Руководитель: В.Мартынов, Подмосковье

Отчет о горном походе 6 к.с. по Памиру в августе 2013. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

11.08.2013

День 5

облачно

перевал Кашал-Аяк – ледник Федченко

10,8 км

+705, -340, +170 м

7 часа 35минут

Выход в 6.30. На небе лёгкая облачность. У бывшего больного состояние хорошее. Начинаем подъём вдоль левого борта второй ступени ледопада, по перилам провешенным

ещё с вечера. Третья перильная верёвка, заканчивается на изломе ледника. Навешиваем ещё одну через разлом и выходим на относительно пологий участок. Не которое расстояние, проходим по открытому леднику и прижимаемся к скалам нунатака. Ходовое время от места ночлега 3 часа. Далее на леднике появляется снежный покров, связываемся. По мере приближения команды к верхней части нунатака крутизна склона увеличивается до 40 градусов и ледопад прижимает нас к скалам. В этом месте снова перегиб ледника и трещины не позволяют здесь пройти. Скалы отвесные. Откланяемся влево и заходим в ледопад, для чего навесили пятую верёвку. Выше этого перегиба, некрутой закрытый ледник (ф.№ 9), по которому продолжаем движение в связках к перевальному перегибу.

Фото № 6. Работа группы при прохождение второй ступени ледопада на пути к перевалу Кашал-Аяк.

Фото № 7. Подъём группы через ледопада под перевалом Кашал-Аяк.

Фото № 8. Обход верхней части ледопада, на пути к перевалу Кашал-Аяк, вдоль левого борта.

Фото № 9. Движение группы выше ледопада при подъёме на перевал Кашал-Аяк.

На пути попадаются широкие разломы и трещины, которые без проблем обходим. Постепенно, склон выполаживается и мы выходим на широкое перевальное поле (ф.№ 11). Ходовое время 2 часа 40 минут до перевальной седловины.

Фото № 10. Группа среди последних разрывов перед выходом на снежные поля перевала Кашал-Аяк. Вид в сторону ледника РГО.

Фото № 11. Прохождение командой седловины перевала Кашал-Аяк. Вид в сторону долины ледника РГО.

Седловина перевала Кашал-Аяк представляет собой широкое снежно-ледовое поле. Привычной седловины у перевала нет, так же как и тура. С перевала хорошо просматривается путь спуска на ледник Федченко (ф.№ 13) и его правые склоны. Погода облачная.

Дальнейший наш путь с седловины перевала проходит по закрытому леднику Кашал-Аяк, крутизной до 15 градусов. От его центра постепенно смещаемся к правому борту, у которого и выходим на небольшую морену, расположенную вдоль левого борта ледника Федченко. Ходовое время 1 час 25 минут.

Фото № 12. Вид с перевала Кашал-Аяк в сторону ГМС.

Фото № 13. Вид с перевала Кашал-Аяк в сторону ледника Федченко.

Здесь хорошее место для ночёвки, пологие осыпные площадки, защищённые от ветра. Между мореной и ледником Кашал-Аяк имеется озеро. Но останавливаться мы здесь не стали, время поджимало. Решили продолжить движение в направление нашего следующего перевала расположенного в районе ледника Елены Размирович, Наука Восточный.

Расклад времени на прохождение перевала Кашал-Аяк:

1. Подъём от моста через реку Абдукагор

Полное время прохождения перевала - 19 часов 55 минут

Протяжённость участка - 24,6 км

Выводы и рекомендации:

Перевал Кашал-Аяк известен уже почти 90 лет. Это один из самых доступных и логичных путей из долины Ванч на ледник Федченко. Согласно, перечня высокогорные перевалы, его категория сложности 2А. Определяющей препятствием перевала является прохождение ледопада одного из истоков ледника РГО. По существующим описаниям мне известно четыре пути прохождения этого ледопада. Два это вдоль правого и левого борта. Третий по скальным полкам правого склона и четвёртый, наиболее часто используемый в последнее время в обход нунатака. Действительно этот четвёртый путь не сложен и соответствует указанной категории трудности 2А. Был мною пройден в 2011 году. Пройденный вариант в этом году, вдоль левого борта, соответствует категории трудности 2Б. Такой вариант прохождения перевала рекомендую в походах не ниже четвёртой категории сложности.

