Руководитель: С.Брошеван, Одесса

Отчет о горном походе 3 к.с. по Ц.Кавказу летом 2012 г. Часть 1

СТК «Одесса»

Отчет

о горном туристском походе 3 к.с.

по Кавказу (Тепли, Казбек)

совершенном с 26 июня по 10 июля 2012 г.

Маршрутная книжка № 37/12

Руководитель группы Брошеван Сергей Владимирович

(Фамилия И. О.)

Координаты руководителя: sergeyonas@gmail.com, г. Одесса

1. Справочные сведения о походе.

1.1. Проводящая Организация: Спортивно-туристский клуб «Одесса», г. Одесса

1.2. Район проведения: РФ, Республика Северная Осетия - Алания (районы: Тепли, Казбек)
Маршрутная книжка: № 37/12

1.3.Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

26.06 - 10.07.2012

1.4.
Нитка маршрута заявленная:
г. Владикавказ - с. Бурон – д.р. Ардон - д.р. Льядон – пер. Лья-Цми Южный 1А – д.р. Цмиакомдон - пер. Бад Восточный (Стрекоза) 1А – траверс 1Б (пер. Бад Восточный - в. Корона - пер. Ветреный - в. 3649 - пер. Встречный - п. Инесс - пер. Западный Комлагат 1Б) - д.р. Льядон - пер. Сталь Южный 2А – д.р. Бугультадон – д.р. Дзамарашдон – пер. Дзамараш 1А – Мидаграбинский каньон – с. Джимара - д.р. Цатадон – пер. Шелестенко 2А – л. Колка – д.р. Геналдон – с. Кармадон – г. Владикавказ

1.5. Сводная таблица препятствий

Снежный

Шелестенко

Запад-восток

Нитка маршрута пройденная: Пройден заявленный маршрут
Протяженность: 140 км

1987

Медик, ремнаборщик, завснар, фотограф

2.Содержание отчета.

2.1. Общая смысловая идея похода, его необычность, уникальность, новизна и т.п.

Идеей похода было посещение нового для нас района – Северной Осетии. Для половины группы так вообще - посещение Кавказа. Также одной из целей похода было желание пройти его с легкими рюкзаками, повышая тем самым безопасность. Этого мы достигли путем облегчения и оптимизации личного и общественного снаряжения, облегчением раскладки, организацией забросок. Необычность нашего похода заключалась в том, что мы использовали не совсем привычные для многих туристов рюкзаки – облегченные рюкзаки фирмы Легковес, весом 450 г и объемом 60 л у троих участников. Также одной из целей похода было тестирование и пригодность данного рюкзака для спортивных походов и для походов за границами Крыма и Карпат. Забегая вперед, скажу, что выдержали эти рюкзаки все трудности и лишения отлично.

2.2. Варианты подъезда и отъезда.

До старта нашего маршрута, с. Бурон, ходит автобус с первого автовокзала: 6:25, 10:45, 15:00, 17:00. В Джимару, в которой мы оставили вторую заброску, отъезжает автобус от центрального рынка в 16:30 (возможно, есть еще один автобус, но я уже не помню этого), также есть несколько маршруток на Кармадон, которые проходят недалеко от Джимары (время отправления 17:00). Из Джимары отправление в 8:00, из Кармадона тоже в 8:00.

2.3 Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Аварийные выходы с маршрута: с. Нар в начале маршрута, пос. Верхний Фиагдон в д.р. Бугультадон, с. Джимара.

Запасные варианты: вместо траверса Бад-Комлагат, пойти на пер Лья-Цми Сев. 1Б

Расстояние, км

Местность

Погода

с. Бурон – д.р. Ардон - д.р. Льядон.

Дорога

д.р. Льядон - пер. Лья-Цми Южный 1А - д.р. Цмиакомдон

14,5

Грунтовая дорога - осыпь

Облачно, дождь

д.р. Цмиакомдон – подход под пер. Бад Восточный (Стрекоза) 1А

Сн-ос. склон

Туман, дождь, ветер, снег

Траверс пер. Бад Восточный (Стрекоза) 1А- в Корона - пер. Ветреный - в. 3649 - пер. Встречный - п. Инесс - пер. Западный Комлагат 1Б. – д.р. Льядон

Скальный гребень – ледник – травянистые склоны

пер. Шелестенко 2А – Гляциологическая станция

Ледник, осыпь, скалы, снежник

Солнце, туман, дождь, снег

Отсидка в связи с дождем

Дождь…

Гл.станция – д.р. Геналдон – с. Кармадон

Ледник – осыпь – тропа

Дождь - облачно

2.6  Техническое описание прохождения группой маршрута

Погранпропуска, заповедник, заброска, транспорт.

