Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Руководитель: М.Федин, Москва

Отчет о горном походе 3 к.с. по З.Кавказу летом 2012 г. Часть 1

ОТЧЕТ

о горном туристском походе
III категории сложности

по Западному Кавказу,
совершённом группой туристов

тур. клуба МИФИ г. Москва
в период с 30 июля по 13 августа 2012 года.

 

 

 

 

Маршрутная книжка № 1/3 - 304
Руководитель группы  Федин Михаил
Московская обл. г. Подольск

e-mail: disturber@mail.ru


Основные характеристики похода.

 

Состав группы.

 

Фамилия, Имя, Отчество

Год рождения

Туристская подготовка

Обязанности в группе

1

Федин Михаил Алексеевич

1985 гр.

4 к/с (у), Центральный Кавказ    

2 к/с (р), Центральный Кавказ

2 к/с (р), Западный Кавказ

руководитель 

2

Головачева Татьяна Львовна

1993 гр.

2 к/с (у), Западный Кавказ

 летописец

3

Жмылев Максим Сергеевич

1985 гр.

2 к/с (у), Западный Кавказ

фотограф, снаряженец 

4

Луговой Дмитрий Андреевич

1989 гр.

2 к/с (у), Западный Кавказ

фотограф

5

Мереминский Илья Александрович

1990 гр.

2Б альп., а/л «Узункол»,

2 разр. альп.

фотограф, финансист 

6

Попков Сергей Александрович

1990 гр.

2 к/с (у), Западный Кавказ

снаряженец, реммастер 

7

Русаков Алексей Борисович

1989 гр.

2 к/с (у), Центральный Кавказ

2 к/с (у), Западный Кавказ

завхоз 

8

Ярошевская Анна Дмитриевна

1987 гр.

2 к/с (у), Центральный Кавказ

2 к/с (у), Западный Кавказ

медик


 

Нитка маршрута.

 

Заявленная:

 

Пос. Учкулан – а/л «Узункол» –  р. Мырды –  пер. Черенкол (1А*) – р. Черенкол – пер. Плевако (1Б*) – р. Мурсалы – лед. Мурсалы – пер. Спортклуба МИФИ (2А) – в. Мурсалы (1Б, связ.) – р. Джалпакол – р. Гондарай – т/б «Глобус» – р. Махар – р. Трехозерная – пер. Искровцев (1Б) – р. Даут – ур. Рынджи – пер. МИФИ Восточный (2А) – п. МИФИ (Бек)(2А, связ.) – пер. МИФИ Западный (2А) – ур. Рынджи   –   пер. Джолсузчат (1Б*)  –  р. Назалыкол  –  р. Джемагат  –  пос. Теберда.

 

Фактически пройденная:

 

Пос. Хурзук – а/л «Узункол» –  р. Мырды –  пер. Черенкол (1А) – р. Черенкол – пер. Плевако (2А) – р. Мурсалы – лед. Мурсалы – пер. Спортклуба МИФИ (2А) – в. Мурсалы (1Б, связ.) – р. Джалпакол – р. Гондарай – т/б «Глобус» – р. Махар – р. Трехозерная – пер. Искровцев (1Б) – р. Даут – ур. Рынджи – пер. МИФИ Западный (2Б) – п.  МИФИ (Бек)(2А, трав.) – пер. МИФИ Восточный (2А, связ.) – ур. Рынджи   –   пер. Джолсузчат (1Б)  –  р. Назалыкол  –  р. Джемагат  –  пос. Теберда.

 

Изменения в маршруте:

 

  1. Последовательность перевалов МИФИ пройдена в обратном порядке
  2. Радиальный выход на пик МИФИ (Бек) заменен полноценным траверсом (юго-западный – северо-западный гребень).

 

Причины отклонений:

 

  1. Состояние северных склонов перевалов МИФИ Западный (наличие снега) и Восточный (практически полное отсутствие снега) на ключевых участках подъема. Кроме того, сложность перевала МИФИ Западный в сложившихся условиях явно превышала эталонные 2А (в группе должны быть люди с хорошей скалолазной подготовкой).
  2. Реальное состояние ледника под пиком МИФИ: полностью открытый в верхней части, длинный (до 300 м) ледовый склон крутизной до 50° - позволяет судить о пути подъема «в лоб», как о 2Б к.т. В то же время, траверс предложенным вариантом значительно легче (не превышает 2А к.т.)

 

Запасные варианты движения:

 

  1. Вместо последовательности пер. Черенкол – пер. Плевако – пер. Спортклуба МИФИ:
    1. пер. Беляева
    2. пер. Черенкол – пер. Мао (пер. Майский)
    3. пер. Черенкол – пер. Плевако – пер. Мурсалы
  2. Вместо пер. Искровцев:
    1. пер. Уллу-Кёль-Нижний – пер. Надозерный
    2. пер. Дырявый – пер. Надозерный.
  3. Вместо пер. МИФИ Западный – пер. Джолсузчат:
    1. пер. Муруджу – пер. Локомотив (пер. Павлиний глаз) – пер. Гаралыкол
    2. пер. МИФИ Восточный – пер. Джолсузчат.

 

Запасные варианты движения были предусмотрены для усиления или облегчения технической составляющей горного похода. В зависимости от соблюдения графика движения группой было предусмотрено сокращение маршрута или дополнительное насыщение путешествия локальными препятствиями.