7.2 Перевал Наука Восточный: категория трудности - 3А, лд-сн

высота - 5250 метров

Перевал Наука Восточный расположен в восточном отроге хребта Академии Наук, соединяет ледник Размирович и ледник Академии наук, бассейн ледника Федченко. Ориентация перевала север – юг. Определяющая сторона северная. Находится между вершинами 5404 и 5407 метров.

От места слияния ледников Кашал-Аяк и Федченко движемся вверх вдоль левого борта ледника Федченко. Ледник ровный, открытый. Через 15 минут подходим небольшой ступени ледника Федченко, где обходим ряд довольно широких трещин. За этим перегибом останавливаемся на ночлег в 18.30. Ходовое время от ледника Кашал-Аяк 30 минут.

12.08.2013

День 6

утром облачно, днём пасмурно к вечеру небольшой снег

ледник Федченко – ледник Размирович – под пер. Наука Восточный

8,4 км

+505 м

5 часа 10 минут

Выход в 7.30. Продолжаем движение вдоль левого борта ледника Федченко. Ледник открытый, пологий. Имеющиеся трещины на поверхности ледника легко обходятся. С утра облачно, но постепенно небо затягивает облаками. От места ночёвки до ледника Размирович доходим за 1 час 10 минут.

Ледник Размирович в целом пологий и широкий. В нижней части он открытый. В средней части имеется небольшой ледопад, который обходится вдоль левого или правого бортов по снегу. Верхняя часть ледника пологая закрытая. От места слияния ледников Размирович и Федченко начинаем движение вдоль левого борта ледника Размирович. Постепенно отклоняемся к его центру. Здесь много рек и болот. Примерно через 1 час ходьбы связываемся и двигаемся по закрытому леднику, наискосок к правому борту, у которого останавливаемся на обед. Погода ухудшается, временами моросит дождь, подымается ветер. После обеда продолжаем движение в связках по закрытому леднику вдоль правого борта. Отсюда, хорошо просматриваются перевалы Наука Восточный и Наука Западный, а также из-за гребня просматривается перевал Пацаева (ф.№ 15).

Фото № 14. Выход команды на ледник Федченко.

Фото № 15. Подъём команды по леднику Елены Размирович под перевал Наука Восточный.

Ледопад, расположенный на пути обходим вдоль правого борта по снежнику крутизной 20-25 градусов. Снег раскисший, проваливаемся по колено. Двигаемся достаточно медленно, имеются трещины. Выше перегиба ледника пологое снежное поле. По ходу слева, от нас открывается склон перевала Пацаева. Продолжая движение вдоль правого борта ледника, выходим под перевал Наука Восточный. На должном расстоянии от него с целью безопасности организовываем ночлег. Время 18.20. Ходовое время от слияния ледников Размирович и Федченко до места ночлега 4 часа.

Устроив ночлег, трое участников вышли для обработки нижней части склона. Снег достаточно глубокий, раскисший. Натаптывают ступени и возвращаются к сумеркам. К ночи ветер усиливается, идёт небольшой снег.

13.08.2013

День 7

метель, видимость 50-100 метров

ледник Размирович

км

+000 м

0 часа 00 минут

Утро погодой не балует. За пределами палатки сильный ветер, идёт снег. Видимость очень ограничена, 50-100 метров. Принимаем решение пережидать погоду. К вечеру ветер ослабевает, появляются разрывы, усиливается мороз.

14.08.2013

День 8

утро и день ясно, вечер облачно

ледник Размирович под седловину перевала Наука Восточный

1, 5 км

+545 м

9 часа 50 минут

Выход в 7.15. Ночью хорошо приморозило, к утру ясно. За весь поход, это было самое холодное утро. По выходу подмерзают руки, ноги. От места ночёвки движение начинаем в связках по свежо-наметённому снегу. Труды по набиванию ступеней, двумя днями раньше, были напрасны. Сегодня начинаем всё с начала. По мере готовности формируются связки, которые выходят в сторону перевала Наука Восточный (ф.№ 17).

