Руководитель: Е.Зеленцова, Москва

Отчет о горном походе 3 с эл. 4 к.с. по Тянь-Шаню в июле 2012. Часть 3

Продолжение. Часть 2 здесь

7. Переход по долинам рек Восточный Каракол и Чад от устья реки Итурду до устья реки Чон-Ордош.

18.07.12.Сегодня - "день пешеходного туриста". Нам предстоит пройти по долинам рек около 14 км, при этом перепады высот - минимальные (200м сброса, 100м набора). Подъем дежурных в 5:30, всех - в 6:00, выход около 8, по готовности (поскольку сразу за лагерем приходится, спустившись к реке, переобуваться, бродить, обуваться). Для начала переправляемся (уже в четвёртый раз за последние 2 дня) через реку Итурду, на её левый берег. Кто-то идёт вброд, некоторые пытаются прыгнуть в узком месте (фото 7.1). Переправившись, по дороге поднимаемся примерно на 1 км по долине и подходим к кошу, расположенному между дорогой и рекой. Спустившись по тропе к мосту, переходим на левый берег реки Восточный Каракол (35 минут от реки Итурду). Далее идем по дороге (фото 7.2). Долина реки очень живописная (фото 7.3), местами скалы подходят близко к дороге, затем долина расширяется, становится совсем плоской, много кошей (моста на реке мы так и не увидели). По пути встречаем человека на машине, приехавшего в кош за молоком. Нас очередной раз поят молоком, теперь уже свежим (фото 7.4). Судя по карте, нужная нам развилка дорог находится где-то в 5 км от устья реки Итурду, примерно на уровне правого притока реки Восточный Каракол - реки Кёкбулак. Так что через полтора часа спуска по дороге от моста начинаем искать отходящую влево дорогу. Она вскоре находится. Поднимаемся немного на холм и выходим на ровное плоское плато. Совершенно пустынный пейзаж, даже растения другие - невысокая редкая трава, кустики-колючки (фото 7.5, 7.6). Находящиеся на другой стороне предгорья Карамойнока выглядят не очень высокими, травянистыми холмами (фото 7.7). Пересекаем плато и, по небольшой тропинке, спускаемся с него к реке Чад. Изначально мы собирались встать на обед у правого притока реки Чад - реки Борчук. Но, увы: у правого притока - юрта, куча народа. По-русски мало кто говорит. Нас предупреждают, что на перевалах очень много снега. Продолжаем путь по дороге, проходим мимо какой-то полуразрушенной лачуги, загонов для скота. Сориентироваться даже по подробной карте, в какое нам идти ущелье не очень просто (фото 7.8). Доходим до слияния рек Чад и Кашкасу Западная и ищем здесь место для обеда. Переправляемся на другой берег по камням, возвращаемся обратно, словом, бродим вдоль реки и ищем относительно ровное место. Оно находится выше этого слияния, на слиянии рек Архар и Чон-Ордош, на орографически правом берегу реки Чон-Ордош. Пока готовили обед, снова начался дождь. В принципе, наша дневная программа на сегодня выполнена, решаем здесь же остановиться на ночевку. Пока обедали - сходили выше по долине реки Чон-Ордош, но там подходящих мест вблизи не нашли: много заболоченных участков. Встаём на обед (и ночевку) уже к 13 часам, дойдя к этому месту от сворота с основной дороги по долине Восточного Каракола, за 2 часа со всеми привалами и беседами. Высота места ночевки 2712м (самая низкая за весь поход!) (фото 7.9, 7.10), координаты 42 21,631 75 07,712. От любопытных пастухов из ближайших кошей нас скрывает небольшой холм.

8. Перевал Зубастый (1Б, 3990), первопрохождение.

Категория трудности 1Б

Высота 3990 м по GPS

Характер снежно - осыпной (в менее снежные годы будет осыпным)

Ориентация запад-восток

Номер в классификаторе нет

Расположен в южном отроге Киргизского хребта. Ведет из верховьев реки Чип (Чон-Ордош) в верховья реки Архар.

Прохождение: 19-20 июля 2012 года. Описание даётся от реки слияния рек Чон-Ордош и Архар до морен под перевалом.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, могут потребоваться индивидуальные страховочные системы, веревки.

Погода во время прохождения: переменная облачность, весь день периодически идет дождь разной интенсивности.

Прохождения этого перевала, лежащего в боковом южном гребне Главного Киргизского хребта, было намечено по нескольким причинам: 1)судя по карте, именно по долине реки Чип, в верховьях которой находится этот перевал, ведет тропа, причем она поднимается достаточно высоко, до высоты 3300м, по соседним долинам троп не обозначено 2)подъем по этой долине позволял посмотреть с юга седловины перевалов 319-330, материалов по которым нет 3)в случае непогоды можно было сократить маршрут, выйдя напрямую через перевал 319 (1Б) либо 320 (2А) на ледник Анастасии и, с него, к озеру Кельтор.

Судя по топокарте, в гребне южного отрога намечался разрыв в скалах, через который можно было пройти к перевалу Архар. Предположительная категория трудности была заявлена как 1А-1Б.

