Руководитель: П.Камышанов, Москва

Долина реки Аманауз (ручей Медвежий) – слияние рек Псыш и Аманауз

10.08.2013

Долина реки Аманауз (ручей Медвежий) – слияние рек Псыш и Аманауз

Осыпь, заросли, тропа, грунтовая дорога

9,65

87 -1067

4 часа

20 мин

Ясно, к вечеру слабая облачность

Общая протяженность пути: 9,65 км

Ходовое время: 4 часа 20 минут

Перепад высот: (+87 м -1067 м)

От места ночевки по камням переходим на правый берег ручья Медвежий и идем по тропе вниз. Чем ближе мы подходим к реке Аманауз, тем чаще тропа теряется. До стрелки (Медвежий – Аманауз) дошли за 3 перехода (37 + 37 + 35 мин). Переправы, которая была обещана по описанию (снежный мост), нет. При нашей погоде было бы странно, если бы снег сохранился. Идем дальше по правому берегу. Первые заросли криволесья обходятся, если идти по самому берегу. Потом держимся русла одного из рукавов реки (пока это возможно).

Тропа совсем исчезает (22 мин после стрелки). Дальше проламываемся по высокой траве, по сыпухам, по криволесью (2 перехода). Это ужасно! Несколько раз выходили к реке в надежде найти переправу, но воды много, течение быстрое. И по нашим наблюдениям, на другом берегу не лучше, чем на нашем (правом).

Но все когда-то кончается, кончились непролазные заросли. Выходим на луг. Видны автомобильные следы, которые становятся дорогой. По ней выходим к слиянию Аманауза и Псыша (30 + 19 мин). Ближе к Псышу дорог от лесовозов становится много, они пересекаются во всех направлениях. Вдоль дороги много малинников. На берегу Аманауза (правом) выше слияния стоит палаточный лагерь каких-то сборов. Рядом есть другие стоянки. Мы занимаем полянку недалеко от бревна через Аманауз. Этой переправой пользуются и туристы, и пограничники.

Отправляемся на заставу за заброской. На заставе нам говорят, что оставлять коробки у них нельзя, чтобы мы больше так не делали. И если бы в момент закладки на заставу заброски там был бы кто-нибудь из начальников, нас просто бы выгнали. Нам повезло...

Слияние рек Псыш и Аманауз – долина реки Псыш – долина рекиКышлаусу

Ясно

Общая протяженность пути: 9,33 км

Ходовое время: 5 часов

Перепад высот: (+712 м -193 м)

Выходим с ночевки. Переходим по бревну Аманауз. И по тропе доходим до разрушенного моста. (23 мин). Бывший мост - 3 опоры, 2 пролета. Крайние опоры остались на месте, центральная опрокинута. От первого пролета сохранились тросы и немного деревянного настила, но все это перекручено.

В этом месте Псыш разделяется на 2 рукава. По остаткам первого пролета перебираемся на остров между двумя рукавами Псыша (веревку для подстраховки крепим на опорах моста). По остаткам второго пролета переходим на правый берег Псыша. (Переправа – 18 минут).

Дальше 2 часа поднимаемся вдоль Псыша вверх по автомобильным дорогам, тропам. Движемся в рваном темпе, так как дорога временами оказывается залитой водой, завалена бревнами и т.п. (следы заготовки леса). Приходится все это обходить.

Выходим на полянку со столиком. По виду, традиционное место обеда, но где берут чистую воду – загадка. Псыш в этом месте мутный.

15 минут тропа еще идет вдоль Псыша, затем поворачивает налево. И начинается крутой подъем сначала по открытому склону, затем - через заросший деревьями. (30-40°, 1,5 – 2 перехода).

От края висящей долины движемся еще чуть больше перехода и встаем на более-менее плоской площадке, практически на тропе на краю реки. Ночевка.

Как оказалось, до хороших площадок мы не дошли 1,5 перехода.

Место ночевки – перевал Холодовского – Зеленые озера

Ясно Ночью - дождь

Общая протяженность пути: 5,86 км

Ходовое время: 4 часа 20 минут

Перепад высот: (+952 м -434 м)

Хребет Чучхур

Холодовского

(3175)

ос-сн

р.Кышлаусу (р.Псыш) - р.Чучхурка (р.Кизгыч-Баш)

Осенью 1А*

Е. Е. Холодовский долгие годы был инструктором архызской турбазы Московского дома ученых. Страстный исследователь и популяризатор туризма в Архызе. Погиб в очередном походе в 1961 г.

