Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Руководитель: Г.Сальников, Новосибирск

Отчет о горном походе 6 к.с. по Терскею в августе 2013 г. Часть 1

Новосибирское отделение туристско-спортивного союза России
Секция горного туризма Спортклуба Новосибирского госуниверситета

С Т О    И    О Д Н А    В Е Р Е В К А

О Т Ч Е Т


о горном походе шестой категории сложности
по хребту Терскей Алатоо,
совершенном с 6 по 31 августа 2013 г. по маршруту:

кур. Джетыогуз - р. Арчалытор - пер. Арчалытор Сев. (2А, 4200) -
пер. Карбышева (3А* п/п, 4500) - р. Арчалытор - р. Айланыш -
пер. Терскей (3Б, 4950, 2-е прохождение, новая линия) -
лед. Кичеборду - пер. Траверс Каракола (3Б, 5281) -
пер. Металлург (3А*, 4600) - лед. Онтор - пер. Онтор (1Б, 3900) -
лед. Кельтор - пер. Эпюра (2А*, 4300) - лед. Караколтор Вост. -
пер. Украина + Каракольский Вост. + Туристов Татарии (2А, 4350) -
р. Арашан - пос. Аксу

Маршрутная книжка: О-118-13
Руководитель: Георгий Сальников
sge@nmr.nioch.nsc.ru 


МКК СФО рассмотрела отчет и считает, что маршрут соответствует
6 к. с. и может быть зачтен всем участникам и руководителю


Отчет использовать в библиотеке


г. Новосибирск, 2013 г.

 


Данный отчет представляет собой свободную информацию. Электронная версия отчета находится на WWW сервере автора http://nmr.nioch.nsc.ru/ters136/, а также может быть размещена и на других серверах по желанию их администраторов.

Анонс отчета представлен на портале Risk.ru по адресу:
http://www.risk.ru/users/gsalnikov/200403/
http://www.risk.ru/users/robinsya/200423/

Короткие видеоклипы, отражающие техническую работу группы на перевалах Карбышева, Терскей, Траверс Каракола, можно посмотреть по адресу соответственно:
http://www.youtube.com/v/wk7COpgL9uY
http://www.youtube.com/v/0vR4uEk-Jm8
http://www.youtube.com/v/eduF_zvKLsY


В процессе работы над отчетом использовалось свободное программное обеспечение:

Верстка печатного и PDF-отчета:
издательская система LATEX2e, http://www.ctan.org/ с графической оболочкой LYX, http://www.lyx.org/
Верстка Интернет-отчета:
транслятор LATEX2HTML, http://www.latex2html.org/
Подготовка фотоматериалов:
обработка RAW-файлов - UFRaw, http://ufraw.sourceforge.net/index.html
сшивка панорам - Hugin, http://hugin.sourceforge.net/
редактирование фотографий - GIMP, http://www.gimp.org/
подготовка векторных изображений - Inkscape, http://www.inkscape.org/
Каталогизация слайдов:
PhoA, http://yktoo.com/ru/software/phoa
Монтаж видеоматериалов:
Cinelerra, http://heroinewarrior.com/cinelerra.php

Краткая характеристика района похода и концепции маршрута

Хребет Терскей Алатоо - уникальный район для проведения горных походов, практически единственный, в котором можно организовывать интересные и логичные маршруты любой категории сложности от первой до шестой. Высокогорная часть хребта (бассейны рек Джууку, Чон-Кызылсу, Джетыогуз, Каракол, Арашан и Аксу) довольно компактна. Простые подъезды при приемлемых денежных затратах, довольно короткие подходы и небольшие расстояния между отрогами хребта позволяют в сжатые сроки совершать походы, весьма насыщенные разнообразными технически сложными элементами. Характерной особенностью Терскея является то, что его главный хребет могущественно доминирует над всеми боковыми отрогами, возвышаясь над ними в среднем на полкилометра. Все пятитысячники Терскея: Каракол (5281), Огуз-Баши (5163), Джигит (5130), Палатка (5020), а также все перевалы категории сложности 3Б, находятся в главном хребте, а именно, в его центральной части. Поэтому не удивительно, что именно в этой части Терскея мы запланировали основные технически сложные элементы. К дополнительным преимуществам Терскея относятся наличие на подходах леса (тяньшаньская ель растет до высоты 3000 м), а также горячие радоновые источники во всех северных ущельях, за исключением долины р. Каракол.

Хребет Терскей Алатоо давно и хорошо освоен, в том числе и нашим клубом. Поэтому мы не ставили себе цель посетить в этом походе все-все-все. Вместо этого мы запланировали маршрут в несколько нетрадиционном стиле: с весьма скромным километражем, но исключительно насыщенный технической работой. Такой подход нам показался вполне логичным. Ведь не наматывание километров по различным долинам, а именно прохождение технически сложных перевалов и траверсов вершин задает набор специфических препятствий, характерных для спортивной дисциплины "маршрут-горный"!

Запланированный нами маршрут логически делится на следующие части.

