Руководитель: Л.Смирнов, Москва

Отчет о горном походе 6 к.с. по Ц.Кавказу летом 2005 г. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

2.5. Перевал Столбовой (Столбовой-2) (2Б, 3713)

Характер: скально-снежно-осыпной

Ориентация: юг – север.

Расположен в Каргашильском хребте, между вершинами Сарыкая и Трапеция, ведет из долины Черека-Безенгийского на л-к Сев. Булунгу

Прохождение: 31 июля – 3 августа 2005 г. со стороны долины р. Черек-Безенгийский. Описание дается от а\л «Безенги» до озерка на конечной морене л-ка Юж. Булунгу.

Необходимое снаряжение: веревки, системы, каски, кошки, ледорубы, спусковые устройства, скальные молотки, скальные крючья и расходные петли.

01.08 (17 день похода) Подъем к перевалу Столбовой начинается чуть ниже моста через р. Черек-Безенгийский, который расположен в 1 км ниже а\л «Безенги» (фото 60).От а/л «Безенги» 10 минут пешком. Движемся в направлении истоков ручья, устье которого расположено чуть выше моста. Подъем вдоль ручья затруднителен из-за каньонов и крутых береговых скал (фото 59). Поднимаемся метрах в 500-х севернее по осыпному кулуару прямо вверх до скал, затем траверсируем влево вверх крутой (до 40&186) травянистый склон к скальному отрогу. С небольшим набором высоты продолжаем траверсировать склоны отрога и по крутой траве и осыпям выходим к руслу ручья (2,5 часа от начала подъема). Здесь обедаем (до этого места на подъеме воды нет). Русло ручья перекрыто лавинным снегом. В месте выхода к ручью на правом краю снежника есть дыра, в которую мы спустились и набрали воды.

Далее движемся по руслу ручья. Нас накрывает туман, видимость 5-10 метров. Постепенно ущелье расширяется, основной ручей разветвляется на три рукава (фото 29 61) Левый по ходу рукав ведет в верхний цирк, из которого через седловину в юго-восточном отроге в. Трапеция можно попасть в цирк пер. Столбовой. Средний, в верхней части скрытый крупной осыпью и имеющий вид кулуара, выводит, через седловинку в морене, в цирк пер. Столбовой. Правый по ходу рукав, в верхней части также скрытый крупной осыпью и имеющий вид кулуара, выводит на перемычку в вышеупомянутом скальном отроге. На эту же перемычку можно подняться прямо снизу вдоль этого же скального отрога, однако на всем пути подъема нет воды. Выходим на осыпной склон между правым по ходу и средним рукавом и продолжаем подъем прямо вверх. Туман рассеивается. Траверсируем склон вправо по ходу и поднимаемся на перемычку. Здесь ночуем (фото 62).

На перемычке несколько оборудованных нашей туристической школой ВТП 1994 года [6.1.] площадок под палатки с каменными стенками. Вода в ручье, рядом с перемычкой. От места обеда 3 часа (с разведкой в тумане). С верхнего края перемычки хорошо видна седловина пер. Столбовой (фото 63).

От перемычки выходим на моренный бугор и, перевалив его, попадаем на террасу (фото 65). Террасу проходим по правому краю и по крупной осыпи поднимаемся в цирк пер. Столбовой. В цирке продолжаем идти по правому краю, проходим озеро, и по мелкой и средней осыпи поднимаемся на седловину в юго-восточном отроге в. Трапеция (фото 66), которая разделяет верхние цирки (см. описание выше). С этой седловины мы собирались спуститься в соседний цирк и осуществить первопрохождение пер. Трапеция (Куршоган) и радиальное восхождение на в. Куршоган. Седловину мы промеж собой назвали условно «перевалом Цирковой» 1 А кат. сл. (2 часа от перемычки). С нее хорошо виден наш первопроход. Кулуар, ведущий к нему, участникам группы не понравился (потенциально камнеопасен!), к тому же со стороны Безенгийской стены мы увидели жуткую картину надвигающегося фронта, поэтому было принято решение пройти запасной перевал Столбовой. Спустились обратно, траверсировали цирк, и по средней и мелкой подвижной осыпи (100 м, 30-35&186) поднялись на перевал Столбовой (20 минут от перевала «Цирковой»). Седловина – узкий скально-осыпной гребень (фото 67). Тур на скалах, в месте выхода на седловину. Западная сторона перевала выглядит ужасно: снежно-ледовый склон, доходивший до седловины, практически полностью стаял, обнажились крутые бараньи лбы с камнепадоопасными конгломератно-осыпными кулуарами. С гребня летят камни! Поэтому путь спуска с левого края седловины (здесь находится старый тур без записки) пришлось отвергнуть как очень камнеопасный! Им воспользовалась 6 августа 2005 г. группа Миши Кузина (Москва) для подъема на перевал со стороны Булунгу, но у руководителя «прибавилось седых волос». Проходим мимо остатков снежника 30-40 метров по гребню в направлении в. Сарыкая и находим самое «безопасное» место для спуска (здесь на камнях висит петля, оставленная предыдущей группой). Начало спуска – справа от конгломератного кулуара (постоянное наблюдение за склоном!) по скалам прямо вниз (фото 68, 69) за перегиб. Затем нужно уйти чуть вправо до небольшой скальной полочки (50 м, до 90&186 и выше), затем влево вниз (50 м, 60-70&186) на снежно-ледовый склон (40-45&186), подрезанный бергшрундом. За бергшрундом склон выполаживается и переходит в закрытый ледник.

