Руководитель: А.Буслаев, Самара

Отчет о путешествии н/к с эл. 2 к.с. по З.Кавказу в январе 2014 г.

ОТЧЕТ

о путешествии (н/к с эл. 2 к.с.)

по Западному Кавказу,

30.12.2013 – 6.01.2014 г.

Нитка маршрута:

Пос. Эльбрусский - пер. Печалька  (н/к) - дол. Даут - траверс "тех самых четырёх" (1А) - вост. исток р. Дженаит - пер. БиБ (Бессмысленный и беспощадный) (1Б зимой, п/п) - зап. исток р. Дженаит - пер. Двухвариантный (1А, п/п) - вост. ист. р. Корылыкая - пер. Корылыкая (1А, п/п) - зап. ист. р. Корылыкая - пер. Бонусный (1А, п/п) - в. 3310 м (рад.) - вост. ист. р. Кыркол - пер. Отрог-1 + пер. Пологий + пер. Отрог-2 (п/п связка зимой 1А) - рад. жандарм 3102 м - (часть группы рад. разведка пер. Колсу юж. + траверс хребта, в сумме 1А) - зап. ист. р. Кыркол - пер. Колсу сев. (1А, п/п) - дол. Колсу - пос. В.Теберда.

Руководитель

Высоты

+dh

-dh

Пос. Эльбрусский – пер. Печалька (н/к, 2000 м)

3,5

1250-2000

М.н. – дол. Даут – подъём на плато, начало траверса «тех самых четырёх», ночёвка в районе урочища Джалпак

2000-2050-1250-2200

М.н. – продолжение траверса плато и начало траверса северного отрога в. Гораллыбаши

2200-2000-2500

М.н. – продолжение траверса северного отрога в. Гораллыбаши до безымянного перевала, спуск с него к вост. истоку р. Дженаит (окончание траверса «тех самых четырёх», в сумме 1А) - пер. БиБ (Бессмысленный и беспощадный) (1Б зимой, 3000 м, п/п) - зап. исток р. Дженаит, ночёвка у нижнего озера

2500-3040-2700-3000-2700

М.н. - пер. Двухвариантный (1А, 3170 м, п/п) - вост. ист. р. Корылыкая - пер. Корылыкая (1А, 3100 м, п/п) - зап. ист. р. Корылыкая - пер. Бонусный (1А, 3150 м, п/п)

10,0

2700-3170-2670-3100-2800-3150

М.н. - в. 3310 м (рад. все, кроме руководителя) - вост. ист. р. Кыркол - пер. Отрог-1 + пер. Пологий + пер. Отрог-2 (п/п связка зимой 1А) - рад. жандарм 3102 м - (часть группы рад. разведка пер. Колсу юж. + траверс хребта, в сумме 1А)

5,0 + 7,0 в радиалках, учитывая путь в одну сторону

8,0

2100-1200

Итоги пройденного маршрута

Пройдено 60 км с учетом коэффициента 1,2 + 7 км в радиальных выходах, учитывая путь в одну сторону.

Набор высоты составил более 5 км, сброс высоты более 5 км.

Пройдено 1 ЛП 1Б к.т., 6 ЛП 1А к.т. + 1 ЛП 1А к.т. частью группы в радиальном выходе, так же 1 ЛП н/к к.т.

Пройденные локальные препятствия:

Траверс

Тех самых четырёх

Перевал

БиБ (бессмысленный и беспощадный)

Двухвариантный

Корылыкая

Бонусный

Связка

Отрог-1 + Пологий + Отрог-2

п/п, летом н/к

Колсу северный

п/п

Категории трудности всех ЛП маршрута даны на момент их прохождения.

Средняя высота ночевки: 2600 м

Максимальная высота ночевки: 3150 м

Максимальная высота в походе: в. 3310 м

Запланированный маршрут.

Нитка запланированного маршрута:

Пос. Эльбрусский - пер.  (н/к) - дол. Даут - траверс (1А) - вост. исток р. Дженаит - пер. (1А - 1Б зимой, п/п) - зап. исток р. Дженаит - пер. (1А, п/п) - вост. ист. р. Корылыкая - пер. (1А, п/п) - зап. ист. р. Корылыкая - пер. (1А, п/п) - вост. ист. р. Кыркол - пер. ? + пер. ? + пер. ? (п/п связка зимой 1А) - зап. ист. р. Кыркол - пер. (1А, п/п) - дол. Колсу - пос. В.Теберда.

