Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Андрей Лебедев, г. Москва

Отчет о горном туристском походе 6 к.с. по Китайскому Памиру (Кашгарские горы), 2003 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Выводы
Справочные данные о походе
Общее описание района хребта КонгурМузтаг
Дневник похода и описание перевалов
Часть 1 (начало)
Часть 2 (продолжение)
Часть 3 (окончание)
Материальное обеспечение похода

Читайте на Mountain.RU:
Авторские страницы Андрея Лебедева
Китай - 2003. Путевые заметки , Отто Чхетиани, г. Москва

МАРШРУТ: с.Шинди – пер.4515 (н.к.) - пер.Янгидаван (4830,1А) - пер.Бешкёльдаван (4945,1Б,п.п.) - р.Торбулунсу - р.Игебельсу - пер. Тересаздаван (5155,2Б,п.п.) - р.Тересазсу - р.Чимгенсу - сев. Ветвь л.Чимген - пик Николаева (5975, 3Б*, траверс, п.п.) - ю.в. ветвь л.Караяйляк - пер. Зап. Караташ (5135,3А,п.п.) - пр. ветвь л. Караяйляк - с. Акгёль - лев. Ветвь л. Караяйляк - сев. ребро п. Аклангам до 5700 (3А, рад.) - с. Акгёль - с. Гёз.

Руководитель - Лебедев А.А., зам. руководителя - Чхетиани О.Г.


Ф.0.1. Конгур с юго-востока
ВВЕДЕНИЕ

Идея похода. Поход проходил в районе Кашгарских гор (Китайский Памир). Это был третьим походом ТК МАИ в тех местах, см [19-21 и 30-31]. Район этот очень интересный и мало изученный. По походам прошлых лет может сложиться впечатление, что район, в основном, высотный, и в нём трудно построить маршрут со сложными техническими препятствиями. Конечно, это не так. Просто первые походы, по определению, не могут быть чрезмерно технически сложными: - во-первых, технические перевалы трудно готовить по карте без описаний и фотографий и, во-вторых, в новом районе мы всегда стремились пройти самые простые перевалы, поскольку ценность первопрохождения тем выше, чем проще перевал. Поясню эту мысль подробнее. Найти и пройти новый перевал 3Б к.с. через водораздел ГКХ на Центральном Кавказе значительно проще, чем перевал 2А к.с. Последний был бы просто сенсацией и свидетельствовал бы о доскональном знании района и нетривиальном мышлении руководителя.

Мы надеемся, что демонстрация технического потенциала района вполне удалась. Пройденный нами перевал через вершину пика 5975 (3Б*) не просто сложен. Он является самым простым и безопасным проходом между двумя крупнейшими ледниками Кашгарских гор - ледником Чимген (южная и восточная стены Конгура) и Караяйляк (северная стена).

Основная идея похода - пройти от юго-восточной границы Памира (р.Ташкурган) до Каракорумского шоссе к северу от Конгура по долинам и перевалам Восточной Кашгарии. Этот план давал возможность побывать в "таджикском" анклаве и познакомиться с сарыкольцами - народом иранской группы, близким к памирцам Таджикистана, ознакомиться с природой юго-восточных окраин Памира, осмотреть перевалы восточных отрогов хребта Конгурмузтаг, осмотреть юго-восточный и северо-восточный гребни Конгура, а также его восточную и северную стены, осмотреть остроконечные пики Агалистана.


Ф.0.2. Три возраста
Все перевалы к востоку от Конгура в хребте Агалистан имеют принципиальное значение и очень интересны в техническом плане. Переход с ледника Чимген сразу на ледник Караяйляк через вершину пика 5975 должен был стать технической изюминкой маршрута. "Высотным дополнением" по плану служил траверс пика Аклангам с севера на юг с последующим выходом в долину озера Каракуль. Юго-западное ребро Аклангама было хорошо известно по походу 2002г., см. [30 и 31]. Оставалось только "напрячься" с северной стороны.

Общественно-полезная работа. Планируя и реализуя этот поход, мы осознавали, что делаем большое и полезное дело. Во-первых, это разведка - сбор уникальной информации о новом районе, которая будет обязательно востребована как туристами, так и альпинистами. А, во-вторых, это съёмка материала для фильма, в котором мы надеемся отразить красоту горной природы и продемонстрировать широкому зрителю замечательные стороны любимого нами спорта (точнее, вида жизнедеятельности).


Ф.0.3. В летовке Чичиклык
Особенности. Главной особенностью этого похода, как, впрочем, и прежних наших походов в Кашгарских горах (сюда же следует отнести и поход команды А.Джулия по Китайскому Тянь-Шаню) является планирование и преодоление новых перевалов при наличии большой неопределённости. На весь поход мы обладали лишь очень далёкой фотографией южного цирка перевала Тересаздаван, см. ф. 6.3.2 из Приложения 6.2, хорошей фотографией северо-восточного склона перевала Тересаздаван, см. ф. 6.3.1, плохой фотографией северного (спускового) ребра пика 5975, снятой командой Бонингтона [8] с вершины Караташ, см. ф. 6.3.9. При этом интересующая нас западная сторона ребра (стена) оставалась в тени и по фотографии не читалась. Часть этой западной стены проглядывалась на очень нерезкой видео-съёмке команды Юрия Хохлова из их базового лагеря под северным ребром Конгура (2002г.), см. ф. 6.3.12. Мы обладали также некачественными слайдами Дэна Во [17] верхней части гребня пика 5975, см. ф.6.3.6-6.3.8. Фотографий на подъём с южной стороны мы не имели вовсе, если не считать очень далёких и неполных снимков ф.6.3.3-6.3.5, по которым можно заключить лишь о факте наличия южного ребра у вершины 5435. Фотографий по северо-восточному ребру Аклангама мы также не имели, за исключением тёмного вечернего и очень далёкого снимка Бонингтона с вершины Конгур, см. ф.6.3.13 и фотографии самой верхней предвершинной части ребра, снятой с "неинтересной" северной стороны (для нас интересна восточная сторона, откуда мы планировали подняться), см. ф.6.3.14.