 

Для экстренных случаев были предусмотрены следующие аварийные выходы:

  • из долины р. Мырды, р. Черенкол, р. Мурсалы - в а/л «Узункол» или  до погранзаставы, или ниже в пос. Хурзук
  • из долины р. Джалпакол, р. Гондарай – до т/б «Глобус» или ниже до пос. Учкулан
  • из долины р. Махар, р. Трехозерная – до погранзаставы или до т/б «Глобус», или еще ниже до пос. Учкулан
  • из долины р. Даут - вниз по долине до аула Даут или еще ниже до Кубани
  • из долины р. Кичи-Муруджу – до погранзастав в долинах р. Клухор или р. Гоначхир, или еще ниже в долину р. Теберда (пос. Теберда)
  • из долин р. Назалыкол, р. Джемагат, р. Теберда - в пос. Теберда.

 

 

Технические характеристики.

 

Продолжительность похода:

14 ходовых дней 125,1 км (150.2 км с коэфф 1.2) 

 

Основные препятствия:

7 перевалов:

Фактическая категория трудности:

1 – 2 – 3 – 1 – .

Категория трудности по классификатору:

1 – 1А* 2 – 1Б 1 – 1Б* 3 – 2А.

2 вершины:

1 – (рад., связка с пер. Спортклуба МИФИ), 1 – (траверс, связка с пер. МИФИ Восточный).

 

Максимальная высота:   

3689 м. (в. Мурсалы)

3576 м. (пер. Спортклуба МИФИ)

 

Максимальная высота ночевки:  

3294 м. (морена лед. МИФИ)

 

Средняя высота ночевки:  

2670 м.

 

Максимальный дневной набор высоты: 

1137 м. (при подъеме на пер. Черенкол)

 

Максимальный дневной сброс высоты:  

1850 м. (спуск дол. р. Назалыкол)

 

Суммарный набор высоты:

8773 м.

 

Суммарный сброс высоты:

8850 м.

 

 



План-график похода (Фактический).

 

День

Дата

Участки маршрута

Способ передвижения

Пройдено пешком, м.

H max, м.

H ноч, м.

dH, м.

T ход, ч. мин.

Примечания

0

28.07

Поезд г. Москва – г. Невинномысск

Поезд

-

-

-

-

-

-

0

29.07

-

-

-

-

-

-

1

30.07

Прибытие в г. Невинномысск – пос. Учкулан – заброска т/б «Глобус» – пос. Хурзук – а/л «Узункол» – дол. р. Мырды.

Поезд, автомобиль, пешком

21 909

2238

2238

+899

-149

4 ч. 29 мин.

Заброска

т/б «Глобус»

2

31.07

Дол. р. Мырды – пер. Черенкол (1А, ск.-ос.) – дол. р. Черенкол.

Пешком

4 900

3257

3133

+1137

-240

5 ч. 34 мин.

 

3

01.08

Дол. р. Черенкол – пер. Плевако (2А, ск.-лед.) – дол. р. Мурсалы.

Пешком

2861

3393

3131

+354

-356

4 ч. 06 мин.

 

4

02.08

Дол. р. Мурсалы – пер. Спортклуба МИФИ (2А, лед.-ос.) – в. Мурсалы (1Б, ск.) – Верхние Джалпакольские озера.

Пешком

3 906

3689

3211

+954

-874

7 ч. 54 мин.

 

5

03.08

Верхние Джалпакольские озера – дол. р. Джалпакол – дол. р. Гондарай – т/б  «Глобус».

Пешком

14 138

3211

1648

+98

-1661

4 ч. 13 мин.

 

6

04.08

ПОЛУДНЕВКА: т/б «Глобус» - дол. р. Махар.

Пешком

5 231

1900

1900

+315

-63

1 ч. 46 мин.

Заброска

т/б «Глобус»

7

05.08

Дол. р. Махар – дол. р. Трехозерная.

Пешком

4 008

2969

2969

+1118

-49

4 ч. 31 мин.

 

8

06.08

Дол. р. Трехозерная – пер. Искровцев (1Б, ос) – руч. Искровцев – дол. р. Даут – ур. Рынджи.

Пешком

6 110

3369

2556

+560

-973

4 ч. 49 мин.

 

9

07.8

Ур. Рынджи – лед. Рынджи – пер. МИФИ Западный (2Б, лед.-ск.-ос.) – оз. МИФИ.

Пешком

4 004

3293

3023

+893

-426

8 ч. 57 мин.

 

10

08.08

Оз. МИФИ – п. МИФИ (Бек) (2А, ск.) – мор. лед. МИФИ.

Пешком

1 926

3674

3294

+655

-384

3 ч. 27 мин.

Траверс п. МИФИ

11

09.08

Мор. лед. МИФИ – пер. МИФИ Восточный (2А, ск.-лед.-ос.) – лед. Рынджи – ур. Рынджи – Сев. Верхнерынджинское оз.

Пешком

3 972

3322

2963

+446

-777

3 ч. 25 мин.

 

12

10.08

Сев. Верхнерынджинское оз. – пер. Джолсузчат (1Б, лед.-ос.) – лед. Назалыкол – мор. лед. Назалыкол.

Пешком

3 656

3440

3218

+630

-375

3 ч. 37 мин.

 

13

11.08

Мор. лед. Назалыкол – дол. р. Назалыкол – дол. р. Джемагат

Пешком

17 793

3218

1421

+53

-1850

4 ч. 51 мин.

 

14

12.08

Дол. р. Джемагат – пос. Теберда – дол. р. Теберда – вдп. Шумка – дол. р. Джемагат – Джемагатские нарзаны – дол  р. Джемагат.

Пешком

30 721

1786

1421

+706

-706

8 ч. 43 мин.

 

15

13.08

Поезд г. Невинномысск – г. Москва.

Автомобиль,

поезд

-

-

-

-

-

 

16

14.08

-

-

-

-

-

 


Характеристика района.

