Руководитель: А.Арутюнян, Мос.область

Отчет о горном походе 2 к.с. по Грузии (Приказбечье) в августе 2014. Часть 3

Продолжение. Часть 2 здесь

В Степанцминда (Казбеги) мы хотели снять комнату и затем совершить радиальный выход в сторону Гергетского ледника. (На фото 121, Казбек в облаках). Но вместо этого, мы шокированы новостью о том, что ночью, из-за сильной грозы и ливня, в Дарьяльском ущелье сошел мощный сель, накрыл таможню и перекрыл дорогу, ведущую в Россию. На 22 число у нас были обратные билеты из Владикавказа. Перед нами встала задача, каким путем выбраться из Грузии?!

фото 121. Казбек в облаках.

Я созвонился со старым знакомым, Вадимом Туркиным, поделился этой новостью и попросил проинформировать, каким путем нам лучше выбираться. В июле Вадим со своей группой также был в походе по Грузии, был хорошо проинформирован о возможных вариантах, к тому же интернет был у него под рукой. После общения через смс сообщения стало понятно, что самый лучший вариант для нас, это самолетом из Еревана. К тому моменту билеты на самолет до Москвы стоили около 11 тыс.р. К сожалению, оказавшись в первый раз в такой ситуации, мы не сориентировались правильно. Самым верным решением было бы на тот момент, это найти интернет и купить электронные билеты до Москвы на ближайшие дни. Участников похода из НКР встречала машина Форд, с водителем и сопровождающим. У них в планах было после похода поехать на море и потом уже вернуться домой. И они предложили присоединиться к ним, поехать вместе на море, а затем по пути домой они довезут нас до Еревана.

Неожиданно появившаяся перспектива увидеть море, окончательно затмила наш разум. Никто на тот момент не подумал о том, что если дорога закрыта в Россию, то скоро вся волна желающих срочно уехать в Россию нахлынет в Ереван (билеты из Тбилиси до Москвы стоили порядка 20 тыс.р. и выше).

В 12.00 мы выехали из Степанцминда в сторону моря. Ж-д билеты у нас были электронные и в одном из придорожных кафе, через интернет мы сдали их.

К 21.00, проехав порядка 440 км., мы доехали до моря, и остановились на «диком пляже» недалеко от Уреки.

Далее последовал праздничный ужин. Купание в теплом, как парное молоко, море.

22-24 августа 2014 г.

Высыпаемся, завтракаем, снова купаемся в море (фото 122). Не верится, что только недавно мы были на высоте трех с половиной тысяч метров над уровнем моря, а сейчас на его берегу! J

фото 122. На берегу Черного моря.

В 11.45 выезжаем в направлении Еревана. Дорога предстоит длинная, через всю Грузию. Проехали через Тбилиси и, к сожалению, любовались красотой города из окна маршрутки. Несколько раз останавливались отдохнуть, перекусить (фото 123). В Ереван приехали ночью. Добравшись до аэропорта Звартноц, мы были неприятно удивлены ценами на билеты до Москвы. Самые дешевые билеты стоили от 14 тыс.р., и ближайший день вылета – 24 число. Сиюминутные билеты стоили от 16 тыс, р. и выше, но и они были в ограниченном количестве. Сняли, сколько смогли со всех карточек, у кого что было, и еле наскребли на билеты. Нам повезло, что у одного из участников была на карточке сумма денег. Трое участников улетали через несколько часов, им надо было срочно домой.

фото 123. По дороге в Тбилиси.

Руководитель и еще трое участников взяли билеты на 24 число. Провожаем сначала карабахцев. Пока мы разбирались с билетами, они сочувственно нам сопереживали. Им предстоит еще порядка 350 км до Степанакерта. Затем провожаем троих участников и возвращаемся снова в Ереван. В районе автовокзала снимаем комнату в хостеле, принимаем душ и заваливаемся спать.

