Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Е.В.Буянов >


Всего отзывов: 2 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 4.00


Авторы: Евгений Буянов, Владимир Мошиашвили, СПб

Мемориалы, их история и легенды

При исследовании событий группы Дятлова я обнаружил в разных городах несколько мемориалов, посвящённых погибшим группам туристов-лыжников. Известен мемориал группы Дятлова на Михайловском кладбище Екатеринбурга, мемориал группы Кореня на Чижовском кладбище Минска, мемориал группы Ерёмкина в Сыктывкаре. Недавно в Екатеринбурге открыли мемориал погибшим альпинистам на скальном массиве Волчиха (см. Интернет-ссылки в конце статьи).

У стелы мемориала группы Дятлова Михайловского кладбища Екатеринбурга: Буянов Е.В, Рашевская Ирина Николаевна (сестра Юрия Дорошенко), Кунцевич Ю.К., 15 августа 2014 года

Мемориал Човского кладбища Сыктывкара с могилами 13 туристов, погибших в результате катастрофы под Собинским перевалом 29.10.88, Рай-Из, Полярный Урал

Мемориал минского политехнического института группе М.Кореня (погибшей в 1971 году в Саянах) на Чижовском кладбище (Минск)

Памятник на могиле группе Игоря Ерохина (погибшей на Домбай-Ульгене)
Фото Утляткиной И. (предоставлено Стариковым Г.А)

Памятник на могиле группы Эльвиры Шатаевой, погибшей на пике Ленина 07.08.1974, - на поляне Ачик-Таш (Алайская долина) Фото предоставлено Стариковым Г.А.

Около месяца назад я узнал, что на Казанском кладбище города Пушкин («Царское село») уже более 50 лет назад возведён мемориал группе туристов ленинградского сельскохозяйственного института (ЛСХИ, - ныне С-Пб Аграрный университет) в городе Пушкин. Мне стало понятно, что во многих крупных городах России имеются на кладбищах и другие мемориалы в память погибшим группам туристов и альпинистов. О них известно только отдельным «местным» ветеранам, но широкому кругу туристов и альпинистов эти некрополи неизвестны, - память о них за много лет утрачена.

Ворота Казанского кладбища города Пушкин (за воротами виден собор и Главная линия, а справа за забором – часовня на Катлинской линии)

Мемориал «Молодым-отважным» группы ЛСХИ Бахирева на Казанском кладбище г. Пушкин, - № 98 - обведён красным овалом (выше горизонтали «Северной» и левее «Главной» линии, идущей от входа мимо собора). На этом кладбище есть могилы родителей известного поэта («барда») Александра Городницкого

Ветераны - МС СССР Нузданова Г.И. и Буянов Е.В. на мемориале ЛСХИ группы Бахирева Казанского кладбища города Пушкин («Царское село»), 25.10.2014 г.

С другой стороны стелы мемориала ЛСХИ группы Бахирева

Общий вид мемориала группы ЛСХИ Бахирева (очищенный от листвы). Слева направо лежат: Гриша, Галя, Дима, Рудик, Рита, Нина. Седьмого члена группы - Яниса Граудиньша родители похоронили у себя (видимо, в Прибалтике, под Ригой). 25.10.2014 г.

За каждой крупной катастрофой стоят события неординарные, необычайно драматические и трагические. Каждая крупная катастрофа была результатом сложного набора и стечения неблагоприятных и внезапных стихийных факторов, ошибок или неудачных действий туристских групп в опасной и сложной обстановке. При внимательном изучении обстоятельств каждой катастрофы становятся видны и объективные, и субъективные причины аварий. Видны и прямые, и косвенные факты, указывающие на эти причины. А также видна «общественная реакция» на каждую Трагедию. Причём обычно такие реакции были очень «болезненными» и, случалось, они приводили к новым жертвам. И вследствие того, что причины аварий не были раскрыты до конца и из них не были извлечены нужные уроки, и вследствие того, что скоропалительные выводы на основе этих случаев делались неверные. И «меры» по предотвращению аварий приводили к обратным результатам.

Фрагмент перечня исторических захоронений на Казанском кладбище города Пушкин - № 98 – «Молодым-отважным»

Что мне пока известно, и вспомнилось в связи с этой Трагедией группы Бахирева в Хибинах под перевалом Эбру-Чорр 31 января 1961 года? Группа запоздала на маршруте и торопилась закончить поход. Немного не доходя до перевала Эбру-Чорр, группа свернула в боковое ущелье. Видимо, из-за ошибки ориентирования, - не исключено, что в условиях плохой видимости и попала под снежную лавину. Сложные, длительные и небезопасные поисковые работы с участием туристов и военных продлились до конца марта. По некоторым данным трагедия произошла в узком ущелье Корнескорч (район Чуна тундры) при уклонении группы в сторону перевала Корнескорч (500 м, н/к). Вот цитата:

"..Заметная тропежка. Красиво. Замерзшие водопады. Лавиноопасно! Узко и крутые склоны с обеих сторон. (Здесь когда-то давно погибла большая группа лыжников -- сошел снежный козырек.). При лавинной опасности лучше пройти перевалом над Корнескорчем, а при обильных снегопадах вообще не надо соваться в ущелье!.. См. [8]

Предположение о «сходе козырька» может быть и неверным. Эти «козырьки» часто кажутся опасными просто потому, что видны. Но лавины нередко сходят и без всяких козырьков по разным причинам, - и из-за движения групп с перегрузкой склона, и из-за схода небольших лавин-лидеров из свежего снега, и часто просто от сильных порывов ветра.

