Автор: Максим Фойгель, Краснодар

Отчет о первопрохождении на вершину Тютю 2-я Западная 4420 м по Юго-Восточной стене Южного ребра предположительно 5А к.с.
Маршрут «Экспромтус»

Описание района и объекта восхождения

Тютю - горный массив, состоящий из Восточной (4400), Главной (4460), Центральной (4430), 2-й Западной (4420) и Западной (4350) вершин, расположенный в северо- западном отроге (Адырский хребет) Главного Кавказского хребта (республика Кабардино- Балкария), находится между реками Адыр-су и Тютю-су. С балкарского название переводится как «барбарисовая вершина».

В основном на вершины массива совершаются восхождения из ущелья Адыр-су, среди альпинистов и горных туристов распространено название ущелье Уллутау. Здесь находится Альпбаза «Уллутау» и Турбаза «Джайлык». В верховьях ущелья расположен стационарный пост МЧС.
Вход в ущелье возможен лишь при наличие пропуска в пограничную зону. В настоящий момент восхождения на вершины и перевалы Главного Кавказского хребта ограничены или вообще запрещены правилами пребывания в пограничной зоне. В связи с этим вершина Тютю является привлекательным объектом для альпинистов, т.к. расположена вне ГКХ и открыта для восхождений.

На вершины массива Тютю проложено 18 маршрутов, 11 из них с Юга, со стороны ущелья Адырсу. 2-я Западная вершина массива Тютю является наиболее интересным в техническом плане объектом восхождения на Тютю с Юга. В целом не большая, но довольно крутая и монолитная Южная стена Южного ребра этой вершины располагает потенциалом для сложных скальных восхождений. В настоящий момент по Южной стене пройдено два маршрута: С. Рыжикова (1979) и Е. Дульнева (1997), оба классифицированы как 5А.

Центральная (центральный бастион) и правая (Юго-Восточная) части стены до сих пор были не пройдены. Наш интерес был сфокусирован на Юго-Восточной части стены как более простой. На это решение повлияло несколько факторов. Во-первых не стабильная погода наблюдавшееся в течении последнего времени в районе, во-вторых спонтанность решения проложить новый маршрут, а следовательно и отсутствие достаточного снаряжения для более сложного маршрута и в-третьих ограниченные сроки (на 7-е число были куплены обратные билеты из Минеральных Вод). От сюда и название маршрута «Экспромтус».

Однако потенциал массива далеко не исчерпан. Уже упоминавшейся выше центральный бастион является интересным объектов для первопрохождения. Помимо этого На центральную и Главную вершины просматриваются вполне логичные линии ориентировочно 4-5 к.с.

В целом же по мимо Тютю в ущелье Адыр-су находятся и другие вершины на которые по нашему мнению можно проложить новые маршруты. Например пик Шогенцукова с Юга, «Забор» Джайлыка, скала «Никита», вершина Адырсу с Юго-Запада, Чегет-тау (со стороны «Чегетских ночевок»), Чотчат с Юга.

Карта-схема района :

Общее фото массива Тютю:

Действия команды и комментарии к маршруту

Наша двойка в течении десяти предшествующих дней находилась в районе Адыр-су и проходила обучение в рамках «Национальной школы горных гидов». Мне (Фойгель М.Р.) район был хорошо знаком по предыдущим восхождениям. Четырежды мне довелось бывать здесь и пройти несколько сложных маршрутов как летом, так зимой. Пожалуй единственным пробелом в знание района были Южные стены Тютю. После ознакомления с описаниями и консультациями в учебной части лагеря «Уллутау» и МСЧ, выяснилось, что на 2-ю Западную вершу были предприняты попытки восхождения, но ни описаний не отчетов сотсавленно не было. В рамках «Школы гидов» мы совершили восхождение на Тютю Западную по маршруту 1Б, что позволило хорошо рассмотреть объект восхождения и выбрать примерную линию маршрута.

