Автор: Алексей Заводский, Москва

Затерянный Непал. Джумла. Мугу. Долпо. Часть - 2

Часть в которой я добрался до озера Рара и почувствовал себя на своём месте:)) День - 5.

Ночью мне снилось море. Чистейшая голубая вода, цвет и чистота воды до сих пор стоят перед глазами, приятный сон.

Уром из спальника выползать было не охота. Да чего так холодно в конце концов? Время 6:30 а солнце только только начинает выползать из-за гор, пока не дойдёт до меня теплее точно не станет. Всё таки в ноябре день значительно короче, в 5 ещё ночь а в 17 уже тоже считай ночь, по температуре так уж точно, не так много времени для манёвров.

Холодно или тепло, а вставать надо! Вылез из спальника, нацепил пуховик и пошёл на ручей умываться. А вот ледяную воду по утрам я люблю вне зависимости от уличной температуры, оно пробуждает, бодрит и заряжает энергией на действия. Завтрак получился офигеннейшем. Овсянка, сухофрукты, много сухого молока и орехи. Наелся до отвала.

Но отваливаться некогда, пора собираться и двигаться дальше.
Собираюсь:)

Пройдя небольшую деревень близь которой я ночевал, начался затяжной спуск, спустившись где-то на две третьих я вышел к одиноко стоящему домику, за невысокой оградкой бабушка доила корову.

Увидев меня бабушка засмеяла и что-то у меня спросила, но я не понял. В таких случаях я обычно мохал рукой по направлению своего движения и говорил: "Рара", мол туда я направляюсь, но вот только не всегда местные спрашивали меня куда я иду, часто они задавали вопросы которые я не понимал, но всё таки чаще всего первое, что меня спрашивали это один ли я:)

В общем посмеявшись с бабушкой я остановился на небольшой привал у, интересно выполненного, умывальника, а вскоре ещё и две тётки с какими-то тюками подтянулись.

Напились воды и закурили.

Тётки ничего не спрашивали, только смотрели на меня, хихикали и переговаривались о чём-то, после чего хихикали громче)). На то что я их фотографирую внимания не обращали, точнее обращали, видно, что это происходит с ними не часто, но им это скорее нравилось и было интересным. Докурив сигарету, одну на двоих, тётки взвалили на себя свою поклажу и пошли выше, я было тоже собрался уходить, но тут принесли труп. Да, самый настоящий труп, принесли откуда-то снизу и понесли дальше куда-то наверх.

Носильщики трупа не были грустны и хмурны, наоборот, что-то горячо обсуждали и смеялись. Увидев меня, притихли. Кто-то поинтересовался куда я иду, услышав ответ "Рара", значительно закивал. Труп ушёл вверх)), ну точнее носильщики с трупом, а я продолжил спуск.

Спуститься пришлось в самый низ, к небольшому деревянному мостики, мосты тут кстати практически все старые, деревянные, но крепки и идти по ним можно не менее уверенно чем по новым подвесным.

После моста тропа шла какое-то время по относительно ровной местности вдоль реки, а затем начала карабкаться вверх по правому склону, затем ещё вверх и ещё, потом вниз и снова вверх, короче лёгкой тропу не назовёшь приличные такие качели на протяжении всего дня.
То там то сям приткнулись на склонах простенькие домики.

Проходил плицейский чек-пост, чек-пост не для туристов где проверяют пермиты, а просто полицейский чек-пост куда фиксируют всех проходящих здесь вне зависимости от национальности и целей визита. Но журнала у них два, один для местных, а другой для приезжих, причём тот что для местных это не имеется ввиду для непальцев, а имеется ввиду для тех кто живёт в окрестных деревнях, а журнал для приезжих это для всех приезжих, как иностранцев, так и непальцев, ну допустим тех, кто прикатил из Катманду и решил сходить поглазеть на о. Рара. Так вот, я попросил взглянуть на этот журнал и обнаружил там за этот год около 90 записей, из них примерно половина это непальцы и индийцы, а остальная половина это туристы из Европы, Америки и т.д. То-есть около 45 иностранцев за год ходили по этому маршруту, получается как-то так, а это ещё достаточно популярное направление в этом регионе, всё таки озеро Рара, самое крупное озеро в Непале:) Вот такая получается статистика, несопоставимая со статистикой в районе Аннапурны или Эвереста:)
А это местный полицейски со своим приятелем, приятеля очень заинтересовали мои трекинговые палки:)