Предположение о «сходе козырька» может быть и неверным. Эти «козырьки» часто кажутся опасными просто потому, что видны. Но лавины нередко сходят и без всяких козырьков по разным причинам, - и из-за движения групп с перегрузкой склона, и из-за схода небольших лавин-лидеров из свежего снега, и часто просто от сильных порывов ветра.

Этот перевал Корнескорч - он по описаниям всего 500 м высотой. В отличие от перевала Эбру-Чорр, который имеет высоту 930 м, - это самый высокий перевал в Чуна тундрах. Лесная зона там, судя по описаниям, - примерно на высоте 400 м. Т.е. перевал Корнескорч всего на 100 м (условно) выше лесной зоны (хотя, конечно, условия произрастания леса могут быть разными в зависимости от микроклимата и почвенной подложки). И Корнескорч - некатегорийный перевал, - т.е. не считается сложным. Хотя, видимо, может быть весьма опасным, судя по описанию. На то, что трагедия группы Бахирева произошла в ущелье Корнескорч, кроме приведённого отчёта, указал ещё один свидетель – мастер спорта В.А.Борзенков (со слов А.А.Островского, - в 70-80-е годы начальника туристской КСС Мурманского областного Совета по туризму и экскурсиям).

Т.е., понимаете, - по неким "внешним признакам" перевал этот и невысокий, и нетрудный, как и пути к нему. И, видимо, не считался он и каким-то "опасным" до того, как эта трагедия случилась. А в 1969-м году там, в этом ущелье, случилась ещё одна трагедия, - уже с гибелью двух туристов от замерзания. Когда плохо организованная группа студентов из разных ВУЗов Москвы шла разобщено, в условиях пурги заблудилась и сильно поморозилась (об этом случае упомянуто в книге Ю.А.Штюрмера «Опасности в туризме, действительные и мнимые», М., изд. Балабанова, 2008, с. 93).

Из статьи «Царскосельской газеты» о мемориале:

«…По факту гибели студентов возбудили уголовное дело. Для участия в процессе привлекли известных спортивной общественности инструкторов по туризму В. Добковича и Гр. Усыскина.» См. [1].

Из книги Усыскина «Очерки развития отечественного туризма» (см. [2].

«…Широкое, все нарастающее развитие самодеятельного, спортивного туризма имело положительное значение. Но в то же время увеличилась и погоня за разрядами, на первый план выдвинулась формальная сторона дела. Наблюдалось стремление отдельных туристов к неоправданному риску, пренебрежение к мерам безопасности, увлечение походами в труднодоступные и малонаселенные районы. Все чаще встречались случаи неорганизованности и лихачества в туристских походах.

Тревожный сигнал о неблагополучии в спортивном туризме прозвучал в начале 1961 года. Катастрофа на Кольском полуострове. Целиком погибла группа туристов, семь студентов Ленинградского сельскохозяйственного института. Надо сказать, что район Кольского за эти годы стал буквально местом паломничества туристов. Сотни походных групп, тысячи путешественников со всей страны ежегодно, летом и зимой, пересекают из конца в конец этот замечательный край. Ленинградцам особенно близок и удобен Кольский для организации сложных походов. Кажется, невозможно найти в городе туриста-разрядника, который не побывал бы там хоть один раз. Именно поэтому у значительного числа участников и руководителей сложилось мнение, что Кольский полуостров почти то же, что и Карельский перешеек, ну разве только проезд стоит дороже Почему автор так подробно описывает район туристского путешествия, да и сам факт этого "ЧП"? Мало ли их было в туризме? Дело в том, что гибель в снежной лавине у перевала Эбру-Чорр ленинградских студентов повлекла за собой "снежную лавину" из бумаг самых серьезных организаций страны. 17 марта 1961 года Секретариат ВЦСПС принимает постановление, которым были упразднены Федерации и секции туризма при добровольных советах Союза спортивных обществ и организаций.

Причина? Гибель туристов в походах. И первый пример - гибель группы студентов Ленинградского сельскохозяйственного института Ленинграда. В постановлении было записано: "Запретить профсоюзным организациям и спортивным обществам организовывать и проводить с целью выполнения туристами спортивных нормативов дальние туристские походы в малонаселенные районы. Просить Центральный совет Союза спортивных обществ и организаций СССР рассмотреть целесообразность проведения дальних туристских походов с целью получения спортивных разрядов, а также пересмотреть правила организации туристских походов". В этом же постановлении обращалось внимание "на безответственное утверждение туристских походов маршрутными комиссиями для групп туристов, не имеющих достаточной подготовки". Последние строки не остались без внимания в ленинградских руководящих организациях. Было возбуждено уголовное дело против маршрутной комиссии областного совета, которая выпустила на маршрут группу студентов сельскохозяйственного института. Привлекли для квалифицированного участия в этом процессе двух инструкторов туризма - В.В. Добковича и меня, автора этой книги. Таким образом, я вплотную познакомился со всеми документами похода и участвовал в составлении экспертного заключения по претензиям, предъявленным к маршрутной комиссии "Буревестника".

