Руководитель: А.Щербаков, Москва

Отчет о горном походе 5 к.с. по Памиро-Алаю в августе 2013. Часть 3

Продолжение. Часть 2 здесь

Пер. Ирина (2А, лд-ос, 4566)

1. Расположен в северном отроге Алайского хребта между в.4795 и в.5050.

2. Соединяет долину р. Янгидабан С. (долина р. Ходжиачкан) с долиной р. Иалису (долина р. Ходжиачкан).

3. Ориентация: юго-восток - северо-запад.

4. Характер: с северо-запада снежно-ледовый, с юга снежно-осыпной. Перевал односторонний: определяющая сторона с северо-запада.

5. Сведения о первопрохождении: перевал первопройден группой туристов Ташкенского государственного университета под руководством Кузнецова Е. с севера на юг 11 августа 1971 г.

6. Нашей группой совершено второе прохождение перевала. Перевал пройден от слияния притока р. Янгидабан С. и р. Илликсу до р. Иалису

7. Снята запискапервопроходцев.

Описание ведётся от места ночёвки на слиянии р. Янгидабан С. и р. Илликсу до источников Джилису.

Описание подготовлено Сергеем Мирошкиным

Технические характеристики подходов и прохождения пер. Ирина(2А, лд-ос, 4566)

Погодные

4,7

+575

2:30

Подход под перевальный взлёт пер. Ирина

Зачехлённый открытый ледник, морены, снежник

2,5

+610

2:30

Перевальный взлёт пер. Ирина

Снежно-осыпной склон крутизной до 15°

0,5

+116

0:30

Седловина пер. Ирина (2А, 4566)

Широкая осыпная седловина

Спуск с пер. Ирина на ледник с северной стороны

Закрытый ледник до 20° - одновременное движение в связках

1,2

-194

0:20

Спуск с ледника по долине правого притока р. Иалису до начала каньона

Простой ледопад - связки далее моренные валы, конгломератные прижимы, травянисто-осыпные склоны до 20°

7,2

-490

1:20

Спуск по долинам р. Иалису и Ходжиачкан до первого моста

Конгломератно-осыпной склон, по которому идёт вьючная тропа

7,9

-210

3:00

Подъём по долинам р. Ходжиачкан и р. Янгидабан до горячих источников Джилису

14,3

+420

5:00

Общая протяжённость пути без коэффициента: 40,8 км. Ходовое время: 18 часов 5 минут. Перепад высот: 3837 м (+1721/-2116).

Техническое описаниеперевала Ирина (2А, лд-ос, 4566)

1. Подъём от слияния р. Янгидабан и р. Илликсу по долине р. Янгидабан до одноимённого ледника. (фото 4.1, схема 4.1, ). Место ночлега (фото 4.2) располагается на слиянии р. Янгидабан и р. Илликсу (фото 4.3). Подъём группы ранний. Выход с места ночёвки в 06.30. Подъём осуществляется по правому борту притока р. Янгидабан С. Поднимаемся по тропе правым бортом долины. Переход на другую сторону реки возможен только сразу после слияния рек, по мосту через р. Янгидабан. Постепенно склоны (фото 4.4) переходят во множество небольших морен, разбивающих реку на менее мощные потоки. Переходим на другой борт долины. Ориентируясь по карте и GPS, поворачиваем к нашему перевалу.