При планировании маршрута в данном районе необходимо заранее (за два месяца до похода) оформить пропуск в пограничную зону. Для этого необходимо выслать в погранотряд заявление с просьбой оформить погранпропуска с печатью выпускающей МКК на имя Начальника пограничного управления ФСБ РФ по РСО-Алания и ксерокопии паспортов. В тоже время встать на учет в Северо-Осетинском поисково-спасательном отряде МЧС РФ, (Владикавказ, пр-т Коста Хетагурова 273, начальник - С.В. Щетинин, тел. дежурного (8672)744103).
Мы воспользовались услугами фирмы "Тау-Сервис", (bezonec@list.ru, Борис Саракуев,

+7-928-950-38-68, (8662)71-53-80, http://kbr-bazar.ru/tau/, г. Нальчик, ул. Чайковского, 3). Мы Борису выслали свои паспортные данные, и через 2 месяца я спокойно забрал готовые пропуска, будучи в Нальчике, созвонившись с Борисом. Стоило это 150 рублей с человека.

Заброску мы совершили следующим образом. По приезду во Владикавказ, двое участников поехали регистрироваться в МЧС, перебрать часть еды, оставить ненужные вещи, а дркгие двое поехали в с. Джимара оставить вторую заброску, за которой мы зашли через 10 дней. Первую заброску затащили в первый день на спине в д.р. Льядон, и на 6 день забрали ее.

В заповеднике не регистрировались, т.к. МЧС-ники нас убедили в ненадобности этого действия.

Перевал Лья-цми Южный (1А)
Местонахождение: Ц. Кавказ, республика Северная Осетия (Алания), район Тепли, соединяет долины рек Льядон и Цмиакомдон
GPS координаты WGS (град): 42,71413 N, 44,07225 E
Экспозиция склонов: В-З.
Путь прохождения: с долины реки Льядон в д.р. Цмиакомдон.
Характер маршрута: осыпной.
Время прохождения: 27.06.12
Определяющие участки: На всем протяжении подъема травянистые склоны, а под перевальным взлетом осыпной склон. С Западной стороны встречались снежники. Возможные опасности: скользкая трава
Рекомендуемое специальное снаряжение:
Трековые палки (или ледоруб), по желанию каски (особой надобности нет).

Раз в год

Расчет времени прохождения и описание участков:
26 июня

Вышли из с. Бурон и по трассе дошли до д.р. Льядон. Вдоль реки идет грунтовая дорога. Стали на ночевку близ поселения Топанкау. Перед ночевкой нас встретил мужик лет 60ти, поинтересовался нашими документами и пропусками. Спросил, не регистрировались ли мы в Буроне. Ответили отрицательно и попросили не возвращать нас в Бурон. Мораль ­– регистрироваться в погранзаставе по прибытию. Заночевали в долине реки Льядон.

27 июля

Подъем в 5:00. Собрали быстро вещи, прошли немного вверх по реке, нашли место, удобное для брода и переправились на правый (орографический) берег р. Льядон. Брод не сложный, но для подстраховки натягиваем веревку. В 7:00 завтракаем. Погода облачная. Начинаем подниматься на пер. Лья-Цми Ю. Путь наш пролегает по травянистому склону, крутизной 25-35 градусов, ориентиров мало, ориентируемся по компасу и GPS. Через 300 метров подъема от реки видим слева по ходу разрушенные строения. Через 500 метров склон плавно переходит в неявно выраженный хребет, крутизной 20-25 градусов. Движемся по хребту 500-600 метров, периодически встречая тропу, и видим травянисто-осыпной взлет перевала Лья-Цми Ю. и его седловину. Взлет имеет крутизну 30-35 градусов и протяженность 170-220 м. В 12:20, заходим на перевал. Седловина представляет собой широкий гребень из разрушенной породы. Тур не находим, складываем свой, оставляем записку. Обедаем и в 13:00 начинаем спуск, который представляет собой осыпной склон, покрытый снежниками, местами наблюдаются ручьи. Крутизна склона 25-30 градусов, протяженность склона до выхода в д.р. Цмиаком-дон. 500-600 м. Глиссеряем вниз и в 13:45 мы в д.р. Цмиаком-дон. Погода «неожиданно» портится. Быстро разбиваем лагерь. Недалеко от лагеря находим кем-то сделанную, но уже давным-давно разрушенную, баню и остатки дров. Делаем костер, сушим ботинки и ложимся спать.

рис. 1. Брод р. Льядон

рис. 2. Путь к пер. Лья-Цми Ю.