Хорошенько выспавшись, отправляемся обедать и затем еще полтора дня у нас было, чтобы погулять по Еревану, полюбоваться ночью поющими фонтанами на центральной площади (фото 124), прогулялись по «Каскаду» и по уютным улицам Еревана. На следующий день поехали в г. Эчмиадзин – резиденцию Католикоса всех армян, где расположен Эчмиадзинский кафедральный собор (фото 125). Зная страсть одной из участниц похода к книгам, хотели еще посетить Матенадаран - один из крупнейших в мире хранилищ древних рукописей. Но, к сожалению, в выходные дни он не работает (фото 126).

фото 124. Ереван ночью.

фото 125. В Эчмиадзине (Армения).

фото 126. Матенадаран (Ереван).

24 августа, ночью, мы вылетели из Еревана в Москву и благополучно приземлились в аэропорту Внуково. Наш поход завершился!

4.7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

Любой поход по горам содержит в себе потенциальную опасность. А если это поход по незнакомым и малоизученным местам, то потенциальная опасность участков маршрута возрастает. Вот ряд факторов риска, в походах по Грузии:

- малая изученность район, локальных препятствий, подходов к ним

Перевалы и вершины, которые мы встречали на своем пути, подходят под категории трудности от 1А до 1Б. Технически они не сложные. Определенную опасность могут представлять протяженные осыпные и травянистые склоны рек на подступах к перевалам. Встречались участки, которые в условиях отсутствия хорошей тропы могут представлять собой серьезную опасность. И опасность эта может возрасти, в условиях плохой погоды.

- дожди, грозы, ливни, сели, переправы через реки:

В районе Приказбечья часты ливневые дожди и, как следствие, сели, сильные грозы. Один из таких селей, в конце нашего похода, сошел в Дарьяльское ущелье. Этот фактор нужно учитывать при планировании похода (обязательно закладывать запасные дни), при выборе мест для ночлега и при выборе экипировки от дождя.

Определенную опасность представляют переправы рек. Реки полноводные, течение сильное. Организацию переправ через реки вброд необходимо проводить с соблюдением всех мер безопасности.

4.8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте.

Самым интересным природным объектом на нашем маршруте является гора Казбек! Красота Казбека, те величественные виды на Казбек, которые открываются в этих районах Грузии, притягивают сюда многочисленных туристов со всех уголков земного шара. Особо следует отметить красивое высокогорное озеро Келицад и необыкновенные виды на Кельском вулканическом плато на потухшие вулканы Хорисар и Шерхота.

Из исторических объектов следует отметить многочисленные христианские храмы, которые повсеместно в Грузии восстанавливаются, красивые сторожевые башни, полуразрушенные древние замки. В памяти участников остались красивые виды на останки замка Закагори (фото всех этих объектов ранее уже выставлялись в отчете).

4.9. Дополнительные сведения о походе: географическая и климатическая характеристика района похода и связанные с ними особенности действия туристов. Перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения и другая характерная для данного вида маршрута полезная информация.

Грузиярасположена в западной части Закавказья, между горными цепями Большого и Малого Кавказа. На севере Грузия граничит с Российской Федерацией, на востоке и юго-востоке — с Азербайджаном и Арменией, на югe — с Турцией, на западе омывается водами Черного моря.

Площадь Грузии 69 700 кв.км. Больше половины страны - это горные районы выше 900 м над уровнем моря, и примерно 40 ее площади - леса. Большой Кавказский горный хребет тянется вдоль северной границы Грузии. Самая высокая вершина Грузии - Джангитау (5085 м), которая является частью 12-ти километрового горного массива под названием Безенгийская стена и расположена на границе с РФ. Немного уступает по высоте Джангитау вершины Шхара (5068 м) и Мкинварцвери, она же Казбек (5033 м). Кроме того, в Грузии есть еще десять горных вершин высотой более 4000 м. Кавказ это молодой подвижный горный хребет, сформировавшийся всего около 25 млн лет назад и около 15 млн лет назад соединился с Иранским горным массивом. Его длина примерно 1200 км, около 2000 горных ледников общей площадью 1780 кв.м. Малый Кавказ расположе на юго-западе вдоль турецкой границы. Это более округлый и низкий горный массив, самый высокий его вершина - Диди-Абули, высотой 3301 м. Триалетский хребет, покрытый густыми лесами и пастбищами, тянется почти до самого Тбилиси. Два Кавказских хребта соединяет друг с другом молодой хребет Лихи (Суран), который разделяет Черное и Каспийское моря, а также восточную и западную части Грузии, Картли и Колхиду.