19.07.12 Подъем дежурных в 5:00, остальных - в 6:00, выход в 7:40. Начинаем подъем по долине по правому берегу реки по заболоченному участку по тропе. Метров через 200 болото заканчивается, тропа идёт по лугу, в принципе, стоять можно было и здесь (фото 8.1). Набор высоты минимальный, долина плоская. В долине растет много радиолы розовой. Непосредственно перед впадением в реку Чон-Ордош реки Чип на реке прижим. Проходим его под скалами, по узкой полочке, спускаемся по травянисто-осыпному склону (фото 8.2). Выйдя к слиянию (час от места ночевки), переправляемся по камням через реку Чон-Ордош, на её левый берег. Выходили из лагеря в солнечную погоду, пока поднимались по долине - начали спускаться облака, только успели переправиться, как полил дождь. Поставили тент и сели его пережидать. Туман. Через час дождь заканчивается, собираем тент и продолжаем подъём по долине реки Чип (фото 8.3). На карте здесь обозначено, что тропа переходит с берега на берег несколько раз. Мы думали, что это некачественная печать (тропа накладывается на реку), но оказалось всё верно: на протяжении 1 км (45 минут пути) нам пришлось переходить реку 3 раза. Долина реки Чип в нижнем течении неширокая, на реке - многочисленные прижимы, которые не проходятся вдоль воды. Переправы разнообразные: и вброд, и по камням. Причем прыгать - не очень близко. Напор воды в реке небольшой, вода невысокая, так что переправляться не страшно, можно делать это индивидуально (фото 8.4, фото 8.5, 8.6, 8.7). Первая переправа - по камням на левый берег реки почти сразу, чуть выше слияния. Затем, спустя 20 минут, возвращаемся на правый берег. Еще через 20 минут - снова переправа на левый берег. Сразу после последней переправы, тропа начинает забираться на травянистый холм, затем его траверсирует. Проходим вдоль воды и выходим к осыпному валу. На этом участке долины река уходит под моренный вал. Поднимаемся на вал по тропе. Пройдя его, спускаемся на травянистый участок долины. Перед нами - очередной вал древней морены. Начинаем обходить его слева по ходу, поднимаясь по каменистой ложбине (по ней идёт тропа, хотя и не очень четкая). Через 1 переход понимаем, что тропа идет в сторону простого перевала (№309?), выводящего в верховья реки Кегеты и что нам туда не надо. Поворачиваем направо по ходу и, обойдя вал по большой дуге, выходим на зеленую террасу с ручейком. Останавливаемся здесь на обед. Время 13:00 - сюда мы поднялись от устья реки Чип за 3 часа 10 минут с учетом всех привалов, бродов, переобуваний. (2 часа 20 минут "чистого" времени).

Только успеваем немного подсушить вещи, как опять начинается дождь (и продолжается 3 часа). Сходив на разведку на зеленый холм перед нами, обнаруживаем, что здесь также можно встать на ночлег. Нам надо подняться повыше к перевалу, т.к. завтра нас ждет напряженный день, поэтому поднимаемся сюда после обеда между "зарядами" дождя за 35 минут. Вечером дождь прекращается, сходили на разведку дальнейшего подъема по моренным холмам. Высота ночевки 3445м, координаты 42 25,313 75 07,045.

20.07.12Подъем дежурных в 5:00, всех - в 5:30, выход в 7:20. По разведанному вчера пути начинаем подъем по осыпи, траверсируя орографически левый борт осыпной ложбины. Сначала идем по тропе, на осыпи она теряется, видимо, уходит прямо по ложбине, в цирк перевалов №319-320. Поднявшись немного по ней, уходим вправо по ходу и продолжаем подъем уже без тропы по осыпному склону крутизной около 25°. Осыпь слежавшаяся, идти по ней нормально (фото 8.8). После выхода на локальное выполаживание, поднимаемся в верхний осыпной цирк по одному из некрутых моренных гребней. Очевидной седловины в гребне справа по ходу нет. Продолжая подъем по осыпям, теперь уже более пологим, проходим в локальный цирк между основным гребнем и отходящим от него скально-осыпным контрфорсом (фото 8.9). По пути проходим мимо мест, пригодных для стоянки: ровно, есть ручеек. Заходим в цирк и рассматриваем лежащий перед нами гребень. Кулуары, ведущие на него, средней крутизны (30-45°), некоторые из них осыпные, некоторые - со снегом (фото 8.10, фото 8.11). Решаем подниматься по одному из центральных, самому низкому, на который ведет извилистый снежник, начинающийся с середины склона и доходящий фактически до седловины (фото 8.12, 8.13). До снега, лежащего в перевальном цирке, мы поднялись от места ночевки за 1 час 20 минут (за 3 коротких перехода). Поднимаемся по снегу до осыпи, держа направление на скальный выход посреди склона. По осыпи идём плотной группой. Огибаем понизу скальный участок, где по осыпи, где - придерживаясь за скалы, где - по снегу. Выходим на нижнюю часть снежного кулуара (фото 8.14). Примостившись кое-как на осыпном склоне, надеваем кошки и, по пробитым лидерами следам (снег, фирн), поднимаемся на седловину (фото 8.15, 8.16). Крутизна до 40°, если бы здесь был не фирн, а лед - вешали бы перила, а так - поднимаемся с самостраховкой ледорубом. На перевале - в 10:00. (От нижней части цирка - выхода на снег - до перевальной седловины поднялись за 1 час 10 минут). Перевал оказался не так прост, как выглядел на карте и космоснимках&hellip Седловина перевала скально-осыпная, узкая (фото 8.17). Высота перевала 3989м, координаты 42 25,345 75 08,113. Складываем тур, называем перевал "Зубастый", как за остроконечные скалы на гребне, так и за его непростой характер. Спуск с перевала по осыпи крутизной 25-30° выводит на ледник (фото 8.18). Спускаемся несколькими плотными группами, примерно за 15 минут каждая. Снег на леднике глубокий, поэтому лидеры, надев бахилы, уходят вперед тропить.

Подъём по р. Чон-Ордош, Чип под перевал 2 часа 55 минут

Подъем в верхний цирк перевала 1 час 20 минут

Подъем на перевал 1 час 10 минут

Спуск с перевала до ледника 15 минут

Итого: 5 часов 40 минут

Выводы, рекомендации: Перевал Зубастый - непростая 1Б. В случае меньшего количества снега я бы его проходить не стала: при подъёме с запада осыпь, вытаявшая из-под снега, скорее всего будет живой, узкий кулуар - камнеопасным. Этот перевал - скорее запасной вариант для какой-нибудь "змейки" вдоль хребта. Впрочем, после того, как появится описание спуска/подъёма по реке Архар, станет понятно, по какой из долин рек лучше подходить от реки Восточный Каракол к Главному хребту (Чип, Архар, Кашкасу)...

9. Перевал Архар (1А, 4062).