Окончательно выяснилось, что группа туристов торопилась скорее выйти в Мончегорск. Заканчивался контрольный срок. Не дойдя двух километров до истинного перевала Эбру-Чорр, повернула в ущелье, которое, подобно воронке, с трех сторон замыкалось крутыми заснеженными склонами. От движения цепочки людей массы снега двинулись, а затем обрушились вниз, давя и сметая все на своем пути. Семь молодых ребят и девчат погибли под лавиной. Мы тогда отклонили все претензии к маршрутной комиссии. Все формальные требования были соблюдены. Но, так или иначе, постановление секретариата ВЦСПС отменяло спортивный туризм. Направленное по форме на прекращение несчастных случаев, это постановление фактически уничтожало организованный туризм: добровольные общества, клубы и секции путешественников стали терять к туризму интерес, он перестал расти туристами-разрядниками. И сразу пришла в действие своеобразная цепная реакция: в походы продолжало ходить молодежи не меньше, но группы никак не оформляли свои дальние маршруты, да и несчастных случаев не убавилось.

В июле 1961 года на конференции туристов Ленинграда было принято решение, где совершенно определенно высказывалось мнение о вредности постановления Секретариата ВЦСПС от 17 марта 1961 года, а затем и постановления ЦС Союза спортивных обществ и организаций от 30 марта 1961 года.

"Если в 1959-1960 годах только Выборгским Клубом туристов было организовано и выпущено 96 туристских групп в период очередных отпусков в дальние туристские походы, прошедшие безаварийно, - говорилось в этом решении, - то с весны 1961 года все группы уезжали без маршрутных листов, Клубом не выдан ни один маршрутный лист на многодневный туристский поход". Таким образом, в результате отмены правил организации и проведения туристских походов их подготовка и проведение ничем не регламентируются, никем не контролируются. Маршруты и снаряжение не проверяются. Как указывалось в решении, запрет сложных походов поставил под удар, в первую очередь, "массовые" формы туризма. Невозможно поднять массовость туризма до 20 миллионов человек без достаточного количества квалифицированных инструкторов туризма, которых дают спортивные формы туризма.

Массовый туризм и спортивный туризм, как подчеркивалось в решении, есть две стороны одного и того же явления, к отнюдь не обособленные и не противоположные формы туризма. Началась многомесячная битва за спортивный туризм. Письма и обращения шли со всех концов страны. Писали на адрес Центрального Комитета партии, лично Н.С. Хрущеву, в газету "Правда". И эта борьба не прошла даром. Руководящим организациям приходилось искать пути решения этой проблем.

Наиболее четко и профессионально сформулированы замечания по всем проблемам спортивного туризма в письме Президиума Федерации СССР председателю Центрального Совета Союза спортивных обществ и организаций СССР. Документ этот чрезвычайно продуманный и логичный. Вот как он начинался: Президиум Федерации туризма СССР считает, что "решение рабочей комиссии Центрального Совета о запрещении дальних походов, принятое без привлечения Федерации, вносит коренные изменения во всю туристскую работу, чреватые серьезными отрицательными последствиями. Вместо мероприятий, которые могут направить самодеятельный туризм, сделать его организованным и управляемым, предлагаются меры, которые неизбежно поведут к развалу работы в туризме, к росту "дикого" туризма и, как естественное следствие, к росту несчастных случаев и аморальных явлений". Там же указывалось, что "не принесет пользы и отмена разрядов в туризме, так как это в настоящее время единственная сила, благодаря которой удается привлечь людей, проводящих свой отпуск в походе, под общественный контроль, консультации и помощь. Ничего нового, более стройного и привлекательного не предлагается".

Президиум Федерации туризма внес конкретные поправки в проект постановления Президиума ЦС Совета Союза спортивных обществ и организаций. Наиболее существенными были предложения по изменению разрядных норм по туризму. В декабре 1961 года Президиум Центрального Совета Союза спортивных обществ и организаций СССР принял постановление "Об улучшении организации самодеятельного туризма и подготовке туристских кадров". Совет несколько смягчил резкий тон постановления Секретариата ВЦСПС, но суть осталась прежней: "Не изжиты случаи травматизма в туризме". Поэтому предлагалось организовывать самодеятельные путешествия II и III категорий сложности "прежде всего для выполнения заданий хозяйственных и научных организаций, разработки новых рекомендуемых маршрутов, подготовки туристских общественных кадров и повышения квалификации туристского актива". Таким образом, для широкой массы туристов походы высших категорий были фактически запрещены. Туризм был выведен из системы спортивных разрядов, то есть из единой спортивной классификации. Были разработаны нормы на значок "Турист СССР" I, II и III степеней, а также "Мастер туризма СССР".
К постановлению прилагалось 5 приложений:
1. Правила организации самодеятельных туристских путешествий на территории СССР.
2. Положение об общественных инструкторах туризма.
3. Программа и учебный план подготовки младших инструкторов туризма.
4. Положение о классификационных нормативах по туризму.
5. Программа и учебный план подготовки руководителей походов выходного дня.
Можно сказать, что это постановление подвело черту под определенным этапом организации туризма в стране. ВЦСПС решил провести реорганизацию системы управления в туризме и принял в 1962 году новое постановление "О дальнейшем развитии туризма", которое, в определенном смысле, положило начало новому этапу в развитии туризма в стране».