Фото № 16. Вид с ледника Елены Размирович в сторону перевалов Космонавта Пацаева и Науки Восточной.

Фото № 17. Путь подъёма команды на перевал Наука Восточный. Вид с места ночёвки на леднике Елены Размирович.

Нижнею часть склона до первого разрыва проходим в связках, крутизной до 30 градусов, много снега. Команда постоянно меняет лидера. Ходовое время 2 часа. В средней части склона крутизна склона увеличивается до 45 градусов. Здесь, закрепляем перила 4х50 метров. По возможности стараемся докопаться до льда для закрепления станций, но иногда всё же приходится организовывать их и на ледорубах. Выше этого склона попадаем в зону разрывов, где закрепляем ещё трое перил, 3х50 метров, на ледобурах. Выше разрывов склон немного выполаживается до 40 градусов. Это место проходим в связках с попеременной страховкой. Под самой седловиной снова приходится проходить зону разрывов, обходимся связками. Выше перевальный взлёт, но выйти на него не можем из-за широких разрывов. Принимаем решение здесь организовать ночлег и провести разведку. Ходовое время от места ночлега 9 часов 50 минут. Остановились на ночлег в 18.20. Облачно. Провешенных верёвок думаю было бы больше, но выпавший снег способствовал прохождению склона по ступеням, хотя физически к вечеру устали.

Две связки обследуют бергшрунд. На вечернем разборе принимаем решение выходить на седловину слева по ходу у скал, через бергшрунд в этом месте имеется снежный мост.

15.08.2013

День 9

утро ясно, день и вечер облачно

пер. Наука Восточный – ледник Академии Наук – пер. Красноармейский

5,0 км

+110, -250, +325 м

8 часа 00 минут

Выход в 7.40. Ясно, ветер умеренный. От места ночёвки, связками выходим к бергшрунду влево по ходу. В предыдущий день, здесь снег со склона сполз. Первый, без рюкзака, проходит бергшрунд по снежному мосту, далее закрепляет перила на ледовом склоне крутизной около 50-55 градусов, 180 метров (ф.№ 27).

Фото № 18. Прохождение командой перевального взлёта со стороны ледника Елены Размирович.

Фото № 19. Вид, с подъёма на перевал Наука Восточный, на перевал Шмидта.

Фото № 20. Вид с подъёма на перевал Наука Восточный, в сторону ледника Федченко.

Фото № 21. Подъём команды к седловине перевала Наука Восточный. Вид со стороны ледника Елены Размирович.

Фото № 22. Прохождение командой ледовых разломов на пути к седловине перевала Наука Восточный со стороны ледника Елены Размирович.

Фото № 23. В ледовых разломах на пути к седловине перевала Наука Восточный.

Фото № 24. Вид с пути подъёма на перевал Наука Восточный в сторону верховьев ледника Размирович.

Фото № 25. Вид на седловину перевала Наука Восточный с пути подъёма на неё.

Фото № 26. Панорама верховьев ледника Размирович с места ночёвки под седловиной перевала Наука Восточный.

Фото № 27. Работа команды на последнем участке перед выходом на седловину перевала Наука Восточный.

Фото № 28. Вид на седловину перевала Наука Восточный, со стороны ледника Размирович.

Трещин нет. Перед выходом на перевальный гребень, преодолеваем ледовый карниз. Перила закрепляли на ледобурах. Вышли на перевальный гребень выше и левее седловины (ф.№ 28). Приходится спускаться. Перевальный гребень снежно-ледовый. Тур предыдущих групп не находим. У скал восточной стороны перевала ставим свой тур и оставляем в нём записку. С седловины хорошо просматривается наш следующий перевал Красноармейский. Ходовое время от места предыдущей ночевки до седловины перевала 4 часа 20 минут.