  1. Акклиматизационное кольцо из долины р. Джетыогуз через пару перевалов в северном отроге, отделяющем Джетыогуз от р. Каракол, совмещенное с заносом заброски на завершающую часть маршрута. Стратегически наша акклиматизация была тщательно продумана. Первый перевал в этом кольце - Арчалытор Сев. (2А, 4200) - не предполагал ни резкого набора высоты, ни излишнего физического перенапряжения. Второй перевал акклиматизационного кольца - вариант Сказки, или, как мы его потом назвали, пер. Карбышева (3А*, 4500) - напротив, был технически сложной "изюминкой" и давал группе ночевку на высоте. И то, и другое было необходимо для последующего уверенного прохождения наиболее сложных перевалов основной части маршрута. Кроме того, мы уже давно подметили особенность: во время технической работы организм акклиматизируется легче. Голове приходится думать, какой выбрать путь, где вешать перила, и она забывает про акклимуху. А когда акклиматизация пройдена, то внизу голова уже больше и не заболит! Акклиматизационное кольцо было пройдено полностью по запланированному варианту.
  2. Основная часть маршрута сплошь состояла из "изюминок" категории сложности 3Б. Мы хотели подняться на главный хребет через пер. Терскей - по-видимому, самый сложный перевал всего Терскей Алатоо, находящийся в Джетыогузской стене. Затем пройти последовательный траверс главной вершины всего района - Каракола, и пика Слоненок. После чего спуститься с главного хребта через пер. Слоненок (3А*). Главные препятствия этой части были нами пройдены, но от траверса Слоненка из-за крайне неблагоприятной погоды пришлось отказаться и закончить основную часть спуском с пер. Металлург (3А*).
  3. Завершающая часть маршрута - переход до горячих источников Алтын-Арашана - допускала многообразие вариантов. На случай благоприятных условий и быстрого движения по маршруту мы предусмотрели возможность "поразвлекаться" - поискать вариант прохождения нового перевала через главный хребет между пиком Джигит и пер. Эпюра, заведомо рассчитанного на устойчивую, малоснежную погоду. При не столь благоприятных обстоятельствах от "изюминок" легко можно было отказаться и обойти их через относительно простые перевалы. К сожалению, с погодой нам категорически не повезло, и реализовался второй вариант. Но саму возможность легкого ухода на запасные варианты мы заложили в маршрут целенаправленно. Мы считаем, что такой подход более спортивен, чем безыдейное планирование "пустых" запасных дней.

Несмотря на то, что нам не удалось пройти многие из запланированных "хотелок", все равно поход отличается исключительной насыщенностью технически сложными препятствиями. И хотя непогода сильно скорректировала сам маршрут, она практически не повлияла на безопасность его прохождения. Но речь об этом пойдет еще впереди, а оценить результат представится благосклонному читателю...

В былые времена в августе на Терскее была вполне предсказуемая погода: с утра ясно, в обед облачно или символический дождик, поздний вечер и ночь снова ясные. Похоже, что в последние годы наблюдается тенденция к ухудшению, а главное, к полной непредсказуемости погоды. В нашем походе дождь или снегопад (причем обычно сильный, сопровождающийся бураном или даже грозой) бывал очень часто и без всякого расписания. Например, запердон (резкое ухудшение погоды, препятствующее или существенно затрудняющее движение по маршруту, имеющее ярко выраженный задничный характер) мог прийти с самого утра, или продолжаться несколько дней без перерыва. Раньше мы много раз ходили на Терскей, но никогда еще не сталкивались с погодой, которая настолько сильно мешала бы планомерному прохождению маршрута. ТАКУЮ неблагоприятную погоду мы никак не могли предвидеть заранее.

Туристов и альпинистов на Терскее, как правило, много, в том числе иностранцев. Однако в этот раз мы вообще не встретили на маршруте ни одной группы. Очевидно, потому, что на особо технически сложных участках, где проходил по сути почти весь наш маршрут, большинство других групп просто так путешествовать не могут.

Заезд на Терскей не представляет проблем. Например, мы добирались из Новосибирска на поезде до Алма-Аты, а дальше на бусике до г. Каракол по дороге, обходящей оз. Иссык-Куль с востока, через вновь открытый погранпереход Кегень. На обратном пути мы ехали из Каракола в Алма-Ату через Бишкек. Ни виза, ни загранпаспорт россиянам не требуется. Проезжая через территорию Казахстана, нужно заполнять миграционные карты. В Киргизии миграционные карты не требуются, срок пребывания без регистрации до 90 суток. Пропуск в погранзону для Терскея также не нужен. Нашим туроператором в Караколе был Игорь Ханин, фирма "Альп-Тур Иссык-Куль ЛТД", ул. Карасаева, 158, 722200 Каракол, Кыргызстан, тел. +996(3922)59486, +996(3922)59448, khanin@infotel.kg, khanin2003@mail.ru, alp-tour@yandex.ru. С Ханиным мы дружим уже давно, и в этот раз у нас с ним также не возникло никаких накладок. В местной МЧС мы регистрировались по телефону, а у Ханина на базе оставили специально заготовленную копию маршрутной книжки со схемой маршрута и всеми необходимыми координатами, а также копию страхового полиса. За поддержку нашего мероприятия выражаем Игорю Ханину отдельную благодарность!