А ещё ко мне сегодня прицепился непалец, молодой паренёк который идёт в том же направлении что и я, он двигается в Гамгади (Gamgadhi), это крупная деревня, районный центр региона Мугу, находится недалеко от озера Рара. Так вот идём с ним сегодня почти весь день вместе, он практически всегда молчит, видно что английского у него считай что нет, но идёт зачем-то со мной рядом, даёт понять что хочет идти вместе. Ну вместе так вместе, вместе же оно всегда веселей:) В какой-то момент непалец, а зовут его кстати Напас, ушёл вперёд, а я уже начал присматривать место для обеда, но дойдя до деревни Чаута (Chautha) я обнаружил Напаса сидящим на лавке и ожидающим меня. Вот тут-то я и пообедаю.
Пока мутил обед, смотрю у уличного крана бабулька моет голову. Хорошая идея, подумал я и тоже решил помыть, а то уже пятый день я ничего кроме лица рук и ног не мыл))

Ну а потом я сварил себе лапши и заварил чаю. Пока чай заваривался из-за угла вышел иностранец с рюкзаком, завидев меня он сразу же подошёл, поздоровался и уселся рядом. Иностранец оказался швецарцем, а вот имя его я к сожалению не запомнил. Со швейцарцем мы долго пили чай, угощали друг друга ништяками и рассказывали друг другу кто где был и что видел. Он уже не первый раз в Непале, был в разных местах, а теперь вот решил посмотреть озеро Рара, посмотрел и идёт обратно. Просидели мы с ним часа два, я всё продолжал заваривать чай, а швейцарец время от времени покуривал, но как бы круто не было общаться, нам всё же пришлось пожать друг другу руки и разойтись в разные стороны. Идя уже по тропе к деревне Бульбуле я отметил, что всё таки не хватает мне общения, вроде ещё только петый день пути, но все эти дни я толком ни с кем не разговаривал и только встретив собеседника, стало понятным, насколько я заскучал по беседе. Таковы особенности путешествия одному, но зато кто пробовал, тот очень хорошо представляет насколько это качественно промывает мозги!!!

Поскольку со швейцарцем мы засиделись, то дальше Бульбуле смысла идти уже не было, солнце клонилось к закату. Напас, кстати, всё это время, что мы протрындели со швейцарцем, ждал меня, он настроен был идти вместе и когда услышал, что я хочу остановиться в Бальбуле, то расстроился, так как планировал пройти ещё. А я никуда не торопился, так и так до Рара ещё далеко и в любом случае добраться до озера сегодня не грозит. Так что я остался в Бальбуле, а Напас сперва хотел пойти дальше, но потом всё таки тоже остановился на постоялом дворе и пошёл со мной вниз к реке наблюдать как я буду возиться с палаткой. Вообще палатка его интересовала, он не мог взять в толк, что в таком относительно не большом рюкзаке могут поместиться и тёплые вещи и еда с газом и спальник, да ещё и палатка. Но при организации мною лагеря, он всё увидел собственными глазами. Да, оказывается всё это может поместиться в таком относительно не большом рюкзаке:)

Удовлетворив своё любопытство Напас ушёл на вечерний далбат, а я пошёл в деревню мутить яйца)))

Как спросить яйца по-непальски я знал и не рассчитывал на затруднения по их добычи, но оказалось что не у всех они есть, только в одном доме я получил утвердительный ответ на свою просьбу и далее оставалось только договориться о цене. Сошлись на 30 рупиях за штуку. Возвращаясь с яйцами к палатке я был доволен. Во-первых у меня были яйца на ужин, а во-вторых мне понравилось взаимодейсвовать с местным населением и напрягать свой мозг, вспоминая и пытаясь правильно выговорить, непальские фразы.

Пришёл к палатке, а тут баранов с выпаса домой погнали. Бараны обходили мою палатку стороной, а пастухи и пастушки останавливались и смотрели на меня и палатку удивлёнными глазами, но ничего не спрашивали:)

А вот и ужин с яйцами))

После ужина развернул карту! Ах да, швейцариц подарил мне свою карту, так как на моей нет части пути южнее о. Рара, а ему она уже была не нужна, вот он мне её и оставил, а там полностью все окрестности озера, часть Долпо и часть Мугу. В тот вечер я и заметил на карте тропу от озера уходящую в глубь Мугу, а затем и в верхнее Долпо, стало сразу интересно, что это за тропа такая и есть ли там эти деревни, что обозначены на карте и что это за такой большой кусок вообще без деревень, но всё таки с тропой. Вопросов было много, но всерьёз я не стал рассматривать идею идти в ту сторону, я как-то был заряжен на Хумлу и Симикот. А ещё я сегодня придумал трек на Пун хилл в район Аннапурны. Простой не дорогой, но прикольный и ещё можно заодно на парапланчике полетать, надо обмозговать эту тему и прикинуть програмку:)

После захода солнца я снова поразился насколько стало холодно, после дневной жары, да, именно жары, вечерний думак воспринимался как что-то из ряда вон, солнце ещё не успело сесть за гору, а лужи уже подёрнулись коркой льда, сырая земля на глазах превращалась в камень, надвигался уверенный минус. Но зато какое небо над головой!!!! Абсолютная ястность, млечный путь распластался по всему небосводу от горизонта до горизонта, я сидел высунув голову из палатки и не мог оторвать глаз. В это время на моём айфоне звучал рассказ из радиопередачи Модоль Для Сборки под названием "Когда меня отпустит?", очень в тему, вот и я думал тоже, когда же меня отпустят эти горы, столько времени провожу в Гималаях и не перестаю наслаждаться ими!

