Люди и горы > Е.В.Буянов >

Автор: Евгений Буянов, СПб

Выступление на годовщине-55 Трагедии группы Дятлова.
Часть II

Редкие пуски ракет на полигон Новой Земли были связаны с испытаниями ядерного оружия, и они не производились с Байконура над крупными городами Урала – это было просто опасно. Пускали из под Читы («Ясная») ракету средней дальности Р-14 (проект «Тюльпан» в 1962 году). Для МБР такая дальность была недостаточной, а для малых ракет – слишком большой.

3. Построение этой схемы полётов ракет навело меня на мысль «изучить» более подробно ядерный полигон на Новой Земле по данным в Интернете. И при проверке. обнаружился очень сильный факт в подтверждение вывода о том, что одежда двух дятловцев была заражена радиоактивной пылью от испытаний на Новоземельском полигоне. В 1957-1958 годах в зоне С полигона было произведено 26 ядерных и термоядерных воздушных и 1 наземный взрыв общей мощностью 20,5 МТ ТЭ. Это «кубик тротила с ребром 231,4 м (при плотности 1,654)! Ясно, что радионуклиды разбрасывались с огромной силой и неслись с облаками в разных направлениях – преимущественно по северо-западным ветрам атмосферы и разбрасывались даже до широты в 40-50 градусов.

Таблица вклада отдельных важнейших радионуклидов в полную активность продуктов деления в зависимости от их возраста на скане страницы 147 книги
«Военно-морская и радиационная гигиена, т. 2., С-Пб, ЛИО «Редактор», 1999.

Исходя из примерного среднего срока жизни продуктов распада около 1 года я посмотрел по таблице из учебника радиационной медицины, какие изотопы определяют основной спектр излучения. Оказалось, что около 66 даёт изотоп Церия-144 и примерно по 7 дают Стронций-90 и Цезий-137. Причём все изотопы дают бета-распад (в том числе и Цирконий-95: 3,5 , и Ниобий-95, и Тритий-3), а вот гамма-кванты составляют всего 11 от бета-энергетики распада Церия и 85 от бета-энергетики распада Цезия. При таком уровне гамма-излучение лежало ниже уровня 20 общей энергетики - в пределах естественного фона. А вот незначительные превышения бета-излучения в 2-3 раза экспертиза обнаружила. Вот так мне стал ясен не только источник радиации на одежде дятловцев, но и состав изотопов, которые давали это бета-излучение. Конечно, сейчас уже там, в почве ручья уже нет никакого Церия-144, период полураспада которого 285 суток и который практически полностью распался за 10 лет после Трагедии. Мы обнаружили все эти ручьи девственно чистыми: замеры в них показывали уровень фона меньше, чем в городе. А факт заражения одежды дятловцев из верхнего слоя почвы от испытаний на Новоземельском полигоне получил мощное подтверждение. Ясно, что по мощи разбрасывания радионуклидов в атмосфере по сравнению с этими взрывами там ничего рядом и «близко не лежало».

Обнаруженные в Интернете данные о ядерных испытаниях на полигоне Новой Земли я прилагаю. Всё это известно. Это – очень интересные и парадоксальные данные. В частности, мощь 26 воздушных взрывов на Новой Земле за 57-58 годы 20,5 МТ ТЭ больше мощности всех воздушных взрывов на Семипалатинском полигоне, - 17,4 МТ ТЭ и соизмерима с мощностью всех взрывов на Семипалатинского полигона – 38 МТ ТЭ.

Ручей, на каменном уступе которого обнаружили последнюю четвёрку дятловцев

Взрыв РДС-37 на Семипалатинском полигоне, 1955 г., 1, 6 МТ ТЭ

4. В архиве своей «альма-матер» я запросил личное дело, получил и скопировал ряд документов Ярового (Кособрюхова) Юрия Евгеньевича, который учился в нашем ленинградском политехническом институте им. Калинина в 1949-1955 годах. Документы прилагаю. Они касаются в основном периода учёбы и женитьбы будущего корреспондента – автора повести «Высшей категории трудности». От Майи Пискарёвой получены дополнительные факты биографии Ярового и список его литературных трудов, - это тоже приложено.