Главная река Грузии - Кура (Мтквари), ее длина 1364 км. Исток реки расположен в Турции, в Грузию она втекает в районе Вардзии, потом течет на восток через Картли и Тбилиси, а затем по территории Азербайджана и впадает в Каспийское море. Самая длинная река на западе Грузии - Риони (327 км), которая течет от предгорий Рача через Кутаиси и впадает в Черное море. Река Ингури (213 км) течет из Сванетии к Черному морю, река Алазани (351 км) - самая длинная река, которая целиком течет по территории страны и впадает в Мингичаурское водохранилище.

Главные промышленные города, где живет основная часть населения: Рустави, Тбилиси, Гори, Зестафони, Кутаиси, Самтредиа, Сенаки, Поти и Батуми. Поти и Батуми так же являются важными черноморскими портами.

В Грузии более 2000 минеральных источников, 500 разных вод (горячих и холодных), почти во всех содержится диоксид углерода. Самые известные из таких вод - это Боржоми, Саирме и Набеглави. Так же есть сульфидные, азотные и кремниевые воды (обычно горячие источники) - Цхалтубо, Тбилиси, Нуниси, Ткварчели, Махинджаури.

Около 15 почвы в Грузии - это известняк, что обуславливает множество отличных пещер по всей стране. Пещера Прометей (Кумистави) расположена рядом с Цхалтубо, Пещера Пантюхина (Абхазия) является одной из глубочайших пещер в мире (1540 м).

Климат в Грузии разнообразный - сырой горный и холодный на Кавказе, сухой степной в восточной части Грузии, и теплый, влажный субтропический на Черноморском побережье.

В Сванетии зима длится почти восемь месяцев, средняя зимняя температура -15 градусов по Цельсию, а в Джавахетии температура порой падает до -30 градусов по Цельсию. На побережье в Аджарии январская температура бывает от +5 до + 23, а вот август обычно самый теплый месяц в этом регионе - температура может подниматься до +35 градусов по Цельсию. В Восточной Грузии температуры тоже разнообразные - в январе около 0 градусов, поздним летом до +24, среднегодовая температура +12 градусов по Цельсию. На юге страны в январе бывает около -2, в августе около +23, а среднегодовая температура +10.

Погода на Кавказе более устойчивая, чем, скажем, в Альпах. В мае - июне на высоких горах все еще может лежать снег - например, в горной части Аджарии в мае некоторые вершины покрыты снегом. Если вы планируете летний отдых в Грузии с посещением высокогорных районов, то лучше выбрать для этого июль и август, но даже тогда температура на высоте 3000 -3500 м может падать до -10 градусов по Цельсию. Но зато где-нибудь пониже в это время года бывает влажно и жарко. Жители Тбилиси и Кутаиси в это время уезжают отдыхать на побережье или в санатории в горах (источник информации http://www.rbgeorgia.com/ru/5065_Geografija_i_Klimat/view/4268/geografia-gruzii.htm).

Общественное снаряжение (на 12 чел.)

Вес, кг.

0.3

Экран 2

Командирский набор

GPS - навигатор (+ запасные батарейки)

GPS – навигатор-2

3,4

Лавлист

0,5

Репшнур расходный 8мм. - 10м.

0,4

Крем от солнца

0.1

Зеркальный фотоаппарат

Газ из расчета 60г/чел. в день (много, достаточно было бы 50г/чел в день).

С собой на первый этап: 6 баллонов по 450 гр. (на 4 дня

На второй этап: 6 баллонов по 450 гр. (на 4 дня)

На третий этап: 4 по 450гр.

