Люди и горы > Владимир Марков >

Исповедь одиночки

Читайте на Mountain.RU :
О Камчатке

Понедельник 18 апреля 2005 года. После эпопеи штормовых дней под вулканом Корякская сопка один день пересиживал в городе Петропавловск – Камчатском. За один день успел все. Утром проводил в аэропорт своего напарника, Сергея Колотухина. Закупил продукты на 12 дней для одного человека. Перезвонился с Владиком. Решил все организационные вопросы. Даже по интернету успел полазить. Сергей, до конца не мог понять с кем я иду. Я его успокоил. Напарников у меня «пруд пруди». На самом деле все оказалось намного сложней. Александр Биченко работал с клиентами, остальные исполняли роль примерных отцов. Что теперь останавливало меня? Да ничего. Закупил билеты на автобус до города Ключи. Погулял по вечернему городу. Собрал огромный рюкзак - и баиньки.

Вид на вулкан Ключевская сопка с домика
вулканологов
Вторник, 19 апреля 2005 года. 8-00. Мне объявили утром радостную новость: автобус до города Ключи последний. Переправу через реку Камчатка по льду закрывают и ждут ледохода на реке. Затем ставят паром. Транспорт потом будут переправлять на пароме. Все это мероприятие займет неделю. Мне как-то это не трогает. Я буду еще на верху. Все пока стыкуется по времени. Маршрут в один световой день на автобусе изнурительный. Хорошо еще, что это «Пазик» - автобус оборудован как «дальнобойщик», в нем есть видеомагнитофон. Несколько продолжительных остановок за день. Обед в столовой и мы, наконец, подъехали к реке Камчатка. Нам торжественно вручают багаж. По льду шлепаем на другой берег – там автобус уже ждет. Грузимся и едем в Козыревск. В Козыревске узнаю информацию о Толбачинском доле. Ходит ли до Подковы автотранспорт? Отвечают кратко: «Нет». Лес там не берут. Дороги не ухоженные, снега много. У меня сразу отпадает вариант повторить поход начала 80-ых годов. Отдохнув в поселке 20 минут, сел в автобус. Быстро едем в конечный пункт - город Ключи.

Город Ключи не изменился: грязно, лужи, бараки. Военный городок - единственное место, где «летуны» придерживаются правил этикета. Военный городок получил статус города. Советую всем путешественникам туда без разрешения не ходить. Или не наглеть, в крайнем случае. Гостиницы в поселке гражданском нет, дело безнадежно зачахло. Мне посоветовали пойти на станцию вулканологов. Там меня принял добродушно руководитель. После короткого разговора выделил огромный деревянный дом. Куча комнат, большая кухня, чистенько. Я рад. Вечером созвонился с моим домом. Все здоровы. Волнуются за меня. Что я один иду, никто не знает. Не хочу проблем. Хочу просто на вулкан Ключевская сопка. У вулканологов взял информацию по работе вулкана. Мне сказали кратко, он еще не утих и по активности ему можно присвоить 2-3 категорию. Делал умное лицо, что все понимаю, пошел спать. Завтра выход в четыре утра. За один световой день мне нужно проскочить все преграды. Дойти до шестигранного каменного домика вулканологов. Домик находится под Крестовским вулканом. Раньше за один день с командами я не доходил. Сейчас выбора нет - либо рыть пещеру, либо спать в домике.

Среда, 20 апреля 2005 года. Подъем в 2-30 ночи. Сытный завтрак. Быстрые сборы. В 4-00 выхожу на улицу. Камчатка - чудный край. У дома надеваешь лыжи - и попер по огородам напролом в лес. Затем боевой проход по военному городку. В 5-50 вышел на взлетную полосу аэродрома. Как не крути - чтоб попасть на дорогу, которая идет в сторону вулкана, нужно просто пройти аэродром. Все спят, кроме собак. Лай меня не трогает. Скорей бы выйти на дорогу. Пошел легкий снег. Фирн великолепный. В 6-30 утра резво набираю высоту по дороге на «20-ку». Все, теперь мне и «черт не страшен». Впереди я и Вулкан, два субъекта Российской Федерации.

