Вне трассMountain.RU

Ски-тур

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайлан

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."

ЕДЕМ В ГОРЫ
Автор: Илья Михалев, Москва

Архыз, Март, Скитур

Архыз в последние годы завоевывает все большую популярность как место зимнего отдыха. И, пожалуй, как идеальное место для скитура. Вместе со строительством нового горнолыжного курорта на Лунной Поляне (комплекс «Романтик») появилась возможность скитурить в районе хр. Абишира-Ахуба, используя подъемник для подброски из долины и, тем самым, немного сокращая путь подъема на хребет. Здесь все очевидно, от верхней станции гондольного подъемника в обход противолавинных заграждений подняться по гребешку практически на вершину п. Динника, 3173.

Под вершиной забрать немного влево по ходу и выйти на узкую седловину в хребте Абишира-Ахуба. Спуск прямо с седловины, в зависимости от рельефа и снежных условий. Основное направление вниз и влево, избегая глубоких снежных ложбин. На маршрут надо закладывать 4-5 часов.

Подробнее хотелось бы остановиться на другом замечательном уголке Архыза, Софийском ущелье. Ущелье располагает, по меньшей мере, десятком самых разнообразных маршрутов, в зависимости от погодных и снежных условий. Здесь приводятся описания новых маршрутов, пройденных нашей командой в марте 2015 г. Два маршрута расположены на хр. Чагет-чат и довольно очевидны. Первый находится к северу от Софийского седла, заход на него совпадает с зимним путем на само седло, только на хребте следует свернуть в противоположную сторону, приподнявшись в направлении вершины 2963.8.

Отсюда есть 2 варианта спуска, один в направлении р. Ак-Айры (притока р. София), другой с уходом в западный цирк г. 2963.8 и дальнейшим выкатом к р. София. Второй маршрут находится примерно в середине хр. Чагет-Чат, между г. Косая и в. 2883, подъем на него начинается перед незамерзающим правым притоком р. София (1.5 ч хода от базы Таулу). Прямо от дороги следует подняться по крутому правому борту долины и, пересекая террасу с кошем направо, выйти на очевидный западный отрог хр. Чагет-Чат, спускающийся от в. 2883.

Отрог в верхней части может быть бесснежным. В северо-западный цирк в. 2883 спускается целый веер кулуаров, можно выбрать любой в зависимости от снежных и погодных условий. При плохой видимости или усталости можно воспользоваться спуском с середины отрога в том же направлении. Оба маршрута проходятся прямо из базы Таулу, время на прохождение 6-8 часов.

Два других маршрута пройдены в ущелье р. Ак-Айры. Первый, это подъем на перевал Столичный со спуском по пути подъема. В зависимости от снежных условий возможен спуск по правому борту ущелья Ак-Айры.

Второй маршрут может стать изюминкой любого путешествия. При заходе в долину р. Ак-Айры виден крутой и продолжительный склон центрального истока одноименной долины, ведущий к лед. Соловьева.

Однако подъем на него в лоб может быть утомителен. Логичнее и красивее после подъема в висячую долину левого истока р. Ак-Айры, подняться в еще один висячий цирк, расположенный по правому борту долины, к югу от вершины 3196.8. Туда ведет крутой снежный склон-кулуар, на подъеме могут потребоваться лыжные кошки. Далее склон выполаживается и выводит на Софийский хр. к югу от пер. Столичный. Простейший путь в цирк центрального истока р. Ак-Айры лежит через разделяющую цирки вершинку (на карте в. 3251), на подъеме, возможно, придется снять лыжи и надеть «кошки». С вершины сначала следует спуститься на дно долины, в сторону в. 3340, однако, не следует увлекаться, иначе можно проскочить поворот налево, в центральный исток р. Ак-Айры. Лучше придерживаться левого борта долины. Первый скальный сброс можно объехать или слева, под склонами разделяющего цирки отрога, или справа, под в. 3340. Мы проехали первым вариантом. Далее следует нырнуть влево, в широкий кулуар центрального истока р. Ак-Айры. По сути, там, по меньшей мере, два основных кулуара, разделенных небольшим ригелем.

Спускаться можно по любому, однако следует помнить, что левый выводит на скальные сбросы, залитые льдом, и надо вовремя начать траверсировать вправо, а затем снова влево, обходя уже нижний пояс скал. Мы проехали правым вариантом. При ухудшающейся погоде ориентировка на спуске может быть затруднена, возможен спуск обратно, по пути подъема. Описанные выше маршруты в долине Ак-Айры едва ли проходятся за один день из базы Таулу. Мы использовали для ночлега летний домик в устье р. Ак-Айры, при наличии теплых спальников ночлег весьма комфортен. На маршрут к пер. Столичный требуется 5-6 часов, на кольцевой маршрут со спуском по центральному истоку 7-8 часов, при условии ночлега у устья р. Ак-Айры. Следует еще добавить, что описанные склоны ущелья Ак-Айры северной экспозиции, солнце уходит оттуда очень рано, и после 3-х дня, даже при ясной погоде, освещение не лучшее для спуска на лыжах.

Для удобства ориентировки, приводим фрагмент карты с маршрутами в верховьях р. Ак-Айры и р. София.

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия горными лыжами, сноубордом, альпинизмом, скалолазанием и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!