От ночевок движемся по хорошей тропе в сторону пер. Холодовского. Примерно, через 60 мин доходим до стоянок (под водопадом), палаток на 7, рядом - чистая вода. От этого места тропа поднимается вдоль реки на уступ (перепад высот - 150 метров). Наверху, чуть правее тропы, небольшое озеро и еще одно место для стоянки. От ночевок до озера – 2 перехода.

Здесь тропа заканчивается. Дальше 2 перехода в сторону перевала по дну долины (средняя осыпь). Направление – прямо на седловину. Отдыхаем уже под перевальным взлетом.

Перевальный взлет - 25-35 градусный склон, покрытый средней осыпью. Идем чуть левее седловины, обходя скальные выступы. В самом верху траверсом выходим на седловину (40 минут).

Седловина перевала широкая, плоская. Можно поставить 3 палатки. Справа – снежник и лужа с талой водой… И стадо горных козлов. Живут они тут…

Спуск - по все той же средней осыпи, но здесь есть некое подобие тропы.

За 2 неполных перехода спускаемcя к Зеленым озерам. Выбираем места под палатки. Встаем.

Примечание. В классификаторе высота перевала определена в 2960 метров. Навигатор показал 3152 метра. В старых отчетах указана высота 3175. На фотографиях перевал Холодовского выше, чем перевал Заячьи ушки, высота которого в классификаторе - 2980.

Фото 0810_001 - Спуск по долине ручья Медвежий

Фото 0810_002 - Спуск по долине ручья Медвежий. По центру виден спуск с первала Торнау в долину через "бараньи" лбы

Фото 0810_003 - Спуск по долине ручья Медвежий

Фото 0810_004 - Спуск по долине ручья Медвежий

Фото 0810_005 - Долина ручья Медвежий

Фото 0810_006 - Спуск по долине ручья Медвежий. Чуть выше слияния реки Аманауз и ручья Медвежий. Начало зарослей

Фото 0810_007 - Спуск по долине ручья Медвежий. Чуть выше слияния реки Аманауз и ручья Медвежий. Начало зарослей

Фото 0810_008 - Спуск по долине ручья Медвежий. Чуть выше слияния реки Аманауз и ручья Медвежий. Начало зарослей

Фото 0810_009 - Спуск вдоль реки Аманауз. Заросли

Фото 0810_010 - Спуск вдоль реки Аманауз. Заросли

Фото 0810_011 - Спуск вдоль реки Аманауз. Заросли

Фото 0810_012 - Спуск вдоль реки Аманауз. Заросли позади. Выход на проселочные дороги

Фото 0811_001 - Мост через реку Псыш. Опора на левом берегу.

Фото 0811_002 - Мост через реку Псыш. Остатки пролета.

Фото 0811_003 - Мост через реку Псыш. Центральная опора, перевернутая

Фото 0811_004 - Мост через реку Псыш. Пролет между центральной опорой и опорой на левом берегу

Фото 0811_005 - Мост через реку Псыш. Переправа

Фото 0812_006 - Цирк перевалов Холодовского, Заячьи ушки, Новый

Фото 0812_007 - Цирк перевалов Холодовского, Заячьи ушки, Новый

Фото 0812_008 - Цирк перевалов Холодовского, Заячьи ушки, Новый

Фото 0812_009 - Вид на цирк с седловины перевала Холодовского (долина реки Кышлаусу)

Фото 0812_010 - Вид на цирк с седловины перевала Холодовского (долина реки Кышлаусу)

Фото 0812_011 - Вид на цирк с седловины перевала Холодовского (долина реки Кышлаусу)

Фото 0812_012 - Вид на цирк с седловины перевала Холодовского (долина реки Кышлаусу)

Фото 0812_013 - Вид на цирк с седловины перевала Холодовского (долина реки Чучхурка)

Фото 0812_014 - Вид на цирк с седловины перевала Холодовского (долина реки Чучхурка)

Фото 0812_015 - Спуск с перевала Холодовского к Зеленым озерам

Фото 0812_016 - Перевал Холодовского со стороны спуска (со стороны Зеленых озер)

Фото 0812_017 - Перевал Холодовского со стороны спуска (со стороны Зеленых озер)

Фото 0812_018 - Спуск к Зеленым озерам

Фото 0812_019 - Перевал Чучхур (вид от Зеленых озер)

Фото 0812_020 - Перевал Заячьи ушки (вид от Зеленых озер)

Фото 0812_021 - Панорама цирка (вид от Зеленых озер). Начало

Фото 0812_022 - Панорама цирка (вид от Зеленых озер). Продолжение

Фото 0812_023 - Панорама цирка (вид от Зеленых озер). Окончание. Траверс в цирк перевала Кожухова