Автор: Константин Савчук, Камчатка, SCARPA

СКИ-АЛЬПИНИЗМ - СПОРТ

Старт индивидуальной гонки, Камчатка, Авачинский перевал. Фото: А. Ильенко

Тема ски-тура и бэккантри в сети более менее раскрыта, что не может не радовать. Я же попытаюсь в популярной форме объяснить, что такое ски-альпинизм и как подготовиться к первым стартам.

СНАРЯЖЕНИЕ

Перед стартом судьи проверяют наличие лавинного датчика (датчик должен быть включен на протяжении всей гонки, в противном случае спортсмен будет дисквалифицирован), на финише проверяется всё снаряжение, в международных стартах взвешивают лыжи.

Предстартовая проверка. Фото: А. Ильенко

Снаряжение в общих чертах тоже, что и для ски-тура, только в категории Race, а значит чем легче, тем лучше. Первые старты можно пройти в любимом, надёжном комплекте - кстати, неплохая тренировка получится). Ещё недавно спортсмены на гонку брали термос с чаем, а средний комплект снаряжения (лыжи, крепления, ботинки) весил около 9кг.

Требования к снаряжению написаны в правилах. Но не только вес отличает спортивное снаряжение от иного, оно в разы функциональнее – камус (состав –мохер) снимается одним движением, не снимая лыжи, спортивный ботинок имеет амплитуду движения в 580 (у обычного ботинка под ски-тур около 390) это позволяет бежать, переключается в положение катания одним движением. Специальная система крепления лыж на рюкзаке позволяет пристёгивать лыжи, не снимая рюкзака, есть специальный карман для кошек и много других мелочей. Отдельное внимание уделено лавинному снаряжению: лавинный датчик, лопата, щуп, спасательная плёнка, отсутствие чего либо из этого списка ведёт к дисквалификации.

Крепления однозначно системы TLT, если будете брать гоночную модель, для начала лучше взять с пластиной позволяющей регулировать крепления под разные ботинки.

ДИСЦИПЛИНЫ, В КОТОРЫХ ПРОВОДЯТСЯ СОРЕВНОВАНИЯ, И ИХ ОСОБЕННОСТИ

На примере командной гонки рассмотрим общий принцип соревнований. Старт массовый, спортсмены на лыжах преодолевают трассу с перепадом высот 2100 - 2450м, которая, включает в себя не менее трёх подъёмов и трёх спусков, а так же участки, которые спортсмен проходит пешком с лыжами, пристёгнутыми к рюкзаку, могут быть участки с судейскими перилами.

Общая схема командной гонки с чемпионата мира 2013 года
Подъём на лыжах
Спуск на лыжах
Пеший участок, лыжи на рюкзаке

В отечественных соревнованиях судьи периодически организуют вертикальные перила на скальных участках. В таком случае понадобятся навыки обращения с жумаром и спусковыми устройствами.

Судейские перила, этап кубка России, п. Терскол г. Эльбрус. Фото: А. Пиунова

На фото Юрий Курганов, Владимир Табабилов в борьбе на вертикальных перилах, Чемпионат России, г. Магнитогорск 2013г

Спринт - Короткая динамичная гонка, состоящая из подъёма (включая пеший участок) и спуска. Перепад высот около 60-80м. Решающую роль здесь играет не только скорость подъёма, но и скорость перестёжек. Интересна тем что, даже явные лидеры, совершив ошибку (потеря камуса например) могут оказаться в конце списка.

Спринт, Чемпионат Мира 2013г. Фото: К. Савчук

Вертикальная гонка - один подъём на лыжах, перепад высот 500-700м. Гонка на пределе возможностей спортсменов, никаких манипуляций со снаряжением во время гонки. Дышим глубже)))

Индивидуальная гонка - не менее 3 подъёмов/спусков, перепад высот 1600 - 1900м. Приключение длительностью в 2-3 часа, здесь и изнуряющие подъемы, и потрясающие горные пейзажи, и спуски по склонам различной сложности, в основном вне трасс. Гонка проходит в горной местности, поэтому в течение этого времени можно застать невыносимую жару в кулуаре, пронизывающий ветер где-нибудь на гребнях и смену погоды с ухудшением видимости. Скорость перестёжек тоже немаловажна, отыгрывать даже 15-30 секунд бывает очень тяжело.

Командная гонка - несколько подъёмов/спусков, перепад высот 2100 -2500. Гонка похожа на индивидуальную, но длиннее, зато в компании напарника по команде, на подъёмах возможно использование буксировочной верёвки, в случае, если товарищ нуждается в помощи, существуют нюансы в правилах, например, дистанция между членами команды на подъёме не должна превышать 30 секунд, на спуске 10 секунд, на финише 5 секунд.

