Горы мира > Кавказ > Безенги >

Автор Николай Тотмянин, СПб
Фото из архива команды

Особенности национального альпинизма в новогодние каникулы

Панорама Безенгийской стены. Вид с вершины Дых-тау

От редакции: 7 января, в половине девятого вечера, питерцы Витя Коваль, Коля Тотмянин, Петр Кузенков и Сергей Кондрашкин ввалились в хижину Джанги-Кош, завершив зимний траверс Безенгийской стены.

Выход на траверс (со стороны Ляльвера) 28 декабря 2013, встреча Нового 2014 года на Джанги Тау.

Особенность первая, отвечающая на вопрос, почему мне нравится зимний альпинизм.

Горы зимой красивы, пустынны и не более опасны, чем летом.

Особенность вторая. Низкие температуры воздуха в сочетании с ветром, делающие любое восхождение бескомпромиссным состязанием человека с природой.

Особенность третья. Короткий день и длинная ночь. За светлое время не успеваешь уработаться, на бивуаке есть время на приготовление пищи, задушевные беседы и сон.

Особенность четвертая. Погода в горах зимой, как хорошая, так и плохая, более устойчива, чем летом. Хорошая погода – это подарок, который надо заслужить. Даже в условиях хорошей погоды зимнее восхождение – испытание духа и тела на прочность.

Особенность пятая. Ограниченность времени отпуска. Недостаток времени на акклиматизацию (адаптацию к высоте и к холоду), разведку района, подготовку восхождения.

Особенность шестая. Высокая мотивация, готовность к восхождению, адекватная самооценка у участников команды.

Особенность седьмая. Ограниченность помощи извне в случае нештатной ситуации.

Особенность восьмая. Больший, чем летом вес одежды, снаряжения, еды, газа, затрудняющий выполнение технических приемов на сложном рельефе: на крутых скалах и льду, в глубоком снегу, на острых гребнях, на снежных мостах.

Особенность девятая. Сложность организации надежной страховки на простых, но опасных участках.

Мой зимний опыт – около 20 восхождений 1-3 категории, 7 первых зимних прохождений 5-6 категории.
Выбирая между высотным альпинизмом и зимним, я все больше склоняюсь к варианту два в одном.
Безенги в моей жизни занимает особое место. Много слыша, читая и зная об этом районе с первых шагов альпинистской карьеры, я был там лишь пару раз летом с японскими туристами, а восходил только раз зимой в 1989 году на Крумкол по Тимофееву.

Так получилось, что в первую поездку в горы в 1977 году нас – новичков секции альпинизма Ленинградского университета – провожал Евгений Андрианович Белецкий. Это так меня впечатлило, что я решил: не сунусь в Безенги, пока не стану мастером, чтобы не стыдно было за прохождение маршрутов, которые проложил дядя Женя.

Когда Витя Коваль позвал на траверс Безенгийской стены, я согласился в полной уверенности, что у нас получится.