Координаты поворота к перевалу: 39° 35.295\'С, 71° 22.448\'В

2. Подход под перевальный взлёт пер. Ирина. Начало подъёма в долину пер. Ирина по крутому моренному склону (крутизной до 20 °). Мы поднимаемся практически в лоб. При этом подъём по плоскому кулуару, правого борта долины наименее трудоёмок, но нам это видно только сверху с морены. Склон в верхней части вал подмыт селями (фото 4.5). Обойти промыв можно в верхней части, по ходу движения. Под ногами едет мелкая осыпь, поэтому мы далее уходим ещё левее (по ходу движения) на пологий заснеженный кулуар (фото 4.6 и 4.7). Осыпь выводит нас к «разливу» моренных валов. Поднявшись на очередной плоский вал, выходим к гряде высоченных морен. Путь движения нам очевиден. Преодолев снежник, обходим серую морену слева по ходу движения (фото 4.8 и 4.9). Обойдя морену, мы попадаем на зачехлённый открытый ледник - цирк нашего перевала. С ледника нам открывается замечательный вид на пер. Ирина (фото 4.10). При подходе к перевальному взлёту по леднику путь движения выбираем наиболее короткий: обходим небольшие промоины и ручейки.

3. Перевальный взлёт пер. Ирина (фото 4.11) представляет собой снежно-осыпной склон крутизной до 15 °. Подойдя под перевальный взлёт, мы решаем подниматься по снежному участку склона. Поскольку мелкая осыпь едет под ногами это наименее трудоёмкий путь подъёма. Снег под ногами мягкий. Идущий первым участник делает для всех ступени. К перевалу поднимаемся восходящим траверсом (фото 4.12). Уже под самым выходом на перевал, последние 30-40 метров поднимаемся, кто мелким зигзагом по снежному склону, а кто по медленно ползущей осыпи. На перевал заходим в 14:30.

4. Седловина пер. Ирина (39° 36.127\'С, 71° 21.125\'В) (фото 4.13) широкая с осыпными краями. Выходим на перевал в 30-ти метров от сложенного тура. Долго ищем записку. Находим записку в баночке из-под фотоплёнки. Группа туристов Ташкенского государственного университета под руководством Кузнецова Е. взошла на перевал с севера 11 августа 1971 г. Группа называет перевал Ирина. Жаль, а мы надеялись сделать первопроход. Поскольку на завтра запланировал трудный день - первопроход ещё одного перевала и спуск к горячим источникам Джилысу, то мы спешим. Вдалеке на юг видны два семятысячника - Е. Корженевской и Коммунизма. Одеваем обвязки, кошки, связываемся (фото 4.14). Опасаясь карнизов, сначала поднимаемся с перевала по склону в сторону восточной безымянной вершины метров на 10, затем, выйдя на снежник, начитаем спуск .

5. Спуск с пер. Ирина на ледник в северный цирк перевала по правому борту долины. Крутизна склона до 20°. Жарко, снег подтаял. Взгляд назад на перевал подтвержает правильность выбора пути движения. (фото 4.15, 4.16, 4.17). Далее мы выходим на плоскую часть ледника. В этой части ледник изрезан глубокими трещинами, которые мы преодолеваем с попеременной страховкой. У выраженного языка ледника, останаливаемся, развязываемся, снимаем кошки.

6. Спуск с ледника по долине правого притока р. Иалису до начала каньона (фото 4.18) не представляет сложности. Спускаемся по правому борту ручья стекающего из-под ледника. В нагромождении ледниковых морен достаточно сложно выбрать оптимальные путь движения. Подъём на п/п №2 нам кажется сомнительным и неочевидным (фото 4.18). Осыпной склон издали выглядит неприятным. Поэтому решаем перевал не идти.

Далее спускаемся к небольшому моренному озерку и отдыхаем. После этого выходим к череде плоских моренных валов. Валы подмываются уже мощным грязевым потоком ручья (фото 4.19). Чистой воды до спуска в долину р. Иалису нет. Спускаемся по левому борту правого притока р. Иалису. Чёткой тропы под ногами нет (фото 4.20). Постепенно осыпные моренные холмы покрываются травой, появляются кустарники, деревья (фото 4.21). Уже виднеются заброшенные пастбища, а с ними и довольно чёткие тропы. На склонах замечаем всего пару коров.

7. Каньон правого притока р. Иалису - спуск до устья.

