Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Руководитель: А.Фатеев, г.Томск

Отчет о горном походе 5 к.с. по Ц.Тянь-Шаню в августе 2013. Часть 1

ОТЧЕТ

о прохождении горного похода пятой категории сложности

по Восточной части Центрального Тянь-Шаня,совершенном группой(г. Томск, Новосибирск)

в период с 1 августа по 29 августа 2013 года

Маршрутная книжка № 0-33-13

Руководитель группы Фатеев А.В.

E-mail: fateev99@mail.ru

Новосибирск- Томск – 2013 г.

1.Справочные сведения.

1.1.Организация похода

Поход организованпри поддержке Томской областной федерации туризма

Маршрутная книжка №0-35-12

1.2. Общие справочные сведения о маршруте количественная характеристика:

вид туризма

к.с.

протяженность активной части похода км.

(с учетом k)

продолжительность похода дн.

сроки проведения

общая

(с заездом)

ходовая

горный

пятая

168

30

24

1 августа – 29 августа 2013 г.

1.3. Район похода:Кыргызстан, Иссык-Кульская область, Восточная часть Ц. Тянь-Шань.

1.4. Справочные сведения о районе.

Ввиду того, что информация о районе широко представлена в литературе и интернете, ниже приводится его краткая характеристика, согласно отчета (http://www.tkg.org.ua/node/21790) -Турклуб КПІ Глобус, Янчевский О.З., 2010 г., с небольшими дополнениями.

«Район Иныльчека или Восточной части Центрального Тянь-Шаня - наиболее высокогорная область. киргизского Тянь-Шаня, ограниченная с севера восточной частью хребта Терскей-Алатау, с запада- меридианом по долине реки Сарыджаз, с юга- границей с Китаем по хребту Кокшаалтау и с востока- Меридиональным хребтом, по которому также проходит государственная граница Киргизии с Китаем. Район характеризуется мощным оледенением, здесь расположены самые высокие вершины Тянь-Шаня - пик Победы (7439 м) и пик Хан-Тенгри (6995 м) - пятая по высоте вершины бывшего. СССР.»

Варианты начала и окончания маршрута практически всегда стандартны. В последние годы считается, что заходить и выходить в высокогорный район лучше в Киргизии: или со стороны ледника Ю. Иныльчек и Каинды, или со стороны ледн. Семенова и Мушкетова. В первом случае добираются автотранспортом до Майдодыра и Ат-Джайлоо (5-6 часов езды от Каракола). Во втором случае едут либо до погранзаставы Эчкили-Таш (культцентр), либо доезжают почти до ледника Семенова (до впадения р. Ашу-тор в р.Сары-Джаз). В этом случае удобно сразу завезти вертолетную заброску в Каркару.

«Административно район расположен в двух республиках- северная часть относится к Казахстану (Нарынкольский район Алма-Атинской области), южная- к Киргизии (Иныльчекский район Иссык-Кульской области). Для въезда в район необходимо оформление пропусков в погранзону. Современная граница между Киргизстаном и Казахстаном формально проходит от пика Одиннадцати в хр. Сары-Джаз по леднику Сев. Иныльчек до Хан-Тенгри и далее до В.Шатер, с обеих сторон ледника Одинадцати при впадении в ледник Сев.Иныльчек расположены соответственно киргиский и казахский МАЛ «Хан-Тенгри»

Основные хребты района имеют широтное простирание. С севера на юг они расположены в следующем порядке: Терскей-Алатау, Адыртор, Сарыджаз, Тенгритаг, Иныльчектау, Каинды-Катта, Кокшаалтау. Единственный хребет, имеющий меридиональное направление, так и называется- Меридиональный и расположен вдоль восточной границы района.

Хребет Терскей-Алатау начинается от пика Одиннадцати в хребте Сарыджаз и в границах района слабо развит, имеет небольшие высоты и слабое оледенение в северных отрогах. Склоны южной экспозиции хребта не имеют ледников и снежного покрова. Небольшой хребет Адыртор имеет такой же характер, небольшие ледники расположены в его северных отрогах, склон южной экспозиции имеет осыпной характер и совершенно не расчленен.

Хребет Сарыджаз начинается от плеча пика Мраморная стена в стыке с Мередиональным хребтом, характеризуется мощным оледенением склонов северной экспозицииюжные склоны имеют менее мощное, но довольно развитое оледенение. Его вершины поднимаются выше 5000 м (высшая точка хребта - пик Семенова-5816 м).Такой характер хребет имеет в восточной части, западнее пика 5063 он довольно быстро деградирует- высоты вершин резко понижаются, резко уменьшаются заснеженность и оледенение.

Южнее хребта Сарыджаз расположен короткий, но чрезвычайно мощный хребет Тенгритаг. Он как бы служит грандиозным пьедесталом изящной пирамиде пика Хан-Тенгри, на километр возвышающийся над гребневой линией хребта. Еще несколько вершин в восточной части хребта превышают по высоте отметку 6000 м, к западу хребет несколько понижается.

Далее к югу поднимаются белоснежные склоны самого могучего хребта бывшего советского Тянь-Шаня- Кокшаалтау с мощными северными отрогами. Вся восточная часть хребта от стыка с Меридиональным хребтом до пика Кирова - это грандиозная заснеженная стена, гребневая линия которой находится на уровне 6000 м. Поднятие в восточной половине этой стены с высшей отметкой 7439 м носит название пика Победы. Западнее пика Кирова хребет плавно деградирует.