 

Выбор района путешествия.

Выбор района для похода третьей категории трудности был сделан, исходя из следующих преимуществ данного региона:

o    Хорошая транспортная доступность, возможность заброски и отъезда с ключевых точек маршрута

o    Район подходит для походов средней категории сложности (наличие базы отчетов, достаточного количества перевалов и препятствий необходимой сложности), имеет большое разнообразие ключевых препятствий (снег, лед, скалы)

o    Общая высота района (позволяет при сохранении необходимого уровня физической нагрузки разнообразить маршрут, преодолевать большее число технический препятствий)

o     Новизна и малая популярность района в настоящее время.

 

При планировании и прохождении маршрута мы руководствовались желанием выполнить несколько задач:

·         Пройти хорошую спортивную «тройку» со строгим графиком движения и интересным маршрутом

·         Оценить актуальное состояние верховьев ущелья Рынджи, обновить (во многих ключевых местах устаревшие) данные по высокогорным перевалам района (перевал Спортклуба МИФИ, перевалы МИФИ Западный и Восточный)

·         Совершить восхождение на пик МИФИ (Бек), посвященное 70-ти летию альма-матер.

 

Исходя из вышеперечисленного, и был построен (изменен) маршрут движения группы.

Организация похода.

Может быть разделена на несколько этапов:

1.        Заезд в район путешествия.

 Поезда г. Москва - г. Невинномысск – г. Москва:

o    Москва-Казанская – Грозный

o    Москва-Казанская – Нальчик

o    Москва-Казанская – Владикавказ

o    Москва-Курская – Кисловодск

o    Санкт-Петербург – Кисловодск

o    Москва-Павелецкая – Кисловодск (по четным дням)

o    Санкт-Петербург – Махачкала (по четным дням).

 

Стоимость проезда в плацкартном вагоне колеблется в диапазоне 2000-2500 рублей в одну сторону (2012 г.).

2.        От г. Невинномысск.

a.        Прямо на платформе «дежурят» три-четыре водителя и настойчиво предлагают свои услуги по трансферту в любой уголок Кавказа за приличную плату. Имеет смысл торговаться (рейс к предгорьям в один конец стоит около 4000-5000 рублей за один микроавтобус (2012 год))

b.        Заказной автотранспорт. В настоящее время в интернете достаточно легко найти контакты. Группа пользовалась услугами фирмы «Барс» (телефон / факс: (87872) 5-83-49 (87872) 5-83-48
e-mail: bars@dombai.info).

3.        Оформление пропусков в пограничную зону.

Возможно бесплатное оформление пропусков, однако их выдача завязана с расписанием работы Черкесского отделения, что значительно усложняет (а порой даже вовсе исключает) активное движение первого дня похода. С учетом того, что наш поезд прибывал в Невинномысск ночью, и в Учкулане группа была в 4 утра, оформлением пропусков занималась фирма «Барс» согласно тарифу 200 рублей за человека.

4.        Отметка в МЧС.

Группа и маршрут регистрировались по телефону в спасотряде поселка Домбай (телефон для связи 8(87872) 5-81-38). В Узунколе спасателей нет (кроме, быть может, штатных спасателей альплагеря). По окончанию маршрута снялись с учета по телефону.

5.        Пропуск в заповедник.

Несмотря на пребывание в заповедной зоне, группа не оформляла пропуска у лесников. В фирме «Барс» объяснили, что пропуск в долине легко оформляется по факту встречи с лесниками (что собственно и произошло при посещении Шумкинских водопадов и Нарзанных источников в дол. Джемагат). Пропуск выдавался на месте (в виде печатного билета) по факту прохождения через кордон/пикет наверх (при спуске пропуска повторно не проверяются).  Стоимость посещений вышеуказанных мест – по 200 руб. на человека за разовую «экскурсию».

6.        Условия связи

Сотовые телефоны уверенно принимают сигнал в поселках Учкулан, Хурзук, Теберда (оператор Мегафон, Билайн), в нижней части долины Джемагат.

 

Исходя из необходимости экономии времени (но не денег), оформление пропусков и трансферт группы до места начала похода мы поручили фирме «Барс». Бюджет мероприятий:

200 рублей – оформление пропусков в пограничную зону (на одного человека)

 

5000 рублей – стоимость трансферта (микроавтобус на 11 человек) до пос. Учкулан. Выше (дол. р. Узункол, т/б «Глобус») возможен проезд на транспорте с высокой посадкой (по заверению водителей «Газелей», смело требующих еще 1500 – 2000 руб. за рейс). Выше погранзаставы для автомобилей требуется отдельный пропуск в погранзону. Интересный факт –  на стоянке альплагеря «Узункол» были замечены легковые автомобили.

Дополнительная информация.

 

·         Поход проводился в конце июля – начале августа 2012 года. В соответствие с условиями последних лет, общая картина локальных препятствий была отлична от стандартных (указанных в классификаторе или отчетах прошлых лет). Снежно-осыпные склоны стали просто осыпными, ледники – открытыми. Кроме того, стоит отметить большую камнепадоопасность района. Даже перевалы уровня 1А могут нести потенциальную опасность. Подобные изменения немного усложнили маршрут, иногда приходилось (в том числе, руководствуясь логикой безопасного передвижения) преодолевать препятствия, отклоняясь от стандартных описаний.

·         Район пользуется малой популярностью у туристов. За время похода мы встретили всего лишь три «истинно» туристские группы. Альплагерь «Узункол» функционирует в нормальном режиме – большое число альпинистских групп регулярно совершают восхождения на близлежащие хребты. Турбазы «Глобус», «Нахар», база отдыха КЧГУ (равно как и вся долина ниже) стали своеобразной «меккой» для отдыхающих «с равнины» и большой ценности в спортивном плане уже не представляют (разве только в качестве удобного места для заброски).

