Руководитель: С.Наседкин, Москва

Отчет о горном походе 5 к.с. по Памиру летом 2013. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

Дневник похода и технические описания

День 0

14.07.2013 Ош - застава Бардобо - р. Атджайло

Погода пасмурная, дождь.

Пахомов Дима, Аня Карцева и Сергей Рябов прилетели в Ош 13 числа, активно закупали и паковали продукты эти два дня до прилета второй части группы. Остальные прилетели в 5.40 утра, погрузились в бусик и приехали к ним в гостиницу Ош-Нуру, где до полудня перекидывали продукты и снаряжение по заброскам. В 12 выехали на юг в сторону заставы Бардобо (примерно 210 км) на киргизо-таджикской границе. Шоссе отличное и по расчетам мы должны там оказаться через 5-6 часов. Погода дрянь, льет мелкий дождь, переходя иногда в ливень. В 16-30 мы проезжаем Сары-Таш и сворачиваем на Памирский тракт. Качество дороги сразу резко снижается. Видно, что за ней никто не ухаживает и через несколько лет она превратится в обычную грунтовку. В 17-00 подъезжаем к заставе. Все бодро сдают паспорта руководителю для прохождения пограничных формальностей, кроме Сергея Рябова. Он никак не может найти свой документ. Час проходит в бесплодных поисках. Перерыты все рюкзаки, все баулы и мешки. Звоним в гостинницу. Паспорт находится там! Решаем отправить Серегу обратно в Ош, а самим ехать дальше и заносить заброску. Завтра он присоединится к нам.

Едем еще 6 км до места слияния рек Кызыл-Арт и Атджайло. Выгружаемся, ставим палатки. Воду, больше похожую на какао, набираем в реке, но другой нет, пьем эту после отстаивания. Идет мелкий дождь, прекратившийся к ночи. Готовим ужин и ложимся спать. Отбой в 21-00.

Время: - хч
    Расстояние: 210 км.
    Высота: 3700 м.

День 1.

15.07.2013 Д.р. Атджайло. Организация заброски.

Солнечно.

Подъем в 7-00. Выход в 9-00. Всю ночь шел дождь, наверху отроги гор покрыты снегом.

Долина реки Атджайло широкая (001, 002), однако ближе к леднику река уходит в каньон, который обходится поверху по травянистым террасам по олб.

Руководитель остается на месте ночевки для координации и присмотра за лагерем. Остальная группа разбирает заброску и выходит. Утром воды по колено, переходим поодиночке в кроссовках, предварительно сняв носки и вынув стельки, чтобы кроссовки быстрее высохли. Первые 3 километра лучше идти внизу по галечному руслу и только, когда начнутся прижимы реки, уходить вверх на травянистые террасы. Однако сегодня мы начали забирать сразу наверх и потеряли около часа ходового времени на переход промоин от ручьев, пересекающих берег. В 13-00 доходим до слияния рек Атджайло и Атджайло-2. На берегу находим большой камень с небольшой выемкой, засовываем туда мешки и закладываем их камнями. Ставим точку в GPS и выходим обратно в 13-30. В 15-30 возвращаемся обратно в лагерь. К этому времени был приготовлен обед и как раз подъехал Сергей  Рябов со своим паспортом и извинениями в виде трехлитровой банкой горячей шурпы из мяса яка. Вся группа воссоединилась! Можно выходить на маршрут. Самочувствие у всех нормальное, несмотря на заезд сразу на 3700 м. Однако решаем сегодня не выходить наверх, а переночевать здесь же, дабы лучшее акклиматизироваться.

Время: 5 хч
    Расстояние: 14 км (7 км в зачет ).
    Высота: 3700 - 3900 - 3700 м.

День 2

16.07.2013 Д.р. Атджайло.

Переменная облачность, временами дождь.

Подъем в 7-07. Выход в 9-05. Ночь звездная, без осадков.

Переходим притоки и идем по руслу реки по олб, перед прижимами сворачиваем направо на террасы. По ним доходим до заброски в 12-20. Решаем здесь пообедать, так как дальше может не быть удобных мест.

С обеда выходим в 14-19. Нам необходимо по олб р. Атджайло, выйти в д.р. Атджайло к лед. Атджайло. Справа пхд высокая осыпная стена высотой около 70 метров, забираться на неё не хочется, да и может быть небезопасно, поэтому решаем пройти берегом. Пройдя около 100 метров по низу, иногда спускаясь в воду, чтобы обойти небольшие прижимы, выходим на травянистый берег. Далее все время по олб идем вверх. Берег покрыт небольшими конгломератными камнями ( 003, 005 ) и сложности не представляет. В 16-50 подходим к языку лед. Атджайло (004), перепрыгиваем по камням на противоположный берег и встаем на ночевку. Набирать вверх не хочется, чтобы не ночевать на леднике. Начинается несильный моросящий дождь. Ужин. Отбой в 21-00.

Время: 4,5 хч

Расстояние: 9 км

Высота: 3700 - 4100 м

День 3

17.07.2013 Лед. Атджайло.

Погода ночью и утром снег, днем солнечно.

Подъем в 7-00. Завтракаем, но выходить не спешим - идет сильный снег без просветов. К 9-00 снегопад утихает и решаем идти. Собираем вещи и в 9-25 начинаем набирать наверх на лед. Атджайло. Через 30 мин выходим на правобережную морену, погода улучшается, появляется солнце. Идем еще 30 минут и выходим на ледник ( 006, 007 ). Связывается в связки. Пересекаем ледник по диагонали к левому борту. Характер ледника открытый. Подходим под левобережную морену. Поднимаемся по осыпному склону наверх и в 13-30 выходим на гребень. Решаем здесь заночевать, так как пройти перевал мы сегодня не успеем, а удобных ночевок можно не найти в рантклюфте. Плюс некоторые участники чувствуют признаки горной болезни. Вечером наблюдаем красивый закат над пиком Корженевского. Отбой в 22-00. Ночью небо с миллиардами звезд, какое бывает только на Памире.

Время: 3 хч.
    Высота: 4100 - 4500 м.

4 день

18.07.2013 Пер. Назарова - лед. Назарова.

Погода солнечная.

Подъем в 6-00. Утром при готовке у горелки перегорел шланг и бензин полыхнул неслабым факелом. Хорошо, что в ремнаборе был запасной. Долго собираемся и поэтому выход только в 8-14.