 

Справочные сведения о группе и маршруте

Проводящая организация:

Спортклуб Новосибирского госуниверситета,
г. Новосибирск 630090, ул. Пирогова, д. 2, т. 8-383-3634107,
http://www.nsu.ru/, http://mountain.nsu.ru/

Место проведения:

Республика Кыргызстан Центральный Тянь-Шань хребет Терскей Алатоо

Общие сведения о маршруте:

вид туризма
к. с.
сроки проведения
продолжительность
протяженность
навешено веревок
горный
шестая
6-31 августа 2013 г.
26 ходовых дней
165 км
101

Нитка маршрута:

кур. Джетыогуз - р. Арчалытор - пер. Арчалытор Сев. (2А, 4200) - пер. Карбышева (3А* п/п, 4500) - р. Арчалытор - р. Айланыш - пер. Терскей (3Б, 4950, 2-е прохождение, новая линия) - лед. Кичеборду - пер. Траверс Каракола (3Б, 5281) - пер. Металлург (3А*, 4600) - лед. Онтор - пер. Онтор (1Б, 3900) - лед. Кельтор - пер. Эпюра (2А*, 4300) - лед. Караколтор Вост. - пер. Украина + Каракольский Вост. + Туристов Татарии (2А, 4350) - р. Арашан - пос. Аксу

Определяющие перевалы:

название
к. с.
подъем спуск опред. сторона веревок
Карбышева
3А* п/п, 4500
скалы лед-снег подъем 12
Терскей
3Б, 4950, 2/п, новая линия
скалы снег подъем 45
Траверс Каракола
3Б, 5281
лед-скалы лед-снег двусторонний 33
Металлург
3А*, 4600
- лед спуск 6

Маршрут рассмотрен

МКК Сибирского Федерального округа, шифр 154-00-666656555, г. Новосибирск, Красный пр., д. 98/1, т. 8-383-2163788, ф. 8-383-2363814,
http://www.no-tssr.ru/, http://www.govor.ru/, govorum@online.ru

Отчет, фото- и видеоматериалы к нему доступны

в МКК СФО у автора
в Интернете по адресу http://nmr.nioch.nsc.ru/ters136/.

Анонс отчета представлен на портале Risk.ru по адресу:
http://www.risk.ru/users/gsalnikov/200403/
http://www.risk.ru/users/robinsya/200423/

Короткие видеоклипы, отражающие техническую работу группы на перевалах Карбышева, Терскей, Траверс Каракола, можно посмотреть по адресу соответственно:
http://www.youtube.com/v/wk7COpgL9uY
http://www.youtube.com/v/0vR4uEk-Jm8
http://www.youtube.com/v/eduF_zvKLsY

Состав группы

  Ф. И. О. г. р. обязанности
1 САЛЬНИКОВ
Георгий Ефимович
1965 руководитель
2 НАУМЕНКО
Сергей Евгеньевич
1954 врач
3 КОРОЛЕНКО
Леонид Александрович
1988 завснар
4 МАМОНТОВ
Павел Геннадьевич
1980 реммастер
5 СЕНЧЕНКО
Елена Сергеевна
1987 завхоз
6 ПАЛЕССКИЙ
Федор Станиславович
1989 навигатор

Вся группа прошла маршрут в полном составе.

Подробная нитка маршрута

Заявленный основной вариант маршрута

Кур. Джетыогуз - пер. Арчалытор Сев. (2А, 4200) - пер. Сказка (3А*, 4400) - пер. Терскей (3Б, 4950) - пер. Траверс Каракола (3Б, 5281) - траверс пика Слоненок (3Б, 4726) - пер. Слоненок (3А*, 4700) - пер. Онтор (1Б, 3900) - пер. Джигит Вост. (3Б, 5000) - пер. Украина (3А, 4350) - пос. Аксу.