Категория трудности 1А

Высота 4062 м по GPS

Характер снежно - осыпной

Ориентация запад-восток

Номер в классификаторе 1.10.7

Расположен в южном отроге Киргизского хребта. Ведет из верховьев реки Архар в верховья реки Кашкасу Западная.

Прохождение: 20 июля 2012 года. Описание даётся от морен под перевалом Зубастый до морен к востоку от перевала Архар. С перевала снята записка группы туристов МГЦТК (г. Москва) (7 человек, поход 6 к.с., м/к 1/3-602) под руководством Ляпина В. от 27.08.1997г.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы/трекинговые палки.

Погода во время прохождения: переменная облачность, во второй половине дня туман, дождь, снег.

Перевал самостоятельного значения не имеет, находится в боковом южном отроге Главного Киргизского хребта и позволяет, сократив путь, попасть прямо под перевал Юных Туристов Западный. Первопрохождение перевала было сделано Ляпиным Вадимом в 1997 году. У нас - второе прохождение J. Правда, поскольку мы шли с другой стороны (с запада), то вышли не на ту седловину, на которую вышел Вадим, а на расположенную южнее. В наших условиях именно она выглядела самой низкой и логичной (фото 9.1). Северная седловина находится ближе к перевалу Юных Туристов и удобнее при прохождении с востока на запад. Впрочем, между ними менее 100м по простому осыпному гребню.

Выйдя на ледник, надеваем бахилы и идем, тропя глубокий снег (порой - до середины бедра), держа направление в сторону самой низкой точки в гребне, куда выводит некрутой снежник (фото 9.2).

За 45 минут пересекаем ледник и поднимаемся на перевал по снегу крутизной до 20° (фото 9.3, 9.4). Перед взлетом сделали 1 привал, а самые быстрые поднялись на перевал за 1 переход.

Высота перевала 4062м, координаты 42 25,340 75 08,751.

Спуск с перевала в заснеженный цирк проходит по осыпи крутизной около 25-30° за 15 минут. Погода опять портится. Выбираемся на один из осыпных "островов" и, поставив тент, остаемся здесь обедать (фото 9.5). Небольшое озерко в мульде остается справа по ходу (фото 9.6)

Пересечение ледника и подъем на перевал 45 минут

Спуск с перевала до ледника 15 минут

Итого: 1 час

Выводы, рекомендации: Перевал Архар - удобная 1А, позволяющая перейти южные отроги без сброса/набора высоты. Вспомогательный перевал.

10. Перевал Юных туристов Западный (2А, 4172).

Категория трудности 2А

Высота 4172 м

Характер снежно - ледовый

Ориентация север-юг

Номер в классификаторе 1.1.58

Расположен в главном водоразделе Киргизского хребта. Ведет из верховьев реки Кашкасу Западная (р. Каракол Восточный) в верховья реки Туюк (р.Шамси).

Прохождение: 20-21 июля 2012 года. Описание даётся от морен под перевалом Архар до верховьев реки Туюк.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы/трекинговые палки индивидуальные страховочные системы, ледобуры, веревки.

Погода во время прохождения: переменная облачность, во второй половине дня туман, дождь, снег, к вечеру ясно, в первой половине ночи снег 21.07 с утра и до середины дня ясно.

Переждав порыв снега/дождя/града, пока готовится обед, отправляемся на разведку перевала. Вернее, задача не столько разведать (местонахождение перевала достаточно очевидно - к нему ведет некрутой снежный склон (фото 10.1)), сколько протропить к нему путь налегке. Тропежка мучительная - сверху на снегу тонкая корка фирна, которая не держит, но которую приходится, однако, проламывать ударом ноги.

Переждав непогоду и дождавшись видимости, поднимаемся за 30 минут по уже пробитым следам на седловину. В верхней части снежный склон совсем пологий (фото 10.2), перед перевалом - плато (фото 10.3). Сама перевальная седловина снежно-осыпная. Сильно дует ветер. Поднявшись, разделяемся: идем искать тур в обе стороны от седловины, идём на разведку спуска. Повторяется уже бывшая ситуация: брошенный комок снега вызывает сход лавины. Решаем, что сегодня заночуем на перевале, а завтра с утра будем спускаться.

Строим лагерь с южной стороны седловины, под защитой невысоких скал, окапываемся (фото 10.4, 10.5). Чтобы не топить снег отправляемся за водой к скалам западнее седловины. С них тонкими струйками, пока тепло, стекает вода. Подставляем разные ёмкости, набираем впрок. Тур так и не нашли, хотя прошли вдоль всего скального пояса и даже поднялись по снежно-скальному гребню к востоку от седловины.

Высота ночевки 4163м (самая высокая ночевка за поход), высота перевала 4172м, координаты 42 25,628 75 09,101. С перевала открывается хороший вид во все стороны (фото 10.6, 10.6-1, 10.7, 10.8, 10.9). Вдали - хребет Карамойнок (фото 10.10).

Вечером снова непогода, начинается снег. К середине ночи всё-таки стало ясно, похолодало.

21.07.12 С утра выходим без завтрака, только попив чая (подъем общий в 5:00, выход в 6:35: поскольку ночевка в снегу, на высоте, быстро собираться не получается). Начинаем спуск прямо по центру седловины. Вначале спускаемся метров на 50 по снежному склону крутизной до 30°, затем, когда крутизна склона становится больше - вешаем перила (фото 10.11). Повесили на склоне 2 веревки перил, закрепление первой - на ледобуре (с трудом докопались до льда), второй - на ледорубе. Внизу - большая забитая снегом трещина (фото 10.12). Третью веревку вешаем по снежному мосту через неё, с левой по ходу стороны (фото 10.13). На склонах лавинные выносы, как свежие, так и старые. Северный склон перевала №335 (Юных туристов западный, западная седловина?) выглядит лавиноопасным (фото 10.14, 10.15). Отойдя подальше от склонов, собираемся, делаем связки. Дальнейший спуск до морены - в связках. Ледник сначала горизонтальный, совсем плоский, тропим снег (фото 10.16, 10.17). Есть довольно много трещин! (Периодически проваливаемся по колено). На перегибе крутизна увеличивается, трещин становится больше. Ледник постепенно становится открытым (фото 10.18). На открытый лёд выходим по снежнику слева по ходу, обходя зону разломов на перегибе, затем уходим на центр. Лавируя между трещинами, спускаемся, держа направление на моренное озеро среди валов. К морене спустились в 9:25, т.е. через 2 часа 50 минут после выхода с места ночевки (из них - 1 час 35 минут - спуск с перевала, 1 час 15 минут - спуск по леднику). Находим место посуше (что непросто, поскольку морена на льду, сырая, приходится выбраться на моренный холм), раскладываем снаряжение сушиться, готовим нормальный завтрак, отдыхаем. Высота 3528м.