Ещё одна особенность. Команда собиралась в поход исключительно по Интернету. Участники собралась вместе лишь у стойки регистрации в аэропорте Шереметьево-2. Но это не тот случай, когда идут в поход, познакомившись по Интернету. В нашей команде все участники были связаны неоднократными совместными походами.

Отклонения от плана. К сожалению, не всё запланированное удалось выполнить. Имеются как отклонения от основной нитки маршрута (все в рамках заявленных запасных вариантов), так и недоделки.


Ф.0.4. К северу от Бешкёльдавана
Отклонение 1. Обход перевала Мерке (1А-1Б) через перевал Бешкёльдаван (1Б), см. запасной вариант 4 в пункте 5.1 Приложения 6.4. Мотивировка. Второй день похода оказался неожиданно очень тяжёлым: - весь день без воды, спешка за караваном (необходимо было отпустить караван до обеда), прохождение перевала 4515 вместо ожидаемого плавного подъёма вдоль реки Чичиклык. Третий день по плану очень тяжёл - мы перевалили через перевал Янгидаван (4830) с ресурсом на 21 день! После пары таких дней мы выбрали более энергосберегающий (щадящий) вариант развития маршрута.

Отклонение 2. Замена перевала Южный Чат (1Б) перевалом Тересаздаван (2Б), см. запасной вариант 7 в пункте 5.1 Приложения 6.4. Мотивировка. Этот вариант прописывался в заявочной книжке как приложение к отклонению 1. После отдыха на Кенгшиберсу (3800) мы вполне могли идти на технический перевал.

Отклонение 3. Обход перевалов в восточных отрогах хребта Конгурмузтаг по долинам Тересазсу и Чимгенсу, см. вариант 2 в пункте 6 Приложения 6.4 "Разрешается обход любого перевала или серии из нескольких перевалов по долинам". Мотивировка. Отставание от графика по причине плохой погоды и по другим причинам, см. раздел 3.7 этого отчёта.

Недоделка 1. Единственная и очень огорчительная. Мы не смогли перелезть через пик Аклангам. 26.08, когда мы подходили к северо-восточному гребню пика Аклангам, в горы пришёл затяжной циклон (прогнавший команду Валерия Шамало с Конгура [34]). 27.08 мы мужественно в тумане и под снегопадом ломились вверх и поднялись-таки на северо-восточный гребень Аклангама. Во время "циклонной дыры" 28.08 (была хорошая погода) мы поднялись на 5700, весь день тяжело тропили по свежевыпавшему снегу. Наконец, 29.08 погода совсем испортилась. Мы отсиживались в разломе на 5700 и ещё надеялись увидеть утром 30.08 ясное небо. Это была последняя возможность выйти на вершину. Но вместо голубого неба мы увидели всё ту же непогоду и начали спуск. Погода улучшилась только 01.09. Однако на утро 03.09 у четырёх членов нашей команды были авиабилеты в Москву.


Ф.0.5. Конгуртюбе (7595) с северо-запада
Проход перевала Западный Караташ (3А) вместо траверса пика Караташ (~3А), см. вариант 6 пункта 5.2 Приложения 6.4, мы отклонением не считаем, но считаем более простой и безопасной реализацией этого запасного варианта. Траверс Караташа планировался по карте, а идея перевала Западный Караташ возникла, когда мы всё это увидели своими глазами и оценили. Или то или другое, но только не основной вариант со спуском по юго-восточной ветви ледника Караяйляк! Такой спуск очень опасен лавинами со стены Конгура. Подробнее об этом в разделе 3.9.

Дополнительные меры по обеспечению безопасности. Безопасность в походе обеспечивается применением в комплексе всех средств, начиная с подбора снаряжения и заканчивая правильным выбором места для установки лагеря. Мы остановимся лишь на некоторых не совсем традиционных аспектах.

Адаптивное планирование маршрута. Идеология адаптивного планирования базируется на отказе от "упёртости" в прохождении нитки маршрута. В любой точке допускается перепланирование, призванное учесть состояние группы, состояние локальных препятствий, ресурсы времени, питания и снаряжения. В идеале, команда идёт по долинам, когда плохая погода, или кто-то болеет, и преодолевает перевалы, когда отличная погода, и все участники в отличной физической форме. Реализация адаптивного планирования требует предварительной проработки большого количества запасных вариантов, а так же быстрого принятия стратегических решений в процессе проведения похода. Успех в последнем зависит и от доверия участников к руководителю. Результатами адаптивного подхода были, в частности, замена варианта с перевалом Мерке более эргономичным вариантом с перевалом Бешкёльдаван (реакция на состояние группы), а также обход ряда перевалов в верховьях Тересазсу по долинам рек Тересаз и Чимген (реакция на состояние погоды). Во втором случае группа избежала опасного длительного хождения по заснеженным осыпям, а в пасмурную или дождливую погоду "намотала километры" в долине реки Чимгенсу. Как только непогода закончилась, команда тут же выступила на траверс пика 5975.