Командная гонка, этап Кубка России, Камчатка 2012г. Фото: А. Ильенко

Эстафета - две петли с подъёмом и спуском для каждого участника команды, с пешеходным участком во второй петле, перепад высот 150 - 180м. Динамичная, зрелищная гонка.

ПОДГОТОВКА К СОРЕВНОВАНИЯМ

Порядок перестёжки подъём/спуск

1 Переключаем ботинок из режима ходьба в режим катание, открываем заглушку на пятке крепления, вщёливаем пятку

2 Снимаем камус

3 Складываем камус, не допуская попадания снега на липкую поверхность, кладём в специальные карманы в комбинезоне, либо в куртку так, чтобы камус не было видно, стоит заметить, что при любых перестёжках палки находятся на снегу, невыполнение этого условия карается штрафом в 1 минуту. Полезно отметить маркером середину камуса, так будет проще его сложить даже в сильный ветер.

Перед подъёмом наклеиваем камус, чтобы предотвратить преждевременное отклеивание последнего, стараемся не допускать попадания снега. Если камус упал в снег либо заменяем на запасной, либо чистим от снега о кант лыжи. Спортивный камус крепится только за носок лыжи.

Пешие участки проходятся с лыжами, закреплёнными на рюкзаке в двух точках, конструкции рюкзаков могут отличаться, но принцип крепления остаётся. Пятки лыж вставляем в петлю на рюкзаке, обносим стропу вокруг лыжи и цепляем за крючок, берём палки и бежим)

На фото Владимир Амангалиев, этап Кубка России, Камчатка 2013г. Фото: А. Ильенко

Хорошо тренированный альпинист или турист, не говоря уже о лыжниках, может достаточно быстро набрать форму для участия в соревнованиях по ски-альпинизму. Чтобы побороться за лидерство, как и в любом другом спорте, необходимы специальные тренировки: на выносливость, на развитие скорости, горнолыжная подготовка, технические тренировки (перестёжки, работа с альпинистским снаряжением). Летом тренировки не заканчиваются, идеальный вариант – скайранинг.

Тренировки камчатской сборной по ски-альпинизму

Перед каждым конкретным стартом, изучив трассу, подгоняем снаряжение: готовим лыжи, выбираем камус, длину палок и т.д. Есть маленькие, но важные хитрости, например, горнолыжные очки лучше закрепить на каске армированным скотчем, чтобы не слетали в самый неподходящий момент. На индивидуальную гонку и командную надо брать питьё, удобно размещать флягу на лямке рюкзака, но в мороз прячем в комбинезон, а то замёрзнет.

Спуск. Фото Д. Рыбалко

P.S.

Среди ски-альпинистов есть люди, пришедшие из горнолыжного спорта, альпинизма, туризма, биатлона и лыжных гонок, каждый находит что-то для себя.
Меня лично привлекает в ски-альпинизме потрясающее сочетание спортивного драйва с умиротворением, которое нам дарят горы.
География проведения гонок данного вида спорта в нашей стране такова: г. Магнитогорск, г. Петропавловск Камчатский, г. Кировск, пос. Терскол, КБР, свои старты проводятся даже в Москве.

Сайт международной федерации

Кировск. Кубок России по ски-альпинизму глазами чемпионки

Второй этап Кубка России по ски-альпинизму – г. Кировск

Катя Осичкина - чемпионка Европы по ски-альпинизму

Ликбез. Ски альпинизм или ски тур

Эльбрус. Заключительный этап кубка России по ски-альпинизму.
Интервью с победителями и призёрами индивидуальной гонки

Победители третьего этапа Scarpa ISMF Ски-альпинизм. Главный старт года - чемпионат Европы. Андорра. 14-16 февраля

Победители третьего этапа Scarpa ISMF кубка мира по ски альпинизму 2014 - Лэтития Ру и Кильян Жорнет

Tретий этап Scarpa ISMF Кубка Мира по ски-альпинизму

Второй этап кубка мира по ски-альпинизму Scarpa ISMF. Лэтития Ру, Дамиано Ленци, Роберт Антониоли

Первый этап кубка мира по ски-альпинизму в Вербье-Валь де Бань

От Автора

Всем привет! Ошибочка с фамилией вышла: Владимир Амангалиев, Вова извини) Амплитуда движения ботинка в градусах) 39 и 58, на схеме гонки: зеленая линия — подъем, желтая— пеший участок, красная—спуск.

отзыв

Костя молодец! Грамотная, простая и понятная статья, то есть гениальная. У тебя талант популяризатора и методиста. Развивайся в этом направлении. Нужна будет помощь, обращайся.

Мой отзыв

Все просто и понятно, только: - в чем измеряется амплитуда движения ботинка? - не хватает легенды к схеме гонки - не хватает фото пластины крепления для регулировки под разные ботинки. Хороший ликбез, спасибо.