Руководитель: П.Камышанов, Москва

3 часа 20 минут

Общая протяженность пути: 15,28 км

Ходовое время: 5 часов 20 минут

Перепад высот: (+281 м -1620 м)

По тропе, которая сначала идет по правому берегу ручья, вытекающей из Софийских озер, за три перехода (40 + 40 + 40 минут в целом достаточно круто – сброс около 1000 метров) спускаемся вниз к реке София.

По огромному бревну переходим на левый берег и выходим на грунтовую дорогу… И наматываем километраж – "бешеной собаке семь верст – не крюк".

Встаем на берегу реки Архыз напротив погранзаставы, откуда начинали поход.

Архыз - Хурзук

5,02

243 -66

1 час 27 мин

Малооблачно. Ночью – дождь.

Общая протяженность пути: 4,62 км

Ходовое время: 1 час 27 мин

Перепад высот: (243 м -66 м)

Разрабатывая маршрут, мы рассчитывали, что договоримся о переезде из Архыза в Хурзук непосредственно в Архызе. Что так получится дешевле. Не получилось. С нас (6 человек плюс рюкзаки и 4 коробки с заброской) запросили 7000 тысяч. И предлагали ехать в удобное не нам, а водителям время (Мы хотели утром следующего дня, водители – вечером этого).

Пришлось звонить водителю, который вез нас из Невинномысска в Архыз. Легко договорились. Цена переезда – 5000 (и он еще сильно переживал, что много запросил).

Утром забираем коробки с заброской у спасателей и снимаемся с учета.

Через 3 часа 25 минут, проехав 159 километров, выгрузились у ворот погранзаставы (8-9 километров выше поселка Хурзук.

Регистрируем пропуск в погранзону.

Примечание. Одновременно с нами у погранзаставы оказался ростовчанин. Сказал пограничникам, что собирается перейти через перевал Хотютау, что созванивался с погрануправлением, где ему сказали, что пропуск в этом случае оформлять не надо. Так и оказалось, его записали и пропустили без пропуска. Два дня он шел параллельно нам на перевал Хотютау, потом отстал. Пограничники около Ворошиловского коша тоже его записали и пропустили.

От ворот погранзаставы до Ворошиловских кошей по правому берегу Уллу-Кам идет автомобильная грунтовая дорога. По ней мы делаем 2 перехода (80 минут) и выходим к развилке дорог. Главная идет прямо, другая спускается вниз к домику заготовителей сена и дальше к слиянию Уллу-Кама и Чиринкола. Дело к вечеру, спускаемся вниз к реке (Уллу-Каму), на берегу находим ровную площадку, встаем лагерем. Вода в Уллу-каме после дождей мутная, но другой нет. Первый нормальный ручей мы встретили на следующий день.

Вдоль реки Кубань

Большую часть дня -дождь

Общая протяженность пути: 12 км

Ходовое время: 1 час 27 мин

Перепад высот: (+573 м -98 м)

Утром – дождь. Ждем пока он кончится. Выходим поздно.

Через 2,5 перехода дождь начинается опять и с перерывами сопровождает нас весь день. Когда можем – пережидаем, когда нет – идем под дождем.

Начинаем подъем по дороге от места ночевки (чуть ниже места впадения реки Чиринкол в Уллу-Кам.

Через 33 минуты выходим к чистому ручью (первая чистая вода выше заставы). Правее дороги (по ходу) – можно поставить палатки.

За 4 переходов, от места ночевки, (чхв 2 часа 11 минут) мы доходим до Ворошиловских кошей и погранзаставы. Коши действующие, можно купить айран и сыр. Дорога идет прямо сквозь поселок. Застава же находится правее, на другом берегу реки Уллу-Кам, непосредственно у слияния с Кичкинеколом. К заставе ведет хороший мост через Кубань. Нас предупредили на нижней заставе (у Хурзука) о необходимости отметиться на погранзаставе у Ворошиловских кошей. Пограничники сами выходят навстречу и проверяют пропуска.

Начинается сильный дождь. Доходим до ближайшего ручья (правый приток Уллу-кама) – 25 минут от заставы – выбираем площадку, встаем на ночевку.

Долина реки Кубань - перевал Хотютау – Эльбрусское озеро

р.Уллукам - плато Хотю-тау - р.Азау.Со спуском на Старый кругозор

1А*

ос-сн

р.Уллукам - плато Хотютау - р.Азау.

Через пер.Эхо войны

1Б*

ос-лд

р.Уллукам - плато Хотютау - р.Азау.

Через Приют 11-ти

Через 20 минут после выхода со стоянки, у развалин коша, переходим на левый берег Уллу-Кама по хорошему деревянному мостику. Дальше основная тропа уходит прямо по долине р. Уллу-Озень к перевалу Азау, а наша забирается очевидным серпантином на борт долины, обходя каньон. Начинаем подъем по серпантину (2350м). Набрав около 200 метров по высоте, тропа уводит нас траверсом влево. Выходим на нижние ночевки (2730м, 1 час 40 минут чхв от места стоянки). В радиусе 100-200 метров есть еще несколько мест, так что одновременно рядом могут встать 3-4 группы. Вода есть только в реке, к сожалению довольно мутная. Перевал отсюда отлично виден. Вверху открывается вид на ледник Уллу-Кам и склоны юго-западного плеча Эльбруса. Неподалеку на травянистых склонах пасется большое стадо яков.