Контроль за объёмом нагрузок. Для профилактики несчастных случаев в походе осуществлялся постоянный контроль объёма дневных нагрузок. Если нагрузка была вынужденно большой, то на следующий день или в ближайшие 2-3 дня группа получала возможность восстановиться. Так, например, после тяжёлого перехода на 4-й день похода через перевал Бешкёльдаван (4945,1Б), группа расслаблялась на 3800 в долине Кенгшиберсу (заметьте, 6-й день похода был не особенно продуктивным). Контроль за нагрузками вместе с адаптивным планированием создают инструмент управления усталостью в походе. Этот инструмент позволяет не только предупреждать несчастные случаи, но и концентрировать энергию для преодоления особенно сложных препятствий.

Инструментальный контроль за состоянием участников. Кроме наблюдений за состоянием участников нами регулярно применялся инструментальный контроль. Так, в течение всего похода на каждом из этапов акклиматизации проводились измерения пульса участников вечером перед сном и утром сразу после сна.


Ф.0.6. На связи
Радиосвязь и мониторинг группы со стороны МКК. Благодаря успешному продвижению в сознание туристов полезности радиосвязи, хождение с рациями принимает в Турклубе МАИ систематический характер. Радиосвязь была в весеннем и в летнем походах Олега Иваненкова (4 к.с. и 5 к.с., Ц.Кавказ). Радиосвязь успешно использовалась при эвакуации больного с маршрута Бориса Малахова (август, 5 к.с., С.Памир). В нашем походе была трубка спутниковой связи системы Глобалстар. Каждые 2-3 дня мы звонили зам. председателя МКК России А.Э.Ярошевскому и докладывали о состоянии группы и обстановке на маршруте. А.Э.Ярошевский привязывал наше положение к карте и знал обо всех решениях по выбору того или иного запасного варианта. Кроме того, мы осуществляли контрольные звонки нашему китайскому туроператору Джану Хонгу.


Ф.0.7. Северное ребро пика 5975,
фото команды Бонингтона
Селекция перевалов по критерию безопасности, приват безопасности над простотой любого участка маршрута. Очень важно сразу ограничиться в походе лишь безопасными перевалами, особенно, если эти перевалы приходится идти "вслепую" (без описаний и фотографий). При планировании перевалов в таком лавиноопасном районе, как Кашгарские горы, предпочтение отдаётся гребневым и ребровым вариантам пути. "Ни в одном походе до сих пор у меня не было такого изобилия гребневых и ребровых участков пути", - как-то признался О.Чхетиани. Траверс пика 5975 стал возможен благодаря снимкам его северного ребра, см. ф. Ф.0.7, и далёкому и смутному снимку южного ребра вершины 5435, см. ф.0.8. Не смотря на свою сложность, этот траверс предпочтительнее более простого и опасного стенного перевала к востоку от пика 5630 и уж конечно безопаснее седла Восточный Конгур, см. ф.0.9.


Ф.0.8. Профиль
верхней части ю. ребра
в.5435
Тема о безопасности бесконечна. По сути, в ней реализуется весь опыт участников и руководителя. В заключение хочу подчеркнуть о полезности выделения главных факторов опасности в привязке к конкретной категории сложности похода и к району его проведения, как это было сделано для кавказских единичек и двоек в статье [36] .


Ф.0.9. Седло В.Конгур (слева) и
пик 5975
В отчете всюду, где это специально не оговорено, направления левый и правый следует понимать в орографическом смысле, затраты времени на прохождение участков маршрута исчисляются чистым ходовым временем (без учета привалов). Продолжительность технических участков, на которых привалы вырождаются в простои перед перилами, измеряется полным временем. Длительность стандартного перехода - 45 минут. Для исчисления времени суток используется Горно-Бадахшанское время, которое отличается от Московского на 3 часа. Такое исчисление весьма удобно: в 7 часов рассвет, а в 21 час закат. Длина дневных переходов измеряется в километрах по карте и в горизонтальной проекции. Длина веревки считается равной 50-ти метрам.

Мы благодарны судьбе за красивый и сложный маршрут без травм, обморожений, эксцессов, типа падения камней, и т.п.

ВЫВОДЫ

1. Сборы по Интернету в сложный горный поход вполне возможен, если все участники связаны друг с другом и с руководителем совместными походами. Правда, такие сборы дополнительно нагружают руководителя и его заместителя.

2. Авиа-перелёт Москва - Урумчи - Кашгар - Урумчи - Москва по транзитному билету Синцзяньских авиалиний является очень удобным и по стоимости и по длительности вариантом заезда в район Кашгарских гор.

3. Акклиматизация с преодолением перевала 4515 на второй день похода и перевала 4830 на третий день вполне возможна для групп с большим высотным опытом участников. Столь резкий план не рекомендуется для групп с малым высотным опытом.

4. В Кашгарских горах южнее Игебельсу богатые возможности для планирования походов 1-3 к.с., а севернее Игебельсу - для походов 2-6 к.с. В горах Агалистана (к востоку от Конгура) лишь западнее вершины Шивактэ встречаются перевалы проще, чем 3А.

5. Самым простым и безопасным проходом между двумя крупнейшими ледниками Кашгарских гор Чимген и Караяйляк является пройденный командой перевал через вершину 5975 (3Б*).

6. На участке хребта Конгурмузтаг между вершинами Конгур и Аклангам только два прохода претендуют на роль перевалов и приемлемы для горных походов. Это траверс пика Аклангам с северо-восточного на юго-западный гребни (6995,3Б) и траверс вершины Караяйляк (7245,3Б*). Подразумевается, что подъём (спуск) на седло с востока от Караяйляка осуществляется по северному склону, а спуск (подъём) с седла западнее этой вершины - по южному склону.