От пика Кирова на север ответвляется хребет Иныльчектау, который через несколько километров резко поворачивает на запад и продолжается, постепенно понижаясь, до долины реки Сарыджаз. В восточной части хребет хотя и не может сравниться по высоте с хребтами Тенгритаг и Кокшаалтау, имеет достаточно развитые оледенение и заснеженность.

От пика Красной Армии в хребте Иныльчектау на запад ответвляется сравнительно низкий хребет Каинды-Катта, имеющий развитую орографию северных склонов и совсем нерасчлененные южные склоны. В районе пика Булантор хребет разветвляется на две параллельные ветви.

Меридиональный хребет имеет мощное оледенение и снеговой покров от стыка с хребтом Кокшаалтау на юге до стыка с хребтом Сарыджаз на севере. Дальше к северу он быстро деградирует. Понижение между Меридиональным хребтом на востоке, хребтом Терскей-Алатау на западе, его отрогами на севере и хребтом Сарыджаз на юге заполнено системой Баянкольских ледников.

Между хребтами Терскей-Алатау и Адыртор стекает на запад ледник Семенова, являющийся основным истоком реки Сарыджаз. Крупные ледники северных склонов хребта Сарыджаз являются левыми протоками ледника Мушкетова, текущего на запад. Правых притоков у ледника нет, так как правым бортом ледникового ложа является хребет Адыртор.

Между хребтами Сарыджаз и Тенгритаг на запад течет большой ледник Северный Иныльчек. Его длина - около 30 км. Ледник труднодоступен- его долина находится между мощными хребтами, а горловина долины заперта ледниковым озером Мерцбахера. Озеро образовано стоком ледника Северный Иныльчек, подпруженным ледовой плотиной тела ледника Южный Иныльчек. Регулярно один раз в год, обычно в первой декаде августа (в последние годы все раньше), озеро прорывается вниз по долине..

Между хребтами Тенгритаг и Кокшаалтау течет второй по величине ледник бывшего СССР - Южный Иныльчек. Начинаясь на склонах хребта Кокшаалтау в самой восточной части хребта, он течет несколько километров на север, а затем резко поворачивает на запад. Длина его превышает 60 км. Мощные левые притоки его, залегающее в северных отрогах хребта Кокшаалтау, имееют собственные названия: Звездочка, Дикий, Пролетарский турист, Комсомолец (с востока на запад). Здесь у южного подножия Хан-Тенгри и устья ледника Звездочка расположено несколько МАЛов для восхождения альпинистов на Хан-Тенгри, Победу и другие вершины.

Между хребтами Иныльчектау и Каинды-Катта залегает ледник Каинды длиной около 25 км. И наконец, южнее хребта Каинды-Катта расположен относительно небольшой ледник Куюкап (Койкап).

Район очень интересен для спортивных групп и походов в основном 5-6 к.с. из-за больших высот, технически сложных ледовых склонов, очень неустойчивых метеоусловий, характеризуется высокой лавинной опасностью. Еще Г.Мерцбахер отмечал, что «за шесть летних месяцев - с мая по октябрь – было лишь 9 дней совершенно без осадков». Типично тянь-шаньской считается погодой считается безоблачное небо с утра, первые облака к 11 часам, поностью затянутое небо к 13-14 часам, снег, низкая облачность с 15 до 18-19 часов и к ночи опять ясное небо. При прохождении маршрута в этом районе требуется тщательное планирование, учитывающее как погодные условия, так и особенности рельефа, совершенно не похожего на рельеф того же Памира. В то же время к несомненным достоинствам района следует отнести наличие в сезон регулярной вертолетной поддержки на ледниках Сев. и Ю. Иныльчек, что определенной степени повышает безопасность туристических групп и восходителей.

Туристическое освоение района началось в середине 50-х 20 века и неспешно продолжалось редкими группами до середины 70-х. Затем до перестройки район был закрыт для посещения. С 1988 г началась вторая волна активного освоения района. Было пройдено много новых седловин. И тем не менее, район освоен крайне неравномерно. Основной полюс туристических интерсов прикован к Хан-Тенгри, в то время как периферийные части района освоены крайне слабо».

Полностью соглашусь с последним предложением, в котором метко подмечено «Основной полюстуристическихинтересов прикован к Хан-Тенгри....»

Следует добавить, что в последние годы самодеятельные группы горных туристов посещают этот район все реже и реже. В этом году в течении августа мы не видели ни одной группы. Один из гидов «Аксай-Тревел» сообщил, что слышал, что где-то еще идет одна группа горных туристов.

В основном мы общались с гидами-альпинистами и клиентами коммерческих фирм из Европы. Правда на морене ледника Ю. Инылчек встретили группу самодеятельных туристов из Польши, в которой большинство былимолодые девченки!С ними мы вылетали в конце похода на вертолете.

1.5. Подробная нитка пройденного маршрута:

Р. Сары-Джаз – л. Семенова – ледн.№4 – пер. Комарова(1Б, 4100)- траверс в.4561 (2А) -пер.Удачный(1Б) – ледн.№3- л. Семенова – пер. Опасный(3А, 5250) - ледн. Краснова – ледн.Сев.Иныльчек –МАЛ1- пер. Зап.плече Хан-Тенгри через пик Чапаев Сев (3Б, 6000) - ледн. Семеновского- ледн.Юж.Иныльчек –Базовый лагерь «Аксай-Тревел»- поляна Мерсбахера- Ат-Джайлоу.