В 7-50 прошел траверсом небольшой конус прорыва вулкана и вышел на огромный овраг. Пересекаю овраг. Попадаю на плато с мощными стволами берез. Дороги дальше не будет. Медленно набираю высоту. Ориентирования никакого. Видимость отличная. Я в этом месте уже в четвертый раз. Одиночное мероприятие у меня не впервой проходит. Чтоб понять человека, который один на один остается со стихией нужно просто это проделать самому. Но начать с простого. Сам питаюсь, сам перекуриваю, сам себе отдаю приказы, сам же их выполняю. Строго по уставу горной жизни. Внизу остается «20-ка». Ну вот, первые признаки извержения - гул со стороны вулкана Ключевская сопка. Точно – работает!

Сам вулкан пока не виден из-за второго мелкого конуса. На него я не лезу, а иду на перевал. Натыкаюсь на следы снегохода. Тоже мне «рокеры». Как нужен транспорт, куда-то все исчезают. Встаю на колею бурана. Чувствую себя как на асфальте, так утрамбовывали снег. Но колея вскоре уходит в сторону, мне не по пути. В 10-30 утра поднимаюсь на перевал. Снег усиливается, видимость 100-200 метров. Выхожу после маленького конуса вулкана на большое плато. Лихо двигаться по сухому снегу – на камус не липнет снег. Проскакиваю плато. Затяжной крутой подъем на гребень хребта. Идти приходится, закладывая серпантин. В 11-15 выхожу на гребень. Если неправильно выйти на верхнюю часть хребта (из-за плохой видимости), можно попасть в полосу сплошных оврагов. Поэтому в тумане нужно просто тупо набирать высоту и держаться хребта. Снега много. Камней практически нет. Видимость резко улучшилась, стало видно до одного километра вокруг. Впереди должна быть огромная скала черного цвета. Ее нужно обходить слева. Пока я ее искал, набрал резко высоту и тогда только понял, что я на ней. Пришлось спуститься вниз. Немного потерял время.

В 13-00 встал на большой перекур. Быстро поставил горелку, растопил снег. Порридж, чай, колбаса. Есть не хочется, только пить. Иду довольно быстро. Есть шанс дойти до домика. Усталость от рюкзака накапливается. А впереди, как минимум, еще пять часов изнурительной работы. В 14 - 00 продолжаю движение. После черных скал подъем по наклонному плато между двумя оврагами. Выглянуло солнышко. На тебе, по полной программе. Снег липнет на камус. Часто приходится его счищать. «Час от часу не легче». В одном месте не выдержал и снял камус. Пошел серпантином. Иду медленно. На втором продолжительном взлете скорость совсем упала. Солнце садится. Мороз, я спасен. Темнеет быстро, спасает то, что я хорошо знаю эти места. В полной темноте ныряю в бездну. Крутизна поражает. Съезжаю по склону вниз. Понимаю, что спустился в озеро. Еще один взлет - и домик. В 22 - 00 подхожу к домику. Дверь, как обычно, засыпана по самые «уши». Достаю лопату. Тридцать минут работы - и я в домике. Снега внутри дома почти нет. Делаю ужин, стелюсь. Все классно. Это мой своеобразный рекорд. Но для камчадалов – это обычный рабочий день. Завтра по плану рою пещеру на плато между вулканом Ключевская сопка и вулканом Крестовский.

Домик вулканологов, пристанище для
путешественников
Четверг, 21 апреля 2005 года. 8 – 00. Подъем. Сразу пластыри на ноги. Медленно собираюсь. Дойду в любом случае, день будет по километражу не тяжелый. В 10 – 45 выхожу на маршрут. Траверсирую большой овраг. Прижимаюсь к склону горы. Честно, идти неприятно. Склон нехороший, снег ухает большими плитами. Выхода нет. Преодолеваю этот участок. Крутой подъем - и я на гребне.