От лагеря идем сначала по гребню морены и затем спускаемся в рантклюфт (008, 009). Одеваем кошки. Идем, то выходя на ледник, то опять спускаясь на сыпуху. За 300 м до перевала проходим небольшой участок  в связках. В 10-45 подходим под перевальный взлет.

Перевал Назарова

лед. Назарова и лед. Атджайло

Описание дается от морен ледн. Атджайло до д. р. Джанайдартана

ледорубы, ледобуры, кошки, веревки, петли, личное специальное снаряжение

Взлет со стороны лед. Атджайло представляет собой осыпной склон, покрытый по описаниям мелкой спрессовавшейся сыпухой (010) и сложной для подъема (крутизна 25 град). Однако во время нашего прохождения она была довольно рыхлой и сложности не представляла. Движение плотной группой, так как встречаются участки подвижных камней. В 11-15 поднимаемся на перевал. С перевала открывается хороший вид на ледник Заблуждений и пер. Корженевского (011). Снимаем записку сборной из Новосибирска, Иркутска, Москвы от 9 августа 2012 г под рук. Яценко М. Перевал представляет собой седловину шириной 10 м с пологим снежным участком с севера шириной около 100 м. На перевале обнаружена площадка под ночевку и куча мусора и пустых газовых баллонов. Спуск начинаем в 11-55. Западный склон представляет собой снежный склон прорезанный трещинами ( 012 ). Внизу под перевалом бергшрунд. Сначала около 50 метров идем в связках вниз по перевальной седловине, затем забираем влево пхд на снежный склон. Снега по колено. Вешаем четыре веревки вниз (2*50 + 2*80) на ледорубах (крутизна 25-30 град) и дальше спускаемся в связках. Последний уходит с нижней страховкой. В принципе спускаться можно было в связках, так как снег был достаточно глубокий. Бергшрунд оказался засыпан снегом и практически не читался. В 14-00 выходим на морены в середине цирка и готовим обед.

В 16-05 выходим с обеда и начинаем спуск вниз по леднику Назарова. Идем опб долины, затем забираем немного на светлую осыпь в середину, потом снова направо. Спускаемся в русло ручья  и идем по нему, перепрыгивая небольшие прижимы по камням. В 18-00 спускаемся к лед. Корженевского, но совсем вниз не идем, так как там нет питьевой воды. К вечеру собираются облака, начинает накрапывать легкий дождь. Отбой в 21-00.

Время: 6,5 хч.
    Расстояние: 7 км.
    Высота: 4500 - 4675 - 3800 м.

5 день

19.07.2013 Д.р. Джанайдартакана - пер. Сыпучий (2А,4605) - д.р. Атджайло.

Погода в целом хорошая, переменная облачность.

Перевал Сыпучий

2А

4200 м по классификатору

4593 м по GPS

1.2.34

39 &65533&65533'55.28" N, 73&65533&65533'01.95" E

Расположен

в Заалайском хребте между п. Лагерный (4810) и п. Грот (4815)

Описание дается от д.р. Джанайдартана до р. Атджайло

Необходимое снаряжение

веревки, ледорубы, кошки, личное специальное снаряжение.

Подъем в 6-00. Выход в 8-44. Идем по долине р. Джанайдартакана по опб по галечной пойме. Участок мертвого льда обходим сверху ( 013 ). Разогнавшись, Валера и Сергей Рябов убегают вперед, и проскакивают нужный нам подъем в висячую долину. Только бегом удается их догнать. Высота начала подъема 3780 м.

Перевал из долины Джанайдартакана не виден. Начинаем в  10-16 набирать вверх по руслу ручья (014). Крутой склон висячей долины, выводящей к перевалу, обходим слева пхд, и пройдя метров 400 останавливаемся на обед на крайних моренах в 12-30. Отсюда уже хорошо виден перевальный цирк и сам перевал.

С обеда выходим в 14-12 и за 10 минут походим к крайней моренке, где связываемся в связки. Далее поднимаемся по снежному склону (глубина снега около 20 см, иногда по колено), забирая к ор лев борту долины (015). Подходя к перевалу снега становится больше, крутизна склона возрастает до 30 град. По дуге выходим на гребень правее перевала и по нему выходим на перевальную седловину в 17-45 (016). Бергшрунд не читается, полностью  засыпан снегом. Седловина плоская, шириной 7-8 м, есть места под установку палаток в мульде. Снимаем записку туристов г. Москвы под рук. Артемова И.Ю. от 26 июля 2006 г. Фотографируемся и в 18-16 начинаем спускаться вниз (017-019). Спускаемся плотной группой по скальному кулуару (крутизна 30-35 град) из породы красного цвета. Примерно за 300 м до ледника он заканчивается скальными сбросами, поэтому движение по нему до ледника невозможно! Примерно через 1 час спуска справа появляется соседний кулуар желтого цвета, уходим в него через невысокий осыпной гребень. По нему 15 минут спуска до рантклюфта и еще 10 мин до языка ледника (020,021). Осторожно! Возможно падение камней с ледника! Пройдя 200 м вниз останавливаемся в 19-30 на ночевку на ровных площадках на левом берегу. Вода в ручье неподалеку. Вечером теплая погода, кипятим несколько канов чаю, долго сидим, разговариваем. Отбой в 22-00.

Выводы: Перевал Сыпучий представляет собой несложную 2А. Для его прохождения требуется умение ходить в связках. Возможно в менее снежные годы потребуется провеска 1-2 веревок перил по ледовому склону с севера. Прохождение со стороны лед. Атджайло не рекомендуется из-за трудоемкости.

Время: 9 хч.
    Расстояние: 9 км.
    Высота: 3800 - 3750 - 4593 - 4100  м. +900/-700

День 6

20.07.2013 Р. Атджайло

Погода прекрасная.

Подъем в 7-00. Выход в 9-25.  От лагеря на олб р. Атджайло спуск по пути подъема сюда по гальке и среднего размера камням. Обходим небольшой прижим поверху по склону. В 10-00 выходим на травянистые террасы над рекой и встаем на готовых ночевках. Здесь мы проводим свою дневку. Берем пустые рюкзаки и идем за заброской. Путь туда и обратно занимает 30 минут. Оставшийся день разбираем продукты, сушим снаряжение, обедаем, ужинаем, еще раз ужинаем...

Время: менее 1 хч.

Высота: 4100 - 3900 м.

День 7

21.07.2013 Лед. Атджайло-2

Погода хорошая, во второй половине дня облачноcть.