Через 2 часа выходим. Продолжаем спуск по моренным валам: проходим мимо озерца, спускаемся с валов, проходим по плоскому ровному участку (фото 10.19) и, обогнув скальные отроги, остающиеся по левую руку, выходим на травянистую террасу. Заход к перевалу Туюкаши хорошо виден: это - травянисто-осыпной склон-полка, идущий в направлении северо-восток-юго-запад. Самого перевала не видно. ОЧЕНЬ хочется срезать. (Хотя в имеющемся описании говорится о тропе, идущей через перевал в долину реки Туюк). Перейдя через травянистую террасу, спускаемся с осыпного склона и пересекаем конгломератную промоину, идущую под левым бортом долины (фото 10.20).

Подъём из-под пер. Архар на перевал 30 минут

Спуск с перевала до ледника 1 час 35 минут

Спуск по леднику до морен 1 час 15 минут

Спуск по моренам до верховьев р.Туюк 1 час 05 минут

Итого: 4 часа 25 минут

Выводы, рекомендации:Перевал Юных туристов Западный - хорошая, логичная 2А, односторонняя, определяющий участок - северный склон и ледник к северу с зоной разломов. Перевал может быть лавиноопасным, как и весь его верхний цирк. С перевала открываются красивые виды, особенно на юг, на хребет Карамойнок.

11. Перевал Туюкаши (1А, 3900). Спуск к озеру Кельтор и к реке Кегеты.

Категория трудности 1А

Высота 3900 м по GPS

(3680 по классификатору)

Характер осыпной

Ориентация восток-запад

Номер в классификаторе 1.9.6

Расположен в северном отроге главного водораздела Киргизского хребта. Ведет из верховьев реки Туюк (р.Шамси) на ледник Анастасии (верховья реки Кельтор (Кегеты)).

Прохождение: 21 июля 2012 года. Описание дается от верховьев реки Туюк до устья реки Кельтор. С перевала снята записка группы туристов турклубов МГУ-МПГУ (г.Москва) (поход 2.к.с., 7 человек) под руководством Кузнецовой И. от 17.07.12

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы/трекинговые палки.

Погода во время прохождения: переменная облачность.

Начинаем подъём на перевал по травянистому склону крутизной до 25°. Идем, забирая вправо-вверх по ходу, в надежде выйти на полку и "поймать" тропу (фото 11.1, 11.2). Тропа не находится, склон, после локального выполаживания, становится круче - до 30-35°. Выбираемся, наконец, к сухому руслу-ложбине, идущей по нужной полке, под орографически левым склоном. Тропы, по-прежнему нет, однако встречаются следы, отдельные туры. Поднимаемся 1 переход (около 20 минут) по этой ложбине по камням (крутизна небольшая, около 15°), затем уходим на её орографически правый борт и, поднявшись по травянисто-осыпному склону, выходим на невысокие скальные выходы (фото 11.3), затем - на моренные поля. Пересекая их, по некрутым снежникам выходим в верхний цирк перевала (11.4). Слева по ходу с вершины спускается крутой ледник (фото 11.5). Перевал выглядит неутешительно: осыпной склон высотой около 150м (фото 11.6). В средней части просматривается не то, чтобы тропа, но, по крайней мере, следы, траверсирующие склон. Весьма самонадеянно начинаем подниматься без тропы и очень быстро понимаем, что это далеко не лучший вариант: осыпь живая, едет под ногами. Так что, поднимаясь косым траверсом, выходим минут через 15 на следы, и до перевала идем уже по ним (фото 11.7). Выходим на перевал в 14:53. Мы поднялись сюда от конгломератной промоины в верховьях реки Туюк за 2 часа общего времени, с учетом привалов. Высота перевала 3901м, координаты 42 27,312 75 08,794. Перевальная седловина широкая, осыпная (фото 11.8). С перевала открывается вид на закрытый ледник Анастасии с перевалами №№322, 320 и 321, перевал 319 не виден за гребнем (фото11.9, 11.10, 11.11, 11.12, 11.13).

