Вне трассMountain.RU

Ски-тур

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайлан

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."

ЕДЕМ В ГОРЫ
Автор: Катя Коровина, Москва

Скитур на Хаимские гольцы

"…По мере того, как белеющие гольцы тонули в синеве юго-востока в отдаленности северо-востока открывались новые горы: то были Хаимские гольцы, которые почти за двести верст видимы были из-за других гор, оспаривая первенство у Сардакских гольцов. Гранитная плоскость их, покрытая вечными снегами, представляла белейший венец, лежавший на темно-хвойной сливной макушке прочих гор. Бесподобно величественная картина!"

Иакинф Бичурин. Отрывки из путешествия по Сибири.

Путь на Хаим...

В этой статье я хочу рассказать про Хаим.
Хаимские Гольцы — это невысокий горный хребет в Прибайкалье на территории Республики Бурятия. Хаимские Гольцы фактически сливаются с более мощным хребтом Улан-Бургасы в северной его части. В Хаимских Гольцах берет начало река Хаим, которая затем впадает в реку Кика. На месте слияния раньше находился поселок Хаим, ныне нежилой.

Происхождение названия Хаим установить трудно. Но евреи тут не причем.
Действительно, в 19 веке в эти края было переселено большое количество евреев. Однако наименование реки Хаим существовало задолго до приезда Хаимов.
Одна из вершин Хаимского хребта, возможно, не самая высокая, но самая известная — гора Бычья 1771м. Высота у подножия гольцов около 500м, соответственно перепад составляет порядка 1200м.

Рассвет и луна на вершине горы Бычьей

Рельеф очень своеобразный: сопки и долины, поросшие сосняком, ельником и могучими кедрами. Склоны в общем не крутые, но местами вдруг обнаруживаются обрывистые каменистые стенки а-ля Реталлак в миниатюре.

Хаимский "Реталлак"

Много озер и ручьев. Вершины гольцов сплошь покрыты стланником — невысокими тощими сосенками метра 2-3 высотой. Летом через их заросли пробираться довольно трудно. Зимой же стланник пригибает к земле и заваливает снегом. В результате идешь по веткам, засыпанным снегом. Иногда можно провалиться и застрять в их переплетении. В долинах снег обычно глубокий и пушистый, а по верхам чаще всего задутый в заструги.

Стланник торчит повсюду

На горе Бычья планируется обустройство горнолыжного курорта… Но пока что это совершенно дикое место. Вся цивилизация — это охотничьи избушки-зимухи. Кругом много зверья: песцы, куницы, лисы, олени, лоси, рыси, медведи, россомахи… И если медведи зимой спят (слава Богу!), то следы россомах, в том числе и совсем свежие, нам встречались на каждом шагу.

Дорогу осилит идущий...и снова стланник...

Хаим — место особенное, очень атмосферное, обладающее какой-то суровой, завораживающей красотой. Совершенно неспроста буряты верят в духов.. Они и вправду тут живут, в камнях, в корявых могучих кедрах, поют в ветрах, заметают следы, насыпают сугробы, вымораживают тайгу до звона, сковывают морозами, украшают ледяными узорами и сверканием драгоценных камней. Они хозяева этого дикого края, и их надо уважать. Вы почувствуете это, как только ступите на эту землю.

Шедевр природы

Зимой на Хаиме очень красиво. Красиво — не то слово! Сказочно! Просто царство Снежной королевы. Такой поверхностной изморози я еще никогда не видела. Все сугробы покрытые ею, как ежики, и искрятся на солнце. Когда идешь по лесу ночью с фонариком, то кажется, что все вокруг мерцает синими огоньками. Здесь царят настоящие зимы и настоящие морозы. Лес от холода потрескивает, снег скрипит, воздух прозрачен. -25-30 это нормально. Но воздух сухой, мороз переносится хорошо.

Мы шагаем по царству Снежной королевы!