Ну и не удержался от ночной съёмки)), айфон конечно не тянет, пообещал себя что больше не буду заниматься ерундой, айфон для этого не годится:)

Выходя перед сном из палатки в туалет, заметил пару светящихся глаз неподалёку от моей палатки, по глазам было видно, что животное не большое. В свете фонаря я видел только глаза, света не хватало чтобы осветить само животное. Но мне то интересно и я начал приближаться не отводя фонаря. Я понимал, что за лучом света животное не видит меня, но безусловно понимает, что я приближаюсь. Совсем близко оно не подпустило, но мне всё таки удалось разглядеть его, что-то типа небольшой лисицы или койёта, в общем что-то типа того.
Удовлетворив своё любопытство я пошёл спать:)

Данные с GPS:
  • Высота - 3175 м.
  • Расстояние - 18,4 км.
  • Время в движении - 4ч 25 минут.
  • Сред. скор. в движении - 4,2 км/ч
  • День - 6.

Утро меня не порадовало. Небо было подёрнуто пеленой облаков, а посему на солнце в скором времени рассчитывать не приходилось. И какой же был дубак в то утро… Многие могут подумать что я не люблю холод, но напротив, к холоду я отношусь лучше чем к жаре, вообще нормально переношу. Тут же скорее меня удивляло несоответствие жары днём и откровенного дубака вечером и утром на относительно небольших высотах.

Палатку я собирал в перчатках, так как в пору было отморозить себе руки, а снимать с себя пуховик чтобы двигаться в путь, было настоящим испытанием. Пока я занимался сборами подошёл Напас и мы вместе двинулись дальше.

Я поинтересовался у Напаса по поводу зверя, что приходил к мой палатке вчера. Напас сказал, что это шакал, что их тут много и они не опасны. За опастность я особо не переживал, мне было просто интересно кто это:)

Надо сказать, что сегодня у нас сним общение выходило лучше чем вчера, было видно, что Напас английский учил, но без практики получалось говорить и вспоминать нужные слова у него туго, но к середине дня мы всё же что-то узнали друг о друге. Напасу 22 года, он не женат и учится в каком-то колледже в Джумле, зачем он идёт в Гамгади я так и не понял, но наверное это и не так и важно.

После Бульбуле был ещё один чек-пост на котором меня тоже записали:)

Ближе к обеду небо прояснилось и началось конкретное пекло, замечу сразу, что за все последующие дни облаков я больше не видел, каждый день был абсолютно ясным. Отмахав часа три мы остановились на привал. Пока пили и перекусывали моими трекерскими батончиками к нам подошла парочка нагруженная какими-то мешками. Парень и не молодая женщина, Напас их знал, о чём-то потрындел с ними и дальше мы шли уже вчетвером. парень с женщиной всё расспрашивали Напаса про меня, а тот им слил всё, что ему было известно. Я поинтересовался у парня сколько килограмм он несёт в своих мешках и тот ответил что 40! Я скептически отнёсся к этой цифре и мы договорились попробовать ношу друг друга при следующей остановке.

А вот и остановка, я пробую ношу нашего попутчика. Конечно никаких там не 40 кг., от силы 30!

Время подходило к обеденному, я уже изрядно проголодался и предложил Напасу остановиться на ланч, а тут и деревенька какая-то как раз замаячила.

Как и вчера я был намерен готовить обед сам, а значит кроме воды мне больше ничего не требовалось. Деревенька возле которой мы остановились называлась Пина и она уходила вниз по склону от дороги, в самом верху стояло одинокое сооружение, а рядом с ним лавочки и столик. Вот тут мы и остановимся. Оставалось только найти воду, но если есть деревня значит есть и вода. Оставив рюкзаки у столика мы с Напасом отправились на поиски воды.

Деревня мне сразу понравилась, ну очень настоящая и живая. Мазанные домики, земляные крыши и колоритные местные и все смотрели на меня как на инопланетянина. Напас объяснил цель нашего визита и мы отправились в один из домов за водой. Пока мы ходили туда-сюда за нами собрался хвост из ребятни, да и взрослые отложили в сторону свои дела чтобы посмотреть на нежданного гостя. Все пытались меня что-то спрашивать, но подавляющее число вопросов я не понимал. Тогда все они накинулись на Напаса, который довёл до них всю, ну или почти всю информацию которая их интересовала. Я же чувствовал себя каким-то Индианом Джонсом в затерянном городе, при этом постоянно крутилась мысль, что это только начало моего путешествия, что же будет в более отдалённых деревнях?)