Фото № 29. Место выхода команды на седловину перевала Наука Восточный. Вид со стороны ледника Размирович.

Фото № 30. Вид с места выхода на перевальный гребень, на седловину перевала Наука Восточный.

Фото № 31. Вид, с места выхода на перевальный гребень, в сторону перевала Красноармейский.

Фото № 32. Вид, с места выхода на перевальный гребень, в сторону перевала Красноармейский (с приближением).

Фото № 33. Фото № 33. Вид, с места выхода на перевальный гребень, на верховья ледника Размирович

Фото № 34. Место установки тура на скалах с восточной стороны перевала.

Фото № 35. Вид с седловины перевала Наука Восточный в сторону ледника Академии Наук.

Фото № 36. Вид с седловины перевала Наука Восточный на место выхода команды на перевальный гребень.

Фото № 37. Фото №37. Седловина перевала Наука Восточная. Вид со стороны ледника Академии Наук.

Седловина перевала Наука Восточный представляет собой снежно-ледовый гребень. Ширина его при необходимости позволяет разбить лагерь. Воды нет. Тур расположен у скал с восточной стороны. С седловины перевала, на северо-западе хорошо просматриваются верховья ледника Размирович, а на юге средняя часть ледника Академии Наук.

Спуск с перевала в сторону ледника Академии наук осуществляем по закрытому леднику в связках, перевальный склон около 200 метров и крутизной около 20 градусов (ф.№ 37). Далее спускаемся по пологому закрытому леднику, отклоняясь к правому борту. Ходовое время 1 час 10 минут.

Фото № 38. Вид из под перевала Наука Восточный на перевал Красноармейский.

Расклад времени на прохождение перевала Наука Восточный:

Полное время прохождения перевала - 21 час 00 минут

Протяжённость участка - 15,0 км

Выводы и рекомендации:

Перевал Наука Восточный односторонний. Определяющая сторона - северная, которая представляет снежно-ледовый склон с двумя поясами ледовых разрывов. Перепад высот от ледника Размирович до седловины перевала - 600 метров. Группа на подъёме провесила 480 метров перил. Выпавший снег за день до выхода на перевал усложнил его прохождение физически, но облегчил его прохождения технически. Многие участки были пройдены на три такта по набитым ступеням первым участником. На прохождение определяющей стороны перевала потребовалось времени более одного дня. Красив. Пройденный перевал соответствует категории трудности 3А.

7.3 Перевал Красноармейский: категория трудности - 2Б, сн-лд

высота - 5300 метров

Перевал Красноармейский расположен в хребте Академии наук между вершинами 5698м и 5532м. Соединяет ледник Академии наук (бассейн ледника Федченко) с ледником Красноармейским, долиной реки Ванч. Ориентация перевала северо-восток – юго-запад. Определяющая сторона юго-западная.

Начинаем подъём на перевал Красноармейский с ледника Академии наук, от юго-восточного гребня разделяющего перевалы Наука Восточная и Наука западная. Ориентиром служит седловина перевала. Под перевал, подходим в связках по закрытому, пологому леднику (ф.№ 39). Отсюда, хорошо просматриваются три седловины перевала Красноармейский. Справа от нас, расположена седловина перевала Наука Западная. Под перевал подходим за 1 час.

Фото № 39. Вид на три седловины перевала Красноармейский со стороны ледника Академии Наук.

Фото № 40. Седловина перевала Наука Западная со стороны ледника Академии Наук.

Фото № 41. Седловина перевала Красноармейского. Вид со стороны ледника Академии наук.

Фото № 42. Вид с перевала Красноармейского в сторону ледника Красноармейского.

Перевальный взлёт снежно-ледовый, нижняя и средняя часть крутизной 20-30 градусов. Верхняя, крутизной 45 градусов. Снова приходится тропить. Верхняя часть перевального взлёта подрезана бергшрундом. Его обходим по ходу справа, для этого вешаем 50 метров перил. На седловину перевала выходим в 20.00, где и останавливаемся на ночлег. Ходовое время 1 час 30 минут. Сумерки, облачно.