Постепенно спускаясь к воде, тропа пересекает несколько скальных осыпей. Крутизна склонов достигает 15°. Долина сужается, образуя труднопроходимый каньон. Мостов нет. Тропа спускается к воде, и мы вброд по колено переходим на правую сторону довольно мощного ручья (координаты брода: 39° 38.284\'С, 71° 17.575\'В.). Это место довольно чётко обозначено на местности. Пройдя 100-150 метров, мы также вброд переходим ручей обратно на левую сторону. Из-за мощного потока при прохождении бродов требуется подстраховка участников. Уже в сумерках спускаемся к р. Иалису. Напротив нашей ночёвки на левом берегу реки расположен кош. Несмотря на разлив реки, потоки воды слишком мощные чтобы их бродить. Вода мутная, но есть много сухих дров.

Координаты места ночёвки: 39° 38.239\'С, 71° 17.490\'В.

8. Спуск по долинам р. Иалису и Ходжиачкан до первого моста. Встаём рано утром. По три человека в ботинках бродим р. Иалису (фото 4.22). Перейдя на другой берег, обходим спящий кош, за которым «подсекаем» хорошо набитую тропу. Двигаясь по ней, пересекаем несколько ручьев и выходим к слиянию трёх рек: Иалису, Гаумыш и Янгидабан (фото 4.23). Потоки воды нам кажутся слишком мощными для брода, поэтому уходим по тропе идущей вниз по долине. Идём по левому борту р. Ходжиачкан к обозначенному на карте месту брода Тропа идёт по крутому склону, сначала спускаясь к реке, а затем забирая вверх, обходя скальные сбросы. Брод представляет собой очередное расширение долины. Попробуем перейти реку на другую сторону, но отказываемся от этой идеи, поток слишком мощный. Поэтому спускаемся ещё на полтора км вниз, до развалин Ходжиачкан, до моста (39°39.666 С, 71°13.236 В) на другую сторону (фото 4.24).

9. Подъём по долинам р. Ходжиачкан и р. Янгидабан до горячих источников Джилису.

Перейдя мост, начинаем подниматься по р. Ходжиачкан. Тропа хорошо набита. На ней видно множество следов, как людей, так и животных. Тропа идёт близко к воде. И только после прохождения неудавшегося нами брода, резко забирает вверх, обходя, таким образом, скальный обрыв. Далее мы по тропе доходим до моста через р. Гаумыш, перейдя который, останавливаемся в развалинах коша. Здесь встречаем двух торговцев-киргизов, они спускаются с источников Джилису. Говорят о том, что нам подниматься 3,5-4 часа. Поднявшись на 70 метров по р. Гаумыш выходим на мощную тропу, забирающую высоко вверх по плоскому неочевидному кулуару крутизной до 20°. Далее следует небольшое выполаживание и выход на основную тропу, идущую к горячим источникам. Тропа хорошо натоптана, идти по ней одно удовольствие. Нас обгоняет киргиз, едущий на ишаке. На характерном скальном выступе выложен оборонительный пункт, с которого открывается шикарный вид на долину р. Ходжиачкан (фото 4.25). Далее тропа обходит каньон и подходит к первому мосту через р. Янгидабан (фото 4.26). Пройдя мост, мы через некоторое время входим в постепенно расширяющуюся долину (фото 4.27). Здесь видны временные летние коши, пасутся стада овец и баранов. У пастухов уточняем, что подъём к источникам Джилису по этому (левому) берегу реки. Далее по тропе доходим, к слиянию притоков р. Янгидабан - северному и западному. Перейдя западный приток по мосту, попадаем к довольно хорошо построенным кошам. Ночуем на территории дружественно настроенных киргизов.

Выводы:

1. Перевал Ирина находится на грани трудной 1Б и простой 2А. Северо-западный склон снежно-ледовый, с выходом на разорванный трещинами ледник. Прохождение ледника требует грамотной работы связок на закрытом леднике.