1.6. Определяющие препятствия маршрута:

вид препятствия

наименование

к.с.

характеристика препятствия

перевал

пер. Космонавта КомароваВ.М.

скал-лед-осып

вершина

траверс в.4561

лед, скал-лед-осып

перевал

пер.Удачный

снеж-лед

перевал

пер. Опасный

снеж-лед

перевал траверс

пер. Зап.плече Хан-Тенгри через пик Чапаев Сев.

скал -снеж-лед

Пройдено всего препятствий: - 5

Распределение по категорийности:1Б –2

2А - 13А - 2

Максимальная высота: 6102 м (пик Чапаев Сев.)

Максимальная высота ночевки: 5844 (Зап.плече Хан-Тенгри)

1.7. Состав группы:

ФИО

г.р.

опыт

обязанность в группе

Фатеев Анатолий

Васильевич

1958

5 ГР, (Терскей-Алатау),

6 ГУ

Руководитель ,

Фото+ кино

Шлапак Сергей Владимирович

1965

5 ГУ,4 ГУ, 1Р Центральный Алтай

Терскей-Алатау.

Завхоз +

+фотограф

Зиякаев Григорий Ракитович

1975

5 ГУ,4 ГУ, 2Р Ц.Алтай

Терскей-Алатау

участник

Трушкин

Валерий

Владимирович

1964

5 ГУ,4 ГУ, 2Р Алтай,

Терскей-Алатау

Штурман,

кино

Обухов

Михаил

Геннадьевич

1972

5 ГУ,

Терскей-Алатау

Завснар. ремонтник + финансист

Буряков

Станислав

Андреевич

1991

3 ГУ

Алтай,

Терскей-Алатау

завхоз +фотограф

1.8. Адрес хранения отчета наличие кино-, фото-, видеоматериалов.

Отчет, фото- и видеоматериалы хранятся в библиотеке Томской областной федерации туризма, а также у участников и руководителя.

1.9. Выпускающая МКК.

Поход рассмотрен МКК Томской областной федерации туризма № 170 – 00 – 55553050

2.1. Общая идея похода

В 2012г. большая часть группы под руководством А.В. Фатеева прошла на Терскей-Алатоо хороший маршрут 5 к.с., на чемпионате СФО он стал абсолютным призером, на чемпионате МФСТ - отмечен бронзовыми медалями. Поход был посвящен томскому горному туристу В.А. Неудахину, умершему в горах в 2011г.

В 2013 году участники проявили желание сходить в Восточную часть Центрального Тянь-Шаня с основной целью – посмотреть район с попыткой восхождения на пик Хан-Тенгри.

2.2. Организация и подготовка похода

При разработке маршрута использовались материалы интернета, консультации с членами МКК и опытными туристами г. Томска и Новосибирска, а также большой набор файлов, полученных от М. Ворожищева. В частности там имеется подробная бланковка района масштаба 100 000(?) , которая помогла правильно определиться в орографии хребта Адыр-тор, но пройдя траверс вершины, оказалось, что она имеет неточности в этом месте. С этой бланковки взята высота отметка вершины – 4561.

На этапе разработки похода рассматривалось несколько вариантов маршрута, но во всех предусматривалось прохождение перевала Западное плечо Хан-Тенгри.

Михаил Ворожищев предложил заходить через перевал Тюз, Средний (или Чон-Таш) и далее по леднику Мушкетова…. Этим вариантом мы начинали с В. Будниковым в 1989 году, и мне он не понравился по причине своей длины. Но в те годы я был молод и расстояния особого значения не имели. Сейчас я уже более взрослый, не хочется долго тащить рюкзак, тем более мне не нравится ходить одинаковым путем.

Григорий Сальников из Новосибирска агитировал за южные районы и показывал красивые фотографии. Предложенные варианты я отклонил по одной простой причине – длинные подходы к основной цели – пику Хан-Тенгри. Потому как, общаясь с некоторыми участниками, я понял, что именно восхождение на этот пик представляет главную цель.

Кроме того встретил в интернете (http://ktu.spbu.ru/forum/viewtopic.php?t=6525)

эмоциональное описание начала похода в 2012 г. по Южному Иныльчеку с прохождением перевала Шокальского. Группа из Клуба Туристов Университета (в прошлом — туристская секция ЛГУ) планировала пройтипятеркус восхождением на Хана.

Вот выдержки из их похода(как есть).

Вчера стояли под стеной, связи не было. У нас все хорошо. Закончили с Шокальским, вышли на Южн. Иныльчек, второй день боремся с моренами. Сначала они впечатляли, восхищали, удивляли... Достали ))). Дошли до лед. Комсомолец, тут кормят мясом ), если будут силы после еды, поползем дальше в сторону МАЛа.

31/07 11:54

Вчера Иныльчек показал нам, что он не зря был вторым в Союзе. На последнем издыхании ввалились в МАЛ, только грандиозные виды Победы, Хана и близость пива двигали нас впедер ). Сегодня дневка!

02/08 10:23

Приняли решение на Дикий и Важу не идти, так как перила оказались не готовы. Высотную акклиматизацию будем последовательно набирать на Хане. Сейчас мы в первом лагере с юга на 4300, завтра идем во второй на 5300.

Смс от 05/08 07:21:

Вчера лавины не пустили нас на вершину. Мы отступили. Прекращаем поход, возвращаемся в МАЛ. Все здоровы!