Седловина перевала Красноармейский снежно-осыпная, достаточно широкая. Тур справа на скалах. Сняли записку турклуба МГУ под руководством Осина Дениса от 28 июля 2010 года. С седловины перевала на северо-востоке просматриваются перевалы Наука Западная и Восточная (ф.№ 43), а на юго-западе видимость ограничена узким кулуаром (ф.№ 42). Хорошие места для ночлега, воды нет.

Фото № 43. Вид с перевала Красноармейского в сторону перевалов Наука Западного и Наука Восточного.

Фото № 44. Вид на верховья ледника Красноармейского со спуска с перевала Красноармейского.

Фото № 45. Вид со спуска с перевала Красноармейского на перевал Кавголовский, с приближением.

Фото № 46. Путь спуска с перевала Красноармейского. Вид с ледника Красноармейского.

16.08.2013

День 10

утро ясно, день облачно, вечер пасмурно

перевал Красноармейский – ледник Красноармейский

10,4 км

-1810 м

8 часа 40 минут

Выход в 7.30. Ясно, морозно. Начало спуска в сторону ледника Красноармейский проходит по узкому кулуару, крутизной 45 градусов (ф.№ 50). Склон, ледовый. Закрепляем перила 100 метров, ледобуры Ниже, склон крутизной 35-30 градусов, самостраховка ледорубом. Выходим в широкий снежно-ледовый жёлоб. Пересекаем его к скалам правого борта. Поверхность склона твёрдая, хорошо держат кошки. Рыхлый снег, видимо вчера, сполз вниз. Ниже, склон увеличивает крутизну до 40 градусов, вешаем 150 метров перил. Солнце хорошо пригревает. В это время, начинают сходить камни. Ставим наблюдателей и продолжаем спуск. Ниже жёлоб расширяется, крутизна уменьшается. Ходовое время от седловины до пологой части ледника 4 часа.

Фото № 47. Прохождение командой верхнего ледопада ледника Красноармейского.

Фото № 48. Путь спуска с перевала Красноармейского и прохождение верхнего ледопада ледника Красноармейского.

Фото № 49. Вид на перевал Сюрприз с ледника Красноармейский.

Фото № 50. Вид на перевал Красноармейский с ледника Красноармейского.

Фото № 51. Вид на перевал Сюрприз от нунатака на леднике Красноармейском.

Ледник закрытый, трещины не просматриваются. Движемся по центру в связках до верхнего ледопада. Отсюда хорошо просматривается перевал Кавголовский. Делаем разведку по прохождению ледопада и идём дальше. Сначала движемся по его центру, обходим ряд крупных трещин шириной 5-8 метров, на перегибе резко уходим влево под левый склон. Дюльфером спускаемся с ледового разлома (ф.№ 47). Ходовое время, на прохождение верхнего ледопада 1 час.

Продолжаем движение в связках, по закрытому леднику, вдоль левого борта, постепенно отклоняемся к его центру. К нижнему ледопаду подходим через 1 час 10 минут. Отсюда хорошо просматривается перевал Сюрприз.

Нижний ледопад проходим наискосок, справа налево по ходу, через хаос трещин. Выходим на основное тело ледника под нунатаком (ф.№ 54). Ходовое время 1 час. Далее ледник Красноармейский пологий открытый. После короткого отдыха уходим вниз по пути стараемся не задерживаться. В средней части ледник полностью под покровной мореной. На ночлег останавливаемся в 19.00. От нижнего ледопада ходовое время 1 час 30 минут.

Фото № 52. Место спуска с нижнего ледопада ледника Красноармейского.

Фото № 53. Вид на перевал Кавголовский с ледника Красноармейского.

Фото № 54. Путь спуска через второй ледопад ледника Красноармейского.

Фото № 55. Вид с ледника Красноармейского на ледник РГО.

