Горы мира > Каракорум >

Автор: Евгений Башкирцев, Иркутск

Каракорум. Район Транго.
2013.
Часть III. Ули Бьяхо. Ледовый кулуар.

Первый раз Ули Бьяхо я увидел на чёрно-белой фотографии плохого качества, но даже по ней было понятно, что гора просто супер! Это было в гостинице во время нашей первой экспедиции в район Транго. Тогда еще я не знал где она находится, и когда мы пришли к подножию Транго было приятной неожиданностью видеть её воочию. Волосатый тоже был в восторге от её вида. Начали подумывать о первопроходе на гору, но менять планы с бухты-барахты не хотелось, поэтому все планы были отложены до лучших времён.

Луна над Ули Бьяхо

К экспедиции 2013 года готовились весьма тщательно. Началось всё с изучения материалов о горе. То скудное количество информации, которое удалось нам нарыть в интернете, говорило о том, что восхождение скорей всего будет непростым и даже опасным. Гора имеет суровый нрав, особенно опасна после непогоды. Решили действовать по обстановке на месте.

Вторым этапом стал подбор снаряжения. Что брать? Вертикальная километровая стена требовала полного комплекта скального снаряжения, а крутой ледовый кулуар и снежная шапка – ледового. Стало быть, общий вес снаряги практически двойной. Наш фастенлайт спасло только одно - всё снаряжение, которое мы подобрали для восхождения было суперлегкое (за что огромное спасибо нашим спонсорам).

Третий этап чуть не стал последним . Перед Пакистаном решили съездить на ЧР на Кавказ типа размяться. Во время чемпионата всё было хорошо, но накопилась психологическая усталость от гор и поездка в Пакистан на 43 дня казалась какой- то абсурдной идей. Спасли идею положительные эмоции от победы в чемпионате.

После Кавказа сутки в Москве, затем полет в Исламабад и дальше в Скарду. Ещё один день в Скарду на закупку продовольствия, и мы снова в дороге. Сперва на машинах до Асколе, потом трёхдневный трек пешком до базового лагеря.

Первые, кого там встретили были итальянцы. Парни сходили новый маршрут на Ули Бьяхо , нам повезло, их линия проходила по южной стене , а наши планы на восточную. Мы решили не торопить события и не ломиться с ходу на маршрут, а размяться и заодно понаблюдать за горой. Гора казалась слишком спокойной. Во время прошлой нашей экспедиции на ней было два журнальчик больших ледовых обвала и куча маленьких, а сейчас всё тихо. Копит силы? Или уже всё упало? В общем, пока мы лазили на Транго, с Ули ничего так и не упало, только один камнепад в кулуарах.

Камнепад

Решили не ждать, пока что-нибудь свалится, а попробовать проскочить маршрут максимально быстро. Вечером сходили нашли проход к началу маршрута и посмотрели кулуар. Гора во всей своей красе подтверждала свою суровую репутацию – выдала несколько небольших камней размером с футбольный мяч и один большой в диаметре около метра. Мы хоть и были достаточно далеко, но все же развернулись и побежали, а камень, не долетая до нас метров сто попал в ледовую трещину где и пропал без вести. Страшненько. Есть повод задуматься.

Начало маршрута

Куча мыслей в голове не дала толком уснуть ночью. Утром следующего дня я поднялся рано и пошёл наблюдать за кулуаром. В этот раз всё было более оптимистично. За два часа наблюдений ни одного камня. Утром есть шансы. Решили прорываться. Ещё денёк отдохнули и пошли под гору. На ночёвку встали справа от кулуара, под стеной бастиона. Ночью периодический грохот камнепадов в кулуаре. Это нервировало, но отступать не хотелось.

Волосатый наблюдает за кулуаром

Встали в четыре утра, поели, собрались. Стартанули сразу, как только стало светать. Сперва шли не связываясь, пытаясь сэкономить время на страховке. Быстро передвигаться с рюкзаками тяжело, но потенциальная опасность добавляет адреналина в кровь, и мы вваливали как только могли. Я периодически посматривал вниз, оценивая шансы остановиться в случае срыва. Шансов практически нет - лед очень жёсткий. Так продолжалось где-то около часа, потом лёд стал ещё круче. Достали верёвку, начали страховаться. Шли одновременно, Волосатый крутил один-два бура на верёвку, а я выкручивал. Когда у него буры кончались, он меня принимал, передавались и лезли дальше.

К третьему часу работы нам начал приходить пипец. Икроножные мышцы, от хождения на передних зубьях кошек, горели огнём. Адреналин кончился, стала накатывать общая усталость. Но тут произошёл новый выплеск адреналина, который чуть не перешёл в жидкую фазу в штанах: Волосатый был в полверёвки надо мной, он закричал: камни!!! Дальше долгие 3-4 секунды напряжённого ожидания и вот они. Первый размером с чемодан прошел всего в метре от Дениса, второй чуть поменьше прошёл подальше. Мимо меня камни прошли метрах в пяти. От адреналина мотор застучал как после стометровки. Усталости как небывало. Снова побежали вверх. Через пару верёвок очередная команда: Джек. Камни! Камни!!! Большой камень, на сей раз размером уже с холодильник, вылетел с ледовой стенки, ударился об очередную ледовую ступеньку и поменял направление движения, выдавая кучу ледовых брызг. Камень прошел мимо, но одна из льдин прилетела мне прямо в бедро - больно, но на ногах устоял. Продолжаем движение вверх. Подхожу к Волосатому, по нему видно, что он задолбался вусмерть. Чтобы не терять времени, меняю его. Через верёвку - конец кулуара. Впереди большой цирк, он кажется абсолютно безопасным - широко, не круто, даже если полетят камни из верхнего кулуара, всегда можно успеть свалить, под прикрытие сераков которые стоят чуть правее. Останавливаюсь, принимаю Дениса. Ручеёк водички, вытекающий откуда то сверху, солнышко и наша маленькая победа расслабляют. Отдыхаем, пьем, набираем воду в бутылки. Неожиданно из-за серака как грозное напоминание о том, что расслабляться рано выкатывается очередной метровый бульник, он не спеша прокатывается рядом с нами и скрывается в кулуаре. Проводив его взглядами, решаем, что нам пора .

Проходим мимо сераков, переходим несколько трещин по снежным мостикам и где то через час оказываемся у скального зуба. Здесь относительно безопасно и отсюда хорошо видно всю стену. После очередного совета по выбору маршрута намечаем окончательную нитку. Она получилась очень, красивая, очень логичная – нравится нам обоим, но ещё больше нравится, что снежный склон под стеной без воронок. Нет воронок, значит, стена не бьёт. Это обстоятельство добавляет уверенности и прибавляет настроения. Дальнейшее наше продвижение вверх было не быстрым – склон крутой, снега много, а сил после кулуара мало. За два часа мы протоптали до намеченной точки старта. Выровняли площадку, сварили чайку, попили, развесили железячки и полезли дальше…
Что было дальше в следующей серии

Спасибо всем тем, кто помогал в организации экспедиции:

Компании Моунтек

Компании Вертикаль Спорт (SCARPA)

Компании BASK Co. of Russia

Отчёт о восхождении команды Федерации Альпинизма Иркутской области
на вершину Uli Biaho (6109 м)

Каракорум. Район Транго. 2013г. Часть I. Акклиматизация. Транго Ри (6363)

Каракорум. Район Транго
2013
Часть II. Разминка. Транго Неймлесс

Каракорум. Район Транго.
2013.
Часть IV. Ули Бьяхо.
Стена

Экспедиция Евгения Башкирцева и Дениса Веретенина. Скоростные восхождения в Пакистане