Автор: Павел Павлович Захаров, Москва

Донской Дмитрий Дмитриевич

Донской Дмитрий Дмитриевич (1910, Мюнхен, Германия – 2007, Москва). Доктор педагогических наук, Кандидат биологических наук Профессор кафедры биомеханики Российского Госуниверситета физической культуры (1973), Профессор (1974). Заслуженный работник ФК РСФСР (1987), почетный член Научного Совета АН СССР. Заслуженный работник физической культуры РФ (1990). Почетный член Международного общества биомехаников (1979). Почетный член ученого совета по биомеханике АН СССР (1983). Член-корреспондент Международного Совета по физическому образованию и спорту при ЮНЕСКО ООН.

Опубликовал более 200 научных работ, в том числе монографию «Законы движений в спорте» (1968) учебники и учебные пособия «Биомеханика физических упражнений» (1958, 1963, 1971, 1975), «Биомеханика» (1979, в соавторстве), «Основы антропоцентрической биомеханики» (1993, в соавторстве).

Страстный пропагандист «движения» в спорте. Большой вклад внес Д.Д. Донской в разработки теоретических основ техники лыжного хода - параллельно с биомеханикой преподавал на кафедре лыжного спорта.

После рождения в Мюнхене, малолетнего Митю отвезли в Хмельник к бабушке Софье Алексеевне. (Хмельники — село в Переславском районе Ярославской области). Митюша – так звали его маленьким, до переезда в Москву жил у нее. Среднюю школу окончил в Москве и уехал к родителям в Парабели (село Томской области). Это был редкий случай, когда семье Донских посчастливилось какой-то период жить вместе.

Фото из домашнего альбома: слева отец Дмитрий Дмитриевич Донской, справа – его сын Дмитрий Донской в селе Парабель, что находится в Томской области России (родовое гнездо Донских). Фото из домашнего альбома Донских.

После окончания в 1926 году московской средней школы (к слову сказать, одной из 10 опытно-показательных школ Московского отдела народного образования, где Дмитрий учился в одном классе с Шуркой Калининым - сыном «всероссийского старосты» (Михаила Ивановича Калинина). Только на второй год сумел преодолеть экзаменационный рубеж. После того как он провалился при поступлении в ВУЗ, начал самостоятельно работать на кафедре родственника матери Юрия Филипченко - автора первой в стране книги по математической статистике, организатора первой в СССР кафедры генетики. И только еще год спустя поступил в 1-й Ленинградский медицинский институт, где был самым младшим по возрасту. В институте тогда преподавали почти все те преподаватели, по чьим учебникам и учились студенты. Это была учеба, в полном смысле слова, из первых рук.

В 1932 году Дмитрий Дмитриевич заканчивает институт. Молодого врача-терапевта-кардиолога направляют в Москву, в институт курортологии, для исследования проблем отдыха трудящихся. Здесь Донской увлекся альпинизмом, который надолго стал его страстью. Еще в 1931 году его, неподготовленного к сложным восхождениям, взял с собой на Тянь-Шань известный геолог и альпинист Вадим Буханевич, открывший позднее для страны «советский каучук» - кок-сагыз. Вместе с Буханевичем искал кок-сагыз и Донской. Об этой экспедиции Анатолий Аграновский написал книгу «Повесть о чудесном одуванчике» (Детгиз, 1951), в которой все имена вымышлены, кроме одного - Дмитрия Донского.

В том же году отправляется в лыжный поход по Карелии. В период с 1931 по 1934 годы. Д. Донской совершает 5 восхождений на вершины Кавказа, из которых 4 – первопрохождения по новым маршрутам. Зимой 1933 года поднимается на Эльбрус. В этом походе, Дима, еще студент, выполнял обязанности врача. Восхождение было наполнено трагическими событиями, которые легли в основу удивительных дневниковых записей. Это были очень лаконичные, и живописные записи, которые почти без изменений стали основой книги, изданной в соавторстве с Ю.А. Жемчужниковым «Последнее восхождение Алеши Гермогенова». С того времени Дмитрий Дмитриевич вел записи каждого дня своей жизни в миниатюрных дневниках. На смену альпинизму (последнее его восхождение было совершено в 1948 году) приходят лыжные и беговые марафоны, в том числе в 1972-1976 гг. - лыжные марафоны на 80 км, в 1977 г. - на 100 км, в 1984 -1987 гг. - четыре Тартуских марафона (на 60 км). С 1972 года Дмитрий Дмитриевич ведет учет своих лыжных километров: средняя цифра за сезон - 1000 км, как раз столько он прошел в зиму 1999 - 2000 гг. в возрасте 89 лет. В бесснежную зиму 2001 года ему удалось пройти «всего» 200 км.