В общем мы вернулись обратно на лавку и я начал мутить обед. Но поскольку уже вся деревня знала, что к ним пожаловал иностранец, то вдвоём мы с Напасом не остались. Сперва пришёл хозяин магазина. Да, то сооружение рядом с которым мы остановились оказывается был местным магазином, только закрытым, но по такому случаю хозяин отпёр дверь и мы вошли внутрь. А внутри было прохладно! О да, я понял чего мне не хватает, прохлады, уже несколько часов мы поджаривались на солнце и очень хотелось от него куда-то скрыться. Я попросил разрешения приготовить обед внутри и посидеть за приткнувшимся в углу столиком. На улице было реально невыносимо. Вот уж действительно резко-континентальный климат. Пока суть да дело, а народ из деревни продолжал подтягиваться, всем же интересно чем там занимается иностранец. Сперва пришли дети, потом взрослые, потом взрослые с детьми и вот нас уже целая толпа. Я на ломаном непальском пытался задавать какие-то вопросы, местные же, поняв что от меня толку не добиться, всё больше обращались с вопросами к Напасу. В общем проторчали мы там часа два с половиной, во-первых потому что было интересно и весело, а во-вторых уж очень не хотелось идти по этой триклятой жаре. В результате самый солнцепёк мы переждали гоняя чаи и пытаясь разузнать о друг друге побольше! А вообще тут симпатично:)

А это мы с Напасом.

Вышли мы на тропу уже после трёх, солнце поубавило свой пыл, да и от склонов гор поползли длинные тени. Пройдя ещё какое-то время мы с Напасом попрощались, ему прямо в Гамгади, а мне налево и вверх по короткой тропе к озеру Рара. Тропа круто забирала вверх к небольшой деревеньке на склоне.
    В деревеньке.

От неё ещё вверх к лесу и далее по лесу ещё вверх к одинокому домику и далее ещё чуть вверх, а вот уже потом начинается пологая равнина. На равнину я вышел уже в сумерках, начало резко холодать и я остановился чтобы одеться. Озером ещё и не пахло, а светового дня оставалось максимум на пол часа. Я взвалил свой рюкзак и максимально быстро зашагал по тропе. Когда я понял, что озеро уже вот-вот должно показаться были уже поздние сумерки, а пока я прошёл вниз сквозь достаточно плотный лес, то и вовсе стемнело, но выйдя к озеру на открытую местность я всё таки отметил, что ночь ещё не наступила, виднеющиеся белые пики далёких гор подсвечивались алым светом уходящего солнца. Фууууу, успел!

Озеро мне сразу понравилось, да и всё что его окружало выглядело тоже круто. Со всех сторон зеркальную гладь воды поджимал густой хвойный лес, он только отступал небольшой полянкой в том месте где тропа выходит из леса и на другом берегу виднелась небольшая проплешина с несколькими домиками, по всей видимости это была деревня Рара. И всё, никаких строений больше не было видно, по всей окружности только лес, лес и ещё раз лес. А на северо-востоке виднелись белые шапки уже приличных гор. Всё выглядело круто! Волшебно! Меня сразу зацепило.

Палатку ставил уже в темноте, но это нормально, главное что я на месте, воды хоть отбавляй, меня ничего не тревожило.

После ужина вышел из палатки и погрузился в магию ночи, какая может быть только в отдалённых горных районах. Абсолютная тишина! Млечный путь во весь небосвод! Нереальность происходящего. Погружение в другую реальность! А ещё плюс ко всему на северо-востоке горел лесной пожар на склоне одной из гор и это превращало всю эту картину в полный сюр. Уже трудно было представить, что существует какой-то другой мир, да и какой вообще этот мир? А какой тот, в котором находился я сейчас??? Я запутался)). Чувство отрешённости и радость одиночества захлестнули меня, этот микс я обычно испытываю в горах, когда где-нить у чёрта на рогах шляюсь один с палаткой, последнее время это удавалось мне не так часто и посему я наслаждался! Наслаждался одиночеством и тишиной!

А через какое-то время поднялась луна и всё снова преобразилось. Луна вставала как раз со стороны пожара, картина была нереальной, в этот момент я пожалел, что не взял с собой хорошую камеру)).

Данные с GPS:
  • Высота - 2971 м.
  • Расстояние - 24,05 км.
  • Время в движении - 5ч 18 минут.
  • Сред. скор. в движении - 4,5 км/ч.
  • Карта пройденного пути!

К предыдущей части _____________ Продолжение следует..