Автор – Януш Курчаб
Переводч – Константин Гузовский
Источникwspinanie.pl

Пройдена южная стена Гауришанкара

23 октября 2013 года французские альпинисты Матье Детри, Пьер Лаббре, Матье Майнаде и Джером Пара (Mathieu Detrie, Pierre Labbre, Mathieu Maynadier i Jerome Para), члены экспедиции «PAMALADE» (по первоначальным буквам фамилий) прошли новый маршрут по южной стене Гауришанкара (7134 м).

Южная стена Гауришанкара – маршрут и бивуаки французов
(фото summitpost.org / Topo Janusz Kurczab)

Решена проблема первопрохождения стены, многократно атакованной ранее, в том числе пунктуальными немцами Стефаном Гловачем и Давидом Гёттлером (Stefan Glowacz i David G&246ttler) в 2011 году, а также двумя польскими экспедициями: весной 1983 года – Тадеуш Прейзнер с тремя товарищами до высоты около 6000 м, и осенью 2011 года- Михал Круль, Анджей Соколовски и Пшемыслав Вуйчик достигли высоты 6070 м на трапециевидной стене юго-западного ребра.
Осенью 1983 года югославы Славко Цанкар, Смилиан Смолиш, Боян Шрот, Франц Попевник и Жозе Зупан вышли по левой части южной стены на юго-западное ребро и далее по маршруту Питера Бордмана 1979 года достигли южной вершины. Однако это не было решением проблемы первопрохождения.

Французская экспедиция организовала базу 23 сентября. После необходимой акклиматизации альпинисты стали ждать погодное окно с тем, чтобы пройти маршрут в альпийском стиле.
Казалось, что соответствующий момент для старта пришел 17 октября, но вскоре за ним наступило ухудшение погоды, и коллектив стал утрачивать надежду на восхождение. Они ликвидировали штурмовой лагерь и начали готовиться к возвращению. Неожиданное известие о наступлении окна хорошей погоды вновь изменило их планы.
На стену они вышли 21 октября, за неделю до времени окончания экспедиции, и уже в среду 23 октября, прошли сложный маршрут, который они назвали Peine Prolong&233e (ED, WI5+, M5 A1).

На южной стене Гауришанкара.

В верхней части стены
(фото Gaurishankar Project 2013 ).

Возникает вопрос, вышли ли французы на вершину горы?
Они утверждают об этом во всех публикациях, но вопрос остаётся открытым. Южная стена завершается огромным плато и даже до южной вершины (7010 м) с плато достаточно далеко. А с южной вершины до главной идёт долгий и трудный для прохождения гребень.

Массив Гауришанкар. На заднем плане – Шиша Пангма.
(фото summitpost.org / Topo Janusz Kurczab).

На сайте американского журнала „Alpinist” ясно сказано, что французы поднялись только на плато и ни одна из вершин достигнута не была. Вопрос о восхождении на вершину стоит остро, так как Гауришанкар относится к одной из труднодоступных вершин в Непальских Гималаях и до настоящего времени насчитывает всего лишь три восхождения.

Pamalade Team на вершине (?)
(фото Gaurishankar Project 2013).

В 1965-1979 годах восхождение на вершину было официально запрещено. После его «открытия» для смешанных непальско-иностранных экспедиций Гауришанкар был покорён уже в первом восхождении весной 1979 года. Известный американский альпинист John F.C. Roskelley и Шерпа Дорье прошли высокую, очень сложную западную стену и 8 мая 1979 года вышли на главную вершину. Совместной экспедицией руководили Вильям А.Рид и Шерпа Пертемба, выполнившие ещё одно условие непальских властей: на вершину должно взойти равное количество непальских и американских восходителей.

В этом же 1979 году британско-непальская экспедиция поднялась по длинному и сложному юго-западному ребру на южную вершину (7010 м, первое восхождение).
9 сентября на южную вершину вышли британцы Джон Бэрри, Питер Бордман (руководитель экспедиции) и Тим Лич, швейцарец Гай Найтхардт и Шерпа Пемба Лама. От восхождения на главную вершину они отказались.

Второе восхождение на главную вершину совершили весной 1984 года частично по новому маршруту юго-западной стены американец Wyman Culbreth и Анг Ками Шерпа.

Третье (и первое зимнее восхождение) совершили кореец Choi Han-Jo и вышеупомянутый Анг Ками Шерпа, которые 16 января 1986 года повторили маршрут, пройденный двумя годами ранее.

Да какая разница?

На их месте я бы до Южной вершины дошел, там вроде не так далеко и просто, тем более, судя по фото, погода позволяла. А идти на центральную - точно нет смысла, это как на главную вершину Ак-су идти после стены.