5. В результате переписки с Владимиром Шляпиным и Олегом Гребенником уточнены факты поиска группой Гребенника. Выяснилось, что эта группа из 6 человек имела двойную палатку, сшитую из двух палаток, как и палатка группы Дятлова. Стало ясно, что авиаторы видели сверху 25 и 27 февраля палатку группы Гребенника, стоявшую выше зоны леса, и ошибочно приняли её за палатку группы Дятлова. Отдельные факты поиска этой группой я включил в книгу. Письма у меня есть.

6. Я продолжил переписку с архивом СО для выяснения причин даты 6 февраля на новой обложке дела. Выяснилось, что по архивным правилам дата произошла от ошибочной даты протокола допроса свидетеля Попова опер-уполномоченным Чудиновым на 48 странице дела, - как наиболее ранней даты документа дела. Это – одна и та же ошибка. Архив не может сам исправить эту дату, а прокуратура мне написала, что моё замечание насчёт ошибочности дат на обложке дела и на листе 48 обоснованы и будут учтены. Документы переписки прилагаются.

7. В прошедшем году творческой группой из Ростова на Дону с моим участием в качестве сценариста создан фильм «Неоконченный маршрут» на основе новой редакции книги «Тайна гибели группы Дятлова». Фильм я готов показать. Здесь показываю кратенький фрагмент.

8. Уточнённую статистику аварийности в лыжном туризме мне прислал Михаил Васильев, - вот эти данные за 41 год (средний показатель за год: 3,54 чел. Потерь)):

Таблица 1. Гибель туристов в лыжных походах в период с 1971 по 2012 годы Год

Статистика даёт верное представление о причинах большинства аварий в лыжном туризме: гибель от лавин 78 , а от лавин и замерзания: 90 у туристов лыжников.

9. Я хотел сказать несколько слов о нашей книге, которая разошлась по читателям. После её выхода нашлись люди, которые очень хотели предать её забвению и забыть, которые писали очень неглубокие «опровержения» на основе неконкретных «общих» соображений, и которые огульно пытались оговорить меня, как автора. Странно, - вот люди, вроде и видят, какая огромная работа проделана, но до сих пор не относятся к ней серьёзно. Я всем отвечаю новой, ещё более уточнённой редакцией и уже на 3/4 сделан перевод книги на английский язык, выполняемый москвичом Николаем Модиным. За перевод мне пришлось заплатить из личных сбережений. В книге появилась новая глава о связи аварийности с периодами солнечной активности.

Я очень благодарен Петру Ивановичу Бартоломею за его большой вклад в дело издания книги и считаю, что все статьи в книгу вписались. Кроме статей Согрина и Борзенкова, из-за которых содержание нашей книги, к сожалению, было искажено и неправильно воспринято частью читателей, которая приняла их за «отзывы» на книгу, хотя таковыми они не являлись. Согрин вообще книгу не прочёл и допустил в своей статье множество ошибок. Какие – я писал, и на это дан ответ в книге (пусть и не прямо). А статью Борзенкова я считаю попыткой отрицания материалов книги на основе соображений, которые к книге не относятся и которые прямо противоречат тезисам книги (например, об авариях-аналогах или о метеоусловиях в ночь Трагедии). И «критикуют» материалы книги на основе тезисов, которых в книге нет (например, о «месте палатки») Я не был против высказываний «личных мнений» по поводу событий Трагедии в нашей книге, но вот согласно общей договорённости о редактировании книги вся «критика», «полемика» и дискуссии из статей должны были быть исключены. Согрин и Борзенков умышленно или неумышленно, но нарушили эту договорённость. Статья Бартоломея, кроме своей концовки, датирована 2008 годом, и в книге, в частности, даны ответы на вопросы и замечания, которые Бартоломей сделал в 2008 году. Поэтому эту статью тоже нельзя назвать «рецензией», - это, как и статья Аксельрода - вводные статьи, которые показывали состояние представлений до выхода книги. Так обе эти статьи и надо воспринимать, а книга даёт обстоятельный ответ на вопросы, поднятые в этих статьях. Остальные статьи книги: Кунцевича, Зиновьева, Якименко выразили мнение их авторов, к которым у меня по форме материала нареканий нет, и я им тоже выражаю свою благодарность за участие.