Личное специальное снаряжение.

Ледоруб

Каска

Обвязки (вер+низ), 5м. основной на обвязку, репшнур 6мм. (прусик), прусик длинный.

Карабины по 4 шт., + жумар+«восьмерка»,

Очки солнцезащитные

«Кошки»

Палки трекинговые (по желанию).

Рукавицы для работы с веревкой

Личное снаряжение.

Рюкзак.

Накидка от дождя на рюкзак.

Спальник.

Коврик, сидушка.

Фонарик налобный.

Пластиковая бутылка для воды (фляга) – 2шт.

Гамаши (фонарики)

Одежда

Ботинки горные.

Кроссовки легкие или тапки на застежке.

Куртка+штаны водо/ветрозащитные.

Плащ (накидка от дождя)

Флиска теплая (полар).

Одежда на ходьбу (верх - с длинным рукавом, штаны - длинные)

Одежда на сон.

Кепка, панамка.

Шапка теплая.

Перчатки.

Белье.

Носки простые (2-3 пары).

Носки шерстяные (или термо).

Прочее

Билет, заграничный паспорт, полис медицинский.

Спички, зажигалка КЛМН Зубная щетка Туалетная бумага.

Личная аптечка (лекарства от личных болезней, эластичный бинт, витамины)

4.10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.

Затраты на поход:

Еда, газ, аптечка – по 3377р. с каждого.

Билеты на поезд Москва-Владикавказ, по 3500р.

Проезд: Владикавказ- Казбеги (Степанцминда) – 5000р. (на 7 чел, по 715р.).

Расходы в Грузии:

Трансфер: заброски в Сно и Окрокана (на машине из НКР).

Трансфер: конец 1 этапа, Джута-Окрокана – 150 лари./11ч. по 13,63лари

Обед в Казбеги 53лари/11ч.=4,8 лари.

От Окроканы до Казбеги – 80 лари/11=7,27лари

Курс лари: за 1000р - 42-44лари, средний курс за 1 лари 23р

Дорога до моря и обратно до Еревана (на машине из НКР).

Итого: с каждого по 25,7 лари, примерно по 600р. за весь трансфер и обед.

Расходы в Ереване 23 и 24 августа 2014 г., для 4-х участников:

Проживание в хостеле (2 суток) – 24000др.

На такси и маршрутку – 12200др.

Еда – 24600др.

Курс 1р=11,08др.

Итого: всего примерно 5480р/4 по 1370р.

Билеты на самолет Ереван-Москва по 14300р. (для троих участников, которые улетели пораньше, билеты стоили дороже).

Если бы не форс-мажорные обстоятельства, и мы не покупали бы билеты на самолет, то мы вложились бы в бюджет 13500-14000р. с каждого за весь поход. Стихийное бедствие прибавило к этому бюджету еще по 10000р.

4.11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Несмотря на наш экстремальный выход из района похода, поход можно считать успешным! Участники, остались довольны! Все цели и задачи, которые стояли перед нами – были выполнены!

Поход проводился в рамках школы горного туризма базового уровня. Выбранный район и маршрут позволил полноценно осуществить отработку полученных на теоретических занятиях знаний и навыков. Был пройден интересный и насыщенный горный поход 2 категории сложности. За 10 ходовых дней мы посетили очень протяженную, но интересную и красивую долину реки Кистинки, посетили Кельское вулканическое плато и две долины Приказбечья. Протяженность активной части маршрута составила с К-1,2 105,3 км. Прошли два перевала 1Б и два перевала 1А.

Согласно Положения о системе подготовки кадров для спортивного туризма (СП) в РФ по группе дисциплин «Маршрут», раздела 3. Организация и проведение учебных мероприятий, п. 3.7 . «…Категория сложности УТП должна соответствовать уровню учебного мероприятия. Маршруты УТП должны включать локальные препятствия в соответствии с требованиями «Правил проведения туристских СП...». Для УТП допускается сокращение протяженности маршрута на 25 от норматива, при сохранении всего набора определяющих препятствий, характерных для заявленной категории сложности маршрута».

