Горы мира > Памир >

Автор: Александр Новик, г. Москва

Коскулак-2005. Западное ребро

Коскулак
Хотя полемика вокруг восхождения на Коскулак уже порядком мне (и всем я думаю) надоела, пожалуй, пора изложить нашу точку зрения на события минувшего лета, так как неточные, мягко говоря, сведения кочуют из личных дневников в официальные документы.

В первый раз идея поехать на Коскулак возникла у нас весной 2002 года. После акклиматизации на Памире мы планировали переехать в Китай и совершить первовосхождение на красивую вершину 6355, а затем на Коскулак. Ехать собирались втроем Антон Терехов, Даник Попов и я. Из-за личных обстоятельств от поездки пришлось отказаться, когда мы уже находились в Оше. Второй раз эта идея обсуждалась мной и Димой Комаровым в феврале 2004 года, Коскулак мы планировали как разминку и акклиматизацию перед попыткой восхождения по южному гребню Музтагаты, мы даже сходили вдвоем в марте на Ушбу с тем, чтобы привыкнуть друг другу и обкатать снаряжение. Но ситуация сложилась так, что мы не поехали.

В начале 2005 года мы, наконец, определились. Нам стало известно, что большая команда маевцев собирается поехать в этот район, я написал Андрею Лебедеву письмо, в котором предупредил о своем намерении и предложил поработать на Музтагате вместе, ответа не получил и посчитал, что не связан никакими обязательствами. Я исходил из того, что каждый волен ходить на любые горы по любым маршрутам независимо от званий, регалий, количества членов команды и надвигающихся юбилеев. При этом существовал следующий тонкий момент: к апрелю мы располагали информацией о том, что команда маевцев собирается лезть на Коскулак по технически сложному северному ребру. При этом зайти к ним в тыл и сходить по простейшему маршруту представлялось неприличным. О существовании команды планирующей восхождение по западному гребню, мы в тот момент не знали. Тем не менее, Коскулак очень подходящий объект для акклиматизации, поскольку подход к западному гребню проходит по чукурам, а не по леднику, и позволяет быстро и просто набирать высоту. Мы решили, что будем акклиматизироваться на Коскулаке и в зависимости от состояния дел у штурмующих Коскулак по северному гребню примем решение - завершать или нет восхождение на Коскулак.

Итак, 24-го июля мы в Бишкеке, нас встречают в аэропорту Димкины знакомые - Таня и Дима, удивительно открытые и приятные люди, везут к себе ночевать, кормят ужином, рассказывают о весеннем перевороте в Бишкеке. В их изложении все звучит жутковато, но смешно. Весь день 25-го мы закупаем продукты в Бишкеке, гуляем, вечером у Тани готовим ужин, кормим хозяев, пьем пиво, разговариваем о горах и об общих знакомых. Утром 26-го июля вместе с большой группой чехов на автобусе ЛАЗ стартуем к китайской границе. Ночуем в Нарыне, а днем пересекаем границу через перевал Торугарт. Компания приятная, рядом со мной сидит очень симпатичная дама по имени Штефания, мы зовем ее по-нашему - Стешей. Чешская сливовица на китайское рисовое пиво - это амброзия! Стеша по-русски говорит с некоторыми затруднениями и поэтому высказывается четко и прямо. Про непьющего Леню она спрашивает строго: «Почему он не пьет, он что, больной?» Ночуем в Кашгаре и утром идем завтракать в уйгурскую чайхану. Объясняемся с помощью известных нам киргизских и таджикских слов. Шашлык понятно - кабоб, а вот с помидором возникли проблемы, пытаемся объясниться с помощью ручки и салфетки. Ручкой получается нарисовать некий обобщенный синий овощ.

К вечеру мы уже в горах, нам удалось подъехать почти к подножию Коскулака. Ночуем на 4400. Лёне, который был в больших горах последний раз в 2002-ом году, трудновато. Поторговавшись с китайцами, получаем в свое распоряжение трех ослов под руководством двух таджиков. Слишком высоко делать базовый лагерь не хотим и, немного проехав, разбиваем лагерь на берегу небольшого озера на высоте 4515. 29-го утром делаем первый выход на 5300, идется небыстро, но вполне терпимо. На последних осыпных островах строим площадку и ставим на ней палатку. Ночевать уходим вниз. По плану следующий день отдыхаем.

Погода плохая, гроза, со снежными зарядами. К вечеру следующего дня из сплошного тумана выходит Коляныч (Коля Синюшин). Как всегда, говорит, что в гробу он видел горы и такую погоду, что он любит скалы и зацепки, но видно, что все-таки он в своей стихии. Залезаем все вместе от дождя в палатку, поим Кольку чаем с «упсой», рассматриваем карту. Вскоре появляется и вся маевская команда, следом ослы и погонщики. К вечеру переносим лагерь метров на 300 ближе к горе, на более уютные зеленые площадки на берегу реки.