Не успели мы вернуться к своим рюкзакам, как нас накрыл циклон. Все заволокло туманом, началась гроза, снег, дождь, град. Палатки ставили под дождем и порывами ветра. Циклон бушевал полдня, ночью, следующий день и следующую ночь.

02.08 (18 день похода) Отсидка из-за непогоды.

03.08 (19 день похода) С утра погода чуть-чуть улучшилась, дождь временно прекратился, и даже стало пробиваться солнце. Вместе с солнцем со стороны Безенги появилась большая общительная группа из Одессы (мы не ожидали, что кто-нибудь ещё в ближайшее время полезет на этот ужасный перевал). Они не стали изобретать велосипед и тоже выбрали путь спуска, который мы наметили, только мы спускались по одному человеку сразу на две веревки и уходили за бергшрунд на осыпной островок. Примечание: Если вы находитесь на конце веревки, а сверху кто-то еще спускается, обязательно! спрячьтесь за скалу или плотно к ней прижмитесь, иначе может конкретно! прибить камнями.

Спуск прошел успешно (2 часа), но не успели мы спуститься на ледник, как все опять заволокло туманом, пошел дождь. Спускаемся по леднику, затем вдоль ручья по снежникам и по конечной морене л-ка Сев. Булунгу выходим на увалы конечной морены л-ка Юж. Булунгу. Стараемся выбирать путь поровнее. Хочется сегодня поближе подойти под перевал Тютюргу Вост., но пару-тройку раз навернувшись на больших мокрых, покрытых мхом валунах, решаем остановиться на ночевку возле небольшого озерка, метров 200 не доходя до р. Булунгу (фото 70). От перевала 2 часа 45 минут. Дождь и не думает прекращаться. Ночью опять гроза.

· а\л «Безенги» – пер. Столбовой – 8часов 00 минут

· спуск с перевала до озерка на конечной морене л-ка Юж. Булунгу – 2 часа 45 мин.

Общее время прохождения перевала от а\л «Безенги» до озерка на конечной морене л-ка Юж. Булунгу.– 10часов 45 минут.

Выводы и рекомендации по перевалу:

Перевал Столбовой по состоянию на этот год соответствует 2Б категории сложности, (хотя его продолжают активно ходить, даже в походах 3 кат. сложности, и называть этот ужас 2А). Было провешено100 м перил (2 веревки, до 90&186 и выше) на спуске. Оставлено 2 петли и 2 скальных крюка.

Необходимо морально подготовиться к прохождению крутого травянистого склона со стороны Безенги, во время дождя лучше там не ходить, либо идти в кошках. Есть варианты подъема «в лоб» по осыпи и «каньонинг», которым занималась вышеупомянутая группа Миши Кузина, но полностью избежать общения с травой все равно не удастся.

Камнепадоопасен! весь северный склон перевала. При прохождении его необходимо постоянное наблюдение! Лучше проходить по одному человеку на всю длину веревок, не задерживаясь на склоне, максимально быстро!

По состоянию на этот год перевал Столбовой (он же Столбовой-2) не рекомендуем для прохождения!

На прохождение перевала от а\л «Безенги» до озерка на конечной морене л-ка Сев. Булунгу необходимо планировать 2 дня (без учета непогоды).

Возможные места ночевок (кроме указанных в описании):

· в левом по ходу верхнем цирке со стороны Безенги

· в верхнем цирке пер. Столбовой со стороны Безенги

· на террасе под верхним цирком пер. Столбовой со стороны Безенги

· на правобережной морене в верхнем цирке пер. Столбовой со стороны Булунгу

2.6. Перевал Тютюргу Вост. (1Б, 3806)

Характер: снежно-осыпной

Ориентация: северо-восток – юго-запад

Расположен в хребте Кору, к северо-западу от вершины Западная Джорашты, ведет с верхнего плато л-ка Юж. Булунгу (другое название – Кору) на л-к Тютюргу.

Прохождение: 4 августа 2005 г. со стороны реки л-ка Юж. Булунгу. Описание дается от ночевок у озерка на конечной морене л-ка Юж. Булунгу до т\б «Чегем».

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы (альпенштоки)

04.08 (20 день похода) С утра погода пасмурная, тучи висят над головой. Не успели собрать лагерь, как снова пошел дождь. Он продолжался все время, пока мы поднимались на перевал, то прекращаясь на некоторое время, то вновь усиливаясь.

От ночевок у озерка на конечной морене л-ка Юж. Булунгу (фото 70) выходим к р. Булунгу и поднимаемся по ее правому берегу. Подходим к месту слияния ручьев под взлетом перевала Кору (фото 71). Здесь, на травянистой поляне, когда-то был кош. Переходим на левый берег. В этом месте сохранилась старая тропа. Поднимаемся по ней в юго-западном направлении вдоль борта долины по моренным осыпям и, преодолев морену, выходим в предперевальную долину (фото 72). Здесь есть площадки для ночевки, но небезопасные, т.к. с левого борта возможен селевой поток (в 2000 году мы от него убегали, мне он испачкал пластиковые ботинки). Выходим на снег. Впереди уже отлично виден перевал Тютюргу Зап.(1А), который идут одесситы. Не доходя до подъема на него, поворачиваем на юг и поднимаемся вдоль склона северо-восточного ребра вершины, разделяющей перевалы Тютюргу Зап. и Тютюргу Вост. (в книге Ю. В. Гранильщикова [3] высота вершины 3875 м, а в карте Вадима Ляпина – 3861м). На подъеме лёд, покрытый снегом (25-30&186, кошки). Выходим в верхний цирк на снежное плато и движемся в направлении двух седловин перевала (к ближайшей из них идет крутой снежный подъем). Чуть дальше за снежным гребнем есть еще одна седловина перевала Тютюргу Вост. прохождение ее целесообразно для групп, идущих на перевалы Джорашты и Вост. Шаурту. Выходим на среднюю седловину (фото 73). Погода наконец-то улучшается, появляется солнце. Открывается прекрасная панорама в сторону ледников Тютюргу и Шаурту. Время подъема на перевал – 3 часа.