1932 год – Д.Донской стал участником Цейской экспедиции института Курортологии (руководитель профессор В.В. Гориневская), Там он занимался разработкой показаний и противопоказаний для занимающихся горным туризмом, изучением реакций на нагрузки для их нормирования, определение санитарно-гигиенических требований, режимов питания в высокогорной зоне. А. Гермогенов, руководитель учебного лагеря-сбора «Динамо» по горной подготовке командиров пограничных частей, базировавшегося у Цейского ледника, учтя Тянь-Шаньский опыт Д.Донского и хорошую теоретическую подготовку, включает его в состав участников на зачетное восхождение на Уилпату (4648).

Вершина Уилпата
Фото Ф.Шульева

В сложных погодных условиях на саму вершину поднялись только А. Гермогенов, Д. Донской, И. Антонович и А. Золотарев.
1933-1941 – Дмитрий Дмитриевич живет и работает в Харькове, занимает должность зам. директора по науке в НИИ физкультуры и одновременно заведует кафедрой анатомии в Харьковском институте физкультуры.
1933 – участвует в горнолыжной экспедиции ЦС ОПТЭ через перевалы ГКХ: Местийский и Бечо с попыткой первого зимнего штурмом вершин Эльбруса (вместе с А. Гермогеновым, Е. Абалаковым, Д. Гущиным, Т. Волгиной, Ан. Малеиновым).

Перевал Местийский (Фото В.Медведева)

1933 – Донской участник экспедиции отдела туризма Украинского НИИ физкультуры в Приэльбрусье. Здесь участники экспедиции занимались разработкой радиальных и кольцевых маршрутов, созданием врачебно-контрольной службы и другими проблемами горного туризма, обеспечением альпиниад и походов на Эльбрус, участием в восхождениях.

1934 – Д.Донской активно участвует в подготовке к открытию учебного лагеря в Цее. В этом же году он совершает ряд настоящих альпинистских восхождений (первых прохождений новых маршрутов): пик Пассионарии с Запада вместе с Н. Тарасенко, П. Куриловым, А.Сотниковым пик Шульгина со Сказского ледника пик Кальпер, вместе с Б. Берковичем Адайхох, вместе с Ф.Зауберером, П. Заричняком, И.Антоновичем, А.Золотаревым, О.Корзуном, П.Куриловым, Н.Шульгиным.

Пик Пассионарии (Фото М.Голубева)

Учитывая активную общественную работу по альпинизму, в период 1935-1936 лет, Д.Донского избирают председателем горной секции УкрТурэ (Украинский совет ОПТЭ), одновременно он возглавил Харьковскую организацию. В этот период он является членом Центрального Бюро Секции ОПТЭ (зам. А. Гермогенова). Активно занимался вопросами создания системы классификации маршрутов и возглавлял работу квалификационной комиссии. В предвоенные годы работал инструктором в Терскольской школе альпинизма РККА.

Донской стоял у основания создания Федерации альпинизма СССР, а в должности председателя Горной секции Украины участвовал в организации первых в стране альпинистских лагерей, организовал первый в истории пионерский альпинистский лагерь, много времени уделял вопросам физической подготовки альпинистов, разработке теории их спортивных тренировок.

В 1934 году Донской переехал в Харьков, где работал сначала в Украинском НИИ физической культуры, а затем заведовал кафедрой анатомии Государственного института физической культуры Украины.

С 1936 года Донской изучал, преподавал и пропагандировал горнолыжную технику, технику лыжных гонок.