17.08.2013

День 11

утро облачно, день облачно, вечер облачно

ледник Красноармейский – мост через реку Абдукагор

16,6 км

-865 м

6 часа 00 минут

Выход в 7.40. Облачно, ветер слабый. С места ночёвки, спускаемся по леднику Красноармейский, придерживаясь его центра. В нижней его части смещаемся к левому борту, где выходим на ледник РГО. Ходовое время от ночёвки до ледника РГО 1 час.

По леднику РГО вначале движемся вдоль левого борта, через 30 минут отклоняемся к его середине. Характер ледника РГО описан выше. В нижней его части снова смещаемся к левому борту, переходим через левобережную морену и выходим к её оконечности к месту нахождения заброски. Ходовое время от ледника Красноармейский до моста через реку Абдукагор 5 часов. Здесь останавливаемся на ночлег. Облачно.

Расклад времени на прохождение перевала Красноармейский:

1. Подъём от ледника Академии наук на пер. Красноармейский - 2 часа 30 минут

Полное время прохождения перевала - 15 часов 40 минут

Протяжённость участка - 30,0 км

Выводы и рекомендации:

Перевал Красноармейский односторонний. Определяющая сторона юго-западная. Этот склон камнеопасный и лавиноопасный. Рекомендую его проходить в ранее время суток, а следовательно устраивать ночлег на седловине перевала Красноармейский. Перепад высот 730 метров. Суммарно на подъём и спуск провесили 300 метров перил. Пройденный перевал соответствует категории трудности 2Б.

18.08.2013

День 12

утро ясно, день облачно, вечер пасмурно временами дождь

мост через реку Абдукагор – пос. Хрустальный

7,2 км

+215 м

1 часа 50 минут

7.4 Перевал Дорофеева: категория трудности - 3Б, сн-лд

высота - 5450 метров

Перевал Дорофеева расположен в хребте Академии наук в верховьях ледника Каскадный между вершинами 5605 и 5482.Соединяет ледник Каскадный, долина реки Абдукагор, и ледник Язгулемский, долина реки Мазардара. Ориентация перевала север-запад – юго-восток. Определяющая сторона северная. Впервые пройден в 1979 году группой туристов города Иваново под руководством Базова А.Н..

Подход к перевалу Дорофеева начинаем от моста через реку Абдукагор в нижней её части. Здесь была организована полуднёвка, удобное место, чистая вода, дрова. Забрали оставленную ранее в этом месте заброску на основную часть маршрута. Задерживаться не стали, по времени выходим за лимит. Вышли в 16.20. Пасмурно. Двигаемся по старой дороге правым склоном долины Абдукагор. Дорога местами размыта или завалена селевыми потоками. Ходовое время 1 час 50 минут. Дорога закончилась у геологической базы посёлок Хрустальный. Здесь немного ниже дороги на песчаных площадках остановились на ночлег в 18.40. Моросит дождь. Поблизости течёт ручей, но вода мутная.

19.08.2013

День 13

утро дождь, день пасмурно, вечер дождь

пос. Хрустальный – под язык ледника Абдукагор

10,2 км

+240 м

4 часа 20 минут

С утра идёт дождь. Сборы затягиваются. Выходим в 10.40. Двигаемся по осыпям и траве, придерживаясь правого склона. По осыпному, моренному карману поднимаемся на правобережную морену ледника Медвежий. Ходовое время от посёлка Хрустальный 1 час. Дождь прекратился. Делаем небольшую разведку пути перехода через ледник. За 50 минут переходим через него. Ледник открытый, идём в кошках. По пути, переходим несколько трещин. Выходим на левобережную морену. Ещё 20 минут понадобилось, чтобы спуститься в левобережный карман к небольшому озеру. Здесь обедаем.

Далее по моренному карману выходим на правый склон долины Абдукагор. Здесь снова появляется старая дорога, по ней мы поднимаемся до геологической базы посёлок Дальнее. Начался дождь. Ходовое время от ледника Медвежий 50 минут. Здесь пытались пересидеть дождь, но понимаем, что это надолго. Выходим, придерживаясь остатков дороги геологов. Через 1 час 20 минут ходового времени выходим под язык ледника Абдукагор. Останавливаемся на ночлег в 19.00. Дождь.