Пройденный маршрут:

Отклонения от заявленного маршрута:

1. Из-за малого количества снега и благоприятной ясной и безветренной погоды частью группы были совершены дополнительные радиальные восхождения на в. 3310 м, на жандарм 3102 м (вся группа), на пер. Колсу юж. и часть основного хребта.

2. Не получилось спуститься в В. Теберду по западному гребню в. 2915 м из-за наличия в гребне опасного скального жандарма, пришлось обходить его по низу с юга, спустившись в долину.

Заезд и выезд из района.

Заезд и выезд в район осуществляли на такси. Невинномысск – Эльбрусский и В.Теберда – Невинномысск 2800 руб. за машину на четверых. Можно было сторговаться до 2500 руб.

Описание прохождения маршрута.

30.12.2013 г. Доехав на такси до посёлка Эльбрусский (1250 м), высаживаемся (12:15). Часть группы бежит в магазин для докупки продуктов. В это время к нам подходит глава посёлка и просит показать паспорта в связи с вчерашним терактом в Волгограде, показываем. Через 30 мин. начинаем подъём по заснеженному травянистому склону на запад. Погода ясная, тепло. Поднявшись по склону метров на 150, видим, что нас снизу догоняют пограничники. Догнав нас, они проверяют наши документы, интересуются, почему мы нигде не зарегистрированы, пытаются под разными предлогами снять с маршрута и отправить домой, типа «тут скоро олимпиада, а ещё теракты, нечего вам тут делать!». После выборочной проверки содержимого наших рюкзаков, посмотрев мой погранпропуск (хорошо, что я его на всякий случай захватил, хотя до действия пропускной зоны оставалось ещё пару десятков км!!!) и долгой беседы, они вызвали работников заказника, на территории которого мы оказывается, находились (ни одного предупредительного щита или какого-либо упоминания об этом в окрестностях не было, ни на одной тур. карте, схеме, нигде упоминаний о нём не было!) и сопроводили нас вниз, в посёлок для передачи, сказав, что претензий к нам не имеют. Работники заказника встретили нас очень недружелюбно, сходу начав запугивать отправкой в Черкесск, для передачи в полицию, ФСБ и т.д. Мы долго уговаривали не снимать нас с маршрута и объяснить, что вообще происходит, но они в ответ лишь составили на нас акты, пригрозив огромными штрафами. В конце один из них всё-таки сжалился и написал бумажку, чтобы нас по-пути больше никто не трогал и разрешил пойти на маршрут. Потеряв 3 с лишним часа на эти разборки, мы всё же вышли на маршрут. Быстро набрав высоту по заснеженному травянистому, выше по крутому лесному, а ещё выше по выполаживающемуся открытому травянистому склону, уже в темноте, при свете фонарей, мы дошли до седловины н/к перевала (19:20), который из-за сегодняшних событий решили назвать «Печалька».

Подъём на перевал Печалька из долины р. Кубань

Перевал №1 на карте Печалька (н/к, 2000 м, тр.)

Находится в хребте Даут, южнее в. Штымбаши. Соединяед дол. Кубань и Даут.

Седловина перевала Печалька

Вид с перевала Печалька на восток

Вид с перевала Печалька на запад

В последних лучах заходящего солнца мы успели полюбоваться Эльбрусом, а после наступления темноты, мириадами ярких звёзд на ясном тёмном небе.

31.12.2013 г. Подъём дежурного в 6:00, выход в 9:20. Ясно. С седловины поднимаемся на юг, на в. 2058 м, отделяющую нашу седловину от южной седловины, через которую идёт старая грунтовая дорога в дол. Даут. С вершины фотографируем панорамы и начинаем спуск на запад, в долину Даут по травянистым, местами заснеженным склонам.