Заявленные запасные варианты маршрута

  • К пер. Сказка (3А*) - пер. Маречека (3А). Этот запасной вариант не потребовался. Группа прошла заявленный вариант по восточному гребню пика Карбышева. Оказалось, что этот вариант не совпадает с классическим пер. Сказка даже частично и является новым перевалом - Карбышева (3А*).
  • К пер. Терскей (3Б) - пер. Плечо Каракола (3А*). Этот запасной вариант не потребовался, пер. Терскей был пройден.
  • К траверсу пика Слоненок (3Б) - пер. Облачный (2Б*) или ФКТ (2Б*). Этот запасной вариант не потребовался. Из-за неблагоприятной погоды и значительного отставания от графика группа отказалась от прохождения траверса пика Слоненок, но воспользовалась другим запасным вариантом.
  • К пер. Слоненок (3А*) - пер. Джигит (3А*). Этот запасной вариант не потребовался. В результате отказа от прохождения траверса пика Слоненок и пер. Облачный или ФКТ прохождение пер. Слоненок потеряло актуальность.
  • К пер. Джигит Вост. (3Б) - пер. Эпюра (2А*) или Джигит (3А*). Из-за неблагоприятной погоды и значительного отставания от графика группа отказалась от прохождения пер. Джигит Вост. и воспользовалась запасным вариантом через пер. Эпюра.
  • К пер. Украина (3А) - пер. Каракольский Вост. (2Б) + Туристов Татарии (2А) или Труд (2А). Группа поднялась на пер. Украина с неопределяющей стороны, но из-за неблагоприятной погоды отказалась от его сквозного прохождения и воспользовалась запасным вариантом через пер. Каракольский Вост. + Туристов Татарии.
  • Была заявлена возможность аварийного выхода с маршрута на север через ближайший подходящий перевал. Группа не находилась в аварийной ситуации и не нуждалась в аварийном сходе с маршрута. Но после прохождения пер. Траверс Каракола (3Б) из-за неблагоприятной погоды и значительного отставания от графика группа вынуждена была отказаться от прохождения траверса пика Слоненок. При этом в сложившихся обстоятельствах наиболее безопасным запасным вариантом оказался именно спуск с этого места на север через ближайший перевал - пер. Металлург (3А*). Этим запасным вариантом группа и воспользовалась.

Пройденный вариант маршрута

Кур. Джетыогуз - р. Арчалытор - пер. Арчалытор Сев. (2А, 4200) - пер. Карбышева (3А* п/п, 4500) - р. Арчалытор - р. Айланыш - пер. Терскей (3Б, 4950, 2-е прохождение, новая линия) - лед. Кичеборду - пер. Траверс Каракола (3Б, 5281) - пер. Металлург (3А*, 4600) - лед. Онтор - пер. Онтор (1Б, 3900) - лед. Кельтор - пер. Эпюра (2А*, 4300) - лед. Караколтор Вост. - пер. Украина + Каракольский Вост. + Туристов Татарии (2А, 4350) - р. Арашан - пос. Аксу.

Отличия между основным заявленным и пройденным вариантами

  • Прохождение пер. Карбышева (3А*) совершено не в отличие, а в соответствии с заявленным вариантом. Группа изначально заявила прохождение пер. Сказка (3А*) по восточному гребню пика Карбышева, указав, что этот вариант по факту может оказаться новым перевалом. После прохождения группа присвоила ему название пер. Карбышева.
  • Вплоть до седловины пер. Металлург группа шла в соответствии с заявленным маршрутом, из-за необычайно плохой погоды периодически пургуя и накапливая отставание от графика. К пер. Металлург отставание от графика стало значительным, с угрозой не успеть к обратным билетам. В это же время прошел сильный снегопад, после которого склоны почти всех перевалов стали лавиноопасными. В сложившихся условиях группа была вынуждена отказаться от прохождения участка траверс пика Слоненок - пер. Слоненок и спуститься на лед. Онтор заявленным запасным вариантом по северному склону пер. Металлург (3А*). При реализованной тактике прохождения этот вариант оказался безопасным.
  • В связи с высокой лавинной опасностью и значительным отставанием от графика группа была вынуждена отказаться от прохождения пер. Джигит Вост. (3Б) и обойти его по заявленному запасному варианту через пер. Эпюра (2А*).
  • На седловине пер. Украина (3А) группа попала в сложные метеоусловия (снегопад, буран, отсутствие видимости), представляющие объективную опасность для спуска с этого перевала по технически сложной ледовой стене. Вследствие этого, при отсутствии запаса времени на пургование, группа была вынуждена отказаться от сквозного прохождения пер. Украина и обойти его по заявленному запасному варианту через пер. Каракольский Вост. + Туристов Татарии (2А).

Материальное обеспечение группы

Общественное и личное снаряжение, ремнабор и медицинская аптечка комплектовались согласно обычным требованиям к проведению сложных горных походов. Все снаряжение функционировало весь поход безукоризненно.

В группе был спутниковый телефон системы "Thuraya" старой модели (вес 250 г). Старые модели "Турайи" считаются лучше новых. У них отсутствуют современные "навороты", благодаря чему они более экономно расходуют электричество. В последние годы многие группы жалуются на нестабильную связь со спутниками "Турайи" в Киргизии. Этого мы подтвердить не можем. В течение похода мы неоднократно отправляли СМС с маршрута в Новосибирск (через симкарту "Билайн"), и никаких проблем со связью ни разу не замечали. Носили мы телефон в выключенном состоянии отдельно от аккумулятора, во избежание саморазряда. Страховка на время прохождения маршрута оформлялась в страховой компании "Согласие", страховой агент Мамонтова Валентина Васильевна. Страховка была двойная: от несчастного случая плюс на медицинское обслуживание. Насколько надежную гарантию выплаты обеспечивает именно эта страховая компания, мы, к счастью, сказать не можем. Всегда уделяя особое внимание требованиям безопасности на маршруте, мы всеми силами старались избежать прецедента наступления страхового случая и гордимся тем, что нам это удалось!