·         Для групп с маршрутами в приграничной зоне стоит иметь некоторое количество списков групп с паспортными данными всех участников – это заметно ускорит общение с пограничниками частых патрулей и на заставах.

·         Своеобразной «изюминкой» района является большое число скально-осыпных и чисто скальных перевалов средних категорий сложностей (1Б-2Б). В техническом плане интересен горный узел в. Даут, как область Кавказа, наиболее «богатая» подобными препятствиями.

 

Строение отчета.

 

                Отчет сформирован как последовательное описание локальных препятствий. Подобный стиль изложения несколько нарушает непрерывность описания общего движения, однако, облегчает автономное изучение каждого перевала/вершины. Деление ходовых дней в этом случае происходило из рациональных соображений (согласно стандартным общепринятым описаниям прохождения этих локальных препятствий) и возможности постановки лагеря и организации безопасного бивуака.

 

Принятые сокращения.

 

Всюду в тексте отчета приняты следующие сокращения:

ч. – часы

в. – вершина

Характеристики локальных

мин. – минуты

п. – пик

препятствий:

р. – река

г. – гора

ос. – осыпной

а/л – альплагерь

хр. – хребет

ск. – скальный

пос. – поселок

пер. – перевал

сн. – снежный

ор. – орографически

лед. – ледник

лед. – ледовый

ЧХВ – чистое ходовое время

оз. – озеро

 

ПХД – по ходу движения

руч. - ручей

 

ГКХ – Главный Кавказский хребет

дол. – долина

 

ур. - урочище

к.т. – категория трудности

 

рад. - радиально

мор. - морена

 

 

 Чистое ходовое время.

 

                Учитывая опыт предыдущих лет, группа в походе была сформирована достаточно однородной по уровню физической подготовки участников. Благодаря предпоходным тренировкам, удавалось соблюдать строгий график движения (45/15). Однако, в ряде случаев, определяющие локальные препятствия (требующие длительной работы с веревкой) группой преодолевались в непрерывном режиме. Скорость работы группы на технически сложных участках составляла около 50 м веревки в час. Кроме основного текста, график движения легко видеть в хронограмме, приводимой в конце каждого ходового дня (описания локального препятствия). ЧХВ – указано без учета привалов и перекусов.

 

Ориентирование.

 

Фактические GPS-координаты точек даны в системе «WGS 84» в формате ГГ.ММ,МММ.

                              

Понятия «правый» и «левый» даются орографически (если иное не указано в тексте). Понятия «правее-левее» и «направо-налево» употребляются, наоборот, по ходу движения.


Описание локальных препятствий.

Подход к маршруту.

Характеристики дня (01.08.10).

 

Подъем

-

 

Время дня

Метеорологические условия

Выход

8.35

 

Утро

облачно

Обед

13.11

 

День

облачно, дождь

Лагерь

16.56

 

Вечер

малооблачно

Отбой

22.00

 

Ночь

ясно

 



Схема 1 дня

 

Оставив заброску в т/б «Глобус» и отправив SMSку в МКК Москвы о выходе группы, начинаем движение по маршруту. От поселка вверх по долине идет хорошая грунтовая дорога (рис.1.1.)

Рис.1.1. Дол. р. Уллу-кам (Кубань)

, причем до погранзаставы почти нет набора высоты. За два перехода (1 ч. 33 мин. от поселка) доходим до шлагбаума, где у нас проверяют документы и пропуска. Сразу за заставой дорога разделяется: налево (ПХД) правым (ор.) берегом реки Уллукам и направо (ПХД) через мост – в долину реки Узункол (на альплагерь). После переправы дорога входит в лес и частым серпантином начинает набирать высоту. Еще через два перехода (1 ч. 35 мин. от пограничников, 3 ч. 08 мин. от поселка) и без того скверная (сплошная облачность, временами кратковременный дождь) погода портится окончательно, и группа делает привал, пережидая ливень под тентом. После обеда, дождавшись улучшения погоды и воспользовавшись прояснением, за один переход (30 мин. от обеда, 3 ч. 38 мин. от поселка) доходим до ворот альплагеря «Узункол» (GPS-координаты N 43.17.042 E 42.10.340). Лагерь, определенно, пользуется популярностью (рис.1.2.)

Рис.1.2. Альплагерь «Узункол»

– большое число спортсменов-горовосходителей, платок (не видно свободного места) явно подтверждают это. Благодаря удобному расположению альпбаза – хорошее место для организации забросок, проведения дневок (есть душ). Дорога до альплагеря хорошая, возможен трансфер (на стоянке были замечены даже легковые автомобили), но необходим пропуск в погранзону.

 


1. Перевал Черенкол.

 

Категория трудности

1А (фактическая)

1А* (по классификатору).

Высота

3257 м. (по GPS)

3300 м. (по классификатору).

Характер перевала

Осыпной (по факту прохождения)

Снежно-осыпной (по классификатору).

Расположен

В восточной части хр. Куршо (северный отрог ГКХ), между в. Узловая и Кругозор Мырды. Соединяет верховья долин р. Черенкол (притока р. Кубань) и р. Мырды (притока р. Кубань).

Ориентация

Север – Юг.

Координаты по GPS

N 43.17.250 E 42.07.802.

Прохождение

30-31 июля 2012 года со стороны долины р. Мырды.

Описание дается от а/л «Узункол» до верховьев долины р. Черенкол.

