Люди и горы > Люди >

Джордж Генри Лоу III
Интервью с президентом жюри Piolets d’Or 2014

Джордж Лоу

Краткая биография, которая, как обычно, совсем не о том

Джордж Генри Лоу III (George Henry Lowe III) родом из Огдена, штат Юта.
«Клан Лоу»: Грег (основатель компании Lowe Alpine) и Джефф Лоу приходятся ему двоюродными братьями. Алекс Лоу – однофамилец.
В настоящее время Джордж живёт в Денвере.
Пилот, отец четверых детей, инженер-физик, «консультант» правительства США.
Расхожая шутка про Джорджа: «Если я скажу, чем занимаюсь на работе, мне придётся тебя убить».

Джордж Лоу. Цитаты

Симон Антаматтен, братья Ауэр, Рафаэль Славински, Ян Велстед

Определить «лучшее восхождение» практически невозможно. Ведь столько разных аспектов… Что лучше - скальные восхождения, требующие высокой технической подготовки или микстовые маршруты на средних высотах?
Восьмитысячник или технически сложный рельеф на средних высотах?
Трудный скальный участок на высоте, на подходе к вершине – еще один аспект.

Соло, двойка, тройка – что лучше?
Техническое, скальное, высотное или в неизвестном районе, выбор чрезвычайно сложен.

Что такое лучшее восхождение? Лучшее восхождение – это когда ты на восхождении. Делаешь то, что тебе нравится.

Марек Холечек

Уэли Штек

Для меня Piolets d’Or - это празднование Альпинизма.

Я бы их называл не победители, а представители Piolets d’Or.

В шестидесятые мы были очень изолированы. Мне кажется, самые сложные категории тогда были 5.9 или 5.10. Когда я в 1965 пролез в тесных кроссовках The Fin на Little Cottonwood, я оценил его как 5.9, просто потому, что мы вычислили, что это самое сложное из того, что мы могли пролезть. У нас не было ни малейшего представления о стандартах. Мы просто знали, что для нас это трудно.

В своё время я вдруг осознал, как много ограничений существует в моём мозгу. Что ты можешь пройти большие маршруты, если всё сделаешь правильно и действительно быстро. Даже если ты уже немолод.

Но если ты намерен выжить в больших горах, ты не должен бросаться воплощать первую же сумасшедшую идею. Ты сделаешь это, когда научишься. И когда будешь уверен, что твоим напарникам это не причинит вреда.

Уэли Штек, Маттиас Ауэр, Ян Велстед

В 1978 году Джим Донини, Майкл Кеннеди, Джефф Лоу и я сделали попытку по северному ребру Латока I.
Мы наняли небольшую группу портеров, чтобы донести вещи в базовый лагерь. Портеры стали нашими друзьями.
Во время экспедиции мы следили за тем, чтобы своим присутствием не навредить окружающей среде.
Мы пролезли более 100 питчей в капсульном стиле по супер рельефу.
Одолев все технические сложности, мы начали спуск в 150 метрах от вершины, потому что один из нас заболел.
Мы все отказались от вершины, чтобы позаботиться о нашем товарище.
На спуске мы оставили лишь анкера для дюльферов.
Но самое главное, мы вернулись домой друзьями.
Это было моё лучшее восхождение.

Прим А.П.: Примечательно не только то, что они развернулись в ста метрах от вершины (много ли кто способен поступить также?), но вспоминая восхождение, они не называют имя заболевшего, не перекладывая на его плечи мнимую вину за уплывшую вершину, тем самым как бы показывая, что это мог быть любой из них).

Джордж Лоу

С современным снаряжением, если бы я захотел потратить чуть больше времени на тренировки, думаю, я был бы очень близок к своему уровню сорокалетней давности.
Когда я начинал, срываться просто не хотелось.

Лонг Пик сейчас – обыкновенная трещина, и это огромная разница. Как далеко это зайдёт? Интересно было бы посмотреть.

Я рад, что начал ходить в горы в пятидесятых, я прокладывал свою тропу исходя из того, чего мне хотелось, моя голова не была перегружена различными мнениями, публикуемыми в альпинистских журналах.

Я думаю, что мне очень везло.

Мы лазили на капроновых верёвках, я знал почти всех, кто занимается альпинизмом в своей стране.

Стефан Бенуа, Джордж Лоу, Янник Грациани

Все номинанты, которые здесь собрались, представляют лучшее, что есть в современном альпинизме.

Мне больше по душе скальные маршруты на малых и средних высотах, но в жюри шесть человек, у нас у всех разный опыт и разные взгляды, и мы должны работать вместе.

Член жюри Катрин Дестивель

Организатор премии Кристиан Троммсдорфф

Мэр Курмайора и Джон Раскелли

В современном восхождении пересекаются все дисциплины, на сложном рельефе, на высоте, добавляется скорость.
Это результат тренировок, железных нервов и хорошего снаряжения.

Я не думаю, что мы можем сказать «вот этот шаг в альпинизме – он самый правильный», потому что существуют и другие пути.

Всё очень субъективно.

Мы должны проталкивать идеалы.

Я привык верить людям на слово. Исключить восхождение Уэли Штека из-за отсутствия у него доказательств было бы неверно, если то, что он говорит, - правда.

Соло имеет свои особенности.

Уэли Штек и Стефан Бенуа

Уэли Штек

Я часто не брал с собой камеру, чтобы запротоколировать восхождение, потому что она тяжёлая, и потому что я хожу в горы для себя. И я могу представить, что чувствует Уэли.