Расчет продуктов на весь поход был стандартным: 600 г на человека в день. Бензин брали на заправке в Караколе в количестве около 27 л и затаривали в пластиковые бутылки из-под минеральной воды. Около 5 л горючего оказалось сэкономлено. Некоторый избыток бензина мы носили с собой преднамеренно. Это позволило нам, в частности, не отказывать себе в удовольствии во время пургований пить чаю столько, сколько захочется. А значит, повышало безопасность всего мероприятия! Когда мы затаривали бензин, то сыпали на дно каждой бутылки по ложке предварительно прокаленного гранулированного силикагеля. Силикагель эффективно сорбирует вредные примеси, превращая любую "ослиную мочу" во вполне качественное топливо для примусов. Чтобы закончить рекомендации относительно горючего, отметим, что имеющийся в продаже в хозяйственных магазинах бензин марки "нефрас" для примусов не годится. Это не топливо, а бензин-растворитель, он готовится из ароматических фракций, которые сильно коптят и разъедают резиновые прокладки. Еще советуем не заливать бензин в бутылки из-под пива и сладких напитков, так как растворенные в бензине следы неотмытого сахара приводят к быстрому забиванию нагретых частей примуса коксом. В походе мы пользовались самодельным примусом системы "Горын", сделанным из трех модифицированных для увеличения мощности голов от "Шмеля-2" с выносным пластиковым бачком от автомобильного огнетушителя и велосипедным насосом. Горын работал на киргизском бензине весь поход безукоризненно.

Особо интересующиеся могут ознакомиться со всеми подробностями материального обеспечения группы из файла lena2.xls, прилагающегося на DVD диске с электронной версией отчета. В этом файле находится полная раскладка продуктов питания на поход.

Весь поход, включая расходы на дорогу, страховку и продукты питания, обошелся приблизительно в 20 тыс. р. на человека от Новосибирска до Новосибирска.

Специальное групповое снаряжение
Основные веревки 10 мм 4 шт. по 50 м
Расходная веревка 8 мм 1 шт. (30 м)
Крючья скальные 20 шт. в ассортименте
Крючья якорные 6 шт.
Закладухи 10 шт. (7 закладух разных 3 френда №3, 4, 5)
Оттяжки 4 шт. длинных
Крюконоги, крюколесенки 1 комплект
Фифи скальные 1 пара
Ледобуры 14 шт. (8 титановых, 6 стальных)
Ледосброс 1 шт.
Щит-снегосброс 1 шт.
Карабины общественные 25 шт.
Лавинная лопата 2 шт.
Снежная пила 1 шт.
Выколотки (прочищать ледобуры) 3 шт.
Специальное личное снаряжение
Айсбайль (ледоруб) 1 шт.
Кошки 1 пара
Страховочная система 1 шт.
Зажим (жумар) 2 шт.
Спусковое устройство 1 шт.
Карабины личные 5 шт.
Каска 1 шт.
Стремена 1 пара

Большая часть снаряжения на маршруте интенсивно использовалась, так что лишнего у нас оказалось совсем немного. Не потребовалось снаряжение для установки ИТО, хотя крюконоги было удобно использовать вместо обычных стремян. Наличие второго зажима и стремени у каждого участника пригодилось для подъема по перилам на некоторых крутых скальных участках. Мы преднамеренно не брали с собой вспомогательную веревку, так как на маршруте не предполагалось очень протяженных снежно-ледовых спусков, где было бы неудобно при сдергивании обходиться одной из основных веревок. Расходную веревку не израсходовали, так как на маршруте у нас совсем не оказалось спусков по скалам. Но мы один раз провесили ее вместо основной на безопасном участке, а также дважды использовали для страховки палатки.

Когда мы раньше ходили в сложные походы на Терскей зимой, то из ассортимента скальных крючьев у нас больше всего шли в дело якоря и лепестки. В этом походе, летом, примерно поровну использовались все разновидности крючьев и закладок. Возможно, такая зависимость от сезона связана с тем, что зимой большинство широких трещин были забиты льдом или снегом, и использовать их для точек страховки было затруднительно. В этом походе мы старались по возможности делать перильные станции на скальных выступах, и в большинстве случаев подходящие выступы вовремя находились. Поход характерен исключительно массированным использованием перильных веревок, всего их было навешено 101 штука. Это значит, что, при наличии четырех основных веревок в группе, каждая из них была навешена в среднем 25 раз, и каждый раз по ней прожумарили 6 человек. Итого за поход в среднем по 150 подъемов на веревку, причем примерно половина из них по шершавым скалам! Из-за этого к концу похода наши веревки заметно поизносились, хотя в основном мы ходили по контрфорсам, где камнями их не било. Хорошо, что мы не экономили "на спичках" и не набрали тонких веревок, как это иногда бывает модно...