Спускаемся на ледник Тютюргу по широкому осыпному кулуару (фото 74 75), протяженностью 350-400 м (живая осыпь, движение плотной группой). По телу ледника (10-20&186) спускаемся под его язык на осыпь, где встаем на обед. От перевала 45 минут. Чуть ниже есть осыпные площадки для ночевки. С этого места есть три варианта дальнейшего спуска. Первый - вправо вдоль хребта Кору к месту спуска с перевалов Тютюргу Зап. и Зеленый, и далее вниз по правому берегу р. Тютюргу. Второй - влево на серую морену, которая заканчивается травянистым склоном, по которому спуск вниз по левому берегу р. Тютюргу с переправой внизу на правый берег. Третий – переправившись по камням через правый приток спускаться вдоль его правого берега (постепенно он становится правым берегом р. Тютюргу). Мы выбрали последний вариант. Перепрыгнули через приток, завернули налево и начали спускаться вдоль правого берега по травянисто-осыпному борту-склону. По пути несколько мест, где можно при необходимости заночевать. Через 1 час 15 мин. от места обеда спускаемся вправо к следующему правому притоку, переходим его по камням, вылезаем на бугор и спускаемся на травянистую поляну. С поляны по тропе спускаемся вниз и, перейдя еще один правый приток, попадаем на большую травянистую поляну, на которой пасутся коровы. Здесь все пути спуска с перевала сходятся. Это устьевая ступень реки Тютюргу. Тропа с нее спускается в карман правобережной морены р. Шаурту и, выйдя на правый борт долины Шаурту, продолжает плавно спускаться в долину реки Гарааузсу, к т\б «Чегем». Через 45 минут мы возле погранзаставы, а через 5 минут после проверки документов - на турбазе. Заказываем себе два номера и идем в столовую на ужин. Там же закупаем овощи, фрукты, крупу и хлеб. От перевала Тютюргу Вост. 2 часа 50 минут ходового времени.

· ночевки у озерка на конечной морене л-ка Юж. Булунгу –

перевал Тютюргу Вост. - 3 часа

· спуск до т\б «Чегем» - 2 часа 50 мин.

Общее время прохождения перевала от ночевок у озерка на конечной морене л-ка Юж. Булунгу до т\б «Чегем». – 5 часов 50 мин.

Выводы и рекомендации по перевалу:

Перевал Тютюргу Вост. соответствует 1Б категории сложности. Не требует применения специального снаряжения. Нужно опасаться падения камней из-под ног участников группы!

На прохождение перевала от ночевок у озерка на конечной морене л-ка Юж. Булунгу до т\б «Чегем» нужно планировать 1 день.

Возможные ночевки, кроме указанных в описании:

· на травянистой поляне под пер. Кору

· на плато, в верхнем цирке пер. Тютюргу Вост.

· на перевале (при необходимости)

· множество мест для стоянки на правом берегу р.Тютюргу

· в кармане правобережной морены л-ка Шаурту

· на травянистых полянах правого берега р. Шаурту (здесь вас может посетить егерь, а по выходным – местные отдыхающие)

2.7. Перевал Грановского (2А, 3774)

Характер: снежно-ледовый

Ориентация: юго-восток – северо-запад

Расположен в хребте Адырсу между вершинами Адырсу и Сарыкол, ведет с л-ка Зап. Башиль на восточную ветвь л-ка Адырсу. Впервые пройден в 1929 году альпинистами (руководитель Грановский).

Прохождение: 5-7 августа 2005 г. со стороны л-ка Башиль. Описание дается от т\б «Чегем» до а\л «Уллутау».

Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы

05.08 (21 день похода) От т\б «Чегем» спускаемся по дороге к развилке рек Гарааузсу и Башильаузсу. В районе устья р. Чараксу встречаем переправляющихся одесситов и местного егеря. После подписания протокола о незаконном посещении заповедника (чтобы оно было законным, необходимо получить разрешение в пос. Советском, по дороге в а\л «Безенги») продолжаем спуск. Подходим к развилке (1 час 15 мин.), поворачиваем налево и начинаем подъем по дороге к т\б «Башиль». Одесситы по дороге останавливаются на привал, а мы с небольшими остановками в пути через 1,5 часа добираемся до турбазы. Заходим в местный магазин и движемся дальше. Дорожка за корпусом с магазином выводит к подвесному мосту (табличка, висящая рядом, просит его не раскачивать). Переходим на левый берег р. Башильаузсу и через 5 минут подходим к погранзаставе. Снова начинается дождь, переходящий в ливень. После проверки документов сворачиваем к берегу р. Джайлык (здесь на травянистых полянах в 2000 году у нас была дневка), возле которого располагаемся на обед. Сквозь ливневую завесу видим проплывающих вверх по тропе мимо заставы одесситов. После обеда дождь стих, выглянуло солнце, а потом во время движения повторилась та же картина, что была вчера (05.08) – дождь то прекращался совсем, то снова усиливался.