Если говорить о скитуре и фрирайде в этом районе, то они возможны исключительно в экспедиционном формате. Можно договориться с местными о проживании в избушке с печкой. Интересные склоны для катания надо знать и целенаправленно к ним идти. По существу ходьбы получается много, а катания в разы меньше. Очень медитативное, колоритное, красивое бэккантри с глубоким погружением. Мне показалось, что это идеальное место для классических лыжных походов, с палаткой и костром, благо леса много, а рельеф преимущественно некрутой, удобный для ходьбы.

Конечно, мы не только ходили...

Добирались мы так: до Улан-Удэ, далее на машинах до поселка Кика, оттуда на снегоходах. Пересекли Баргузинский тракт и продолжили подниматься вверх по реке Кика до реки Мамай. Последние километры до зимухи шли на скитуре, а снегоходы с грузом поехали в обход.

Жили в недостроенной избушке с пологом вместо двери и с печуркой. В хорошем спальнике и в хорошей одежде было вполне тепло.

Катание за снегоходом - это здорово!

Вероятно, этот район никогда не станет меккой бэккантри по причине удаленности и специфичности. Но место безусловно любопытное, и, при желании, посетить его не так уж сложно. Фрирайда нон-стоп не будет, но полнейшая перезагрузка и отрыв от цивилизации, комфорта и привычного быта гарантированы. На Хаиме жизнь другая и течет по-другому. Тут начинаешь иначе воспринимать реальность, иначе мыслить и ощущать. Это край Ойкумены. Тут происходит полное очищение души, головы и тела.

На краю Ойкумены...

След зверя, шорох ветки, высвобождающейся от снега, треск дров в печке, запах дыма, горячая кружка чая в замерзших руках, крепкий сладкий сон, а вокруг на многие километры лишь заснеженная тайга. Хаим все расставляет по своим местам: жизнь становится правильной, ее ценности — простыми и ясными, а мысли — чистыми и спокойными.

Кристаллы

Тем, кто соберется на Хаим, могу дать несколько незатейливых советов.

- Забрасываться на снегоходе, а точнее на веревке за снегоходом в -30 это холодно. Помимо очень хорошей теплой одежды обязательны подшлемник и маска на все лицо. Теплые большие перчатки, под которые можно одеть более тонкие, а еще лучше — большие пуховые варежки. Хорошая теплая сменная обувь. Теплый спальник. В общем, экипировке нужно уделить серьезное внимание.

Не жарко

- Камус, снятый на таком морозе, перестает липнуть. Поэтому клей должен быть хорошим, свежим или обновленным. Камусам нужно уделять внимание, заботливо их сушить и греть. Лучше иметь камус с фиксацией на обеих концах лыжи.

Закамусились...

- Во время скитурных переходов в рюкзаке иметь теплое питье, перекус, теплую одежду, фонарик с запасными батарейками, спички, спасательное одеяло…. В общем, комплект на случай, если вы в расчетное время не дойдет до пункта назначения.

Наш грузовой снегоход с продуктами и снаряжением отправляется из п. Кика

- Планируя поездку, тщательно изучите топографию, пути захода и выхода.
Обязательно проконсультируйтесь с местными, узнайте все нюансы, договоритесь о снегоходной заброске и проживании в избушке заранее. Никакого организованного туризма и комфортных турбаз на Хаиме пока нет. Но (подсказываю) есть люди, энтузиасты и большие знатоки района, такие как, например, президент федерации Байкальского экстрима Сергей Климов.

Вид на Байкал

Еще раз хочу сказать поблагодарить Сергея Климова за организацию нашей мини экспедиции, Стаса Толстнева за шикарные фото, Аню Ханкевич за идею, снегоходчиков и всех-всех за отличную компанию.

А также моих спонсоров за одежду и снаряжение, которые меня не подвели в довольно суровых условиях.

Halti, Rossignol, Julbo - спасибо!

Больше фото здесь

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия горными лыжами, сноубордом, альпинизмом, скалолазанием и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!