20.08.2013

День 14

утро дождь, день пасмурно, вечер дождь

ледник Абдукагор – правобережный карман ледника Каскадный

9,6 км

+960 м

5 часа 15 минут

К утру дождь не прекратился, собираемся. Выход в 10.40. Подходим под язык ледника Абдукагор и выходим в его узкий правобережный карман. Здесь по средней и крупной осыпи поднимаемся до реки Шумной, уходящей с правого склона под ледник Абдукагор. По камням через неё переправляемся и поднимаемся в широкий правобережный карман ледника Абдукагор. Ходовое время от места ночлега 2 часа 35 минут. Далее идти веселей, дождь затихает, облачность приподнимается. Временами просматриваются верховья долины Абдукагор.

Через 1 час 30 минут ходового времени подходим по правобережному карману ледника Абдукагор к его верховьям и поднимаемся на гребень морены. В этом месте сливаются ледники Абдукагор, Каскадный, Обвалов. Приподнявшаяся облачность открыла перевал Дорофеева (ф.№ 60).

Фото № 56. Долина Абдукагор. Вид от ледника РГО.

Фото № 57. На пути по долине Абдукагор пересекаем ледник Медвежий.

Фото № 58. В верховья ледника Абдукагор поднимаемся по карману его правобережной морены.

Фото № 59. Вид с гребня правобережной морены ледника Абдукагор в сторону перевала Дорофеева.

Фото № 60. Путь подъёма на перевал Дорофеева со стороны ледника Абдукагор.

Фото № 61. Место ночёвки в кармане образованном моренами ледников Абдукагор и Каскадный.

Фото № 62. Начало подъёма на перевал Дорофеева с ледника Каскадного.

С гребня правобережной морены выходим на открытый, относительно пологий ледник Абдукагор. Пересекаем его к левобережной морене, перевалив её спускаемся в широкий карман образованный моренами ледников Абдукагор и Каскадный. Здесь на песчаных площадках останавливаемся на ночлег в 18.50. Ходовое время 1 час 10 минут от гребня правобережной морены. Снова моросит дождь, опускается облачность.

21.08.2013

День 15

утро дождь, день дождь переходящий в снег, вечер снег

правобережный карман ледника Каскадный – основание гребня перевала Дорофеева

4,0 км

+515 м

3 часа 10 минут

Выход в 9.10. Пасмурно, временами моросит дождь. Движемся по карману вверх к месту примыкания правобережной морены ледника Каскадный к скалам Ходовое время 30 минут. Здесь переходим через морену и пресекаем ледник Каскадный к левому борту. В этом месте ледник открытый, пологий, больших разрывов нет. Выходим к основанию гребня ведущего к седловине перевала Дорофеева. Ходовое время пересечения ледника Каскадный 40 минут. Далее движемся вдоль левого борта ледника Каскадный, выходим под снежно-осыпной склон, крутизной до 30 градусов, по которому начинай подъём на гребень. Продолжительность склона 200-250 метров (ф.№ 62). Выше него, закрытый ледник, связываемся. Снег сырой, достаточно глубокий. Снежный склон, 100-150 метров и крутизной до 30 градусов, выводит на пологую площадку под гребнем. На перегибе разлом, который проходим по ненадёжным снежным мостам с попеременной страховкой. Здесь останавливаемся на ночлег в 16.00. Идёт небольшой снег. Видимость ограниченная. Одна связка выходит на обработку склона ведущего на гребень. От места ночлега протаптывает ступени по закрытому леднику крутизной до 35 градусов. От трещины и выше закрепляет перила 100 метров на снежно-ледовом склоне крутизной до 50 градусов. До гребня недошли из-за нехватки времени. Вернулись к сумеркам.

Фото № 63. Подъём связок под гребень ведущего на перевал Дорофеева со стороны ледника Каскадный.