На Эвересте, если бы мои товарищи не поднялись следом, что было весьма возможно, у меня бы не было доказательств, что я был на вершине.

Джордж Лоу на Дхаулагири

На Дхаулагири я взял небольшой фотоаппарат и сделал снимок очень близко к вершине, но не на вершине. Был ли я на Дхаулагири?
Я понимаю Уэли, иногда течение событий складывается так, а не иначе.

Прим А.П. В 1990 году Джордж Лоу поднялся соло на Дхаулагири и заблудился на спуске, было темно, ветрено, все условия, для того, чтобы сгинуть в Гималаях, но Джордж, преодолевая страх и истощение, методично пробовал один жёлоб за другим:
«Ты должен работать над проблемой до тех пор, пока не решишь её».

Симон Антаматтен

Марк Аллен

Уэли Штек,Валерий Бабанов,
Виктор Саундерс

Денис Урубко,

Рафаэль Славински,
Ян Велстед

Новое поколение альпинистов – они невероятные.
Они проводят больше времени в горах, поэтому их опыт и навыки превосходят наши.
Они больше тренируются, у них лучше снаряжение, они сильнее нас и быстрее нас.

Я - физик, я – не профессиональный альпинист.

У меня никогда не было спонсоров.

«Книжка альпиниста»

• 1962: The Trough (5.5), Big Rock, Калифорния, первое восхождение

• 1965 Dorsal Fin (5.10d), Little Cottonwood Canyon, Юта, первопроход Первое зимнее восхождение на Grand Teton

• 1968 North Face (IV 5.8), Grand Teton, первое зимнее восхождение (в связке с Mike Lowe, Greg Lowe, Rick Horn).

• 1970 Первопроходы в двойке с Джеффом Лоу (Jeff Lowe).
    Северное ребро (IV 5.7 90 градусов), Mt. Temple (3543м), Скалистые Горы, Канада.
    Северная стена (V 5.9 A3), Warrior I (12,360'), Wind River Range, Вайоминг.

• 1971 Первопроходы с Майком Лоу в Перу (Cordillera Blanca), включая северную стену, TD, Piramide de Garcilaso, 5885м.

• 1972 Западная стена Гранд Тетон, IV 5.8, первое зимнее восхождение с Джеффом Лоу (Jeff Lowe). Северная стена, V 5.9 A2, Mt. Alberta, 3619м, Скалистые Горы, первопроход с Джоком Глидденом (Jock Glidden).

• 1973 Supercouloir, IV 5.8, на Mount Deltaform (3424m), Скалистые Горы, первопроход с Крис Джоунс (Chris Jones). Южная стена, VI 5.8 A3, Devils Thumb (9,077') Stikine Wilderness, Аляска, первопроход с Крис Джоунс и Лито Теяда-Флор (Chris Jones, Lito Tejada-Flores).

• 1974 Северная стена, VI 5.10 A4, North Twin, 3631м, Скалистые Горы, первопроход

• с Крис Джоунс.

• 1976 Первопроходы в Тянь Шане, Киргизия, по программе обмена США-СССР, включая соло-первопроход по СЗ стене Свободной Кореи, 4740м, 75 градусов, 1000м.

• 1977 Первопроходы на Аляске с Майклом Кеннеди (Michael Kennedy):
    Lowe-Kennedy (Alaska Grade 4: 80 градусов, 6,700'), Mt. Hunter (14,573'), Infinite Spur (Alaska Grade 6: 5.9 AI 4, 9,000'), Mount Foraker (17,398').

• 1978 Северное ребро Латока I, 7144м, в 1978, которое журнал Alpinist окрестил
  • «одной из самых сильных попыток в истории альпинизма».
    Пройдя 100 питчей по скалам, снегу и льду Лоу и его друзья (Jim Donini, Michael Kennedy, Jeff Lowe) повернули в 150 метрах (!) от вершины из-за болезни одного из

• участников и ухудшающейся погоды.
    С тех пор на северном ребре известно более 25 попыток, предпринятых лучшими альпинистами мира, но никто не подошёл даже близко к отметке 6995м, куда поднялись американцы в 1978.

• 1980 Семейное восхождение на Гран Тетон по ребру Exum, с отцом (George Jr) и сыном (George IV)

• 1981 Канчунгская (Kangshung Face, восточная) стена Эвереста, 8848м, поднялись до 7010м.
    Первая попытка при участии Курта Димбергера и Эдмунда Хиллари.
    Экспедиция достигла высоты 7132 метра.
    Непогода в горах и в отношениях сослужила плохую службу.
    Однако команда оставила на стене верёвки и крючья, которые пригодились во время второй попытки.
    В тот же сезон – второй провал на восьмитысячнике - Шишапангма до 7132м

• 1983 Канчунгская стена Эвереста, контрфорс Лоу (Lowe Buttress)
    На прохождение контрфорса понадобилось 28 дней.
    Успех был омрачён гибелью двух японцев и шерпы - участников другой экспедиции.

• 1990 Соло-первопроход на Дхаулагири, 8167м, по СВ ребру

• 1991 День в горах, который доставил наибольшее удовольствие: the Nose (5.11 C1, 2,900'), Эль Капитан, онсайт восхождение за день с Алексом Лоу (Alex Lowe)

• 1997: Modern Zeiten, VII+, 800м, на Мармоладе (Marmolata, 3342м), в итальянских Доломитах. Восхождение за день с Алексом Лоу (вернулись вовремя, к запланированному семейному ужину).