Читая записи, я понял, что этим путем заходить не стоит.

Зная, что в 2012 году в это район ходила группа О. Мешкова из Новосибирска, то выбран вариант близкий к их маршруту. Заезд на автомобиле запланирован вдоль реки Сары-Джаз до слияния с р.Ашу-тор откуда до языка ледника Семенова около 10 км.

В итоге на август запланирован линейный перевальный маршрут 5 к.с. с траверсом двух вершин и радиальным восхождением на пик Хан-Тенгри с перевала Западное плечо Хан-Тенгри.

Известно, что от правильной акклиматизации во многом зависит успех похода, поэтому в хребте Адыр-тор решено сделать небольшое акклиматизационное кольцо с прохождением траверса вершины высотой более 4500 м. Для облегчения рюкзаков на морене ледн. Семенова оставляется заброска. Дальше начиналась линейная часть маршрута. Очень тщательно был проработан траверс в.Семенова(5816) со спуском на перевал ЛКТ и ледник С.Инылчек.

Взяли облегченный вариант ледового самосброса, который по просьбе С. Шлапак сделал Слава Парамонов(т/к Пинелопа). Купили три основных 10-мм веревки по 50 метров. Одна палатка 3-х местная RedFox и 4-х местная Normal. Сергей раздобыл GPS (Garmin etrex 20) и занес в нее карту района, но помощи от этой игрушки в походе я не заметил. Хотя координаты и точные(?) высоты она, вероятно, определяет достаточно правильно, по крайней мере, путь трека (маршрута) построить вполне можно и надеюсь правильно.

Для оперативной связи в конторе «Бабки-деньги-баки» ( ……газпром) нам дали спутниковый телефон (но, дозвониться в Киргизию, как и в прошлом году с него не получалось, хотя в Россию «выходишь» без проблем).

Тем более на середине маршрута выяснилось, что по неосторожности телефон где-то включился и аккумулятор оказался почти разряжен.

Первоначально планировало идти в горы семь участников: полностью томский состав прошлогоднего похода и молодой парень из секции «Амазонки»- Стас Буряков. Он ходил только в горную тройку с Кучумовой Л. в 2012 году. На всех участников предварительно (еще весной) куплены билеты на самолет. Но буквально за одну неделю до отлета звонит Лена Мандракова и сообщает, что из-за проблем со спиной она в поход идти не может. В мае она сплавлялась по реке, ее напарница утонула, а Лену тащило почти два километра, она еле выбралась и повредила позвоночник.

За день до вылета звонит Таня Родионова (подруга Светы Обуховой). Говорит, что Михаил Обухов постоянно кашляет, в гималайском треке в мае он простудился и в легких какие-то спайки. Я ее успокаиваю, сообщая, что у нас есть запасные варианты, и я буду учитывать его состояние. На рожон лесть не будем.

В итоге осталось шесть участников и у некоторых имелись определенные проблемы со здоровьем. А район считается одним из самых суровых в бывшем Союзе.

2.3 Логистика (Заезд в район похода и выезд)

В столицу Киргизии г. Бишкек прилетели на самолете авиакомпании Эйр Бишкек(KR732,731). Стоимость билета туда-обратно около 11500 руб. (покупали весной в Томске).

В аэропорту Манас нас встретила машина марки Honda StepWGN. Ее мы предварительно заказали у Ханина Игоря по цене110 евро. Для семи человек она бы оказалась тесной, несмотря на то, что рюкзаки были не очень большими. Шесть человек с кулями загрузились очень плотненько, но как говорится «в тесноте, да не в обиде».

Перед Балыкчей (Бывшее «Рыбачий») заехали в новое кафе, где на улице стояли яркие цветные пальмы с красивой иллюминацией. Еда очень понравилась, ели как всегда манты, но я взял бешбармак – типа «мясо с бульоном». Все свежее, вкусное и не очень дорогое. На обратном пути решили обязательно заехать. Вывеска на кафе горела крупными зелеными огнями – Боз Салтын, что по-киргизски означает «Светлая прохлада». Оказывается, у киргизов есть фильм с таким названием.

Глубокой ночью добрались до Каракола и заехали во двор большого Ханинского «хозяйства», поздоровались и сказали Игорю, что мы остановимся на улице Кравцова (Шапак),96 у своих товарищей, а завтра к нему приедем.

3 августа в 5 ч. утра за нами на ул. Кравцова заехал УАЗ-452 (в народе называется «Буханка» или «Таблетка»). На нем мы доехали до слияния рек Ашу-тор и Сары-Джаз примерно к 15-00. Стоимость поездки 220 евро.

Группа выходила по леднику Южн. Иныльчек до базы «Ат-Джайлоо», от которой можно уехать до Каракола на машине. Стоимость у Ханина – примерно 200 евро.

От КультЦентра (это на р. СарыДжаз) цена транспорта составляет 170 евро, которые мы отдали Ханину предварительно еще в Караколе.

База «Ат-Джайлоо», в домиках расположена фирма ОсОО «Тур-Хан-Тенгри»( www. Tour-khantengri.com). (Фото 1)

Ее директор Татьяна Владимировна отнеслась к нам с пониманием и оказывала необходимую помощь, как-то – предоставляла телефонную связь, обеспечивала продуктами (разумеется за плату), разрешила ставить палатки бесплатно, но не на зеленой ухоженной поляне, а чуть подальше в кустах, также нам разрешили помыться в бане (на фотографии виден желтый вагончик на берегу чистой речки)и даже бесплатно.