10. Свои отзывы на книги Ракитина и Архипова я написал. Я считаю книгу Ракитина недостоверной, полной ошибок – и потому вредной фантазией. Первую часть первой книги Архипова (примерно треть её объёма) я считаю достоверной. Но остальные части – это повторение известных заблуждений конспирологического плана. Чего-то нового, и по-настоящему интересного я в этих книгах для себя не нашёл. Об ошибках по фактам Трагедии в этих книгах я написал, - в том числе и лично Архипову.

11. Один из видимых близких лавинных аналогов Трагедии группы Дятлова я нашёл у альпинистов – это авария украинской группы под Хан-Тенгри в лагере «5900» 29 июля -1 августа 1993 года, когда погибли Баронов и Верпатов. При остановке в 10-20 м от гребня хребта подрезали склон. Ночью сошла небольшая лавина и придавила альпинистов. Несмотря на мои предупреждения, я вижу, что их смысл ещё не дошёл до многих, даже весьма опытных восходителей. Вот Вам два последних примера подрезки снега при установке палаток на фото. Причём первое фото – это восхождение опытнейших мастеров, занявшее первое место в чемпионате России-2013. А второе фото Наседкина – сделано на фоне видимых свежих лавинных выносов на склоне такой же крутизны. Очень опасная ситуация в случаях, если «снежная доска» созрела и готова обрушиться на палатку, проехав по ней массой тяжёлого грузовика.

Восхождение Ручкина А. и Иванова В. На Кусум-Кангуру (2013 г.), вторая ночёвка, – 1 место в Чемпионате России в высотно-техническом классе

026 фото 92 С.Наседкина похода пл Памиру, под пер. Белецкого. На фоне свежих лавинных выносов на этом склоне

12. В ходе небольшой переписки с Владимиром Аскинадзе я проверил достоверность фотомонтажа, сделанного Александром Сидиным (Москва) из трёх фото погибших в русле ручья. Вот этого фотомонтажа с обозначением сходных деталей на фото. Фотомонтаж расположения – нижний левый снимок:

Аскинадзи сообщил мне, что «фотомонтаж выполнен качественно» и отвечает реальному расположению погибших в ручье (все головы которых располагались «на одном квадратном метре» вблизи друг друга).

9. Предложения-рекомендации участникам конференции, фонду «Памяти группы Дятлова» и УРФУ им. Ельцина и письмо творческой группы фильма «Неоконченный маршрут» – прилагаются на последних листах (приложения В и Г). Документация (текст доклада и иллюстрации) на 29 л. А.4.

Благодарю за внимание, Евгений Буянов, МС СССР, 01.02. 2014 г.

Приложение А.

Следы – прямые подтверждающие факты схода снежного обвала на палатку группы Дятлова по ее состоянию в момент обнаружения:

1 - состояние снега, который придавил палатку и почти не занёс ее изнутри и отсутствие уступа снега со стороны склона в середине и в конце палатки (уступ у входа сохранился, хотя и осел из-за уплотнения снега под ветром)
2 - фонарь на скате палатки, под которым был обнаружен слой снега 5-10 см, - значит, в момент аварии на палатке был слой снега в 2-3 раза больший, поскольку снег уплотнился, а весь свежий снег был сдут (как со следов)
3 – меховая куртка Дятлова, вдавленная в склон и в разрыв палатки у входа – прямой факт, указывающий на борьбу в стеснённых условиях палатки
– разрезы палатки ножом, сделанные вынужденно для выхода из палатки, придавленной снегом
– разрывы палатки, сделанные вынужденно для выхода из палатки (для выхода из-под снега куски крыши вырваны силой), - выступающие краями наружу из-под снега из-за их «выдавливания наружу» дятловцами при выходе из палатки и разлохмаченные ветром
– трещина крыши палатки (вдоль края)– следствие обвала (схлопывания палатки- прим.) или реакции на обвал со стороны людей – следствие сильного натяжения ткани палатки из-за чего ткань лопнула вдоль нитки через весь скат крыши
5 – лыжная палка-стойка внутри палатки, сломанная обвалом или вынужденно разрезанная в двух местах при освобождении раненых, а также другие сломанные обвалом лыжные палки, которые использовали для закрепления отттяжек палатки (они видны на фото вещей дятловцев на месте раскопа палатки)
6 – зона разрыхления снега в середине палатки, обнажившая края ткани палатки после выветривания снега (края размочалены ветром) общее разрыхление снега в зоне палатки и над ней, не оставившее никаких следов людей
7 –боковая лыжа-стойка с оборванными оттяжками, упавшая и перемещенная дятловцами явно не на своё место (по свидетельству Шаравина: были перемещены обе лыжи-стойки и они стояли у входа в палатку)
8 – устоявшая лыжная палка-стойка у входа палатки ниже сохранившейся части уступа склона, придавленная снегом и тканью палатки (из-за чего стойку не завалил сильный ветер).
9 – лыжная палка, на которой крепилась оттяжка, завалена «от склона» (это видно на фото палатки).
Примечание Б.

