы Хухе-Байса. После обеда дорога уводила нас всё дальше к конечной точке нашего маршрута – урочищу Сенцин-Тала. По дороге в лесочке на берегу Сенцы мы заметили одиноко пасущееся стадо яков. Я устроил на них фотоохоту, но они оказались очень пугливыми животными, так и норовили убежать. Со стороны они смотрятся очень забавно, только эти животные могут подняться до высоты 6500 метров, они очень выносливы и поэтому только их используют в экспедициях в Гималаи и при восхождениях на Эверест.

Красота! Река Сенца
Здесь же местные жители ценят их за хорошую шерсть и жирное молоко, которое дают эти животные.

Общее фото участников туриады Долина вулканов 2005
Вскоре мы пришли на тоже место, откуда начинали свой путь. Здесь расположился последний лагерь туриады. Было заключительное слово, водили хоровод с поздравлением именинников июля, раздача барана, которого буряты привезли позже и конечно же большой костёр, ознаменовавший закрытие туриады.

19 июля, среда
Выезд в Иркутск заказными автобусами “ур. Сенцин-Тала – г. Иркутск (ЦДЮТиК)”.

В шесть утра подошли автобусы, которые перевезли нас в Орлик. Здесь в ожидании наших ЛАЗов мы разожгли большой костёр, так как было холодно. Над Окой Саянской стояла пелена густого тумана, который вскоре начал рассееваться, открывая нам обзор на реку. Местные жители называют её Аха или Ок-Хем, в переводе “река –стрела”, и она и вправду оправдывает своё название, создаётся впечатление, что это стрела, летящая вдаль. Было уже пол одиннацатого утра, а автобусов всё не было. Мы уже посетили все ближайшие магазины, успели попить парного молока со свежим деревенским хлебом, а автобусов всё не было. Народ начал думать, как выбираться из этой глуши. Но вскоре подошёл один из ЛАЗов, как оказалось второй сломался по пути сюда и стоит на ремонте. Пришлось оставшимся, которые не вошли в ЛАЗ, ехать в три погибели в ПАЗиках до места поломки ЛАЗа, недалеко от КПП “Белый Иркут”. К нашему подьезду автобус уже был на ходу.

Перекусив позами в позной на КПП “Белый Иркут” с последующим отдыхом в посёлке Монды и обедом в Кырене, мы благополучно вернулись домой. Но остались позади пройденные дороги и запах костра, в настоящем – воспоминания и фотографии, в будущем - надежда, что будут новые дороги и новые приключения.

Привет от Саянита

Конечно, переход уникальный, с восхождением на пик Топографов. Но мы видели караван ребят, растянувшийся от Хадаруса до Шаснура. Они так устали, мы подумали, что они напились. До стоянки 25 км, а время 9 вечера. Один даже попросился на нашу машину, просил точно сказать сколько км до Хадаруса, перед собой держал карту и усиленно тыкал, но мы ему сказали что отсталось 1 км. Вообщем, если перед выходом они знали, что одна дорога, таких мечущихся не было бы. Ну, а в дальнейшем, надеюсь, все у вас было о кей.