Она сообщила также, что ее расценки по транспорту более приятные, чем у Ханина.

На базе «Ат-Джайлоо» нам сообщили, что район закрыт на карантин, но благодаря усилиям Игоря Ханина мы улетели на вертолете 28 августа до Каркары за умеренную цену – 1000 долларов с группы (за 5 человек).

Фото 1 База «Ат-Джайлоо»

От Каркары до Каракола машина стоила 50 евро, но если ехать от Каракола до Каркары, то - 70 (расценки Ханина И.)

На машину Урал (или Зил) с будкой сели вместе с группой поляков и полячек, которые нас угостили лепешкой и сыром.

В ночь 28 августа за те же 110 евро уехали на микроавтобусике марки Honda StepWGN, а после обеда 29 - успешно прилетели в аэропорт Толмачево г. Новосибирск.

2.4. Аварийные выходы с маршрута.

В данном районе в случае аварийной ситуации может быть два основных способа действия:

1)Вызов вертолета по спутниковому телефону,его надо иметь обязательно. И хотя на Сев. и Южн. Инылчеке стоят базы коммерческих организаций, но они могут неожиданно вылететь. Когда мы спустились на Сев. Инылчек и нашли базу Казахских альпинистов (Валиева), то она оказалась совершенно пустой, все улетели на вертолете до нашего прихода. И это середина августа, точнее 15 число.

2) Спуск по Северному или Южнному Инылчеку.Но это сложный и долгий путь, так как на Северном Инылчеке надо пройти не только длинный ледник, но и озеро Мерцбахера.ЮжнныйИнылчек еще длиннее, но там гораздо «многолюднее», есть «хорошая» тропа и большая вероятность встретить группы или гидов.

С северного Иныльчека, вероятно лучше и проще выходить на юг через наиболее простой перевал Одинадцати, сейчас он стал 2Б к.с.

В аварийной ситуации предполагалось действовать по обстановке, учитывая «Правила проведения соревнований спортивных туристских походов. Кодекс путешественника».

2.5. Страхование и регистрация в МЧС

На срок с 7.08.2013 по 22.08.201 каждый участник был в обязательном порядке застрахован. Оформлялись так называемые медицинские страховки, включающие транспортировку до медучреждения и медицинское обслуживание. Страховая сумма 500 000 рублей.

Компания – УралСиб Страховая группа. Гарантия. Стоимость – 720 руб/чел.

Управление МЧС по Иссыкульской области находится недалеко от центра города, на пересечении улиц Токтогула и Кравцова. Чтобы встать на учет, необходимо персонально руководителю или участнику явиться в Управление.

Наша группа встала на учет сразу по прибытии в г.Каракол, 2 августа. Снялась с учета 28-го августа.

2.6 Телефонная связь.

Находясь на территории Кыргызстана конечно оптимально по цене использовать подключение через местную сим-карту. В Кыргызстане это операторы «bitel» или «megacom»(стоимость подключения 200-250сом или 150-200руб.)

Использовать сотовую связь на маршруте не представляется возможным. Самым надежным средством связи на маршруте в настоящее время является только спутниковый телефон. Связь конечно не дешевая, но в экстремальных ситуациях просто необходимая. Мы использовали спутниковый телефон подключенный к системе Globalstar.

Рекомендуется настоятельно проверить, чтобы обязательно устанавливалась связь с Киргизией. Кроме того, в маршруте необходимо снимать аккумулятор, так как возможно случайное включение телефона и, следовательно, разрядка батареи. А зарядить ее, даже в базовых лагерях совершенно невозможно. По крайней мере, у нас не получилось. Обычно заряда батареи хватает на все время нахождения на маршруте.

2.7. Изменения маршрута и их причины.

Заявленный нами маршрут пройден частично в связи с чрезвычайно плохой и неустойчивой погодой в этом районе. Практически больше половины дней пребывания в высокогорной части нас сопровождали ветер, метели и снегопады, что естественно увеличивало лавиноопасность склонов и перевалов. Даже при выходе по леднику Ю. Инылчек 25 августа на поляне Мерцбахера палатки завалило снегом, да еще каким – за ночь насыпало чуть ли не полметра.

Как обычно на хребте Терскей-Алатау, так и на хр. Адыртор и леднике Семенова после обеда с западной стороны подтягивались черные тучи, и к 16-17 часам начинался дождь.

Поднявшись на пер. Опасный нас накрыла непогода, которая продолжалась почти неделю. Сильный ветер с обильным снегопадом ухудшали видимость, значительно затрудняя движение группы. Две ночи сидели в мульде на перевале в полном «сифу», потом в плотном тумане и, утопая в глубоком снегу, спустились на верхнее плато ледн. Краснова. Один день «раскручивали» ледопад, сутки нас засыпало снегом, но потом в течение дня проходили по трещине ледопад и затем спускались по глубокому снегу.

Внизу на леднике С.Инылчек и при подъеме на перевал Зап. плечо Хан-Тенгри стояли ясные и солнечные дни. Но как только вышли на седловину перевала нас опять накрыл «сиф» в виде ветра со снегом и туманом. На второй день отсидки решено в непогоду спускаться на ледник Ю.Инылчек.

3. График пройденного маршрута.

дата

Ход.

день

участок пути

пройденного

маршрута

Акт.