От р. Джайлык мы вернулись обратно к забору заставы, обогнули его справа по ходу и вышли к р. Башильаузсу. По тропе левого берега (фото 76) поднимаемся в верховья долины Башиль. Проходим мимо каменного моста через реку Башильаузсу, мимо места спуска с перевалов Кичкидар и Фрешфильда и подходим к левому притоку, текущему с л-ка Чегем. Поток очень бурный и хорошо, что через него есть кладка из стволов деревьев. Переправляемся через поток и, пройдя еще около 20 минут, выходим на травянистую полянку с большим камнем. Здесь встаем на ночевку. Одесситы остановились чуть выше, за осыпью, вечером было совместное распевание песен под гитару. От т\б «Башиль» 3 часа 15 минут.

06.08 (22 день похода) Утром, продолжая двигаться по левому берегу р. Башильаузсу, подходим к языку л-ка Башиль (30 минут) (фото 77). Выходим на тело ледника и по нему доходим до потока из-под л-ка Сев. Башиль, по которому проходит подъем к перевалу Голубева. По крутой конгломератно-осыпной тропе левого берега потока поднимаемся к осыпным площадкам. Здесь ночуют одесситы, чтобы на следующий день пойти на перевал Голубева. Мы же, немного отдохнув, резко разворачиваемся влево по ходу, бродим поток на правый берег и по тропе заходим на моренный вал (фото 78), за которым находится большое и потрясающе красивое озеро (3 часа от языка л-ка Башиль) (фото 79). На берегу озера, на гребне морены, множество мест под палатки. Так как непогода сорвала весь график нашего похода, решаем отказаться от восхождения на в. Сарыкол, траверса массива Тютюбаши и перевала Спартакиада. В связи с этим, лезть на перевал Грановского и ночевать на нем не было никакого смысла, встаем на ночевку в этом райском уголке. Со склонов в. Адырсу слышится шум падающих камней. Думаем, что это туры, которые будут снова бренчать нашими мисками, но оказалось, что это спускается группа москвичей из МГТУ им. Баумана (руководитель Зотов Саша, тезка Зотова Саши из МГУ). Они встали рядом с нами и полночи в палатках шумно обсуждали перипетии спуска.

07.08 (23 день похода) Утром по тропе доходим до конца морены и спускаемся на л-к Зап. Башиль. По ровному снежному плато ледника подходим к ледопаду. Он имеет несколько ступеней. Первую проходим по снежному склону ближе к северо-восточному отрогу ГКХ, отходящему от в. Каракая, затем уходим вправо по ходу к юго-западному отрожку хребта Адырсу и поднимаемся вдоль него по снежно-ледовому склону (фото 80). Дойдя до седловины в отрожке, поворачиваем налево по ходу и, лавируя между трещин, поднимаемся на следующую ступеньку, к заключительному взлету перевала. Опять поворачиваем направо и, обойдя слева по ходу бергшрунд, поднимаемся вверх на перемычку (это не перевал, а перемычка в самом верху того же отрожка). С перемычки по краю скал вправо по ходу переходим на северную часть седловины перевала Грановского, которая в середине разделена жандармом. Здесь расположен тур с настоящим отбойным молотком. От озера 2,5 часа. С перевала отлично видно Эльбрус (фото 81).

Начало спуска с перевала по снежно-ледовому ребру (20-25&186, кошки) вниз до скал, затем вправо спуск с ребра (40-45&186) через два бергшрунда, которые проходятся по снежным мостам (фото 82). Склон выполаживается (фото 83). Вправо по дуге спускаемся до правобережной морены (фото 84) сначала идем по ложбине между мореной и ледником, а затем по осыпи залезаем на гребень морены (фото 85). Здесь начинается тропа. Проходим осыпные площадки на гребне, стоянки на правом склоне, которые альпинисты называют «рыжий угол» и постепенно спускаемся по гребню морены к р. Адырсу. На левой стороне ледника Адырсу виден большой нунатак «Кит» и хижина на его верху.

Гребень морены заканчивается, спускаемся с него к травянисто-осыпным площадкам. Переходим правый приток, подходим к реке Адырсу и продолжаем спуск по тропе вдоль правого берега. Через 4 часа подходим к мосту, возле которого пограничный пост. Через 5 минут после проверки документов мы в а\л «Уллутау». Здесь на следующий день 08.08 (24 день похода) Дневка

Ходовое время:

· т\б «Чегем» – т\б «Башиль» - 2 часа 45 мин.

· т\б «Башиль» – озеро в кармане

правобережной морены л-ка Сев. Башиль - 6 часов 45 мин.

· подъем от озера на перевал - 2,5 часа

· спуск до а\л «Уллутау» - 4 часа

Общее время прохождения перевала от т\б «Чегем» до а\л «Уллутау» - 16 часов

Выводы и рекомендации по перевалу:

Перевал Грановского 2А категории сложности . При прохождении мы не повесили ни одной веревки перил, весь перевал прошли одновременно.

На прохождение перевала от т\б «Чегем» до а\л «Уллутау» необходимо планировать 2-3 дня.

Возможные места ночевок (кроме указанных в описании):

· на травянистых полянах в районе устья р.Чараксу

· на т\б «Башиль»

· на берегу р. Джайлык

· на левом берегу р. Башильаузсу, возле ущелья л-ка Чегем

· на перевальной седловине

2.8. Перевал Суворова (3А, 4060)

Характер: ледово-скально-осыпной

Ориентация: юго-запад – северо-восток

Расположен в хребте Адырсу между вершинами Джайлык и Тютюбаши, ведет с л-ка Зап. Джайлык (р. Юномсу) на л-к Тютю (р.Тютюсу).