Начало спуска в дол. Даут

Путь спуска в дол. Даут и начало подъёма на плато

Примерно на середине спуска пересекаем ЛЭП и выходим на остатки старой грунтовки. По заснеженной дороге спускаемся к кошу, а ниже к реке Даут, которую переходим по ж/б мосту, скинув в общей сложности 800 м, высота ~ 1300 м. Река ещё не покрылась льдом, вода прозрачная, на вкус приятная. Далее поднимаемся до грунтовой наезженной дороги и с неё поднимаемся по крутому травянисто-осыпному склону до смыкания двух контрфорсов, набрав 400 м высоты, где гребень выполаживается и становится с одной стороны лесистым. Темперетура на солнце доходит до + 8 град. По гребню поднимаемся на плато в районе коша, набрав ещё 400 м, где встречаем небольшой табун лошадей и чабана, который подъехал к нам и спросил: «вы те самые четверо из Самары, о которых нас предупредили?». Мы ответили утвердительно, после чего мы пожелали друг-другу удачи и пошли своими маршрутами, он вниз, мы вверх. После этой встречи мы решили назвать наш траверс плато и гребня «тех самых четырёх» J)). По заснеженному плато повернули на юго-запад.

Вид с плато на восток

Поднялись на в. 2199 м, сняв оттуда круговую панораму, виды шикарные. На плато разбросано множество кошей. Встретили ещё пару маленьких табунов дико пасущихся лошадей. Плато разрезано глубокими залесенными долинами, а на юге возвышается хребет, который является нашей основной целью.

Вид с плато на юг

Пройдя с небольшими перепадами ещё несколько км, встаём на ночёвку на возвышенности (2200 м, время 18:30). Новогодний стол изобиловал деликатесами, типа красной икры, бужанины и т.д. Новогодняя ночь была тихой, морозной, ясной и безветренной, потому наши песни разносились далеко J.

1.01.2014 г. Подъём дежурного в 7:00, завтрак и сон до 11:00. Полуднёвка. Выход в 12:30. Ясно. Температура на солнце до + 5 град. Выходим в направлении северного отрога в. Гораллыбаши. По заснеженным холмам с небольшими перепадами высот подходим к началу гребня и поднимаемся по нему на пару сотен метров, найдя относительно ровную полочку. Отрываем в снегу площадку под палатку и встаём (18:00, высота 2500 м).

Траверс плато.

Место ночёвки с 1 на 2.01.14

Вид на север с места ночёвки

2.01.2014 г. Подъём дежурного в 5:30, выход в 9:15. Погода ясная, слабый ветерок. Продолжаем подъём по местами заснеженному травянисто-осыпному гребню, крутизной от 20 до 35 град. Доходим до скального жандарма (2720 м), после которого выходим на седловинку (можно организовать лагерь), после которой продолжаем подъём до выполаживания гребня (2940 м), после чего идём к седловине безымянного перевала, который расположен перед вершиной Гораллыбаши.

Эльбрус в первых лучах солнца

Начало траверса сев. гребня в. Гораллыбаши

Вид с сев. гребня в. Гораллыбаши на юго-запад

Этот перевал соединяет дол. Даут с вост. истоком р. Дженаит. Не доходя немного до самой седловины, начинаем спуск по мелко осыпному склону, крутизной 30 град. на запад. Спуск к древним моренам явился окончанием траверса «тех самых четырёх». Спустившись на морены, встали на перекус (2700 м). Долинка вост. истока р. Дженаит представляет собой обширный скально-осыпной цирк с каньонным выходом. Замыкают долину скальные обрывы вершины Гораллыбаши (3164 м), а с запада и востока от неё в гребнях имеются перевалы 1А (тот, с которого мы спустились, ведущий в дол. Даут, №2 на карте) и 1Б, ведущий к зап. истоку р. Дженаит, на который мы собрались залезть.

Путь подъёма на пер. БиБ

На седловине пер. БиБ

Вид с пер. БиБ на восток

Прикинув путь подъёма, мы пошли на штурм перевала. Сначала подъём осуществляли по

снежному лавинному выносу, далее по заснеженному травянисто-осыпному склону крутизной от 30 до 40-45 град. лавируя между скальными выходами с обеих сторон. Поднявшись на скально-осыпную седловину (3000 м), решили произвести разведку спуска, так как с седловины он не просматривался.