Спуск с перевала начинаем по осыпи крутизной до 25°, уходя по следам вправо-вниз (фото 11.14). Спустившись к снежнику, проходим некоторое время по нему, затем возвращаемся на осыпь. Пройдя по осыпи около 10 минут, разделяемся: часть продолжает траверсировать осыпной склон по неявной тропе, часть группы уходит на ледник и спускается по нему. Путь по леднику оказался быстрее, поскольку по осыпи идти стало неудобно и всё равно пришлось спускаться. На срединной морене делаем обед. Спустились сюда от перевала за 1 час. Продолжаем спуск по языку ледника Анастасии. Он некрутой, каменный чехол становится все плотнее (фото 11.15, 11.16). Переходим по снежному мосту реку, текущую по леднику, и выходим на валы левобережной морены. Идем по холмам, обходя отдельные участки с выходом льда. Переправляемся на правый берег реки также по снежному мосту, спускаемся на террасы. Идем, придерживаясь левого борта долины. Появляются туры, иногда большие. Следуя по ним, переходим конгломератную промоину под левым бортом и спускаемся к реке. Река, огибая очередной холм, уходит в осыпной "каньон". Вдоль берега пройти нельзя, довольно крутая осыпь уходит прямо в воду. Поднимаемся на склон на 30&mdash40 м, сколько возможно проходим по зеленой террасе (место ночевки охотников (?), остатки разбитой стеклянной посуды) и траверсируем его. Местами пара неприятных, крутых участков. Пройдя этот прижим, спускаемся по склону к реке, на травянисто-осыпные террасы (фото 11.17). Река снова уходит под морену. Далее идём по травянистым холмам прямо по центру долины. Эта травянистая терраса обрывается осыпным склоном, из-под которого вытекает река. Уходим вправо по ходу и, по неприятному конгломератному склону, спускаемся в лощину, по дну которой идет тропа. Не доходя до воды, тропа поворачивает вправо по ходу и начинает траверсировать правый борт долины. Вообще, троп здесь много: пасутся стада. Выбираем самую натоптанную из них и по ней проходим около 1 перехода. Поднявшись на небольшой холм, видим впереди озеро Кельтор (фото 11.18, 11.19). Рядом с местом впадения реки в озеро - большие камни, есть места ночевки. Правда, пасется скот. Обходим озеро по тропе справа по ходу и, на северном берегу, встаем лагерем среди большого луга. От самого берега немного, метров на 30, отошли под защиту холма: здесь не так дует ветер. Высота ночевки 2732м, координаты 42 31,768 75 09,356. От обеда на леднике до места ночевки спустились за 4 часа 10 минут общего времени, со всеми привалами (3 часа 50 минут "чистого" времени). Место ночевки успели найти засветло, пока ставили палатки - стемнело. За сегодняшний день мы сбросили 1440м (1170м - с последнего перевала) и прошли около 20км.

22.07.12Сегодня предстоит спуск по тропе и по дороге. Подъём дежурных в 5:30, выход в 8:30. По хорошей тропе начинаем спуск с северной оконечности озера. Тропа некрутая, идёт по лугам, затем входит в зону кустарника. Все время забирает немного вправо по ходу, под правый борт долины. В кустах в какой-то момент она стала менее четкой и потерялась, но мы вовремя опомнились, вернулись и нашли её продолжение. Переходим по камушкам через реку. Тропа поднимается на холм и спускается с него в зону леса. По пути встречаем людей, которые поднимаются к озеру Кельтор, погулять и за грибами. По хорошей тропе спускаемся по еловому лесу крутым серпантином и выходим к слиянию истоков реки Кельтор (1,5 часа спуска от озера). Обходя прижимы, дважды переходим реку по камням и продолжаем спуск по тропе правого берега. Лес заканчивается, тропа переходит в дорогу. К 11 спускаемся к гостевому дому. Домик двухэтажный, с террасой, выглядит очень симпатично. Во дворе готовят какую-то еду в большом казане. Поговорили с хозяином: переночевать в двухместной комнате стоит 350 сомони (1000 сомони - проживание и еда), до домика доходит любой транспорт. Высота 1770м. Далее дорога становится совсем хорошей, проезжей. Надеемся остановиться на обед в каких-нибудь кустах у ручья, но так и не нашли подходящего места: начинаются домики, хозяйственные постройки, сады, конюшня, пасеки. Похоже, что долина активно застраивается, причем, судя по виду домов, людьми небедными. Дорога поворачивает на запад и, посреди небольшого посёлка, спускаемся к слиянию рек Кельтор и Кегеты - месту, где нас должна встретить машина. Поскольку еще рано - устроившись в тени, кипятим чай, идём в магазин, расположенный у моста, за чем-нибудь вкусным, на пасеку на другом берегу реки - за мёдом. Спускаемся от гостевого домика к мосту у слияния за 1 час 20 минут (1 час "чистого" времени). У моста мы были в 12:20, к 14 за нами приехала машина, а потом мы довольно долго переезжали в альплагерь Ала-Арча, куда добрались часам к 17-18.

Подъём от верховьев р. Туюк под перевал 1 час 05 минут

Подъём на перевал 40 минут

Спуск с перевала до срединной морены ледника 1 час

Спуск по леднику до конечных морен 25 минут

Спуск к озеру Кёльтор 3 часа 25 минут

Спуск от озера до р.Кегеты 3 часа

Итого: 9 часов 35 минут

Выводы, рекомендации: Перевал Туюк-Аши - нормальная 1А, не очень простая, с длинными подходами. Среди туристических отчетов описаний этого перевала не было, с другой стороны, судя по сайтам, коммерческие группы регулярно его ходят, поскольку это - относительно несложный путь от озера Кёльтор в верховья реки Туюк. Озеро Кёльтор стоит того, чтобы на него посмотреть. Под перевалом, на снегу, видели следы барса.

Ала-Арча, в альплагере.

23.07.12

В альплагере происходит дальнейшее развитие инфраструктуры: есть нормальная гостиница, кафе, появились таблички, маркирующие заход на тропы. Однако, одновременно с этим появились и всякие негативные вещи: толпа народа по выходным, причем просто гуляющих, приехавших на пикник в ближайшие окрестности альплагеря, и оставляющих после себя кучи мусора (машинами с двух сторон была уставлена обочина от альплагеря практически до Адыгене), цены на еду в кафе нельзя назвать маленькими (а порции - большими), обменять деньги нельзя, какого-нибудь магазинчика, в котором можно было бы купить еду, нет (только всякие шоколадки/воду в кафе). Привезти еду (обменять деньги) можно заказать у Шамиля, который, как я поняла, тихо продвигается по служебной лестнице, но по-прежнему и сам на машине людей возит, и асфальт кладет, и кем-то управляет. К сожалению, пообщаться с ним нормально не удалось, поскольку в то время, пока мы были в лагере, он попал в небольшое ДТП.

Мы жили, как и в прошлые годы (и как большинство туристов и альпинистов), в фанерных "бараках" около северной части альплагеря, рядом с метеостанцией. Там все по-прежнему, домики тихо разваливаются, но жить можно. Сауна, некогда действовавшая, разрушена и не восстанавливается, так что в баню мы ходили на метеостанцию (либо можно было сходить в душ в гостинице). Есть турник, спортивная площадка (фото 11.20)

Мобильная связь в альплагере ловит.