Погода меняется на глазах. Вулкан то
исчезает в облаках, то показывает свои склоны.
Время - 12 – 45. Вперед, по наклонному плато под вулкан Крестовский. Перекуры, перекусы - строго через час. Привык, иногда не смотрю на часы. «Спинным мозгом» чувствую, что иду около часа. Видимость - хорошая для Камчатки. Ветерок, идти просто классно. Тучи. Солнца нет. Значит, не будет подлипа на камусе. 14 – 30. Движение проходит вдоль черной гряды камней. Сел туман. Впереди, справа, должна быть огромная скала. Хотел под ней обедать. Не получилось. Обедаю в «чистом поле». Медленно, но круто набираю высоту. Только чутьем чувствую, где вулкан Серединный, где Крестовский. В 17 – 30 подхожу под черную скалу. Траверсирую ее… ну очень долго. Стал быстро уставать между переходами. Вчерашний день дал о себе знать. Выхода нет. Стиснув зубы, иду к перевалу между вулканами Серединным и Крестовским. В 21-30, наконец, залез на перемычку. Долго не засиживаюсь. Резво спускаюсь на плато. Двигаюсь вдоль склона вулкана Крестовского. Сразу попадаю в овраг, ищу наддув для пещеры. Не так это и просто. Кругом фирн. Наконец методом «тыка» нашел место «легкого» снега между слоями фирна. Рыть еще нужно дай бог. Чтобы описать, как рыть пещеру во весь рост одному человеку, нужно просто писать отдельную статью.

Панорама двух исполинов

Пятница, 22 апреля 2005 года. 4 - 00. Полностью подготовил пещеру для жилья. Спальня, кухня, прихожая. Короче - «малосемейка», хоть в аренду сдавай. Одежда отсырела. Нужно просушиться. Поужинав около четырех часов утра, я, наконец, залез в спальник и упал «во мрак». Проснулся в 10 – 00 утра, вытащил на поверхность все снаряжение. Солнце, ветер, иногда поземка. Весь колорит Камчатки. Сохнет зато все со скоростью света. Взял фотоаппарат и пошел смотреть путь подъема на вулкан Ушковский. Гулял больше двух часов. Сделал кучу фотографий. «Дернул меня черт» уйти к подножью вулкана Ключевская сопка. Она всегда рядом, но топать до нее - вечность. И поворачивать на середине пути уже было поздно. Полазил по открытому леднику. Ветер после обеда стих. Солнце «вжарило» так, что мало не кажется. Обратный путь был ужасным. Проваливался через два-три шага. Пришел к пещере «никакой». Все сложил вовнутрь. Поужинал рано - и спать. Завтра будет тяжелый день.

Суббота, 23 апреля 2005 года. Встал в 5 – 00. Тщательно просмотрел рюкзак. Собрал резерв продуктов, фонарь, теплые вещи. По идеи сегодня должен подняться на два вулкана. Сначала на вулкан Крестовский потом прогулка на вулкан Ушковский. Утро, темно. Двигаюсь вдоль борта Крестовского вулкана по плато. Подхожу к большому кулуару. Открытый ледник поражает своими размерами. Большие высокие выходы сераков. Набираю резко высоту по кулуару и выхожу на гребень вулкана Крестовского. Пока все спокойно. Поднимаюсь по снежным полям. Трещины не просматриваются. Так по борту вулкана дошел до середины ледника, в этом месте он не такой крутой. Решил его пересечь. Лед не закрыт снегом. Трещины видны. Еще утро солнца нет, все смерзлось. Проскочу. В середине ледника много трещин, чем выше поднимаюсь, тем больше закрытых снегом трещин. Проскакиваю по мостам как мышка полевая. К счастью все проходит спокойно.

Вулкан Камень в собственном соку
Понемногу выхожу на седло между вулканами. Ухожу влево. Решение пришло спонтанно. Решаю идти сначала на вулкан Ушковский. Я предполагаю, бог располагает. Не надо его злить. Уже 11 – 00. День в разгаре. Солнце, ветра нет. Видимость прекрасная. В этом месте пологий подъем. Иду по сплошному льду. За одним подъемом сразу оголяется другой. Вулкан Ключевская сопка поражает своим масштабом. Камень подчеркивает строгость и сложность района. Иногда фотографирую, но не балуюсь, все впереди. 12 – 00. Подхожу к первому выходу горячего воздуха на поверхность. Черный пепел вокруг, в этом месте не держит снег. Пары с шумом выходят на поверхность, сырой воздух в этом месте конденсируется и замерзает в кристаллические трубки диаметром 4 – 5 мм. Просто сказочная, неземная поверхность. Но люди внесли свою черную лепту и здесь. Куча мусора. Железные банки. Стальные трубы. Чувствуется, работала интеллигентная часть нашего общества.