Прохождение: 9-12 августа 2005 г. со стороны л-ка Зап. Джайлык. Описание дается от а\л «Уллутау» до г. Тырныауз.

Необходимое снаряжение: веревки, системы, каски, кошки, ледорубы, спусковые устройства, скальные крючья, скальные молотки, расходные петли, ледобуры, в том числе самосброс.

09.08 (25 день похода) С утра ясная погода, светит солнце. От а\л «Уллутау» по дороге правого берега р. Адырсу спускаемся до руин старого а\л «Джайлык» (здесь сейчас стоят палатки туристов). Поворачиваем направо и, пройдя кош, выходим по тропе к мосту, ведущему на правый берег реки Куллумколсу. Переходим на правый берег и вдоль него по тропе доходим до большой поляны под конечной мореной ледников правого бокового ущелья (л-ка Зап. Джайлык и л-ка Зап. Тютю, часть которого «переметывается» сюда через седловину пер. Шогенцукова). Поворачиваем налево (по ходу) и по крутой тропе поднимаемся к «райским ночевкам» (фото 86). Здесь обедаем. От а\л «Уллутау» 2,5 часа ходового времени.

От райских ночевок вверх уходит тропа на перевал Шогенцукова, в нескольких метрах (вправо по ходу) от нее ответвляется тропа к л-ку Зап. Джайлык (ею пользуются альпинисты для восхождений на в. Джайлык). Поднимаемся по ней к турьим озерам и на площадках возле озер встаем на ночевку. От «райских ночевок» 1,5 часа.

10.08 (26 день похода) Утром по тропе обходим озёра справа по ходу (фото 87) и продолжаем подъем к перевалу. Проходим ночевки под перевалом Хвост дракона (на них стоят палатки альпинистов) и по постепенно исчезающей тропе подходим к л-ку Зап. Джайлык. В кошках поднимаемся по леднику под скалы, поворачиваем налево (по ходу) и подходим под скально-осыпной кулуар пер. Суворова. Дальнейший подъем проходит по средней подвижной осыпи и простым разрушенным скалам левого края и центра кулуара (опасаться падения камней из-под ног участников группы!). Вылезаем на гребень перевала (при прохождении перевала в обратном направлении лучше спускаться на л-к Зап. Джайлык по правому краю кулуара по мелкой осыпи), траверсируем гребень влево в направлении в. Тютюбаши и выходим к туру. В нем моя записка с 2000 года [6.2.]. По ставшей уже доброй традиции достаем сюрприз, только это уже не красная икра, а банка консервированных ананасов, но тоже здорово. Подъем от турьих озер занял 3 часа.

Седловина узкая, скально-осыпная (фото 88), при необходимости на ней можно выровнять 2-3 площадки под палатки, но воды нет. Погода начинает нахмуриваться. Начало спуска с седловины – влево вниз траверсом по снежнику и осыпям до осыпи на контрфорсе, который заканчивается скальным зубом (отличный ориентир, но практически не виден с л-ка Тютю, т.к. сливается со скалами перевального жандарма). Провешиваем по контрфорсу две веревки перил до зуба (40-60&186, местами до 80&186, 100 м) затем одну веревку перил с зуба на полку (65-70&186, местами до 80&186, 50 м) (опасаться падения камней от спускающихся сверху участников группы!!). От полки 50 метров перил вниз (до 45-50&186) и влево через боковой кулуар (камнепады из кулуара!!) к основанию следующего контрфорса на широкую конгломератно-скально-осыпную наклонную террасу (фото 89). Ночевать на наклонной террасе желания не возникло, и мы продолжили спуск (пешком с ледорубами вниз по правому краю) до бараньих лбов. Здесь надеваем кошки, аккуратно на три такта спускаемся в кулуар, пересекаем «мусоросборочный» желоб и вдоль него направляемся к языку ледника (центральная часть, ближе к левому краю) (фото 91).

Вешаем 50 метров перил по льду (до 40-45&186) через трещину, затем влево, по ее нижнему краю, в угол к началу ледового сброса. По ледовому склону сброса (55-60&186) спускаемся (фото 90 91) на снег (30-35&186), обходим бергшрунд справа и спускаемся на пологую часть л-ка Тютю. На срединной морене ночуем. Спуск с перевала занял 6 часов.

11.08 (27 день похода) Утром спускаемся прямо вниз по леднику (фото 92), выходим на конечную морену (30 минут), поворачиваем вправо и, переправившись через ручей, вылезаем на гребень к «киларской» тропе. Удобнее от места нашей ночевки перевалить через срединную морену и по правому борту этой части ледника (здесь ледник ровный и трещин практически нет) спуститься к «верхним ночевкам Тютю», от которых идет тропа.

По «киларской» тропе выходим на правый берег р. Тютюсу и по нему продолжаем спуск вниз к долине Баксана (тропа постепенно переходит в дорогу). Проходим избушку, кош, водопад и чуть выше места переправы на левый берег становимся на ночевку на небольшой уютной полянке возле берега реки. От срединной морены л-ка Тютю 5,5 часов.

12.08 (28 день похода) С утра по дороге спускаемся к переправе. В этом году на левый берег ведет довольно основательный мост из трех бревен. От переправы дорога по левому берегу спускается к огородам и, пройдя между ними, выходит к Баксанскому шоссе возле устья р. Тютюсу (1час). Переходим по подвесному мосту обратно на правый берег р. Тютюсу. Сушим вещи, пытаемся позвонить по мобильному. Связь появляется только на самом шоссе, под столбом. От устья р. Тютюсу идем вниз по Баксанскому шоссе до г. Тырныауз (45 минут). Здесь ловим попутную маршрутку и доезжаем до Нальчика.