7. Кроме "японского" маршрута на Конгур по северному ребру [7] актуален иной северный маршрут на эту вершину, а именно, по соседнему с запада ребру на плато 6200 и с него по склону-кулуару налево на предвершинную ледовую шапку Конгура. Этот маршрут был предложен в качестве варианта команде Юрия Хохлова ещё в Москве до их отъезда на Конгур в 2002г. Однако он не был реализован по причине отсутствия информативных фотографий того самого склона-кулуара. Как выяснилось, уже осенью 2003г. Команда Валерия Шамало [34] прошла рядом со склоном-кулуаром, но не воспользовалась им. Следовательно, маршрут до сих пор не распечатан и "боем не разведан". Нам же удалось снять с северного гребня пика Аклангам отличное фото, доказывающее актуальность предлагаемого нами пути.

8. Визуально самым простым маршрутом на Конгур остаётся никем не пройденный маршрут по юго-восточному гребню. Выход на седловину этого гребня (5400) предпочтительнее с юго-запада, чем с северо-востока. Северо-восточный склон этой седловины очень крут и осложнён ледосбросами, к тому же под этим склоном тяжёлый для прохождения ледопад.

9. Северо-восточный гребень Конгура имеет очень острый и осложнённый карнизами участок. Маршрут по этому гребню представляется сложнее и опаснее северного или юго-восточного.

10. Восточная стена Конгура очень крута и опасна. Каких либо приемлемых по безопасности вариантов подъёма по этой стене мы не обнаружили (наша экспедиция - первая, которая осмотрела и сфотографировала эту стену).

11. Северная ветвь ледника Чимген легко проходима по карманам и левого и правого борта (мы были первой экспедицией, посетившей этот ледник).

12. Левая ветвь ледника Караяйляк легко проходима по карману левого борта. Подходы к северо-восточному гребню пика Аклангам вдоль этой ветви весьма просты (мы были первой экспедицией на левой ветви ледника Караяйляк).

13. Северная стена вершины Конгур-тюбе (7595) (обращённая к левой ветви ледника Караяйляк) грандиозна и очень сложна (наша экспедиция - первая, которая осмотрела и сфотографировала эту стену).

14. Район ледника Чимген - это "альпинистский рай". Многочисленные высотные маршруты на пики Кызылсель (6525), Коксель (6718), маршруты на Конгур по южному, юго-восточному и северо-восточному ребрам дополняются великим множеством комбинированных технических маршрутов на острые пики Агалистана.

15. Перевал Тересаздаван своими бесконечными осыпями слишком трудоёмок для перехода с альпинистским экспедиционным грузом от озера Каракуль до ледника Чимген. По-видимому, то же самое можно сказать и о перевале 5400 в верховьях ледника Кенгшибер. Единственным вариантом короткого захода с озера Каракуль остаётся перевал Южный Чат [19-21].

16. В Кашгарских горах непогода не редкость. Необходимо готовиться к неоднократным 2-х или 3-х дневным интервалам плохой погоды.

17. В Кашгарских горах весьма лавиноопасно. Предпочтительнее те перевалы выше 5200, которые проходятся по рёбрам и гребням (центрально-тянь-шаньская специфика).

18. Пройден красивый технически насыщенный маршрут по малоизученному району, который очень понравился всем участникам команды.

СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ РАЙОНА КОНГУРМУЗТАГ

ДНЕВНИК ПОХОДА И ОПИСАНИЕ ПЕРЕВАЛОВ

ЧАСТЬ 1

3.1. Заезд

30.07. Утром все участники команды собрались в Москве. Встретились только в аэропорте Шереметьево-2 на регистрации. Транзитный билет "Москва - Урумчи -Кашгар - Урумчи - Москва стоит около 550$. Перелёт проходит с пересадкой в Урумчи. Как на международной, так и на внутренней части рейса разрешается провоз 40 кг груза без доплаты. Вес ручной клади при этом не учитывается. Для туристской экспедиции это более чем достаточно!

31.07. В Урумчи прибыли на рассвете. Таможенники ориентированы, в основном, на оружие, колющие и режущие предметы, и на продукты питания внимания не обращают. Жалко, что не провезли "запрещённую" колбасу! При таком лимите на вес, все продукты, кроме сахара, соли и риса, имело смысл везти из Москвы. На получение груза с Московского рейса и на регистрацию в Кашгар у нас было около полутора часов. При посадке в Кашгарский самолёт с каждого из нас потребовали уплату аэропортного сбора в 50 юаней. Через месяц, уже на обратном пути мы заплатили 50 юаней при посадке на рейс Кашгар - Урумчи и 90 юаней на рейсе Урумчи - Москва. Фокус в том, что "обменника" в аэропорте нет, а прилетевшие из Москвы туристы юаней, конечно, не имеют. Проблема эта может оказаться очень серьёзной, везите юани из Москвы!


Ф.3.0. Центр Кашгара
В Кашгаре нас встретил наш старый друг и покровитель Джан Хонг или Саша (такой у него псевдоним). Такси до центра города стоит около 30 юаней (для справки, за один доллар дают 8 юаней). Мы поселились в гостинице "People's Hotel" рядом с площадью Мао. Двухместный номер обошелся нам в 218 юаней. Кстати, обмен валюты производится только в центральном филиале Bank of China на площади Мао. Для обмена нужен лишь паспорт.