Общие выводы:

Во время похода участники получили необходимый туристский опыт и навыки, необходимые для участия в походе 3 к.с.

В плане исследовательском сделаны хорошие фотографии перевалов в боковом хребте долины реки Кистинка: Казбеги, Шино, ЛераКТ. Сделан подробный анализ по расположению перевалов Эси, в скальном хребте севернее озера Келицад, от пика 3367,2 на юго-западе до 3559,2.Сделаны фото перевалов в верховьях Суатисидон и Мнаисидон: Гимара, Гимара Южный, Молодой Коммунист, Иристон Южный

Выбранный район подходит для совершения походов начальной категории сложности, но он сложен для новичков.

Криминогенная обстановка в Грузии спокойная. Местное население к туристам доброжелательно, русский язык в основном, знает и понимает.

Общие рекомендации:

1. При планировании маршрутов необходимо учитывать сложные погодные условия (частые дожди), нужно закладывать необходимое количество запасных дней в маршрут

4.12. Копия маршрутной книжки.

4.13. Приложения:

- прилагается обзорная и подробная карта маршрута

- фотографии определяющих препятствий и наиболее интересных объектов с похода вставлены в текст отчета

- треки и точки с похода.

- электронная версия отчета на сайте: ФСТ Дмитровского района МО и на сайте Mountain.RU

5. Использованные материалы, карты и фотографии. Слова благодарности!

При подготовке к походу, во время похода и для составления отчета использовались следующие материалы и сайты:

1. Перечень классифицированных перевалов Центрального Кавказа. http://www.mountain.ru/useful/dictionaries/2006/klass/kavkaz1.shtml

2. Топографическая карта местности 1:50 000 (500-метровка).

3. Схема М. Голубева «Южный Кавказ (Грузия)» http://caucatalog.narod.ru/southcaumap/southcaumap.html

4. Расшифровка перевалов схемы М. Голубева http://caucatalog.narod.ru/southcaumap/southcau_passes.txt

5. Карта-схема Б. Савчинского http://www.tkg.org.ua/node/5152comment-14631

6. Расшифровка перевалов по схеме Савчинского http://www.tkg.org.ua/node/5152comment-14631

7. Материалы отчета о горном походе 2 к.с. по Грузии А. Щербатея (т/к «Глобус» http://www.tkg.org.ua/node/17343

8. Карты и схемы с сайта Эдуарда Мануканца http://piligrim-andy.narod.ru/maps.html

9. С.В. Пономарев, Б.В. Беднов «Тепли, Джимарай, Казбек» «ФиС», 1985. http://www.skitalets.ru/books/kazbek/

10. Геоинформационная система Google Планета Земля - Google Earth http://www.google.com/earth/download/thanks.html

11. Геологическая экскурсия по Военно-Грузинской дороге: «Дорога через Дарьял» http://stepnoy-sledopyt.narod.ru/geologia/evgd/doroga_cherez_daryal.htm

12. Сайт « Rainbow Georgia»http://www.rbgeorgia.com/ru/5065_Geografija_i_Klimat/view/4268/geografia-gruzii.htm

В отчете использованы фотографии участников похода. Фотографии в полном объеме можно посмотреть здесь: http://fst-dmitrov.ru/foto.html

Выражаю благодарность и глубокую признательность за помощь в организации, подготовке и проведении похода:

Альберту Андряну и Михаилу Габриеляну, представителям ФСТ НКР http://sporttour-nkr.com/ , за неоценимую помощь в организации забросок в с. Сно и Окрокана, а также большое авто-путешествие к морю и в Армению.

Дмитрию Панову (http://zelpanov.ucoz.ru/) за составление карты для GPS-навигатора.

Михаилу Голубеву (http://caucatalog.narod.ru/) и Вадиму Туркинуhttp://fotki.yandex.ru/users/vadimmesi/ за консультации по маршруту.