Конец цитаты

К сказанному Усыскиным можно добавить следующее: конечно, вся эта борьба вокруг самодеятельного туризма возникла не только из-за гибели группы ЛСХИ, - примеры таких Трагедий имелись и ранее (например, гибель 9 туристов группы Дятлова практически ровно за 2 года до гибели группы Бахирева). Все эти решения возникли в основном потому, что в начале 60-х годов произошёл резкий общий скачок аварийности в спортивном туризме. Особенно это касалось «студенческого» туризма, который тогда был в подчинении спортивного общества «Буревестник», - это был наиболее массовый отряд спортивного туризма. Как видно сейчас, - тогда возник сложный «клубок» объективных и субъективных причин, которые привели к росту аварийности спортивных походов. Туризм тогда быстро вырастал из «детских штанишек», и его старые организационные формы и требования уже не соответствовали новым условиям. Достаточно слабой была ещё и материальная база туризма, - прежде всего, в плане обеспечения групп добротным снаряжением (значительную часть которого туристы тогда изготовляли сами). Ещё не была создана система обучения туристских кадров для повышения квалификации руководителей и инструкторов турпоходов. Ещё не была создана туристская контрольно-спасательная служба (КСС появилась в 1972 году), не говоря уже о современной МЧС. А вся система организации маршрутных комиссий – МК (с 1964 г. – МКК) и система оформления маршрутной документации нуждались в серьёзной реорганизации.

Тогда ещё не было единой централизации туризма, - маршрутные комиссии (МК) подчинялись своим спортивным обществам, имевшим разную ведомственную принадлежность. Например, ДСО «Буревестник» подчинялось министерству Высшего образования, а ДСО «Трудовые резервы», - министерству Среднего специального образования. А студенты ВУЗов и учащиеся профессиональных училищ и были главным «контингентом» турпоходов. Понятно, что для ведомственных «чиновников от спорта» крупные трагедии с гибелью туристских групп и длительными, опасными спасательными работами были сильной «головной болью». Их вызывали на «комиссии», «материли» за допущенные «безобразия», накладывали партийные и служебные взыскания с угрозами лишения партбилетов и увольнения с работы. Понятно, что поэтому они вообще хотели «избавиться» от забот за такое «беспокойное» и столь плохо подвергающееся контролю «хозяйство», как самодеятельные туристские походы.

Очень не маленькими были и расходы на спасательные работы, которые брались с профсоюзных счетов предприятий и из областных административных фондов, предназначенных для социальных расходов. В начале 60-х годов это были десятки тысяч рублей, – сейчас это равносильно миллионам и десяткам миллионов. На такие средства тогда можно было построить порядка десятка квартир для семей, ютящихся в тесных коммуналках.

Отсюда и появилось это постановление ВЦСПС и другие акты, которые «упраздняли» турпоходы в рамках тех спортивных обществ, которые были связаны с ВЦСПС по профсоюзной линии. Руководство ВЦСПС фактически хотело уйти от всех «забот» о туризме путём его формального запрещения и «упразднения». Но остановить поток турпоходов таким постановлением было невозможно. В результате группы пошли в походы без оформления и почти без всякого контроля тех МК, которые прекратили свою работу, выполняя распоряжение ВЦСПС. И только те МК, которые ещё продолжали работать, ещё могли дать какую-то информацию о том, куда ушли отдельные «пропащие» группы туристов. А таких оказалось немало, - часть их вообще не вернулась, и разыскивать пришлось с ещё большими, чем ранее, трудностями (не только «техническими», но и административными). Дальше в результате развернувшейся борьбы туристской общественности (о некоторых особенностях которой пишет Усыскин) против этого постановления данная «инициатива» секретариата ВЦСПС была фактически «наказана». «Наказана» тем, что уже государственно-партийными директивами вся система туризма в стране была подчинена ВЦСПС и созданному внутри него Центральному Совету по туризму и экскурсиям, - ЦСТ и Э. Этот централизованный орган занимался и самодеятельным и плановым туризмом в СССР (создав для планового туризма систему туристских баз на основе тех профсоюзных и ведомственных турбаз, которые уже были созданы).

Тогда ещё не поняли, что, кроме организационных факторов, имелся серьёзный объективный фактор увеличения стихийности природы, ошибок людей и увеличения аварийности в виде аномально сильного 19-го пика солнечной активности (СА), в годы которого и на определённый срок после которого, аварийность увеличилась в 2 раза.

Был и серьёзный объективный фактор увеличения стихийности природы, ошибок людей и увеличения аварийности в виде аномально сильного 19-го пика солнечной активности (СА), в годы которого и на определённый срок после которого аварийность увеличилась в 2 раза. В результате число погибших туристов в 1960 году увеличилось по сравнению с предыдущими годами примерно в 2 раза. Погибло около 100 туристов, - точная цифра мне пока неизвестна, но эту приблизительную цифру нам сообщал упомянутый выше В.Добкович на занятиях школы инструкторов ЛКТ в начале 80-х годов (а ленинградские туристы были хорошо информированы). Число погибших, видимо, было больше, чем в «печально-рекордный» 1990 год (на 22-м пике СА), когда уже при большей массовости походов и при лучшей общей организации, из них не вернулись 77 туристов. Причём в тот же год погибло и рекордно большое за год число альпинистов – 65, и произошла самая тяжёлая до 2014 г. альпинистская катастрофа у пика Ленина с гибелью 43 человек. В «ближайший» к 1990-му, - 1989 год («пиковый» год СА) погибло тоже много – 76 туристов и 46 альпинистов. Картина «от 1981-1982»– весьма схожая с картиной 1960-1961 годов. Картины аварийности на пиках «от 1989-1990», да и «от 1980-1981» годов – весьма схожи с картиной от «1960-1961» годов.