01.08. Утром загрузились в арендованный Сашей автобус и выехали на Каракорумское шоссе. В Упале заправились бензином. Кстати, бензин в Китае очень хорош, по крайней мере, для примусов. Наш "Шмель" безотказно работал 30 дней! К вечеру мы приехали на озеро Каракуль. Саша предложил ехать дальше к началу маршрута. Но этот вариант нам не понравился. Во-первых, самая сложная и неопределённая часть пути при этом перекладывалась на вечер или, даже, на ночь, а во-вторых, по плану акклиматизации нам необходима ночёвка на озере Каракуль. Здесь 3600, и это выше начала нашего маршрута на 650 метров.


Подъезд к с. Шинди

2.08. Дорога на подъезде к Ташкургану на отечественной карте показана плохо. На самом деле она идёт так, как показано на рисунке. Съезд с Каракорумского шоссе на боковую дорогу находится в 10 километрах севернее Ташкургана. Асфальта на этой дороге нет, но скоро будет. Мы переехали через мост на левый северный берег реки Ташкурган (левый приток Яркенда), миновали плотину гидроэлектростанции и въехали в напоминающее Пяндж тесное ущелье. "Вот она, естественная граница Памира", - подумал я. "Слева Памир, а справа - Каракорум". И на Пяндже так же - слева Памир, а справа Гиндукуш. Любое другое отделение Памира от Куньлуня и Каракорума, например, по имеющему лишь политическое значение невысокому Сарыкольскому хребту, кажется ещё более условным. Гигантская горная цепь из Заалайского хребта, Аксая, Улуг-Арттага вытягивается до Конгура и Музтаг-Аты и является, конечно, единой системой, достаточно посмотреть на карту Азии. А вот и цитата из книги "Горы" [10] - "В Кашгарских горах поднимаются самые высокие вершины Памирского нагорья - Конгур (7719) и Музтагата (7546)".


Ф.3.1. Женщины из Шинди
3.2. Долина Чичиклык

Около 11-ти утра мы выгрузились из автобуса в кишлаке Шинди на высоте 2965. Типичный памирский кишлак - пирамидальные тополя, облепиха, ивы, обмазанные глиной каменные постройки, а вокруг жёлтые безжизненные горные склоны. И живут здесь памирцы, точнее сарыкольцы. Очень понравились местные дамы, они ходили по кишлаку, нарядившись во всё красное и в высоких необычных шляпах, вид весьма праздничный, см. ф. 3.1. Мужчины одевались просто, один из них прогуливал белокурого мальчика - "потомка Александра Македонского" или по Агаханянцу [9] - жертвы жизни на краю популяции, см. ф.3.2


Чичиклык
Два часа ушло на разгрузку, поиск каравана, навьючивания ослов, прощание с Сашей. Наконец, около часа дня мы выступили с караваном на север вверх по долине Чичиклыка - левого притока Ташкургана.


Ф.3.2. На краю популяции
У нас была пара ослов, себе оставили, примерно, по 30 кг (это мужчины), ослам досталось по 12-15 кг от каждого из участников. Это делалось не из экономии денег, а для лучшей акклиматизации. Ведь через два дня нам предстояло взять весь этот груз на себя, и этот переход не должен быть слишком резким. Два ишака на 2 дня стоили нам 300 юаней.

Воды в реке мало, тропа сначала вьётся по правому берегу, затем переходит на левый. К концу 4-го перехода снова переходим на правый берег и встаём лагерем на лужайке с сочной травой. Рядом каменные постройки. Высота 3455.


Ф.3.3. Плато Чичиклык
03.08. Ясное утро. Вышли в 08ч. 20 мин. Сразу за лагерем широкая долина с плоским дном. Впереди перед вершиной 4711 развилка: налево (по ходу) Чичиклык уходит в каньон, направо ответвляется долина его левого притока. Тропа несколько сот метров идёт по дну плоской долины, а затем сворачивает налево в русло сухого сая и, круто набирая высоту, выводит на плоскую террасу (дашт) правого борта долины. Высота здесь 3675, от лагеря 50 минут. Ещё 50 минут мы шли до сухого сая в конце террасы, точнее до его левого берега, где тропа круто взмывает вверх по склону долины. Высота здесь уже более 4000м. Мы уже ощущали её в полной мере, переходы сократились до 20-30 минут. После 4-х таких переходов мы поднялись в травянистую долину, которая спускается к юго-востоку от перевала Кокмуйнак. Высота 4400 м. Тропа здесь поворачивает направо и поднимается по осыпному склону на седловину безымянного перевала 4515 (н.к.). Этот перевал находится в полутора километрах восточнее Кокмуйнака в отроге, ограничивающим с юга плато Чичиклык. Именно этот отрог и поджимает каньон Чичиклыка с запада. От сухого русла ручья на дне травянистой долины до седловины перевала 40 мин.


Ф.3.4. В урочище Чичиклык
С перевала открывается вид на просторное плато урочища Чичиклык, см. ф.3.3. “В здешних местах летом и зимой падает хлопьями снег, бушуют холодные ветры и ледяные бури. Почва, пропитанная солью, не родит вовсе деревьев здесь нет, один чахлый кустарник. Ветер и снег не прекращаются даже в сильную жару. Едва путник вступит сюда, как его окутывают поднимающиеся от снега испарения. Купеческие караваны, что движутся в обе стороны, жестоко страдают в этих тяжелых, опасных местах”. Так описывает Чичиклыкское плато легендарный путешественник Сюань Цзан, который он одолел на обратном пути в Китай в 642 году нашей эры [4]. Но тогда была осень…

Спуск с перевала короткий. Мы прошли по плато, миновали летовку на берегу реки и через 45 мин. встали лагерем на плоском зелёном берегу. Нас тут же окружили девушки, см. ф.3.4. Высота 4355. Особо отметим, что весь путь от лагеря 3455 до лагеря 4355 проходит без воды!