2. Прохождение каньона правого притока р. Иалису требует от группы чёткой осмысленной работы. В связи, с чем оцениваем категорию трудности перевала 2А. Перевал рекомендуется для прохождения в походах 3 к.с.

3. При прохождении перевала в обратную сторону (с севера-запада на юго-восток) следует учитывать отсутствие чистой питьевой воды на всём протяжённости подъёма до ледника, лежащего в цирке перевала Ирина.

Горячие источники Джилису

Об источниках невозможно найти полной информации. Хачатрян в своём отчёте за 1987 год лишь упомянул о их существовании. Оказавшись там, я догадалась - это место хочется сохранить в тайне, чтобы не популяризовать и оставить в том виде, в котором оно охраняется местным заботливым семейством.

Даже не все киргизы знают об источниках. Они добираются до них в сопровождении друзей и родных, в надежде излечиться от болезней, которые, как ни странно, приобретают в России. Я тоже проверила лечебные свойства - покой на денёк и горячие ванны, сняли отёк с больной ноги.

Находятся источники в ущелье реки Джилису на высоте 2900 метров. На месте источников ущелье расширяется, разделяя основное течение реки и маленькие разливы от бьющих ключей. Вода содержит сероводород, но в разных концентрациях, поэтому запах чувствуется лишь вблизи одного ручья. От минерального состава воды растёт мох приятного салатового цвета, а камни желтеют - все эти краски, дополненные низкими кустами арчи, бездумно бродящими ослами, после дней во льдах и снегах выглядят невероятно [фото 1].

Ключи бьют повсюду в основном слабым ручейком, протекают по тропе, спускаются со склона. Из четырёх самых сильных ключей сделали ванны в камнях. Каждая со своей температурой. Выше по тропе расположены две попрохладней 38 и 45 0С, над ними сооружён навес из арчи [фото 2,фото 3,фото 4], чуть ниже две очень горячие (со слов лечащихся киргизов 60 и 70 0С). Над ними выстроили каменные сооружения, напоминавшие парилки [фото 5].Во всех ваннах проточная вода, долго не застаивается, можно мыться и стираться, а через 5 минут она опять ничем не замутнена.

Комфортней всего было в первом источнике, вода там схожа с температурой домашней ванны, можно было сидеть долго и в самой купальне хватило место на всю группу.

Рядом с источниками есть ровные площадки под палатки, но все было занято киргизами, и мы остановились на территории коша местных жителей [фото 6]. Легко разбили лагерь. Собрали сухую арчу для костра. Лишь водой лучше запасаться с утра, к вечеру она становится мутная. Хотя местные набирали воду в любое время, не беспокоясь. Надо сказать, это семейство добавляет колорит всего места Джилису [фото 7].

Всю зиму они живут в Баткене, на тёплые месяцы возвращаются сюда. Зимой кроме охотников здесь никого не бывает. И так уже несколько поколений. Это они соорудили каменные купальни и навесы над ними и ремонтируют ближайшие мосты к их летнику. Добрые люди, бескорыстно кормили нас айраном, маслом, молоком и лепёшками из тандыра, девочки лечили моё обгоревшее лицо. В благодарность принимали с лёгкостью лишь сладкое, а деньги пришлось дарить с хитростью и уговорами.

Добраться до источников можно по тропе вдоль реки Ходжиачкан. Дорога заканчивается у села Коргон (Зардалы), дальше 40 км пешком по хорошей тропе с мостами, на пути можно переночевать в коше. В Коргоне многие киргизы берут ослов или лошадей, что бы добраться до источников. Стоит это около 3500 рублей, хотя семейство Канышай предлагало нам осла бесплатно.

Прийти к источникам можно и по простым перевалам: из долины реки Аллаудин через пер. Гаумыш(1А) и с ледника Абрамова (долина реки Кексу) через пер. Конгур(1Б).