Постановление секретариата ВЦСПС от 17 марта 1961 года и некоторые последующие акты имели тяжёлые последствия: в 1961 году погибло туристов ещё почти в 2 раза больше, чем в 1960 году, - около 200 человек. В качестве примера можно привести трагедию в Забайкалье с гибелью 4 человек в водном походе 27.07.61 г., - см. статью П.И.Бартоломея «Что было дальше? От одной трагедии к другой», «Уральский следопыт», № 1, 2009 г.

В 1960 году погибло 26 альпинистов, - это и по тем, да по нынешним временам было «много», - тоже примерно в 2 раза выше, чем в предыдущие годы (в 1958 и 1959 годах погибло соответственно 14 и 9, а в 1961-м - 10). Этот печальный «рекорд» 60-го года был «повторён» в советском альпинизме только за следующим пиком СА в 1971-м и превзойдён в 1972-м году с 31-м погибшим альпинистом. Вообще все «рекорды» аварийности и в туризме, и в альпинизме однозначно видны хронологически следующими сразу за очередными пиками СА на фоне общего повышения массовости походов и восхождений. Ясно, что после накопления энергетики СА на «пиках».

Такой трагический «оборот» дела из-за общего нарушения организации туризма в стране заставил серьёзно изменить и улучшить организационные формы самодеятельного туризма, который у нас в стране являлся и «спортивным» туризмом по своей сути и содержанию. Ясно, что решение секретариата ВЦСПС было по сути «волюнтаристским» (попыткой решить проблему «волевым решением» без учёта объективных факторов), - свойственным именно «хрущёвскому» времени. Спортивный туризм и аварии в нём нельзя было «отменить», как, например, нельзя ведь отменить «плохую погоду» или «отменить пожары». Есть объективные условия, тяжёлые проявления которых можно как-то предотвратить, смягчить, а в случае их возникновения – активно бороться с ними. Но избавиться от которых полностью нельзя.

И мне ясно: вот эта трагедия группы ЛСХИ сыграла определённую роль в исторических событиях начала 60-х годов и оказала влияние на дальнейшее развитие туризма.

Схема района Чуна Тундры («Гусиные горы») с окружением, а его описание см. [8]

Вокруг этой и других известных аварий возникли и легенды из-за неверно переданной информации. Ещё в начале 1959-го года стало известно о пропаже группы Дятлова на Северном Урале. В то же время в близком районе Приполярного Урала в феврале-марте 59-го совершала поход одна из ленинградских групп. Поход её был очень сложным и длительным, - на 33 дня, а прошли они около 600 км. Этот поход был кратко описан его участником, - членом ленинградской лыжной МК Воронковым О.К. - автором статьи в журнале ЭКС № 41 "К вопросу о судьбе группы туристов УПИ (в 1959 г.)". Когда они вернулись, до Ленинграда уже докатился слух о какой-то группе туристов, пропавшей на Урале, и некоторые люди подумали, что речь шла об их группе из Ленинграда. Видимо, отсюда и пошёл слух о другой погибшей в тех местах группе туристов из Ленинграда. Воронков, как член областной маршрутной комиссии в своей статье пишет, что никаких таких пропавших групп из Ленинграда в 1959-60 годах не было. Но через два года погибла группа Бахирева, - и неверные слухи о том, что на Северном Урале в районе «проклятого» перевала Дятлова и «горы мертвецов Холатчахль погибла какая-то «ленинградская группа» получили дополнительное «подкрепление» в виде этого факта, переданного с ошибкой без уточнения подробностей. Только вот группа Бахирева погибла вовсе не на «Урале», а в районе «Чуна тундры» на Кольском полуострове, где «тундрами» называют горы.

Ещё одна ленинградская группа, - группа П.А.Копытова из 7 туристов погибла 31 октября 1981 года под перевалом Воркеуай (в Хибинских тундрах), попав в снежную лавину в «малоснежных» условиях, когда Хибины ещё не были покрыты снегом (а снег лежал только в отдельных местах на вершинных частях гор). В этом случае авария тоже была следствием тактической ошибки. И, быть может, и ошибки ориентирования с выходом группы на потенциально опасный участок гор (на который ей МКК запретила выходить и записала запрет в маршрутную книжку). Есть ли мемориал погибших на Ворткеуае? Это для меня пока вопрос.

Свою группу дятловцы наименовали «группа «Хибина», - видимо, с мечтой совершить поход на Кольском. К сожалению, уроки дятловской Трагедии запоздали на 53 года. И не позволили предотвратить похожие трагедии на Кольском, в Саянах, на Полярном Урале, и в других горах.

Интересно, что события 1961 г. в несколько иной форме повторились через 20 лет, - в 1981 году, когда в походах погибло 73 туриста (в 1980-м: 53, - это тоже много, - и картина с 1960-1961 годами тоже сходная). Это случилось после 21-го пика СА (который прошёл максимум в декабре 1979 – январе 1980 года). Такой всплеск аварийности вызвал попытки поднять новую волну административных запретов и ограничений в туризме. Некоторые туристы связывали такой рост аварийности с введением общесоюзных соревнований на «лучшее туристское путешествии». Возможно, и эта причина сыграла какую-то роль, но вот фактор СА в этот период, видимо, был главным. После спада пика СА упала и аварийность. А на 22-м пике СА она «подскочила» ещё выше – до 77 погибших (только учтённых, а с неучтёнными жертвами, видимо, цифра была ещё большей).