Снята записка

Группы туристов г. Николаев (Украина) от 22 июля 2012 года.

Необходимое снаряжение

Каски, альпенштоки или треккинговые палки.

Примечания

Для прохождения перевала целесообразно иметь веревки.

 

Альплагерь – подходящее место, чтобы оставить заброску (сюда заезжают даже на легковых машинах), устроить дневку (есть душ). Однако планы у группы совершенно иные – надо подняться в дол. р. Мырды как можно выше, поэтому здесь не останавливаемся. Переправившись по хорошему мосту на территории альпбазы на левый (ор.) берег р. Узункол, продолжаем свой путь по хорошей грунтовой тропе. Чуть выше альплагеря, на небольшой лесной полянке, летняя сторожка пограничников. Здесь развилка троп: по левой (ПХД), переправившись через р. Узункол чуть ниже слияния, можно попасть в дол. р. Кичкинекол, по правой (ПХД), преодолев крутую устьевую ступень, - в дол. р. Мырды. На границе леса на подъеме встречаем пограннаряд, предоставляем необходимые документы еще раз. Выше характер рельефа заметно меняется – буйная горная речка, встречаемая ниже, течет спокойной в широком русле. У первого коша по хорошему подвесному мосту переправляемся на правый (ор) берег р. Мырды. Еще через полперехода останавливаемся на хорошей травянистой лужайке (51 мин. от альплагеря, 4 ч. 29 мин. от пос. Хурзук), решаем заночевать здесь (GPS-координаты N 43.16.075 E 42.08.876). Далее, за прижимом у второго коша, по бревнам и доскам тропа переходит на левый (ор.) берег, где найти место для лагеря сложно (река, оправдывая свое название, разливается на большое число проток, сильно заболачивая луговину). Воду для готовки можно брать из реки (достаточно мутная), либо сходить к ручью, стекающего из цирка пер. Черенкол-Беляева (5 мин. от ночевок в одну сторону).

 

Ходовая часть

 

Участок движения (ориентир)

Расстояние, м.

Время движения

Примечание

Пос. Хурзук – погранзастава дор. р. Узункол

6 762

8.35 – 9.20

9.40 – 10.04

10.15 – 10.39

Заброска еды на второе кольцо в турбазу «Глобус»

Погранзастава дол. р. Узункол – а/л «Узункол»

10 988

10.47 – 11.12

11.27 – 12.00

12.34 – 13.11

14.42 – 15.12

Обед (в лесу, пережидая непогоду)

а/л «Узункол» – травянистые площадки у прижима дол. р. Мырды

4 159

15.50 – 16.15

16.30 – 16.56

 

Итого за день:

21 909

4 ч. 29 мин.

 

 

Характеристики дня (31.07.12).

 

Подъем

6.30

 

Время дня

Метеорологические условия

Выход

8.15

 

Утро

ясно

Обед

13.53

 

День

ясно

Лагерь

18.02

 

Вечер

малооблачно

Отбой

22.00

 

Ночь

малооблачно

 



Схема 2 дня

С места ночевки (травянистые площадки у прижима правого (ор.) берега р. Мырды) по тропе выходим ко второму кошу. Тут организована хорошая переправа (бревна и доски) через реку на левый (ор.) берег (рис.1.3.)

Рис.1.3. Переправа через р. Мырды

. Левый (ор.) приток напротив второго коша указывает направление дальнейшего подъема (рис.1.4.)

Рис.1.4. Устьевая ступень из дол. р. Мырды

.
Вариантов преодоления крутой устьевой ступени ручья два: левее (ПХД) русла широкими зигзагами по травянистому склону, обходя крутые скальные выступы (синий пунктир), либо (согласно схеме Ляпина) по косогору левого (ор.) берега в направлении «островков» хвойных рощиц. Поиски тропы на подъем не увенчались успехом, поэтому выбор пути подъема был не принципиален. Хотя второй вариант более крутоват (местами попадаются участки до 40°) , но при движении наверх разница несущественна. За три (достаточно изнурительных) перехода (2 ч. 44 мин. от ночевок) группа проходит первую ступень и попадает в висячую долину притока (рис.1.5.)

Рис.1.5. Выход в цирк пер. Черенкол

. Отсюда открывается великолепные панорамы ГКХ (рис.1.6.)

Рис.1.6. Панорама ГКХ

в верховьях дол. р. Мырды (рис.1.7.)

Рис.1.7. Верховья р. Мырды

. Движемся левым (ор.) берегом ручья по пологой террасе, но без тропы. Еще через два перехода (4 ч. 32 мин. от ночевок) у ручья устраиваем обеденный перерыв. После обеда за один переход (15 мин., 4 ч. 47 мин. от ночевок) выходим к удобному месту для лагеря (GPS-координаты  N 43.16.774 E 42.07.885) – хорошие площадки для палаток и вода в ручье совсем недалеко. Отсюда уже видны седловины перевалов Черенкол (рис.1.8.)

Рис.1.8. Цирк пер. Черенкол и пер. Беляева

и Беляева и возможные пути подъема (рис.1.9.)

Рис.1.9. Пер. Беляева и подъем из дол.р. Мырды (вид с пер. Черенкол)

. Выход в цирк перевала: сначала по средней осыпи, затем по снежнику прямо к перевальному взлету.

Примечание: с южной стороны ярко выраженной седловины не наблюдается, а наиболее логичный вариант подъема (как оказалось позже) выводит на гребень сильно (50-70 м.) восточнее тура (правильный путь показан синим пунктиром)

 

Перевальный взлет: травянисто-осыпной склон (300-400 м.) крутизной до 35° (в правильном месте – осыпной кулуар аналогичной крутизны). Траверсом гребня (стоит уделять внимание сильно выветренным, «живым» скалам) выходим к туру (30 мин. от верхних ночевок, 5 ч. 02 мин. от дол. р. Мырды).