Гранулы над фумаролами кальдеры
вулкана Ушковского
Черный пепел теплый. Можно сидеть, лежать, греться. Не знаю, можно ли на самом деле это делать. Поэтому посидел на камнях, перекусил. Впереди основная вершина, если можно так выразиться. На самом деле это просто борт огромной кальдеры, с характерной возвышенностью в сторону вулкана Плоский Толбачик. Куда я резво и направляюсь. Правильно сделал, что не пошел на Крестовский вулкан. Не успел бы сходить тогда на Ушковский вулкан. Движение продолжается по огромному ровному плато. Крепкий фирн. Естественно больше времени здесь господствуют ветра. По рассказам бывалых, я нахожусь в районе самой большой ледяной пещеры в районе полуострова Камчатка. Так как нужно точно знать место входа в пещеру, я даже не пытаюсь ее искать.

13 – 00. Поднимаюсь на борт кальдеры. Вроде - самое высокое место. Вроде все видно. Добиваю фотопленку. Перекусываю. Нужно домой. На душе неспокойно. Солнце шпарит. Как себя поведут мосты снежные на обратном пути? Спускаться по незнакомому маршруту не хочется. Решаю двигаться в сторону седла и спускаться по пути подъема. Быстро дохожу до фумарольного выхода. Затем двигаюсь по направлению к Крестовскому вулкану. Ветер неслабый, даже поземка появилась. Подхожу ближе к началу ледника. Следы мои то появляются, то исчезают. Ага! Попался. Сверху четко видны закрытые снегом трещины. Подхожу к ним. Обходить дня не хватит. Потихоньку пересек неширокие трещины. Но впереди такой шары не будет. Подхожу к широкой трещине. Побил палочками. Пробил мост. Смотрю вовнутрь. Темно и глубоко. Двигаюсь вдоль трещины, нашел узкий проход. Потихоньку перехожу трещину. Доля секунды – и я вишу по пояс в бездне. Рюкзак не дал моему телу полностью залететь вовнутрь. Первая мысль - успокоиться и принять правильное решение. Смотрю в дырку. Ноги достают до стены. Я в кошках - это успокаивает. Упираюсь в стену. По пробке пошел хруст, по телу - неприятный холодок. Трещин новых не вижу. Но пробка просела, это точно. Опять упираюсь кошкой в стену. Выжимаюсь на телескопических палочках. Аккуратно лег на живот. Рюкзак снимать некогда. Передвигаю медленно телескопические палочки дальше и снова отжимаюсь на них, передвигая тело. Сработало. Нос уже на основном леднике. Но тело, по- прежнему, находится на пробке. Медленно вытаскиваю ноги на пробку. Наконец лежу на пробке всем телом. Держит. Это радует. Еще пару жимов - и я полностью на льду.

Теперь можно расслабиться и по-настоящему напугаться. А есть чему. Пробиваю пробку ногой по борту трещины и смотрю вглубь. Дна не вижу. Внизу мостов снежных нет. Летел бы, как сизый голубь. Расслабляться нечего, впереди такое же. Решаю вдоль этой трещины уйти и прижаться к борту вулкана Крестовский. Через час я это сделал. А этот час ползал, прыгал по трещинам. Бог миловал, проваливался только по колено. По борту вулкана ситуация одинаковая. Быстро набираю высоту и поднимаюсь на гребень вулкана. В верхней его части - каменный пояс. Легкое лазание, что вверх, что вниз. Потихоньку теряю высоту. Выхожу в кулуар, резко уходящий вниз, в сторону плато. Продолжаю движение по кулуару. Впереди показалась моя тропа подъема. До нее еще 500 метров. Но и здесь был прикол. На выходе из кулуара я попал на широченную открытую трещину. Хоть открытая… Немного акробатики - и конец страданий. Быстро вышел на свои следы. Около ледника с сераками двигаюсь аккуратно. Шуметь в этом месте нельзя. По следам падения камней чувствую, что с утра оторвалась порядочная глыба. Опять прижимаюсь к борту вулкана и по нему выскакиваю на плато. Когда шел по плато, проваливался по колено в растопленный солнцем снег. Не чувствовал этого. Впереди лагерь. Я его вижу. Усталости нет. В 18-00 подхожу к лагерю. Все, я дома. Посмотрел вокруг. Я один на огромном плато. Я говорю - огромное, но вряд ли кто может представить с моих слов, насколько огромное. Это целый мир: четырех великих исполина и я, маленький такой, – пятый. Долго не маячил на поверхности плато, поблагодарил гору за то, что она меня отпустила. К вечеру солнышко спряталось за Ушковский вулкан. Мороз, ветер, поземка. Все, в пещеру. Закупориваюсь обычной пробкой и залезаю в спальник. Всю одежду сушу на себе. Нет возможности в пещере, уже ледяной от дыхания, сушиться. Но это не значит, что ты спать ложишься влажный. Одежда слишком тщательно подобрана и неудобства я особого никогда не чувствовал.