Личные ледорубы на шестерых участников мы подобрали таким образом, что у двоих были ледовые инструменты с коротким древком, у двоих - самодельные инструменты-"шакалы" с длинным прямым древком, с которыми тоже можно лезть по любому льду, но можно и страховаться на снегу, у двоих - традиционные ледорубы с прямым древком и умеренным изгибом клюва. В том числе один инструмент и три ледоруба были с молотками для скальной работы, а один инструмент и один ледоруб - с лопатками, чтобы при необходимости долбить фирн. Специальный скальный молоток мы не брали.

Напоследок надо отметить нашу палатку. Мы брали на 6 человек 8-местную палатку-полубочку "Канченджангу" производства Екатеринбурга.Эта палатка плоховато подходит для дождливых районов, так как пропускает воду и сквозь крышу, и сквозь пол, так что ей обычно требуется в придачу тент и полиэтилен снизу. Но все недостатки с лихвой компенсируются двумя достоинствами. Во-первых, благодаря прочной ткани и силовым 20-миллиметровым дугам "Канченджанга" исключительно ветростойка. В буран, который мы пережили на гребне Каракола, никакая другая палатка, наверное, не выстояла бы. Во-вторых, при недостатке места "Канченджангу" можно надежно растянуть всего на двух точках, и хоть на потолке. Мы предполагали, что именно это качество может нам пригодиться для ночевки на протяженном технически сложном участке. Так оно и оказалось. Чтобы в случае необходимости внутри палатки было удобно страховаться, мы ее усовершенствовали: вшили в каждый из четырех углов по силовой оттяжке. Для организации такой страховки торчащие снаружи палатки концы пары оттяжек привязываются к соответствующим точкам страховки перильными веревками, а внутри палатки другие концы этих же оттяжек связываются внатяг отдельной веревкой. В результате внутри оказываются надежные перила, которые не требуется пропускать через полуоткрытый тубус, напуская в палатку холод.

График движения

Все "лево" и "право" указаны орографически километраж с учетом районного коэффициента 1,2. Фрагмент схемы Терскей Алатоо (автор схемы В. Завьялов, http://slazav.mccme.ru/maps/ters/) в масштабе 1:100000 с отмеченным на ней маршрутом и местами ночевок помещен на вклейке.