 

Перевальная седловина: узкий участок скального гребня, воды и мест для лагеря нет (рис.1.10. и 1.11.)

Рис.1.10. Группа на пер. Черенкол

,


Рис.1.11. Группа на пер. Черенкол

.

 

Спуск с перевала: участок разрушенных скал (ок. 50 м. крутизной 30-35°), проходимый плотной группой (сильно сыпет) (рис.1.12.)

Рис.1.12. Спуск с пер. Черенкол, участок крутой осыпи

.

 

Ниже – средняя осыпь (100-150 м. крутизна 25°) (рис.1.13.)

Рис.1.13. Спуск с пер. Черенкол (дол. р. Черенкол)

, переходящая в снежник, выводящий в основную дол. р. Черенкол. После преодоления наиболее крутого участка спуска решаем без сильной потери высоты выходить на северо-восток. Подобный вариант прохождения последовательности перевалов Черенкол – Плевако весьма популярен и наиболее логичен. Также это позволяет участникам в начале похода вспомнить навыки движения траверсом по средней и мелкой осыпи (рис.1.14.)

Рис.1.14. Траверс от пер. Черенкол

, снежникам (местами попадаются достаточно крутые участки – до 30°). Редкие выходы скал легко обходятся лавированием по средней осыпи. Направление траверса – на большой камень у границы двух морен (GPS-координаты N 43.17.688 E 42.07.749). Здесь (рис.1.15. и 1.16.)

Рис.1.15. Путь с пер. Черенкол на ночевки и пер. Плевако

,


Рис.1.16. Путь с пер. Черенкол на ночевки и пер. Плевако (вид с ночевок)

есть ночевки с площадками на 4-5 палаток, вода недалеко в ручье (1 ч. 28 мин. от седловины).

 

Итоги, выводы, рекомендации по пер. Черенкол.

Перевал соответствует сильной 1А к.т. В сложных погодных условиях склоны могут потребовать провешивания перил, что, возможно, повысит его категорийность. Отдельное внимание стоит уделять камнепадоопасности перевала. Рекомендуется в качестве локального препятствия в походах от 1 к.с., но не в качестве первого перевала.

Примечание: прохождение перевала с юга, описанное выше (с траверсом гребня), не вносит серьезных изменений в категорию сложности препятствия.

Ходовая часть

 

Участок движения (ориентир)

Расстояние, м.

Время движения

Примечание

Травянистые площадки дол. р. Мырды – обед у ручья

2 824

8.15 – 9.22

9.33 – 10.09

10.24 – 11.25

12.05 – 13.53

 

Обед у ручья – седловина пер. Черенкол

936

14.45 – 15.00

15.15 – 15.30

 

Седловина пер. Черенкол – ночевки на морене дол. р. Черенкол.

1 140

16.30 – 18.02

 

Итого за день:

4 900

5 ч. 34 мин.

 

 


2. Перевал Плевако.

 

Категория трудности

2А (фактическая)

1Б* (по классификатору).

Высота

3393 м. (по GPS)

3500 м. (по классификатору).

Характер перевала

Ледово-осыпной.

Расположен

В восточной части хр. Куршо (северный отрог ГКХ), в северо-восточном отроге в. Мурсалы. Соединяет верховья долин р. Черенкол (притока р. Кубань) и р. Мурсалы (притока р. Кубань).

Ориентация

Северо-запад – Юго-восток.

Координаты по GPS

N 43.18.345 E 42.07.020.

Прохождение

1 августа 2012 года со стороны дол. р. Черенкол.

Описание дается от ночевок на морене дол. р. Черенкол до ночевок на морене дол. р. Мурсалы.

Снята записка

Группы туристов г. Николаев (Украина) от 21июля 2012 года.

Необходимое снаряжение

Каски, ледорубы, кошки, веревки, карабины, ледобуры (8-10 шт.).

Примечания

 

 

Характеристики дня (01.08.12).

 

Подъем

6.30

 

Время дня

Метеорологические условия

Выход

8.50

 

Утро

ясно

Обед

15.15

 

День

облачно, дождь

Лагерь

15.15

 

Вечер

облачно, дождь

Отбой

22.00

 

Ночь

малооблачно

 



Схема 3 дня

С места ночевки у большого камня между моренами в верховьях дол. р. Черенкол (GPS-координаты N 43.17.688 E 42.07.749) седловина пер. Плевако видна на северо-западе чуть левее характерного «рыжего склона» (пер. Плевако Северный) у «скального зуба» северо-восточного отрога в. Мурсалы (рис.2.1.)

Рис. 2.1. Путь с пер. Черенкол на ночевки и пер. Плевако

.  

 

По камням крупной осыпи за два перехода (1 ч. 33 мин. от стоянки), лавируя между моренными холмами, подходим под перевал (рис.2.2)

Рис.2.2. Подход к пер. Плевако

. Решаем не идти «в лоб» по осыпному кулуару (хороший вариант для спуска в эту сторону, но сильно сыпет), а подниматься вначале чуть правее (ПХД) его широкими зигзагами по травянисто-осыпному склону (местами до 30°).

 

Перевальный взлет: скально-осыпной кулуар (ок. 50 м.) крутизной до 40°, подъем на личной технике (гимнастическая страховка) занимает около 30 мин. (рис.2.3. и 2.4.)