Перевал Мечта(2А, сн-лд, 4862)

1. Расположен в западном отроге Алайского хребта, между вершинами 5011 и 5051

2. Соединяет долину р. Джилису (долина р. Сох) с долиной р. Иккедаван (долина р. Экидабан)

3. Ведет с ледника Джилису на ледник Аллаудин

4. Ориентация: юг-север

5. Характер с юга снежно-осыпной, с севера снежно-ледовый, закрытый разорванный ледник. Определяющая сторона северная.

6. Данных о первопрохождении не найдено

7. Данный путь соответствует 2А к.т. В классификаторе 2Б по итогам прохождения 2А, предлагаем понизить данный перевал в классификаторе до 2А*. Перевал - удобный путь из долины р.Джилису в долину р. Иккедаван.

8. Перевал пройдён группой туристов в походе 5 к.с. под руководством А.А.Щербакова с юга на север 15 августа 2013г.

9. В туре на перевале обнаружена записка группы туристов ТК Вестра, совершавших поход 4к.с. под руководством Наседкина от 13.06.2012 (Записка сильно размыта, допускаю, что расшифовка может не соответствовать истине)

Перевал Аллаудин Спортивный (1Б, сн-лд, 4330)

1. Расположен в западном отроге Алайского хребта

2. Соединяет долину р.Иккедаван(долина р.Экидабан) с долиной р. Аллаудин Юж.(долина р. Кексу)

3. Ведет с ледника Аллаудин на ледник Аллаудин Юж.

4. Ориентация: запад-восток

5. Характер с запада снежно-ледовый, наличие бергшрунда, с востока снежно-ледовый, закрытый и открытый ледник. Определяющей стороны нет

6. Данных о первопрохождении не найдено

7. Данный путь соответствует 1Б к.т. Перевал - удобный путь с ледника Аллаудин в долину р. Кексу.

9. В турах на перевале обнаружены записки двух групп: группы туристов из г. Златоуста, совершавших поход 2 к.с. под руководством Леухина С.Г от 6.09.1990 и группы туристов ТК МГТУ им. Баумана, совершавших поход 4 к.с. под руководством Вереникина А.С., от 7.08.2011.

Описание ведётся от ночёвки на источниках Джилису (39° 40.496\'С 71° 22.321\'В 2870м) до озера после ледника Аллаудин Южный (39° 41.866\'С 71° 35.795\'В 3855м).

Описание подготовлено Александром Маркиным.

Погодные

Ходовое время

Переменная облачность, дождь

Подъём по долине р. Джилису от источников Джилису до высоты 3500

Травянисто-осыпные склоны крутизной до 10°, тропа, местами осыпь.

10,5

+630

4:40

Подъём по долине р. Джилису от места ночёвки до высоты 3725

Травянисто-осыпные склоны до 10°, морены

3,8

+225

1:15

Радиально снятие заброски с ледника Джилису

Осыпь, галечное поле, морена закрытая снегом

1,2

(7,5)

+165

(-165)

2:25

Подход под перевальный взлёт пер. Мечта

Осыпь морены, закрытые снегом закрытый ледник одновременное движение в связках

6,3

+1040

5:00

Перевальный взлёт пер. Мечта

Закрытый ледник, вмёрзлые осыпи

0,6

+97

0:40

Седловинапер. Мечта (2А, 4862)

Средней ширины снежно-осыпная седловина

Спуск с пер. Мечта до перевального взлёта пер. Аллаудин Спортивный

Закрытый разорванный ледник, ледопад - связки, движение с попеременной страховкой

3,2

-572

1:55

Перевальный взлёт пер. Аллаудин Спортивный

Снежно-ледовый взлёт до 25°, бергшрунд - связки, движение с попеременной страховкой

0,1

+40

0:15

Седловина пер. Аллаудин Спортивный (1Б, 4330)

Снежно-осыпное поле

Спуск по леднику Аллаудин до озера на высоте 3855

Закрытый потом открытый ледник с обилием трещин, морены одновременное движение в связках, кошки