Перевал БиБ (Бессмысленный и беспощадный) (1Б зимой, 3000 м, сн.-ос. п/п)

На карте №3. Соединяет зап. и вост. истоки р. Дженаит. Самостоятельного значения не имеет, но является красивой панорамной точкой.

После того, как Паша вернулся с разведки, мы начали спуск по мелкой подвижной осыпи с выходами скал. Склон крутизной от 30 до 40 градусов. Спускались плотной группой.

Спуск с пер.БиБ

После спуска подошли к замёрзшему нижнему озеру и поставили лагерь (2700 м, 17:50). Цирки этой долинки оказались более обширными и разнообразными, чем предыдущий. Замыкаются они с юга тоже скальными обрывами. Выход из долины тоже каньонного типа, но, как и в предыдущую есть скотопрогонные тропы. Долина соединяется с соседними несколькими простыми перевалами. С востока через БиБ (1Б) с соседним истоком, а с запада парой перевалов 1А (№4 и №5 на карте) с вост. истоком р. Корылыкая. От места ночёвки красивый вид на замёрзшие водопады, спускающиеся от верхнего озера (2800 м).

Нижнее озеро

3.01.2014 г. Подъём дежурного в 6:00, выход в 9:20. Погода ясная. Поднимаемся по заснеженным травянистым моренным валам под перевал и по мелко осыпному склону справа по ходу (прямо по ходу тоже располагается перевал №5 1А к.т.) с выходами скал, крутизной 30 градусов, высотой метров 150, поднимаемся на скально-осыпной гребень (3170 м).

Подъём на перевал Двухвариантный

Перевал Двухвариантный (1А, 3170 м, ос., п/п).

На карте №4. Соединяет зап. исток р. Дженаит и вост. ист. р. Корылыкая. Имеет два варианта прохождения. В зависимости от снежной ситуации, можно использовать любой из вариантов или их комбинацию, как мы и сделали.

Гребень пер. Двухвариантный

Спуск с пер. Двухвариантный

Спуск с седловины, на которую мы поднялись, показался нам затруднительным, так как в данный момент имел плотный снежный галстук, потому мы сделали траверс гребня до северной седловины и спустились по осыпному кулуару, крутизной 25-30 град. до травянистых валов древних морен (2670 м). После обойдя устьевую ступень, ведущую в долинку вост. ист. р. Корылыкая справа по ходу по снежному взлёту, поднявшись в «висячую» долину, а потом поднявшись в правый цирк по заснеженным моренам. Далее, по мелкоосыпному склону, крутизной 20-25 град. выходим на осыпную седловину перевала Корылыкая.

Вид с пер. Корылыкая на восток

Перевал Корылыкая (1А, 3100 м, ос., п/п).

На карте №6. Соединяет вост. ист. р. Корылыкая и зап. ист. р. Корылыкая.

Вид с пер. Корылыкая на северо-запад

Спуск осуществляем по мелкоосыпному склону, крутизной 30 град., глиссируя до заснеженных древних морен (2800 м).

Путь спуска с пер. Корылыкая и подъёма на пер. Бонусный

Сначала планировали ночевать на них, но решили за остаток светового времени дойти до следующего перевала и заночевать на нём. По пути рассмотрели верховья долины с замыкающими цирками. Визуально похоже на то, что с обеих сторон от господствующей вершины района Кенделляр Ляр имеются относительно простые перевалы примерно 1Б к.т. в дол. Эпчик, но это надо проверять. Перейдя долину зап. ист. р. Корылыкая, мы начали подъём по травянистым валам под перевальный взлёт, выйдя на выполаживание, подошли под невысокий (метров 70), но крутой снежно-осыпной взлёт и по нему вышли на перевал (3150 м, 18:30).

Перевал Бонусный (1А, 3150 м, сн.-тр.-ос., п/п).

На карте №7. Соединяет зап. ист. р. Корылыкая и вост. ист. р. Кыркол.