У меня невольно возник вопрос, - является ли дятловская Трагедия близким аналогом катастрофы группы Бахирева и наоборот. «Дальние» аналоги, - это аварии групп с какими-то сходными признаками «ситуации» и событий Трагедии. При этом надо указать, - конкретно какие признаки у них являются сходными. «Близкие аналоги» характеризуются наличием сходства ситуаций аварий по главным их причинам, и по части отдельных второстепенных признаков сходства событий (такие сходства обычно обнаруживаются при анализе ситуации). Сходные события позволяют лучше связать события вместе, объяснить их естественными причинами и связать воедино всю картину событий. Например, разрез палатки изнутри ножом обычно вызван тем, что палатка придавлена выпавшим или лавинным снегом, - такая ситуация сразу получает естественное объяснение, которое может быть подтверждено и другими фактами. Поиск аналогов – это поиск и «юридической практики» расследования и «верных выводов» на основе накопленного опыта других аварий.

По наличию «лавины» (как первой важнейшей причины катастрофы) аварии групп Дятлова и Бахирева сходны. Причём в обоих случаях имела место «зимняя» лавина в разгаре зимы, - на стыке января-февраля месяца, - практически в одно время года (хотя и в разных районах). Обе роковые лавины сошли на открытой ветрам безлесной части гор. Сходны аварии и по «глубинному признаку» близости к 19-му пику СА, хотя авария группы Бахирева случилась уже на «спаде СА». Но «последействие» энергетики столь мощного цикла СА, как 19-й цикл, определённо имело место в течение ещё двух лет. Поэтому и по этому «аномальному» признаку сходство просматривается. Надо ещё проверить второй важнейший фактор Трагедии группы Дятлова, - наличие воздействия фронта циклона (этого «НЛО Трагедии группы Дятлова», - теперь однозначно опознанного, - «ОЛО»). Ясно, что в случае группы Бахирева нахождение в «зоне циклонической непогоды» существенно усложняло положение туристской группы ввиду усиления ветра, метели и - ухудшения видимости. Могли ли эти факторы реально быть причинами ошибки ориентирования с роковым уклонением в боковое ущелье, где группа и попала в лавину?

Метеокарты в день катастрофы и в «соседние» два дня я привожу. Карты дают распределение давлений и температур в 0 часов «по Гринвичу, - примерно в 2 часа ночи по «Московскому времени» в указанные дни (с разницей на 2 часовых пояса). Поэтому картина днём 31 января была чем-то «средним» между картиной 31 января и 1 февраля. Район лежит в центре Кольского полуострова, недалеко от Мончегорска (откуда в район обычно заходят туристы).

Карта давлений 30.01.61 (0 часов по Гринвичу и 2 часа по МСК, давление на линиях-изобарах – в гектопаскалях). В районе севера Кольского полуострова давление 993-994 гПа
Район Трагедии группы ЛСХИ на карте – центр красного кружка (Чуна Тундры)

Карта давлений 31.01.61 (0 часов по Гринвичу и 2 часа по МСК, давление на линиях-изобарах – в гектопаскалях). В районе севера Кольского полуострова давление пониженное 992-994 гПа

Карта давлений 01.02.61 (0 часов по Гринвичу и 2 часа по МСК, давление на линиях-изобарах – в гектопаскалях). В районе севера Кольского полуострова давление пониженное 993-994 гПа

Карта температур 30.01.61 (0 часов по Гринвичу и 2 часа по МСК, температура на линиях-изотермах – в &61616С). В районе севера Кольского полуострова температура минус (14-15) &61616С

Карта температур 31.01.61 (0 часов по Гринвичу и 2 часа по МСК, температура на линиях-изотермах – в &61616С). В районе севера Кольского полуострова температура минус (14-15) &61616С

Карта температур 01.02.61 (0 часов по Гринвичу и 2 часа по МСК, температура на линиях-изотермах – в &61616С). В районе севера Кольского полуострова температура минус (14-15) &61616С

Графики давлений, температур и скорости ветра в дни трагедии приведены в таблице ниже по данным ближних к месту трагедии метеостанций в Кандалакше и Мурманске. В Кеми данные мы тоже проанализировали, но эта метеостанция – дальше от места трагедии, - в 4.00 31.01.61 там наблюдался «снег сильный непрерывный». Температура задана в десятых долях градуса. Данные мне предоставил инженер-метеоролог Мошиашвили В.И. Его более тщательный анализ (с учётом метеоусловий в Архангельске, Кеми и на 6-часовых отрезках времени для всех четырёх метеостанций) показал, что холодный фронт медленно опускался на юг (одновременно двигаясь и на восток) с Кандалакши. Кандалакшу он прошел 29 января, далее в 04 часа по средне-гринвичскому времени (это 6 часов по «московскому») он был между Кандалакшей и Кемью, а в ночь с 30 на 31 он проходил через Кемь. Далее 31 числа фронт опустился южнее Архангельска. Таким образом, сильный ветер в районе аварии был на самом фронте и после его прохождения 30 -31 января, причем пик силы ветра приходился на 10-16 часов (12-18 часов по «Москве») 31 января. Примерно в это время и произошла трагедия.