рис. 3. седловина пер. Лья-Цми Ю. 1А

рис. 4.Спуск с пер. Лья-Цми Ю. 1А

Пер. Бад Западный 1А (Стрекоза)

Высота 3511 м
Местонахождение: Ц. Кавказ, республика Северная Осетия (Алания), район Тепли, соединяет долину реки Цмиаком-дон с ледником Цмиаком Зап.
GPS координаты WGS (град): 42°44,348'N, 44°3,714'E
Экспозиция склонов: Ю-С.
Путь прохождения: с долины реки Цмиакомдон реки Льядон в сторону в. Корона
Характер маршрута: снежно-осыпной.
Время прохождения: 28.06.12
Определяющие участки: До перевального взлета – осыпь, дальше снежный склон, крутизной 30-40 градусов.

Возможные опасности: камни, лавины.

Рекомендуемое специальное снаряжение:
Ледорубы, каски, могут понадобиться кошки.

3 ч 40 мин

Раз в год

28 июня

Всю ночь шел дождь, но под утро лить стало меньше. Встаем в 8:00. Пасмурно. Решаем все-таки выходить к пер. Бад Западный 1А и в 9:40 выходим. Двигаемся вначале 1400-1500 м вдоль левого берега (орогр.) реки Цмиаком-дон (крутизна склона 15-20 градусов), потом поднимаемся по сыпухе в направлении перевала по GPS. Склон осыпной, крутизной 25-30 градусов, движемся 500-600 метров, выходя на снежник. Крутизна склона увеличивается до 30-35 градусов, движемся по снежнику 500 метров. Погода портится, начинает идти дождь, плавно переходя в мокрый снег, видимость 50 метров. Справа возвышается некий контрфорс. По пути попадаются несколько неявно выраженных кулуаров. Выбрав наиболее, как нам показалось, подходящий, поднимаемся по нему. Крутизна склона 30-35 градусов, характер – снежный. Выбравшись на какой-то контрфорс и найдя более-менее ровное место, ставим палатку в 12:50. Через несколько часов прояснилось, и мы смогли увидеть, где мы находимся. Поднимаясь на перевал, мы немного сошли с курса (повернули направо в вышесказанный кулуар), и до перевала нам оставалось траверснуть склон влево по ходу.

рис. 6. Подъем на пер Бад Западный

рис. 7. Ночевка под пер Бад Западный

Траверс(1Б): перевал Бад - вершина Корона - перевал Встречный - вершина Инесс Северная
Местонахождение: Ц.Кавказ, Северная Осетия, Тепли.
Максимальная высота: 3684 м
Характер: снежно-скально-осыпной
Время прохождения: 29 июня 2012 года
Путь прохождения: от седловины пер. Бад Западный до озера в долине реки Льядон.
Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, основная верёвка.
Может потребоваться организация перильной страховки в случае меньшего количества снега и открытия участков льда на северном склоне. В этом случае потребуется дополнительное снаряжение для организации точек страховки на скалах (льду).

Время траверса (час)

Преимущественное направление прохождения

попеременной

40 мин

Запад - восток

29 июня

Всю ночь шел снег с дождем. Дождавшись небольшого прояснения в небе от тумана и быстро собравшись, выходим к перевалу Бад Западный в 12:30. Движение по скальному гребню крутизной 25-35 градусов в направлении перевала. Через 100 метров выходим на склон перевала, крутизной 30-35 градусов. Движемся по нему 400-500 метров, траверсируя его и поднимаясь на гребень перевала. В 13:00 мы на перевале. Записку не нашли. Погода нестабильная. Выдвинулись на запад по гребню в сторону в. Корона. Гребень широкий, скально-осыпной, крутизной 25-30 градусов. За полчаса дошли до вершины (2 восьмиметровых скальных останца) и, не останавливаясь, пошли дальше. Гребень иногда сужается до ширины 2-3 метра, крутизна склонов 30-35 градусов, крутизна гребня 5-10 градусов, не меняя высоты то поднимаясь, то опускаясь. К 14:25 вышли к пер. Ветреный 1Б (предположительно). Нашли записку т/к Вестра рук. Жигулевцева Е., 2007 г, которые предположили, что это пер. Студент. Седловина представляет собой небольшую площадку на узком гребне размером 2х2 м. В десяти метрах от перевала есть защищенная от ветра площадка под 1-2 палатки, с небольшой снежной лужицей, из которой можно набрать воды в солнечную погоду, ночью вероятно замерзает. Продолжили движение в сторону п. 3649. Сразу за упомянутой площадкой гребень становится очень узким (движение по гребню невозможно), склоны гребня достаточно круты – 40-45 градусов. Обходим гребень слева по ходу. Склон представляет собой сочетание снега, сыпухи, скал и ледника внизу. Провешиваем 2 веревки перил и выходим опять на широкий пологий гребень. По описанию Жигулевцевой они обходили пик 3649 справа, мы посчитали более безопасным обход слева. Движение по гребню до перевала Встречный не представляет трудности – широкий пологий гребень. В 16:00 пришли к пер. Встречный (седловина очень широкая, есть возможность поставить палаток 20, если не больше). Сняли записку т/к Серпантин, г. Сочи, июнь 2012. Погода – облачно, иногда туман, несильный ветер. Продолжили движение в сторону п. Инесс. Через 200 метров после перевала гребень сужается до 1,5-2 м шириной. Гребень медленно набирает высоту, крутизна гребня 10-15 градусов, крутизна склонов гребня 30-35 градусов. Гребень представляет собой снежный надув по колено глубиной. На гребне желательно связаться. Движение по снежному гребню, по пути попадаются 2 жандарма (через 400 и 600 метров после перевала), которые мы проходим в лоб, выбирая наиболее безопасные места. До п. Инесс доходим в 17:15. Вершина широкая и пологая, стоит тур, но записки не нашли. Погода «стабильна» – облачно, туман, но уже безветренно. Далее двигаемся в сторону пер. Западный Комлагат 1Б. От вершины пологий спуск вниз крутизной 20-25 градусов по широкому гребню. В 17:40 мы на перевале, сняли записку, оставили свою. Седловина перевала очень широкая и пологая, есть возможность поставить не одну палатку. Начали спускаться в сторону озера в д.р. Льядон.
Рекомендации.

