Автор: Краснов Дмитрий, г. Санкт-Петербург

Сурок «Щуровского», зимний характер

Читайте на Mountain.RU статьи Дмитрия Краснова:
Зимняя Ушба. Попытка восхождения.
Узункол, Джайлык, Чегем

Пик Щуровского на закате
И было их десять. И были Они альпинистами. И пять из них хотели взойти на зимний Эльбрус, другие же пять – на пик Щуровского по Кенсицкому через «сурка» 5Б кт. сл.

Новость эта сразу принялась кристаллизовать бутылочный лед на подъеме к Эльбрусу, а ушбинский ледопад раскрыл пошире свои челюсти-трещины. Да... А дальше?..

И выехали они 31 декабря вечером на поезде, тогда, когда действительно нормальные люди садились за праздничные столы, а Новый год неумолимо приближался…

День Сурка

Сурок – это жандарм около 250 метров.
Как будто сурок встал на задние лапы
и смотрит далеко вперед.

Вот теперь можно все подробно рассказать. Питерский альп.клуб «Горняк» и его новообразование «Вторая Команда» решили сходить свою первую зимнюю 5Б. Посоветовались. Старшие товарищи говорили про пик Щуровского и сравнительно легкий маршрут Кенсицкого по западной стене через «сурка». Нам понравилось.

Вторая команда
Мы это:
Поленов Дмитрий – наш играющий тренер. Строгий, прямой, несгибаемый. Хотя иногда гибкий политик.

Нагаев Рустем – Руст. Забойщик, надёжно лезет все, много не болтает, говорит только по делу, правда дело находится почти всегда …

Руслан Кириченко – молодой, амбициозный. Раньше был «голым» забойщиком. Теперь проходит курсы Универсализации (таскает рюкзаки в середине группы, готовит еду, дежурит). Все это под присмотром Поленова.

Соловьев Василий – надежный, мощный серединный группы. Когда надо, ускорит первого, подтянет последнего. Иногда излишне болтлив, но это ему идет.

Краснов Дмитрий – работает вторым, иногда первым. Честолюбив, тоже любит поговорить, поспорить по делу и нет. В общем, маршрут был определен, мы принялись готовиться. Ски-туры, камуса, лопаты, санки, бахилы на ботинки. Мы получали все больше советов, старшие рассказывали о тонкостях сложных зимних восхождений, делились секретами. Всем им: Марине Ершовой, Одинцову Александру, Качкову Владимиру, Смирнову Вите и Ефимову Сергею - огромное спасибо! Их опыт очень помог нам.

Время пришло, 31 декабря, мы уезжаем. Наши друзья провожают этот новогодний экспресс со смешанными чувствами: «Вот чудаки, но… молодцы!»

Имена ребят, которые поехали на Эльбрус: Адамская Олеся, Голубев Роман, Кочегарова Ирина, Бирюков Сергей и Михаил Капитонов. Дальше короткие дневниковые записи.

Идем на немецкие
Приехав второго января, четвертого сделав заброску до поворота ледника на «немецкие» ночевки, пятого выходим до самих «немецких», 10 – 11 часов работы. На ушбинском плато, по информации спасателей, сидят иркутские альпинисты, хотят сходить на Ушбу по «четверке».

Устал, беркут...
Наша команда разбивается на рабочие двойки Нагаев-Краснов, Поленов – Кириченко для обработки «день через день», Вася Соловьев работает ежедневно, с каждой двойкой.

Следующий день – разведка подходов, начала маршрута, безопасного прохода ледопада. Работают Поленов – Кириченко – Соловьев. Мы с Рустом роем комфортную пещеру для коротания долгих зимних вечеров.

Первый день на обработке Нагаев – Краснов – Соловьев. Провешено 3 веревки, остается одна веревка до «сурка». Иркутяне спускаются по ледопаду, не сходили Ушбу.

Второй день: Поленов проходит веревку до «сурка» и сложную веревку по «шлямбурной стенке».

Руст и шлямбурная стенка
Третий день – Отрыв. Мы с Рустом и Васей обрабатываем еще две сложные шлямбурные веревки, вечером подходят Поленов с Русланом, они скинули нижние веревки. Видели двойку упорных иркутских альпинистов, поднимающихся по ушбинскому ледопаду.

Решаем с Рустом завтра еще день работать первой связкой, а поэтому после ужина жумарим ночевать на свою полку двумя веревками выше.

Четвертый день, еще одна нависающая стенка со шлямбурами, две веревки по зализанным скалам, и мы на перемычке «сурка». Руслан говорит, что это не сурок – это жираф какой-то. Здесь, прямо сейчас, погода взяла и испортилась, превратившись в снежный буран. Куртка и перчатки из нового виндблока фирмы «БЕРКУТ» были «на высоте».

Голова сурка, уже сверху
Навесив еще три веревки к «футбольному полю», ночуем на «сурке». Настроение так себе, как и погода. Но ночью на небе стали видны звезды. Завтра мы идем дальше.

зацелованный Руслан
Пятый день - Краснов, то есть я, отработал первым три сравнительно несложные веревки по зализанным скалам «футбольного поля», затем меня сменил Руст. Руслана летящий камень поцеловал в щеку, до крови, он теперь (Руслан) красиивыыЙ…

Еще две сложные веревки, и мы под последней стенкой, дальше уже по гребню. Обрабатываем стенку, готовимся к ночевке. Полка очень неудобная, наклонная, спали отвратительно.

Ушба, она одна такая...
Шестой день. Прошли стенку, вышли на гребень, местами есть неприятные участки. Погода опять портится, сильный ветер со снегом. Наконец, когда думали, что гребень никогда не кончится, вываливаем на вершину, уже почти темно, четыре часа, здесь ветер еще сильнее. Единогласно решаем спускаться по пути подъема, еще час спускаемся в сумерках до широкой части гребня и, поставив палатку, валимся в нее без сил…

Седьмой день. Погода опять отличная, согревает мысль о вершине, которую мы топтали вчера. Начинаем спуск вниз. Смекалистый Поленов пометил все наши станции ярко-оранжевыми лентами, так что трудностей не предвиделось.

Вчера еще были на вершине...
Уже в сумерках прошли основательно засыпанный снегом и оттого ставший опасным нижний участок ушбинского ледопада. Уже на спуске, где обычно оставляли палки, нашел пластиковую бутылку с чем- то незамерзающим, открыл, понюхал – спирт! Еще раз понюхал – нет, ну точно спирт! Попробовал… почти неразбавленный спирт! Иркутяне оставили, специально или нет – все равно спасибо! Позже мы узнали – они все-таки сходили на Ушбу.

На «немецких» нас ждала наша гостеприимная и теплая пещера. Завтра длинный и веселый спуск вниз.

Спасибо всем переживающим за нас, надеюсь, оправдали надежды.

Нашу гордость разделяют спонсоры: фирма «БЕРКУТ», одежда для экстремальных условий, и Сеть магазинов «ТЕРРА».