Вне трассMountain.RU

Горные лыжи

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайлан

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."

ЕДЕМ В ГОРЫ
Текст и фото: Андрей Британишский, Москва

Доломиты на широких лыжах

В последнее время мне не удается так много ездить в горы, как хотелось бы, поэтому я стараюсь выжимать максимум из всех своих выездов. Стараюсь ездить в исключительные места. За прошлый год я побывал в Гренландии, Чили и Антарктиде. В новом месте мне всегда проще как фотографу — мне все вокруг интересно, а поэтому обычно получается снять хороший репортаж. Но на самом деле много интересного и неразведанного можно найти и в России, и в Европе. В начале этого сезона я понял, что очень бы хотел побывать с лыжами в Доломитах и забраться на Этну. И то, и другое сделать не так-то просто. На Этну надо выезжать ровно под прогноз и бежать наверх, потому что после обеда лыжи могут уже стать бесполезными и придется мечтать либо о шезлонге, либо о велосипеде. В Доломитах очень похожая ситуация: попасть на хороший снег там весьма непросто. Слишком южный и теплый регион. Поэтому нельзя просто взять и запланировать поездку на определенные даты — надо быть наготове, ждать удачного момента и срываться под прогноз (Конечно, все что я пишу относится только к внетрассовому катанию). В этом году все оказалось немного проще: весь снег в Альпы приходил с юга, и в то время, когда в Шамони или Вербье народ страдал от отсутствия осадков, в солнечной Италии весь сезон и во всех регионах наслаждались снегом, который выпадал с завидной регулярностью.

Почему Доломиты? И чем это вдруг они необычны? Для очень многих Доломиты — это ежегодный выезд с семьей, хорошая кухня, кофе, пиво и солнце. Когда я только начинал кататься на лыжах, а большого фотоаппарата в руках еще не держал, я тоже туда поехал с веселой компанией друзей и здорово провел время. Я тогда уже немного катался вне трасс и навсегда запомнил, как за нами погнался полицейский на лыжах и забрал у двух наших друзей ски-пассы, выписал штраф и грозил проблемами с визой. С тех пор я помнил одно: в Доломитах кататься вне трасс запрещено. Когда же я влился во фрирайдерскую тусовку, я лишь удостоверился в этом. Никто из друзей не ездил в Доломиты. Собственно и в голову это никому не приходило. Но надо сказать из той первой поездки мне очень запомнилось и другое. Мы как-то остановились над заходом в длинный кулуар, который вел неизвестно куда в долину, и я тогда подумал, мне бы другой уровень понимания гор и катания на лыжах и с каким удовольствием я бы туда спустился.

Через несколько лет я начал кататься на горном велосипеде и первый же мой выезд я спланировал в район Val Gardena в Доломитах, после чего еще несколько раз возвращался туда и в соседние долины. По красоте я не видел ничего подобного: эти скальные массивы отливающие красным, которые можно объехать вокруг на велосипеде превращают этот регион в очень интересное место для эндуро вылазок. Технически маршруты не сложные, а удовольствие невообразимое! Глядя по сторонам я частенько представлял себе, как тут могло бы быть местами интересно на лыжах. Но раз никто сюда не едет, значит видимо и мне не надо.

И вот, в январе 2009 года я покатался вместе с легендой фрирайда: Бруно Компане. Среди прочего я спросил его, где он больше всего любит кататься. И каково же было мое удивление, когда именитый фрирайдер, который побывал везде, где только можно, сказал, что любит больше всего Доломитовые Альпы. Тогда же зимой 2008/2009, я только начал снимать в горах и Бруно был первым райдером, с которым я работал. Мое видение гор в то время стало сильно меняться и мне стало значительно важнее, в каком рельефе я катаюсь, какие пейзажи меня окружают. Немного позже еще один известный райдер так же лестно отозвался о Доломитах — Марко Гайани, французский гид из Шамони, но в России он известен благодаря тому, что с незапамятных времен каждую весну работает на Камчатке. Наверное с тех пор я решил, что однажды и я побываю в Доломитах на лыжах.

Но решить — это одно, а поехать — это намного сложнее. Кто себе представляет что-либо о Доломитах, тот знает, что лучшее катание там в основном по кулуарам. А это значит, что хорошо бы иметь местного райдера и веревки, чтобы не влипнуть по-серьезному. И вот, казалось уже, что все складывается удачно — в январе я узнал, что снега много, я нашел компанию в лице моего старого приятеля из Швейцарии Рафаэля Булле, а он в свою очередь списался с очень сильным лыжником, живущим в Доломитах. Но, когда я уже прилетел в Европу и был готов к новым приключениям выяснилось, что Рафаэль повредил себе ногу, а итальянец был вынужден отказаться из-за нахлынувшей работы. Сказать, что я расстроился — это не сказать ничего. Но отчаиваться не в моих правилах. Я поехал в Курмайор, в штаб-квартиру российской команды по фрирайду. Там я здорово прокатился в компании сильнейших наших ребят — Ваня Мэд, Аня Орлова, Аня Ханкевич, Катя Коровина и Саня Ильин.

Сашу до того я ни разу не фотографировал, хотя в горах мы немного пересекались. Ну я и решил попробовать сразу в боевых условиях и предложил поехать со мной в Доломиты без определенного понимания, куда конкретно. Но к Саше должен быть приехать клиент, чтобы покататься с ним в Курмайоре. Клиент оказался крепким духом и согласился ехать с нами куда угодно, участвовать в съемочном процессе и разделить с нами все возможные приключения. Зовут его Дима Мухин и надо отдать ему должное, он нигде нас не тормозил.