Таким образом, ясно, что накануне катастрофы имел место снегопад, - этот фактор мог способствовать увеличению снегонакопления. А в день трагедии однозначно имело место усиление ветра, - этот фактор мог способствовать сходу лавины. По словам Мошиашвили в эти дни практически непрерывно мела метель (которая в условиях гор обычно серьёзно ухудшает условия видимости). Этот фактор мог способствовать ошибке ориентирования в условиях метели и роковому повороту группы в ущелье Корнескорч, где и произошла авария в результате схода лавины. По описанию событий, поза руководителя группы говорила о том, что он пытался выбраться из-под снега, но не смог это сделать. При откапывании группа поиска обнаружила над погибшим Бахиревым слой снега с минимальной толщиной 30 см (хотя сразу после схода лавины этот параметр мог быть и другим). Метеостанция Кандалакша Метеостанция Мурманск

Итак, по картам давлений и метеоусловиям ясно видно, что в дни Трагедии группы Бахирева север Кольского полуострова находился в зоне циклона (зона пониженного атмосферного давления), который медленно смещался в восточном направлении. 31 января-1 февраля район Трагедии находился в центральной зоне циклона, но на некотором удалении от его «ока» с минимальным значением давления. Температура воздуха находились на уровне минус (10-15) &61616С. Так что и по признаку наличия «циклона», влиявшего на погодные условия и условия видимости, просматривается сходство обеих Трагедий.

По метеоусловиям видно выпадение снега непосредственно перед днём трагедии. Этот фактор мог способствовать сходу лавины из свежего снега. Налицо наличие облачности, осадков и ветра, затрудняющих видимость. Все эти факторы в условиях среднегорья, видимо, были повышенными по сравнению с условиями равнинных метеостанций.

Между трагедиями просматривается сходство по высоте и отдельным параметрам рельефа гор района Чуна-тундры и Сев. Урала. Высшая точка – вершина Эбру-Чорр (по разным источникам от 1072 до 1115 м) близка по высоте к горе Холатчахль (1096), а высота перевала Эбру-Чорр (930) лишь немного превышает высоту перевала Дятлова (около 860 м). Оба района не отмечены, как районы с повышенной или даже средней лавинной опасностью. Высота перевала Корнескорч – всего 500 м, - и, тем более, ещё ниже расположено одноимённое ущелье, в котором и произошла катастрофа.

Между двумя трагедиями просматривается сходство по сложности и длительности проведённых спасательных работ. Поскольку поиски группы Бахирева тоже были длительными, опасными и сложными, с участием и туристов, и военных. Продлились они до начала июня (в конце марта нашли только Н.Макарову и Р.Бахирева), - длились около 4 месяцев (поиск группы Дятлова длился с 20 февраля до 6 мая, - около 2,5 месяцев, если считать от первых облётов района до окончания).

Продлились они до начала июня (в конце марта нашли только Н.Макарову и Р.Бахирева), - длились около 4 месяцев (поиск группы Дятлова длился с 20 февраля до 6 мая, - около 2,5 месяцев, если считать от первых облётов района до окончания).

Пока не совсем ясно, есть ли сходство по признаку, случилась ли катастрофа группы Бахирева на биваке или на переходе, - этот признак сходства может быть важен для установления непосредственных причин схода лавины. Они могли быть разными для этих случаев. Отдельные детали Трагедии группы Бахирева я ещё постараюсь уточнить. Такие истории нельзя придавать забвению.

«Общий взгляд» на обстоятельства самых крупных катастроф в лыжном туризме с гибелью целых групп в лавинах и от замерзания показывает, что большинство их происходит в усложнённых условиях непогоды. Сильный ветер и метель затрудняют ориентирование и все действия групп, приводят к возникновению и накапливанию тактических ошибок, ещё более усложняющих ситуацию и делающих её критической, опасной. Для крупных аварий характерны выходы групп на лавиноопасные склоны и установки биваков в потенциально местах, лавиноопасных и не защищённых от сильных ветров (на открытых частях гор).

И ещё стало ясно, что самые крупные аварии с гибелью целых групп туристов и альпинистов происходят не «когда-нибудь», а в большинстве случаев вблизи пиков солнечной активности. По неполному списку крупных трагедий с гибелью не менее 5 человек в 3 года, близких к 19-24-м пикам СА погибло 130 человек. А за 7-8 лет тех же циклов СА, удалённых от пиков СА погибло 40 человек. Статистика, указывающая на «убийственность» пиков СА. Я её ещё уточню.

Я буду признателен всем, кто сообщит мне дополнительные сведения о событиях Трагедии группы Бахирева. А также данные о других мемориалах на кладбищах разных городов, - некрополях туристских и альпинистских групп, погибших в походах и на восхождениях. Нам надо сохранить память о них для того, чтобы подобных трагедий случалось как можно меньше.

При очистке мемориала мне помогла Галина Ивановна Нузданова (МС по спортивной гимнастике), - мой «старый», добрый друг. А проверку метеоданных и выводов выполнил опытный инженер-метеоролог Владимир Исакович Мошиашвили. Им я выражаю свою искреннюю благодарность.