1941– 1945 годы. Д.Д.Донской уходит на фронт Великой Отечественной войны. С 1941 года - это Донской фронт. Затем следуют Юго-Западный, Воронежский, Сталинградский фронты. Донской везде организует по собственной методике госпитали для легкораненых в прифронтовой полосе. По его методе легкораненых не направляют в тыл, а успешно излечивают и возвращают в строй именно благодаря индивидуально подобранным физическим упражнениям. Результат впечатляющ – 70 - снова возвращаются в строй! Такого никогда раньше не было, хотя способы поражения людей во Второй Мировой войне стали неизмеримо более мощными.

Весной 1942 года – Донской отозван с передовой для работы по основной профессии (врача). А потом были еще Карельский фронт и Вена, где Дмитрий Донской встретил окончание войны. Д.Донской награжден двумя орденами «Отечественной войны», орденом «Красной звезды», боевыми медалями.
Как ни жестока была война, но и она сослужила будущему биомеханику хорошую службу, дав ему богатейшую практику. С этой практикой Донской, вскоре демобилизовавшийся, приехал в Москву к известному физиологу Н. Бернштейну. В 1950 году Н. Бернштейн и Д. Донской впали в немилость у руководства за свои научные взгляды. Д. Донского увольняют, он покидает Москву и отправляется в «ссылку» в Омск, где начинает работать заведующим кафедрой анатомии Омского института физической культуры. В 1955 году новый директор московского института заслуженный мастер спорта СССР Н. Озолин добивается возвращения Д. Донского в ЦНИИФК на должность заместителя директора по научной работе.

Работы в области биомеханики, начатые в 1946 году, стали главным делом его жизни. По его учебникам «Биомеханика» до сих пор обучаются в физкультурных вузах нашей страны и зарубежья (Германии, Польши, Мексики, Китая и др.). Большое число молодых (теперь уже немолодых ученых) с благодарностью отмечают его вклад в их научное становление. Многим его лекции запомнились настроем аудитории на мобилизацию их интеллекта, на развитие культуры мышления студентов. Это вдохновляло их на серьезное творческое отношение к выполнению самостоятельных заданий.
В 1948 году Д.Донской возвращается в горы, и конечно - сразу в Цей. Совершает восхождения на пик Кальпер и пик Николаева.

Пик Николаева с севера. Фото С.Егорина

Военно-Осетинская дорога. Касарское ущелье, вид на гору Кальпер вверх по реке Ардону.. Фото уhumusв Виды Кавказа,1913.

Когда Донской вернулся в Москву в Центральный НИИ физической культуры получил должность заместителя директора по научной работе. Здесь у него появилась возможность восстановить лабораторию биомеханики, которая позднее выросла в крупную школу. По поручению научного совета Спорткомитета и при активном участии Донского в 1958 году в учебный план институтов физкультуры был введен курс биомеханики, теоретической основой которого явились положения отечественной школы биомеханики, созданной трудами Н.А. Бернштейна.

Д.Д.Донской на тренировке – кросс 10 км. (Фото музея села Парабель)

В 1963 году Д.Д. Донской переходит на работу в ГЦОЛИФК на кафедру анатомии для преподавания разработанной им учебной дисциплины «Биомеханика» сначала в должности доцента, а затем и профессора.

Примечательна встреча одного из любителей лыжных прогулок с Дмитрием Дмитриевичем Донским, которая у него состоялась зимой 2002 года:

«Вот уже несколько лет я время от времени встречаю этого весьма пожилого, поджарого мужчину то летом, бегущим трусцой вдоль Мытищинского шоссе в Лосином острове, то зимой, ходко идущим на лыжах в районе Яузы. Его физическая активность, явно контрастирующая с возрастом, сразу же привлекла мое внимание, но я все никак не решался заговорить с незнакомым человеком. В самый канун Нового года мы с ним одновременно выехали из леса и, стоя рядом, снимали лыжи. Я решился, наконец, заговорить, мы познакомились. Моим новым знакомым оказался житель города Королева Дмитрий Дмитриевич Донской. Ему в то время шел - девяносто второй год (!)».
- «Что-то за осень у меня ноги ослабли», - сказал он, когда новые знакомые возвращались из леса, -… «надо укрепить мышцы. Вот я и хожу, как только погода позволяет, по десять километров…».