4,3

-475

1:30

Общая протяжённость пути без коэффициента района: 36,3 км (из них 30,0 км в зачёт)

Ходовое время: 17 час 40 мин. Перепад высот: 3409м (+2197/-1212)

Техническое описаниепрепятствий: пер. Мечта (2А, сн-лд, 4862) и пер. Аллаудин Спортивный (1Б, сн-лд 4330)

После замечательной днёвки на источниках Джилису, мы продолжили наше путешествие. Нас ждал подъём по долине р. Джилису, где мы оставили заброску под ледником Джилису, после прохождения перевала Джилису. Далее мы планируем преодоление перевала Мечта и перевала Аллаудин Спортивный.

1. Подъём по долине р. Джилису от источников Джилису до высоты 3500. К сожалению, с утра погода по-прежнему была дождливая, и было прохладно. Попрощавшись с семьёй киргизов, которая нас так гостеприимно приняла, мы начали подъём по долине р. Джилису в 10 часов утра (фото 5.1). Тропа чётко просматривается (фото 5.2). Начинается от источников по левому берегу, затем по мосту переходим на правый берег(39° 40.978\'С 71° 22.605\'В, 2910м) (фото 5.1). В основном травянистые склоны и средней крутизны подъёмы. Двигаемся быстро, успешно помогая себе палками (фото 5.3). Через пару километров встречаем кош (39° 41.530\'С 71° 23.429\'В, 3022м) (фото 5.4), замечаем мост через речку обратно на левый берег (39° 41.473\'С 71° 23.444\'В, 3005м). Но продолжаем движение по правому берегу, где начинается каменистый завал - тропа теряется. Проходим завал, стараясь не терять и не набирать высоту. Большой сложности это не представляет. Завал заканчивается через 1км, по времени мы потратили около 1 перехода. Начинается тропа. Ещё через километр появляется ещё один кош (фото 5.5). Дедушка, проживающий в нем, гостеприимно угощает нас айраном, принося нам его целый бидон. Кош находится на просторной площадке с удобным выходом к воде, как вариант удобного места для ночёвки. Внизу у реки замечаем мост, который ведёт на другой берег (39° 41.915\'С 71° 24.411\'В, 3112м). Переходим через речку и продолжаем движение по левому берегу (фото 5.6). Внимание! После моста, через 1км. тропа по левому берегу начинает забирать вверх, обходя каменные валуны, оставляя их внизу. Здесь важно не потерять тропу и не уйти низом. Мест для стоянок на этом участке нет, так же как и воды. Поднимаемся по каменно-травянистому склону, переходя местами на осыпь. Траверсом проходим склон с мелкой осыпью и выходим в небольшой загон сделанный киргизами, возвращаясь обратно на тропу (фото 5.7). У нас это заняло один переход. Набрали около 150м. После подъёма идёт небольшой спуск к реке (фото 5.8). Ещё через переход приходим к небольшому озеру с домик, где организовываем обед (фото 5.9), на часах около 16. Место удобно, как для ночёвок, так и для небольшого привала(39° 41.717\'С 71° 26.179\'В, 3420м).

После обеда по тропе поднимаемся выше по долине реки до высоты 3500 за полтора перехода (фото 5.10). Здесь ещё одно удобное место для ночёвки, разлив чистой реки (за немногое время, что мы там находились, вода была чистой), небольшие камни. Дальше места ночёвки не просматриваются, и появляется первый снег, выпавший накануне, поэтому решаем организовать ночёвку (фото 5.11) (39° 41.303\'С 71° 26.778\'В, 3500м).