Подъем в 6-00. Выход в 8-37. После заброски рюкзаки стали заметно тяжелее. Переходим по камням р. Атджайло и ручей, текущий по рантклюфту лед. Атджайло-2. Между ними есть площадки под ночевки. Ледник Атджайло-2 пологий в начале, засыпан некрупной осыпью, двигаться по нему не сложно (022). В цирк ледника выходим в 12-30 (023). Встаем на обед. Пока обедаем снизу начинает наползать тучи. Решаем остаться на ночевку на леднике. Вечером идет снегодождь. Отбой в 21-00.

Время: менее 5-5,5 хч.

Расстояние: 6 км.

Высота: 4100 - 4370 м. +270

День 8

22.07.2013 Лед. Атджайло-2

Туман, снег.

Подъем в 6-00. С утра густой туман, перемежающийся зарядами снега. Готовим завтрак. Ждем, когда распогодится. Отсидка :( Готовим обед. Снова ждем. Однако за весь день погода не улучшилась.

Время: 0 хч.
    Расстояние: 0 км.
    Высота: 4370 м.

День 9

23.07.2013 Пер. Белецкого.

Погода солнечная, вечером снег.

Перевал Белецкого

3А

5113 м по классификатору

5070 м по GPS

Номер в классификаторе

нет (№18 по схеме Ляпина)

39°21'14.29" N, 73°10'51.77" E

в  сев. отрогах Заалайского хребта, южнее в. 4810

Соединяет

лед. Атджайло-2 (р.Атджайляу, Алайская долина) - лед. Уйсу. Между в. 5798 и в. 5298

Описание дается от морен лед. Атджайло-2 до лед. Уйсу

ледорубы, ледобуры, кошки, веревки, петли, личное специальное снаряжение

Подъем в 5-30. Выход 8-35.

Подходим под перевальный взлет (025). В связках в 9-20 начинаем набирать вверх по склону на первую ступень (крут до 30 гр, глубина 20-25 см). На участках льда идем с одновременной. Наверху склон прорезан трещинами. Переходим их по снежным мостам. Выходим на выполаживание и подходим под вторую ступень (крут 40-45 гр). Отсюда начинаем вешать перила, так как появляется много широких засыпанных трещин. В 18-00 погода начинает ухудшаться, опять начинает идти снег, усиливается ветер. Принимаем решение делать ночевку, хотя поблизости нет удобного места. Выбираем небольшой ледовый холм и в его основании делаем площадки под палатки (026). Всего за день провесили восемь веревок перил. Отбой в 21-00.

Время: 8 хч.

Расстояние: 1 км.

Высота: 4370 - 4900 м.

День 10

24.07.2013 Пер. Белецкого - лед. Уйсу

Солнечно.

Подъем в 6-00. С утра туман, постепенно рассеивающийся с восходом солнца.

Первые лучи солнца разгоняют утренний туман и с ночевки открывается прекрасный вид на лед. Атджайло-2 (027). Выходим в 8-20 и провешиваем 3 веревки по снежному склону (крутизна 35-40 град, глубина 20-25 см). Далее в связках направо вверх до широкой заснеженной перевальной седловины. На нее первая связка (028) выходит в 10-00, третья в 10-30. Тура нет. Пьем чай, едим перевальный шоколад. В 11-20 начинаем спуск вниз. Уходим пхд влево к понижению и находим тур (029). Вынимаем записку уже знакомой нам сборной группы под руководством Яценко М. от 4 августа 2012. Только в ней был указан перевал 30-лет Победы. Пишем записку и продолжаем путь. Спуск начинаем от тура вниз и уходим вправо (032). По лавинному выносу и снежнику выходим прямо на морену в  середине цирка. Спуск сложности не представляет и проходится с самостраховкой ледорубом. На морене переодеваемся и продолжаем спуск держась опб ледника. Выйдя к языку ледника приходится снова одеть кошки, так как под тонким слоем сыпухи, оказался лед (030). Спускаясь необходимо соблюдать осторожность, так как со склона летят камни. Выйдя к ручью, вытекающему из-под ледника, снова снимаем кошки и дальнейший путь лежит по руслу, переходя с одного борта на другой. На склонах долины много участков мертвого льда, присыпанного слоем грязи и пыли (031,034). В 16-30 выходим к слиянию ледника с ледником Уйсу и становимся на ночевку около озера. Купаемся, сушимся. Отбой в 21-00.

Время: 6 хч.
    Расстояние: 3 км.
    Высота: 4900 - 5070 - 4600 м.

День 11

25.07.2013 Ледн. Уйсу

Погода солнечная.

Подъем в 6-00. Выход в 7.55.

От лагеря у озера на левобережной морене ледн. Уйсу спускаемся 100 метров и выходим в рантклюфт лед. Уйсу. Он представляет собой абсолютно гладкое галечное русло шириной до 50 метров. Идти по нему одно удовольствие (036). Пользуемся этим и быстро глотаем километры пути. Проходя устья, впадающих ручьев, любуемся красивыми скальными замками. Пройдя около 5 километров, выходим к впадению лед. №47 в лед. Уйсу. Поднимаемся на морену. Оттуда открывается впечатляющий вид на ледник №47, покрытый кальгаспорами. Такое надо видеть хоть раз в жизни! Тысячи пиков, торчат из льда, отблескивая своими гранями. Одеваем кошки, и входим в это царство льда. Приход сложности не представляет, однако иногда требуется предварительная разведка (037). В общей сложности пересечение ледника заняло около полутора часов. В 13-30 становимся на обед.

Выход с обеда в 15-30. Идем по левобережной морене лед. Уйсу, покрытой мелкой и средней сыпухой. В 16-30 движение приходится остановить и встать не ночевку, из-за непогоды. Отбой в 21-00.

Время: 6 хч.
    Расстояние: 8 км.
    Высота: 4600 - 4800 м. +200

День 12

26.07.2013 Ледн. Уйсу

Погода солнечная.

Дабы компенсировать вчерашнее отставание от походного графика, решаем встать пораньше. Подъем в 5-00. Выход в 7-05.