Воскресенье, 24 апреля. Встал в десять утра. Откапываю от снега все, что намело у входа. Довольно основательно покопал. Прочистил все дорожки. Сегодня мало времени идти на перемычку. Скисла горелка. Пора уже чистить. Ремонт долго не длился. Зашумела через 10 минут. Завтрак удался на славу. Провозился со сборами до 14 – 00. В это время погода стала портиться. Дымка, ветер. Видимость не радует. Но ориентироваться не трудно. Исполины каждых полчаса показываются на короткий промежуток, затем все погружается в пелену. Такое ощущение, что ветер гоняет большую тучу вокруг вулкана. Решил идти без лыж. Все лишнее оставляю в пещере. Продукты, бензин беру на три дня. Больше на перемычке оставаться - безумие. Пока погода хоть такая. Она в этих местах меняется каждых два-три дня. Солнца нет. По плато иду без проблем, нисколько не проваливаясь. Как по льду. Ну, а если выглянет солнце, тогда «капец». Наконец достигаю открытого ледника, который уходит на юг, вниз. Мне туда не надо. Потихоньку набираю высоту. Знакомые сераки. За год ничего в этих местах не изменилось. Немного меняю тактику движения. В прошлом году я был в лыжах, а сейчас есть возможность порысачить по серакам. Наконец подошел к огромному черному пятну. Это ориентир. Здесь поворот резко влево, и теперь только вверх, на перемычку. Несколько раз открывалась панорама на вулкан Камень. Он поражает своими масштабами. Просто давит и зовет к себе. Но нет. Оставим эту затею на другой раз. Будет повод вернуться в эти места еще раз. Взлетаю, в буквальном смысле слова, на перемычку. От домиков вулканологов - одни крыши – каркасы, наполовину разобранные. Достаю лопату. Пытаюсь в разных местах рыть. Куда там. Фирн просто ужасный. Пила берет, но чтоб в этом месте рыть, нужна бригада, а я один. Ухожу на склон, на наддувы. Такая же картина. Репина. «Приплыли». Солнце садится, погода тихая. А если задует? Походив минут двадцать, нашел слой снега, более-менее. Решаю делать кирпичи и строить дом. Так незаметно наступила полночь.

Восход солнца над вулканом Камень
Понедельник, 25 апреля. До четырех часов утра, изощряясь, строил жилище. Ночь просто чудная. Если двигаешься. Как только встал, сразу прихватывает мороз. Залез в домик, зажег горелку, вскипятил чай, перекусил. Даже вздремнул часок. Проснулся от нехорошего ощущения - немного подмерз. Вышел на улицу, светает. Все, ветра нет. Иду на восхождение.

В этих местах безветрие и безоблачность - подарок судьбы. Медленно набираю высоту. Решил не идти старым путем и траверсирую в соседний кулуар. Рассвет догнал меня на подъеме. Когда шел по новому для себя пути, увидел еще интересный проход с одного кулуара в другой намного правее по ходу. Пошел этим путем и, наконец, вышел на восточный склон. Во всей красе стоит вершина Зуб. Погода шепчет. Восхождение получается удачное. Еще час подъема - и я пожалел о своих словах. Почва похожа на ледник, размытой водой. Провалы, ступени, рифленый лед. Все это создавало неудобства, но не критические. Я практически поравнялся с вершиной Камень. И вот тут настал мой конец. Каждую минуту видимость ухудшалась, хотя солнце говорило, что погода классная. Только солнце. Все остальное было серое, пахнущее сероводородом. По пуховке скатывались какие-то непонятные гранулы. Что это - пепел, грязь, или конденсат вулкана, я не знал. А запах? Он, в конце концов, стала действовать на мое внутреннее состояние. Перекурив, я достал фотоаппарат и попытался сделать снимки. Я попал в полосу газовых выбросов с кратера вулкана. И эта полоса стелется по конусу вулкана. Почему, я не знаю. Знаю только одно: ветер просто дует в мою сторону, и это печально.