· а\л «Уллутау» – «райские ночевки» - 2,5 часа

· «райские ночевки» – турьи озера - 1,5 часа

· турьи озера – пер. Суворова - 3 часа

· спуск с перевала на л-к Тютю - 6 часов

· срединная морена л-ка Тютю – р. Баксан - 6,5 часов

· устье р. Тютюсу – г. Тырныауз - 45 минут

Общее время прохождения перевала от а\л «Уллутау» до г. Тырныауз - 20 часов 15 минут

Выводы и рекомендации по перевалу:

Перевал Суворова соответствует 3А кат. сложности.

Спуск с перевала на л-к Тютю камнеопасен!!

При прохождении перевала (на спуске) было провешено 300 метров перил (6 веревок, до 80&186). Перила крепились на скальных выступах и ледобурах. Было оставлено две петли.

При отсутствии моста на левый берег р. Тютюсу к долине р. Баксан можно спуститься по тропе правого берега [4].

На прохождение перевала от а\л «Уллутау» до г. Тырныауз необходимо планировать 3-3,5 дня.

· на поляне под конечной мореной л-ков Зап. Тютю и Зап. Джайлык

· на контрфорсах при спуске с перевала

· на верхних и нижних «ночевках Тютю»

· многочисленные ночевки на правом берегу р. Тютюсу

· в избушке

· чуть выше устья, на правом берегу р. Тютюсу (по выходным здесь много отдыхающих).

3. Итоги, выводы, рекомендации

Нашей группой пройден маршрут шестой категории сложности по Центральному Кавказу (Безенги, Чегем, Башиль и Адырсу).

Группа заявляла следующий основной маршрут:

р.Черек-Безенгийский – р. Думала – л-к Уллуауз – пер. СОГМИ (3А*) – л-к Укю – пер. Укю (2А*) – л-к М.Укю – л-к Мижирги – л-к Кундюм-Мижирги – пер. Крумкольский провал (3Б) – л-к Крумкол – пер. Селлы (3А) – л-к Селлы – л-к Безенги – а\л «Безенги» – [пер. Трапеция (Куршоган) + в. Куршоган] (2Б, разведка прохождения) – л-к Булунгу – пер. Тютюргу Вост. (1Б) – л-к Тютюргу – р. Тютюргу – т\б «Чегем» – р. Гарааузсу – р. Башильаузсу – л-к Башиль – [пер. Грановского + в. Сарыкол + пер. Местийский] (3А, тур. п\п) – л-к Адырсу – р. Адырсу – а\л «Уллутау» – р. Куллумколсу – л-к Зап. Тютю – пер. Тютюбаши (3Б) – л-к Тютю – пер. Спартакиада Верх (2А*, разведка прохождения) – р. Суллукол – р. Баксан – пос. В. Баксан.

Пройденный маршрут выглядит следующим образом:

р.Черек-Безенгийский – р. Думала – л-к Уллуауз – пер. СОГМИ (3А) – л-к Укю – пер. Укю (2А) – л-к М.Укю – л-к Мижирги – л-к Кундюм-Мижирги – пер. Крумкольский провал (3Б) – л-к Крумкол – пер. Селлы (3А) – л-к Селлы – л-к Безенги – а\л «Безенги» – пер. Столбовой (Столбовой-2) (2Б) – л-к Булунгу – пер. Тютюргу Вост. (1Б) – л-к Тютюргу – р. Тютюргу – т\б «Чегем» – р. Гарааузсу – р. Башильаузсу – л-к Башиль – пер. Грановского (2А) – л-к Адырсу – р. Адырсу – а\л «Уллутау» – р. Куллумколсу – л-к Зап. Тютю – пер. Суворова (3А) – л-к Тютю – р. Тютюсу – р. Баксан – г. Тырныауз

Из-за непогоды во второй части маршрута пришлось отказаться от прохождения пер. Трапеция (Куршоган), в. Куршоган, в. Сарыкол, пер. Тютюбаши и пер. Спартакиады Верх., и пойти по запасному варианту маршрута через перевалы Столбовой, Грановского и Суворова. В остальном маршрут соответствовал заявленному.

У перевалов СОГМИ и Укю совершенно спокойно можно убрать «звезды» из классификатора. Непонятно за что они могут стать 3Б и 2Б. Перевал СОГМИ камнеопасен! со стороны л-ка Уллуауз и камнеопасен и опасен ледовыми обвалами, лавинами! со стороны л-ка Укю (с в. Пирамида). Перевал Укю опасен ледовыми обвалами! со стороны л-ка Укю.

Перевал Крумкольский провал соответствует 3Б кат. сложности. Мы прошли северо-восточную седловину, которая немного повыше, покруче на подъем, и, соответственно, чуть посложнее, осложнив ее ещё полулежачими ночевками на скалах пика Тихонова из-за недомогания одного из участников группы (см. описание). Перевал камнеопасен! при подъеме на перевальную седловину (камни с пика Тихонова), на спуске по кулуару в верхний цирк со стороны л-ка Крумкол (камни с пика Тихонова и с в. Крумкол).

Перевал Селлы в настоящее время несложная 3А (в 1994 году, когда я первый раз его ходил [6.1.], он был сложнее). Чуть сложнее он при подъеме со стороны л-ка Селлы. Кулуар при подъеме на перевальную седловину от л-ка Крумкол очень камнеопасен!! поэтому перевал не рекомендуем для прохождения! Возможно, немного усложнит и обезопасит перевал следующий вариант прохождения: подъем на южную седловину перевала с л-ка Крумкол, траверс в. Сев. Башхаауз, и спуск на л-к Селлы с северной седловины перевала.