Рис.2.3. Перевальный взлет пер. Плевако



Рис.2.4. Кулуар на подъем пер. Плевако

 

Перевальная седловина: узкий скальный гребень, воды и мест под палатки нет (рис.2.5., 2.6. и 2.7.)

Рис.2.5. Группа на пер. Плевако (косая полка у гребня)

,

Рис.2.6. Группа на пер. Плевако

,

Рис.2.7. Группа на пер. Плевако

.

 

Спуск с перевала: сильноразрушенные скалы (косая полка ок. 50 м., до 50°), открытый ледник (рис.2.8.)

Рис.2.8. Спуск в дол. р. Мурсалы

.

 

На перевале надеваем системы, и готовим «железо». Начало спуска (рис.2.9.)

Рис.2.9. Первая веревка

: первая веревка (50 м.) до выхода на ледник. Крепление расходной петлей вокруг скальных зубьев (внимание: «живые» камни!). Длины веревки как раз хватает до ранклюфта (глубиной менее полуметра). По нему уходим правее (ПХД), чтобы укрыться за небольшим скальным «козырьком» и уйти от направления падения камней спускающихся. Ранклюфт постепенно вырождается, приходится организовать станцию из двух ледобуров уже на льду.

Ниже открытый ледник крутизной 35-40° (на станции надеваем кошки). Второй веревки (50 м.) (рис.2.10.)

Рис.2.10. Вторая веревка

не хватает до выполаживания ледника, приходится делать станцию (два сблокированных ледобура) и кидать еще 30 м. для преодоления бегршрунда (в августе он открыт, но можно найти надежные снежные мосты) (рис.2.11.)

Рис.2.11. Перевальный взлет с севера

. Последний – на три такта с нижней страховкой и промежуточной точкой страховки (1 ледобур) посередине веревки.

 

 

Здесь можно немного передохнуть и разведать направление спуска ниже. Погода начинает портиться, периодически проходят облака, сильно ухудшая видимость, начинает моросить дождь. Небольшое снежное поле (проходим в связках) круто (до 40°) обрывается вниз открытым ледником (рис.2.12.)

Рис.2.12. Крутой участок ледника, первая веревка

(сверху плохо видно, но весь склон обильно изрезан трещинами, перекрываемыми снежно-ледовыми карнизами (рис.2.13.)

Рис.2.13. Зона трещин (станция и перестежка)

).

 

Спускаться лучше правее (ПХД), ближе к скальным выходам (рис.2.14.)

Рис.2.14. Крутой участок ледника, вторая веревка

, здесь положе и меньше разрывов, однако, тут совсем нет снега, а со скального гребня непрерывно сыпет. Учитывая малый опыт хождения участников похода в кошках, погодные (моросящий дождь) и снежные (открытый ледник средней крутизны) условия, развязываемся и спускаемся вниз по перилам (крепление на сблокированных ледобурах, последний на три такта с нижней страховкой). До выполаживания (ок. 25°) и выхода из зоны трещин пришлось «кинуть» 4 веревки (суммарно еще 150 м. перил).

 

Ниже движение в кошках, затем, сняв их, по крупной и средней осыпи, зачехляющей ледник. Спускаемся в направлении озерца, однако хорошие места для ночевок можно найти и раньше (рис.2.15.)

Рис.2.15. Пологий участок ледника, ночевки

– на большом моренном холме. (GPS-координаты N 43.18.675 E 42.06.931) (2 ч. 43 мин. от седловины). Погода окончательно испортилась, поэтому решаем ставить лагерь здесь: хорошие песчаные площадки для палаток (лучше ставить их повыше и немного «окопать») и вода в ручьях на леднике.

 

Итоги, выводы, рекомендации по пер. Плевако.

Перевал соответствует сильной 1Б к.т. Учитывая погодные и снежные условия, трудность локального препятствия была 2А (7 веревок, суммарно ок. 250 м. перил). Группам, проходящим его, необходимо закладываться на повышенную сложность, особенно в конце сезона. Перевал можно советовать группам для проверки ледовой техники участников, проведения ледовых занятий в походах от 3 к.с. Учитывая обстановку этого года рекомендуем пересмотреть категорию трудности перевала в сторону увеличения (с 1Б* до уверенной 2А).

Примечание: при прохождении перевала со стороны дол. р. Мурсалы, подъем в хорошую погоду может быть проще (достаточно личной техники и грамотного лавирования в зоне трещин)(рис.2.16. и 2.17.)

Рис.2.16. Схема спуска на север, вид с ночевок

,

Рис.2.17. Пер. Плевако, в. Мурсалы и Куршо вид с ночевок

.

 

Внимание: при спуске на северо-запад подходить вплотную к правому (ПХД) скальному склону не следует – все время движения по леднику и с мест ночевок тут наблюдались камнепады (скорее всего, вследствие ненастной погоды).

 

Ходовая часть

 

Участок движения (ориентир)

Расстояние, м.

Время движения

Примечание

Ночевки на морене дол. р. Черенкол – седловина пер. Плевако

1 767

8.50 – 9.50

10.11 – 10.44

11.00 – 11.30

 

Седловина пер. Плевако – ночевки на морене дол. р. Мурсалы

1 094

12.32 – 15.15

 

Итого за день:

2 861

4 ч. 06 мин.

 

 


3. Перевал Спортклуба МИФИ + вершина Мурсалы.

 

Категория трудности

2А (фактическая и по классификатору).

Высота

3576 м. (по GPS)

3550 м. (по классификатору).

Характер перевала

Снежно-ледовый-осыпной (по факту прохождения).

Расположен

В восточной части хр. Куршо (северный отрог ГКХ), в перемычке между в. Мурсалы и в. Куршо. Соединяет верховья долин р. Мурсалы (притока р. Кубань) и р. Джалпакол (притока р. Гондарай).