По ровной левобережной морене идем двух километров, далее около 1 км по открытому леднику. Затем ледник переходит в закрытый. Связываемся и начинаем набирать вверх. Выйдя на высоту 5400, в 11-00 начинаем подозревать, что это не тот цирк, что нам нужен, хотя перевал и похож перевал Горбунова (035). Останавливаемся и начинаем внимательно изучать бумажную карту, хребтовку и GPS. Чтобы не терять время, кипятим чай на перекус. После совещания все же приходим к выводу, что это перевал ПНР (3А, 5900) (№2 по хребтовке Ляпина лист J-42-26-1) и решаем спуститься вниз 400 м по высоте и выйти налево пхд в искомую долину. В 14-30 выходим вниз. За 30 минут доходим до слияния ледников и поворачиваем налево в нашу долину. Характер ледника закрытый, движение в связках (039). В 18-00 встаем на ночевку на небольшой левобережной морене.  Отбой в 21-00.

Время: 7 хч.
    Расстояние: 8 км.
    Высота: 4800 - 5400 - 5100 - 5300 м. +800/-300

День 13

27.07.2013 Ледн. Уйсу - пер. Горбунова - лед. Октябрьский

Перевал Горбунова

5750 м по классификатору

5700 м по GPS

зап-вост

1.3.29

39°19'41.05" N, 73°3'20.48" E

Расположен

лед.Октябрьский - лед.Уйсу. Севернее п.Поронина (6205)

Прохождение

описание дается от лед. Уйсу до лед. Октябрьский.

Необходимое снаряжение

ледоруб, кошки, ледобуры, веревки, личное специальное снаряжение

Подъем начинаем в связках по снежному склону крутизной около 20° (040). Далее крутизна увеличивается и составляет на некоторых участках до 40 град. В среднем около 30 град. Снега немного, тропить не приходится. Локальные участки льда проходим с одновременной страховкой через ледобуры. В 11-20 первая связка поднимается наверх. Примерно через час поднимаются Валера и Аня Карцева, ей трудно идётся сегодня. Приходится даже забрать у нее рюкзак на подъеме. К их приходу закипает чай, готовим компот из лимона и имбиря, едим перевальный шоколад. Седловина представляет собой широкую площадку, ограниченную с севера гребнем из живых камней, с юга широким снежным гребнем пика Поронина. Тура не обнаружили, поэтому сложили свой.

Спуск начали в 13-00. По описаниям на спуск вешают одну веревку, однако в нашем случае такой необходимости  не было. Бергшрунд был засыпан снегом и практически не виден. Спуск прошли в связках. Крутизна склона 30-35 град, глубина снега по колено (038). Выходим на пологую часть ледника и идем по центру. Выходим на открытый лед и развязываемся. Далее путь лежит ближе в олб ледника, среди множества ледовых грибов. Подходя к зоне разломов уходим еще левее и снова связываемся, так как иногда приходится переходить трещины по ледовым и снежным мостам. Спуск сложности не представляет, однако утомителен и трудоемок из-за многочисленных обходов множества трещин (042). В 17-00 спускаемся к маленькому грязному озеру на правобережной морене и встаем на ночевку. Вечером налетают облака, но к ночи распогаживается. Отбой в 22-00.

Время: 9 хч.

Расстояние: 7 км.

Высота: 5300 - 5750 - 5300 м. +450/-450

День 14

28.07.2013 Лед. Октябрьский

Солнечно, небольшие облака.

Подъем в 5-30. Выход в 7-20.

Выходим и идем вниз к леднику Октябрьскому, забирая влево пхд, так как там ширина ледника явно меньше (041). Доходим практически до середины. Дальше надо идти по открытому льду. Одеваем кошки. Выходим и за 20 минут доходим до прижимного озера. Переход очень простой, трещин нет. Высота кальгаспор и сераков значительно меньше, чем в описании Ветлужских от 2003 года. Высота 5080 м. Начинаем набирать вверх по леднику к перевалу 20 лет ККТ. Идем олб по краю ледника, выше ледник становится более разорванным, приходится один раз даже делать страховку для перехода по ледовому мосту. В 11-40 решаем остановиться на обед на морене.

Выходим с обеда в 13-40. Солнце жарит по полной, склоны гор образуют так называемую "сковородку". Идем в связках сначала слева пхд, потом выходим ближе к середине, много трещин, правда большинство из них засыпано старыми лавинами, но испытывать судьбу  не хочется. В 16-00 останавливаемся на ночевку в середине цирка под небольшим снежным сераком. Ровняем места под палатки, кухню. Рядом неширокая трещина, поэтому делаем ограждение из веревки. Готовим ужин, топим снег на завтра. Отбой в 20-00. Высота 5500 м. Ночью довольно прохладно, примерно -5 град С.

Время:  6 хч.
    Расстояние: 5 км.
    Высота: 5300 - 5000 - 5600 м. +600/-300

День 15

29.07.2013 Пер. 20 лет ККТ

лед.Б.Саукдара - лед.Октябрьский. Между п. Октябрьский(6780) и в.6250

Описание дается от лед. Октябрьский до лед. Б. Саукдара

Необходимое снаряжение

ледорубы, ледобуры, кошки, веревки, петли, расходник, личное специальное снаряжение

Подъем в 5-30. Выход в 7-20.

Светло становится практически сразу с рассветом. За один переход доходим в связках под перевальный взлет (044). Утренний фирн держит хорошо. Дальше начинаем набирать зигзагами. Крутизна склона 30-35 град, глубина снега около 20 см. Два нешироких бергшрунда засыпаны снегом. В 11-30 поднимаемся на перевал. Перевальная седловина - широкая площадка, часть которой свободна от снега. При желании можно поставить палатки. Из тура извлекаем записку группы из НГУ под рук. Ветлужских от 2003 года. С перевала открывается шикарный вид на пик Ленина и остальной Памир. Видны пики Коммунизма и Корженевской. Поджидая отстающих, первая связка готовит чай и сушит палатки. Солнце жарит по полной. Собравшись обсуждаем вопрос насчет попытки восхождения на пик Октябрьский и с сожалением отказывается от него из-за недостатка времени и слабой акклиматизации некоторых участников.

Начинаем спуск с перевала в 13-40 по снежному кулуару (крутизна 30 град, глубина снега 20-30 см) (045). Есть трещины, поэтому идем в связках. Внизу глубина увеличивается до 35 град. Подходя к лед. Б. Саукдара, забираем влево пхд. Ищем простой спуск на ледник. Однако все равно приходится провесить около 10 м на спуск по склону среди ледовых сераков. В 17-30 становимся на ночевку посередине ледника около небольшого озера на ровной площадке. На леднике находим ржавые консервные банки 1977 года выпуска. Отбой в 21-00.