2. Подъём по долине р. Джилису от места ночёвки до высоты 3725.Утро нас порадовало солнцем. В течение всего дня не было дождей и светило солнышко. Выйдя в 8 утра, мы продолжили подъём. Пройдя вдоль разлива реки, мы пересекли её, и подошли к морене. Подъём наверх по тропе около 10° уклоном, не составил труда, так же как и спуск вниз. Дальше идёт галечное поле, здесь можно заночевать, это около 1км от нашей ночёвки, после чего очередная морена (фото 5.12). Подъём и спуск также не занял у нас более перехода (фото 5.13). Спустившись, проходим по осыпи присыпанной снегом и обнаруживаем теснину. Речка протекает близко от двух осыпных склонов (фото 5.14). Пройти возможно вдоль речки по правому берегу, мы же выбираем подъём по правому моренному валу и пройдя по нему спускаемся обратно к речке. Подъём по осыпному склону 10-15° (фото 5.15), спуск по осыпи плотной группой (фото 5.16), занял у нас один переход. Спустившись и пройдя вдоль реки около 500метров, группа отправились в радиалку за заброской (фото 5.17).

3. Радиально снятие заброски с ледника Джилису.Подъём по галечному полю, местами засыпанному снегом. Одного перехода группе хватило, чтобы найти и откопать нашу заброску. Вернулись по пути подъёма.

4. Подход под перевальный взлёт пер. Мечта.

Выбор пути в цирк пер. Мечта неоднозначный. На высоте 3843 (39° 40.321\'С 71° 30.531\'В) в долину реки Джилису спускается ручей. Вытекая из двух узких теснин борта долины. Наиболее безопасный и простой путь подъём по осыпному склону, разделяющему теснины, около 20° (фото 5.18). Это второй по счёту, после уступа, проход между скал. Подъём начинаем в касках по малоподвижной осыпи плотной группой. Завершаем подъём по склону, который выводит нас в висячую долину (фото 5.19). Подъём у нас занял 1 переход. Продолжаем движение вдоль небольшого ручья вверх по долине (фото 5.20). Справа по ходу хорошо видна высота 4170, мы же забираем чуть левее по пути подъёма (фото 5.21). Путь проходит по осыпи, местами заснеженным склонам. За два перехода мы поднимаемся до высоты 4350. Выбираем место для ночлега наверху одного из моренных валов. Ниже 20метрами есть ручей(39° 40.684\'С 71° 31.579\'В, 4376м). Общий набор от места, где мы отправились относить заброску, составил 500м.

5. Перевальный взлёт пер. Мечта.Утром подъём в 6 часов, так как ходовой день сегодня обещает быть длинным, но и задача выйти по ещё замёрзшему снегу (фото 5.22). Перевал находится между двух вершин, с ночёвки виден только кусочек начала перевального взлёта. Путь подъёма очевиден, сначала по снежно-осыпному склону до 30° (фото 5.23), затем по закрытому леднику по направлению к перевалу (фото 5.24). Подъём не представляет какой-либо сложности. Общий набор от места ночёвки получился 400м. Чистого ходового времени 40минут.

6. Седловина пер. Мечта (2А, 4862). Седловина средней ширены, снежная, место под несколько палаток, вода «твёрдая»(39° 41.220\'С 71° 31.873\'В). Было немного ветрено, но ясно (фото 5.25). На юг просматривается долина р. Джилису на север виден спуск с перевала по леднику, разломанному трещинами и долине р. Иккедаван (фото 5.26). Так же виден наш следующий перевал Аллаудин Спортивный. После небольшого перекуса начинаем спуск с перевала. Спуск начинаем в 12 часов. На перевале сняли запискузаписка группы туристов ТК Вестра, совершавших поход 4к.с. под руководством Наседкина от 13.06.2012.

