Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Полезное > Снаряжение >


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Сергин Константин Горный Клуб МГУ, г. Москва

О живучести бензиновых и мультитопливных горелок «MSR» и «PRIMUS» в горных походах

Читайте на Mountain.RU отзыв о горелках в статье:
Снаряжение. Обзор, замечания, пожелания, Анатолий Джулий, г. Москва
На протяжении почти двух месяцев 2005 г. мне пришлось тесно "общаться" с горелками этих двух фирм. Еще весной в Горном Клубе МГУ было решено не везти газ в поезде. Слишком уж целенаправленно его стали искать на таможнях. Заказать приличный газ в Бишкеке или Караколе, куда мы ехали, не удалось, поэтому некоторые группы пошли на бензине, а остальные заказали "дихлофосы" с бутаном.

Группа, которую я вел в поход 4 к.с. по Терскей-Алатау, купила 2 мультитопливные горелки Primus. Советские примусы "Шмель", которые я использовал в прошлом веке в детских походах, современными студентами были признаны слишком сложными. В августе я пошел участником в "пятерку" под рук. Зеленцова Д.Ю. в районе пиков Победы и Хан-Тенгри. Там было две горелки: «MSR XGK Expedition» и «Primus Omni Fuel».

Но начну с начала. Приехав в Киргизию, мы купили бензин АИ-93 по дороге из Бишкека в Каракол. Сказать, что бензин напоминал мочу страдающего болезнью почек осла, это еще безбожно польстить этой жидкости. Но, раз горелки умеют и на солярке работать, ничего страшного, решили мы. (В инструкции мы прочитали только раздел, как горелку запускать. И поплатились за это) Дня через 3-4 начались проблемы сначала у одной горелки, а через день - и у второй: они стали терять мощность. Чистили жиклеры (форсунки) - помогло. Но дня через три обе горелки полностью вышли из строя. Через нержавеющую трубку, в которой находится стальной трос, перестал проходить бензин. Что совсем печально, этот самый трос, предназначенный для прочистки этой нерж. трубки, не удалось сдвинуть с места в обеих горелках.

Отчаявшись вытащить трос и прочистить трубку, в одной горелке мы распилили эту трубку в двух местах, изъяв участок длиной не больше сантиметра, в котором трос прикипел намертво. В обеих горелках это произошло в одном месте: где трубка образует полукольцо для подогрева топлива, в начале этого кольца. Распиленную трубку соединили ПХВ трубкой и эксплуатировали горелку без подогрева. Чтобы добиться устойчивой работы, увеличили рефлектор.

Похожая ситуация была в другой группе с еще двумя, идентичными нашим, горелками «Primus Multi Fuel». Только там их не довели до такого состояния, а хоть и с трудом, но вытащили пассатижами тросы и прочистили.

Для следующего похода ("пятерка" в августе) мы купили в Караколе бензин АИ-80 и флакон 150-200 мл присадки для инжекторных двигателей фирмы «STS». Флакон рассчитан на 40 л, мы же развели в 25 литрах. Бензин был на вид нормальный, прозрачный. Горелка «MSR XGK Expedition» была совершенно новой, а вот «Primus Omni Fuel» уже прошла поход в группе Савенкова К. и работала на вышеупомянутой "ослиной моче". Горелка осталась в рабочем состоянии благодаря полной разборке и чистке через день.

Теперь же, в "пятерке", то ли бензин оказался чистым, то ли присадка помогла, то ли все вместе, но горелки работали хорошо, не закоксовываясь. «Primus Omni Fuel» все равно чистили через день для профилактики, а у «MSR XGK Expedition» только трос вытаскивали при отсоединении баллона.

Правда, через неделю «Primus Omni Fuel» сломался бесповоротно: при попытке открыть запорно-регулировочный винт он сломался по резьбе, и кусок его остался внутри горелки, не извлекаемый нашим инструментом.

Чтобы как-то поправить ситуацию, из жиклера для дизтоплива горелки «MSR», титановой трубки от самодельного снегоступа, тросика от закладки, баллона с насосом и гибкого шланга от горелки «Primus» была сделана "Драконья Глиста". Конец с жиклером клали на горелку «MSR» , которая разогревала "Глисту", и та давала довольно приличный факел синего пламени. Но, к сожалению, часто засорялась.

Горелка «MSR XGK Expedition» проработала весь поход, хотя несколько раз ее разбирали: вывинчивали жиклер. Этому причиной была неприятная особенность - игла с грузиком, что внутри жиклера и служит для прочистки отверстия, изредка "залипает" и горелка не развивает полной мощности или пламя срывается. Иногда хватало стукнуть горелкой о камень, чтобы игла села на место.

Такие же горелки («MSR XGK Expedition») были в группе, которая ходила в соседнем районе и в те же сроки. По их отзывам, горелки приходилось чистить через день. Что тому причиной - худший бензин, отсутствие присадки или сами горелки, трудно сказать. Но горелки все-таки проработали весь поход и остались в рабочем состоянии.

РЕЗЮМЕ, или на что обратить внимание при выборе и эксплуатации горелки (и не только бензиновой):

1. Считаю, что горелка «MSR XGK Expedition» более приспособлена для нашей действительности: разъемное соединение горелки с насосом легко и удобно разбирается и собирается, что позволяет вытаскивать без всяких инструментов чистящий трос после каждого использования. Проделать аналогичную операцию с «Primus Multi Fuel» можно только с помощь гаечного ключа. При этом ухудшается с каждой разборкой уплотнение и портится очень тонкая резьба.

2. На новое, непривычное снаряжение обязательно надо ПОЛНОСТЬЮ прочитать инструкцию.

3. Испытание перед походом на тренировочных выходах, приближенных к реальным условиям (в данном случае - две горелки под одной "клавой", кастрюлей большой емкости, ветрозащитный экран и базальтовая ткань сверху), - обязательно, но не панацея.

4. Желательно найти человека, который работал в походе с таким устройством, и дотошно его "допросить" под запись. Добытые сведения рассказать всей группе.

5. Помнить, что "буржуйские" горелки не рассчитаны на большие группы и почти ведерные емкости. Значит, выбирайте самые "кондовые", с большим запасом прочности и по перегреву, и по всему прочему.

6. Желательно назначить "примусолога" - толкового человека, не обязательно реммастера, но с руками, растущими из нужного места.

7. Бензин в Азии выбирайте пониже октановым числом: 76, 80. Все равно АИ-92 и выше делают на месте из А-76, добавляя присадки со свинцом.

8. Судя по всему, присадки для инжекторных двигателей фирмы «STS» (есть аналог фирмы «WYNN'S»), помогают бороться с отложениями всяких тяжелый фракций в каналах горелок. Рекомендуем попробовать. Помните только, что присадки токсичны. Впрочем, местный бензин марок выше А-76 скорее всего содержит присадку тетраэтилсвинца (ТЭС) для повышения октанового числа. И токсичен сам по себе.

9. Не отчаивайтесь, если горелки у вас сломались. Где есть конский/коровий навоз, там можно готовить на кизяке, политом бензином. Горит великолепно, даже не очень сухой.

10. Расход бензина с нормально работающими горелками на группу 6 чел, скороваркой 6 л, и каном под чай 5 л, получался такой: 480-540 мл в день при готовке из воды и 780-900 мл в день при топке снега. (Утром и вечером: каша+чай, обед: чай или суп или оба.)

11. Несмотря на то, что газ в поездах теперь провозить сложнее (или дороже, ибо по итогам этого сезона понятно, что за взятку газ легко пропускают), следующим летом я хочу идти на газе, а не на бензине.


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2017 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100