Время:  8 хч.
    Высота: 5600 - 5910 - 5000 м. +350/-900

День 16

30.07.2013 Лед. Б. Саукдара

Солнечно.

Подъем в 5-30. Выход 7-40.

Начинаем движение без связок. Погода хорошая, ледник открытый. Идем посередине, постепенно смещаясь к опб, обходя участки ледовых разломов. Через один переход (40 минут) связываемся в связки. Ледник становится закрытым. Не доходя до небольшого озерца, переходим на олб (046,048). Снега немного (10-15 см). Печет солнце. В 13-10 встаем на обед.

Выходим с обеда в 14-50. Идём бодро, но постепенно увеличивается ветер, понимая, что сегодня мы не сможем подняться на перевал, решаем встать на ночевку. Встаем почти под перевальным взлётом. Ветер усиливается ещё больше, и мы  занимаемся устройством бивуака, строим снежные стены, кипятим воду на завтра.

Время: 6 хч
    Расстояние: 7 км
    Высота: 5000 - 5700 м

День 17

31.07.2013 Пер. Спартак (связка пер. Крыленко + пер. Корженевского)

Солнечно, вечером облака, снег.

Перевал Спартак (пер. Крыленко + пер. Корженевского)

3А

6194 м по классификатору через в. 6194

5820 м по GPS (пер. Крыленко)
 5422 м по GPS (пер. Корженевского)

юго-восток

1.1.46

Координаты

39°22'18.48" N, 72&65533&65533'55.02" E (пер. Крыленко)
 39°23'0.96" N, 72°56'33.24" E (пер. Корженевского)

в северном отроге Заалайского хребта севернее в. 6194

Описание дается от лед. Б. Саукдара  до лед. Корженевского

Подъем в 5-30. Выход в 7-20. Кипятим чай с 15-19 до 16-0

Связка перевалов Крыленко и Корженевского (3А, 5835-5422)

Перевал Крыленко (3Б) расположен в Заалайском хребте, между пиком Ленина (7134) и пиком Спартак (6194).

Перевал Корженевского (3Б) расположен в хребте Ледяной Мыс (северном отроге Заалайского хребта), между пиком Спартак и пиком 19-го Партсъезда.

Пер. Спартак, не обычный перевал - он представляет собой связку пер. Корылено 3Б (ориентирован с севера на юг) - п. Спартак - пер. Корженевского (ориентирован с запада на восток, расположен на северном отроге Заалайского хребта между п. XIX партсъезда (5945) и п. Спартак (6194)). Т. е. пер. Спартак - это подъём по не определяющей стороне на пер. Крыленко, далее траверс остальных двух препятствий.

Ночь прошла спокойно. Небольшой морозец разогнал тучи и окрестные горы предстали перед нами во всей красе. Выходим 7.20 в связках и в оказываемся 9-00 на перевале. Перевальный взлет спокойный, крутизна не превышает 10 град, попадаются небольшие трещины. Дует сильный ветер, открывается отличный вид на ледник Ленина. Перевал представляет собой широкое снежное поле. Тура нет.

Фотографируемся и в 9-30 начинаем движение траверсом (047). Идём в связках, опасаемся схода снежных карнизов, нависающих с правой стороны по ходу движения. Снега немного, не более 20 см. Выходим на снежно-осыпное ребро п. Спартак. Здесь находим подготовленное место под палатку, пустые газовые баллоны и кусок верёвки. Продолжаем дальше спуск по гребню на перевал в связках. В 11-40 оказываемся на седловине, она представляет собой снежную поле шириной 15-20 метров, полого уходящую в сторону лед. Корженевского. Тура нет. Проводим небольшое совещание, на котором принимаем решение сразу спускаться вниз, т.к. становится все жарче и снег раскисает.

В 12-10 начинаем спуск вниз (049), двигаемся в связках, выходя на олб сторону ледника перевального цирка. Выходим на очередную ступень ледника. Впереди идут связки Димы и Ани С. и Валеры и Сергея.  Периодически проваливаемся в трещины. И в очередной раз - Валера уходит "с головой". Ребята организуют спасы "силами связки", благо участники, очень хорошо отработали этот элемент  в тренировках перед походом. Эмоции зашкаливают.

Продолжаем спуск по олб лед. Корженевского. В 15.00 доходим до морен и готовим чай и перекус. Сергей Рябов и Дмитрий отправляются искать место под ночёвки. Ребята возвращаются, рассказывают, что в 20 минутах есть хорошие места под ночевки. Отдыхаем полчаса, пьём чай. Выходим и за 20 минут выходим к левобережным моренам, переправляемся через небольшой ручей и в 18.00 встаем на ночёвку на хороших галечных площадках около двух небольших лужиц с чистой водой. По-соседству находим еще площадки. Долго сидим разговариваем и поздно ложимся спать.

Время: 8 хч

Расстояние: 8 км

Высота: 5700 - 5820 - 4900 м

День 18

01.08.2013 Лед. Корженевского - лед. Перевальный.

Погода удовлетворительная, переменная облачность. Ночью идет дождь.

Подъем в 9-30. Выход в 11-12.

Первый день последнего месяца лета встретил нас снегопадом. Засыпало все, палатки, рюкзаки, кухню.  Поэтому выход несколько раз откладывался. Наконец выходим вниз по леднику. Сегодня нам предстоит подойти под перевал Мира Западный. Сначала идем по ровной осыпной морене олб, обходя большую ступень ледопада слева пхд по ледово-осыпному кулуару. Выходим на открытый ровный ледник и идем по олб. Подходя к месту  слияния с лед. Перевальным уходим на морены олб. Спуск на лед. Перевальный представляет собой ледовый склон под слоем осыпи и проходится в кошках для большей безопасности. Здесь мы оказываемся в 14-00. Преодолеваем небольшую речку в рантклюфте и вылазим на ледник Перевальный. Начинают наползать тучи, накрапывает мелкий дождь.

Начало лед. Перевальный - это здоровые ледовые кучугуры высотой 20-30 метров. Трещин нет. Идем вверх, постепенно набирая высоту, забирая вправо пхд. В 16-10 делаем сухой обед на 20 минут. Далее наш путь лежит  по олб ледника (связки). Выходим к небольшому ручью и идем вдоль его русла. В 17-45 становимся на ночлег на небольшой моренке рядом с ручьем, так как начинает портиться погода. До перевала по прямой 2 км.