Из Курмайора мы выдвинулись не сразу в Доломиты, а решили по наводке моего друга разведать северную стенку с перепадом около 800 метров на итальянском курорте Валь Кьявенна. Там выпало в этом году рекордное количество снега. Нам это было по дороге, и к тому же название курорта ничего не говорило ни нам, ни большинству моих знакомых даже из Европы и это было интересно само по себе. Каково же было наше удивление, когда мы на подъемнике встретили там старого чегетского знакомого, который рыская в просторах интернета так же нашел этот курорт по рекордному количеству осадков. Мы сделали тренировочный спуск, чтобы после скатиться по стенке, за которой мы сюда и ехали, но столкнулись с проблемой. Это небольшой курорт и тут очень пекутся о безопасности. Как только мы навострили лыжи в сторону приключений, итальянский полицейский очень вежливо попросил нас сесть на подъемник и ехать вниз немного непривычным способом. На этом изучение курорта было окончено. Возможно мы бы еще поборолись на следующий день, но решили время попусту не расходовать и выдвинулись дальше.

В Доломитах очень много разных курортов. Они сильно отличаются всем: рельефом, погодой, кухней и даже основным языком региона. Мой выбор пал на Кортину Д’Ампеццо. Дело в том, что на прошедшей выставке я видел фотографии удивительной красоты рельефов именно из Кортины. На них же можно было заметить, что снег подпортило солнце, чего и следовало бы ожидать в Доломитах.

Уже на подъезде перед нами начали открываться огромные стенки, крутые кулуары: мне было непросто следить за дорогой и в то же время просматривать потенциальные линии. Мы нашли недорогую гостиницу и легли спать в ожидании открытий.

В Кортине 3 зоны катания. Как обычно мы ехали «подготовленными», то есть не знали вообще ничего о курорте, поэтому в первый день отправились на ближайший подъемник — Тофана. Уже с подъемника стало понятно, что снег не ах. И в то же время уже на подъемнике присмотрели пару интересных кулуаров. Мы сделали несколько тренировочных спусков, чтобы проверить состояние снега и размять ноги, и тут небо начало затягивать, пошел снег и правильные здравомыслящие райдеры поехали б в сторону дома. Но не мы. Мы перекусили, оценили свои нерастраченные силы и начали нервно посматривать в сторону захода в кулуар, который начинался у нас под ногами, а вот куда он вел, мы не имели ни малейшего понятия. Зато в узких кулуарах всегда неплохая видимость. Дима сказал, что в случае чего он готов подниматься вверх по кулуару пару часов в темноте. Для нас с Сашей это было бы чем-то вроде хорошей тренировки после дня дороги. В общем все трое были… ну раздолбаями.

Но Доломиты были к нам благосклонны. И этот кулуар, и все последующие, в которые мы лезли все четыре дня подряд, нас радовали отменным снегом и прекрасными выкатами. На этом месте, я скорее всего сорву град критики в свой адрес, но так уж получилось, что хорошо подготовиться у нас не вышло и мы всецело полагались на интуицию. Лишь однажды нам пришлось таки немного подняться по крутой стенке кулуара, который мы сочли не достаточно безопасным и неоднозначно проездным. Мне почему-то кажется, что в те кулуары, которые проехали мы, гиды не водят и в гайд-буках про них не пишут. Все же это было более серьезное катание, нежели то, что обычно подразумевают под словами «фрирайд с гидами». И такое катание конечно же подразумевает наличие веревки.

Так получилось, что все дни нам подсыпало снежку и мы не очень-то успели разглядеть всю красоту окружающих гор, которые были скрыты от нас плотным туманом. Лишь один день солнце вышло ненадолго, но потом опять затянуло. По этой причине мы в основном катались по кулуарам и по лесу, где хоть что-то было видно. Катание в Доломитах — это и есть катание по кулуарам, как я понял из роликов европейских райдеров, так что мы как раз попали на самое сладкое. А вдобавок я узнал, что в Доломитах есть не только кулуары, но и отличный лес и подушки. Могу предположить, что мы увидели не больше трети региона, но даже это немногое оставило такое неизгладимое впечатление, что я был бы готов в таком месте провести сезон.

Если подходить с умом к планированию такой поездки, то я бы однозначно посоветовал связаться с местной компанией горных гидов. Или по меньшей мере кататься в компании сильных ребят со всем необходимым оборудованием. Гиды помогут избежать столкновений с местной горной полицией. В условиях плохой видимости, нам удалось ни разу не попасться им в лапы и я так до сих пор и не знаю, что же там разрешено, а что запрещено. На наших глазах полиция изымала ски-пассы у ребят, которые вроде бы прохватили где-то рядом с трассой. Это было весьма уморительно, ведь мы в этот момент вывалились из лесу — рожи в снегу, на широченных лыжебордах и с ручками от сноупульсов наружу. Но где-то точно можно совершенно безнаказанно кататься вне трасс. Опять же стоит изучить этот вопрос основательно.

Ну а я остался полностью доволен — я хотел отснять хороший материал и мне, кажется, это удалось. И плюс я нашел для себя регион, где я буду раз прокатиться еще не раз!

Сашу Ильина в поездках поддерживают Gorilla Energy, Volkswagen Amarok, Jones Snowboards, Dragon, Halti. А меня поддерживают любимая жена и дочь :)

Больше фото на PowderDay

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия горными лыжами, сноубордом, альпинизмом, скалолазанием и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!