Утром встаем не рано, к вечеру планируем выдвинуться на 5300. По травянистому холму перед нашей палаткой медленно и сосредоточенно вышагивает человек в ярко зеленых пластиковых ботинках. Это Андрей Евгеньевич Петров. Не спеша завтракаем. Подходят три человека, среди них девушка, зовут Наталья. Лицо симпатичное, открытое и вроде знакомое, видел ее в ДДСе и на мосту. От завтрака и чая отказываются, говорят - горняшка. Барышня улыбается хорошо, видно, что ей полегче, чем спутникам. Говорит, что у них две команды, одна лезет по спортивному маршруту с севера, а она, Петров и руководитель Денис Жилин будут заходить с запада по пологому снежному ребру. Шутит, что подождет, пока мы все провесим и протопчем. Подходит Дэн. Он говорит, что ему наше ребро не нравится из-за короткого, но довольно острого участка и они пойдут по другому ребру - тому же, что и коммерческая экспедиция Ершова. Для нас это даже лучше, так мы не будем мешать чужим планам.

Участок гребня
После обеда выходим и поднимаемся на 5300. Ночуем. Утром погода плохая. Сидим. На следующий день выходим. Несмотря на вчерашний снегопад, тропежки почти нет. К обеду выходим на 6000, к началу острого гребня. Он выглядит совсем не страшно. Правда, карнизы приличные, и падать нельзя: справа сброс метров 300, слева километр. Ночуем перед гребнем. Оставляем палатку и снегоступы. Дима полувсерьез предлагает не ждать и завтра сходить гору. Чувствуем что медленно и тяжело, но дойдем. При этом у Лени для второй горы не хватит акклиматизации, и, значит, он из мероприятия выпадает. Утром спускаемся. Первое, что видим на спуске: киргиз с охапкой сноублэйдов идет наверх. За ним еще несколько, потом Наталья, потом Дэн, и завершает процессию Петров. Немного удивлены, что они изменили планы, видимо, выбранный нами гребень уже не кажется таким страшным, но ничего - вместе веселее. Спрашивают про гребень. Предлагаем воспользоваться нашей палаткой и продолжаем спуск. Под ребром на 4700 уже целый лагерь. Ребята очень приветливые и адекватные. Мишу Волкова вспоминаю по студенческим занятиям промальпом, остальных тоже почти всех где-то видел. Пьем зеленый чай. Ребята собираются на выход. Через высокую осыпную седловину они планируют перебросить грузы на ледник и потом далее, к основанию северного ребра. Причем им удалось загнать ослов почти на 5000, на самую седловину. Прощаемся, желаем удачного выхода и идем к себе на 4500.

Дома нас ждет неприятный сюрприз: задняя стенка моей новенькой «Феррины» порвана острым рогом или копытом. Тщательно зашиваем ее и заклеиваем лейкопластырем. При этом мат по адресу непрерывно проходящих через наш лагерь овец и яков становится все изощреннее, а броски камней все точнее. Рядом на земле сидит таджик-пастух и смотрит на все происходящее с любопытством и одобрением. К вечеру на снежном склоне, метров на 200-ти выше нашей палатки (примерно на 5500), появляется палатка маевцев. Утром, предварительно спросив позволения, переселяемся в маевский лагерь и, переночевав там, утром выходим и к обеду мы уже на 6000. Остаток дня спим, смотрим на южную стену Музтагаты. Снегоступы решаем не брать: всюду на горе плотный фирн.

Утром отличная погода, ребята меня немного разгружают, и с инструментом в левой руке и лыжной палкой в правой начинаю двигаться по гребню, стараясь разглядеть линию отрыва. Кошки держат отлично, но в самом конце гребня я по пояс проваливаюсь в трещину. Связочная веревка натягивается, и я быстро вылезаю. В уютном снежном разломе за гребнем на высоте 6200 устраиваем базовый лагерь, откуда наутро надеемся стартовать к вершине. Фирн плотный, и 800 метров перепада надеемся одолеть часа за четыре. Ночью начинается снегопад. Мне снится Крым: море и скалы. И дача в Ступино: дочка, зеленое поле и речка Ситня. Снег идет весь следующий день. Думаем сходить за снегоступами, даже вылезаем с Димкой из палатки, надеваем кошки, но видимости нет совсем, и мы отказываемся от этой идеи.

Наутро, часам к 9-ти, снегопад заканчивается, тучи растягивает, и мы выступаем. По началу тропим неглубоко, но с 6500 начинаем проваливаться по колено и глубже. Интенсивнее всех тропит Леня, но и мы стараемся в меру сил. Наконец северо-западный и юго-западный гребни сходятся, и мы выходим на 300-метровое вершинное плато, уклон на плато примерно от 5 до 10 градусов. По плато идти легче, снег плотнее и свежего почти нет, его отсюда сдувает. К самому восточному краю вершинного плато не подходим, опасаясь карнизов. Время уже около девяти вечера, и нам пора собираться домой. Фотографируемся на вершине.