Время: 5 хч.
    Расстояние: 9 км.
    Высота: 4900 - 4450 - 4700 м. +250/-450

День 19

02.08.2013 Лед. Перевальный - д.р. Ачикташ

Погода хорошая.

Перевал Мира Зап. + пер. Ачикташ (Зол. Теленок)

2А

4800-4700 м по классификатору

4840-4740 м по GPS

юг-запад

1.2.29
 1.2.30

Координаты

39°26'18.63" N, 73°0'5.43" E (пер. Мира Зап.)
39°26'25.43" N, 72°59'34.22" E (пер. Ачикташ)

Расположен

лед.Безымянный (Алайская долина) - лед.Корженевского. Восточнее     в.Холодная стена
 лед.Безымянный (Алайская долина) - лед.Корженевского

Описание дается от лед. Перевальный до лед. Ленина

Необходимое снаряжение

ледоруб, кошки, ледобуры, веревки, личное снаряжение

Перевал Мира Западный (2Б) расположен в хребте Ледяной Мыс, примерно в 2х км к западу от пика Холодная Стена (в 1 км от этого пика расположен перевал Мира Восточный) и в 500м восточнее верш.4969.

Перевал Ачикташ (Зол. Теленок) расположен в хребте Ачикташ (северный отрог хр. Ледяной Мыс).

Их связка открывает самый простой путь (2А) из долины р. Джанайдартана (л.Корженевского) в МАЛ (определяющая сторона перевала Мира Зап. - спуск на север при этом выпадает).

Подъем в 5-00. Выход в 7-02.

Ночью идет дождь, поэтому палатки сырые. Идем рантклюфту олб. Путь пролегает по осыпи и снегу (каски, кошки).  В 7-50 подходим к небольшому понижению и поднимаемся вправо пхд на ледник (050). Ледник становится закрытым (связки), холмистый, есть неширокие трещины. Снега немного, идти комфортно. Подъем на перевал -  снежный пологий склон крутизной не более 25 град. Седловина перевала снежная площадка шириной 10-15 м со снежным карнизом в сторону р. Туюксуу. Тура нет. На перевале мы 10-00. Далее есть два пути перехода на пер. Ачикташ: по гребню и по склону. Выбираем путь по склону - снега немного и путь по гребню кажется нам сложнее  из-за широких разломов.

В 10-10 начинаем спуск справа пхд с перевала. Первая связка спускается вниз и начинает траверсировать склон в направлении пер. Ачикташ. Однако вскоре останавливается. Снежный склон небольшими мокрыми лавинками сходит вниз из-под ног, а верхний остается на месте. Решаем не испытывать судьбу и все же идти по гребню. Возвращаемся на пер. Мира Зап.

В 10-30 выходим наверх (051). Путь сложности не представляет, проходится в связках по гребню и склонам. Не доходя пика 4969 выходим к снежному жандарму, от него надо поворачивать на спуск (052). Спуск вначале крут (35 град), но большое количество снега избавляет от провески перил (связки). Обнаруживаем следы медведя. Спускаться на пер. Ачикташ не стали, пошли справа пхд (053). Седловина перевала узкая, осыпная. По описаниям тур находится посередине. На перевал спускается переметный ледник с в. 4969. Характер спуска с перевала. снежный, крутизной 30 град. Идем траверсом вправо, обходя большой разрыв на леднике, затем - по границе льда и осыпи (054), местами по свежему снегу (уклон от 15 до 35&186). Слева при спуске - безымянный ледник. Местами под ногами - осыпь на льду, местами - конгломерат, один участок проходит по рантклюфту. После 1 часа движения выходим на пологую часть, слева теперь открытый пологий ледник, идём по правой морене или по карману морены, часто пересекая ручьи в ложбинах, под ногами грязь (ещё 30 мин.). Затем по слежавшейся постепенно расширяющейся крутой морене за 20 минут сходим к широким правым моренам ледника №197. В 13-00 останавливаемся на обед рядом с небольшим озером. Сушим палатки.

В 15-38 выходим с обеда. Спуститься к р. Ачикташ можно как по моренам ее правого борта, так и карману около правого склона.  Сначала идем по травянистым моренам, затем  начинаем забирать вправо пхд в направлении русла ручья.  Начинает моросить мелкий дождь, иногда переходящий в град. Переходим ручей по камням. Вскоре появляется чистый ручей. Много хороших мест для бивака, следы ночёвок. Вскоре ручей становится полноводным, вбирая в себя правые притоки, а карман - глубоким. За 1,5 часа приходим к речке из-под ледника №197 с оранжевой водой. Решаем сегодня не устраивать брод, становимся на ночлег, только для разведки отправляемся посмотреть место слияния оранжевой реки и Ачикташа.

Время: 8 хч.
    Расстояние: 12 км.
    Высота: 4700 - 4840 - 4740 - 3760 м. +140/-1000

День 20

03.08.2013 Д.р. Ачикташ - МАЛ Ленина

Солнечно, вечером мелкий дождь.

Подъем в 5-00. Выход в 5-45.

Выходим утром без обеда, чтобы перебродить реку по низкой воде. За 15 минут подходим вниз по течению почти к слиянию оранжевой реки и Ачикташа. Стенкой по трое переходим оранжевую реку и выходим к Ачикташу. Пробуем перейти его тоже стенкой, но течение очень сильное, сразу валит с ног. Привязываем к веревке ледоруб и кидаем его через основной рукав. Ледоруб застревает в камнях и на целевую сторону переплывает Сергей Наседкин с веревкой. Закрепляем перила на больших камнях и вся группа переправляется на противоположный берег. В общем переправа заняла около двух часов. Готовим завтрак, подъедая последние харчи перед выходом в МАЛ, любуемся красивыми скальными замками на берегу (055).

С завтрака выходим в 10-00, поднимаемся по тропе по осыпному склону и выходим на травянистые террасы долины р. Ачикташ. До МАЛа около 3 километров. Мы пробегаем их за полчаса сначала по ровному пастбищу, затем по грунтовой дороге. Вскоре выходим к юртам и палаткам МАЛа (056). Находим свою фирму, забираем заброску. Оставшийся день проходит в заботах по поеданию всяких вкусностей, сортировке снаряжения, помывке и стирке.

Время: 1 хч.
    Высота: 3760 - 3670 м. -90

День 21

04.08.2013 МАЛ - пер. Путешественников (1А,4150) - Лагерь №1 (4450)

Погода хорошая, днем облачно, вечером снег.

