Автор: Алексей Школьный, Краснодар

К Муруджинским озерам

Давно уже меня интересовали озера, лежащие в долине реки Улу-Муруджу Тебердинского заповедника - Черное и Голубое. Год назад я впервые их увидел на фотографиях, пересмотрел немало отчетов туристов, побывавших в тех местах, но организоваться для посещения как-то не получилось. Спустя год все удалось. В августе я участвую в походе по Хибинам и искать спутников на озера мне даже не пришлось - я позвал будущих участников этого мероприятия. У женской половины группы вырваться в Теберду не получилось, поэтому к Муруджинским озерам мы отправились небольшой мужской компанией - заядлый турист и путешественник Дима Резниченко carduus_crispus, детский врач Сан Саныч и я.

Наша поездка проходила в форме разведки, на озерах мы пробыли не очень много времени, ночевали внизу в долине. Но кое-какие фотографии я все же сделал, и собрал немного материалов об этих необыкновенно красивых местах.

Река Улу-Муруджу течет в горах Западного Кавказа, на территории Тебердинского биосферного заповедника, и в 14 километрах от своих истоков впадает в реку Теберда. Долина реки Улу-Муруджу - висячая, т.е. ложе не сливается с ложем главной долины (Теберды) на одном уровне, а заканчивается выше ее. Перепад высоты долин составляет около 400 метров. Такие долины часто встречаются в горах, это следствие оледенения, когда из за эрозии долины одних рек переуглубляются относительно меньших долин других рек-притоков.

Подьем в долину Улу-Муруджу начинается немного в стороне от места впадения ее в Теберду и проходит по красивому хвойному лесу. Поначалу тропа достаточно крута, необходимо за 2,5 км пути набрать высоту в те самые 400 метров до начала долины. Петляя по лесу, тропа выводит в долину, к берегу реки, спрятавшейся в красивейшем переувлажененном пихтарнике.

необыкновенное место открывается взгляду путника. Все вокруг покрыто настоящим ковром из мха.

Дальше подъем по долине не крут, набор высоты плавный, почти до самых истоков Улу-Муруджу. Лес с набором высоты в ложе долины исчезает, сначала он встречается только островками, а затем остается только на склонах хребтов - преимущественно это березовое криволесье.

Через 12 км пути тропа приводит к большому камню посреди долины, очень интересной формы. Камень, на мой взгляд, похож на голову какого-то окаменевшего бойца в буденовке :)

Здесь, или через несколько сот метров, перейдя реку Улу-Муруджу можно остановиться на отдых, или на ночлег. В нашем случае, начался дождь и мы решили остановиться на ночевку, и поставили палатку рядом с камнем. У нас было запланировано достаточно времени на неспешную прогулку к озерам, поэтому на следующий день мы не стали просыпаться рано, и вышли из лагеря к озерам часов около 9-и. Если бы в этот день нам необходимо было возвращаться назад в Теберду, выходить пришлось бы, конечно, очень рано, еще засветло.

От ночевок в ложе долины есть 2 общепринятых маршрута к озерам. Один ведет к Черному Муруджинскому озеру, другой - к Голубому. Мы пошли тем, который нам подсказали в заповеднике, к Черному. Вот, на фотогографии можно увидеть северный склон хребта, разделяющего долину рек Улу-Муруджу и Гоначхир - именно на нем, в этом месте, спрятались озера:

Подьем к озеру крутой, проходит сначала по каменистым осыпям, а затем по травянистому склону. Осыпи, по которым проходит путь, среднеобломочные - сложены они крупным щебнем и небольшими глыбами. Местами осыпи действующие, лишены растительного покрова и подвижные. В средней части склона осыпи так называемые затухающие - им свойственно развитие растительности и слабого дернового слоя, и они практически неподвижны. Так или иначе, а этот неприятный путь нужно проделать чтобы подняться к озерам. Тропа между осыпями не читается, но для верности пути она и не нужна - на осыпях достаточно туров, сложенных из камней, по которым можно ориентироваться при подьеме.

При выходе на травянистый склон, тропа возобновляется, но искать ее не обязательно, достаточно ориентироваться на ручей, который с этого места уже хорошо видно - он будет немного левее общего направления движения.

Если направиться максимально влево в направлении скал, то можно выйти к двум небольшим озерцам, которые лежат в маленьком каре и питаются за счет этого ручья. Рядом есть исключительно уютное место под стоянку, не зря его Дима carduus_crispus сравнил с колыбелью. Место интересное (фотографий нет, поленился доставать из рюкзака), но расположено не очень удобно - до Черного и Голубого озер остается совсем немного пути, и здесь останавливаться на ночевку, на мой взгляд, имеет смысл лишь в случае если на подьеме застала непогода.

Дальнейший подьем совершается по направлению к ручью. Кстати, этот ручей не просто вытекает из озера, а бьет ключом прямо из склона ниже озера, пробиваясь через моренный вал.

После подьема, открывается вид на Черное Муруджинское озеро. Озеро - каровое, расположенное в естественном чашеобразном углублении (каре), оставшемся после таяния ледника. В интернете указываются различные данные о глубине Черного озера, но на подходах к озеру мы встретили группу парней, возвращающихся с замеров глубины озер. По их словам, максимальная глубинаа озера составляет 29 метров. Голубое озеро еще глубже, его глубина более 50 метров. Но, следует иметь ввиду, что глубина озер непостоянна, зависит от времени года, уровня осадков и может колебаться в пределах нескольких метров.

Муруджинские озера - самые большие в Тебердинском заповеднике. Площадь Голубого озера - около 18 гектар, Черное же поменьше, но тоже впечатляет своими размерами.

Для того, чтобы посмотреть Голубое Муруджинское озеро, необходимо обойти Черное озеро и подняться на перемычку между озерами. Кстати, эта перемычка между озер с набором высоты в 100 метров классифицируется как перевал категории 1А. Высота - 3000 метров.

После подьема на перемычку, открывается вид на Голубое Муруджинское озеро, необыкновенной красоты:

А вот цилиндрическая flash-панорама с перемычки между озерами (наведя мышку и кликнув по панораме, можно вращать изображение):

К Голубому озеру можно спуститься по маршруту, указанному в ссылке. Далее, по длинной осыпи спуститься вниз в долину реки Улу-Муруджу. Мы, однако, решили к Голубому озеру не спускаться и вернулись в лагерь той же дорогой.

Некоторая статистика маршрута:
  • Общая длина трека от долины Теберды до озер: 17 км
  • Максимальная высота: 3100 метров
  • Набор высоты в висячую долину Улу-Муруджу: 400 метров
  • Набор высоты от стоянки до озер: 600 метров

• Читайте на Mountain.RU:

Турпоход по Западному Кавказу. "Тхач - Агиге- мал.Бамбак"

Красота какая!

Красо-ТЫЩА!..

молодцы!

Отличные снимки сказочного леса!!! А когда ходили? удалось ли избежать встречи с лесниками/егерями? они сейчас пристально следят за ущельем и в июне 2 часа пришлось на них потратить, чтобы все-таки пройти.

Как же вы прошли?

Сейчас в этой части заповедника уже не зона покоя?