Подёргался еще час. Посидел на склоне, надеясь через прорыв хоть что-то увидеть. Фигу. Собрался и пошел вниз. Вниз скатился быстро, и на середине склона опять вышел на идеальную погоду. Траверс вулкана в сторону перемычки немного меня развеселил. Я немного не попал на перемычку. Зато побывал в интересных местах вулкана. Постепенно, с малым набором высоты, выхожу на перемычку. Солнце. Хочется спать. Солнце палит, не щадит. Жарко, раздеваюсь до майки. Смотрю в сторону кальдеры вулкана. Склон до середины закрыт серой пеленой. Причем она еще и разноцветная. В этих местах лежат огромные валуны. Не поверите, каждый из них напоминает или домик, или палатку. Наверное, это просто воображение. Сказал себе, что людей здесь быть не может. Сутки я бодрствую, прочь мысли, прочь все постороннее. Тишина и масштабы на фоне переутомления действуют удручающе. Нужно идти, я здесь один, и надеяться нужно только на себя. Так доковылял до своего снежного домика.

Поел, попил чай. Собрал рюкзак. Иду вниз. Все пока катит. Подъем крутой на перемычку, поэтому вниз только переставляй ноги. До снежной пещеры визуально недалеко, но когда ты сутки не спал… Это «недалеко» выливается в нечто огромное. По серакам пробежал, даже в некоторых местах полазил. Солнце по настоящему поймало меня на плато. Вот тут то я и попался. То проваливался по пояс, то уставал так, что сам идти не хотел. Так дошел до середины плато. Остановился и хотел вздремнуть. Да не тут то было. Если вы попадали в такую ситуацию, поймете. До высоты 30 см. от поверхности метет поземка. Причем мелкий, гадкий снег. Рюкзак тебя не защищает. Снега «хапаешь» по полной программе. Разозлился на природу, взвалил рюкзак на плечи и стал двигаться вперед, считая по 30 – 40 шагов.

Чем ближе подходил к пещере, тем больше силы покидали мое тело. Шли вторые сутки хождений без отдыха. Шел по 20 шагов, затем принимал обычную позу альпиниста - как плащ висел на палочках. Вечереет. Вулкан Крестовский и его склоны просто давят. Знакомый камень у пещеры. Теперь точно уверен, что дойду. Так доковылял до пещеры. Но приколы впереди. Завалился в пещеру, сел на ложе. И провалился в бездну, сколько проспал - не знаю. Вечерело, ударил мороз, он меня и разбудил. Вход не закрыт. Взял пилу и стал заделывать вход. Мысленно уже воображал как кипит вода, как пью чай. Мысленно, потому как только заделал вход, залез в спальник и это долгое «И». Дальше ни чего не помню. Двое суток закончилось – ура.

Вторник 26 апреля. Проснулся в 12 – 00. Богатырский сон. Спать уже не хотелось, а то спал бы и дальше. Вышел на поверхность. Сегодня легкий день. Прохожу до перемычки между вулканом Серединный и Крестовский, а там до домика рукой подать. Не каких планов в голове по новым восхождениям, чертовски устал и от этого. Гора одна отпустила, другая подарила хорошую погоду. Хватит испытывать судьбу. Быстро собираюсь. Закапываю целую бутылку бензина. Место приметное, в овраге. Пластику ничего не будет. В следующем году достану. Убираю все бумажки вокруг. Делаю «шмон» в пещере. Кто его знает, может, еще кому пригодится. Вход в пещеру не заваливал.

Надел рюкзак, не почувствовал его вес. Погода шепчет. Впереди перемычка. Двигаюсь весело, даже фотографирую. Подошел к перемычке. На камусе лезу вверх. Все до боли знакомо. Наконец дошел до тура. Не стал отдыхать и попер дальше. Если в этом месте сниму камус, то на пластике точно влечу на неприятность. Прохожу два небольших сброса, впереди слева - знакомая красная скала. Снимаю камус и начинаю показывать свой класс горного катания. Слава богу, что рядом никто под ноги не попался, и не заметил бы. Погода просто идеальная: ветер дует в противоположную сторону от перемычки между вулканом Ключевская сопка и вулканом Камень. Просто класс для восхождения. Но это уже в прошлом. Потихоньку выбираю поля и скатываюсь в сторону домика вулканологов.