Перевал Путешественников

лед.Ленина - лед.204 (р.Ачикташ).Северо-восточнее в.4543

Описание дается от МАЛа до Лагеря №1

ботинки, кошки, ледоруб/треккинговые палки

Пик Ленина - высшая точка Заалайского хребта, один из 5-ти семитысячников СНГ (бывшего СССР) (057). Категория трудности: в туризме - 3А, в альпинизме - 5А. Характеристика восхождения - высотное, ледово-снежное. Маршрут восхождения - с севера по западному гребню, через вершину Раздельная, по классическому пути. Перевал Путешественников служит для обхода нижней части ледника Ленина на пути от МАЛа до «лагеря 1» на срединной морене л. Ленина.

Подробное описание восхождения на пик Ленина не дается в связи с большим количеством материалов в Интернете и библиотеке МГЦТК.

Подъем в 5-30. Выход в 8-00.

Сегодня у Сергея Наседкина день рождения. С утра он принимает поздравления!

За 45 минут доходим до Луковой поляны и начинаем набирать наверх. Раньше МАЛ был здесь, но недавно его перенесли ниже по соображениям экологии. Справа пхд небольшой водопад (058). По дороге нас догоняют несколько киргизов на лошадях, груженных продуктами и вещами. Поднимаемся по крутой тропе в висячую долину (059) и за час по ней подходим под перевальный взлет пер. Путешественников. Поднимаемся по крутому серпантину по красной осыпи на седловину (060). Здесь никто не останавливается. Все предпочитают отдыхать немного ниже в широкой ложбине. На склоне в июле может быть снежник.

Далее тропа уходит вниз вправо и идет по осыпному склону над ледником. Местами она вырублена в скале. Осторожно! Иногда возможен прострел склоном камнями. По тропе идем еще около часа и выходим к ручью. Переходим его босиком. Забираемся на морену и еще около получаса идем до ледника. Далее тропа разветвляется на несколько тропинок, Мы идем к лагерю PamirExpedition, так как он ближе всего к подъему в лагерь №2. Ледник открытый, идем без кошек. В лагерь приходим в 15-30, находим свободные места и ставим палатки.  Готовим обед, ужин. Гиды рекомендуют выходить часов в 5 утра, чтобы не жариться на сковородке.

Расстояние: 12 км.
    Высота: 3670 - 4150 - 4100 - 4450 м. +920/-50

День 22

05.08.2013 Лагерь №1 (4450) - Лагерь №2 (5300)

Погода хорошая, солнечно.

Подъем в 5-30. Выход в 6-37.

Хотя вчера решили встать пораньше, снег ночью спутал наши планы, из-за него отложили выход. Только когда появилось окно, встаем, начинаем собираться и одновременно готовить завтрак.

Идем по открытому льду 50 минут под взлет ледника (061). Дальше по прямо вверх по открытому льду (связки), крутизна склона 35 град, затем по снежному склону. Переход трещин по снежным или стационарным деревяным мостам. Постепенно склон выполаживается, идти становится легче. Встает солнце, начинает припекать. Тропа поворачивает направо пхд, проходим "Сковородку" и выходим к лагерю №2, у отрога в. Раздельная.  Палатки можно поставить на снегу, так и немного выше по тропе на осыпи. Воду можно найти в солнечный день в скальных отрогах. Лагерь №2 самый замусоренный. Многие не забирают мусор с собой и не сжигают его, поэтому везде валяются пакеты с мусором и пустые газовые баллоны. Загораем, спим, ужинаем. Отбой в 21-00.

Расстояние: 6 км.
    Высота: 4450 - 5300 м. +850

День 23

06.08.2013 Лагерь №2 (5300) - Лагерь №3 (6100)

Погода хорошая, солнечно.

Подъем в 4-30. Выход в 6-10.

От лагеря по снежному кулуару (крутизна 35 град) поднимаемся на отрог (062). Здесь есть несколько мест под палатки. По широкому снежному гребню идет тропа на отрог в. Раздельная. Доходим до начала подъема на вершину (063). Здесь тоже можно поставить палатки. Подъем проходит по снежному склону (крутизна 30-40 град) и занимает около 2 часов. Лидеры поднимаются на куполообразную вершину Раздельная, на пологом восточном склоне которой (прикрытый вершиной от западных ветров) стоит лагерь в 10-30, замыкающие в 12-30. Бегаем на акклиматизацию на 6400 через перемычку 5900 (064). Погода стоит хорошая. Многие вышли утром на восхождение. Обедаем, спим, ужинаем.

Высота: 5300 - 6100 м. +800

День 24

07.08.2013 Лагерь №3 (6100)

Солнечно, сильный ветер.

Всю ночь мониторим погоду. На небе ни облачки, зато очень сильный ветер (по метеосводке до 85 км/ч на вершине).  Выходить при такой погоде никто не решается. Стихает он только после 9 утра. Поэтому после завтрака мы выходим на акклиматизацию еще раз на 6400. Мероприятие занимает около 3 часов.

Время: 3 чхв.
    Расстояние: 4 (2 в зачет) км.
    Высота: 6100 - 6400 - 6100 м. +300/-300

День 25

08.08.2013 Лагерь №3 (6100) - Лагерь №2 (5300) - Лагерь №1 - пер. Путешественников (1А,4150)(4450) - МАЛ

Солнечно, сильный ветер.

Опять следим за погодой. К сожалению, она только ухудшается. По прогнозам окно закрылось, дальше будет становиться только хуже. Ночью повалил снег. К утру он уменьшился, но ветер стал еще сильнее. К сожалению, пришлось признать, что в этот раз взойти на вершину у нас не получится. При штормовом ветре собираем лагерь и валим вниз по пути подъема.

Выходим в 7-20 начинаем сборы и в 8-30 выходим. В 10-00 мы в Лагере №3. Здесь нет ветра и тепло. Снимаем утепление и в 10-30 выходим в Лагерь №2 (связки). В 12-00 встаем на обед в Лагере №1. Потом пьем чай в юртах PamirExp.

В 15-00 выходим в МАЛ, куда приходим в 19-00. Остаток вечера проводим в переговорах насчет машины и сборах. Сергей Рябов решает остаться еще на неделю и все-таки взойти на вершину. Праздничный ужин и еще раз ужин)).

Время: 8 чхв.

Расстояние: 21 км.