Траверс лучше проходить за один световой день, т.к. если становиться на ночевку на гребне (а это возможно, ибо ровных мест под палатки на всем траверсе достаточно), то возможен сильный ветер и некомфортная ночевка. Места под палатки есть на перевале Бад, на следующей после вершины Корона седловине, ещё через одну седловину под в.3642, на перевале Встречный и под вершиной Инесс на террасах по пути спуска в долину реки Лья-\дон. Воды нет, но почти везде есть снег.
Наиболее защищенное от ветра место - чашеобразная седловина под в.3642.
В долине реки Льядон приятное место ночёвки у озера.

рис. 8. На пер. Бад Западный

42°44,296'N 44°4,048'E

Sedlov1

42°44,232'N 44°4,027'E

Stoj voda (стоянка с водой, веторзащищ.)

42°44,22'N 44°4,135'E

Spusk

42°42,735'N 44°5,923'E

Ozero

Перевал Комлагат (1Б, 3540)
Местонахождение: Ц. Кавказ, республика Северная Осетия (Алания), расположен в центральной части Теплинской Группы между вершинами Комлагат на востоке и Инесс на юго-западе. Соединяет ледник Восточный Цмиаком на севере с небольшим каровым ледником Комлагат верховий реки Лья-дон на юге.
GPS координаты WGS (град): 42°44,074'N 44°5,14'E
Экспозиция склонов: С - Ю.
Путь прохождения: от п. Инесс на ледник Комлагат
Характер маршрута: снежно-скально-осыпной (со стороны п. Инесс), скально-осыпной (южный склон).
Время прохождения: 29 июня 2012г.
Определяющие участки:
- Спуск с перевала по живой осыпи и закрытому леднику.
Возможные опасности: при спуске участки живой осыпи и закрытый ледник.
Меры безопасности: по снегу и осыпи плотной группой, движение в связках по закрытому леднику.
Расчет времени прохождения и описание участков:
Перевальная седловина широкая, осыпная, есть много мест под палатки. Тур расположен в центре между седловинами под выступающей скалой. Перспектива ночёвки на перевале нас не устраивает. Спускаемся вниз.

2 ч. 20 мин

2-3 раза в год

Спуск с перевала в долину реки Лья-дон.
Спуск в сторону ледника Комлагат проходит по глубокому снегу, иногда по участкам живой осыпи, присыпанной снегом. Погода облачная, поэтому ориентируемся только по компасу и GPS. Крутизна склона 25-30 градусов. Метров через 300-400 снег заканчивается, движение по осыпному склону, крутизной 25-30 градусов. Метров через 400 начинают появляться ручьи и растительность. Выходим к высохшим руслам рек глубиной до 4 метров (возможно последствия давней сошедшей сели). В 20:00 пришли в озеру в д. р. Льядон, находящемуся у подножья моренного вала ледника Нар III. Моренный вал ледника Нар III - это огромная, издали заметная красная осыпь.
Рекомендуемое специальное снаряжение:
Ледорубы, каски, могут понадобиться кошки, верёвки, страховочные системы.