Вид на юг с в.3310 м

В этом же отроге южнее находится ещё один перевал, соединяющий теже долины. Он зимой выглядит сложнее, скорее 1Б, чем 1А, но летом вместо снежного вероятно становится осыпным и проходится достаточно просто (на карте №8).

4.01.2014 г. Подъём дежурного в 5:30. В 7:30 все, кроме руководителя (он простыл, потому остался в лагере) выходят в радиалку на осыпную вершину 3310 м.

Встреча солнца на в. 3310 м

Путь от пер. Бонусный на запад

Возвратившись, вместе собираем лагерь и в 10:30 начинаем спуск по осыпному склону, крутизной 25-30 град. Погода с утра ясная. Спускаемся до заснеженных морен (2880 м) и подходим под ребро, отходящее от гребня, на котором мы ночевали. На него ведёт довольно крутой (30-35 град.) невысокий (40 м) снежный склон. Поднимаемся на него и решаем назвать этот условный перевал Отрог-1 (2920 м, сн.-тр., на карте №9). Самостоятельного значения он не имеет, а является частью связки, которая позволяет, не спускаясь глубоко в долину срезать путь по верхам. Спускаемся с него по снежно-травянистому пологому склону на запад (2760 м) и поднимаемяся по аналогичному пологому склону на перевал Пологий (2870 м, тр.-ос., на карте №10). Он тоже является частью связки.

Вид с пер. Пологий на восток

С него делаем разведочную радиалку на жандарм 3102 м.

Группа на жандарме 3102 м

А Паша спускается с него на находящийся южнее в этом же отроге перевал Кыркол, 1А (на карте №12). Это красивый высокий осыпной перевал, находящийся у скальных обрывов, но на вид достаточно безопасный. Полюбовавшись видами и сфотографировав окрестности, мы возвратились к рюкзакам, оставленным на перевале, и начали спуск по мелкоосыпному склону, крутизной 20-25 град. на запад в маленькую замкнутую между отрогов заснеженную долинку (2750 м), которую быстро пересекли и по пологому короткому снежному взлёту взошли на очередной отрог. Условно перевал Отрог-2 (2760 м, сн.-тр., на карте №11). Этим перевалом мы завершили связку, в сумме 1А к.т. зимой.

Вид с высоты 2734 м на восток

Летом, когда снега на склонах нет, к.т. снизится до н/к. Время 15:10. Потому Паша и Саша идут на разведку верховьев долины зап. ист. р. Кыркол. В результате этой радиалки были разведаны два перевала. Первый, это Колсу юж. (1Б зимой, 3090 м, на карте №14), а второй, соединяющий зап. ист. р. Кыркол с дол. Эпчик перевал Кыркая (на карте №15, 1А, 3210 м).

Вид на часть пути радиального выхода с пер. Кыркол

Заключительная часть радиального выхода

Панорама с хребта Кенделляр (место окончание радиалки)

5.01.2014 г. Подъём дежурного в 6:00, выход в 9:10. Погода с утра ясная. Спускаемся по травянистому склону (крутизна склона 20-25 градусов) в долину (2570 м) и начинаем подъём по травянистому, местами заснеженному склону крутизной 30 градусов, вскоре поднявшись на снежно-осыпную седловину перевала Колсу севнрный.

Долина западного истока р.Кыркол с жандарма 3102

Перевал Колсу сев. (1А, 2830 м, тр.-сн.-ос., п/п).

На карте №13. Соединяет дол. зап. ист. р. Кыркол и дол. Колсу.

Седловина пер. Колсу северный

Вид с пер. Колсу сев. на запад

С седловины перевала идём траверсом гребня на север до в. 2915 м, откуда начинаем спуск в дол. Теберда по западному гребню.

Вид с в. 2915 м. на северо-запад

Дойдя до скального забора, преграждающего нам путь, делаем разведку налегке, но поняв, что дальнейший путь не безопасен, решаем спуститься в долину р. Колсу и траверсом её южных склонов спуститься в пос. В. Теберда. Спускаемся по мелкоосыпному склону, крутизной до 40 град. до северного истока Колсу (2280 м) и траверсируем заснеженные южные склоны долины до поляны с остатками коша (~ 2100 м, 18:05).