Вариантов подъема на пер. Хотютау два. Первый – классический, идет по долине вдоль ручья.

Другой – перейти на правый берег ручья и дальше подниматься по хорошей тропе, серпантинами забирающейся на травянистый борт ущелья. Начало тропы маркировано отметками на камнях синей краской (что-то типа Тропа ПВ), эта тропа обозначена на хребтовке В. Ляпина. Тропа выводит на широкий осыпной гребень отрога. Дальше по гребню на вершинку между основной (южной) и северной седловиной перевала Хотютау (3550м). Здесь находится мемориал защитникам Кавказа. Спуск по скально-осыпному гребню приводит на седловину.

Мы выбрали "классику". И по тропе, сильно пыхтя, вышли на седловину (4 перехода по 40 минут от нижних ночевок). От верхних ночевок до седловины – 1 переход.

Седловина перевала широкая осыпная, есть 4-5 расчищенных мест под палатки. Высота по GPS 3500м. Отовсюду с гребня, седловины и дальше на плато устойчивая мобильная связь.

Спуск с перевала (50-70 метров по осыпи) выводит на ледник. Весь путь до Эльбрусского озера просматривается с перевала. Лед всюду открытый. Одеваем кошки и начинаем спуск по плато в направлении уходящего вдали вниз ледопада ледника Большой Азау. Вначале попадаются трещины, их немного и они легко перешагиваются. Проходим красивое озеро в мульде почти в середине плато (40 минут от перевала). Выйдя на уровень плоской неразорванной части ледника Большой Азау, забираем влево. Снимаем кошки, пересекаем два пояса покровных морен и довольно крупную реку между ними (прыгать можно и без кошек, с подстраховкой соседями).

Дальше, практически без потери и набора высоты, одев кошки, пересекаем язык ледника в направлении чуть левее видимой на дальнем гребне станции Мир. Разломы здесь чаще и шире, чем на плато, но всюду можно легко найти обход или неширокое место для прыжка, хотя при ограниченной видимости могут возникнуть проблемы с ориентированием. Заключительный участок ледника зачехлен лавовой крошкой. Снимаем кошки, пересекаем его плоскую часть и аккуратно соскальзываем на осыпь. Практически сразу находим туры и тропу, по ней за 20 минут выходим к озеру (3280м).

Здесь на северном берегу множество стоянок, камнями выложены различные замысловатые (и не очень) надписи и эмблемы. Есть небольшой ручей с ледника Малый Азау, правда только вечером. Над стоянками нависает красивый ледник, из-за него выглядывают вершины Эльбруса.

Озеро – "Приют-11"

20.08.2013

Погода

Озеро – "Старый кругозор"

2,7

Облачно

Общая протяженность пути: 5 км

Ходовое время: около 3 часов

Перепад высот: (+419 м -362 м)

Утром, обойдя озеро с севера, выходим к видному издалека туру на гребне морены. Отсюда хорошая тропа спускается по осыпям к станции "Старый Кругозор", выходим туда каждый своим темпом в среднем за 50 минут (2940м).

На канатке поднимаемся до "бочек" на Гара-Баши.

Дальше каждый своим темпов поднимаемся на приют "Мария", расположенного чуть выше бывшего "Приюта-11" (1,5-2,5 часа).

Приют "Мария" несколько металлических домиков, похожих на строительные вагончики. Наш был разделен на 2 части – каждая со своим входом. В нашем отсеке 2 комнаты с двухэтажными нарами, каждая человек на 8 (может быть 10) и общая для всех кухня-столовая. Есть газовая плита и длинный стол. Кастрюли, посуда имеются. Крупы, соль. сахар и другие продукты – это то, что оставили предыдущие постояльцы. Вода – в проруби на склоне. Туалет – домик в скалах (жутко вонючий). Стоимость (август 2013 г.) – 500 рублей с человека за ночь. Обязательное условие – при освобождении мусор забирать с собой ("или в трещину или до поляны Азау – в контейнеры"). Полиэтиленовые пакеты под мусор дают. Отсек на ключ запирается, а спальные комнаты нет. Если заказываете место на 3 ночи, а освобождаете комнаты через 2, деньги возвращают. Деньги могут попросить при заселении, а могут забрать и при уходе. Есть генератор – вечером работает до 21-22 часов, утром с 2 до 4 – при сборах.

Фото 0816_001 - Спуск от Софийских озер

Фото 0820_003 - Гара-баши

Фото 0820_004 - Эльбрус

Фото 0820_005 - Подъем к Приюту Одиннадцати

Фото 0820_006 - Приют "Мария"