При разрешении 200 DPI получится карта в масштабе 1:100000


Пройденный маршрут на гуглоснимке

дата день пути участок маршрута км характер пути, метеоусловия
6.8 1 подход по р. Джетыогуз до Манжалейских стоянок на слиянии р. Айланыш и Байтор 23 Дорога, тропа. Погода хорошая.
7.8 2 Манжалейские стоянки - р. Арчалытор - подход под пер. Арчалытор Сев. 9 По р. Арчалытор тропа по правому берегу в обход прижимов подъем в перевальный цирк по моренным лбам. Погода днем хорошая, вечером портится, ночью проливной дождь.
8.8 3 прохождение пер. Арчалытор Сев. (2А, 4200) 6 Подход к перевальному взлету: ледник, в верхней части закрытый. Подъем: снег на льду, 1 веревка (50 м перил), далее распутывание бергшрундов. Спуск: осыпь на скалах (200 м, 40o). Далее закрытый ледник, морены. С утра сильный дождь в районе седловины буран с мокрым снегом вечером сильный дождь с ветром. Иногда кратковременное затишье, но в целом весь день очень плохая погода.
9.8 4 подход под пер. Карбышева 4 Морены. С утра дождь с ветром днем хорошая погода.
10.8 5 подъем на пер. Карбышева (3А* п/п, 4500) 2 11 веревок по скалам, 1 веревка по льду (всего 600 м перил). Погода с утра нормальная, но быстро портится в середине дня буран с мокрым снегом и грозой. В течение всего дня частые снегопады, ухудшение видимости. В целом очень плохая погода.
11.8 6 разведка спуска с пер. Карбышева, пургование 1 Разведка по заснеженным осыпям и разрушенным скалам. Весь день снегопад, буран, ограниченная видимость. В середине дня сильная гроза. В целом весь день исключительно плохая погода.
12.8 7 спуск с пер. Карбышева - р. Арчалытор - Манжалейские стоянки 11 Спуск с перевала: в связках, снег на льду (600 м, 25 - 35o). Далее по моренам по р. Арчалытор тропа по правому берегу. С утра снегопад, сильный ветер, ограниченная видимость в середине дня временное затишье вечером проливной дождь. В целом плохая погода.
13.8 8 пургование 0 Круглые сутки непрерывный дождь.
14.8 9 пургование 0 Круглые сутки непрерывный дождь.
15.8 10 Манжалейские стоянки - р. Айланыш - подход под пер. Терскей 12 Тропа по р. Айланыш по левому берегу далее по правой боковой морене над ледником. Днем хорошая погода, вечером небольшой дождь.
16.8 11 подъем в верхний цирк пер. Терскей, предпровешивание 2 Подъем в верхний цирк: 3 веревки по льду (150 м перил). Затем предварительно провешено 5 веревок по скалам (230 м перил). Днем хорошая погода, вечером небольшой дождь.
17.8 12 подъем на пер. Терскей участок: верхний цирк - 1-й бастион 1 10 веревок по скалам (480 м перил), из них 5 веревок (230 м перил) были навешены с вечера. Погода приемлемая.
18.8 13 подъем на пер. Терскей участок: 1-й бастион - жандарм "Забор" 1 12 веревок по скалам (600 м перил). Погода приемлемая.
19.8 14 подъем на пер. Терскей участок: жандарм "Забор" - жандарм "Зуб" 1 13 веревок по скалам и миксту (620 м перил) одна из веревок (20 м перил) натянута внутри палатки. Погода днем хорошая вечером и ночью снегопад.
20.8 15 прохождение пер. Терскей (3Б, 4950) 1 На подъем: 6 веревок по скалам и миксту (300 м перил). На спуск: 1 веревка (50 м перил) по снегу. Весь день очень плохая погода: снегопад, ограниченная видимость.
21.8 16 подход под пер. Траверс Каракола, предпровешивание 3 Подход в связках по закрытому леднику. Предварительно провешено 4 веревки (200 м перил) по льду. С утра неустойчивая погода во второй половине дня снегопад, буран, ограниченная видимость.
22.8 17 подъем на вершину пика Каракол (3Б, 5281) - траверс до места сужения восточного гребня 3 Подъем: 8 веревок по льду и миксту (400 м перил), из них 4 веревки (200 м перил) были навешены с вечера. Траверс хребта до места сужения восточного гребня: в связках по фирновым полям. Погода весь день неустойчивая в обед кратковременный снегопад.
23.8 18 спуск по восточному гребню пер. Траверс Каракола 2 22 веревки (1100 м перил) по узкому заснеженному карнизному ледовому гребню. С утра хорошая погода, днем быстро портится во второй половине дня снегопад, буран, ограниченная видимость, с тенденцией к ухудшению. В целом плохая погода.
24.8 19 пургование 0 Круглые сутки непрерывный снегопад, нулевая видимость.
25.8 20 спуск по восточному гребню пер. Траверс Каракола до седловины пер. Металлург, пургование 1 3 веревки (150 м перил) по узкому заснеженному карнизному ледовому гребню. Круглые сутки непрерывный снегопад, шторм, ограниченная видимость. Исключительно плохая погода.
26.8 21 спуск с пер. Металлург (3А*, 4600) - Онторская поляна 6 Спуск с перевала: 6 веревок (300 м перил) по льду. Далее в связках по закрытому леднику затем открытый ледник, морены. С утра штормовой ветер, поземка затем улучшение погоды.
27.8 22 дневка 10 Рейд за заброской: морены, открытый ледник, несложные бараньи лбы. Погода хорошая.
28.8 23 Онторская поляна - пер. Онтор (1Б, 3900) - лед. Кельтор - пер. Эпюра (2А*, 4300) - лед. Караколтор Вост. 11 Подход к пер. Онтор: морены, открытый ледник. Подъем на Онтор: мелкая осыпь (30 м, 30 - 35o). Спуск с Онтора: осыпь на разрушенных скалах (30 м, 30 - 35o). Подход к пер. Эпюра: открытый ледник, закрытый ледник в связках. Подъем на Эпюру: 1 веревка (50 м перил) по льду, далее в связках по снежно-ледовому гребню. Спуск с Эпюры: снег на льду (15 - 20 м, 25 - 30o). Далее закрытый ледник ледопад обходится у левого борта. Переход до лед. Караколтор Вост. траверсом левых боковых террас. Погода с утра хорошая в середине дня неоднократный буран со снегом вечером улучшение погоды ночью снова сильный дождь с ветром.
29.8 24 подход под пер. Украина, пургование 5 До выхода на ледник по правым боковым моренам далее открытый ледник, закрытый ледник ледопад проходится по центру. С утра погода нормальная, но быстро портится: буран, ограниченная видимость. В целом плохая погода.
30.8 25 пер. Украина + Каракольский Вост. + Туристов Татарии (2А, 4350) - р. Арашан 12 До седловины пер. Туристов Татарии: в связках по закрытому леднику. Спуск с пер. Туристов Татарии: 3 веревки (150 м перил) по снегу. Далее закрытый ледник, открытый ледник, морены, тропа по левому берегу р. Арашан. Погода с утра очень плохая: снегопад, буран, ограниченная видимость. Во второй половине дня погода неустойчивая, но с тенденцией к улучшению.
31.8 26 выход по р. Арашан 38 Тропа, дорога. Погода хорошая.