способом,

км

Характер пути, естественные препятствия, опасные участки

Метеоусловия

Ходовое время

Способы передвижения

1-2.8

Томск-Н-ск-Бишкек- г. Каракол

-

Солнце, жара

Самолет, авто

3.8

г. Каракол - слияние р Ашу-тор- Сары-Джаз

-

Асфальт, горная дорога, два певала

Солнце, облачно

Авто

4.8

1

слияние р Ашу-тор- Сары-Джаз - Под л. Семенова (3700)-

10

травяные склоны, переправа через реки

Облачно, дождь

6

пешком

5.8

2

Под л. Семенова (3700)- ледник №4

8

Осыпи, морены, ледник, трещины, скалы, мокрые камни, речки в ледяном желобе

С утра ясно, облачно, дождь

6

-/-

6.8

3

ледн. №4 - пер. Комарова -траверс пика 4561-пер. Удачный - ледн. №3

8

Осыпи, морены, ледник, трещины, скалы, мокрые камни

С утра ясно, к обеду дождь, туман, ветер

10

-/-

7.8

4

ледн. №3- ледн. Семенова - под пер. Мушкетова

8

Осыпи, морены, ледник, трещины, крутые скалы, мокрые камни

Облачно, после обеда дождь, снег

8

-/-

8.8

5

под пер. Мушкетова -ледн. Семенова - под пер. Опасный

5

Скалы, осыпи, снежники,морены

Облачно, дождь, мокрый снег

6

-/-

9.8

6

под пер. Опасный - на седловине пер. Опасный

4

Ледник, трещины, снег, лед

Облачно, изредка разъяснивает, к вечеру снег, ветер.

8

-/-

10.8

7

на седловине пер. Опасный –

Ледник, трещины, снег, лед

Облачно, сильный ветер, снег

-/-

11.8

8

пер. Опасный - спуск на ледопад Краснова

2

Ледник, трещины, снег, лед

Облачно, ветер, снег

6

-/-

12.8

9

В верхнем ледопаде Краснова

2

Трещины, карнизы снег, лед

Облачно, ветер, снег, но изредка разъяснивает

8

-/-

13.8

10

В верхнем ледопаде Краснова

Трещины, карнизы снег, лед

Облачно, ветер, снег

-/-

14.8

11

Спуск на ледн. Сев Иныльчек

6

Трещины, снег, лед

Облачно

7

-/-

15.8

12

ледн. Сев Иныльчек МАЛ-1(заброска)

8

Морены, снег, лед

Облачно с прояснениями

5

-/-

16.8

13

Дневка

ясно

-/-

17.8

14

МАЛ-1- Лагерь 1

2

Трещины, снег, лед

ясно

8

-/-

18.8

15

Лагерь 1- Лагерь 2

1

скалы снег, лед

ясно

8

-/-

19.8

16

Лагерь 2- пер. Зап. Плечо

1

Трещины, скалы снег, лед

С утра ясно, к обеду облачно, к вечеру – ветер, снег.

7

-/-

20.8

17

пер. Зап. Плечо – «сиф»

Скалы, карнизы снег, лед

Ветер, туман, снег.

-/-

21.8

18

пер. Зап. Плечо - Семеновского

3

Трещины, карнизы снег, лед,скалы

Ветер, туман, снег.

9

-/-

22.8

19

нижн. часть ледн Семеновского - Ю. Иныльчек МАЛ2(заброска)

10

Трещины, снег, лед,камни

Облачно с прояснениямим

8

-/-

23.8

20

МАЛ2-ледн. Ю. Инылчек

14

Морены, камни

Облачно с прояснениями

8

-/-

24.8

22

ледн. Ю. Инылчек -поляна Мерцбахера

17

Морены, камни

Облачно, ночью валит снег.

9

25.8

23

поляна Мерцбахера – «Ива»

15

Камни, тропа, осыпи, переправы

До обеда идет снег, к вечеру облачно.

8

26.8

24

«Ива»– Ат-Джайлоо

16

Камни, тропа, переправы

Редкая облачность

8

27.8

Ат-Джайлоо Карантин «Чума»

ясно

28.8

Ат-Джайлоо Каркара - г. Каракол

Вертолет, авто

29.8

г. Каракол -Бишкек-Н-ск

активным способом передвижения пройдено км.

140

с учетом коэффициента пересеченной местности:k = 1,2

168

3.1 GPS-координаты основных точек

Место

долгота (lat)

широта (lon)

высота

дата

Стоянка1

42.394

79.845

3315.58

Стоянка2

42.3229

79.9498

4065

5

пер. косм. Комарова

42.3116

79.946

4213

6

тур возле вершины

42.3137

79.9573

4505

6

вершина купол (на восток от тура)

42.313

79.9624

4575

6

пер. Удачный

42.3104

79.9701

4367.74

6

Стоянка4

42.3436

79.9861

3851.66

6

Стоянка5

(на ледн. Семенова)

42.3173

80.0408

4013.95

7

на ледн. Семенова (ст6)

42.3041

80.0863

4256.17

8

пер. Опасный (в мульде,ст7)

42.2872

80.1054

5060.98

9

На ледопаде Краснова (ст9)

42.2743

80.0996

4621.56

11

Краснова-Юж.Иныльчек(ст11)

42.2479

80.0887

3818

14

МАЛ-База

42.251

80.1581

4007.78

16

Лагерь1

42.2307

80.1564

4660.15

17

Лагерь2

42.2228

80.1516

5482.5

18

Чапаев С. ("Петька")