3.3. Перевал Янгидаван (4830, 1А, осыпной)

Перевал Янгидаван расположен в восточном отроге хребта Конгурмузтаг, который разделяет долины Янбулаксу и Ямбулакджилги. Перевал ориентирован с юга-востока на северо-запад и соединяет северный край урочища Чичиклык с долиной Янбулаксу в районе озера Янгикёль. Этот перевал известен издревле. В 1922 году через перевал Янгидаван прошёл с караваном С.Скрайн [2]. Перевал осыпной. На прохождение перевала от урочища Чикчиклык до озера Янгикель требуется неполный день.


Ф.3.5. Озеро Янгикёль
04.08. Вышли с полным грузом в 8ч. 35 мин. Пасмурно, низкие облака, туман. За два перехода пересекли плато Чичиклык на север, перебродили поток, стекающий с восточного склона вершины 5443, миновали киргизскую летовку и остановились в самом начале подъёма на перевал Янгидаван, см ф.3.3. Сначала мы поднимались вдоль левого борта спускающейся с перевала долины. Потом мы повернули налево и приспустились к её ручью. Здесь мы нашли тропу на перевал. От киргизской летовки 45 мин. Мы несли кто 40, а кто и все 43 кг, и не выдерживали длительных переходов на подъём. Реально удавалось пройти около 30 минут. За два таких перехода мы поднялись к повороту налево на плоскую, усыпанную камнями долину. Отсюда открывается вид на перевал Янгидаван. Перевальный взлёт в конце долины, это ещё 50 минут. Тропа перед взлётом теряется в осыпях. Она угадывается только по перемещённым камням. Перевал находится на левом (юго-западном) краю широкой седловины. На преодоление осыпного взлёта ушло 30 мин.

На седловине перевала каменистое плато, ограниченное со стороны Чичиклыка каменным забором с калиткой. Спуск по тропе среди осыпей через 45 минут привёл к ручью, обед. Тропа поворачивает на северо-восток в обход озера Янгикёль, а мы продолжили путь прямо, и через 40 минут по осыпям спустились к южному берегу Янгикёля, см. ф.3.5 и 3.6.. Высота 4600. Ночью шёл снег.

3.4. Перевал Бешкёльдаван (4945, 1Б, осыпной, первопрохождение)


Бешкёльдаван
Перевал Бешкёльдаван находится в водоразделе хребта Конгурмузтаг западнее вершины 5322, ориентирован с юга на север и соединяет озеро Янгикёль на юге с юго-западным истоком Торбулунга, в долине которого имеется 4 озера. Перевал осыпной. Крупные осыпи на южном склоне весьма сложны даже для пешехода и непреодолимы для лошади или яка. Поэтому мы не обнаружили даже малейших следов тропы. Скорее всего, мы сделали первопрохождение, хотя, конечно же, нельзя исключить более ранний переход через перевал какого-нибудь местного охотника. На прохождение перевала от озера Янгикёль до озер в верховьях р.Торбулун требуется 1 день.


Ф.3.6. Озеро Янгикёль
После двух напряжённых дней, мы, конечно, устали. Действительно, 03.08 нам пришлось пройти без воды 5 ходовых часов, при этом мы спешили закончить программу к обеду, так как боялись, что погонщик покинет нас ещё до плато Чичиклык. При этом перевал 4515 был для нас полной неожиданностью. 04.08 мы перелезли на 3-й день похода с более чем 40-киллограммовыми рюкзаками через перевал 4830. Пора было бы дать слабину и немного восстановиться. Слабина в ближайшие дни не ожидалась, поэтому мы решили воспользоваться, хотя бы, более эргономичным запасным вариантом - вместо спуска на 4100 с последующим прохождением пары перевалов 4910 (Меркебель) и 5200 ограничиться одним перевалом 4945 (Бешкёльдаван). Наследующий день после перевала ожидался спуск в долину Кенгшиберсу до 3800. Вот там то мы и восстановимся.

05.08. Ясное утро, вокруг всё в снегу. Вышли в 8ч. 40 мин. За 50 минут мы обошли Янгикёль по южному берегу и перешли по камням его исток. Здесь на западном берегу озера сливаются две долины. Одна спускается с запада, а другая с севера. Нам во вторую. Впереди промчались дикие козы. За 40 минут поднялись на 4800 и встали перед осыпями, которыми завален поворот долины на запад. За поворотом узкое ущелье, всюду крупная осыпь. Зачастую приходится лазить по огромным валунам, как по скалам. Через два перехода встали на перекус у поворота долины на север. Отсюда переход почти без набора высоты до кармана между ледником слева по ходу и осыпным склоном справа. Карман завален неустойчивыми крупными каменными глыбами. Через 20 минут карман заканчивается 10-метровым подъёмом на перевальное плато. Оно довольно большое, до перегиба 15 минут.


Ф.3.7. Верхнее озеро
Сразу за перевалом в 50-ти метрах красивое озеро, см. ф.3.7. Ещё через 20 минут второе озеро, на берегу которого мы расположились на обед. Вечером мы миновали третье озеро и к концу второго послеобеденного перехода спустились на южный берег четвёртого. Здесь мы решили поставить лагерь. Высота 4765.