Помнятся «по ассоциации» известные строки:
«Наши мёртвые нас не оставят в беде,
Наши павшие, - как часовые,
Отражается небо в лесу, как в воде
И деревья стоят голубые, …
Отражается небо в глазах, как в воде -
Синь некрополя – думы былые…

Сохранение памяти павших для нас – это тот опыт, который добыт ценой крови и слёз. Его нельзя потерять, позабыть и не использовать, - иначе за него придётся опять платить новыми тяжёлыми потерями.


Е.В.Буянов,


В.И. Мошиашвили

1) http://www.tsarselo.ru/content/0/read3934.html.VEWJKHkcRBA Надежда Зайцева. «Казанское кладбище. Мемориал трагически погибшим в Заполярье. «Царскосельская газета» № 4 (9960) от 2 февраля 2012 года
2) http://www.tsarselo.ru/content/10/novosti-g-pushkin-carskogo-sela/memorial-molodym-i-otvazhnym-otrestavrirovan.html.VEWLBXkcRBA Мемориал «Молодым и отважным» отреставрирован. По материалам «Царскосельской газеты», июль, 2013.
3) http://nkosterev.narod.ru/met/ysuskin/ysus_11.html - Григорий Усыскин. «Очерки развития отечественного туризма».
4) http://nkosterev.narod.ru/met.html - нормативные документы истории туризма.
5) http://www.wetterzentrale.de/topkarten/fsreaeur.html - метеокарты.
6) http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=6885 – Людмила Донских. «Открытие мемориала погибшим альпинистам» (на скальном массиве Волчиха под Екатеринбургом),
7) http://slazav.mccme.ru/chun04ta.htm - Тарчевский А. «Чуна тундры и Монче тундры. Отчёт о лыжном походе 1 категории сложности».
8) http://poxod.ru/guidebook/kolapeninsula/p_kolapeninsula_chunatundratsr_a.html - Туристские путешествия по Кольскому полуострову. Путеводители. «Чуна тундры».


Отзывы (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 4.00
Сортировать по: дате рейтингу

Статья нужная, информативная. Спасибо!

Под перевалом Варткеувай (произносится туристами по-разному) со стороны Кировска есть памятный знак погибшей группе. Я сам видел его в марте 1991 проходя перевал. Руководитель Владимир Цвирко (погиб через два месяца в водном походе на Кавказе - светлая память!) тогда сказал, что погибшая группа пыталась использовать небольшую впадину на безлесном выкате склона чтобы укрыться от внезапной непогоды. Там их накрыла лавина. Откуда были взяты эти сведения он не сообщил.
 
Письма в редакциию не доходят...

Редакции: у меня не проходят письма к Вам (по адресам с расширением ...@mountain.ru) . Посылал несколько раз две новые статьи (причём с разных компьютеров) - письма возвращаются. Одно из писем - по данной теме. Почему-то почта их возвращает. По телефону связаться не смог. В чём дело, коллеги? Какая-то неполадка, или намеренная блокировка?.. Ранее: Я уточнил список крупных трагедий туристов и альпинистов вблизи и вне зоны пиков СА с числом погибших не менее 5. Получилась следующая картина: за 3-3,5 года вблизи пиков СА 19-24 солнечных циклов случилось 12 крупных катастроф с гибелью 128 туристов и альпинистов. За остальные 7 спокойных лет всех этих 19-24 солнечных циклов произошло 17 крупных трагедий с гибелью 122 человек. Так что вблизи пиков СА концентрация погибших примерно в 2 раза больше, чем в "в годы спокойного Солнца". Георгию Шпунтову (написано ранее): да, памятные знаки на месте гибели многих групп имеются. Но это - именно "мемориальные знаки", а не "мемориалы" на месте захоронения. Да, имеются вблизи мест гибели и мемориалы с захоронениями. Но они посещаются относительно редко проходящими группами и мало доступны. Судя по описанию лавинщика Юрия Леонидовича Зюзина (он участвовал в длительных раскопках) в книге "Хибинская лавиниада" группа Копытова, погибшая на Ворткеуае была накрыта лавиной в геологическом "разломе", - в это потенциально опасное место ей было вообще запрещено выходить указанием МКК (по записи в маршрутной книжке). Видимо, их накрыло на марше: они лежали под снегом цепочкой, причём на 3 или 4-х (точно не помню) из них были лыжи. Случай кажется парадоксальны: их накрыло лавиной в ноябре, - в период, когда горы ещё не были покрыты снегом (снег выпал и держался только на отдельных вершинных частях гор). Ранее: В начале статьи у меня всё же "проскочили" две неточности: фразу "Картина " от 1981-1982" - весьма схожая с картиной "от 1960-1961", - следовало записать: "Картины аварийности после пиков СА "от 1980-1981" и "от 1989-1990" весьма схожие с картиной "от 1960-1961" годов. В 1980-м погибло 53 туриста (в 1981-м - 73, в 1982-м - 36)) и 39 альпинистов (в 1981-м - 33, а в 1982-м - опять 39). В 1960-м погибло 26 альпинистов - по тем временам это много (в 1959-м было 9 погибших, а в 1958-м: 14). И в начале допущена неточность насчёт того, что спасработы группы Бахирева продолжались до "марта", - эта неточность исправлена во второй части статьи (они продлились до июня, а в конце марта нашли только тела Бахирева и Макаровой). Температуры на графиках даны в десятых долях градусов Цельсия, - отсюда и возникают "сотни" по оси ординат... http://www.risk.ru/blog/198389 - вот здесь есть фото памятника группе Игоря Ерохина (публикация Г.А.Старикова).
 

Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100