Спуск с гребня в дол. Колсу

Место последней ночёвки

Паша бежит вниз на разведку, так как по карте с этой поляны начинается тропа к посёлку. Уже в темноте он возвращается, отыскав начало тропы.

6.01.2014 г. Подъём дежурного в 6:00, выход в 9:20. Погода с утра ясная.

Долина реки Теберда

По разведанной тропе через заснеженный лес серпантинами спускаемся к пос. В. Теберда (1200 м), переходим реку по подвисному мосту, выходим на шоссе, где нас подбирает заказанная заранее машина и едем на ж/д вокзал в Невинномысск.

В 22:40 грузимся в поезд №194 и уезжаем домой.

До встречи, Кавказ!

Температуры на протяжении похода вечером-утром колебались от – 8 до – 22, а днём на солнце поднимались до + 5 градусов.

Полезное:

1. Разведанный нами горный узел имеет несколько интересных и красивых несложных перевалов и подходит для включения целиком или частично в тур. маршруты 1, 2 к. с. Район показался нам очень красивым и достаточно разнообразным. Участок от пер. Корылыкая до дол. Теберда летом можно пройти параллельными южными перевалами (на карте №№ 8, 12, 14), которые чуть сложнее, но находятся в самых верховьях долин. В районе вершины Кенделляр Ляр, к востоку от неё, имеется седловина, через которую маршрутом 1Б можно пройти в дол. Кенделлесу или сразу к пер. Эпчик. К западу от этой вершины тоже есть на вид не сложный перевал, приведённый на фото М. Голубева ниже, но его надо ещё дополнительно разведать.

Фото М. Голубева

Так же в районе в. Кыркая (3322 м) перевалом Кыркая можно выйти в дол. Эпчик. Восточнее пер. Кыркая, в том же хребте, расположена ещё одна пологая седловина, но спуск с неё в дол. зап. ист. р. Кыркол выводит на отвесные скальные сбросы, потому этот путь использовать нельзя, а траверсом гребня или через северное разделительное скально-осыпное ребро перейти в цирк пер. Кыркая.

Кроме районов в. Кенделляр Ляр и в. Кыркая, массив Кенделляр в направлении север-юг простыми путями перейти нигде нельзя, сплошные скальные стены различной высоты и крутизны.

1. В данный момент связь есть почти на всём протижении пройденного маршрута, кроме долины Даут. Позвонить или послать смс можно почти из любой точки за редким исключением. Оператор «Мегафон».

1. Эта зима на Кавказе выдалась безснежная (скорее как исключение, чем закономерность), потому планируя аналогичный маршрут в те же сроки в другом году, не стоит рассчитывать на такие же условия.

Молодцы! Так держать.

Зимой холодно в палатке. Вам повезло, что не было ветров сильных. У нас в КЧР иногда бывают ураганные ветра. Если есть фото Гораллыбаши, просьба прислать на адрес: nikolay-yazovskikh@yandex.ru Планируем конечно летом обследовать эту гору на предмет геологии, поэтому любая информация будет полезна. Как лучше подойти к ней? Где разбить лагерь? и т. д. На юго-восточном склоне Гораллыбаши есть источник Аксу. Чуть выше источника есть пещера "Змеиная". По всей видимости это старое русло Аксу. Хотим исследовать эту пещеру и откуда появляется вода. Предпологаем, что источник это озера на западном склоне Гораллыбаши. Если разрешите, вставлю фото Аксу. Вот такую задачу ставим на лето. Вы упоминаете в рассказе это озеро.

Нормально, чо.

Нормально зимой в палатке, не раз уже по КЧР ходили ) И в штормовой ветер, и в буран, и в сильный мороз, уже привыкли в любых погодных условиях ходить и в палатке ночевать. Главное - хорошая и правильная подготовка. Фоток самой горы Гораллыбаши не делали. А подойти к ней можно хоть с долины Даут, хоть по нашему пути. Смотря до какой точки вы хотите дойти и для какой конкретно цели. Мест для лагеря там везде хватает. Сама вершина скалистая, пути подъёма на вершину мы не изучали, так как на неё восходить не собирались. Больше ни чем помочь не могу.