Высота: 6100 - 3670 м. -2430

День 26

09.08.2013 МАЛ пик Ленина - Ош

Солнечно.

Машина приезжает в 9-00. Прощаемся с начальников лагеря дядей Вовой, Серегой Рябовым, грузимся в старенький микроавтобус Мерседес (местное название бусик) и выезжаем. Сначала нам надо попасть опять на заставу Бардобо, чтобы поставить печати  о въезде в Киргизию некоторым участникам, кто въезжал по загранпаспортам, и только потом в Ош. В 2013 году моста через Кызылсуу напрямую в Сарыташ нет, поэтому все ездят в объезд через Кашкасуу. Дорога туда получается на 30 км дальше, но другого варианта нет. По дороге заезжаем в стойбище и покупаем немного кумыса. Через час пути приезжаем в Кашкасуу и поворачиваем направо в Сарыташ. Оттуда по знакомой нам дороге в Бардобо. На перекрестке к нам подсаживается автостопщик Роман из Карелии. За полтора месяца он проехал Алтай, Казахстан, Узбекистан, Киргизию и теперь ехал в Таджикистан по Памирскому тракту и далее домой. Время до заставы пролетает незаметно в разговорах. На заставе нам ставят штамп, мы прощаемся с Романом и поворачиваем обратно. В Оше оказываемся в 17-00. Селимся в "Ош-Нуру", моемся и ужинаем в небольшом кафе.

Время: - чхв.
Расстояние: 280 км.
Высота: - м.

День 27

10.08.2013 Ош

Солнечно.

День проводим на рынке, закупая сувениры, чай, рис и приправы, и в бассейне в гостиннице. Вечером идем в гости к Ладе Хасановой, передать ей подарки из Москвы.

Время: - чхв.

Расстояние: - км.

Высота: - м.

День 28

11.08.2013 Ош - Москва

Солнечно.

Валера вылетает в 03-00 утра, поэтому едет в аэропорт еще ночью. Остальные едут в 4 утра. Таможню и границу проходим без задержек и в зале ожидания встречаем Валеру, чей вылет уже задерживают на 3 часа. Наш борт вылетает без задержек, и в 9-30 мы оказываемся в Москве, где нас встречают наши близкие. Поход закончен. УРА!

Список источников

1. Каталог перевалов турклуба "Вестра" http://www.westra.ru/passes/.

2. Отчеты МГЦТК:
Общим числом более 16

3. Отчеты, доступные в сети Интернет:

Отчет о горном спортивном походе пятой категории сложности по Северо-Восточному Памиру, Шкилев В.В., СПб. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=3403

Перевалы Северного Памира (составил и оформил А.Лебедев по схемам В.Ляпина). - http://www.turclubmai.ru/heading/papers/279/

ОТЧЕТ о походе 5 к.с. по Северо-Восточному Памиру (Заалайский хр. и хр. Зулумарт), совершенном с 29 июля по 18 августа 2003 г., г. Новосибирск, рук. Ветлужских В.Д. - http://mountain.nsu.ru/otchet/zaalay-v-s-03/zaalay2003.zip .

ОТЧЕТ о походе 3 к.с. по Северо-Восточному Памиру (Заалайский хр. и хр. Зулумарт), совершенном в июле-августе 2004 г., г. Москва, рук. Шалов А.А. - http://miit-tour.narod.ru/EXPEDIT/2004/pamir2004.htm .

ОТЧЕТ о горном туристском путешествии шестой категории сложности по Северному Памиру, совершенном с 19.07. по 28.08.2001 г. г. Москва, рук. Лебедев А. http://www.mountain.ru/mkk/biblio/pamir/lebedev/01/index2.shtml

ОТЧЕТ о походе 5 к.с. с Эл. 6 к.с. по Восточному и Центральному Заалаю, 2003г. Москва. Рук. Малахов Б.В. http://www.turclubmai.ru/heading/papers/823/

ОТЧЕТ о походе 6 к.с. по Северо-Восточному Памиру (Заалайский хр.), совершенном с 21 июля по 17 августа 1999 г., г. Москва, рук. Нижниковский Е.А. - http://www.turclubmai.ru/heading/papers/284/index.doc .

ФОТОАЛЬБОМ И КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

001 - Фото 1.1. Д.р. Атджайло

002 - Фото 1.2. Д.р. Атджайло.

003 - Фото 2.1. Д.р. Атджайло.

004 - Фото 2.3. Язык лед. Атджайло

005 - Фото 2.2. Д.р. Атджайло.

006 - Фото 3.1. Лед. Атджайло

047 - Фото 17.1. Траверс пер. Спартак

048 - Фото 16.2. Вид на пер. Спартак с лед. Б. Саукдара

049 - Фото 17.2. Спуска с пер Спартак

050 - Фото 19.1. Подъем на пер. Мира Зап.

051 - Фото 19.2. Траверс пер. Мира Зап. и Ачикташ

068 - Приложение 1. Высотный и температурные графики маршрута

069 - Высотный график маршрута

Я вижу...

На фото 26-9.2 - ночёвка на склоне перевала Белецкого (отчёт С.Наседкина о походе по Памиру 5 к.сл. 2013 г.) - я вижу пример опасной подрезки снежного склона при установке палатки. Лавина не сошла, но при другом состоянии снежного пласта это могло произойти. А на заднем плане этого фото виден свежие лавинные выносы... Слава богу, - здесь "пронесло" эту группу мимо аварии. Но рекомендую так судьбу не искушать, и, по крайней мере, изучать состояние снежного пласта. Если внизу - слои разрыхления с явными ослаблениями сцепления, это состояние - смертельно опасно. Обрушение даже небольшого участка снежного пласта при таких подрезках склона чревато самыми тяжёлыми последствиями ввиду костоломного характера нагрузок между молотом лавины и "наковальней" дна палатки. В известных мне пяти тяжёлых случаях исходы были летальными (гибель 9, 7, 5, 13 и 2-х человек). К сожалению, многим этот опыт (дятловской и других Трагедий) пока ещё не известен или не понят должным образом... Из ближних последних публикаций вижу похожую ситуацию в статье "падая в Кусум Кангуру, фото "Вторая ночёвка" в описании восхождения А.Ручкина-В.Иванова. Видно, что ситуации с подрезкой пласта снега при установке палатки встречаются регулярно. Аварии здесь - редки. Но надо видеть и то, какие они тяжёлые, если лавина, - пусть и небольшая, - сходит на палатку...