Вот, наконец, огромный овраг. Выкатываю к нему на большой скорости и проскакиваю низину, где самое удобное место спуска в овраг. Я оказался над ним. Осторожно подхожу к краю оврага, чтоб посмотреть, где спускаться. В это время слышу характерный треск. По краю пошла трещина, затем что-то ухнуло и пошло вниз. У меня холодок по телу: лавина. Масштабы лавины сверху я и не увидел. Но по грохоту и шуму внизу понял, что я спустил огромный гребешок. Ухожу от края и возвращаюсь на плато. С него виден карниз и сам язык лавины. Масштабы сошедшего снега удручают. Что было бы, окажись я в это время под склоном. Бежать было некуда. Но мне некуда не деться. Нужно идти по конусу сошедшей лавины. Тихо подхожу к этому месту. Сошел с лыж, снял рюкзак, попрыгал на пласте. Попытался концом лыжи пробить пласт. Не смог. Все замерзло. Спокойно пересекаю поле лавины. Очутился под другим карнизом. Этот угрожающе ждет удобного случая, чтоб сойти в неподходящий для меня момент. Спрашиваю у него разрешение. Молчание, думает. Я разозлился и сказал: «Ну, ты пока думай, а я пошел». Так и прошел еще очень неприятное место. Резкий подъем на борт оврага - и я в безопасности.

Склон, хороший фирн. Потихоньку я съезжаю на плато, впереди домик. Быстро подъезжаю к домику. Солнце садится, но светового времени достаточно, чтобы просушить вещи на солнце. Что я и делаю. Печку в домике не топлю. Мне этого не надо - снаряжение хорошее. Тепло расслабляет. До города Ключи остался только один переход. Но какой! Я это прочувствовал уже неоднократно. Если будет солнце, наемся настоящей «снежной каши». Решаю, что завтра выйду очень рано. Обычная «бытовуха» в домике. Натопил воды и на сегодня и на завтра. Подготовил лыжи на завтра, отогрел, надел камус. Выход будет очень рано, значит - в темноте. Лучше сегодня все собрать, чем завтра в темноте. Лег рано. Спальник от просушивания надулся. Тепло буде на сто процентов. Все - баиньки.

Увидимся, когда увидимся
Среда, 27 апреля. Не поверите, проснулся в 4-30 утра без будильника. Спал хорошо, было тепло. Будильник зазвонил через пол часа, после моего подъема. «Ремонтирую» ноги. Это происходит уже несколько раз в эту эпопею. На самом деле, просто наложил пластырь на те места, подверженные наибольшему трению. Ботинки TFK - 8000 не предназначены для больших переходов на лыжах. В темноте спускаюсь в озеро. Затем резкий подъем на гребень. Понемногу продвигаюсь в сторону конуса малого прорыва.

На гребне спадает камус. Ну что, значить опять быстрый спуск. Но на самом деле, большие наддувы, скованные в фирн не дают хорошего скольжения. Приходится часто останавливаться, выбирая наилучший вариант спуска. Так скатился до черных скал. Рассвет встретил в движении. Красиво вокруг. Погода просто великолепная. Так скатываюсь на плато под вулкан Найденыш. Несколько раз на спуске навернулся. Ругань мою слышит только снег. Он в это время крупным слоем, как косметика, прямо на моем «фэйсе». По плато идти не весело - поймало солнце. Но это не так страшно.

Наконец седловина, открывается вид на город Ключи. В прошлом году в этом месте на снегу мы видели огромные следы медведя. Нас было трое. Сейчас я один, и мишка мне совсем был бы некстати. Зато зайцев, что собак не резаных. Сидят под кустами до последнего. Потом, выскочив, несутся в припрыжку. Ружья, жаль, нет. Быстро выкатил на границу леса. В этом месте рай для классного катания. Снег как лед, ровный, покат хороший. Несешься между деревьями, внимательно смотришь вперед. «Промухаешь» - береза твоя. Набрал скорость, в конце чуть в овраг не залетел. Все обошлось. А дальше дорога, город, автобус, самолет - и я во Владивостоке. Вот такие они, «пироги с котятами»