Ориентация

Север – Юг.

Координаты по GPS

N 43.18.160 E 42.06.580.

Прохождение

2-3 августа 2012 года со стороны р. Мурсалы.

Описание дается от ночевок на морене дол. р. Мурсалы до турбазы «Глобус» (слияние р. Гондарай и р. Махар).

Снята записка

Группы туристов г. Николаев (Украина) от 21 июля 2012 года.

Необходимое снаряжение

Каски, ледорубы, кошки, веревки, карабины, ледобуры (8-10 шт.).

Примечания

 

 

Характеристики дня (02.08.10).

 

Подъем

7.00

 

Время дня

Метеорологические условия

Выход

9.10

 

Утро

ясно

Обед

17.30

 

День

облачно

Лагерь

19.03

 

Вечер

малооблачно

Отбой

22.00

 

Ночь

ясно

 



Схема 4 дня

С места ночевки (моренный холм ледника под пер. Плевако, GPS-координаты N 43.18.675 E 42.06.931) спускаемся вниз, обходя небольшой северный отрог в. Мурсалы, в направлении одноименного ледника (весь путь хорошо просматривается с места лагеря)(рис.3.1.)

Рис.3.1. Выход к лед. Мурсалы (вид с ночевок)

. Подойдя к глетчеру (45 мин. от ночевок), надеваем системы и кошки, но не связываемся, а движемся группой вверх. Ледник в нижней части открыт и представляет собой склон в 25-30° (рис.3.2.)

Рис.3.2. Лед. Мурсалы (нижняя часть)

. Подниматься лучше по центру языка по линии падения воды – там меньше угол и нет трещин (рис.3.3.)

Рис.3.3 Лед. Мурсалы (нижняя часть)

. За переход (40 мин. от выхода на ледник, 1 ч. 25 мин. от лагеря) выбираемся на огромное снежно-ледовое плато лед. Мурсалы. Глетчер здесь полностью открыт и сильно изрезан трещинами. Движение по этому участку на личной технике плотной группой, лавируя между трещинами и перепрыгивая их в узких местах (менее 0.5 м.). Постепенно ледник «зачехляется» снегом, поэтому связываемся и продолжаем движение с одновременной страховкой (есть трещины). Направление – на характерный снежно-ледовый склон (рис.3.4.)

Рис.3.4. Схема движения на пер. ск МИФИ (участки перил)

в восточной части скальной перемычки между в. Мурсалы и в. Куршо. Чуть западнее – седловина пер. Невский (2А) (выглядит очень устрашающе из-за темных осыпных конусов на снегу), еще дальше (прямо у вершины Куршо) – пер. Мурсалы (1Б)(рис.3.5.)

Рис.3.5. Верховья лед. Мурсалы

.

 

Подъем наверх достаточно очевиден: сначала левее (ПХД) ледовых выходов по снегу (рис.3.6. и 3.7.)

Рис.3.6. Начало подъема

,


Рис.3.7. Обход трещин

(ближе к скалам в. Мурсалы), переправляясь через разрывы по снежным мостам (попеременная страховка), выше большой трещины забирая направо (ПХД) (от скал на среднюю часть ледника). 

 

Постепенно толщина снежного покрова уменьшается, что не позволяет чувствовать себя уверенно в связках (рис.3.8.)

Рис.3.8. Выход на лед

(при общей крутизне склона в 30° существует опасность срыва на открытую и более крутую часть глетчера с трещинами), приходится вешать перила. Разумнее от скал в. Мурсалы (где крутизна начинает увеличиваться) выйти на среднюю часть склона, провешивая первую веревку не напрямую вверх, а немного налево (ПХД) на большой ледовый «лоб» (рис.3.9.)

Рис.3.9. Первая веревка

(ок. 50 м., движение первого с ледовым инструментом с нижней страховкой, крепление перил и промежуточных точек на ледобурах).

Отсюда можно начать подъем строго вверх (рис.3.10. и 3.11.)

Рис.3.10. Вторая и третья веревка

,


Рис.3.11. Третья веревка

(2 веревки, ок. 80 м., действия группы и первого аналогичны). Постепенно склон снова становится снежным, приходится чистить площадки под станции, докапываясь до хорошего льда ледорубами. Последнюю веревку (ок. 50 м.) (рис.3.12.)

Рис.3.12. Четвертая веревка и бергшрунд

до ледового перегиба крепили на станции из 2 ледорубов (глубокий снег). Стоит обратить внимание на переправу через верхний достаточно широкий (до 1 м. между краями) бегршрунд. Препятствие лучше преодолеть левее (ПХД) ближе к скалам в. Мурсалы, где он надежно забит  снегом.

Итого ок. 180 м. перил и 4 ч. 55 мин. от выхода на ледник (5 ч. 40 мин. от ночевок). После ледового перегиба пологий снежный склон выводит на скальный гребень. Перед седловиной большая снежная мульда с озерцом (рис.3.13.)

Рис.3.13. Перевальная мульда

 

Перевальная седловина: неширокий скальный гребень, есть хорошие места под 3-4 палатки (укрыты от ветра гребнем с юга и краями мульды с севера), вода в озерце. Перевальный тур ближе к скалам в. Мурсалы в минимальной точке седловины (рис.3.14. и 3.15.)

Рис.3.14. Группа на пер. ск МИФИ

,


Рис.3.15. Группа на пер. ск МИФИ

.

С перевальной седловины несложным скальным маршрутом можно подняться на в. Мурсалы.

 

Часть 2 >>>>>>>>>>>>


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2019 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100