За последние практически пол века, вышли в свет пять учебников по биомеханике Д.Д.Донского (следует заметить – это все самостоятельные, не стереотипные издания). Эти книги переведены на 14 языков и изданы в ряде зарубежных стран: Германии, Японии, Китае, Италии и других странах.

Востребованость этих книг удивительна – к примеру, в институтской библиотеке Санкт-Петербурга в свое время осталось всего 20 экземпляров этих книг – все остальные были, мягко говоря, присвоены студентами (!).В этом факте, для людей знакомых с трудами Д.Д.Донского, нет ничего удивительного. Достаточно отметить, что после неудачи наших лыжников на одной из зимних Олимпиад, Дмитрий Донской принимал участие в переучивании сборной страны на новый способ лыжного хода, и теперь этот способ по своей сути взят на вооружение всеми основными командами лыжных стран мира.

Главным итогом жизни Д.Д.Донского стало понимание и глубокое проникновение в саму суть биомеханики, науки, которая говорит о законах механического движения в живых системах. Самое главное по выводам Донского в этом вопросе состоит в том, что человеку нужно человеческое. В подтверждение этого понятия говорит факт того, что ни в одном из его трудов не встретить, как он говаривал – «шибко научных названий типа «антропоцентрическая биомеханика». По его твердому убеждению введенное им понятие «биомеханика человека» звучит точнее и понятнее. Он был убежден, что речь следует вести о двух сторонах одной медали - умственной форме организации и о механике движения.

На конференции состоявшейся в мае 2002 года Д.Д.Донской окончательно «поставил заявочный столб» на эту тему. В основе этой заявки лежит подход Николая Бернштейна к активности, к действию, а также идеи Петра Лесгафта о необходимости единства и гармонии духовного и физического образования.

Именно действия, то есть осознанные и целенаправленные движения, выделяют человека из животного мира. Человек делает не просто движение, но действие. Речь идет о предвидении, достижении поставленной цели путем решения двигательной задачи, находящейся в сознании. Решая двигательную задачу, человек добирается до цели. Активная деятельность человека направлена на переделку себя и мира. Уверенность в этом и связанная с ней активность - это и есть гармония по Петру Лесгафту – крупного ученого: биолога, анатома, антрополога.

По убеждению самого Донского следует, коренным образом пересмотреть место физической культуры в духовном образовании народа. Сейчас в стране полно оздоровительных учреждений для богатых, которые помаленьку, через моду, приходят к желанию быть здоровыми и жить долго, но делают это пока вне мотивов духовных. С горечью говорил Дмитрий Дмитриевич о наших генералах, среди которых практически каждый – «брюхоносец». А между тем, в США нередко увольняют в запас даже высоких чинов в случаях, если они не в силах выполнить физические нормативы

Донской был убежден: физическое действие выступает и как средство построения личности. Отсюда и его оптимизм, убежденность не только в возможности, но и в прямой необходимости гармоничного развития духовного и через физическую активность: человек обязан, кроме иных путей развития, «строить себя сам».

Когда очередные визитеры в прихожей квартиры увидели ровно стоящие вдоль стены беговые лыжи, то Дмитрий Дмитриевич, перехватив эти взгляды, сказал:
- «Это мое главное увлечение! Благодаря ему, я дожил до девяноста лет, и сохраняю активность!»

Дмитрий Дмитриевич Донской в период после 2000 года.

Научная, педагогическая деятельность Д.Д. Донского, кроме государственных наград, отмечена альпинистским орденом «Эдельвейс» за заслуги в становлении альпинизма в стране, знаком «Заслуженный работник РСФСР», «Крест за заслуги», учрежденного Российской академией естественных наук и многими другими.

П.П.Захаров (по материалам публикаций Б. Филипченко, А. Локтева, Ю.Жемчужникова, журнала «Теория и практика физической культуры», Альпклуба СПб, Risk.ru, Mountain ru. Фото: М.Голубева, Виды Кавказа,1913, С.Егорина, В.Медведева, Caucatalod. Ru, Интернет-публикаций, домашнего архива Д.Д.Донского)