Высота альплагеря "Ала-Арча" 2134м, координаты 42 33,877 74 28,931.

Расклад по деньгам в альплагере примерно такой:

Курс валюты на июль 2012 года 1 сом - 0,7 рублей

Въезд в национальный парк - 120 сомов с человека

Проживание в альплагере - 240 сомов комната (у нас их было 2 на 12 человек), за 2 ночи 960 сомов (около 700 рублей со всех) в общем, копейки!

Баня - 200 сомов с человека (около 140 рублей), душ - столько же.

Ужин (большой) - около 350 сомов с человека (240 рублей) - по московским меркам немного, по киргизским - немало.

Обед - около 200 рублей на человека (в среднем: суп, салат, лепешка)

Завтрак - около 100 рублей (яичница с сосиской, хлеб, чай, что-то еще)

12. Подъем на стоянки Рацека и на стоянки напротив пика Бокс.

24.07.12 Подъём дежурных в 5:30, всех остальных - в 6:00. Выход в 7:40.

Выходим из домиков на асфальтированную дорогу и идем по ней вверх по долине. Пройдя шлагбаум, поворачиваем по стрелке-указателю в лес и выходим на тропу, ведущую к стоянкам Рацека. Подходим под склон и начинаем подъём по нему по хорошей тропе (местами даже оборудованы/укреплены "ступеньки"), серпантином выходящей на уступ орографически правого борта долины реки Аксай. Выходим выше зоны леса, открывается вид на слияние рек Аксай и Ала-Арча, на красивый еловый лес у слияния (фото 12.1). Примерно через 30 минут подъёма выходим к большому камню у перегиба склона, далее тропа идет практически без набора высоты. От камня и до поворота тропы на юг, в верховьях долины, видна вершина Короны. Доходим до правого притока реки Аксай - реки Шаркратма. Река течет в конгломератном каньоне, переходим её по камням в месте, отмеченном туром, и, поднявшись по тропе, продолжаем идти без набора высоты. Местами тропа, идущая у края конгломератного обрыва, осыпается, река Аксай течет далеко внизу. Постепенно и плавно поворачиваем вправо по ходу, на юг. Переходим по камням ручеек - правый приток реки Аксай и отдыхаем в небольшом хвойном лесу. Здесь - хорошие места для стоянок. (Если подниматься к водопаду, то надо идти по тропе, отходящей именно отсюда).

Выше тропа поднимается серпантином среди зарослей кустарников, затем выходит на осыпи (фото 12.2) (2 часа от альплагеря). По осыпному гребешку подходим под уступ "бараньих лбов", перегораживающий долину. Тропа идёт по скалам, местами приходится применять "свободное лазанье", гимнастическую страховку. Общее направление движения: слева направо, пересекая небольшой ручей, участок мокрых скал, затем, почти в центре скального выхода, необходимо подняться на небольшой крутой скальный участок (2-3м). После этого тропа разворачивается и идёт в обратную сторону. Выходим на крутую каменистую тропу, идущую по моренам и конгломератам, и поднимаемся по ней. Там, где тропа не очень читается - путь отмечен турами. Слева течет небольшой чистый ручеек - можно набрать воду. Постепенно крутизна подъёма уменьшается, выходим в карман между правобережной мореной Аксайского ледника и коренным склоном. Здесь луга, несколько раз переходим по камням ручеек с одного берега на другой и выходим, в конце концов, на большую зелёную поляну. Она несколько заболочена, на сухих местах множество палаток. В конце поляны - каменный двухэтажный домик, за ним, под моренным валом, множество каменных стенок, готовых мест под палатки, сооружение из жести, судя по общему виду - баня. Довольно свободно, стоят пустые стационарные палатки: наверное, многие из участников этих сборов на восхождениях. Начинается дождь, прячемся под тент на одном из свободных мест - "кухне" (высокая стенка, каменный "стол" посередине, камешки - "стулья" вокруг). Окружающие альпинисты на нас глядят неодобрительно (видимо, с местами здесь обычно плохо и они "сторожат" их для тех, кто пока наверху), но узнав, что мы уходим выше, успокаиваются. На стоянки Рацека от альплагеря мы поднялись за 4 часа со всеми привалами (или за 3 часа 10 минут "чистого" времени, за 6 переходов примерно по 30 минут). На стоянках естественный скалодром, народ, несмотря на дождь, тренируется (фото 12.3).

Переждав дождь и пообедав, выходим в 14:35. Пройдя выше по карману, проходим мимо очередного лагеря альпсборов (на этот раз - густонаселенного) (фото 12.4) и выходим на правобережный гребень морены. Идя по турам, немного приспускаемся с него и траверсируем склон в сторону ледника (фото 12.5). В какой-то момент тропу потеряли, пошли по турам в нижней части склона. Не доходя до льда, с которого периодически катятся камни, уходим влево по ходу и, поднявшись по осыпи, выходим на тропу, пришедшую откуда-то сверху. Вероятно, не нужно было спускаться с вала, вполне возможно, что тропа шла по нему, по крайней мере, в одном из описаний на этот участок на фотографии тропа была обозначена именно так. Но мы решили, что туры - это тоже надежно J. По тропе, идущей по осыпям и хорошо маркированной турами, выбираемся на следующее выполаживание. Еще один переход по камням - и мы выходим на гребень правобережной морены ледника (фото 12.6). Здесь есть несколько (4-5) хороших мест для ночевки. Они находятся практически напротив пика Бокс. Хотя еще есть световое время, решаем не идти до "Коронских балок" - ночевок у верхнего конца моренного вала, а остановиться здесь (фото 12.7). Время 16:40. За день пройдено 7км, набрано 1650м. Перед завтрашним восхождением надо отдохнуть. Высота ночевок 3790м. Вода - в ручьях на леднике.

Координаты места ночевки 42 31,322 74 32,246.

13. Восхождение на пик Бокс (2А, 4300) по южному гребню с перевала Текетор.