42.2176

80.1459

6102

19

пер.Зап плечо Хан-Тенгри(Седло)

42.2162

80.1554

5844

19

Перед "мышеловкой" (5300)

42.2031

80.1517

5343

21

Внизу ледн. Семеновского

42.1831

80.1601

4440.37

22

"Аксай-Тревел"

4000

23

"Комсомолец "

42.1492

79.9374

3671.84

24

Поляна Мерцбахера

42.1653

79.8164

3429.65

25

"Ива"

42.1916

79.6366

2900.71

26

Водопад (прижим)

42.1757

79.5329

2787.2

26

Ат-Джайлоо

42.1486

79.4447

2714.14

27

3.3 Схема пройденного маршрута с местами ночевок (стоянок)

4. Дневник и техническое описание прохождения маршрута

В описании ориентация сторон – орографически (кроме оговоренных особо – по ходу), время – местное.

4.1. пер. Космонавта Комарова В.М. (1Б,4100)

Расположение:хребет Адыр-Тор

Соединяет:лед.Семенова - ледник №4 и ледн. Мушкетова

  • Номер в классификаторе: 2.1
  • Характер: сн-ос

Требуемая квалификация участников:опыт прохождения перевалов 1А

Дата прохождения: 6августа 2013г., со стороны ледн. №4. Снята запискатуристов г. Москвы под рук. Ярошевского от - .-.1987 г.

Время прохождения: от места ночевки на ледник №4 до седловины – 1 ч 00 мин.

Снаряжение, используемое группой: веревка,высокогорные ботинки, ледорубы, каски

Описание тактики прохождения перевала.

Место ночевки 5 августа выбрано примерно в средней части ледника №4, на расстоянии около 3 км от ледника Семенова. С места ночевки вышли в 7-15.

Ледник широкий и ровный, в верхней части, почти под перевальным взлетом видны очень редкие трещины, но относительно надежный наст позволяет идти без использования снегоступов. Но если замешкаться с выходом, то к 9-10 утра снег будет проваливаться, а его количество с высотой увеличивается, доходя до полуметра.

Фото 2 Вид на перевал Комарова со стороны ледника №4.

Слева хорошо виден гребень, ведущий к вершине 4561(Фото Бурякова С.А.)

Группа шла двумя связками и за одну, но хорошую «ходку» поднялись на седловину перевала. Максимальная крутизна перевального взлета перед седловиной не превышает 25 градусов.

Записка лежала в сильно ржавой железной банке завернутая в фольгу.

Сохранность очень плохая, но год и фамилия руководителя и даже некоторые участники читаются.

Руковдитель Ярошевский, год 1987 (Фото 3).

Фото 3 Фрагмент записки, снятой на перевале Комарова

26 лет никто не ходил через этот перевал, почему-то многие любят соседний – Удачный, возможно благодаря хорошему названию.

Но первый раз поднялись на этот перевал в 1967 году ( отчет № 1629) и тоже со стороны л. Семенова. Вероятно, наша группа вторая, которая вышла на перевал с этой стороны.

На седловине нашли ржавый и смятый газовый баллон, интересно – чей он.

На фото 4 - слева тянется ледник Мушкетова, на который можно спокойно спуститься по простой осыпи, протяженностью не более 200 м. Справа - спуск на ледник №4.

Фото 4 Вид на седловину перевала Комарова от начала подъема на в.4561. (Фото Бурякова С.А.)

4.2 Траверс вершины 4561(2А)

Расположение:хребет Адыр-Тор между перевалами Комарова и Удачный

Требуемая квалификация участников:опыт прохождения перевалов 1А-1Б

Дата прохождения: 6августа 2013г., со стороны перевала Комарова.

Время прохождения: от перевала Комарова до перевала Удачный – 3 ч 00 мин.

Снаряжение, используемое группой: веревка,высокогорные ботинки, ледорубы, каски

Гребень идущий в восточном направлении от седловины перевала не представляет технической трудности.( Фото 4, 5) В строну ледн. Мушкетова он опускается пологими каменными осыпями, на северной стороне – крутой снежно-ледовый склон с карнизами. Оптимальный путь по гребню лежит между камнями и краем снежника.

Фото 5 Вид на гребень от перевала Комарова(Фото Бурякова С.А.)

От седловины перевала Комарова вдоль гребня на восток хорошо видны два больших снежных купола. Подъем на ближний купол - более крутой, на дальнем куполе с правой стороны заметны выступы скал или камней. Там сложен большой тур из камней, от него отходит отрог на север..

Мы шли по середине гребня и на первый снежный купол поднялись прямо в «лоб» - это самый крутой участок всего маршрута, крутизна до 40 градусов, но хорошие ступени позволяют надежно идти в связках. Выше купола (Фото 6, 7) крутизна гребня уменьшается, путь пролегает по крупной осыпи до второго снежного купола, где на камнях мы увидели большой тур. Но записки не нашли, написали свою и оставили в капсуле.

Согласно топографической схеме (Фото

От тура к востоку по гребню простирается широкий снежный склон (Фото 6)

Здесь мы первый раз одеваем снегоступы и медленно движемся в сторону широкого снежного купола на востоке. Это и есть вершина 4561.

Фото 6 Вид на гребень после первого снежного купола

(Фото Бурякова С.А.)

От тура выше на север простирается широкое снежное плато, по которому можно выйти на северный отрог хребта Адыртор и спустится на перемычку между ледниками №3 и 4. ( Фото 7, 8)

Фото 7 Вид на запад с в. 4561 и маршрут траверса (Фото Бурякова С.А.)