Коскулак. Фото с вершины

Начинаем спуск, настолько пологий, что ноги сами вниз не идут. Перед разломом крутой участок, и на нем приходится собраться, т.к. спотыкаться здесь нельзя. Залезаем в маленькую басковскую палатку, выпиваем по литру чаю и засыпаем, все-таки гора далась тяжелее, чем думали.

Утром встаем не рано, небо серое. Долго и расслабленно собираемся и вырубаем изо льда вмерзшую юбку палатки. На обратном пути снова иду первым, и снова мне не удается миновать уже апробированную дырку. Проходим гребень и на месте нашего лагеря видим ефимовскую палатку, рядом с ней люди. Это Игорь и Наталья. Петров приветствует нас, сидя в палатке. Наталье явно не терпится наверх, спутники ее, напротив, настроены спокойно и неспешно. Рассказываем про глубокую тропежку. Снегоступы наши собеседники оставили внизу. На месте, где стояла наша палатка, зарыты наши снегоступы, достаем и помогаем девушке их примерить.

Музтагата с 6900
Оставив снегоступы ребятам и попив холодного чаю, уходим вниз. Вскоре встречаем Дэна. Он держится бодро, несмотря на легкую хворь. Спускаемся дальше. В 50 метрах от лагеря 5500 сидят Миша Волков, Коляныч и остальные члены их команды. Снегоступов они тоже не взяли и поэтому слегка тропят. Как выяснилось, они изменили планы и собираются сначала взойти на вершину с запада, а потом продолжить восхождение по своему маршруту. Говорим с ними, они поздравляют нас с горой, и мы продолжаем спуск. У палатки здороваемся со Славой Одоховским и продолжаем спуск. Спустившись в лагерь, долго сидим и смотрим на Коскулак, темнеет, поднимается ветер. Ночью идет снег.

Два дня спустя большая группа (почти вся команда МАИ) поднялась на вершину, и двое из них - Коля Синюшин и Наталья Рулева - в снегоступах дошли до восточного края плато, прибавив метров пять к достигнутой нами высоте.

На отдых спускаемся в основной базовый лагерь Музтагаты. Общаемся с очень милой барышней по имени Адель. Адель переводчик и менеджер по району компании «Тянь-Шань Трэвел». «Играй Адель, не знай печали...»

Ночью прямо над ухом (снаружи палатки) ревет осел. Дико громко и страшно. Подпрыгиваю в спальнике на метр. Утром Леня бегает по окрестным холмам со спутниковым телефоном, стараясь поймать устойчивый сигнал. Наконец удается дозвониться домой. Сразу отлегло от сердца, все в порядке. Мне на высоте всегда снятся тревожные сны про дом. Возвращаемся в лагерь под Коскулаком. Ребята уже внизу. Говорят, что шли после снегопада, нашей тропы уже не было и они ей воспользоваться не смогли. Настроение у людей приподнятое, совсем не такое, как пару дней назад. Еще день в базовом лагере - и мы стартуем к основной цели нашего мероприятия - Южному гребню Музтагаты.

Из-за глубокого снега, сильного ветра, нехватки времени попытку восхождения пришлось прекратить на высоте 6900. Спуск в пурге был тяжелым, но к вечеру мы благополучно спустились на ледник. Погода улучшилась: облака разошлись, и выглянуло солнце. Снизу подходят Валера Шамало с Алексеем Горбатенковым. Они уже сходили на Коскулак по Северной стене. Валера показывает линию, я не могу сразу понять, где именно она проходит, но головой киваю понятливо. Утром подходит Колька, говорит, чтобы мы не расстраивались и радовались, что гора отпустила. Отдаем маевцам оставшиеся газ и продукты, прощаюсь с Колькой, Валере отдаю уже ненужные бахилы - и все... Вниз. Домой.

P.S. Я не ожидал, что столь скромное по спортивным меркам восхождение вызовет такое бурное обсуждение. Спасибо всем принявшим участие в дискуссии с обеих сторон. По совету друзей, я читал её иногда, но со значительным опозданием, и почти не участвовал в обсуждении. Прочитал много интересного, узнал, что такое синус, и почерпнул еще массу ценных сведений. Фото на вершине представлено, представлено также фото с высоты 6900. На фото, сделанном из базового лагеря Музтагаты, отчетливо виден платообразный характер вершины. Существует видеосъемка с вершины. Отметка 6900 - это вообще склон, и до вершинного купола еще очень далеко. Что тут обсуждать, мне не совсем ясно. В наши планы не входит с пеной у рта вновь завоевывать гору, спустившись вниз. Я очень рад, что мне и моим товарищам удалось провести сезон в компании разных приятных и интересных людей, а последующее развитие ситуации позволило сделать ряд занимательных и полезных наблюдений. Спасибо всем участникам и просто заинтересованным людям. С наступающим Новым Годом и удачных всем восхождений в новом году.