Категория трудности 2А

Высота 4300

Характер маршрута скальный

Прохождение: 25 июля 2012 года. Описание даётся от стоянок на правобережной морене ледника Аксай, напротив пика Бокс. С пика снята записка группы альпинистов а/л "Ала-Арча" (инструктор Зданович (?) И.А.) от 25.07.2012, с перевала Текетор снята записка группы туристов МГУ (поход 4.к.с., 9 человек) под руководством Соломонова А. от 09.09.2011.

Необходимоеснаряжение: каски, системы, жумары, спусковые устройства, веревки основные (4Х50м), петли, закладки (комплект).

Погода при восхождении: с утра ясно, переменная облачность, днём ухудшение погоды, туман, дождь, снег.

Мы слышали очень хорошие отзывы о восхождении на пик Бокс по маршруту 2А с перевала Текетор. Скальный, гребневой маршрут с близкими подходами и интересным "ключом" - скальной стенкой. Правда, имеющиеся описания весьма кратки: "Ну, здесь все ясно по фото, ничего экстраординарного. 2А после подъема по кулуару направо по скальному гребню. Ключ маршрута скальная стена высотой 10 метров". В общем-то, конечно, все именно так J. Весь путь подъема/спуска можно увидеть на фото 13.1

Подъём дежурных в 5:30, всех - в 6:00, выход в 7:00. Спускаемся с моренного вала и пересекаем открытый ледник Аксай в сторону высокого осыпного кулуара, ведущего на перевал Текетор. Ледник открытый, пологий, трещин много, но они обходятся и перешагиваются. За 1 переход выходим на осыпь. Начинаем подъем по осыпному склону крутизной около 20°, осыпь среднего размера в нижней части кулуара не очень подвижная. По мере подъема её крутизна возрастает, она становится менее устойчивой, а кулуар сужается. Идём плотной группой, "зигзагами". Перед нами на перевал поднимается группа альпинистов, но они далеко от нас и камни, ссыпающиеся из-под них, до нас не долетают. Останавливаться на склоне, в общем-то, негде, так что поднимаемся от подножья кулуара до перевала за 1 длинный переход в 50 минут.

Седловина перевала узкая, скально-снежная. Любуемся группой альпинистов, поднимающихся на вершину Текетор (по маршруту 3А, снежному склону). Высота перевала 4149м, координаты 42 30,962 74 31,375. С этой стороны (с востока), трудность перевала 1Б, западный же, снежно-ледовый склон, является определяющим (категория трудности перевала 2Б)

Выходим в 8:45 на траверс гребня. Сразу с седловины вылезли на приятные монолитные скалы, которые, увы, заканчиваются отвесом и обходятся по осыпи справа по ходу (фото 13.2). После этого участка идём по простым, местами разрушенным скалам (фото 13.3). Всюду идется легко, местами - гимнастическая страховка. За полчаса доходим до ключевого участка: монолитной стенки высотой около 4-5 м. Слева по ходу - вертикальная трещина, по которой монолитный участок облезается. Мы повесили перила и через монолит, и по трещине. По монолиту попробовали подняться лазаньем "в лоб", не получилось.

Выйдя на верх скального участка, проходим немного и снова спускаемся на гребень. Участок спуска крутоват, вешаем здесь небольшой участок перил - 10м (фото 13.4).

Переходим на правую по ходу сторону гребня и идём, траверсируя склон (фото 13.5). Обходим короткий контрфорс, держа направление на понижение-перемычку в нём. Пересекаем большой осыпной кулуар в верхней части, поднимаемся на скалы следующего контрфорса. Следующие два кулуара уже, меньше. Пересекаем и их и выходим на разрушенные скалы предвершинного взлёта (фото 13.6). По ним доходим до вершины (фото 13.7). Высота 4306м. Координаты 42 31,361 74 31,447.

Подъем на вершину с перевала занял у нас 1 час 35 минут. На вершине все в 10:20. Пишем записку, глядим по сторонам, беседуем с ребятами-альпинистами, поднявшимися сюда по "четверке", с ледника. Погода резко портится, садится туча, начинается снег. Спешим уйти вниз. Тут мы слегка промахнулись: надо было уйти в большой кулуар, мы же начинаем спуск со второго, небольшого кулуара, пойдя по следам, уходящим вниз. Спуск здесь не очень тривиальный: довольно круто (до 35°), осыпь умерено подвижная. Спускаемся плотной группой. Сначала спускаемся, прижимаясь к правому борту, затем уходим на центр. В середине кулуара - небольшие скальные выходы. Обходим их слева по ходу. Кулуары сливаются, выходим в большой кулуар и по нему, по подвижной осыпи, серпантином спускаемся к леднику (фото 13.8). Выйдя на лёд, надеваем кошки. Пересекаем ледник и выходим к месту стоянки. Мы спустились по кулуару с вершины за 1 час 15 минут.

14. Восхождение на пик Корона (1-ая башня) (2Б, 4810) с перемычки между

1-ой и 2-ой башнями.

Категория трудности 2Б (3А по классификатору)

Высота 4810

Характер маршрута комбинированный

Прохождение: 26 июля 2012 года. Описание даётся от стоянок на правобережной морене ледника Аксай, напротив пика Бокс. С пика снята записка группы альпинистов (инструктор Кузин Ю.) от 23.07.2012.

Необходимое снаряжение: каски, системы, жумары, спусковые устройства, веревки основные (4Х50м), петли, закладки (комплект), кошки.

Погода при восхождении: с утра ясно, переменная облачность, днём ухудшение погоды, вечером туман, дождь, снег.

В "классификаторе альпинистских маршрутов" этот маршрут оценен как 3А. Однако, большинство туристов, ходивших на него, оценивают его как 2Б, причем не очень сложную. Хотя, конечно, разброс мнений от "быстро поднялись", до "свернули еще на подходах, поскольку не успевали". Понятно, что много зависит от снежно-ледовой ситуации: снежные склоны крутизной 30-40° и ледовые склоны такой же крутизны - огромная разница!