Данный доклад был прочитан в сокращённом варианте на памятном собрании годовщины-55 событий Трагедии группы Дятлова (аудитория учёного совета УРФУ, 01.02.2014 г.). Часть сведений я не успел сообщить из-за недостатка времени. На выступление всем давали не более 10 минут, и Бартоломей здесь для меня не сделал исключения, несмотря на то, что год назад мой доклад вообще не был представлен на конференции. Часть сведений я сообщил на следующий день на конференции в «Звёздном», где также был частично показан фильм «Неоконченный маршрут», - его редакция, дополненная 50-ю слайдами иллюстраций (вставленными в фильм). Фильм также был показан студентам-туристам турклуба «Романтик» вечером 31-го января (в помещении турклуба) и курсантам уральского института противопожарной службы МЧС утром 1 февраля. Проблемы с показом возникли только в «Звёздном» из-за плохой передачи звука колонками и из-за бледного изображения ввиду отсутствия затемнения зала. В ходе выступления я передал папку с документами Кунцевичу. Ранее я передал распечатку новой редакции книги «Тайна гибели группы Дятлова» музею УРФУ. Такая же распечатка была передана вместе с дисками фильма и моих книг в дар уральскому институту МЧС. Фильм был передан и интервью были сделаны для канала ТВ «Россия-1». Корреспондентки мне сказали, что фильм покажут, но время не сообщили. Интервью, как мне сообщили, будет показано в понедельник по их каналу в понедельник 03.02.14 г. в ленте Новостей 14.30, 17.10 и 19.40 (www.vesti.ural.ru).

Приложение В.

Предложения-рекомендации участникам конференции, фонду «Памяти группы Дятлова» и УРФУ (УГТУ-УПИ) им.
Ельцина

от Буянова Евгения Вадимовича
к 55-й годовщине событий 1959 года у горы 1096

Коллеги, в плане практических мер по сохранению Памяти и наследия событий Трагедии группы Дятлова я предлагаю:
- в память группы Дятлова присвоить вершине 905 имя «Горы дятловцев» или «Горы девяти дятловцев» или «Горы Надежды дятловцев», как горе, на склоне которой, у кедра, они погибли. Это – безымянная вершина, а вот изменение остальных исторических названий вершин и перевалов, конечно, – нецелесообразно. Можно предложить и другие названия этой горе в Память группе Дятлова.
- издать новую редакцию книги «Тайна гибели группы Дятлова» и её перевод на английский язык в качестве учебного пособия УРФУ для чтения на английском языке
- прекратить распространения книги Ракитина (Рябухина) «Перевал Дятлова», как недостоверной, - от имени фонда «Памяти группы Дятлова»
- оказать посильную помощь краеведческому музею города Ивделя в части оформления экспозиции памяти группы Дятлова.
- оказать помощь и оформить экспозицию памяти группы Дятлова в музее УРФУ-УГТУ-УПИ.
- использовать кинофильм «Неоконченный маршрут» для достоверного рассказа о событиях Трагедии.
Конечно, мои предложения носят рекомендательный характер. Но в этом плане я сделал определённые шаги, - подготовил новую редакцию и перевод книги, передал музею дятловцев и музею города Ивделя и фонду «Памяти группы Дятлова» ряд экспонатов и документов, мы сняли кинофильм «Неоконченный маршрут» по книге. Творческая группа создателей фильма из Ростова-на Дону во главе с Эдуардом Валентиновичем Анищенко хочет снять и ещё один видеофильм, совершив поход на перевал Дятлова. И я проникаюсь сознанием, что им надо и в этом помочь личным участием, хотя в этом году у меня большие сложности, - младший сын заканчивает школу.