3.5. Долины Торбулунсу и Игебельсу

. 06.08. Ясное утро. Мы обогнули нижнее озеро по южному берегу и к концу первого перехода спустились на дно долины Торбулун к скальному прижиму левого борта. Затем перебродили реку, и пошли по тропе правого берега. За скальным отрогом река спускается в каньон, а тропа остаётся на высокой террасе. Только у кишлака Торбулун мы спустились к реке (от озера 3 перехода). Ещё через 2 перехода мы подошли к началу устьевого каньона. У последнего ручья остановились на обед.


Ф.3.8. Брод через Игебельсу
Устьевой каньон тропа обходит по скальным полкам правого берега, круто спускаясь в широкую пойму Кенгшиберсу. К концу второго послеобеденного перехода (по тропе правого берега) мы подошли к ручью и остановились на ночлег. Высота 4865.

07.08. Ясное утро. За переход подошли к устью Игебельсу. Воды в реке больше, чем было летом 2000г. Глубина выше колена, и поток очень стремительный, см. ф.3.8. Страховались с обоих берегов. Татьяну, которая шла предпоследней, смыло, и мы её быстро подтащили к правому берегу, см. ф.3.9. Обошлось без ушибов.


Ф.3.9. Таню завалило
Заход в долину Игебельсу осуществляется по тропе правого берега, которая высоко над рекой обходит устьевой каньон. Найти эту тропу совсем не непросто. Внизу в пойме Кенгшиберсу всё завалено крупной галькой, и тропы не видно. Чуть ниже брода через Игебельсу с правого борта долины в узком каньоне стекает мощный ручей. Чтобы найти тропу, надо подняться параллельно ручью к скальному поясу. Ручей при этом должен находиться по левую руку, примерно, в 100 метрах от вас. Перед скалами что-то типа площадки. На ней камни, отдельные кусты. До поворота за скалу в каньон ручья, повторяю, около 100 метров. Прямо от центра этой площадки и начинается серпантин по скальным полкам. Тропа явная, набитая, но это, когда вы на неё встанете. А пока не встали, её можно и не заметить. Вот такая довольно редкая ситуация. Мы эту тропу долго искали. Поднимались с рюкзаками в каньон ручья и, чуть было, не полезли на скалы. Хорошо, что хватило ума спуститься и поискать заход на тропу чуть восточнее.

Минуя скальный пояс, тропа серпантином поднимается всё выше и выше, постепенно заворачивая на восток. Наконец, набрав около 270 метров, она уходит траверсом в долину Игебельсу. От переправы до первого правого притока Игебельсу два перехода. Однако, уже вечер: - мы поздно вышли, потратили около 2-х часов на переправу и просушку, около часа потеряли в каньоне в поисках тропы. На левом берегу ручья мы нашли наши старые площадки 2000г. и встали на ночлег. Высота 4095. Завтра нам в каньон, вверх по ручью.

3.6. Перевал Тересаздаван (5155, 2Б, снежно-ледовый, первопрохождение)


Тересаздаван
Перевал Тересаздаван расположен в водоразделе хребта Конгурмузтаг между вершинами 5465 с северо-запада и 5383 с юго-востока. Перевал ориентирован с юго-запада на северо-восток и соединяет ледник нижнего правого притока Игебельсу с ледником Южный Чат. Перевал снежно-ледовый, односторонний. Определяющая сторона северо-восточная. Подход к перевалу с юго-запада проходит по протяженным моренным отложениям и довольно утомителен. Перевал виден из створа долины Тересазсу со всех её точек вплоть до входа в каньон. Это и определило его название. На прохождение перевала от долины Игебельсу до реки Тересазсу требуется 2.5 - 3.5 дня. Перепад высоты на технической части спуска – 450 метров.


Ф. 3.10. Пики Туюк, Коскулак, Музтагата и Куксай
08.08. Ясное утро. Первый переход поднимались по камням вдоль ручья на север. Затем ущелье расширяется и поворачивает на северо-восток. Мы пересекли ручей, по моренам левого берега поднялись к карману около скал и к концу второго перехода вылезли из кармана на высокий моренный вал. Дальше шли по моренам между центром ледника и левым бортом. Воды нет, и только после 5-го перехода мы наткнулись на маленькую лужу среди камней. Высота 4760, обед. Отсюда открывается замечательный вид на пики Туюк (6161), Коскулак (7028), Музтагату (7546) и Куксай (7184), см. ф.3.10. После обеда прошли немного вдоль левого борта и оказались на краю котлована во всю ширину долины. Пришлось спуститься (около 30м), пересечь долину к правому борту и по распадку, ниспадающему из правого кармана долины, подняться на высокий моренный вал. На это ушло ещё два перехода. В кармане вода, рядом площадки с мелким гравием. Поставили палатки. Высота 4855.


Ф.3.11. На пути к Тересаздавану
09.08. Пасмурное утро, туман. Видимости нет. Вышли, когда немного развеялось, в 11 часов. Через два перехода вдоль правого борта долины по моренам и ровному леднику достигли ещё одного котлована, на этот раз с озером посередине. Озеро образовано ледником и правым осыпным бортом долины. По леднику спустились в котлован и на осыпном берегу озера поставили лагерь. Высота 4920. Весь день идёт мокрый снег. На китайской карте это место отмечено, как 4902.

10.08. Утром туман, над которым угадывается чистое голубое небо, см. ф.3.11. Вокруг всё бело, за ночь выпало около 10 см. снега. Вышли в 9ч. 15 мин. Через два с половиной перехода по скользким заснеженным камням вышли на ледник. Здесь связались, поднялись по короткому 15-градусному взлёту на перевальное плато и пересекли его в направлении седловины перевала, см. ф.3.12. К этому времени погода окончательно испортилась, пошёл редкий снег, но видимость сохранилась.