«Запасной» перевал Столбовой нас не порадовал. Со стороны л-ка Сев. Булунгу обнажились крутые (до 90&186 и выше) бараньи лбы. К тому же увеличилась опасность камнепадов!! с гребня седловины. При нынешнем состоянии перевал не рекомендуем для прохождения! Мы «проторчали» на нем 1,5 дня, т.к. перспектива спуска в грозу, под дождем, в тумане, рискуя получить «кирпичом» по голове, нас не радовала.

Перевал Суворова остается камнеопасным! хотя по сравнению с 1999-м [6.3.] и 2000-м [6.2.] годами камнеопасность существенно снизилась. Даже перевал Плечо Джайлыка, который ночью, в 2000-м году, не давал нам уснуть, гремел не очень часто.

Остальные выводы и рекомендации даны в тексте технического описания перевалов.

4. Перечень туровых записок, снятых при прохождении перевалов

№№

п. п.

Наименование перевалов, вершин

Перечень записок

Пер. СОГМИ (3А)

Группа туристов г. Мозыря и Гомеля под руководством Радивончик от 7.08. (видимо 2003г.) м\кн 1Г-03

Пер. Укю (2А)

Группа туристов г. Киева под руководством Покрыш А.Е. от 19.07.2005 (www.ewa.kiev.ua)

Пер. Крумкольский провал (3Б), северо-восточная седловина

Записки в туре не обнаружили

Пер Селлы (3А), северная седловина

Группа туристов ГКТ г Воронеж под руководством Меньшикова Г.А. от 27.07.2005г.

Пер. Столбовой-2 (2Б)

Группа туристов МГСУ г. Москвы под руководством Ступакова А.А. от 28.08.2004 г.

Пер Тютюргу (1Б)

Записка Толи Одинокова (г. Москва) и Кетенгиева Али (г. Нальчик) от 07.08.2004 г.

Пер. Грановского (2А)

Группа туристов МГТУ им. Н.Э. Баумана (г. Москва) под руководством Зотова А.Д. от 6.08.2005 г.

Пер. Суворова (3А), северная седловина перевала Джайлык (Тютю-Джайлык)

Группа туристов г. Москвы под руководством Смирнова Л.В. от 7.08.2000 г. м\кн. 1\3-501

5. Литература

1. “Высокогорные перевалы” (Перечень классифицированных перевалов), – М.: изд-во “Прест”, редактор А. Джулий, 2001 г.

2. “Классификация маршрутов на горные вершины”, 2-е изд. перераб., М., Издатель И.В. Балабанов, 1998г.

3. Ю.В. Гранильщиков «Чегем, Твибер, Безенги», – М.: Физкультура и спорт, 1986 г. (серия «По родным просторам»).

4. А.А. Алексеев «Южнее Баксана». – М.: Издатель И.В. Балабанов, 2005 г.

5. А.Ф. Наумов «Чегем – Адырсу». – М.: Физкультура и спорт, 1980 г.

6. Отчеты о горных походах в МГЦТК:

· 6.1 № 5440 Поход 5 к. с. 1994 г. (горная школа ВТП). Руководитель Смирнов Л.В. Перевалы Селлы, Столбовой (Столбовой-2)

· 6.2. № 5727 Поход 5 к.с. 2000 г. Руководитель Смирнов Л.В. Перевалы Тютюргу Вост., Суворова.

· 6.3. № 5630 Поход 5 к.с. 1999 г. Руководитель Джулий А.В. Перевал Суворова.

7. Отчеты из интернета:

· 7.1. Поход 6 к. с. 2000 г. Руководитель Фомичев О. Перевалы Крумкольский провал

(перевал Крумкол), Селлы л-к М.Укю.

· 7.2. Поход 4 к. с. 2001 г. Руководитель Коренчук И.В. Перевал Укю.

· 7.3. Поход 3 к.с. 2002 г. Руководитель Дзюба Д.С. Перевалы Грановского, Столбовой.

· 7.4. Поход 6 к.с. 1998 г. Руководитель Кабанов С.С. Перевалы СОГМИ, Крумкольский провал.

· 7.5. Поход 4 к.с. 2000 г. Руководитель Фомичев О. Перевал Грановского.

· 7.6. Поход 6 к.с. 1997 г. Руководитель Надененко В. Л. (комментарий Смидович Л.С.). Перевалы Крумкольский провал, Селлы.

· 7.7. Поход 5 к.с. 2001 г. Руководитель Никаноров А.Г. Перевал Укю, л-к Кундюм-

Мижирги.

· 7.8. Поход 5 к.с. 2000 г. Руководитель Смидович Л.С. Перевал СОГМИ.

· 7.9. Поход 6 к.с. 2001 г. Руководитель Фомичев О. Перевал СОГМИ.

6. ФОТОАЛЬБОМ

Фото 1. Мост на правый берег реки Думала.

Фото 2. Слияние рек Думала и Укю.

Фото 3. Левобережная морена ледника Уллуауз с места первой ночевки.

Фото 4. Карман левобережной морены ледника Уллуауз.

Фото 5. Поляна СОГМИ

Фото 6. Поляна СОГМИ. Начало пути к перевалу СОГМИ.

Фото 7. Подъем к леднику СОГМИ. Варианты подъёма (чёрная линия – путь нашей группы)

Фото 8. Кулуар на подъеме к леднику СОГМИ.

Фото 9. Выход на ледник СОГМИ.