На вершину 4561 группа вышла в 12-00 и где сделали коллективную фотографию( Фото 9).

Фото 8 Вид на север с вершины 4561 (Фото Бурякова С.А.)

Фото 9 Группа на вершине 4561. ( Фото Фатеева А.В.)

С вершины открываются замечательные виды на соседние хребты (Фото 7,8,10)

Фото 10 Вид с вершины 4561 на верхнюю часть хребта Сары-Джаз (Фото Фатеева А.В.)

4.3. пер. Удачный (1Б,4200)

Расположение:хребет Адыр-Тор

Соединяет:ледн. Мушкетоваи ледник №3

  • Номер в классификаторе: 2.9
  • Характер: сн-лед-ос

Дата прохождения: 6августа 2013г., со стороныпика 4561. Снята запискатуристов МГУ под рук. Сергина от 16.07. 2010 г.

Снаряжение, используемое группой: веревка, спусковые устройства,высокогорные ботинки, ледорубы, каски

Описание тактики прохождения перевала.

В 12-15 начали спуск с в. 4561 в сторону пер.Удачный.

Фото 11 Вид на седловину перевала Удачный (Фото Бурякова С.А.)

К 13-00 по пологому, но снежному и скользкому склону группа спустилась на седловину перевала Удачный, где приготовили чай и хорошо поели. Снег мокрый и прилипает к снегоступам.

Тур достаточно больших размеров находится далеко на восточном крае седловины, в нем обнаружили записку группы туристов МГУ под руководством Сергина К.С. от 16 июля 2010 года.( Фото 12). Вот так. Я думал, что мы найдем записку 2012 года группы из Новосибирска. Ан нет, они тур не нашли ?, или не захотели искать.

Фото 12 Записка с перевала Удачный

Спуск на ледник Мушкетова трудности не представляет – простая пологая осыпь с крупными камнями протяженностью 200-250 метров. Но на ледник №4 гребень обрывается снежно-ледовым крутым склоном с карнизами (Фото 11,13).

Фото 13 Вид на седловину перевала Удачный со стороны ледн. №3 и путь спуска группы (Фото Фатеева А.А., 2012)

В верхней части он практически вертикален и необходимо найти оптимальное место, чтобы повесить веревку. Одной веревки длиной 50 метров хватает, чтобы спуститься и пройти бергшрунд. Внизу очень глубокий и мокрый снег, в верхней части – пористый лед, но ледобур закрутить можно. Последний участник (С. Шлапак) спускался с нижней страховкой (М. Обухов). Ниже бергшрунда можно идти в связках.

На спуск до ледника группа затратила около одного часа, ледник закрытый с многочисленными трещинами.

Внизу, на пологой части ледника одели снегоступы и через два часа дошли до почти «голого» льда. Мокро и бежит множество ручьев.

К 18-15 вышли на правую боковую морену, где разбили бивуак. Высота 3900.

Можно было, конечно спуститься ниже на морену ледника Семенова, там солнце освещало на час дольше.

На Фото 14 приведена панорама начальной части маршрута, за вершиной 4183 находится ледник №3, ведущий к перевалу Удачный

Фото 14 Вид на ледник Семенова и северные отроги хр.Адыр-Тор

(Фото Бурякова С.А.)

Ниже приведена схема начального участка маршрута на одном из вариантов бланковки (Фото 15а) с местами ночевок и перевалами космонавта Комарова и Удачный.

Эти варианты бланковок взяты из папки от Ворожищева. Кто их автор, и какого они года остается неизвестным. Правильный вариант представлен на фото 15б, данные GPS отражены в разделе 3.1 .

Фото 15а Путь группы на бланковке, рисовка изолиний в районе в. 4561 не верна

Фото 15б Правильная рисовка изолиний, соответствующая действительности в районе отм. 4468, восточнее ее находится более высокий купол.

Данные GPS

- тур возле отм.4468 – 4505 м.

- снежный купол восточнее отм.4468 – 4575 м.

Выводы

Целью этого кольца являлась высотная акклиматизация с подъемом на высоту свыше 4500 метров. Кроме того, хотелось пройти и посмотреть участки гребня Адыр-Тор, которые очень редко посещаются горными туристами. Последний раз, согласно найденной информации, перевал Комарова и траверс вершины4561проходила группа москвичей под рук. Ярошевского в 1987 году. Но они поднялись с ледн. Мушкетова на пер. Удачный и далее шли на запад через вершину и спустились на пер. Комарова и ледн. №4.

Этот хребет представляет интерес конечно в основном для акклиматизации перед выходом в «большие горы», также вершина 4561 является хорошей обзорной точкой с которой отлично виден не только снежный Сары-Джаз, но и соседний хребет Терскей-Алатау. Между ледн. №3 и №4 имеется седловина, впервые пройденная «насковозь» в 1972 г. (отчет №2577). Перевал назван Боковым(4000,1Б), спуск и подъем по осыпи.

Надо отметить, что сложность пер. Комарова ( согласно классификатору – он 1Б) представляется завышенной. По факту – это 1А, в то время как перевал Удачный ближе к 2А, как он и был первоначально. Оба перевала – односторонние, спуск на южную сторону на ледник Мушкетова очень простой. Траверс вершины я оценил бы как 1Б туристкая.

Часть 2 >>>>>>>>>>>>


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2017 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100