Ф.3.12. Перевальное плато
Перевальное плато обрывается на ледник Южный Чат карнизами. Слева под склоном вершины 5465 имеется рандклюфт типа оврага, в верхнюю (западную) часть которого есть не отягощённый карнизами спуск, см.ф. 3.13. К востоку овраг плавно понижается к перегибу на северо-восточный склон перевала. Перед оврагом одели кошки. До его дна одна верёвка, лёд 35 градусов, местами до 40. Затем собрались, подошли к перевальному склону и начали спуск, см. ф.3.14.


Ф.3.13. На перевале
Первая верёвка по заснеженной осыпи до льда. Крутизна 40-45 градусов, последний спускался в три такта. Ещё 5 верёвок по 45-градусному льду продёргивались через проушину. Ниже бергшрунда в связках одновременно спустились по протяжённому 30-35 градусному снежному склону. У подножия взлёта собрались в 16ч. 30 мин. Сняли кошки, убрали верёвки и вышли на заснеженную осыпь. Камни здесь большие, скользкие. В конце "рабочего дня" очень трудно оставаться внимательным и аккуратным, поэтому шли медленно.


Ф.3.14. Восточный склон перевала
Тересаздаван
В 18ч. 30 мин. мы вышли из осыпей и встали лагерем на травянистых площадках к югу от седловины 4605 в отроге между ледниками Чат и Южный Чат. Высота 4500. Вечером и всю ночь шёл снег.

3.7. Долины Тересазсу и Чимгенсу

.

Долины Тересазсу и
Чимгенсу
11.08. Ясное утро. За ночь выпало 20 см. снега. Вышли в 9ч. 20 мин. За переход по пологому склону поднялись на седловину 4605. На север с перевала скальный обрыв. Приемлемый спуск имеется с левого (западного) края седловины - одна верёвка перил, затем уже осыпи. Предполагаемая сложность перевала 1Б - 1Б*. Впереди унылая картина бесконечных заснеженных осыпей, см. ф.3.15.


Ф.3.15. На перевале 4605
Наш следующий по плану перевал 5185 на плато ледника Кенгсувар выглядит весьма простым и скучным, не более чем 2А, см. ф.3.16. К тому же у нас накопилось 3-х дневное отставание от идеального графика. Один день мы потеряли из-за непогоды на перевале Тересаздаван, ещё пол дня на переправе и в поисках тропы в долину Игебельсу и ещё полтора дня из-за "отсутствия борзости". В заявочной книжке нам разрешался обход перевалов по соединяющимся долинам. Мы ещё раз посмотрели на север на одноцветную картину верховьев ледника Чат и поняли, что вид мазара, серных источников и устьевого каньона Тересазсу является на порядок более достойным зрелищем. К тому же кроме меня и Антона, никто из ребят этот каньон не видел.


Ф.3.17. Мазар
Приспустившись немного по пути подъёма, мы повернули налево на травянистые (в то утро заснеженные) террасы и к концу перехода подошли к её краю напротив летовки в долине Южного Чата. Затем мы спустились к летовке, встали на торную тропу и за часовой переход спустились к слиянию потоков Южного Чата и (Центрального) Чата. Обед.

После простого брода вышли на тропу левого берега Тересазсу и по ней за три перехода спустились почти к мазару у входа в каньон. Высота 3215.


Ф.3.18. Каньон
12.08. Утром пасмурно. Вышли в 08 ч. 30 мин. Запахло сероводородом. За складкой склона открылся мазар, см. ф. 3.17. Конические башни из мягких скальных пород были украшены рогами и шестами. Внизу сложены гряды рогов. На высохших ветках - цветные лоскутки материи. На противоположном берегу реки парил серный источник. Мы привязали к веткам свои тесемки и кусочки стропы.

За мазаром река вошла в узкий каньон. По мостику перешли левый приток, а через 200 метров по большому мосту на правый берег реки. За мостом - брод через правый приток. Затем еще 4 моста. Вода с гулом перекатывает камни, прыгает по уступам. Хорошая тропа идет то у воды, то поднимается выше, то проходит под низко нависающими скалами, см. ф.3.18. Мосты укреплены бетоном. Неожиданно каньон распахнулся и мы вывалились в широкую долину Чимгена. Здесь последний шестой мост на левый берег Тересазсу. Высота 2840. От места ночёвки мы шли с перерывами 3 часа.

Обедали ещё через переход напротив кишлака с тарелкой спутниковой антенны. Здесь на правом берегу Чимгена имеется ровная лужайка с изумрудной травой. Рядом ручей. После обеда мы прошли ещё два перехода и встали лагерем моренах ледника Чимген. Это место - "облепиховую ночёвку" мы для себя открыли ещё в 2000г. Рядом тропа, но палаток с тропы не видно, они скрываются за откосом. Вокруг лагеря заросли облепихи, между камней журчит маленький ручеёк. Высота 3205. Вечером и всю ночь шёл дождь.

13.08. Утром пасмурно, мелкий дождь. Тем не менее, мы собирались и вышли. Хорошая тропа. Арча. Много красивых урочищ. Дождь шёл не переставая. За четыре перехода мы поднялись до стойбища у поворота долины Согато, миновали его и вошли в карман правой морены ледника Южный Чимген. Это было отклонением от оптимального пути в верховья северной ветви ледника Чимген. Однако мы знали, что в этом кармане имеются хорошие площадки и чистая вода. Мы надеялись, что утром тумана не будет, и мы быстро разберёмся, как дальше идти. Высота 3890.

Далее: дневник похода и описание перевалов (Часть 2) >>


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2019 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100