Фото 10. Ледник СОГМИ. Вид из-под перевального взлёта на варианты подъёма (чёрная линия – путь нашей группы).

Фото 11. Перевальный взлет СОГМИ, вид с ледника СОГМИ.

Фото 12. Седловина перевала СОГМИ.

Фото 13. Начало спуска с перевала СОГМИ.

Фото 14. Первая веревка перил на спуске с перевала СОГМИ

Фото 15. Спуск с перевала СОГМИ. Перила через бергшрунд.

Фото 16. Последняя веревка перил на спуске с перевала СОГМИ.

Фото 17. Перильная часть спуска с перевала СОГМИ

Фото 18. Вид на перевалы 9 мая и СОГМИ с ледника Укю

Фото 19. Ночевка на леднике Укю.

Фото 20. Перевал Укю. Вид с ледника Укю.

Фото 21. Седловина перевала Укю

Фото 22. Верхнее плато ледника М. Укю

Фото 23. Начало спуска с перевала Укю

Фото 24. Перевал Укю с ледника М.Укю

Фото 25. Под перевалом Урал

Фото 26. Перевал Урал

Фото 27. Вид на верховья ледника М. Укю со стоянок "Теплый угол"

Фото 28. Поляна "2800". Дневка

Фото 29. Каргашильский хребет с поляны "2800"

Фото 30. Поляна "2900"

Фото 31. Ледопад ледника Мижирги

Фото 32. В ледопаде ледника Мижирги

Фото 33. Перевал Крумкольский провал с ледника Мижирги

Фото 34. Первая ступень ледопада ледника Кундюм Мижирги

Фото 35. Вторая ступень ледопада Кундюм-Мижирги

Фото 36. Перевал Крумкольский провал с ночевок на "Утюге"

Фото 37. Подъем на ребро пика Тихонова

Фото 38. Верховья ледника Кундюм-Мижирги. Вид с ребра пика Тихонова

Фото 39. Связки на гребне ребра пика Тихонова

Фото 40. Крутой участок ребра пика Тихонова

Фото 41. Подъем вдоль скал пика Тихонова.

Фото 42. Полусидячая ночевка.

Фото 43. Траверс склона к седловине перевала Крумкольский провал.

Фото 44. Ночевка на перевале Крумкольский провал.

Фото 45. Вид на Крумкольский провал из верхнего цирка северной ветви ледника.

Фото 46. Заключительный ледопад на спуске с перевала Крумкольский провал. Вид от угловой морены ледника Крумкол.

Фото 47. Западная ветвь ледника Крумкол.

Фото 48. Ледопад на подъеме к перевалу Селлы.

Фото 49. Перевал Селлы с верхнего плато западной ветви ледника Крумкол.

Фото 50. Панорама с седловины перевала Селлы.

Фото 51. Начало спуска с перевала Селлы.

Фото 52. Ледовый сброс при спуске с перевала Селлы.

Фото 53. Перевал Селлы с места обеда на леднике Селлы.

Фото 54. Джангикош.

Фото 55. Безенгийская стена от Джанги до Ляльвера.

Фото 56. "Угловые ночевки".

Фото 57. Место слияния ветвей ледника Безенги.

Фото 58. Ледовые "грибы" на леднике Безенги.

Фото 59. Начало подъема к перевалу Столбовой. Вид из альплагеря Безенги.

Фото 60. Альплагерь Безенги с подъема на перевал Столбовой.

Фото 61. Подъем на перевал Столбовой. Разветвление русла ручья.

Фото 62. Ночевка на перемычке при подъеме на перевал Столбовой.

Фото 63. Перевал Столбовой с ночевки на перемычке.

Фото 64. Вид на Безенги с ночевки на перемычке.

Фото 65. Терраса под цирком перевала Столбовой.

Фото 66. В цирке перевала Столбовой. Перевал "Цирковой".

Фото 67. Седловина перевала Столбовой.

Фото 68. Начало спуска с перевала Столбовой

Фото 69. Спуск с перевала Столбовой на ледник Сев. Булунгу.

Фото 70. Стоянка возле озерка на конечной морене ледника Юж. Булунгу.

Фото 71. Панорама ледника Юж. Булунгу.

Фото 72. Выход в предперевальную долину перевалов Тютюргу Зап. и Тютюргу Вост.

Фото 73. Средняя седловина перевала Тютюргу Восточный.

Фото 74. Спуск с перевала Тютюргу Восточный на ледник Тютюргу.

Фото 75. Верховья ледника Тютюргу.

Фото 76. Левый берег реки Башильаузсу. Вид на ледник Башиль.

Фото 77. Язык ледника Башиль.

Фото 78. Подъем к озеру в карман правобережной морены ледника Сев. Башиль.

Фото 79. Озеро в кармане правобережной морены ледника Сев. Башиль.

Фото 80. Подъем к перевалу Грановского вдоль юго-западного отрожка в. Адырсу.

Фото 81 Группа на перевале Грановского.

Фото 82 Начало спуска с перевала Грановского.

Фото 83 Перевал Грановского с ледника Адырсу.

Фото 84 Перевал Грановского с правобережной морены ледника Адырсу.

Фото 85 Спуск с ледника Адырсу в долину реки Адырсу.

Фото 86 "Райские ночевки".

Фото 87 Турьи озера.

Фото 88 Панорама с седловины перевала Суворова.

Фото 89 Зуб на спуске с перевала Суворова.

Фото 90 Перевал Суворова. Спуск с языка на ледник Тютю.

Фото 91 Перевал Джайлык с ледника Тютю.

Фото 92 Верховья ледника Тютю.