Общая статистика:
26 ходовых дней
165 км (155 км без учета километража, пройденного дважды по одному же пути)
дневка: 1 (активная)
пургований: суммарно 5 суток (2 по полдня, 2 по целому дню, 1 двухсуточное)
движение в очень плохую погоду: 6 дней
в том числе техническая работа в очень плохую погоду: 4 дня

Горная статистика:
всего за поход навешено: 101 веревка, 5000 м перил
из них на подъем: 66 веревок, 3250 м перил
из них на подъем по скалам: 48 веревок, 2350 м перил
в очень плохую погоду навешено: 44 веревки, 2200 м перил

самая длинная непрерывная нитка перил:
        4 дня, 42 веревки, 2050 м перил (на пер. Терскей)
самый продолжительный участок ежедневного навешивания перил:
        8 дней, 75 веревок, 3700 м перил
то же без учета одного дня пургования:
        10 дней, 84 веревки, 4150 м перил (пер. Терскей-Траверс Каракола-Металлург)

Все перильные веревки были объективно необходимы.
При движении с рюкзаком они реально нагружались.

Техническое описание перевалов

Все "лево" и "право", если не оговорено особо, считаются орографически. Время везде указано местное бишкекское (UTC+6), которое отличается от московского на +2 часа. Это же время выставлено и в полях информации EXIF цифровых фотографий. Светлое время суток от 530 до 2000. Средняя продолжительность одной ходки 40 минут. Чистое ходовое время мы не приводим. Его бывает так сложно определить, а главное, оно не очень-то привязано к реальности: ведь никто же все равно не будет пытаться проходить маршрут "чисто" - без привалов, без перекусов, без необходимых разведок, без передышек на "чесание репы", наконец! Кроки и полные паспорта давно классифицированных и хорошо известных перевалов не приводятся. Мы рассчитываем на то, что достаточно подробное описание и информативные фотоматериалы, тем более при наличии богатой информации из других источников, делают их фактически излишними. Паспорт нового перевала Карбышева, впервые пройденного насквозь нашей группой, приведен в дополнительном разделе. Ссылки на фотографии по тексту технического описания указаны в примечаниях на полях.

Пер. Арчалытор Сев. (2А, 4200)

Для акклиматизации мы запланировали кольцо через два перевала: Арчалытор Сев., предоставляющий самый простой и короткий путь из верховьев ущелья Джетыогуз в верховья ущелья Каракол, и еще один - наоборот, один из самых сложных перевалов в этом узле, речь о котором пойдет в следующем разделе. Описание прохождения пер. Арчалытор Сев. дается от р. Джетыогуз до левых боковых террас лед. Онтор.

Местонахождение:
в северном отроге хребта Терскей Алатоо, разделяющем долины Арчалытора (притока р. Джетыогуз) и Онтора (притока р. Каракол). Арчалытор Сев. - самый северный в группе перевалов, связывающих эти долины. Координаты седловины по GPS: N 42o13.163', E 78o26.844' высота 4200 м.

Категория сложности:
2А.

Ориентация:
запад - восток.

Характер:
снежно-ледовый с запада, со стороны р. Арчалытор скально-осыпной с востока, со стороны лед. Онтор.

Определяющая сторона:
западная.

Направление прохождения:
с запада на восток, на подъем с определяющей стороны.

Время подъема:
6 часов (от начала ледника).

Время спуска:
2 часа (до конца ледника).

Фактическое время прохождения:
8 августа 2013 г. 1 ходовой день.

Навешено перильных веревок:
1 (50 м на подъем по снегу).

Ночевку с 6 на 7 августа мы провели на слиянии рек Айланыш и Байтор в исключительно живописном месте, которое мы называем Манжалейскими стоянками.

СН: Манжалейские стоянки
Эти стоянки прославились в холодном феврале далекого 1997 года, когда Александр Манжалей, участник похода 4 к. с. под рук. Сергея Карнаева, шесть суток жил здесь, как отшельник - зимой один в лесу, без палатки, спальника и еды, ночевал просто под елкой, грел на костре воду из речки. Зная, где лежит заброска, Саша Манжалей не взял из нее ни сухарика - дожидался возвращения своей группы с кольца, чтобы вместе продолжить маршрут.

Чтобы попасть на Манжалейские стоянки с тропы, идущей по правому берегу р. Джетыогуз, нужно перейти речку Айланыш. Обычно это удается сделать легко и непринужденно, не замочив ног - по бревну. Подходящие бревна здесь всегда валялись с берега на берег в достаточном количестве. Однако в этом году лето выдалось на редкость дождливым, и воды в реках было на вид впятеро больше обычного. Многие старые бревна смыло. Осталось только одно, самое большое, но высокая вода его захлестывала, к тому же оно было очень скользким. Пришлось переправляться по бревну в кошках.

ЛК: первое применение кошек в походе: переправа через Айланыш
Здесь маршрут в первый раз проявил свою уникальность. За всю нашу многолетнюю практику это единственный поход, где кошки понадобились уже в самый первый ходовой день.

Забегая вперед, отметим, что кошки чуть было не понадобились и в самый последний ходовой день примерно для того же самого на реке Арашан.

Часть 2 >>>>>>>>>>>>


Читайте на Mountain.RU:

Видео: Терскей Алатоо, горный поход 6 к.с. 2013 г. секции горного туризма НГУ


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100