Подъем дежурных в 4:30, всех - в 5:00. Выход в 6:25.

К сожалению, большинство фото с вершин не получились, отчасти путь подъема на Корону можно видеть на фото 14.1, сделанном с пика Бокс.

Спускаемся на ледник, надеваем кошки и идем вверх, практически по центру ледника. Трещины и разломы обходим, проходим по снежным мостам. Постепенно смещаемся влево по ходу и выходим на правобережную морену. На ней - небольшая хижина - "Коронские стоянки". Мы поднялись сюда за полчаса от места ночевки. Высота - 3598м.

Для подъема под вершину для начала надо выйти в верхний цирк, в "чашу Корны". Подъем сюда идёт "волнами": более крутые участки сменяются пологими. Поднимаемся слева по ходу (по орографически правой стороне ледника, вытекающего из "чаши"). Первый участок подъема: либо по осыпи, либо по снегу крутизной до 25°. Начинаем подниматься по осыпи, затем выходим на снег и идём по нему. Отдыхаем на верхнем краю осыпи, на камнях. Поднявшись "зигзагом" по снегу крутизной до 30°, выходим на более пологий участок. Он сменяется снежным взлетом крутизной до 40° в верхней части. После него - обширное выполаживание (фото 14.2). Далее уходим вправо вверх по ходу, в сторону башен Короны. Подъёмный кулуар не очевиден, он узкий, скрыт скалами. Снег все еще более менее держит, идём на кошках. По пологому (до 10-15°) снегу поднимаемся к скалам. Подойдя под башни, траверсируем верхний край большой снежной мульды под вершиной и выходим в кулуар, выводящий на перемычку между 1 башней и жандармом в гребне. Нам по-прежнему везет: в нижней части кулуар снежный, снег достаточно глубокий, чтобы делать в нем хорошие ступени, крутизна 30-35°. В верхней части кулуар становится круче (до 40°), слой снега - тоньше, появляется лед. Вешаем здесь (в верхней трети кулуара) веревку, закрепив её на скальном выступе. На перемычке много прусиков, старых петель, висящих на выступах. Ключевой участок маршрута - "скалы средней трудности" начинается именно отсюда. Перемычка узкая - 2-3 человека с трудом помещаются на ней. Вниз, на восток, уходят крутые скалы.

Лидер легко поднимается лазаньем на первую стенку (около 5 м) и разочарованно кричит, что дальше "ножками". Основная проблема при прохождении первого участка - большие сосульки на стенке. Лидер их облез, а повешенная для подъема веревка перил идет через них и надо быть очень аккуратными, чтобы не свалить лёд на людей, поднимающихся по кулуару. Продолжая провешивать перила, лидер вешает веревку на всю длину, сделав, после первой стенки, два промежутка. Верхняя часть подъема проходит по несложным монолитным скалам. На вершине мы к 10:25 (через 4 часа после выхода с места ночевки) Высота 4800м. Координаты 42 30,573 74 33,959.

К сожалению, долго побыть на вершине не удалось: погода опять начинает стремительно портиться, по горизонту тучи, гремит гром. Так что выходим в 10:45, спускаемся до перемычки, надеваем кошки и уходим по перилам вниз по кулуару. Далее спускаемся по следам. Начинает мести, видимость падает. При этом стало теплее, так что снег раскисает. На первом участке спуска с "подушки" проваливаемся глубже, чем по колено. Только перед осыпью слой снега становится меньше. Спускаемся по леднику тем же путём, что и поднимались и в 13:20 доходим до места ночевки (т.е. спуск занял у нас 2 часа 35 минут).

На следующий день с утра идёт снег, осыпь частично им засыпана (фото 14.3). Дожидаемся "окна" и спускаемся по пути подъема в альплагерь. Погода разнообразная: то снег, то дождь, то солнце.

Выводы, рекомендации

1)Пройдена полноценная "тройка" с превышением. Километража достаточно, количество перевалов существенно превышает норматив.

2)Большая часть похода пройдена в режиме первопрохождения. Сделаны описания мест, которые ранее не посещались туристами, отсняты фотографии перевалов и вершин. Основным источником информации была карта-500-метровка.

3)Карамойнок нам очень понравился. Район замечательно подходит для организации походов 2-4 к.с. Однако, пока материалов по району недостаточно, руководителям необходимо очень внимательно отнестись к выбору перевалов: они здесь непростые, "на грани" категории. Материалы по многим не пройденным перевалам, в том числе 1А, следует изучать очень тщательно. Район - не для первого похода у участников, не для первого руководства.

4) Лето 2012 года оказалось на Киргизском хребте снежным, а погода в июле стояла исключительно дождливая: за 2 недели без осадков был только один день. В результате многие склоны оказались лавиноопасными, на горизонтальных участках ледников лежал глубокий снег, что сделало их прохождение очень трудоёмким. С другой стороны, это облегчило прохождение ледовых участков. Большую их часть можно было пройти с самостраховкой ледорубом, формируя ступени в снегу (пожалуй, лучше всего это видно на примере восхождения на Корону, где перильная страховка потребовалась только в верхней части подъёмного кулуара и на скалах).

5)В отчете приведено большое количество фотографий. Столкнувшись с ситуацией крайне малой информации по району (по Карамойноку и восточной части Главного Киргизского хребта), мы постарались привести в фотоальбоме всё, что показалось нам интересным и актуальным. К сожалению, погода не всегда позволяла отснять необходимое. Фотографии перевалов, которые мы не проходили, но о которых предполагаем, где они находятся, отмечены на фото вопросительными знаками.

Список использованной литературы.

1. "Высокогорные перевалы" М., "Прест", 2001
  2. "Классификация маршрутов на горные вершины" М., Издатель И.В. Балабанов, 1999
  3. "Путеводитель на горные вершины центральной части Киргизского хребта", Бишкек, 2004
  4. Б. Маречек "Туристские маршруты по Северной Киргизии"
  5. Отчеты библиотеки МГЦТК (4236, 5577, 6384, 4561,4256).