7. Спуск с пер. Мечта до перевального взлёта пер. Аллаудин Спортивный.Спуск с перевала Мечта в долину р. Иккедаван проходит по закрытому леднику в нижней части которого образовался ледопад( зона ледовых разломов, в некоторых местах существенных по своему виду и объему). В описании разных лет, обходы описываются как слевой так и справой стороны ледника. Мы выбираем обход по правому борту ледника(по пути спуска). В начале с перевала спускаемся по центру вниз по направлению падения воды, так как в предыдущие дни выпало 20см. свежего снега, улон до 35° (фото 5.27). бергшрунд забит снегом, проходим без затруднений. Далее движемся по центру, приближаясь к ледопаду, смещаемся к правому борту ледника (фото 5.28). Здесь верхняя зона разломов выглядит наиболее безобидной (фото 5.29). Часть разломов обходится (фото 5.30), многие преодолеваются по снежным мостам с попеременной страховкой (фото 5.31). В том месте, где ледник начинает значительно понижаться, присутствует большой широкий разлом. Мосты отсутствуют. В этом месте уходим налево и продолжаем спуск по леднику (фото 5.32). Тем самым обходя разлом. Далее возвращаемся к центру ледника и спускаемся вниз (фото 5.33). Ледник приводит нас к перевальному взлёту пер. Аллаудин Спортивный. Общее время спуска до перевального взлёта получилось 2 часа. Сброс высоты около 600м (фото 5.34).

8. Перевальный взлёт пер. Аллаудин Спортивный.Перевальный взлет 100метров снежно-ледовый и наклоном до 25°. Чуть передохнув, начинаем подъём так же в связках. Первая связка проходит с переменной страховкой бергшрунд, который начинается в верхней части перевального взлёта. Сложностей бергшрунд не представляет. Затем заключительные метры до самого перевала. Подъём у нас занял 15-20 минут.

9. Седловина пер. Аллаудин Спортивный (1Б, 4330)снежно-осыпное поле, есть место под множество палаток, воды «твёрдая» (39° 41.445\'С 71° 33.260\'В). На перевале было довольно ветрено (фото 5.35). Со стороны подъёма хорошо просматривается наш спуск с пер. Мечта, на запад виден ледник Аллаудин Южный.

10. Спуск по леднику Аллаудин до озера на высоте 3855 представлял собой закрытый ледник, который переходил в открытый ледник с трещинами. Долго не задерживаясь на перевале, мы так же в связках начали спуск вниз. Направление движение просматривается хорошо (фото 5.36). Напрямую вниз от перевала мы за переход прошли закрытый ледник, затем начались разломы и небольшие трещины. Ледник пологий, усыпанный мелкой каменной крошкой (фото 5.37). Дойдя до конца ледника, мы начали искать удобное место спуска с языка ледника, так как это не везде возможно. Удобное место мы нашли левее нашего основного пути движения (фото 5.38). Спуск из нескольких ледовых ступенек мы преодолели с попеременной страховкой. Затем начинаются моренные завалы. Пройдя между них, мы направились к озеру, где планировали заночевать и где, ниже по долине, лежала наша очередная заброска. Мест для ночёвки около озера много, на берегу мелкая осыпь. Открывается прекрасные виды на пер. Мечта, на пер. Фрунзе и вершины окружающие озеро. Спуск у нас занял два перехода (39° 41.866\'С 71° 35.795\'В 3855м).

Выводы и рекомендации:

Данная связка перевалов удобный вариант прохождения из долины р. Джилису в долину р. Кексу. Перевал Мечта является сильной и интересной 2А, развивающей технику хождения по льду, хождения в связках и умению передвигаться между трещин с попеременной страховкой. Высота помогла нам акклиматизироваться к высоте 4850, а открывающие виды понравились группе.

Хотя перевал описан предыдущими группами как 2Б к.т. Он не соответствует этому. По итогам прохождения 2А к.т. Предлагаем в классификаторе учитывать данный перевал как 2А*к.т.

Пер. Аллаудин Спортивный соответствует категории трудности 1Б, с определяющей стороной на западе. Его можно рекомендовать для походов 2 категории сложности. Требуется умение ходить в кошках и связках. Перевал развивает умение передвигаться по открытым ледникам. Озеро, которое открывается после перевала отлично место для ночёвки и для днёвки (фото 5.39). Долины, которые соединяют перевалы, имеют удобные варианты спусков в случаи ЧП.