По окончании «Школы гидов» (5-го июля) наша двойка вышла на бивак на «Райских ночевках». На следующий день (6-го июля) в 5 часов утра вышли на восхождение. К 7 часам утрам мы оказались под началом маршрута - широким кулуаром. В это время года кулуар был полностью закрыт снегом, но обычно в августе снег стаевает. Около 8 часов мы достигли основания Юго-Восточной стены Южного ребра. Потратив около получаса на осмотр стены и выбор пути восхождения к 8:30 начали работу на стене. «Поймав» окно благоприятной погоды мы быстро продвигались вверх по стене.

В целом маршрут проходил по хорошим монолитным скалам с достаточным мест для организации страховки. Сложность лазания все время держится на уровне 4-5b по французской шкале (UIAA: IV-V), но есть участки более сложного лазания 5с-6а (VI). Два участка можно особенно выделить это самые сложные (ключевые) участки маршрута. Первый сразу от станции R3 представляет собой 5-8 метровую стеночку без возможности организовать надежную страховку. По ней необходимо двигаться вверх-влево к широкому камину это наиболее сложное по лазанию и опасности место, т.к. Срыв до выхода в камин скорее всего приведет к травмам! Последующим восходителям рекомендуется в этом месте забить стационарный шлямбур. Второй ключ это участок R5-R6. Здесь от станции R5 мы не смогли пройти логичным путем вверх, по этому пришлось искать обход правее. Для этого от станции первый приспустился вниз и траверсировал около 3-4-х метров к основанию мокрого откола. По неприятному мокрому внутреннему углу и отколу на ИТО около 5-8 метров удалось снова выйти к хорошим скалам. Предположительно, что в августе угол и откол высыхают и данный участок можно пройти свободным лазанием. Альтернативным вариантом при наличие якорных крючьев может стать прохождение от станции R5 сразу вверх-вправо по серии глухих щелей.

В 13 часов, после участка R6-R7 мы вышли на оригинальный вариант маршрута Рыжикова. В настоящее время этим вариантом пользуются реже, т.к. есть более простой выход на вершину. От сюда наш маршрут и маршрут Рыжикова совпадают. Дальнейшее восхождение не представляет больших технических трудностей. Около 14 часов наша двойка достигла вершины.

Спуститься с вершины можно либо по маршруту 1Б на перевал Кулумкул между вершинами Кулумкол и Тютю Западная и далее на ледник Тютю Западный, либо после первого (по ходу движения) жандарма после Тютю Западной уйти влево-вниз на ледник Тютю Западный (маршрут не классифицирован). Мы выбрали второй вариант. В целом маршрут насыщен сложным и интересным лазанием по монолитным скалам. Маршрут безопасен от камнепадов, т.к. ни во время восхождения, не во время наблюдения сходов камней не было. Предположительно некоторую опасность может представлять кулуар в нижней части маршрута, когда в конце лета снег окончательно стает.

Для организации страховки хорошо идут стопера средних и крупных размеров, френды/камалоты мелких и средних размеров. Рекомендуется иметь не менее 10 петель/оттяжек, длиной не менее 40см плюс 2-3 петли по-больше для станций. Длина основной веревки не менее 50м. Возможно, но не обязательно использование якорных крючьев.

Мы считаем что пройденный нами маршрут не уступает уже существующим маршрутам 5А к.с. в массиве Тютю с Юга. Он является логичным подъемом по Юго-Восточной стене Южного ребра и может стать хорошим дополнениям к уже существующим маршрутам в ущелье. А учитывая ограниченность восхождений (пограничная зона) дает дополнительные возможности для альпинистов в этом районе.

Маршруту было решено дать свое название - «Экспромтус». Учитывая тот факт, что восхождение не готовилось нами заранее название маршрута довольно точно отражает его суть. Экспромтус (лат. Expromtus) — быстрый, готовый.

Общее фото стены :

Описание по участкам и подробная информация по району