Надо понимать, что решение любой «суперзадачи», - например, создание музея, написания достоверной книги или создание достоверного фильма, - начинается с практического и доведённого до конца решения малых задач, - создания небольшой, но действующей экспозиции, написания статей, киносъёмок сюжетов и малых фильмов.
С уважением, Буянов Е.В., С-Пб, МС СССР

Открытое письмо от творческой группы создателей фильма "Неоконченный маршрут" Уважаемые гости и участники конференции!

Конференция посвящена 55-летию со дня гибели туристической группы Дятлова. Вспомним этих смелых людей:

Светлая память так рано ушедшим молодым людям и их товарищу по походу!
Как для многих исследователей, так и для Вас, уважаемые участники конференции, стало делом чести понять причину трагедии, произошедшей в далеком 1959 году с группой студентов-политехников. За последние годы проделана колоссальная работа, собрано немало, ранее неизвестных материалов, проведены десятки экспериментов, разоблачены нелепые слухи и домыслы, но тайна страшной гибели девяти ребят остается до конца невыясненной. Уральская земля хранит свои тайны.

Ребятам группы Дятлова посвящают стихи и слагают песни, пишут книги и снимают фильмы. В 1970 году режиссером Евгением Садаковым был снят фильм «Ветер. Скалы. Снег», а в 1997 году ТАУ представила фильм «Тайна перевала Дятлова» режиссера Влада Некрасова.

Перед нами стояла сложная задача показать зрителям как можно более полную картину событий и обстоятельств, случившихся февральской ночью 1959 года. В документалистике каждый шаг основан на фактах и документах, - иначе и быть не может. При создании фильма режиссер руководствовался не только результатами исследовательской работы Евгения Буянова, но и собственными поисками и выводами, полученными на их основе.

Фильм «Неоконченный маршрут» занял свою нишу в кинодокументалистике, и был назван телезрителями Ростова-на Дону «самым добрым и аргументированным». В этом заслуга не только режиссера, но и всего творческого коллектива, принимавшего участие в создании фильма.

Работая над материалами фильма, мы невольно поддавались обаянию ребят, переживали постигшую их трагедию, ощущали сопричастность к событиям минувших лет.

И если кто-то из большего числа зрителей, посмотрев наш фильм, задумается над событиями, освещенными в нём, и это в конечном итоге спасет ему жизнь, думается, что труд наш был не напрасен. Природа строга, требовательна и опасна проявлениями необузданной стихии. Её надо знать, понимать, уважать и тонко чувствовать. Именно эту мысль преследовали создатели фильма «Неоконченный маршрут», чтобы предупредить об опасности, остановить в нужный момент, заставить задуматься и предотвратить аварию. И к этому глубокому пониманию верно стремились и ребята из дятловской группы. Они погибли, поскольку тогда ещё не был накоплен достаточный опыт туризма, но сейчас он есть. И опыт этой Трагедии поможет предотвратить будущие катастрофы.

С уважением, творческая группа, участвовавшая в создании фильма «Неоконченный маршрут»: Эдуард Анищенко (режиссёр), Евгений Буянов (сценарист, С-Пб), Георгий Чонишвили (диктор), Артёмий Чайко и Наталья Смирнова (музыка). По поручению творческой группы: Буянов Е.В.

Январь 2014, город Ростов-на-Дону

Часть I

небольшая неточность

Ручкин и Иванов в 2013 не участвовали в чемпионате России

Валерию Шамало и другим: .

прошу прощения, я "запамятовал" и ошибся. Ручкин и Иванов на Кусум-Кангуру - не 1 место на "Чемпионате России-2013", а "Золотой ледоруб России-2013".